ИЛ тоб организует изучение
‘опыта морских операций

В М-ское соединение торпедных йате-
ров ‘не чаюбто затлядывают квалифициро-

ванные леклоры. Командиру, глубоко ин-.

тересующемуся опытом современной вой-
_ HBL, здесь He всема ‘удается получить
свежие материалы и авторитетную кон-
сультацию.

Но то, что недоступно одному, стано-
витея вполне осуществимым три ортани-
зованной коллективной работе. В штабе
соединения правильно решили, что отда-
леннюсть и связанныю © нею трудности
обязывают наиболее ражионально использо
вать вое возможноети для изучения опыта
второй имперналистической войны.

В начале минувшей зимы штаб наме-
THI первую серию тем для докладов из
опыта современной войны. Прежде воет,
остественно, были вопросы применения
торпедных катеров и их взаимодействия ©
другими классами кораблей, Однако не
остались в стороне и общие проблемы
борьбы из море,

Темы были распределены между комап-
дирами подразделений и работниками штА-
ба. На первый pas локладчикам дали
большой срок для подготовки. Каждый
располагал двумя-тремя месяцами на то,
чтобы собрать и обработать материалы по
своей теме. В качестве источников иополь-
зовалось все, что удавалось достать, вплоть
до газетных заметок.

Командиры работали над материалом в
свободное время, Тем не менее начальниЕ
литаба постоянно был в курсе подтотовки
каждого докладчика, Большое внимание
уделял их работе и командир соединения,
Он неоднократно консульгировал локлад-
чиков, проверял их планы.

Первых подготовился к хдовладу капи-
тан-лейтенант Кострулин, работавший над
темой «Действия торпедных катеров во
второй империзлистической войне и тен-
денции их дальнейшего развития». Ему
ставилась задача показать, что нового
внесла современная война в использова-
ние калеров и в каком направлении ра3-
риваотся катеростроение в калиталистиче-
ских странах.

Тов. Кострулин пользовалея различны-
ми источниками, нажопил общирный фаж-
тический материал. Однако в первом ва-
рианте его доклада отдельные эпизоды и
факты были чедосталочно обобщены, в
особенности по тактическим вопросам,
Пачальник Штаба, проверяя  конепект,
указал докладчику на это и предложил де-
тальнее разработать вопросы тактики ис-
тользования торпедных катеров, помог
едолать основные выводы,

Переработанный после этото конспект
проверял командир соединения. Он, в свою
очередь; сделал нееколько поправок и ука-
заний. Практическая помощь начальника
maha и командира соединения позволила
капитан-лейтенанту т. Вострулину дать в
своем докладе хорошо обоснованные, под-
кренленные фактами выводы Kak по во-
просам строительства катеров, так и 00
их использовании в современной войне.

Этот доклад, занявший около двух ча-
COB, © интересом прослушали все коман-

диры соединения. Тов. Кострулину задали.

много вопросов, болыше всего о тактико-
технических данных новых иностранных
халеров, 00 отдельных моментах взаимо-
действия катеров с авизцией и корабля-
ми разных классов. При обсуждении 1о-
клада начальник штаба подробню разобрал
методы использования катеров на комму-
никащиях, дополнив в этом отношении до-
кладчика. Командир соединения  остано-
вилея на значении отдельных конотфук-
ливных новшеств, появившихея на ино-
странных катерах,

Содержательный доклад т, Кострулина
усилил стремление командиров к глубоко-
му изучению опыта войны, заставил с не-
терпением ждать следующих докладов. Кав
и первый; они были подготовлены при
большой практической помощи командира
соодинения и начальника пгтабз.

