emeusemr ecru имо ао

НМакапливать опыт
кораблевождения.

Особенности современных морских ome-
ращий обязывают каждого пегурмана, кри-
тически лересмотреть свою работу и на-
копленный опыт в области кораблевожде-
ния. Флоту нужны игтурманы грамотные,
способные водить корабли в любых усло-
виях, в самой сложной обстановке. № со-
жалению, подготовка указанных специали-
стов, их рост и совершенствование имеют
немало существенных недосталков.

Еще до сих пор кое-где недооценивалот
штурманскую специальность, некоторая
часть начальствующего состава поверхно-
етно относится к ней. Существует ненра-
вильное мнение, что командир, окончив-
IM военно-морское учебное заведение и
назначенный штурманом корабля, уже мо-
жет считаться полноценным специалистом.

Нужно ли доказывать, что так могут
думать только люди, слабо разбирающиеся

в кораблевожлении. Каждому должно быть

ясно, что училище дает командиру лишь

пеобходимые основы знапий, без которых
немыслим никакой рост. Окончание учили-
ща -—— только начало подготовки команди-
ра-пгтурмана. На долю самого питурмана
падает большая часть непосредственной
специальной работьь.

Искусство кораблевожления требует от
командира умения решать самые ра3нооб-
разные задачи, начиная от простейшего
определения места по двум пелентах и
хончая сложными расчетами и маневриро-
`ванием корабля при использовании раз-
личных видов оружия. Но независймо от
того, Чем занимается итурман в каждый
данный момент, его основная задача, —
обеспечить безопасность плавания корабля
в любых условиях.

Практика, показывает, что еще не все
петурманы ясно предсетавляют себе стоя-
шие перед ними задали, Многие товарици,
придя на корабль, занимаются только про-
кладкой курсов, уделяя все внимание
лишь этому вопросу. Они превралцалтся в
_ пассивных фиксаторов курсов.

Счисление пути корабля есть безуслов-
но основа работь» штурмана. Но регистра-
ция курсов и прокладка мх на карте без
учета факторов, влияющих на точность
ечисления, никоим образом не могут обе-
спечить ‘успех кораблевождения. Кроме
того даже самое тщательное счисление
требует контроля его оббервациями. Шиур-
ман обязан в совершенстве владеть вееми
методами обсерважии. Необходимо помнить,
что в данном случае только мореходная
астрономия — единственное средетве кон-
троля правильности пути корабля. Это по-
ложение хотя и общеизвестно, все же при-
ходится конетатировать, что. астрономия
Оше не пользуется должным вниманием
многих командиров.

Одни утверждают, что на занятие аст-
рономией нехватает времени, другие ‘заяв-
ляют, что в этом нет необходимости из-за
специфических особенностей театра, неко-
торые же считают, что они уже полно-
стью освоили астрономическую практику,

Вое эти об’яснения не выдерживают ника-
кой критики, :

Ссылка Ha отсутствие времени так me
нелепа, как если бы артиллериет или ми-
пер заявили, что им некогда производить
артиллерийские или торпедные стрельбы,
Специфические особенности театра также
никоим образом не дают права штурману
пренебрегать астрономией. Оледует иметь
в виду, что в боевой обстановке, пезави-
симо от особенностей театра, астрономия
потребуется в полном об’еме, Это подтвер-
жлает случай, имевший место в первой
империалистической войне на Балтийском
море. Русский линейный корабль «Слава»
в 60% с немецкими кораблями получил
значительные повреждения. Несмотря на
выход из строя компасов, корабль благопо-
лучно прошел опасный район, руковод-
ствуясь Полярной звездой. Ослалцение е0-
временных кораблей новейпими электрона-
витациожньйи приборами вовсе не гаран-
тирует, что и в наше время корабль He
окажется в таком положении, Kona еоб-
ходимо будет ориентировать свои курсы
только по звезхадлг. :

Далеко не все штурманы умеют поль-
заваться звэздами-путеводителями. Для TO-
го чтобы астрономия могла оказать дей-
ствительную помотть, зеобхолимо система,
тически тренировать еебя. Это относится
и к начинающим штурманам и к коман-
дирам, имоющим некоторую практику.

