ых

~

oa VRC BS eo Se ee

mates =

{)

ge

к и

А

=>

—_—

В МАЯ 1941 Г,

ВТОРНИК
бы

№ 105 (759)

Цена 15 копеек

Выступление товарища И. В. Сталина в Большом Кремлевском дворце 5 мая 1941 года на торжественном собрании, посвященном выпуску командиров,

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

ОРГАН.
НАРОДНОГО
КОМИССАРИАТА

ВОЕННО-МОРСКОГО
ФЛОТА СССР

окончивших военные академии.

Фото М. Калашникова. («Правда>).

И И аи о нее О a re ere re en TST ST h Ace ee oe a aoe

Торжественное собрание в Большом Кремлевском дворце,

Важное

культуры корабля

(5разцовая чистота Ha корабле — один
13 признаков морской культуры, показатель
зысокой организованности, четкости в ра-
Gore, дисциплинированности личного со-
слава корабля. И, наоборот, «трязь есть
неизбежный спутник и источник расхля-
банности, раснгатанности дисциплины, раз-
боаиности, отсутетвия порядка...» (Из
решений ХУШ Всесоюзной конференции
ВКП(б).

Действительно, если люди не приучили
бя к постоянной чистоте и опрятноети,
ли они неряиьливо одеты, то можно смело
смазать, что опи и к делу относятся не-
брежно, что и техпика у них тоже не в
бстящем состоянии.

На флоте имеется немаяою кораблей и
частей, где чистота и культурность вошли
вповеохневный бъыг-военных моряков. Люди.
есь всегда опрятно одеты, подтянуты, аж-
пуратны, В чистоте и образцовом порядке
держатся не только палубы, борта, над-
тройки и другие наружные части корабля,
1 и «укромные» уголки корабля — трю-
уы, различные выгородки и т. п.

Корабельный устав указывает, что «для
дотижения надлежалцей чистоты корабель-
ных помещений производятся приборки по-
рядком, установленным в соответотвующих
льях настоящего Устава». Огромную
юль в проведении малой и большой прибор-
KH играет главный боцман корабля. Он
пепосредственно руководит работами, вме-
№ с другими лицами начальствующего
‘става проверяет качество приборки.

Хорошо организует работу на приборке
боциан мичман т. Еремин (Черноморский
блог). Еще с вечера предыдущего дня он
обеспечивает людей к утренней приборке
Been необходимым. Выделенные старшины
приборок заблатовременно получалот ветошь,
у и другие материаль. Щетки закреп-
лены за определенными бойцами. Каждый
3 пих старается как можно дольше сохра-
нить и использовать свою щетку. Приборка
начинается сразу же после. сигнала, и от-
ведениое на нео время используется пол-
ностью. Вее участки на этом корабле зак-
реплены за. определенными людьми, © ко-
торых бопман, всегда присутствующий на
приборках, требует хорошего качества, раз
боты, ты

Tuk xe организует приборку и тлавный
боцман другого корабля мичман т, Жуков.
Проводя эту работу строго по уставу, он
содержит корабль в чистоте. В отличие от
утих кораблей, здесь мусор никогда не
выбрасывается в бухту, а вывозится па
катерах в определенное место и сжигается,
В чистоте содержатся и трюмы этого ко-
рабля.

Мичианы чт. Ависов, Cropoxes, Esrpa-
бов могут служить примером для боцманов
других кораблей. Старая морекая поговорка
гласит: «Каков боцман, таков и корабль».
Веспитание в краснофлотцах потребности
повседневно жить в чистоте, привитие им
Нвобходимых навыков морской культуры
являя первейшим делом этих боцма-
ов-— ближайших помощников командова-
ия корабля,

Говорят, что по виду каюты, по тому,
Какой там порядок, сразу можно узнать, на-
сколько кульгурный и любящий свой ко-
рабль командир живет в ней. И это верно.

