И т О Я

в,

<

АН 9 УЕ 1941 г, №

106 (760)

Агитатор на корабле

Мах тазанью опустились сумерки. Вах-
genni комапдир отбил очередные склян-
хи. Их повторили ма соседних
Девлтнадцать часов — время, когда начи-
цаемя культурно-маюсовая работа. В куб-
ржах атитаторы и пропагандисты прово-
т с бойцами беседы о международном по-
джении, разбирают газетные статьи, эна-
тоуят личный состав с опытом лучших
yorol корабля. Нередко демонстрируются
уииофильмы, организуются лекции, докла-
лы, консультации,

Прехстояла бессда, которую должен был
проводить т. Дицкий. К ‘его приходу про-
‘мрная первая палуба была заполнена до-
отказ. Среди собравшихся =— много моло-
дых бойцов,

— Сегодня л вам расскажу 96 ocober-
петлях службы во флоте, о том, что обес-
печивает победу кораблю, — сообщил краю-
пофлотцам атгитатор,

Поммутисг лейтенапт т. Дицкий-—попу-
лярный згитатор. Бойцы и младшие коман-
диры воегда внимательно слушалт его ув-
докатеяьные беседы на самые разнообраз-
yuo темы; Тов. Дицкий  хорно знает
Ib He корабле, ему известны  залросы
ррариофлотцев, И это помогает агитатору,

Весла посвящалась лучитим людям ко-
бля, их опыту. Но т. Дицкий вышел за
рамки темы. Он рассказал о замечатель-
ных победах русского флота при’ Гантгуте
и (иное, о героических подвигах матро-
‹0в крейсера «Варяг», отметив при этом, ка-
ро значение приобреталот в бою знание де-
а высокая диециплина, спаянпость лич-
ло состава. Атитатор подробно обрисовал
условия, в которых во время гражданской
зойны самоотверженно сражались моряки
уноносцев «Тавриил» и «Азард»-—кораб-
Ig, Ha котором сойчас служат агитатор и
йцье--участники беседы. (Теперь «Азарт»
называется «Артем»).

(; большим вниманием слушают бойцы
лейтенанта т. Дицкого, Перед их глазами
тают образы людей, чьи имена стали
уволом отваги, мужества и  тероизма,
Атитатор товорит о присутствующих на
беде слушателях-—участниках боев с бе-
дофиннами. Тт. Павлов, Мосолов, Федосеев
ихечены высожими патрадами правитель-
ства,

Агитатор разбирает условия, которые
обипечивалют победу над вралом, Он медлен-
№ п внятно зачитывает цитату из вы-
тупления народного ‘комиссара  Военно-
Морокого: Флота адмирала тов. Н, Г. Вуз-
поцова на разборе учений Араснознаменаю-
тр Балтийского флота: «Морской 00 и
уорокая техника требуют железной  дис-
диплины, каждый винт сложного механиз-
\\—флота—должен действовать  безуко-
ризневно. Корабль не допускает импрови-
зации, все должны действовать по уже от-
DUOTATHHIM наставлениям и уставам».

Кома т. Дицкий начал говорить, Kak
эти требования наркома выполняются Ha
корабле, он привел конкретные фактьь
моказал о людях, присутствующих ва
бла. Агитатор назвал фамилию котель-
оо иашиниста Анатолия Тимофеева, ко-
рый служит во флоте’ уже четвертый
то,

Тейтенали  обстоятельно сообщил 06 ус-

` пех т. Тимофеева. Он пришел во флоте

(ITH OTSEIBOM от общественных ‘орга-
заций предириятия, где работал до при-
зв. в игколе хорошо изучил ‘ево спе-
циальногь и но имел пи одного’ взыека-
лия. На миноносце т. Тимофеев-——один из
примерных бойцов. Свое заведывание он
зна  безупречно, ходовые вахты несет
разцово, дисциплинировай.

— Разве кто-нибудь видел т. Тимофеева,
няшщливо или ие по форме одетым? —
спросил агитатор,

— Нек, таких случаев пе было! — по-
меовал уверенный ответ.

