——

Опыт работы одной

6 мая 1941 г, № 105 (759)

парторганизации

Партийяая комиссия должна была Ha
one закодании OOCYAUTE решение о при-

уз в вАВДИДаты партии т. Монахова. Се-
te парторганизации паходилея в 0т’-
из, В замоститель т. Малинкий заметно
зыповался: хорошо ли подтотовлен т. Мо-
ихов ® вступлению в партию?

Дуюя 0б этом, т. Малицкий пришел к
роду, ЧТо партийная организация одела’

ц иное, чтобы воспитать будущего ком-
улинота. Монахов хорошо проявил себя на
убит, сиотоматически учился. Не так
воно заместитель. начальника, отдела, тюли-
пеской пропаганды беседовал е ним по
кому «Браткому курсу истории ВАЛ)» и
yi высокую опеку его энаниям,

[о заместитель секретаря этим себя не
тешал, Он рекомендовал т. Монахову еще
из прочитать устав и программу партии,
премотреть «Краткий курс истории
16)»

№ заелании партийной комиссии

т Монахов несколько растерялся и стал
р путалные ответы. Сидевший рядом
заместитель секретаря был поражен этим

п потувотвовая себя неловко.

о партийная комиссия © подобными
цучаяия сталкивалась не впервые, Она
(фективно взвесила положительные сторо-
ны и недостатки т. Мопахова и утвердила
щение партийного собрания о приеме его
зантилаломх в члены ВЕП(б).

Кома т. Малицкий докладывал об этом
ме секретарю, чувствовалось, что он
иреживает эту неудачу. Заместитель ре-
пительно заявил, что берет т. Монахова
то свое наблюдение, будет следить за его
убой, приучать его к выступлениям,

Н\ столе под стеклом лежит месячный
залоарный план, Важдый день в него
зилядывает заместитель секретаря. Через
ить дней-—занятия кружка, текущей тполи-
тики. Уже сегодня т, Малицкий беседует с
руководителем, дает ему советы, указывает

уатериалы, © тем чтобы через три дня про-

Se SS el =

\ дичного состава. Тт. Вранцберк,

PUT его подготовку, конопекл. Так заме-
итель секретаря следит за выполнением
помеченных мероприятий. Он организует
работу кружков, политинформации, товари-
щеские собеседования, решает текущие во-
проы. Не было случая, чтобы в отсутетвие
сикртаря он не выполнил плана, ослабил
руководство парторгализацией,

Тов, Малицкий отвечает за агитащию и
пропаганду. Ца этом поприще он неутомим.
\титация и пропаганда хорошо организо-
мны в этой партийной организации,

Заместитель секретаря изучил коммуни-
(тов, их способности и деловые качества.
(п зал на учет всех работнижов, в том
числе и беспаргийных, которые могут вы-
тупать © докладами, проводить политин-
формации, руководить кружками. У него в
peopse 20 докладчиков. 18 из них будут
зыступаль © докладами о Дне Военно-Мор-
ского Флота.

Партийная организация обычно по ©уб-.
fora устраивает политинформации для
Шишов
зыотизюг по международным вопросам,
т, Малкович, Пиетто и др.—по текущей.
политике и по слециальным вопросам.

Перед каждой политинформалеией замести-
тель секретаря беседует с докладчиком,
указывает, как следует разработать тему,
18 что сделать упор, какими книтами, га-
MM и журналами воспользоваться, Не-
идко т. Малицкий приносит литературу из
(ой личной библиотеки. Он проверяет
Пиутотовку докладчика. ° Политинформации
пользуются болыпшим успехом и охотно по-
сещаются,

Хорошо работает и кружок текущей по-
аитики. Им руководит член ВТС) т. Суль-
повар, Занятия проходят два раза в месяц.
Зааяа кружка -—— подготовить товарищей
х учению «Краткого курса истории
В(б)». Несколько человек уже получили
в кружке необходимый запас политических
знаний и теперь самостоятельно овладевают
HORA маркеизма-ленинизиа.