что этого можно добиться лишь в том слу-

условие

Тот командир, который действительно чув-
ствует, что корабль его дом, — обычно
самый строгий поборник чистоты и опрят-
ности в своем жилище. Его каюта, — об-
разец порядка. Таких командиров у нас
немало. Например, в калоте командира
т. Петрова веетда чисто и уютно. Здесь
все вещи лежат на, своих раз и навсегда
определенных местах, все нужное коман-
диру находится под руками. Любую спраз-
ку, любой документ можно найти быетро.
В каюте никотда, не увидишь разбросанных
обрывков бумаги, окурков, огрызков_ ка-
рандашей — атрибутов бескультурья, ко-
торыми, к сожалению, еще изобилуют каю-
TE отдельных командиров. По каюте коман-
диров можно судить о чистоте нах корабле.
Не могут похвастаться чистотой на под-
водной лодке, где помощником командира
корабля старший лейтенант т. Сухорученко
(Северный флот). Здесь можно вотретить
неряшливо одетых бойцов, от которых недо-
статочно требуют, чтобы они не только сами
были опрятными, но и бодержали в чисто-
те вверенные им механизмы. Внентность
корабля заставляет желать лучшего. По-
краска, и та произведена ‘небрежно.
Борьба за чистоту не может распростра-
нятьея только на корабельные помещения.
Это еще далеко не все. Личный состав ко-
раблей прежде всего обязан бороться за
чистоту вверенных ему механизмов. Вуль-
турно экснлоатируют механизмы там, где
не допускают и малейшето появления гря-
зи на них. где ржавчина, потеки. краски,
масла, захламленность площади около ме-
ханизмов совершенно исключены. Яено,

чае, если соблюдение чистоты и порядка
в любом деле вошло в привычку бойцов и
командиров.

На многих кораблях укоренилось одно
неправильное мнение. Считается, что за
чистоту надо бороться до того момента,
пока корабль не встал на ремонт. Сеыла-
ach на «специфику обстановки», считают,
что во время ремонта можно не так тща-
тельно делать приборку. И корабль, стоя
у стенки завода, быстро приобретает до-
вольно непривлекательный вид: Краска
пообтерта, всюду мусор, кормовой флат,
И Tor пб отличается чистотой. Необходимо
и во время ремонта поддерживать на ко-
рабле чистоту. я

Ремонтные предприятия еигнализируют,
что личный состав кораблей, находящихся
в ремонте, не всегда соблюдает чистоту.
Весь мусор, например, нужно свозить в
указанное администрацией завода место, ме-
жду тем’ он сваливается непосредственно
на стенку, в нескольких. шагах г корабля.
Такие явления можно еше наблюдать на
стенке любого ремонтного предприятия.
этим надо покончить. Ветавший на ремонт
корабль остается ‘военным кораблем, и
личный состав не должен ослаблять борьбу
за чистоту и опрятность как на самом Ео-
рабле, так и вокруг него.

Чистота и порядок дисциплинируют лю-
дей, приучают их к аккуратности, к куль
турной работе. Мы овладеваем вертпинами
морской культуры. Образцовая чистота Ha
корабле тот необходимый минимум, 0ез
достижения которого нельзя и вести речь о

морской культуре.

ea НЕ стоите: поет УЕ

Приветствие выпускникам Военно-морской
академий. им. К. Е. Ворошилова

Народный комиссар Военно-Морского
Флота адмирал тов. Н, Г. Кузнецов в свя-
ЗН © выпуском нового отряда коматдиров
Послал приветственную телеграмму на имя
пачальника — Военно-морокой зкадемии
им. Ворошилова, вице-адмирала тов. Степа-
Нова, в которой говорится:

«Поздравляю слушателей командного
факультета и курсов усовершенствования
высшего начальствующего состава ©

успептным окончанием учебы.

Уверен, что предстоящей работой по
укреплению боевой подготовки на Флоте
вы оправдаете ‘выкокое доверие партии и

правительства».

