«  poy началом работы.

eS a

(0

(3
a
И
{-
 :
;

ГС
 “

ER

9 мая 1941 г, № 107 (761)

На основе повышенных

В второй день после отчетно-выбор-
ного собрания командир корабля вызвал к
8 секретаря партийной организации
erapmuny 2-й статьи т. Полякова и. по-
мавил перед коммунистами задачу — обе-
спечить в два дня окончание покраски ко-
рабля.

Задание было не из легких. Работали
удз четвертый день, но за ето время
уавли покрасить лить одни надстройки.
Такии образом, в два дня предстояло вы
сококачественно выполнить все основные
рабть, при этом необходимо было строго
вытержать нормы расхода материалов.

(екротаря. несколько смущали жесткие
(жи. Он неясно представлял, как нужно
цузнизовать выполнение задачи, поста-
эзиенной командиром, и поэтому решил
посоветоваться с заместителем  коман-
ya корабля. Опи пригласили  ком-
yymera т. Яцкова, секретаря KoMco-
мольской организации т, Волкова, ком-
сомольцев-активистов тт. Касатова, Jlow-,
тобородова, Мартузина и вместе с ними
обудили вопрос © том, как лучше вышол-
пить задачу, поставленную командиром.

Актив помог секретарю найти пути к
решению задачи. Bee дело упиралось

в оганизацию труда, это и залягивало
  pospacky. По давно заведенной на кораб-
1ях традиции краску разводят лишь пе-
Так поступали и
зесь. Два краснофлотца приготовляли кра-
  cxyy a 20` их ждали. Тов. Поляков пред-
дожил разводить краску заранее на ‘весь
0х: работы. Затем выяснилось, что за-
держу вызывают также и не во-время
приготовленные беседки. Этот участок
слоовало укрепить людьми. Актив ©огла-
‹ижя © предложениями т. Полякова, их
одобрил также и командир корабля.

(окретарь переговорил ©0 всеми комму-
зисами и комсомольцами, работающими
14 покраске. Он pas ncn им приказ

куандира, рассказал, каким образом нуж-

`   ю перестроить. работу, поручил им 0б’яс-

нить это всем краснофлотцам и подготовить
их к собранию. Собрание краснофлотцев
  дивлось недолго. По инилтияливе коммуни-
пов и комсомольцев бойцы подписали ©о-
  пиалистический договор, в котором обяза-
  лись закончить фаботу в назначенный
  командиром срок.

\ Рано утром начали покраску. Дело спо-
  рилось. Личный пример т. Полякова, уча-
  мвовавшего в покраске, & также комму-
` нистов и комсомольцев вдохновлял бойцов.
№еоло и дружно работал весь коллектив,
ик вечеру того же дня задание было
зыполнено. Командир корабля дал отлич-
ную оценку работе и отметил инициативу
партийной и’ комсомольской организаций.
(п указал таже, что при высоком каче-
(ве покраски  достипнута значительная
экономия материалов.

В этом эпизоде наглядно показан стиль
боты партийной организации корабля и
№ сиообность увлечь за собой краснофлот-
цв. После отчетно-выборного собрания в
тельности коммунистов чувствуется воз-
ощая требовательность, непримиримость
  к нодостаткам.

В резолюции отчетно-выборного собра-

/ я коммуниеть поручили секретарю ор-

‚ низации по-серьезному поставить воспи-

тание кандидатов партии. Этот наказ по-
ыневно выполняется.

партийном собрании указывали, что

Кандидат партии т. Смирнов не является

примерным. Он плохо содержал ‹вое заве-

вание, имел неудовлетворительные оцен-
‚ № 18 политзанятиях. Выступавигие отме-
али, что секретарь парторганизации не
уделял этому товарищу серьезного внима-

Вия.

Yoro достиг в этом отношении т. Смир-

HOR B течение месяца © момента отчетно-
выборного собрания’? Ме ожидая новых
приупреждений, он привел свое заведыва-

He в образцовый порядок. Секретарь при-

HHI ero систематически читать газеты.