Атитатора слушали с большим внима-
пием, Рассказ о службе и работе рядового
миснофлотца заинтересовал присутетвую-
ци. Многие молодые краснофлотцы: виер-
зы узнати, каж’ работает т, Тимофеев, 3%
WW он получид на <Артеме» одинпалталь
пюшрений, Они услышали также о том,
м вел себя т. Тимофеев. в дни боев про-
тив белофиннов, когда приходилось особен-
о Четко нести хоховые вахты, ‘не счита-
Sch ни 6 отхяхом, HH © трудностями

кораблях..

богвой жизни.  Добросовестно работал
т. Тимофеев и в дни ремонта: он перевы-
полнях нормы в три-четыре раза.

Беседа увлекла бойцов. Сидевший рядом
: oe комендор т. Демочкин тихо заме-
— У Тимофеева действительно есть чему
поучиться...

Беседуя с бойцами на различные темы,
умело увязывая эти темы 6 жизнью ко-
рабля, т. Дицкий превралщает агитацию в
мощное средство мобилизации личного ©о-
става на решение задач, поставленных
командиром. Не случайно после беседы не-
которые товариши & разрешения т. Диц-
кого дополнили рассказ о Тимофееве.

Боец т. Федосов говорил © днях совме-
стной учебы и службы © вым, 0
ето примерноети на корабле и в часы от-
дыха на берегу.
краснофлотец готовится к сдаче очередной
вахты. Каждое выступление бойцов . под-
тверждало, что агиталор не ошибся в вы-
боре кандихатуры. Тимофеев  дойствитель-
‘но показывает пример бойцам. Опыт ero
работы агитатор сделал достоянием всех.

Такие беседы проводятся чаюто, Лейте-
нант т, Дицкий—команлир одного из под-
разделений второй боевой части. Он любит
атитационную работу, она сближает его ©
личным составом, повышает ого авторитет
kak руковолителя и воспитателя. Атита-
цию он строит на примерах и фактах из
жизни корабля, поэтому она конкретна,

целеустремленна, и действенна. Повседневно  .

общаясь с бойцами, агитатор влияет на
их поведение, помогает разбираться в
различных вопросах.

Популяризируя опыт передовиков боевой
и политической подтотовки, атитаторт. Дин-
кий тем самым помогает командиру ко-
рабля повьяпать качество обучения бой-
цов, укреплять дисциплину. Он обычно не
собирает больную аудиторию, а беседует с
несколькими бойцами, но нередко и с 0д-
ним. В каждом случае он приводит яркие
и убедительные примерьг, использует  вы-
держки из художественной литературы:

Вогда во вторую боевую часть пришло
молодое пополнение, лейтенант т. Дицкий
провел беседу о порядке службы на кораб-
ле, об огромном значении воинского поряд-
ка, диспиплины и организованности;

Агитатор непримиримо относитея к He-
достаткам. Всякие случаи нарушения дис-
цинлины встречают с его стороны отпор.
Вот пример: при швартовке корабля к
стенке краснофлотец т. Бунченко  отеут-
ствовал на своем посту. За это командир
т. Дицкий строго его наказал и в то же
время рассказах об этом бойпам на, очерех-
ной беседе. Праснофлотца Шеховцева из
отделения т. Тихомирова. агитатор похва-
лил. Шеховцев отлично выполняет хотовор
соцсоревнования, все отделение т. Тихоми-
рова выполнило задание по ремонту Mexa-
низмов за 65 дней до срока.

Атитатор прививает бойцам чузотво от-
вететвенноети за порученное дело, воспи-
тывает любовь к своему кораблю; Олнаж-
ды краснофлотен т. Ронжее попросил т.
Дицкого раз’яснить некоторые вопросы,
связанные © распорядком работы на кораб-
ле. Командир-агитатор ‘об’яенил  краено-
влотцу, с какими трудностями он может
встретиться в бою и как поэтому нужно
закалять себя во время боевой учебы в
мирных условиях:

Был и такой случай: краснофлотцу Ко-
царю пришлось простоять лишний чае па
вахте, так как подвахтенный боец вышол-
нял срочное поручение командира. Тов.
Коцарь заговорил было о том, почему его
задержали. Тотда т. Дицкий в присутствии
многих бойцов рассказал о том, как в пе-
puor боев против белофиннов комсомолец-
радист т. Грузко стоял на вахте но 12 ча-
сов. Коцарь понял, что был пеправ.