(\паждь: заместитель секретаря, знажо-
Уь ‹ конспектами кружковцев и само-
стительно изучающих историю партии, об-

‚ Наружил, что многие не о ет т И записывать

(Крейсера. будушезо

ГИ,

Is данных‘ иностранной печати р
80, что крупные морские державы-—С
ния и Япония — наметили и, ae
10, YHO OCVUECTRMOT CTPOHTeMbCTBO KpyT-
НЫх крейсеров водоизмещением в 16.000
THE H больше, Обсуждение тактико-техни-
WORX данных будущих  сверхмощных
Врейсеров вызвало оживленную дискуссию
18 страницах американской печати, Часть
‘лопиалистов, выеказываясь против по“
тройки  крейсеров-гигантов, выдвигает
Прекг создания специальных кораблей

0, вооруженных мощными зенитными
батареями, лля сопровождения эскадр и, в
частности, авианосцев, Ниже мы приводим
огращенный перевод статьи на эту тему,
помещенной в февральском номере военно-
морского сборника «Юнайтед Отейте Нойвл
Институт Просидинто».

жж

«В печати появились сведения, что Hem
которые страны строят сверхмощные бы
  отроходные крейсера, вооруженные 12-ду
артиллерией. В связи © этим Кое-кто Ут
верждает, что США должны строить еще
болев быстроходные крейсера с nie MOII-
HLM Boopymenuem, Tam ли это?

Чтобы определить степень полезности
20бого проектируемого военного `” корабля,
Нужно тщательно обсудить возможности
го истользования в различных морских
операциях. В решающем сражении, напри-
Mep, сверхмощные ’ крейсера  возмолуного
противника (ША пойдут, вероятно, впере-
ди ето быстроходного крыла, чтобы ото-
Таль наши обычные крейсера и раючис-
MT путь своим флотилиям для атаки, па-
рализуя одновременно действия американ”
ких эсминцев. Чтобы избежать возника“
ЮЩеЙ в связи с этим опасности, мы могли
бЫ построить более крупные корабли. Но
можно ци быть уверенным, что если мы
построих сверхмощные крейсер» ¢ 14-1
артиллерией, то другой какой-нибудь Флот

В 690Ю очередь не создаст корабли этого.

власа с 16б-дм орудиями? Поэтому для
Поддержки легких сил целесообразнее ис
льзовать новые американские линкоры

прочитанное. Из

практические и а м = реа
циально провел два занятия. На, первом он
не только рассказал, но и показал, как
Надо работать над книгой, и дал каждому
задание на дом—закопепектировать один
небольнюй раздел книги. На слелующем
занятии кружковцы обсудили свои конепек-
ты и, кроме того, составили новые кон-
Beare Так люди научились конспектиро-

Заместитель секретаря весь свой солид-
ный опыт, свои знания © любовью пере-
дает товарищам. Он уделяет много внима-
ния марксистско-ленинской учебе. Если
коммунист занимается плохо, т. Малицкий
до тех пор не успокоится, пока не добъет-
ся положительных результатов.

Член партии т. Базунов жаловался на
сильную загрузку, на недостаток времени,
Ha плохую усвояемость. Историю mapruu
он не знал. Заместитель секретаря начал с
ним разговаривать чаще. Ознакомился с
тем, кзк т. Базунов планирует свое время,
упрекнул его в том, что он отстал от бес-
партийных,
по утрам раньше и читать. «Так, напри-
мер, делаю  ‘я»,—подкрепил( евой совет
т. Малицкий.

С этой поры с т. Базуновым беседовали
по истории партии, помогали ему, раз’яе-
няли, давали консультации. Сейчас он уже
изучил семь глав «Кралкого курса истории
BRIL(6)>.

В партийной организации ежемесячно
устраиваются. товарищеские собеседования.
Вначале они проводились по разделам, но
т. Малицкий увидел, что это нецелесообраз-
но, и собеседования стали посвящалься
какому-нибудь основному’ вопросу. Раньше
на товарищеских собеседованиях выделяли
докладчиков, от этого тоже отказались. Те-
перь они проводятся так: руководитель—
секретарь или его заместитель-——об’являет
обсуждаемый вопрос и просит желающих
выступать. Охотников ‘бывает достаточно,
и собеседования проходят оживленно.
Каждый участник готовится заранее и со-
ставляет тезисы выступления,

Большую подготовительную работу к со-
боессдованиям проводит заместитель секре-
таря. Он составляет указатель литерату-
ры к каждой, теме.