Нужно наблюлать в любое время суток
и при различном состоянии погоды. Pe-
зультаты надлежит контролировать, решая

побольше задач во время стоянии нз, якоре.

или плавая вблизи берегов, т. е. когда
есть возможность получить истинное место.

Только выполняя эти условия, штурман
приобретет доверие к самому себе H CMO-
жет критически подходить к результатам
своей работы. А критический подход к лю-
бому вопросу в штурманской деятельности
необходим больше, чем в какой бы то ни
было другой специальности. Говорят, что
пегурманекое дело заключается в определе-
нии и учете различных поправок. Это в
известной мере справедливо. Но для toro
чтобы разобраться в этой массе поправок
и правильно их учесть, нужно тщательно
анализировать не только свои действия,
но и результаты. :

Прежде чем начинать какую-либо рабо-
ту, пало велкий раз восстававтивать в па-
MATH правила и руковолства. Иногда ка-
MOTCA, что решаемый вопрос пе вызывают
затруднений, но и в этом случае рекомен-
дуется хотя бы бегло просмотреть руково-
дящий документ или пособие. Это необхо-
имо потому, что зачастую мы допускаем
неточности при решении, Ha первый
взгляд, самых ясных вопросов.

Только при таких условиях штурман-
ская подготовка командиров принесет ощу-
тимые результаты, повыеит искусство ко-
раблевождения в любых условиях.

Старший лейтенант
А. КАЛИТЕНКО,

Плановость в. изучении иностранных языков

Приказ народного комиссара  Военно-
Морского Флота т. Н. Г. Кузнецова обязы-
вает каждого командира овладеть WHO-
странным языком. Большинство’ наших
командиров занималось по нескольку лет,
не очень немногие изучили язык в доста-
точной степени. зачастую командир оста-
навливалея на начальной сталии изуче-
ния и в лучшем случае на полпути. Чем
же об’ясняется такое положение? Этот во-
рос уместно поставить, потому что и сей-
чае некоторые командиры ссылаются на
загруженность, занятость,  пеподходящие
условия ит. д., а другие просто уклоня-
ются от прямого’ ответа.

Прогив ссылок на различные причины
говорят факты. Капитаны 3-го ранга
тт. Чверткин и Бекренев уже несколько
лет владеют иностранными языками. Мо-
лодые командиры лейтенанты тт. Вайн-
шенкер, Максимов и другие уснешно изу-
чают языки. Оказывается, все дело в том,
что эти товарищи систематически, еже-
‘дневно уделяют 1—2 часа изучению язы-
ха. Они используют все возможности для
тренировки и проверки своих знаний.

Приказ народного комиссара всколых-
нул всю массу командиров, но многие еще
до настоящего времени не представляют
себе, как изучать язык. Особенно это от-
носится к начальствующему составу кораб-
лей, значительное время находящемуся в
плавании, когда командир лишен возмож-
ности систематически посыщать завятия
кружков и пользоваться консультациями,
Этим командирам надо напомнить, что со-
ставление личного плана и жесткое его
выполнение — необходимые условия, без
соблюдения которых нельзя добиться усие-
Xai

Хох выполнения приказа наркома Ha
корабле, в части необходимо постоянно
контролировать. Вомандир корабля должен
проверять личные планы командиров и их
выполнение. Он может ввести на 1—2
дня в неделю разговор в кают-компании
только на иностранных языках, указать в
приказе по кораблю, кто и какой язык
изучает, и т. д.

Капитан 3-го’ ранга B. ЕРОШЕННО.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Покончить с условностями

повторяются, ню не исполняются. Орудие
находится в одном и том же положении,
хотя G командного пункта меняют. курсо-
вые углы цели. Наконец, когда от 063-
делья стало скучно, командир отделения
решил хать бойцам несколько вводных.

-— Товарищ Рохман, вышла из строя
механическая стрелка, принимайте me-
ры,-—приказывает Сычев. /

— Условно вышла из строя?——сттрадпи-
вает Рохман,

— Почему условно?

— В таком случае, я думаю, надо сде-
лать...— начал было рассуждать красно-
флотец. : :

-— Но разговаривайте, з делайте! при-
казал командир отделения.