Вапитан-лейтенант т. Богданов критиче-
ки проанализировал в своем докладе дей-
отвия противников в Норвежекой операции,
подробно разобрав ее ортанизатию, подго-

TOBLY и высадку десантов, взаимодействие
различных родов оружия. Этот доклад таж-
же вызвал оживленный обмен мнениями,
причем выступавшие командиры суще-
ственно дополнили выводы докладчика.
Политработник т. Арсеньев восстановил
в памати слушателей общую  полити-
ческую обстановку Норвежекой операции,
расеказал о прелшествовавшей ой диплома-
тической подготовке,

Доклад калитан-лейтенанта, т, Кузнецова
был посвящен использованию во второй
империалистической войне минно-тортед-
ного оружия, Начальник ‘штабу много по-
работал вместе с Вузнецовым, добиваясь,
чтобы в докладе получили правильное и
наиболее полное освещение новые виды
минно-торпедното оружия и методы их ис-
пользования. Докладчику была оказать и
чисто ‘методическая помощь, так каз ка-
питан-лейтепант Вузнецов впервые вы-
ступал © самостоятельным докладом на та-
кую общирную тему. f

докладу т, Бузнецова было подготов-
лено много схем, карт и таблиц. Они ‘по-
казывали расположение минных полей,
потери воюющих сторон по месяцам и по
классам кораблей, эффективность различ-
пых родов морского оружия в настоящей
И прошлых войнах, начиная от испамюо-
американской войны 1898 года. Эти на-
тлядные пособия помогли слушателям ус-
воить проподносенный докладчиком боль-
пой фактический материал. Опи будут по-
лезны и для лальнойшей командирской
учебы. _ :

Помимо тем, представляющих интерес
для воего намальствующего состава, ряд
комаждиров по заданиям начальника прта-
68 работал нах докладами, расочитаняыми
на более узкий круг слушателей. Такими
были доклады: старшего лейтенанта, т. Ca-
венкова — 0 развитии применяемых на
катерах штурмалюких приборов, лейтенан-
та Волкова — о постановке дымовых завес
6 катеров, воентехника 2-го ранга Вибса-
рионова — 0б использовании пулеметного
вооружения катеров и другие.

Организованное штабом соединения кол-
лективное изучение опыта войны заметно
отразилоь и Ha индивидуальной учебе
командиров. Вомандиры катеров, a также
и боцианы стали читать больше литера-
туры по тактике и истории войны на мо-
ре. Многие из них собирают газетные вы-
резки о морских операциях текущей вой-
ны и технических новинках зарубежных
флотов. В библиотеке соединения резко
в03рое спрос на «Морокой сборник».

Конечно, проведенные доклады можно
считать лишь началом дальнейшей, более
широкой работы по освоению опыта совре-
менной войны. Сделано пока еще немно-
то, & интерес командиров к ряду почти не
освещенных вопросов огромен. Руководи-
ели петаба сейчаю принимают меры к т0-
му, чтобы работа, начатая зимой, но пре-
кращалась в условиях летнего плавалия.

Капитан-лейтенант Кузнецов,  осветив-
ший в CBOCM первом докладе использова-
ние минно-торпедного оружия с начала
войны до января 1941 года, собирает и
систематизирует материалы позднейшего
периода, тотовясь к новому докладу на ту
же тему. Начальник штаба, при участии
кохандирь соединения, разработал ряд но-
вых тем для докладов, Они поручаются
ках старым докладчикам, так и команди-
рам, впервые привлекаемым к этой рабо-
те. A
Среди вопросов, которыю будут разобра-
ны в ближайших докладах, 0вобый инте-
рес представляют для катерников такие,
как взаимодействие торпедных катеров с
полводными лодками и авиацией в борьбе
на коммуникациях, взаимодействие кале-
ров с миноноспами, использование ториед-
ного оружия в набеговых операциях. эти
темы продиктованы опытом последних мор-
ских операций второй империалистической
войны. Организуя их разработку, штаб
соединения делает большое и крайне нуж-

нов дело, результаты которого, несомнен-

но, скажутся’ на уровне тактической под-
готовки командиров.
Н. ЛАНИН.

КРАСНЫЙ. ФЛОТ

На Краснознаменной ПодВодной лодке «Ш.-311». (Краснознаменный Балтийский
флот). Лучший артиллерийский расчет старшины 2-й статьи орденоноспа И. Ми-

щенко на тренировке,

Фото старшины 2-й статьи А. Дудченко,

Катер отвалил от трапа...

—- Катер номер первый, к правому тра-
пу!-—приказал вахтенный командир.