Смелой критикой недочетов, доходчивым
показом опыта т. Дицкий завоевал cefe
любовь  и уважение личного состава. Его
агитация находит отклик в сознании лю-
дей: краснофлотцы © большой охотой слу-
Thar лейтенанта, стараются  слеловать
примеру лучигих бойцов и командиров ми-
Honocia «Артём».

Старший политрук Ю. САРНИСОВ.
Политрук В. АНАНЬИН.
Краснознаменный Балтийский флот.

Он рассказал, как этот’

Заместитель командира по политической части старший политрук т. Анисимов
проводит беседу с агитаторами на походе. На снимке (слева направо): тт. Мигу-
нов, Мищенко, Матвеев и старший политрук Анисимов, (Тихоокеанский флот).

Воспитание чувства ответственности

Сила примера наиболее действенна. Ес-
ли комсомолец, отличник боевой и поли-
тической подготовки, пепримиримо ‘отно-
сится к недочетам своих товарищей, лич-
ным примером увлекает их, показывает,
как надо выполнять задания, — это и бу-
дет лучшим методом вослиталия у бой-
HOB чувства отвотетвенноети за поручен-
Hoe дело.

На нашем корабле в пизовой оргали-
зации, где секретарем президиума т. Бе-
лан, большинство комсомольцев образцово
выполняет свои обязанности, показывает
пример и в дисциплине м в политической
учебе. Комсомольский президиум в своей
работе опирается на отличников. тт. Гри-
ценко, Панова, Николаева и др., широко
популяризирует их опыт, ставит в при
мер отстающим. .

В этой ортализации так поставлено ле-
10, что каждый комсомолец чуветвует” от-
вотетвенность не’ только за себя, но и 38
своего товарища, 3 показатели всего под-
разделения.

Краснофлотец Мельниченко плохо знал
схему коммутатора. Ему было трудно са-
мостоятельно освоить этот механизм. То-
варищи об’яснили Мельниченко, что не-
пристойно комеомольщу отетавать в боевой
подготовке, что он тянет всо отделение на
зал. Такие беседы оказали евое. влияние:
Мельниченко стал добросовестнее о отно-
еиться к изучению техники. Отличнив Ма-
нов в евободное время уединялея с этим
краснофлотцем и непоередетвенно у меха-
низмов помогал ему тлубже изучить их.

Краснофлотцу Ходыка,
‘успевал па политических занятиях, стал
помогать т. Еремян, & т. Бегману помога-
ет т. Веселов. i

Характерно отметить, ‘чо. никто этих
комсомольцев-отличников не «прикреплял»
Е отстающих, Они сами, будучи перело-
виками, ‘стремятся подтянуть до этого
уровня и других.

. Тов. Данилов халатно относилея к слу-
жебным обязанностям. Вомсомольская орга-
низация занялась этим товарищем. С ним
много  бебедовал секретарь президиума’
т. Белан, ‘указывал ва недостатки крас-
нофлотца. Секретарь беседовал не вообще,

КРАСНЫЙ ФЛОТ,

Фото А. Лубенко.

не отвлеченно. Он учил Данилова на при-
мере лучитих бойцов. я

— Bor смотрите, — говорил секретарь
президиума, — Николаев — такой же боец,
как и вы, но он отличник, а вы еще He
добились этого. Николаев дорожит звани-
ем комсомольца, любовно относитея к де-
лу, не ленитея, много работает над собой.
И вы можете стать таким же.

Беседовали с Даниловым и другие ком-
сомольцы. Они ему рассказывали, как пло-
хо отзываются бойцы 0б отсталощих в б0е-
вой подготовке, стыдили. з& низкую успе-
ваемость. Коллектив заставил бойца под-
тянуться. Сейчас он стал отлично содер-
жать св06 заведывание.