—_———————

Карело-финские писатели в Ленинграде

ЛЕНИНГРАЛ, 5 мая. (ТАСС). Сегодня
3% приехала группа писателей и скази-
телей Парело-Финекой ССР, среди них —
№ Армас Эйкия, 75-летняя сказитель-
А Анна Пашкова м др. На вокзале го-
“el встретили представители ленинград-

ского отделения Сотоза, советских писате-

лей.

9 мая в Доме писателя состоится 00-
щегородской вечер-встреча © гостями. Бу-
дут проведены встречи с бойцами и коман-
лирами Красной Армии и Военно-Морского
Флота, учеными и студенчеством,

посвященное выпуску командиров,

Вчера, Б мая, в зале заседаний Боль-
юго Кремлевекого дворца состоялось тор-
жественное собрание, посвященное вышус-
ку командиров, окончивших 16 академий
Красной Армию и 9 военных факультетов
тражданоких ВУЗов.

В 6 часов вечера зал заседаний залол-
HACTCA выпускниками, профессорами и
преподавалелями военных академий, пред-
ставителями высшего военного W военно-
морского командования.

Появление в президиуме товарищей
И. В. Сталита, В. М. Молотова, №. Е.
Ворошилова, М. И. Калинина, Л. М.
Кагановича, А. А. Anmpeepa, А. H-

Микояна, А. А. Ждалюва, Н. М. Шверника,
Н. А. Возиесенского, А. С. Щербакова,

Бузнецова встречается бурной продолдуи-
тельной оващией. Присутотвующие стоя.

Вечером Б мая в Кремле, в Большом
Кремлевском Дворце, Центральный Комитет
ВКП(б) и Правительство СССР устроили
прием выпускников военных акалемий.

7 часам вечера гости заполнили Геортиев-
ский зал, Грановитую палату, Владимир-
ский, Малый и Новый залы. Юроме вы-
пускников военных академий здесь присут-
ствуют члены ЦВ ВКП(б), народные комие-
сары, депутаты Верховного Совета СССР,
высшее команлование Шраеной Армии и
Военно-Морского Флота, Герои Советекого
Союза, Герои Социалистического Труда, на-
чатльники, профессор» и преподаватели
военных учебных заведений. Среди присут-
ствующих — Маршалы Советехого Союза
Буленный, Кулик, генералы армии Жуков,
Мерецков и Тюленев, адмиралы Исаков и
Таллер, vr. Икирятов, Лимитров, Мехлис,
Вътиинокий, Бултанин, Землячка, Перву-
хин, Малышев, Косыгин, Вахоущев, Шаху-
рин, Бадаев, Ярославский, Поспелов, Ми-
тин, Тевосян,- Ванников, Седин, Ефремов,
Деканозов, Лозовский, Горки, Николаева,
Пронин, Попов, Черноусов, Хохлов, Ману-
ильекий, Кафтанов, Герои. Сотиалистиче-
ского Труда тг. Микулин, Поликарпов,
Шпитальный, Яковлев, Герои Советского
Союза тт. Лушкин, Парсегов,  Молоков,

у

Победители .
социалистического
соревнования

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 5 мая. (0т наш.
корр.). Моряки Северного флота подводят.
итоги сопиалистического соревнования.

‚ Самоотверженно работая в сложной ме-
теорологической обстановке ‘сурового Запо-
лярья, замечательных успехов достигли ар-
тиллеристы М-ского подразделения. Они за-
воевали в предмайском соревновании, пер-
вое место в соединении. Соблюдая все тре-
бовалия современного боя и строгую поеле-

довательность © B отработке личного соста-

ва, это подразделение из всех положенных
артиллерийских ‘стрельб по плану 1941 г.
уже выполнило 75 проц. огневых задач с
отличными и хорошими оценками.
Комаляир соединения об’явил благодар-
ность победителям предмайского соревнова-
ния-—старшему лейтенанту Влейменову,
старшине Черкасову, отличнику ВМФ стар-
шине Ляпину, младшему сержанту Авдееву.
В этом подразделении выросло много
прекрасных мастеров артиллерийского де-
ла. Командир передового орудия младший
сержант Соленый добился исключительно.
высокой слаженности, четкости в действиях
свосго огневого расчета. Младший коман-

дир Соленый и его бойцы получили бла-

тодарность от командира подразделения.