Через несколько милут катер, стоявший
хо этого под выстрелом, подходил к трапу.
Старшина резко развернул катер, подошел
к трапу под острым ‘углом, потаклх инер-
цию отработкой на задний ход, резко по-
ложил руль на противоположный борт и,
подбросив корму к трапу, выключил мотор.

Старшина катера т. Тюрихин знает, что
часто у транша приходится стоять 5 минут,
a то и больше. И вот, чтобы не тратить
лишний бензин, он выключает мотор.

— Ha крейсер «Красный Кавказ» 3a
командиром корабля!

— Воть на крейсер «Красный Кавказ».
Разрептите ‹ отваливалть?

Получив разрентение, т. Тюрихин плавно
отошел ют трапа и повел катер по залан-
ному направлению, Сделав pelic, on по-
просил у вахтенного командира, разретие-
ния заправить катер. Во время утренней
приборки он не успел принять полный ›за-
пас бензина и решил сейчаю использовать
оотавлииеея до юлелуютщего рейса полтора
чаюа на то, чтобы полностью приготовить
катер к лействию, м
› Комсомол Тюрихин“—— один из луч
щих старшин катеров, Его заведывание
веетда, в отличном состоянии, оно хорошо
знает рейй и правила движения на нем.

Олнажлы: он вел к пристати имени Ш
Интернационала’ моторный барказ, на ко-
тором. находились увольняющиеся. Влереди
шел заводекой моторпый катер. Ход у не-
го был значительно меньший, и обороты

приптось енизить. Спешивотие ма берег

уволыняющиеся посоветовали обогнать ка-
тер. Однако Тюрихин не поолушалея их.
Он знает, что в этом узком водном районо,
отраниченном © одной стороны мысом, a ©
другой — стоящими на рейде кораблями, не
разрешаются обтонять впереди идущие суда.

В другой раз катеру нало было пере-
сечь бухту. Но как раз в этот момент
в бухту входила подводная лодка. Несмотря
на малый ход ее, Тюрихин застопорил
мотор, чтобы пропустить ее и обогнуть за
кормой. Раздались голоса:

— Лайте полный ход, проскочим!

—- Конечно; просюочим, взять Только
немного левее!

Но старшина катера ответил:

— Правила передвижения на. рейже не
позволяют ‘обрезать нос идущего корабля.

Отличное знание рейда, ‘точное им 6б2-
прекооловное выполнение правил передви-

) жения на рейде Тюрихин перенял у ©во-

его командира старшины 2-й статьи Диб-
рова. Валера, находящиеся в ведении по-
соледнего, всетха в отличном состоянии,
Личный состав хорошю знает свои обязан-
ности, воетда точно выполняет требования
устава при подходе и отваливании катеров
от трапа корабля и пристани.

Однако еде не вее сделано на корабле,
чтобы службу на катерах сделать действи-
тельно образцовой. Почему, например, при
посалке © пристани не положить мат, что-
бы WON перед посадкой емогли вытереть
ноги?

Часто не выполняется и статья «Пра-
вил службы корабельных нарядов», кото-
рая гласит: «Командир илюшки должен
эать фастлиеалие OTXOTALINX IANO u 3a
5 минут ло назналентого времени быть то-
товым пля подхода к трапу». бъвают
такие случаи, когда из-за отсутствия стаф-
вины катер подают. к трапу © опозданием,
Так, было на-лнях, когда старшина катера
Макаренко ушел без ведома вахтенного
командира в лазарет. На розыски старпги-
ны упало 7 мипут, Катер был”тодан к тра-
пу с опозданием на 10 минут,

Не выполняется требование и другой
статьй «Правил службы корабельных на-
рядов» о том, что «аля обслуживания ca-
модвижущихея шлюпок  назначалотся две
емены команды постельного состава, кото-
рые и несут по очереди дежурство». Здесь
же два катера, и моторный барказ обелу-
живаются двумя старигинами--Дибровым и

‚ Макаренко, Кроме них для обеспечения всех

рейсов привлечен в качестве старшины ка-
тер& марсовый Тюрихин, Бее они 7рабо-
тают без мены,

Не все старшины выполняют требования
устава 00 отходе катрров от трапа другого
корабля. Олучаетоя, что шлюшки отвали-
вают без расрешения вахтенного’ коман-
дира, :

Так, нелавлю к трапу крейсера «ЁКрас-
ный Крым» полошел катер. Выкадив на
ходу политрука Еременко, старина само-
вольно отвалил от трапа Вахтенный
комальир отольталея остановить наруити-
теля устава, но вмешался политрук.