У заместителя секретаря есть журнал, в
котором записаны сведения о том, что чи-
тает, как овладевает основами марксизма-
ленинизмз каждый коммунист, Они все на
виду. С каждым из них надо обстоятельно
поговорить, и одному человеку с этим
не справиться. Здесь на помощь’ приходит
актив: Сульшвар, Кранцберг, Пиеттэ, Ши-
mos и Иванов.

Каждый из них помогает двум-трем ком-
мунистам изучать историю партии, произ-
ведения Ленина, Сталина, часто беседует
с товарищами,

Тов. Малицкий проявляет высокую тре-
бовательность к коммунистам, изучающим
историю ВКП(б). После беседы с т. Воно-
ненко по [Х главе он записал: «Не твер-
до знает. Нет стремления к осмысливанию
партийных решений».

Сейчас в партийной организации 73
проц, коммунистов полностью изучили
«Краткий куре истории ВЕП(б)», осталь-
ные усвоили не менее шести глав. Теперь
шесть человек изучают политэкономию,
шесть-—историю философии. Они прослу-
шали много лекций, два раза в месяц по-
сощают консультацию при парткабинете.
Восемь человек изучают отдельные произ-
вбдения классиков марксизма-ленинизма..
Заместитель секретаря следит. за ходом са-
мообразования:

Не только в партийной жизни, но и при
исполнении = служебных обязанностей
т, Малицкий идет впереди.

Сенретарь партборо И. ДИДЕНКО.

60 скоростью хода в 30 узлов. Если бы
один такой корабль находился в авангарде,
& друтой в тылу, то они могли бы не толь-
ко уничтожить люжину оверхмощных крей-
серов противника, контролируя простран-
ство впереди и позади флота, но и дейст-
вовать каж против быетроходных звеньев
противника, так и против авангарда и ты-
ла пеприятельской боевой линии.

При таком решении вопроса, не придется
тратить время на, создание промежуточных
типов кораблей, которые легко могут ока
заться устаревшими; мощные линкоры
можно применять также против линкоров
противника. Ероме того необходимая Goe-
вая мощь обеспечивается знатительно эко-
номичнее небольшим количеством крупных
единиц, чем большим числом кораблей.
ередних размеров,

Если противник использует сверхмощные
крейсера в. качестве истребителей торгово-
то судоходства, то мы можем применить
для заациты конвоев налши старые линко-
ры, а в случае необходимости — и другие
корабли этого класса. Тогда крупнью рей-
деры смогут рассчитывать Ha добычу
только в виде случайных одиночных тор-
товых судов. Использование сверхиощного
крейсера для разведки или завесы также
связано с осложнениями. Авиация и под-
водные лодки в такой степени переняли
функции фазведки, что крейсера имеют
ценность главным образом для охраненил
во время темноты или тумана. В этих
условиях, чем больше охраняющий ко-
рабль, тем лучшую цель он представляет
собой лля торпедных атах небольших крей-
сербов и эсминцев,

Единственная область деятельности, „В
которой сверхмощный крейсер может ока-
‘заться полезным, — это дальняя разведка,
‘во время которой могут встретиться BHa-
чительные силы противника. Но и здесь,
с постепенным совершенствованием подвод-
ных лодок дальнего действия, летающих
лодок и авианосных дирижаблей, крейсер
гигант скоро окажется устаревшим.

Таким образом, сверхмощный крейсер —

и дал простой совет: вставать’

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Веселый и культурный отдых

«Надо добиться такой постановки культ-
массовой работы на корабле, ‘чтобьз в вы-
ходной день на нем бымлю веселее, чем Ha
берегу», — говорится в кирективе  Главного
управления политической пропаганиы Во-
енно-Морского  Флота. Особое значение име-
ет организация культурного досуга в под-
разделениях, находящихся на отдаленных
точках.

Поучителен в этом отношении опыт за-
местителя командира по’ политической ча-
сти старшего политрука т. Андрианова. Он
правильно понимает значение культурно-
массовой работы в повышении боевой го-
товности части. В подразделении большин-
ство личного ° состава — комсомольцьв,
Старший политрук сумел’ организовать де-
IO так, что не только члены бюро
ВТЕСМ, но и каждый комсомолец прини-
мает самое деятельное участие в проведе-
нии культурного досута.