Те, Смирнов каждый день получал от

уковохителя партийной организации зада-

8 -— что надо прочесть в газете. Вече-

DOM секретарь проверял выполнение пору-

чения. В прошлом т. Смирнов был федким

требований

гостем в библиотеке. В этом году он про-
чел лишь одну книгу о трипольской тра-
тедии и на этом остановился. После отчет-
но-выборного собрания по ‚совету т. Поля-
кова он прочел «Мать» Горького, взял
книгу Лермонтова «Герой нашего вре-
мени». Поручили т. Смирнову провести
беседу с группой краснофлотцев о. декаде
таджикского искусства. С помощью секре-
таря он неплохо справился © заданием.

Тов. Вострогнутов готовится к ветупле-
нию в члены партии. По боевой похготов-
ке он имеет хорошую оценку, по полити-
ческой — отличную, активно участвует
в партийной работе, показывает пример в
дисциплине. Но работает он без налпря-
жения. С него можно потребовать боль-
шего: отличной боевой подтотовки и по-
мощи отбтающим краснофлотцам, чего он
еще не делает. Тов. Востротнутов и сам
понимает. всю основательноеть более по-
вышенных к нему требований парторга-
низации и разделяет их. Сейчас он го-
товится к сдаче зачета по [У главе «Крат-
кого курса истории ВЕП(б)». Не без труд-
ностей одолевает он раздел о диалектиче-
ском материализие, часто пользуется кон-
сультацией:

Нало сказать, что кандидаты партии

‚пользуются `послюянным вниманием ` парт-

организации, и она заботится 0б их по-
литическом воспитании. Недавно для них
организовали беседу на тему «Сущность
«Апрельских тезисов» В. И. Ленина». В бли-
жайшее время будет проведена беседа на

тему «Учение Ленина-—Сталина о партии».  .
На беседы пригладпаются также комсо-

мольские активисты -— тт. Волков, Каюа-
тов, Бабенко, Гарнаев, Кошель и р.
Они отличники боевой и политической
подготовки, деятельно участвуют в поли-
тической и культурно-массовой
Парторганизация рассматривает их kan
надежное пополнение своих рядов и в та-
KOM направлении работает © ними. Ce-
кретарь дает им задания, помогает изу-
чить протрамму и устав партии.

Конкретнее, внимательнее. и глубже ста-
ла заниматься теперь партийная организа-
ция комсомолом. Реализуя наказ отчетно-
выборного собрания, т. Поляков воеето-
ронне проверил работу комсомольских
трупи в подразделениях, и не только про-
верил, & беседовал с членами ВЛЕСМ о
том, как они несут службу и как они
должны выполнять свои обязанности. Тов.
Поляков повседневно учит. комсомольских
руководителей работать с людьми, приви-
вает навыки массовой работы.

В тематике бесед и локладов на комсо-
мольских группах и собраниях первичной
организации появились новые вопросы,
которые заинтересовали бойцов.

Сейчас в подразделениях ведется дея-
тельная подготовка к комеомольскому ©о-
бранию с докладом о воинском долге н
советском патриотизме. Перед этим ©обра-
нием ставится задача поднять дух комсо-
мольцев, развязать их инициативу, их на-

стойчивость в достижении еще более BEI-

соких показателей в боевой и политиче-
ской подготовке, в дисциплине,

В партийной организации ясно понима-
ют, Что достичь, этого мокно. лишь. при

работе.  :

TOM условии, если к подготовке собрания }

Oyler привлечен комсомольский актив,
если кажлому члену ВЛАСМ раз’яснят, что
от его личной примерной службы зависит
боеспособность корабля, что он должен
быть во всех. отношениях достойным и
преданным сыном своей героической ро-
дины, партии Ленина-—Сталина. И ком-
мунисты под руководством секретаря ра-
ботают в этом направлении. Они беседуют
в комсомольских труппах, проводят там
читки рассказов о патриотизме налпего на-
рода, говорят об обязанностях краснофлотца,
привлекают комсомольцев к учаютию в
подготовке комсомольского собрания.

В условиях возросшей требовательности
к коммунистам развивается сейчас дея-
тельность партийной организации. Эти
условия определены  отчетно-выборным
собранием и наказом коммунистов.

А. БАКИНЦЕВ.
Краснознаменный Балтийский флот.