Подведены итоги. социалистического с0-
ревнования и на корабле №. Здесь боевая
часть лейтенанта Васильева заняла пер-
вое место.

Г. М. Маленкова, С. В. Тимошенко, М. Г.   тромкой,

приветотвуют товарища Сталина и ©
соратников. Оващия длится несколько ми-
HYT. }
Председательствующий Народный  Ё№0-
миссар 0бороны Герой и Маршал Совет-
ского Союза тов. С. №. Тимошенко предо-
ставляет слово JAA доклада начальнику
управления военно-учебных заведений
Красной Армии генерал-лейтенажту тов.
И. Е Смирнову. В воем докладе тов.
Смирнов подвел итоги работы военных
академий Красной Армии и военных a-

культетов гражданских ВУЗ’ов за ‘послед-.

ний год.

После этого слово для поивететвия от

имени Верховного Совета СССР получает
прелеедатель Презилиума Верховного Co-
вета тов. М. И. Калинин,  ветреченный
продолжительной  овацией. Тов.
М. Калинин выфажает уверенность в
пом, что окончившие военные академии

Каттуба,

Байдуков, Бочкарев, Юмашев,
Кренкель,

Арман, Михайлов, Левченко,
Ширшов, Алексеев и пр.

С отромным под’емом и воодушевлением
встретили присутствующие появление в
Теортиевском зале товарищей И. В. Оталина,
В. М. Молотова, К. Е. Воротилова, М. И.
Калинина, 1. Каталовича, А. А
Андреева, А. И. Микояна, А. А. Жданова,
Н. М. Шверника, Н. А. Вознесенского,
А. С. Щербакова, Г. М. Маленкова, С. В.
Тимотенко, Н. Г. Кузнецова.

С кратким словом к присутствующим
обрашается Народный Комиссар Обороны
Герой и Маршал Советского Союза тов.
С. К. Тимошенко, который сердечно при-
вететвует вышусюников военных академий
Красной Армии.

С привететвенными фечами от вышуек-
ников выстунали: от академии Красной
Армии им. М. В. Фрунзе майор Козырь,
от академии механизации и моторизации
Красной Армии им. И. В. Сталина Герой
Советского Союза полковник Михайлов, от
Артиллерийской академии им. Ф. 9. Дзер-
жинекого капитат Антоненко, от академия

командного и пггурманекого состава воен-.

“  Самолет Черевичного

ОСТРОВ ВРАНГЕЛЯ, Б мая. (1400.

Сегодня все приготовления к старту само-

wera «СССР Н-169»
Участники  высокопиротной

были закончены.

тт. Либин, Острекин и Черниговский  уло-
жили оборудование и приборы в кабину
самолета. Записи научных наблюдений,

фо будут доставлены в Москву.

пути лало задание экипажу самолета: на
пути в Москву производить подробную ле-

`ловую разведку районов, прилегающих в

На кораблях и в частях Черноморского
флота проведена большая работа по раз’-
яснению истории большевистской печати.
Ряд интересных бесед провели на лидере №
старший политрук т. Фомин, младший по-
литрук т. Соколов и другие. С большим
вниманием слушали краснофлотцы беседы
o роли «Искры» в создании большевист-
ской партии, о первых номерах тазеты
«Правда» и т. д. Было проведено также
совещание военкоровского: актива.
Редакция газеты «Красный черномо-
рец» организовала, в

ВЛАДИВОСТОК, 5 мая. (0т наш.  корр.).
Сегодня в Доме Военно-Морского Флота
состоялась посвященная Дню печати
конференция читателей и военкоровского
актива  краснофлотекой тазоты «Боевая
вахта». С докладом выступил редактор
«Боевой вахты» батальопный комиссар

но-воздушных сил Ёрасной Армии капитан

произведенных экспедицией за 15 дной
пребывания в трех ледовых лагерях, CKO-,
  времени самолет отрывается от аэродрома

Главное управление Северного морского ‘острова’ Врангеля, Черевичный берет курс.