Потратив немало времени на рассужде-
ния, Рохман приказал установщику при-
пела Алексанлрову взяться на OyKcup к
соседнему орудию. Александров в с800
очередь при блатбсклонном молчании
командира отделения несколько раз пере-
спросил, по-настоящему браться на буксир
или условно. /

Бойцы этого орудия свыюлись с услов-
ных выполнением вводных. Краснофлотцам
кажется необычным, если в лействитель-
ности надо вывести один моханизи и пе-
реключиться на другой.

Приведениыю примеры свидетельствуют
0 том, что еще не все командиры отделе-
‘Hui Ha этом корабле учат своих бойцов
тому, что нужно в бею, и так, как делает-
ся в бою. С элементами условностей надо
решительно покончить, и начинать это
нужно прежде всего © повышения требо-
ватетьности K командирам отделений.
Именно от них в первую очередь зависит
правильное воспитание и обучение бойцов.

Учеба личного состава, должна исхохить
из реальной обетиновки современного боя.
Боец должен быть так воспитан и обучен,
чтобы ‘он мог выйти из любого, самого
трудного положения, Очень важно научить
людей дойствоваль фептительно, › инициа-
тивно и находчиво. Неправильно, напри-
мер, поступил команлир аварийной груп-
пы т. Шовкопляс, когда он заранее перел
одним из учений приказал своим бойцам
взять 00 шкафута воздуненые шланти для
переносной вентиляции и срастить их.
Сыграли тревогу, и это отделение быстро
запустило переносную вентиляцию. Норма-
тивы были перевыполнены. Такая потоня
за высокими оценками ничего хоролиего не
даст. Люди вряд ли будут приучены Е
внезапным дейетвиям.

Старший политрук М. МОГУТ.

На боевом посту «пожар». Командир
отделетия т. Егоров умело и быстро при-
нимает вее меры к ето ликвидации. Воору-
затея шланги, пускаются в ход отнету-
шители. Бойцы работают  хладиокровно,
уверенно, Командир отделения требует от
каждого краснофлотца действовать так, kak
во время настоящего пожара.

Одному из краснофлотцев было приказа-
но вооружить шланг. Боец решил, что до-
статочно поднести его к пожарному рож-
ку и приказание будет выполнено. Воман-
дир отделения заметил это..

— Вюсружить шланг каз полатается!

— А зачем, это же условный пожар? —
пыталея было возразить краснофлотец.

Командир отделения потребовал немед-
ленно воо`ужить шланг,

— Есть вооружить  шлант!-—повторил
краснофлотец и в точности выполнил при-
казание.

Нетримиримость к условностям типична
для этого командира отделения, Вот поче-
му ето подчиненные стараются веегда, из
любых учениях, действовать, как в Ha-
стоящем бою. Они знают, насколько, это
важно для успеха боевой подготовки,

Но не на всех боевых постах корабля
так организовано дело. Кое-где до сих пор
не изжиты условности в боевой учебе. К
сожалению, даже некоторые командиры от-
делений не показьвалот примера. ‘

Ихет артиллерийское учение. С команд-
ного пункта поступают команды,  прика-
залтия, данные. Указана цель, по которой
должен работать расчет орудия. Но коман-
‘дир отделения Михайличенко считает, что
к нему это не относится. Правда, навод-
чики сидят на ©воих местах, они даже на-
дели наушники. ‘Однако жерло орудия на-
правлено в сторону, противоположную
цели, xt

Остальные бойцы в тесном кругу ведут
оживленную беседу о совершенно  посто-
рокних вещах. Деятельное участие в раз-
товоре принимает и сам командир отделе-
НИЯ.

( команлного пункта ‘поступило при-
казание:

— Пот прикрытие!

Выполнить приказание здесь не торо-
пятся, хотя Михайличенко добросовестно
повторил его. Не спеша, вразвалку идут
краснофлотны от орудия. Но это не трога-
ет командира отделения.

Боевой пост командира орудия Сычева,
Здесь внешне как будто бы все в порядке:
Раючег стоит пю своим местам. Поступалю-
щие © командного пункта ‘команды четко

Лейтенант В, Лушин проводит занятие с мичманами С. Рогожиным и Н. Тюриным—
практикантами-выпускниками Черноморского высшего военно-морского училища.
, . Фото Б. Шейнина.