— Отаршина  катера— сказал он—
подчиняется мне, и я ему приказал отва-
ливать! j

Все это лишний раз подчеркивает; что
© личным составом калеров мало завима-
ются, слабо реагируют на нарушения пра-
вил устава и правил передвижения Ha

рейде.
Мичман С, ВОЛЬФМАН,

—_— oo

цилея только с рассветом.

шенотва, Несмотря на 10, что меткость

1 стрельбы зенитной артиллерия, Ослювным

6 мая

д
LOOSE ag,

1941 г, № 105 (759)

Загродительный огонь
зенитной артиллерии

Авивлия воюющих стран все больше и
больше прибегает к ночным действиям.
Дневные налеты становятся редкими, а За,
последнее время уже являются меключе-
нии. 06 этом свидетельствуют многочис-

ленные факты из опыта современной
войны.
Тенденция к проведению ночью ты
B

воздушных операций наметилась еще в На”
wate войны, Ночной налет английской
авиации ма о. Зильт был тщательно подто-
товлен, обеспечен большим количеством
сил и продолжался около семи часов. Он
начался с наступлением темноты и закон-

° Командование воздушных сил обеих.
воюющих сторон прекрасно понимает, что’
полеты днем сопряжены © крупным рис-
ком, так как средетва дневной теротивовоз-
душной обороны достигли высокого совер-

бомбометатия ночью значительно ниже,
чем днем, операции в темное время суток.
имеют болышое проимущеетво. Продолжи-
тельные ночные налеты ‘изнурятют сиетему.
прогивовоздурной обороны, сковывают и
ослабляют ее способность ® длительному
отражению воздушных атак,

’ Переход авиалити ма ночные лействия по-
Новому поставил вопросе и © способах

видом стрельбы сейчас, повилижому, прит
HATO считать затралительный огонь. Он.
применяется в тех случаях, копла’ пель че
видна, & приборы для стрельбы по певили-.
мой пели отсутствуют. Стрельба ведется
группой зенитных батарей, которые ма, пу-.
TAX движения воздушного противника
устанавливолот огневую завесу. Задача 3a-
весы — уничтожить прогивника или 3a~
стазить его изменить курс. Заградительный
отонь используется не только ночью, но и
днем, котла авиация. п ника поизво-
дит сложный противозенитный маневр, при
котором прицельный отонь становится ма-
лодействительным.

При стрельбе заградительным опнем ста-
вятея неболыние, но плотные огневые за-
весы, Этот 610606 выподен еще и тем, что
он совершенно не требует времени на, кор:
ректировку огня. ь

Затрадительный огонь зенитной артилле-
рии с успехом применялся еше во время
войны в Испании. Но сейчас следует пота-
таль, что в построении arora 010600&
стрельбы произошли существенные измене-
ния. Повидимому, значительно увеличилея
0б’ем (куб или призма), предназначенный
для заполнения разрывами снарядов Ha
продолжении пути пели. Вроме того, оче-
видно, изменился боевой порядок групп ба-
тарей. Воюющие страны стремятся cocpe-
доточить на одной огневой позиции. не-
сколько батарей, чтобы увеличить плот-
ность отня, более экономно фасходовать
снаряды и уменьшить число мертвых в0-
ронок. Поэтому, видимо, значительно пю-
высилось число ебитых самолетов. Напри-
мер, по иностранным данным, огнем зенит-
ной артиллерии над Англией сбито 3% пер-
вую половину марта этого пода около
17 самолетов и много самолетов повре-
жждено.