В начаше каждой недели т. Андрианов
намечает план выходного дня, дает жонх-
ретные указания секретарям партийной и
комсомольской организаций, как лучше
провести то. или иное мероприятие,

Вот как, например, прошел один из. вы-
ходных дней в апреле.

В ленинской комнате было вывешено
об’явление с затоловком «Хорошо, весело,
с пользой проведем выходной день». эдесь
же подробно перечислялись. намеченные
мероприятия, И действительно, этот. день
прошел организованно и. кумьтурно: Утром
бойны под руководством младшего сержан-
та Токаренко вышли на лыжную прогул-
ку. Лыжники He только получили хоро-
шую физическую зарядку, но, кроме того,
изучили местность. Желалощие проверить
свои знания в области электротехники CO-
брались в артиллерийском классе, гие
млалший сержант Вовшарь организовал
интересную викторину.

Кто быстрее разберет и соберет винтов-
ку, затвор? Такое соревнование проводити

младшие сержанты Ишак и Губернин co
своими подчиненными. Любитоли тяжелой
и легкой атлетики упражнялиеь в физ

культурном зале на турнике, тут же про-

рислав смеется», Станюкович — «Морские
рассказы», Чарльз `Ликкене — «Приключе-
ния “Оливера Твиста», Ефимов — «Новая
история», Онорэ Вальзак—«Евтения Гран-

исходили состязания лучших боксеров под-
разделения.

В 12 чаков открылась библиотека. На
видном месте были выставлены только что
поступившие книги: Иван Франко — «Бо-

де» и др. В ленинокой комнате. TUM.
Здесь у дежурного можно было получить

новые журналы, книги, сыграть в шахма-
ты, шашки. В 2 час» дня краснофлотец
Сидоренко в тесном крузже бойцов. прочи-
тал в Ленинской комнате отрывок из ро-
мана, А. Толстого «Хмурое утро», & в зале
под веселые переливь? баяна бойць раз-
учивали народные талитьг.

В этот день демонстрировались две ки-

нокартины —= «Три товарища» и «Возвра-
щение». Перед киносеансами пох руковод-
ством краснофлотцев Круговых и Тарзсова
изучали новые песни -— «О Северном фло-
те», «По морям и океанам» и др. Вечером
по’ заявкам краснофлотцев и команииров

подразделения, занявшего по итогам про-
шелшей: недели первое место в социалисти-
ческом соревновании, из местного радио-
узла транслировался концерт в граммез-

писи,

Не было в подразделении ни одного кра-
снофлотца или командира, который не
принимал бы участия в том или ином ме-
роприятии.

Члены Комсомольокого, бюро после каж-
лого выходного дня собирают предложе-
ния —— как лучше провести в следующий
раз свой отдых. Например, по желанию
краснофлотцев в выходной день боец Коз-
лов провод сеанс одновременной игры в
шахматы ‘на пяти досках. В артиллерий-
ском классе была организована интересная
беседа: здесь каждый боец мог получить
ответ на любой интересующий его вопрос:
по истории артиллерии, радиоделу, телефо-
нии. После кинокартины «Тимур ‘и ero
команда» присутствующие обсудили рецен-
зию 06 этом фильме, помещенную в цент-
ральной газете. Затем состоялись массовые
игры: бег с кружкой воды, бег в мешках
ит. п. Вечером был прослушан концерт.

В этом подразделении умеют культурно
работать и культурно отдыхать. В ленин-
ской комнате хранится переходялщее знамя
Северного флот» за лучшую ленинскую
комнату» подразделение получило приз на-
родного комиссара за успехи в боевой под-
тотовке. От Военного совета личный со-
став получил недавно ценные наградь 34
образцовую организащию художественной
самодеятельности.

Ничто не может помешать полнокровной
жизни личного состава: ни суровая, ©0-
BCOM еще не весенняя погода, ни отдален-
ность от культурных центров. И хотя лю-
ди живут в постоянном боевом напряже-
нии, они умеют отдыхать весело и куль-
TYDHO.