8 мая

ТГоваримлеская

В военно-морекош инженерном училитю
Евгений Червяков и Мавел Гордов был”
курсантами одной и той же смены и af
ропиими товарищами. Потеряв друг APY га,
из вида после выпуска, они спустя пол-
тора тода снова вотретились в одном под»
разделении. Оба были теперь командирами
ЬЧ-У однотипных подводных лодок.

У старых товарищей нашлось маожество
тем для разговоров. У каждого накопилось
немало мыслей и наблюдений, которыми
хотелось поделиться друг ¢ ApyroM. Каж-
дому приятно было в задуневыюй беседе
со своротником проверить свои `‘впечатле-
ния и опыт первых шагов самостоятельной
службы. s

Старшие инженер-лейтенатты Червяков
и Горлов часто ветречалиеь, много беседо-
вали, и блинаковая привязанность обоих
к своей специальности сделалась сововой
их растущей дружбы. Разнообразные  В0-
просы, возниюалюнтие в повеедневой pavo-
те инзенер-мохаников подводных лодок,
встественно, стали главных содержанием
их бесед.

После училища Гордов и Червяков ©лу-
жили кю в одинаковых условиях. Первый
был назначен на  новостроящуюся под-
водную лодку и много времени провел
на заводе. Второй сразу попал на плд-
вающий корабль. В моменту  вотречи с
Тордовым, фахтически еще только начи-
навшим плавать, Червяков уже имел за
плечами опыт многих походов.

Инженер-мехамик большого подразделе-
ния, как бы внимателен и работоспособен
он ни был, не в состоянии немедленно
приходить на помощь командирам боевых
частей во всех вотречающихея трудностях.
А у молодого командира БЧ-У, окруженно-
го сложнейшей техникой, неизбежно в03-
никает много волросов, ответ на которые
может дать только опыт. Возникали такие.
вопросы и у Гордова. Он делился своими
сомнениями © Червяковым и иередко п0-
лучал от более опытного товартица цен
ные советы. ;

Korma Червяков в свое время составляя
первую ремонтную ведомость, он ветретил
ряд трулностей, с которыми не сразу спра-
Bred, Ведомости пришлось переделывать.
Допущенные тогда ошибки запомнились
Червякову. И котла та же задача виер-
вые встала перед Гордовым, Червяков m0-
заботилея, чтобы ето товарищу бъто легче
перешатнуть через порог, © который
раньше споткнулся он сам. Он практиче-
ски помог Горлову в составлешии ремонт-
ных веломостей, и их приняли без всяких
замечаний,

В горячие лни перед выходом в море,
когла нужно тщательно проверить вее ме-
ханизмы, молодому командиру БЧ-У 060-
бенню ценна помонь более опытного това-
рита.

Предетоит, например, проверка прибо-
ров, поглощающих газовыделения аккуму-
ляторной батареи. Гордову ясны соответ
ствующие инотрукции, но в этй новой
для Hero работе возможны случаи, когда
никакое зназие инструкций не заменит
практической помощи опытного товарища.
Червяков знает это по своему опыту.

— Хочешь, я пойду вместе с тобой? —
предложил он Гордову. _ ess

Horyawe paspelienme KomManopanna, crap-
Ike инженер-лейтенанты вхвоем  Задраи-
зись на лодке Гордова и вуосте произвели
необходимые определения.

У Червякова есть свои, проверенные wa
практике, методы выполнения некоторых
работ. Он пришел, например, к выводу,
что если лолка дол не погружалась и
есть необходимость проверить действие
мапьинок кинтотонов, то очень полезно
38 ‘некоторое время де этого залить их
глицерином. Весной, когда на лодках по-
сле зимней стоянки проверяют исправ-
ость кингетонов, под их хлопушки ино-
тда попадает плавающий в гавани мусор.
Будучи свидетелем подобных случаев, Чер-
вяков решил, что их можно избежать, вели
притопить подводную лодку, поочередно
создавая лиферент на нос и на корму.
Испытываемый кинтотон при этом  уда-
ляется от загрязненной поверхности воды,

1, когда его закрывалот, под хлопушку ие

попадалот посторонние предметы.
Иримениз этот метод на своей лодке,
Червяков познакомил с ним Гордова.