Так же плохо. относился к своим обя-
занностям Воронов. Он часто допускал
ошибки, плохо знал материальную часть,
порой нарушал дисциилину. Беседы секре-
таря президиума и некоторых комсомольцев
не давали результата. Решили воздейство-
вать на него иным путем: вызвали на за-
седание комсомольского президиума

Научные

работы

гидрометеорологов

— Среди научных исследований, RorTo-

рые проводят сотрудники налших кафедр, —
сообщил в беседе с сотрудником «Браеного
Флота» директор Московского. гидрометеоро-
логического института т.
большое место занимают работы по oKea-
нологии и гидрометеорологии. Заведующий
кафедрой окванологии профессор Н. Н. Зу-
бов работает над вопросами измерения тол-

И. Г. Отупия, —

щины многолетних льдов в летнее время,
изостатического равновесия морских льдов,
связи между направлением ветра и изобар
в море Лалиевых. Доцент т, Самойленко

] создает теоретическую схему климата в

районе тлубокого замкнутого бассейна.
Аспирант т. Гутерман разрабатывает аэро-
логическую характеристику западной части
Советской Арктики, и т. д.

Тема исследования’ доцента т. Влеми-
на -—— «Методика прогноза» штормов. в ba-
ренцовом море». Известна неустойчивость
погоды в этом районе, внезалность разра-
жающихеся здесь бурь. Тов. Клемин поста-
вил перед’ собой задачу дать методику прог-
‘1032 IITOPMOBLIX положений путем истоль-
зования азрологических данных. В настоя-
Wee время выяснены уже синоптические
условия штормов в Баренцовом море. Есть
сонювания полагать, что мы получим ме-
тодику прогноза на 24—36 часов вперед.
Это исследование окажет большую помощь
в практической работе Архантельского и
Мурманского бюро погоды.

Ассистент т. Добровольский ведет рабо-
‘TY, цель которой-—показать характер лет-
него отступления кромки льда в Карском
море, выявить основные факторы, опреде-
ляющие это отступление. Тов. Доброволь-
ский должен проанализировать большое ко-
личество малериалов — карты льдов, ©и-
ноптические карты, карты ереднего давле-
ния. На основании этих материалов будет
произведен packer скорости отступления
кромки льда, выяснена связь между ABU-
жением кромки и синоптическими устовия-
ми.

В ближайшем соседстве с замадной ча.
стью Советской Арктики расположено Грен-

ландекое море. Илущее с севера Восточно-

СЕВАСТОПОЛЬ, 7 мая. (0т наш. норр.).
Еще в прошлом году командиров и членов
их семей, лечившихея в Севастопольском
Центральном санатории  Военно-Морекого
Флота, возили для принятия процедур в
морской госпиталь и в Институт физиче-
ских методов лечения, Сейчас санаторий
имеет хорошо оборудованное физиотератев-
тическое отделение. Здесь блестящий 19-

и   рядок. Кажлый больной является в точно

строго предупредили Воронова. Но и это  установленный чае и, не затрачивая лиш-

HO помогло,

него времени, получает необходимую ему

Тогла поведение Воронова обсудили на   Процедуру.

‘Комсомольском собрании и вынесли 60103-

нов взыскание. Этим, однако, не ограни-   2еление. _
_ Секретарь   Световое отделение.

Чилоеь воспитание Воронова.

`презилиума привлек его к активному уча-

ети в союзной работе, хавал задания, помо-
тал выполнять их, Воронов заметно испра-
вилея. И теперь командир отделения от-

зываотся о нем ‘как 0б одном из лучших

УЧЕТЬ 15.   краснофлотнев. _
который слабо. $}

И еще пример. Комоомолец Козырев был
самые недисциплинированным бойцом в

‘подразделении, никакие меры воспитания

не помогали. Козырева исключили из ком-
сомола, но комсомольская организация не
упускала его из своего поля зрения, вся-
чески помогала ему исправитьея. Козырев
заметию изменилея, стал диециплинировая-
пым бойцом и сейчас вновь подал заявле-
ние о принятии его в ряды BRCM:

Так мы воспитываем у комсомольцев
чуветво ответственности 38’ порученное
И, Ури
Секретарь комсомольского’ бюро

крейсера «Нрасный Крым»
В. ШНАДИНОВ.

В санатории создано гихропатическое от-
Прекрасно оборудовано электро-

Сотни командиров и членов их семей
ежемесячно приезжают в санаторий. Три
толстые тетради исписаны отзывами отды-
хающих. И во всех отзывах говоритея о хо-
рошем обслуживании.