командиры, возвратясь в армию, внесут в
нее все то лучшее, что они приобрели 3a
время своей учебы, и быетро освоят тот
необходимый опыт, который требуетея для
командиров соответствующих родов войск.

Тов. Калинии заканчивает свое выютуп-
ление под тромовые аплодисменты всех
присутствующих:

«3a Красную Армию ура»

«За партию Ленина-—Оталина ура!»

«За великого Сталина ура!»

Возпласы «ура», «Да здравствует наш
вождь и руководитель - Сталин»
долго не омолкалот в зале.

Тов. Тимошенко предоставляет слово для
привететвия от имени Центрального Коми-
тета, Всесоюзной Коммунистической партии
большевиков и Советского Правительства
товарицву Сталину.

«

Bee присутствующие   поднимаются со
своих мост и устраивают товарищу

Кудряшев, от Академии химической залциты
им. К Е. Воропгилова капитан Поляков.

Товарищ Сталин провозглашает здрави-
цу в честь всего руководящего и препода-
вательского состава военных акащемий и
выражает уверенность, что выпускники
военных академий будут возвращаться в
части вооруженными глубоким знанием
новой техники.

Лалее товари Сталин говорит о значе-
нии отдельных родов войск Красной Армии
и провозглашает эдравицу в чееть артилле-
ристов, танкистов, летчиков, кавалеристов,

пехотинцев, инженеров, техников, саперов, ›

связистов, самокатчиков, парашютистов,
минометчиков — в честь представителей
всех видов оружия. _

Громовое «ура» разносится по Дворцу.

Тов. Тимошенко посвящает свое привет-
ственное слово начальникам военных ака-
демий. Он призывает их поднять работу
академий на уровень возросттих требований
Красной Армии.

Затем он’ еще раз тепло приветствует
всех выпубкников военных академий и
напоминает им об ответетвенных задачах,
которые стоят перет командирами в их
практической работе в частях. oe

стартовал на запад

_ воздушной
экспедиции в сборе. Научные работники.

арктической морской трассе, и в частно-
ети установить состояние льдов у острова
Ботельный.

Участники экспедиции. тепло прощаются
©

рейсов самолета. «СОСР Н-169».
_ В 19 часов 50 минут по московекому

“Ha запал. Четырехмоторяьй воздущньй ко-

-рабль идет над льдами Восточно-Сибирско-

го моря к острову. Вотельный.

ДЕНЬ ПЕЧАТИ НА ЧЕРНОМОРСКОМ ФЛОТЕ.
СЕВАСТОПОЛЬ, 5 мая. (От наш. корр.).  .

Флота большую выставку. Экспонаты и
фотовитрины знакомят © процессом печа-
тания газеты. :

Управление политической пропатаниы
Черломорского флота провело собрание
военкоровекого актива. С докладом о со-
стоянии и задачах краснофлотской печати
выступил редактор «Красного черноморца»
полковой комиссар т. Мусьяков. На вечере
был зачитан приказ Военного совета Чер-
номорекоге флота о премировании актив-

‚ных военкоров «Красного черноморца», a

также лучших редакторов. многотиражных

Доме Военню-Морекото ! и стенных газет кораблей и частей флота.

СОБРАНИЕ ВОЕНКОРОВСКОГО АКТИВА

т. Жук. После’ доклада развернулись ожив-
ленные прения. Выступили тт. Пряхин,
Муленков, Паночкин, Гриненко и друтие.
Внесено много ценных предложелтий.

В конце заседания выступил с большой
речью командующий Тихоокеанским фло-
том вице-адмирал т. Юмашев.

полярниками и населением острова.
`Врантеля, в течение нескольких недель
служившего базой. для высокоширотных.