В боевой деятельности подводной лодки
веплытие имеет не менее важное значе-
ние, чем срочное погружение. История
подводной войны на море дает немало при-
меров, когда подводные лодки либо гиб-
ли из-за неправильного процесс» веплы-
тия, либо у них временно выходили из
строя аккумуляторные батареи. При веплы-
тии бывает момент, занимающий обычно
20—25 секунд, когда в перископ уже не
наблюдают, но и рубочный люк еще не от-
крыт. В такой момент неприятельский ко-
рабль может легко таранить лодку или
манести ей смертельное повреждение ар-
тиллерийским огнех. Не меньшую onac-
ность представляет воплытие в темное
время суток, что является обычным при
несении дозорной службы. От командира
подводной лодки требуется величайшая
осторожность, чтобы не подвертнуть свой
корабль таранному удару или артиллерий-
скому обстрелу во время веплытия.

Чтобы подтвердить, насколько серьезен
и вместе с тем опасен пропесс веплытия
подводной лодки, приведем несколько исто-
рических примеров, Автор книги «Суда-ло-
вушки» Чаттертон описывает поединок
TOABOTHON лодки с судном-ловуткой, кото-
рый произошел после пеосторожното веплы-
тия лодки; «Лейтенант Джеффрей симули-
ровал оставление корабля. Но только
люки отошли от ловушки, как в 800
ярлах по правому борту было замечено два
перископа. И как только неприятель (под-
водная лодка. —А. М.) показался на поверх-
ности, был открыт огонь из двух 12-фун-
товок и пулеметов. Выстрел дал несколько
прямых попаданий, лодка погрузилась...»

В книге Ловелая Томаса «Корсары, глу-
бин» приводятся многочисленные примеры
того, какой серьезной опасности подверга-
ли себя немецкие подводные лодки в пер-
вую империалистическую войну. Описывая
прорыв 14 немецких лодок из Средиземно-
то моря в Германию через Гибралтарекий
пролив, Томас рассказывает 00 интересном
случае, происшедшем с подвохной лодкой
«0-63»: «..мы знали, что прошли через
пролив, и поэтому всплыли, Я предполагал,
если берег был уже пройден, выйти в мо-

Вспльипие подводной лодки

ре в налволном положении. Но, взглянув
в перископ,— немедленно приказал нырять.

Прямо по носу, менее чем в пятистах
футах от нас, находился большой истреби-
тель. Ои шел на лодку, и казалось, что
мы будем таранены. Я пикогда не видел
другого более безысходного положения,
чем то, в котором мы находились в дан-
ный момент. Таран истребителя не задел
нас только на один дюйм, & затем посы-
пались глубинные бомбы. Hac enacao,
однако, то оботоятельство, что эти бомбы
были установлены на девяносто футов, на
ту глубину, на которую лодки обычно ухо-
дили от преследования. Но неприятель так
быстро оказался над нами, что мы не име-
хи времени уйти глубже тридцати футов».

Ловелль Томас описывает случаи, когда,
веплыв на поверхность, немецкая подводная
лодка неожиданно обнаруживала в несколь-
ких ярдах от себя воплывающую британ-
скую лодку или когда немецкая лодка
воплывала среди охотящихея за нею су-
дов. Были елучаи, когда, лодки попалали в
минные поля, пе зная 0б этом, & при
воплытии. обнаруживали в двух —— трех
футах от себя плавающие мины.

Все эти примеры достаточно ‘ярко пока-
зывают, какой опасности подвертали себя
подводные лодки при веплытии на поверх-
HOCTD.

Всеплытие подводной лодки должно запи-
мать как можно меньше времени. 0б’яс-
HACTCH это тем, что промежуток, при ко-
тором уже нельзя пользоваться периско-
пом (и еще закрыт рубочкый люк), яз-
ляется мертвым в деятельности лодки. В
это время она не может применять свое
оружие. Кроме того, обнаружив грозящую
ей опасность, лодка не может быетро уйти
на глубину, так как в систернах главного
балласта имеется давление воздуха, пода-
ваемого дизелем или воздуходувкой.