Вторым и очень важным видом огня 36-
нитной артиллерии является стрельб» по
звуку. Этот ©10с0б не нов, но раньше он!
не был основан на каких-то методических
правитах. Огонь велся без эвукоулавлива-
телей, на-елух.

Повидимому, этому методу стрельбы при-
дают большое знамение. Огонь ведется по-
движными завесами по 0б’ему возможных
положений цели. Звукоулавливатели выра-

Большинство краснофлотцев подразделе-
ния связи, которым командует лейтенант
т. Кайла, служит по первому году. Олнако
бойцы уже хорошо изучили технику, уве-
ренно управляют ею и содержат ее в 06-
разцовом порядке. Все учения, провотимые
в части, они обеспечивают четкой, беепе-
ребойной связью. Командование части вру-
чило подразделению переходящее ‘красное
знамя, у ,

Как же личный состав добился этих pe-
зультатов?

Нрежде всего т. Вайда организует 60е-
вую подготовку в строгом обютветотвии ©
уставами. Важдый младший командир, го-
товясь проводить занятия или учения,

ботывают входные данные для приборв
управления огнем. Затем эти даные пу
холят для преобразования через рях допоз.
нительных приспособлений,

Коорлинаты самолета определяются пу-
тем отбора акустических волн, исходяти
от него. Праваа, швейцарекая тазета «а.
зетт де Лозанн» в номере от 30 декаби
1940г. поместила статью о производсть
в Германии бесшумных азиащионных мот
ров. На берегу Северного моря и на ие
торых польских аародромах были произы,
лены окончательные испытания, во врем
которых бесшумные моторы применяли
хак на судах, так и на самолетах.

Во время польской кампалии уже пу.
менялись пикирующие бомбардировщик,
оборухованные бесшумными моторами, Де
ще при макенмальном числе оборотов: ви.
та, этот мотор производит шум не большь,
чем электрический автомобиль. Олнахо cp.

\рийное зтроизводотво беспумных моторов }ь

сих пор еще не организовано,

Шум моторов заглушить можно. Олнаь
трудно заглушить шум, вызываемый ву.
щением ^ винта и рассекамием  возтум
стойками, крыльями, хвостовым оперени.
ем. Необходимо также отметить, что ryy-
нение мотора поглощает до 15 процент
ето мощности,

Стрельба по авуку позволяет полность
использовать элемент внезалтноети, что, He
сомненно, повьипает действительноеть отн,

Третий вид стрельбы зенитной артилае
ртии— бопроводительный отонь © помощи
прожекторов, которые освещают цель, №
данным зарубежной печати, вокруг Лон
на раскинута густая сеть прожектор»; ош
расставлены ‘© интервалами (по фронту т
В глубину) чо более 1 — 2 киммет,
Их дислокация тесно согласована $ дист
кацией зенитных батарей. Шесть станций
составляют прожекторную роту, 4 роты-
батарею, & 4 батареи-—прожекторный non,
Примерно в 50 метрах от прожекторны
станций устанавливается  эвукоулавли-
тель, синхронно соединенный © прожем-
ром. Данные © звукоулавливателя на mp
жектор по синхронным проводам (азимут,
угол ‘меета) даются непрерывно.

Новидимому, ничето нового в мам.
альной части ‘английских звукоулавливате
лей нет. Но в материальной части прож.
торов. произоигли значительные изменены
в сторону увеличения мощиюсти: луча, [№
сведениям ° печати, американская фи
«Дженерал-Электрик» строит для мин
США полвижные зенитные прожекторы, №
лампы имеют диаметр в пять футов, мот
ность-—800 миллионов свечей. При св
одного такого прожектора, пишет жури
«Попюлор Мэкэнико», можно свобохно wl
тать тазету, находясь на расстоянии  }
миль от него. Как сообщает журнал, п»
жекторы такото же типа применяют}
системе тпрогивовоздушной обороны do:
дона.

Но прожекторы, обеспечивающие бор
работу зенитной артиллерии и ‘истребить
ной авиации, сравнительно легко дезот
низутются нападением штурмовиков или и \
кирующих бомбардировиьиков, a поз /
ям звукоулавливателей мептают следить
выделенные, низко летящие самолеты, Пи
значительной. облачности ‘и тумане BOM
ности ‘использования прожекторов там
сильно суживалются.