Гренландекое течение, имоютщее в пширину
до 500 километров, выносит в это море
мощный непрерывный поток пловучих
льлов и арктического пака. Существует
отределенная зависимость между обстанов-
кой в Гренландеком море и ледовыми яв
хениями в Copercxoi Арктике. Ажпирант
т. Каракаш изучает интересный вопрос —
«Йиркуляция атмосферы и гидросферы в
районе Гренландокого моря». Разработать
способы составления долгосрочных @рогно-
зов ледовых явлений в морях Советокой
Арктики на основании гидросиноптической
обстановки в районе Гренландекого моря—
такую цель поставит перед собой т. Кара-
alll.

Работа, которую ведет доцент т. Ичелко,
посвящена майским вторжениям арктиче-
ских массе воздуха на европейскую терри-
торию Советского Союза. Этот труд помо-
жет более детально выяснить условия по-
годы нах европейской территорией СССР в
период таких вторжений. В плане иселедо-
вания, которое ведет т. Ичелко, р и
анализ материалов, показывающеих обета-
новку майских арктических вторжений за,
последние 10 лет, статистическая обработ-
ка и обобщение материалов, практические
выводы из них, особенно в отнопении 3a-
морозков и осадков.

До сих пор у нас нет еще точных 0б?-
октивных критериев для оценки степени
практической ‘успепености краткосрочных
пропнозов погоды. Рационализажией мето-
дики проверки и оценки прогнозов зани-
мается ассистент т. Гальцов. В его задачу
входят 0030р литературы, посвященной
оценке прогнозов, и разработка методики,
позволяющей об’ективно судить 0б услеш-
ности прогнозов.

Наряду с профессорами, допентами, пре-
подавателями участие в научной работе
принимают и студенты. Так, сталинекий
стипендиат студент т. Виткян фазрабаты-
вает под руководством профессора Н. Н.
Зубова новые методы иселедования мор-
ских течений.

`’ Севастопольский санаторий

№ услугам отдыхающих несколько соля-
pues, спортивные площадки. Более ста
гектаров ‘прекрасного парка  опоясывает
здалие санатория. В этом году здесь до-
полнительно посажено 700 фруктовых и
больше 2.000 декоративных деревьев.

Каждый вечер клуб санатория заполня-
ют отдыхающие. Они смотрят новый кино-
фильм или слупают концерт, увлекалель-
ную лекцию, выстунление самодеятельного
краснофлотекого алеамоля  Черноморекото
флота и т. д.

Хорошо рабогает коллектив сотрудников
санатория. С чувством большой призна-
тельности отзываются отдыхающие о воен-
враче 2-го ранга т. Махванове, врачах
тт. Гольдмане и Натока, медицинских ее-
страх тт. Деловой, Салаховой, Рогачевой
и многих других.

«Героические корабли русского флота»

Серия художественно-учебных пособий

Группа художников-маринистов Ленин-
града работает сейчас над созданием серии
картин
флота». Эта работа имеет целью дать ху-
дожественно-учебные пособия для Домов

Военно-Морского Флота, клубов, ленинских.

комнат и кают, учебных заведений и т. д.

`Разработан план создания картин, пока-
зывающих развитие кораблей русского фло-

«Героические корабли русского.

та. Будут написаны полотна о’ нервом pyc-
ском корабле «Орел», о «Потемкине», о
новых кораблях советского флота—крейсе-
ре «Киров», лидере «Ташкент», о минонос-
цах и подводных лодках, личный состав
которых проявил героизм в борьбе против
белофиннов.

Сейчас художники разработали эскизы
первой серии — 25 полотен.

та

В ретающем морском сражении крейсе-
№ в качестве дополнительной противозе-
IMHO силы наиболее необходимы при
BHAHOCHAX, которые логически являются
Первым 0б’ектом неприятельской авиации
Ив тому же чрезвычайно уязвимы, Допол-
Ниельная защита может быть лучше все-
№ 0бспечена хорошо  бронированными
Пенсерахи, главная артиллерия которых
COCNOHT M3 зенитных орудий максимальной
Kona, Огромное количество боезапаса для
TH орудий потребует необычно большой
мищади, Экономнсе обеспечить эту пло
Ць путем сокращения проектной скоро-
ти как следотвие—плошали дая машин-
1010 отлеления, чем путем увеличения. во-
тизмещения, Раамеры пало сохранить ми-
Ииматьные, потому что, чем меныйе водо-
мещение, а также экипаж корабля 0бо-
ПОНитохьного типа, тем больше таких еди-
ИИЦ можно иметь для наступательных опе-
раций,