Ири одной и той же технике на двух
олинаковых лодках мертвый промежуток
будет короче на той из них, где личный
состав лучше натренирован и морально б-
лее устойчив. Стало быть, командный со-
став подводных лодок должен исключи-
тельное внимание уделять тренировке под-
чиненных, воспитанию у них хладнокро-

Наиболее труден процесс веллытия при

волню. Имеется опасность  расплескать
электролит из аккумуляторных баков. Что-
бы этого не случилось, необходимо перед
BCHIMTHOM поставить подводную лодку но-
сом по волне или же против нее, веплывая
© хода. Перед веплытием следует внима-
тельно осмотреть торизонт и выслушать
забортные шумы. Только убедившись, что
поблизости ни на море, ни в воздухе ни-
кого нет, можно дать команду «По местам
стоять к воплытию». По этой команде
краснофлотцы занимают свои боевые по-
сты. Дизель изготовляется для продувания
главного балласта еще до того момента,
когда будет открыт рубочпый люк. Это
нужно для того, чтобы команда команди-
ра лодки © мостика  «Нродуть балласт»
была выполнена моментально. Своевремен-
кый запуск олдного‘или двух дизелей © хо-
дом или без хода имеет. большое значение,
так как при продутой средней систерне
действующая ватерлиния мала, и волна мо-
жет «угнать» лодку под воду или захлест-
нуть люк. При веплытии на ходу всегда
адо держать носовые горизонтальные ру-
ли 5—10° на воплытие, чтобы не дать
возможности лодке на ходу зарыться. Что-
бы воплытие проходило без кренов и ди-
ферентов, необходимо производить регули-
ровку соответствующими клапанами, рас-
положенными вблизи центрального поста.

Ни в коем случае не следует забывать,
что, веплыв на поверхность, подводная
лодка в любой момент должна быть готова
погрузиться. Поэтому срочное погружение
также необходимо четко отработать.

Одного знавия устройства подвохной лод-
ки, порядка продувания балласта по груп-
пам недостаточно для того, чтобы судить
© полном продутии главного балласта (прав-
да, днем 0б этом можно судить по пузы-
рям воздуха, выходящим через кингстоны
на поверхность воды, особенно если’ море
слокойно). Необходимо еще  чуветвовать
TOABORIY 10 лодку, что даст возможность
уловить момент, когда опа начинает совер-
шать частые, короткие колебания на вол-
не. Это будет говорить о полном продутии
систерн. Глубомер при волне дает не впол-
не правильные показания, поэтому очень
важно, чтобы командир изучил поведение
подводной лодки при веплытии,

вия, босстралгия, готовности безоговорочие
и молниеносно ‘выполнять любое и
нио командира. Обучение личного состава
должно производитьея планомерно и на-
стойчиво. Каждое занятие нужно строго
продумать, чтобы оно было целеустремлен-
ным. Командиры должны добиваться, что-
бы у краенофлотцев не было ни одного
непенятного вопроса, ни одной ошибки при
выполнении ими своих обязанностей. Нуж-
но помнить, что во время занятий или
учений отибки отдельных краснофлотцев
не могут влиять на ход всего учения, но
то, что недоработано в Иирных условиях,
может привести к катастрофе в военное
время,

Искусное воплытие подводной лодки,
так же как и любой маневр, возможно
только при условии, если личный состав
в совершенстве знает устройство корабля
и па самом корабле хорошо отработана
организация службы. Отрабогана так, что-
бы весь личный состав действовал четко
п согласованно, как хороший часовой ме-
ханизм. Не следует производить воплытие
или погружение подводной лодки, пока вое
краснофлотцы хброшо не изучат ее устрой-
ство, & также свон обязанности. Для Toro
чтобы краснофлотцы скорее изучили свой
обязанности, необходимо каждому  иметь
при себе выписку, что он должен делать
во `время маневров корабля. Боец должен
‘буквально зазубрить свои обязанноети, ибо
без этого невозможно добиться автоматиз-
ма, в действиях.

Kak всякое учение, воплытие должно
сначала проходить без фактических лей-
ствий бойцов у механизмов, Сначала нало
натренировать краснофлотцев в умений 38-
нимать свои посты при веплытий, соблю-
дать абсолютную тишину в лодке. После
этого производить учение по воплытию с
фактическими лействиями и команлами.
Лодка. может находиться у бона или пир-
Ca, поставленная на «подушку». Носле co-
ответетвующих команд можно продуть
фактически главный балласт. Мосле та-
ких тренировок, когда командир убедится,
что действия личного состава доведены до
автоматизма, можно отрабатывать  веплы-
тие в море.