Из этого можно сделать вывод, чм к
второй мировой войне  затрадителыы
OOH остается основным видом стрелы
зенитной артиллерии,

Майор Д. ПАВЛОВ,

ПЕРЕДОВОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ СВЯЗИСТОВ

является к’ лейтенанту © планох и №
спеклом пю теме. Только после’ тли
ной проверки т, Кайда разрешает ему п
водить занятие. Поэтому учеба всетда п
ходит на высоком уровне, занятия ине
ресны ‘и обеспечивают, хорошую усе
MOOT,

Занятия © личным составом проводят
тлавным образом на боевых постах. №№
Кайла макеммальто приближают. подтетову
бойцов к действительным боевые усло
ям. В результате злектрики, апр
натрентировалеыт тах, что пераключают 2
нию за несколько секунд.

Напитан-лейтенант П. ЗАПАРОВ,

Организованность и высокая дисципли-
на радиосвязи — важнейшие факторы boe-
вого управления. Пренебрежение ими, зло-
употребление радиопереговорами, несоблю-
дение правил обмена могут привести. к. тя-

желым, & иногда и гибельным послед:

. СТВИЯМ.

Радиоболтовня, которую допустили ко-
рабли английского адмирала Ередока, ©по-
собствовала обнаружению их противником
и уничтожению воей эскадры в б0ю у Ко-
ронеля. Корабли английското и repmantcKo-
то флота во время войны 1914—1918 гг.
нередко открывали ©в0е местонахождение
противнику интенсивной радиопередачей,
В моменты большого сосредоточения ко-
раблей, при взаимодействии флота © ©ух0-
путныхи силами, особенно. в десантных
операциях, командиры отдельных кораблей
и соединений настолько загружали радио-
связь обылденными переговорами, что ве
было возможности справиться © приемом
иа радиостанции флатманекого корабля. В
результате ответетвенные распоряжения и
донесения не доходили до командующего
или получалиеь © большой задержкой.

Оживленные радиопереговоры между
табами Балтийского флота и верховного
тлавнокомандующего при подготовке к
смешанной операдии в Рижском заливе в
1916 толу не только порождали слухи
юреди личного состава флота, но © предпо-
латавшемея лесанте большими силами уз-
нали жители Ревеля и Гельсинтфорса, оет-
ровов Эзель и Даго. Скрытность ответет-
венной операции была таким образом на-
рушена,

Отоутетвие дисцинлины в пользовании
ралиотелеграфом было присуще всем воюю-
mum странам. Германокие подводные лод-
ки в. Северном море в 1914—1918 гг.
интенсивной  радиопоредачей открывали
англичанам свои позиции. Особенно зло-
употребляли радиопередачей командование
и личный состав связи немецких кораблей,

Скрытность радиосвязи

действовавших в Балтийском море. Русские
корабли при минных постановках у бере-
тов противника спокойно совершали свои
операции, если в эфире не было слышно
радиопереговоров.

Опыт, накопленный воюющими страна-
ми, вызвал создание высокой радиодисции-
лины. Благодаря строгому и умелому ис-
пользованию средств радиосвязи британ-
ским линейным кройсерам под командой
адмирала Отэрди удалось поймать в ло-
вушку эскадру адмирала Шпее у Фалк-
ландоких островов,

Еще нет исчертьвающих материалов по
использованию связи в операциях проис-
ходящей войны. Тем не менее отрывоч-
ная информация иностранной печати
дает возможность судить, что уроки про-
пилого учтены воюющими сторонами. Де-
сантная операция, проведенная немцами в
Норвегии, показала высокую радиодиеции-
линированность. Налеты германской и ан-
тлийской авиации совершалотся при стро-
гой дисциплине в эфире. По сообщениям
немецкой печати, английский флот, чтобы
не навлечь на себя германскую бомбарди-
ровочную авиадию, совершает свой пере-
ходы «подобно призраку», при полном ра-
диомолчании,

‚ Смешанные операции английской армии
и флота в Средиземном море проходили при
интенсивном использовании радиосвязи.
Это в современных условиях породило оже-
сточонную войну в эфире, Противник со-
здавал помехи не только радиостанциям во-
оруженных сил Англии, но и британским
широковещалельным станциям. Агентетво
Рейтер передазало: «Министр информации
Дафф Купер, отвечая в палале общин на
запрос © радиопомехах, мешавших ралио-
передаче для вооруженных сил, подтвер-
дил, что в эфире ведется ожесточенная
война».