Батальонный комиссар В, Es OPE.
Северный флот.

СБОР ЗАОЧНИКОВ АКАДЕМИИ ИМ; ЛЕНИНА

ВЛАДИВОСТОК, 5 мая, (От наш, норр,).
Здесь проходит сбор заочников Военно-по-
литической академии им. Ленина. Прибыли
заочники с Тихоокеанского флота и Амур-
ской Краснознаменной флотилии. Участни-

ки сбора слушают лекции по политиче-
ской экономии, истории международных от-
ношений и по другим дисциплинам. На-
чалея прием зачетов за первый семестр
учебного года.

Секретарь комсомольской организации М-ской части Северного флота т. П. Чер-
нов (в центре) инструктирует групповодов перед очередными занятиями. Слева

направо: младший сержант отличник

И. Козлов и младший сержант К. Солодов.

это почти бесполезный тип корабля, по-
рожденный: в корне неправильным стрем-
лением добиться ‘преимущества во всех
тактико-технических данных нат уже по-
строенными кораблями. Попытка создать
такой корабль ошибочна. Примером из не-
давнего прошлого служит французский
«РипКегаие», который должен был прев-
зойти германские «карманные» линкоры,
но, еще пе будучи законченным, оказался
превзойденным итальянским «Littorio».

Нельзя, конечно, думать, что нам удаст-
  ся избежать быебтрого увеличения разме-
ров кораблей, котла другие флоты идут
по этому пути. Но мы можем делать раз-
личие между существенным и несущест-
венным, добившись таким образом целесо-
образного длительного превосходетва в тех
тактико-технических данных, которые име-
ют жизненное значение для наших стра-
тегических целей.

Наконец, идея создания сверхмощных
крейсеров основана на неправильной пред-
посылке, будто превосходящая скорость
надводного корабля — решающий фактор и
при преследовании и при отходе. Раньше
это казалось правильным, но появление
самолета и авианосца все изменило. Рей-
деры могут быть сейчас обнаружены э6-
кадрильями истребителей в таком болышом
отдалении от радиуса действия артилле-
рийекого огня, что исход боя будот зави-
сеть. от воздушной мощи преследулощего и
противовозлуниной мощи преследуемого.
при плохой видимости, когда полеты не
возможны, противники войдут в соприкос-
новение на таком коротком расстоянии, что
в течение олной-лвух минут артиллерий-
ский огонь определит исход столкновения
раньше, чем можно будет использовать
скороеть, Поэтому’ чрезвычайно нецелесо-
образно приносить в жертву вооружение
или защиту для достижения максимальной
скорости,

Строительство сверхмощных крейсеров
для американского флота может быть оп-
равлано при двух условиях. Во-первых,
если дальнейшее развитие подводных лодок

И. Романов, краснофлотцы П. Чернов, _

Фото В. Николаева,

и авиащии не исключит окончательно не-
обходимость в крупных крейсерах для
дальней разведки; во-вторых, если ино-
странные флоты будут строить эти кораб-
ли в таком количестве, что они фактиче-
ски превратятея в тяжедьыю крейсера бу-
лущего. Но даже при наличии обоих этих
условий с созданием сверхмощных крейсе-
ров нужно подождать несколько лет. Вре-
мя позволит репить вопросе о пригодности
этих крупных кораблей для дальней раз-
велки и более целесообразно наметить их
основные тактико-технические данные.

Ни в одном флоте мира пока не разре-
шена удовлетворительно проблема сочета-
‘ния на крейсере артиллерийской и авиа-
ционной” площадки. Нельзя расемалривать
крейсер только как артиллерийскую пло-
щадку, потому что его авиационное 000-
рудование забирает часть ценного тоннажа
и простраметва ло диаметральной плоско-
сти, увеличивает заметносеть цели и сокра-
шает сектор обстрела артиллерийских ору-
дий. Его нельзя рассматривать и как авиа-
ционную площадку, потому что крейсер,
неся незначительное количество самолетов,
не имеет для них посадочной палубы и
неизбежно встречается с препятствием при
попытке овуществить две исключающие
друг друга тактики. Тяжелым крейсерам
нужно не авиавооружение, & мощная бата-
рея из 40-мм пушек для защиты от пики-
рующих бомбардировщиков, торпедных ка-
теров и торпедоноснев, & также 5-дм ору-
лия в двойных и счетверенных установках,
Кроме того каждый такой корабль должен
сопровождаться небольшим авианосцем.