окончивших военные академии.

Сталину восторженную  овацию. Долго
не смолкают возгласы: «За организатора
вооруженных сил стразы социализма
великого Сталина ура?!. ‘

Товарит Сталин в ©В0ем выступлении
отметил глубокие изменения, происшедигие
3a последние годы в Красной Армии, и
подчеркнул, что на основе ютьгта, совре-
менной войны Красная Армия перестрои-
лась организационно и серьезно перево-
оружилась. =

Товарищ Сталин приветствовал коман-
диров, окончивших военные академии, и
пожелал им уюпеха в фаботе,

Речь товарища Сталина, продолжавигая-
ся около 40 минут, была выюлушана 6
исключительный вниманием.

По окончании речи присутетвующие
снова устроили товарищу Сталину исклю-
чительную по ©воей силе и Moxey oBa-
цию. (ТАСС):

Прием в Кремле командиров—выпускников военных академий.

—Ваша задача, говорит тов. Тимо
шенко,— неустанно, ожедневно и ежечасно
крепить мощь нашей Красной Армии, до-
стойно и с честью, как подобает нашим
командирам, выполнить все, что требуют
or нае Hama Партия, Советское Прави-
тельство. . :

„Прием продолжался несколько часов.
Для гостей был дан большой концерт. 06-
ширная программа, которую вел Я. Л. Ле-
онтьев, имела огромный успех. В концерте
приняли ‘участие лауреаты Сталинской
премии народные артисты М. Д. Ми-
хайлов, М. 0. Рейзен, заслуженный артист
РСФСР 0. Я. Лемешев и солистка балета
Большото театра СССР 0. В. Ленешинская,
артисты И. Н. Соколова, Д. Я. Пантофель-
Нечецкая, Ц. Г. Бадридзе, А. М. Руденко,
П.Т Виричек; С. М. Хромченко, А. Д. Ма-
каров, И. № Стучевекий, Государственный
ансамбль народных танцев. СССР (художе-
ственный ‘руководитель TH. А. Моисеев).
Концерт закончилея выступлением Ерас-
нознаменного ансамбля краеноармейской

=

‘песни и пляски СССР под управлением

‘народного артиста, СССР проф. А. В. Алек-
сандрона о -. (ТАСС

Старейший _
подводник

С 1922 года влужит Василий Петрович
Высторопский на подводных ‘лодках Черно-
морского флота. В течение’ всего этого пе-
риода т. Высторопский проявил. себя сло-
собным, в совершенстве: знающим торпед-
ную специальность, примерным, дисципли-
нированным и’ требовательным командиром.
За отличную ‘работу его’ неоднократно на-
граждали ценными подарками. ›

В 1935 году за отличные показатели в
боевой и политической подготовке прави
тельство натрадило‘ Василия Петровича Вы-

] сторопекого орденом Ленина:

Сейчас т. Высторопекий по возрасту и
состоянию здоровья должен уйти в от-
ставку.

Народный комиссар  Военно-Морекого
Флота адмирал тов. Н. Г. Кузнецов, отме-
чая  долголетнюю безупречную службу
т. Высторопекого в ‘рядах Военно-Морского
Флота, возбудил ходатайство ‘о назначении
ему персональной пенсии.

Приказом народного. комиссара мичман
Высторопекий уволен из’ Военно-Морского
Флота в отставку по возрасту © присвое-
нием ему военного звания—младиий лейте-
нант в отставке с правом ношения воен-
но-морской формы одежды.

—O—

ИНТЕРЕСНАЯ. НАХОДКА

МАРИУПОЛЬ, 5 мая. Научные работни-
ки Мариупольского музея краеведения 00-
следовали пункты Азовского побережья, где
в 1920 г., в период борьбы с флотом
Врангеля, были возведены укрепления. На
обрывах за портом сохранились остатки
лафетов тяжелых орудий. Под Мелекино
найдено орудие. Лафеты будут установле-
ны во дворе музея,