Пеобхолимую защиту можно обеспечить,
10 спаблив кажлый авианосец индиви-
Nabi эскортом, либо обеспечив еила-
хи прикрытия все пространство, на кото-
HOM оперируют авианосцы, Большое пре-
ИУЩество второго способа заключается в
{№ Что оп требует лишь умеренной ско-
ти как крейсеров ПВО, так и противо-
очной завесы, Крейсера ПВО, залцитцаю-
Ц это пространство, лолжны обладать
тью примерно. ла 25 проц. больше
Черти аекалры. В соответетвий с пла-
Ми строительства американских линей-
ИК слл со скоростью в 21 узел, ход в
) y3l0B будет вполне достаточен для
ЧеЙсеров ив 29 узлов —для противоло-
ОЙ завесы. В то же время система ин-
МВИДУальНого эскорта, потребует примерно
: Узлов для крейсеров и 40 узлов для
тиводохочной завесы. При скорости х0-
2 нейных сил в 27 узлов приведенные
  tos придется соответственио увеличить,
910 приведет к росту размеров кораблей `

1х омимости, Мрактичнее предположить,

™ мото вооруженные крейсера ПВ
тЫ обладать прооктной   скоростью
“6 узлов.

Бер зигличан з текущей войне по-
“Ul, Tro флотилии эсминцев также

ыы

Крейсе]

ра ©
=

(Окончание. Начало см. в номере
or 6 maz),

~<

нуждаются в мощной противозенитной 060-
роне. Соответствующие крейсера ПВО, ‘ис-
пользуемые в качестве флагманских кораб-
лей эсминцев, могли бы снизить эти. по-
rep. Orciola—— pax совершенно новых
требований к крейсеру ПВО. Любой ко-
рабль. предназначенный для вывода 96-
милцев в атаку на неприятельскую линию
боя, должен быть не только быстроходным,
но и с минимальным водоизмещением, что-
бы сократить размеры цели и обеспечить
максимальную маневренность. В этих двух
условиях заключается, основная . защита
против крупных енарялов и тяжелых Homo,
с которыми кораблю придется иметь лело.
Следовательно, предел водоизмещения —
около 5 тыс. тонн. При скорости. эскадры
в 21 узел флагманский корабль эсминцев

должен иметь проектную скорость около

33 узлов,

Флагманокий корабль эсминцев должен
обладать средствами торпедной атаки. Че-
тыре трехтрубные установки настолько не-
значительно увеличивают водоизмещение и
настолько повыишталот боевую мощь, что от
пих нельзя отказываться, даже если их
установка происходит за счет мощности
зенитной батареи корабля.

„Огромная скорость современных. самоле-

тов породила совершенно новую фунецию

крейсера, ВО. Опьгть», проделанные на су-
те, показали, что для стрельбы с макси-
мальной точностью зенитным батареям
нужлое получать предупреждение 0. при-
ближении самолетов a минуты
раньше. Задачи прелупреждения но может
выполнять <торожевое охранение из 96-
минпев, потому что они слишком уязвимы
для атак © воздуха. У крейсеров ИВО
больше памеов не’только остаться в пе-
лости. но и занять идеальную позицию
для беспрепятственной стрельбы по каж-
дому пролетающему самолету,

Успех выполнения этих функций зави-
сит от числа кораблей ПВО. Они должны
паходиться достаточно далеко от главного

—

Уду

щего

яара эскадры, чтобы сделанное ими пред
упреждение имело ценность; в то же вре-
мя они должны быть достаточно близко
друг от друга, чтобы обнаруживать вее при-
ближающиеся самолеты. Небольшие pas-
меры и хорошая маневренность. жизненно
необходимы кораблям,  подвергалощимея
атакам с воздуха и не имеющим соответ-
ствующей защиты. Следовательно, предел
их водоизмещения —— также 5 тыс. тонн,

Скорость хода крейсеров ПВО — качест-
во второстепенного значения, ‘потому что
они будут быетро отходить к главным нал-
водным силам и затем двигаться, прино-
равливаясь к их ходу. Проектная скорость
в 33 узла удовлетворит этим требованиям.
Такая скорость при’ водоизмещении около.
5 тыс. тонн ‘позволит установить только
среднее вооружение и защиту. Короче’ го-
воря, за исключением торпедного вооруже-
ния, выполнение этой функции требует
тех же данных, что и для флагмана э6-
минцев. Если люки будут сконструирова-
ны вблизи торпедных труб, чтобы можно
было быстро спустить вое торпеды люд
палубы, когла корабль выполняет функции
корабля предупреждения, то та же конст-
рукция может служить обеим целям.