Приведенные примеры показывают, к
каким патубным последствиям приводит

радиоболтовня. Она порождается там, тде
среди личного состава связи недостаточно
поддерживается  строжайшая дисциплина,
радиосвязи, там; где подготовленность свя-
зиетов стоит на, низком ‘уровне, где суще-
ствует упрощенчество и нет систематиче-
ской тренировки в Условиях, приближен-
ных к боевой действительности. И; нако-
нец, радиоболтливость есть результа недо-
статочной отработки организации связи,
отсутетвия организованности в ее исполь-
зовании.

В самом деле, радист, плохо освоивший
технику передачи и приема, вызывает из-
лишние запросы и повторения, Недоста-
точная бдительность вахтенного радиста
приводит к бесчисленной повторной пере-
даче. Неумение поддерживать уверенную
бесперебойную связь в сложных условиях
{при слабой слышимости, радиопомехах
ит. д.) вызывает бесконечные репетова-
ния и переговоры. Недисциплинирован-
ность, невыполнение радистами уставов,
правил и наставлений. всегда приводят
к тяжелым последотвиям.

Радиоболтливость также порождается
недостаточными культурой, оплоченностью
и сработанностью штабов. Злоупотребление
фадиообменом — яркий показатель плохой
работы штаба. Например, совершенно
ненормально, если в процессе принятия
решения вдруг возникает необходимость в
получении непредуемотренных штабом 3a-
ранее данкых обстановки, В таких случа-
ях переговоры происходят не только по
радио, но и по телеграфным и телефонным
линиям.

В 1914 тоду штаб Черноморского флота
за, полчаса до бомбарлировки Севастополя
линейным крейсером «Гебен» пыталея вы-
яенить оботановку путем вапросов по ра-
дио у минной бригады, находящейся в

4-го дивизиона миноносцев, находящихся
в дозоре, и командира  затрадителя
«Прут», ожидалощего ¢ полным запасом
мин распоряжения вблизи Херсонесского
маяка,
Штаб, не
стематически

изучающий обетановку си-
и инициативно, может по-
ставить свои силь под сокрушительный
удар. Нужно исключить запросы о’ место-
нахождении кораблей, а приучить их

командиров к умелой и своевременной ин-.

формации 00 обстановке и 0 своих дейст-
виях, Надо помнить, что и без лишних за-
просов командир юбязан доносить в обста-
новке боя то, что необходимо командую-
щему.

В некоторых случаях штабы стремятся
проявлять мелочную опеку над подчинен-
ными командирами, инструктируя их по
способам действий в той или иной обета-
новке. Если это превращается в систему,
то командир, приученный к подобным  по-
PAINAM, опасается проявлять ‘инициативу,
посылает бесчисленные запросы, ожидает
распоряжений, занимаясь’ бесполезными
рахдиопереговорами,

Совершенно недопустимы недоговорен-
ность штабов и слабое взаимопонимание в
моменты смешанных десзнтных операций
армии и флота. В этих случаях неотрабо-
танное взаимодействие, неточное распре-
деление сил могут привести не только к
чрезмерной радиоболтовне, но и буквально
® хаосу в эфире.

Однако приведенные примеры вов He
означают, что от средств радиосвязи пуж-
но полностью отказаться. Наоборот, их на-
до всемерно оберегать, умоло использовать
их в быстро изменяющейся оботановке, в
боевом управлении маневренными силами
и во взаимодействии,

Опыт второй империалистичеекой вой-
ны показал огромную роль радиосвязи в

море. Этими запросами штаб вызвал уси-   ‘овременных морских операциях.