‚ника, командира по хозяйственным вопро--
‘сам. Повышением евоето идейно-теоретиче-

‚Три месяца он не прочитал ни

КРАСНЫ

Й ФЛОТ

#

Отличник боевой и политической подготовки мичман Г. Белов (на переднем плане)

за изучением <Краткого курса истории В

КП(б)». (Черноморский флот).

Фото ТАСС,

В отрыве

Среди политработников есть еще такие,
которые до сих пор не поняли своей основ-
ной задачи. Они занимаются чем утодно,
но только не своим делом. К таким людям
относится заместитель командира по поли-
тической части т. Воронцов. Вмеето того
чтобы заниматься воспитанием личного со-
става, участвовать в руководстве деятель-
ностью партийной и комсомольской органи-
заций, он превратился в плохого поможщ-

ского уровня т. Воронцов не занимается,
газеты читает нерегулярно. За последние
одной

Уровень теоретической подготовки и
кульгурный кругозор т. Воронцова низки.
Не случайно поэтому, что за два © поло-
виной месяца он не провел с бойцами ни
одной политинформации, ни одной беседы,

В помещении, где живут краенофлотць,
т. Воронцов — редкий rocrs. еели OH
туда и заходит, то только мимоходом —
«посмотреть, как дела». Бойпов интересу-
ют решения ХУШ Всесоюзной конференций.
BRII(6), вопросы международного ‘положе-

ния и пр., но ни бесед, ни докладов на

эти темы т. Воронцов не организует.

от масс

`Работой партийной и комсомольской op-
ганизаций т. Воронцов руководит слабо.
На заседаниях партбюро он не бывает, за-
дач неред секретарем не ставит. Секретарь
не знает, какие задачи командир поставил
перед частью на ближайшее время и что
должны делать партийная и комсомольская
организации, чтобы содействовать их вы-
полнению. Это происходит потому, что
т. Ворюнцов не понял функций замеети-
теля командира по политчасти и не зани-
мается  партийно-политической работой.
Много времени у него уходит на разреше-
ние различных хозяйственных дел. В ре-
зультате партийно-политическая работа, в
части на низком уровне.

Причина кроется не только в слабом ру-

`ковохетве со стороны т. Воронцова, но и в

недостаточной требовательности отдела по-
литической пропаганды. Так, инструкторы

отдела тт. Вовк и Одинцов при посещении

части вскрыли ряд недочетов в работе
т. Воронцова, но практических мер не при-
няли, не нотребовали от заместителя
командира решительно перестроить работу

и устранить недостатки. Вот почему т. Bo-

ронцов продолжает работать по-старому.
oe Старший политрук Н. АГАФОНОВ.

ЖЕНСКИЙ ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ

Ha XIII олимпиаде  краснофлотской
художественной самодеятельности Враено-
знаменного Балтийского флота ©: большим
успехом выступал женский вокальный ан-
самбль Таллинского Дома Военно-Морского
Флота. 5

Первое занятие ансамбля привлекло
всего пять жен командиров, а к первому
концерту 17 ноября 1940 г. в нем уже
было 60 участниц.  Планомерную свою
работу ансамбль начал © песни «Марш
женских бригад». Залем разучивали «Бу-
рортную», «0 лодках подводных мы песню
споем» и др. Ансамбль усиленно готовил-
ся к смотру. В концертном зале театра
«Эстония» 1 марта 1941 г, состоялся
суотровый концерт. На этом вечере во-
кальный ансамбль показал ебя еплочен-.
ным, способным коллективом. Некоторые
его Участницы работают в кружках худо-
жественной самодеятельности по 10—12

>

лет. 910 солистки хора тт. Маленкова
и Хромова. Давно работает в ДВМФ и же-
HS майора т. Фокина, исполнительнийа
русских народных песен. Тепло встречают
зрители тт. Кузнецову, Воронцову, Вуче-
рову, Баранову и др.

Вокальный ансамбль получает прекрас-
ные отзывы от командиров и краснофлот-
цев. Вот что пишут командиры охного из
кораблей флота в книге отзывов: «Врас-
нофлотцы, командиры и политработники
налцего корабля выносят вам, боевые под-
руги, горячую благодарноеть за прекрасно
поставленный концерт».