Вторая важнейшая ‘задача — залцита
конвоев от воздушных атак. ‘Для этого
нужны максимальное чисто зенитных ору-
хий, большой бовзатае ‘и ‘прочная броня.
Скорость в 26 узлов достаточна почти дя
всех конвоев, остальные могут снизить ее
без каких-либо серьезных последствий.
Другими словами, для решения этой зада»
чи нужны те же тактико-технические дан-
ные, что и лля защиты авиапосцев.

Итак, для решения двух из расемотрен-
ных задач крейсеров ПВО пужны макси-
мальная зепитная мощь, прочная защита, и
скорость в 26 узлов. В то же время для
решения лвух других задач требуются ми-
нимальный размер, максимальная манев-
ренность и скорость в 33 узла. Очевидно,
надо строить два различных тила зенит-
ных крейсеров, которые можно было бы
пазвать «тяжелыми» и «легкими» крейсе-
рами ПВО. Остается уточнить артиллерий-
ское вооружение и защиту каждого тина.

Тяжелый крейсер ПВО требует, макси-

a

ea

мальной противозенитной мощи. Его тлав-
ная артиллерия должна состоять из 5-дм
универсальных орудий,
в балини. Максимальное количество балнен
главного калибра, которое можно успешно
установить на одном корабле, —— четыре:
2 —в носовой части и 2 — в корме, все
по диаметральной плоскости. Максималь-
ное количество орулий, которое сейчаю ре-
вомендуется группировать в одной баш-
не,— тоже четыре. Таким образом. главная
батарея лолжна состоять из шестнадцати
5-лм орудий. Я
Против  счетверенной баллни иметотея
два возражения. Первое — медленность по-
ворота в сравнении се одинарной установ-
кой, Это верно в отношении сутцествующих
механизмов, HO B лальнейшем новейшая
техника позволит разрешить эту проблему.
Второе возражение — лишнее пространство
между обеими парами орулий: Однако эта

пустота может быть использована в двух

верхних башнях для оборудования и для
размещения личного состава боевой рубки,
в двух нижних — для вентиляционного
хода, через: их выступы: Это обеспечило бы

создание широкого хол» в носовой части и

в корме без соответствующего отверстия в
защитной палубе. Каждое таков отвер-
сти — уязвимое место, которого следует
особенно избегать на кораблях, наиболее
подверженных воздушным атакам. Во. всех
четырех башнях выступы обеспечивают
площадь для . приборов управления огнем.
Такое расположение приборов управления
придает им и обслуживалощему личному
составу лучшую защиту.

Для артиллерии второстеленного кадиб-
ра следует логически остановиться на ав-
томатической пушке калибром около 40 мм.
Чтобы они успешно действовали против
пикирующих бомбардировщиков, ‘торпедо-
носцев. или торнелных. катеров, эти пушки
следует. сгруппировать в многоствольных
легко враацающихся. установках с большим
углом возвышения. Каждая установка
должна иметь 12 таких пушек, чтобы
обеспечить угох траокторий, который при-
ведет к быстрому уничтожению ллобого са-
молета или катера. Четыре такие установ-
ки, прикрытые противоосколочными щита-
ии, могут нанести значительный удар, Две
балини следует установить пю диаметраль-
ной плоскости — одну в носовой части и
одну — в корме, две другие должны быть
смонтированы по бортам.

струппированных .

Слехующее требование — максимальное
поле обстрела. При высоких, углах возвы-
шения это может быть достигнуто сниже-
нием мостика и сокралцением его размера,
укорачиванием радиоантенны, мачты и
тре: :

Совершенно очевидно, что у такого ко-
рабля нельзя обеспечить соответетвующую
залциту против всех боевых средств, с ко-
торыми ему придется встретиться. Логика,
подсказывает необходимость снабдить его
броневой защитой против б-дм снарядов
и авиабомб средних размеров. Легкий бро-
певой пояс должен простираться по всей
носовой части от главного пояса, чтобы
предотвратить возможность больших про-
боин в носу вблизи ватерлинии.