ленную радиоболтовню не только началь
ника минной бригады, но и начальника

Опыт морских операций показывает, в
какую ошибку впадают командиры, отка-

зывающиеся от связи веледотвие боязни
раекрыть свов место. Можно привести
немало примеров того, как в жертву
скрытности приносился успех всей опера-
ЦИИ, :

В Ютлалдском бою, при явном превос-
ходотве сил английского флота, адмирал
Джеллико был уверен, что в случае обна-
ружения противника ему будет сделано со-
отвехтвующее донесение. Но донесения”
що поступали, несметря на происходящий
бой и прорыв терманского флота за кор-
мой у Гранл Флита. Большинство комане
диров английских линейных кораблей при-
давало чрезмерное значение сохранению во
что’ бы 10 ни стало скрытности местона-
хождения линейного флота ночью. Упорное
радибомолчание командиров кораблей оста-
BEAIO B полном неведении своего команду-
ющего. Даже боле» безопасный способ ви-
зуальной связи был принесен в жертву
скрытности. Между тем с 21 ч. 00 м. до
02 ч, 00 м. З1 мая с линкора «Iron
Рико» официально было зарегистрировано
42 сигнала, переданных по радио, и 85
сигналов — ратьером. По своему содержа-
нию. они являлись самыми обыленными
переговорами, не имевшими никакого зна-
чения для боя. Только командир крейсера
«Зал{Налифой» отчетливо представлял се-
68 значение непрерывного осведомлепия
своего командующего, но его донесения мз-
за маломощноети радиосталиции и радиопо-
мох немецкой эскадры не были своевре-
менно приняты,

Современный морской бой развивается
быстро, он особенно динамичен и на всех
своих этапах несет многочисленные пё-
ожиданности. Он предоставляет много до-
рог, ведущих к гибели, но но показывает
большой дороги, которая наверняка могла
бы привести к успеху. Эту дорогу нужно
открывать, добираться до нее упорным и
систематическим трудом, высокой выучкой
и натренированностью личного состава.
Иногда предположения и произведенные по
ним расчеты в корне изменяются, нужна
немедленная перегруппировка сил, ну-
жен маневр в процессе уже происходящих

действий. Это требует от штабов и 9*
нов связи высокой культуры и ноепрорн”
ного боевого управления.

Штабам и органам связи надо ют!
виду, что наибольшая трудность управе
ния возникает именно тогда, когда oben
новка резко изменяется. в процессо 018»
ции, котда необходимо сохранить поте
рывное и полное взаимодействие всех
и средств флота. Связь должна быть 3%
тда готова к уверенной передаче саму
коротких сигналов, которыз позволяли ®
произвести полное переразвертывание в
сил, в зависимости от сложившейся ®
становки,

Современная война выдвигает met!
штабами и органами связи новые 319%,
требует особенно высокой — mogrorossl
Только отлично подготовленный штаб 6
вет успешно справиться с организади
и управлением современным боем,

Связь. (и в частности. радио) па
умело использовать в боевом управдеиит \

моменты, когда проволочная связь Be
рушаетея, приходится прибегать ко Beth
средствам — от самых простейших 10
мых сложных. Живое общение, блатоми
применению мотоцикла, автомобиля, 04%
лета, в настоящее время по скорости №
редачи на близких и средних расстояния
будет так же действенно, как и сет
технической связи, но более скры
Средетва связи, наиболее подвержении
повреждению, должны быстро заменять
более устойчивыми, Необходимо, чтобы и
диосвязь обладала маневренностью, №
всегда готова к уверенному, безотказно’
и скрытному действию. В современии
операциях малейшая дезорганизация слу
бы связи равносильна успеху протевии

По быстрой, уверенной, дисциплиниу
вафной и безошибочной радиосвязи м)
Но судить о работе оргалов связи; по #
Зеству, количеству и размерам отправяе
ных радиограмм -— об искусстве управ
ния штабов.

Капитан 2-го ранга В, МУРИН,

S

. =>

= SS SSS №

= >

5 в =>

==

а =>

а =

= =

ные

x 0