Стоимость постройки, & также управле-
HHA двумя специализированными корабля-
ми, несомненно, больше, чем одного крей-
сер& многоцелевого назначения; HO она
окупается рядом преимуществ, Во-первых,
увеличиваетея число самолетов, которое
можно иметь на борту; улучшенное управ-
ление авиапией позволит держать под на-
блюдением болыцие ‘пространства и скон-
центрировать против каждой обнаруженной
цели болыпив воздушные силы. Во-вторых,
значительно ‘увеличивается возможность
воздушной корректировки в НИ
бою. В-третьих, устраняется опасность

3 —

Критика и библиорафия

«Парусные суда»

«Библиотека краснофлотца». Д. А. Лух-
манов — «Парусные суда». Краткий исто-
рический очерк. Военмориздат, 1941 г.,
стр. 88, ц. 75 вой.

Всем морякам полезно, хотя бы вкрал-
це, ознакомиться с историей парусного ко-
рабля. Без этого нельзя хоропю изучить
прошлое флота, узнать, как развивалась
морская торговля, и понять терминологию,
сохранившуюся на современных кораблях.
Кроме того эпохе парусного флота челове-
чество обязано многими открытиями в 0б-
ласти географии, метеорологии, картотра-
hun, океанографии, лоции, гидрологии
и mp.

Не претендуя на научный труд, старый
моряк,  изборюздивший океаны, долю
командовавший парусными судами, т. Лух-
манов хоропю справился © задачей — рас-
сказать в кратком историческом очерке о
развитии парусного корабля.

Автор делит историю парусного флота
на четыре периола: от хредних веков до
первой четверти столетия; от 1825
по 1850 г.; от 1850 по 1870 т. и, на-
конец, от i870 г. и до наших дней.

В ХШ веке появились первые чисто
парусные суда — нефы, а в ХГУ веке—
каракки. В средние века строили и 690-
лее мелкие парусные суда —— талионы,
галиоть, галеасы, каравеллы, бретоны,
паландры, шняки, феллуки и др, К кон-
цу первой четверти XIX столетия парус-
ные судь достигли, казалось, предела ©0-
веренетва. Скорость их уже доходила до
12 узлов.

Далее автор описывает «подвиги» пи-
ратов, корваров и работортовцев, которые
были бичом мореходства до середины XIX
столетия. Особенно подробно описываются
похождения пирата-портутальца Бенито де
(ото, который на, своей бригантине «В]аск
Soke» буквально терроризировал судоход-
ство в южной части Атлантического океа-
на. Можно даже упреюнуть автора за то,
что он уделил этому пирату много места.

Интересно изложена в книжке история

парусного вооружения, т, е. парусной oc-
настки кораблей.
Аътор также указывает экономические

Причины, сильно повлиявигие на развитие

сулоходства ХХ века.

Большое внимание Д. А. Лухманов уде-
ляет гонкам чайных клиперов, которые
брали в Китае груз чая и старались пер-
выми прибыть в Англию. Вроме выкоких
фрахтов они получали большие премии 32
быстроту перевозки. Бесспорно, эти гонки
играли большую роль в CORED AHA
паруеного дела.

В 1868—1869. тг. англичане построили
два парусных клипера — «Фермопилы»
и «karma Сарк» (948 и 921 рег. тонн),
которые считаются шедевром парусного
искусства. Они были тах. лепки, что име-
ли 7 узлов хода в самый тихий ветер. В
свокий бакштат их скорость достигала
17,5 узла. Рекордный переход Лондон—
Мельбури клипер «Фермопилы» совершил

& 60 лней. Его лучший суточный mpo-
ты — 350 миль,

В заключительной части очерка изложе-
по, как под влиянием изобретения паро-
вых машин и веледетвие друтих причин
знамение парусных судов стало все боль-
пе падать.