После продутия главного балласта ¢ro-
поритея дизель или турбовоздуходувка.
По сигналу закрываются кинротонь и кла-
паны продувания и открываются  кла-
паны вентиляции. Этим самым сени-
мается давление в систернах. Затем снова
закрываются клапаны вентиляции и от-
крываютея кинтстонь. Лодка становится
на «подушку» и в таком положении Gopo3-
дит море, находясь в так называемом крей-
серском положении. Ha этом процесс
воплытия подводной лодки заканчивается.

Жомандир подводной лодки должен уде-
лять серьезное внимание отработке веплы-
тия лодки. Любая на первый взгляд ме-
лочь, которая булет плохо отработана в
мирное время, в б0ю может привести к
серьезной катастрофе. Во время войны
1914—1913 гг. у берегов Англии была
обнаружена подводная лодка, которая на-
ходилась в кадводном положении. Когда
66 осмотрели, то оказалось, что она цела,
во весь личный состав мертв. Эту зата-
дочную смерть команды можно об’яенить
следующим. Очевидно, после долгого пре-
бывания лодки пюд водой было принято
решение всплыть. В лодке было повъышен-
ное парциальное давление кислорода. Не
сняв предварительно давление комнрессо-
ром, командир решил поскорее открыть

люк. Тот был резко открыт. В результате,

парциальное давление кислорода в лодке
резко понизилоеь, и это послужило причи-
ной смерти всей команды. В полном же
надводном положении лодка очутилась, ве-
роятно, потому, что клапаны пропускали
воздух высокого давления в систерны, и
оп постепенио через открытые кингетоны
продувал главный балласт. Как видно из
этого примера, командир погибщей полвод-
ной лодки не считал нужным сравнить
перед открытием люка давление воздуха в
лодке © атмосферным.

Командиры подводных лодок должны при
всяком удобном случае тренировать себя
‘и весь личный состав быстро и четко про-
изводить веплытие подводных лодок. Ре-
зультаты этих тренировок положительно
скажутся в боевой обстановке.

Инженер-напитан 3-го ранга
А. МАЛИКОВ.

1941 г, № 106 (760)

—
—

взоммопомошь

Однако пе воедда  Гордов nepemyy

ounir y Yeppanona —— Clydach и на.

роют, }

— Ты уже проверял герметичность и.

секов? -— спросил как-то
лодки

выходу.

Гордов, ом

готовились к первому  вооеннол

—- Нет еще, буду задувать ‘завтра,

-- А как ты думаешь
Червяков ответил, что
дувать так, как делал это

это делать?!

собирается py.

и раньше: ме

в задраенный отсек. повышенное давлен
и булет слуптать, пе шипит ли Boayyy,
травящийся через какой-нибудь  салыз

п» переборке.

Если обнаружится rangi

сальник, его подожмут или перебьют, 1.

сле чего испыталтию будет

повторено,

Горлов усмехнулся. Оказалось, чо я

уже проверил Ha своей
ность отееков друпим,
©1000бом.

Он не расходовал воздух wa

более

лодке epMenm.

BHINOMY

SaAy Bann

отсека, пока не убедилея, что все can.
пики в исправности и не придется пло
их перебивки спова производить залу.
ние. А для проверки сальников в задми-
ном отсеке © помощью вытяжной вет.

ляции
ние, вполне достаточное,

создавалось небольшое разре.

чтобы — обнарт.

жить нарушение герметичности. Роли №
кой-пибудь сальник травил, его поджлуь

ли, и вентиляция снова

создаваль ны.

ходимую для проверки разность давления

между отоеками. Только п
варительной проверки в

‘воздух из баллонов.

Червяков признал,
товарищем метод дает
воздуха, и применил его

осле такой пре.
отсек подавали

что предложены
большую экономту

на своей ли

Товарищеский обмен опытом оказал

очень полезным обоим
решении аварийных
мощь в этом отношении

задал.