Женский вокальный ансамбль по своей
сработанности и сплоченности действитель-
но образцовый и может служить примером
для многих коллективов художественной
вамодеятельности флота. —

В. ИВАНОВ.

‘Опыт работы инструктора

В текущем тоду инструкторы нашего
Ola большую часть своего времени иро-
BUT B частях, постоянно общаются с
Иичных составом, помогают руководителям
Шуимйных организаций. Перед поездкой
инструкторы тщательно знакомятся по ма-
ерналам с положением дел в части, гото-
вимя к беседам и докладам, которые они
Юотжны там провести, ;

Прохолжительность пребывания в чабти,
Mk правило, исчисляется несколькими
Уи. Этот срок зависит от того, какие
зания получил инструктор. Если, напри-
№, он должен проверить выполнение
Уззаний отдела, политической пропаганды,

има ему нет надобности задерживаться в
чает,

(роки пребывания в части определяют-
(Я не только 0б’емом работы, но и тем,
ую подготовку имеют партийно-полити-
Ч@екло руководители той части или под-
Мзеления, куда налтравляетея  инструк-
тор. Если заместитель командира по по-
итической части или секретарь палугорга-
низации недостаточно подготовлены и кро-
№ того ке имеют необходимого опыта, им
. Ааа большая помощь, нежели более
 ИБиному руководителю.

Перед выездом в часть инструктор по-
Лучает обстоятельные указания oT на-
Чальника отдела политической пропаган-
15; после этого составляется план работы.
OHO намечается один вопрос или He-
олько основных, например, проверка и
Пощь партийной организации в руковод-
ИВ комсомолом или работа парторганиза-
м 1 укреплению воинской дисциплины

Def,

Начальник отдела просматривает и Ут-
Юрдает план работы инструктора, ин-
{Фрипрует его о положении дел в части и
0 cocrotumn там партийно-политической
ты. Булучи в части, инструктор уже
10 придерживается плана. Конечно,
ISI может вносить изменения, но это
ет исключением.

Шивелу несколько примеров из моей
Практики. В начале марта, получив зада-
He   начальтика отдела политической
Пртаганиы, я в течение десяти дней нахо-
Мася в части, где заместителем командира

Петров. Задание дали примерно

за 10—12 дней 0 Полу-
чив указания и информацию
жении в части, я составил подробный
план, в который включил вопросы: орга-
низация изучения личным составом реше-
ний ХУШ Всесоюзной конференции ВКП(б)
и их резлизация; партийно-политическая
работа по укреплению воинской дисципли-
ны; партийное руководство комеомолом. Я
должен был также оказать помошь заме-
стителю командира по политической части,
секретарям партийной и комсомольской ор-
ганизаций в решении этих вопросов.

плане все основные пункты тщательно де-
тализировались. Конечно, вся работа быка,
подчинена одной задаче — добиться еще
болыших успехов в боевой подготовке и
укреплении воинской дисциплины. _

Установив недочеты в деятельности пар-
лийной организации по руководству ком-
сомолом, мы вместе с заместителем коман-
дира по политической части и секретарем
парпийной организации подробно обсудили
состояние комсомольской работы» и наме-
тили ‘ряд конкретных мероприятий для ее
улучшения. Большинство из них вскоре
было реализовано. Затем состоялось за6е-
дание бюро ВАКСМ совместно с активом,
на котором я сделал доклад © работе ком-
сомольской организации, помог подгото-
вить и провести собрание с ювесткой дня
«0 задачах членов ВЛЁСМ в резлизащии
решений ХУШ Всесоюзной конференции
ВКП(б)». Далее помог подготовить партии-
ное собрание, на котором выступил с до-
клалом 0б итогах ХУШ Всесоюзной пар-
тайной конференции. Нровел занятие с се-
кретарями партийных организаций, на, ко-
тором подробно рассказал, Kak нахо плани-
ровать партийную работу. Такое же заня-
тие провел и с секретарями комсомольских
организаций. Много времени я посвятил
агитащионной работе. В частности, бесело-
вал с личным составом 0б итогах ХУШ
Всесоюзной партийной конференции и 33-
дачах, стоящих перед бойцами и команди-
рами, выступил © докладами 00 основах
советской воинской дисциплины, но меж-
дународным вопросам.