Клига написана Д. А. Лухмановым ¢
большим знанием дела ‘и может быть pe-
комендована всем командирам и красно-
флотцам, a также всей налцей молодежи,
интересующейся парусным спортом. —

Военный парусный флот ‘умер, торго-
вые парусники доживают последние дни,
но многие традиции этого флота продол-
жают жить среди моряков, особенно среди
тех, которые занимаются парусным
спортом.

Парусный спорт в нашей стране sxtmac
сильно развивается; OH стал доступен
реем трудящимея. Поэтому появление в
серии «Библиотека краснофлотца» такого
очерка можно приветствовать.

Капитан 3-го ранга
В. И НСКИИ.

«Электрическое освещение кораблей»

Внига инженер-капитана 2-го ранга
В. Г. Аникиева «Электрическое освещение
кораблей» *) рекомендуется как учебное
пособие для слушателей Военно-морской
академии им. Ворошилова, Высшего воен-
во-морского инженерного училища им.
Дзержинекого, а также для проектирую-
ших организаций. Издание ее — явление
отрадное, тем более, что’ литературы по
вопросам корабельного освещения очень
немного. Но труд т. Аникиева лишь в He-
которой степени может восполнить суще-
ственный пробел в курсах корабельной
электротехники, так как но лишен ряда
неточностей.

Например, автор пишет, что «лучиетой
энергией называется энергия, передаваемая
лучеиспусканием при помощи электромаг-
нитных колебаний с различными длинами
волн» (стр. 5). Следовательно, но мнению
автора, электромагнитные колебания слу-
Rav только средой для передачи лучистой
энергии. В действительности же они сами
и есть главные источники лучистой энер-
run.

Далее, на стр. 7 читаем: «для точечных
источников света, излучающих световой
поток неравномерно по всем направлениям
пространства, к которым относится ‘боль-

„ шинетво существующих источников CBE-

та...». Существующие реальные источники
свет» не могут быть точечными источни-
ками, потому что точечный источник—
величина отвлеченная, теоретическая. Это-
то не отрицает и т. Аникиев: «Реальные
же источники имеют некоторую форму и
размеры» (стр. 8). Таким образом, автор

1сам себе противоречит.

Фразу «световая величина-—яркость—
характеризует поверхности, = светящиеся

*) Инженер-капитан 2-го ранга В.Г. Ани-
киев. «Электрическое освещение кораблей»:
Военмориздат, 1940 г., стр. 132, ц. Зр. 5Б6Е.

повреждения самолетов при спуске и под’-
еме их при помощи каталтульт и кранов;
исключается также возможность подводной
`атаки крейсера, который должен. остано-
виться, чтобы спустить или поднять са-
молет,

Итак, строительство сверхмощных крей-
серов в настоящее время должно быть от-
ложено, так как такой корабль слишком
велик и дорог для большинства функций
крейсера и в то же время слишком мал,
чтобы противостоять линейному кораблю.
„Гораадо выгоднее создать большое количе-
ство ›специальных крейсеров ПВО. Англи-
‘Чане создали этот тип крейсеров во время
итало-абиссинской войны, когда угроза со
стороны итальянской авиащии в Средизем-
пом море потребовала немедленных контр-
мер. Адмиралтейство поспешно перевоору-
жило тогда, несколько легких крейсеров, за-
менив их 6-дм батарею десятью 4-м ин
шестнадиалью 40-мм автоматическими зе-
нитными пушками. Не довольствуясь этим,
англичане снроектировали также свои ко-
рабли типа «Dido» водоизмещением в
5.450 тонн, как крейсера ПВО, установив
на борту каждого десять 5,2-ди универ-
сальных и шестнадцать 40-мм автомати-
ческих зенитных пушек‘ ири скорости хода
в 32,5 узла и легкой броне.