команиирам тт
Взаимол.
началась с ти

случая, когда Червяков, будучи дежурнь

янженер-механиком,
Горлова умание вахтенной

проверят на

лот
службы Ямть

ся за живучесть корабля.
Вахтенному в центральном посту был

дана, вволная: «Пожар в

первом OTE,

Недостаточно натревированный  краенофи-
тец растерялся и, мехалически meno
свой обязанности по аварийной трем
стал тотовить пробки, кувалды, струбщ.
ну вместо того, чтобы бороться ¢ oruey,!

После этого Червяков пригласил Горы

на свою лодку, чтобы показать,

Kak

него действуют люди при решении под
HO задачи. Это оказалось полезных мг
Горлова, по он в свою очередь нашел

Червякова незамеченные
четья.

им самим нех:

Товарищи реппили, что взаимное лк
щение лодок при отработке аварийных +.
дач поможет быстрее изживать оставиини

еще шероховатости и условности,

Bo

время как один руководил ‘решением я
дачи, другой следил за действиями бойца
и самого командира БЧ-У. Потом друм

‘обменивались замечаниями. Скоро они у:

дились, что свежий глаз друтого комавтиу

гораздо восприимчивее К

недостаткам, 10:

торые порой не замечает сам рукоот

тель учения.

Подводные лодки, на которых

слухи

два товарища, стоят рядом у пира. Toun\
несколько метров коридора разделяют. та» /
ты старших инженер-лейтенантов на ие
базе. Червякову и Гордову не нужно ме
го времени, чтобы забежать друг к т
3a советом, обменяться мнениями по к

му-нибудь практическому
—— Никогда ne
даже о том, что кажется

вопросу.

липане посовещальи

тебе вполне я

ным, -—— говорит Червяков,
И он советуется © Горховым, куду п

пе присоединить IaH,

чтобы провери

магистраль воздуха низкого давления, №

сте с ним осматривает

подозрительны

подпритник, делится своим опытом рут

компрессора...

И. если один приобретает какой-тибу
новый олыт, он немедленно erred mM!
другим. Червяков, например, в ory 3M
имел’ возможнееть сделать’ ряд наблюкт

© поведении механизмов

при плавании

условиях низкой температуры. Его наб
дения и выводы стали достояниех [№
\

ROBA.

Товарищеский обмен опьиюм между
уЯ командирами БЧ-У помогает им уже

но решать задачи боевой

TROANOTOBRE, I

одолевать общими силами вотречающи

трудности. Само собой

TO подразделения. Нередко

и сами помогают более
maa.

Раньше было так, Ли

Кой высоте будет буксир
какой скоростью пойдет

казано приступить

вю поступило приказание:
Бозлушного «противника»

к стрельбе.

ший свржант т. Киров.

разумеется, т

Червяков и Гордов, привыкиие иекать ти
мои друг Y друга, вовсе ‘не отгорзжиу
ются от остальных командиров ВЧ-У в

они обращаем

за советом к старшим по службе и
нер-механикам ПГиляеву м Исаеву, нею

молодым TOBE

Н. ЛАНИН.

Отличная зенитная
стрельба

ный 600188 У

ранее знал не только в дне; м лов!
ви начала стрельбы. Управляющий от
выл осведомлен, каким курсом и wa ¥

оваться KOH,
цель. Зенита

стрельба имела много условностей,
‚Теперь дело на батарее поставлено и
иному. Личному составу с. утра было п!
к решению уч
задачи. Когда все уже было готово, влез

«При появле
открыть ит»

—- Цель поймана. доклальвает 5%

‘Определены необходимые данные — 3

Сота. цели и скорость полета.

приказывает открыть ого

Огонь открыт. Первые
казати хорошую работу
умелые действия
Снаряль: ложилиеь точно
ки дыма окружали конус.

Коман
Hh по кону,
же разрывы №
боевых mo0cns

Управляющего 018%

по цели, клуб

Сработанность зенитчиков метко 0х8
теризовал охин ‘из летчиков, наблюдавий

за стрельбой. ‹

—- Сходня я проникся особым ув
нием к зепитчикам,— сказал он №
шо стреляют. Жарко будет попавшему й

такой огонь.

a>

Но боевой тревоге бойцы быстро м”
ли евои места и подготовили механияй

В значительной степени это 346271

управляющего огнем т.
освоившего правила арлиля
бы по воздушным целям.

Иватова, торий
ерийской стей

А. ВИКТОРОВ,