Особые требования нужно пред’явить к
подводной залщите, Сейчас самолеты сбра-
сывают бомбы любых размеров, которые
разрывалотея ‘на ‘любой дистанции от ко-
рабля. Поэтому даже самое малое усовер-
шенотвование в подводной защите увели-
чивает сейчас живучесть цели.

Bee указанные  тактико-технические
данные могут быть получены, вероятно,
при водоизмещении в 7.500 тонн. Однако
даже этот скромный тоннаж достаточен,
чтобы установить зенитное вооружение,
разное по мощи зенитной артиллерии лю-
бого линкора и вдвое более мощное, чем
на любом существующем крейсере много-
целевого назначения. Ёроме того эти opy-
дия будут иметь больший сектор обстрела,
чем обычно. :

Тяжелый крейсер ПВО помимо своего
прямого назначения может быть также’ по-
лезен в комбинированных операциях для
защиты авианосцев и артиллерийских ко-
раблей во время их отхола от берега. Ero
` необычная огневая насыщенноеть может
быть использована для расчищения пути
десанту, поддержки отражения алажи 5с-
минцев во время морского боя и в каче-
стве завесы флота в темное время суток
или в плохую погоду. Во всех этих слу-
чаях его умеренная скорость хода не будет
служить препятствием. S

Перечисленные ранее функции легкого
крейсера ПВО определяют его водоизмеше-
ние около 5 тыс. тонн, скорость. в 83 узла
и наличие четырех трехтрубных торпед-
ных аппаратов. Остается разрешить вопрос
0б его артиллерии и защите. Главная ба-
тарея из восьми 5-дм орудий универсаль-

ного назначения будет достаточна, зтобы
обезвредить воздушную атаку или нанести
поражение среднему количеству эсминцев.
Важность сократить ло минимума площадь
цели подсказывает, что эти орудия долж-
ны быть струппированы в счетверенные
установки: одна — в носовой части и од-
на—-в корме; в противном случае пред-
почтительнее было бы иметь четыре двой-
ные установки, Батарея второстепенного
калибра должна, состоять из двадцати че-
тырех 40-мм автоматических пушек в че-
тырех шестиствольных установках. Груп-
пируются они; как и на тяжелом крейсера
ПВО. Необходима также броня, чтобы вы-
держать улары б-дм снарядов на любом
расстоянии и исключить воздействие бомд
срелнего размера. :

Применение легкого крейсера ПВО’ весь-
ма многообразно. Он может служить флаг-
мапевим кораблем эсминцев или кораблем
предупреждения. Торпелное вооружение и
скорострельная батарея делают его исклю-
чительно пригодных для прикрытия флота
или лля патрулирования водных районов,
The обычно невозможны летные операции.
Небольшие размеры и хорошее зенитное
вооружение делалот его более пригодным
для небольших налетов или некоторых
лрутих функций, чем крейсера друтих ти-
пов. Наконец, оп может быть использован
для перевозки` государственных деятелей
и высшего командного состава,

Итак, мы приходим к выводу, что за-
щита против воздушной атаки требует
усиления действенности зенитного огня и
постройки двух различных типов крейсс-
ров ПВО со следующими тактико-техниче-
скими данными:.

тяжелый крейсер ПВО — шестнадцать
5-дм орудий, сорок восемь 40-мм пушек,
большой боезалас, защита против .6-дм
снарядов и бомб среднего размера, ход 26
узлов, 7.500 тонн;

легкий крейсер ПВО — восемь 5-лм ору-
дий, двадцать четыре 40-мм пушки, четы-
ре трехтрубных торпедных алпарата, боль-
шой боезапас, хол 33 узла и защита, ка-
кую можно. практически обеспечить при
водоизмещении около 5.000 тонн.

Отроительство таких кораблей оправда-
HO, потому ‘Что наступательные операдии
флота ине будут полнодёнными без соот-
ветотвующей зенитной мощи и кроме того
потому, что эти корабли пригодны для вы-
полнения самых разнообразных задач»,