Операции текушей войны показывалот,
910 англичанам все же не удалось создать
такую залциту против самолетов, которая
позволила бы морским силам действовать
е максимальной эффективностью, Из-за,
этото англичанам пришлось отказаться от
посылки помощи Полыпе, была, исключена,
возможность прорыва терманской линии
снабжения в Норвежекую кампанию и
ограничена операция английских авианос-
цев у побережья Норвегии. По этой же
причине, очевидно, англичане отказачтись
от попытки захвата портов, ‹ необходимых
для успешных военных операций, и имели
большое количество аварий при выгрузке
и погрузке войск в норвежеких и француз-
ских портах, Эта же причина понудита
англичан, бросить столь необходимое ору-
жие и оборудование в Дюнкерке, она же
затруднила торговое судоходетво в Среди-
земном море, ограничила использование

собственным. или отраженные светом   B OT-
ношении интенсивности испускания силы
света с единицы поверхнюсти» (стр. 10),
читатели воспримут с трудом, так же как
и утверждение, что «оветотехнические Ka-
чества светильника характеризуются кри-
вой распределения силы света, и залцитныйх
углом, являющимся мерой прикрыгия гла-
за, арматурой светильника, ог ярких частей
лампы» (erp. 25).

На странице 50 неудачно сказано:
«Резкие тени на рабочих поверхностях
создают перавномерную освещенность, что
приводит к частой переадаттации глаза».
Тени не могут создавать освещенноеть.
дальше: «Необходимо иметь в виду, что
при ‘отсутствии резких теней greet ig
ние света и тени должно быть таково...»
(emp. 51). Вряд ли слушатели и. читатели
поймут ч10-либо в этой фразе.

«Опытами установлено, что изменение
освещенности при смтновенном понижении
или повышении напряжения сети на 0,5°/о
уже заметно для глаза» (стр. 51). Утвер-
ждение неверное, так как, если мгновенное
значение изменения напряжения разно или
менее 0,02 секунлы, то глаз этих измене-
ний замечать не будет. Подобное явление
мы наблюдаем при питании электроламты
переменным током.

Ряд мест книги ничего не дает читате-
лю, например & 14 (стр. 45). Примеры к
методам расчета (стр. 78 и 79) также не
могут служить образцом проектирования
корабельного освещения, так как приучают
читателя (или слушателя) к голому схе-
матизму.

Внига-учебникю должна dis етрого
научной, чтобы давать читателям и слу-
шателям действительно полноценные зна-
ния. Отмеченные в труде В. Г. Аникиева
ошибки снижают его ценность.

Вогнинженер 2-го ранга С. «ВАСИЛЬЕВ,

Мальты в качестве военной ——— НАХ ООО ОИ и при-
‘вела к повреждению и потере многих хо-
роших кораблей.

Как показывает современное положение
вещей, истребители обороны наиболее ус-
пешно отражалот пеприятельскую бомбар-
цировочную авиацию. Олнако это обетоя-
тельство еще не обеспечивает наступа-
тельных операций флота. Во-первых, э6-
`кадра не может расочитываль получить
настолько заблаговременно указание о при-
ближении неприятельских самолетов, что-
бы истребители могли подняться, набрать
высоту и преградить путь атакующим. Во-
вторых, практически невозможно держать
постоянно в воздухе настолько мошный до-
зор истребителей, чтобы отразить в любой
момент налладение. Наконец, нецелесосбраз-
но использовать в оборонительных целях
силу, облалатющую огромными наступатель-
ными возможностями без соответствующей
оборонительной мощи. Это допустимо толь-
ко в качестве временного средства, По ва-
шему мнению, необходимо но мере возмож-
ности освободить самолеты от оборонитель-
ных задач, чтобы сконцентрировать их
для тех наступательных целей, для кото-
рых они исключительно подходят. :

Не приходится спорить о сравнительной
оборонительной мощи хрупкого самолета и
корабля с мощной артиллерией и прочной
броней. Теоретически целесообразная ‘з&-
щита флота против бомбардировщиков и
ториедоносцев заключается в орудиях, ус-
тановленных на бронированных кораблях.
Практически это не столь целесообравно,
так как современный зенитный огонь не-
достаточно точен, & обнаружение самоле-
тов, приближающихся за, облажами на ог-
ромных высотах или ночью, связано ©
трудностями; кроме того, ‘флоту нохвалает
соответетвующих ‘кораблей с необходимым
большим количеством мощных орудий и
огромным боезанаеом. Отсюда вывол: па-
д0 строить крейсера, на которых мощное
зенитное вооружение может быть установ-
лено с максимальной целесообравностью.
Тактико-технические данные ‘этих крейсе-
ров зависят от их функций.

(Окончание следует).