Bee ato дало положительные результа-
ты. Партийно-политическая работа в ча-
сти (и особенно комсомольская) значи-
тельно улучшилась,

выезда.
о поло-

Другой пример. В части, где заместите-
лем командира т. авов, комсомольская’
организация работала неважно. Мне пору-
чили проверить партийное руководство
комсомолом и помочь устранить недостат-
ки. Четыре дня я находился в этой части.
Выяснилось, что партийная организажия
не руководиль комсомолом, поэтому бюро
ВАЕСМ совершенно бездействовало. Комсо-
мольцы совершали проступки, некоторые
из них отетавали в 6б0евой подготовке
ит. д.

Пришлось принять меры к ‘укреплению
руководства бюро. Секретарь комсомоль-
ской организажии т. Лукьянченко был oc-

пускаются еше элементы опеки, подмены
заместителя командира по политической
части или секретарей партийных и ком-
сомольских организаций, а это вредит их
работе. Бывает, что в части могут обой-
тись без инструктора, & он все-таки си-
дит там.

Планы самостоятельной учебы инетрук-
торов не вышолняются. До сих пор воен-
ная учеба, работников отдела, политической
пропатанды поставлен»  неудовлетвори-
тельно.

Необходимо также сказать, что Упра-

вление политической пропаганды флота.

не организует учебы инструкторов. Конеч-

вобожден, как не оправдавший ховерия.   но, лучше всего учебе способствует прак-

Отличника боевой и политической подго»
товки т. Шербака избрали секретарем,
Ему оказали деловую помощь.   ‘

Через 10 дней я снова прибыл в эту
часть на два дня, проверил, ках выпол-
няютея решения собрания, и кроме того
оказал помощь по другим вопросам. Сей-
час комсомольская организация работает
значительно лучше. Это сразу. сказалоеь
на боевой подготовке, повышении  воин-
ской дисциплинь. Партийная. организация
и заместитель командира по политической
части т. Казаков стали конкретно руково-
дить комсомолом. ik

После выполнения каждого задания я
докладываю начальнику отдела политиче-
ской пропаганды о положении лела в ча-
сти, своей работе и тут же получаю ука-
зания, что, когда и как нужно сделать. Та-
ким образом, мы не оставляем работу в ча-
сти до тех пор, пока не достигнем опреде»
ленного результата. Но и после этого не
ослабляется внимание к ней.

В отделе политической пропагамдь ста-
ли практиковать созыв специальных сове-
щаний инструкторов, на которых послед-
ние рассказывают © своей деятельности в
частях. Заслушиваются доклады инетрук-
торов © формах и методах партийно-поли-
тической работы. Недавно на одном сове-
шаний обсуждались вопросы о планирова-
нии и работе агитколлективов и атитато-
ров. Такие совещания помогают нахапли-
вать опыт, обогащают знаниями.

В практике нашей работы имеется‘ и ряд
существенных недочетов. Мы плохо 0606-
щаем и распространяем положительный
опыт, который наблюдаем в частях. Кро-
ме того, во время пребывания в частях до-

тическая работа, Но все же не мешало бы

организовать сборы инструкторов для 00-
мена, опытом.   :

Начальние отдела политической пропа-.
ганды должен повседневно и конкретно
руководить инструкторами. Но we всегда
возможно начальнику отдела оперативно
вмешиваться в деятельность инструктора.
Бывают случаи, когда инструктор нахо-
дитея в отдаленной части или корабль
уходит на длительное время в море. Ё то-
му же в боевой обстановке условия могут
сложиться так, что ‘инструктор не будет
иметь связи с отделом. Ему придется дей-
ствовать самостоятельно.

Деятельностью инструктора, руководить
нужно, но необходимо стремиться ‘к тому,
чтобы начальник отдела не был опекуном.
Инструктор должен быть инициативным и
решительным, чтобы в любой обстановке
он мог самостоятельно и правильно. ре-
шать на месте вопросы партийно-полити-
ческой работы. Инструктор отдела полити-
ческой пропатандын—это лучший замести-
тель командира по политической части,
имеющий достаточно знаний и большой
опыт. Правда, в настоящее время мы не
можем еще этого потребовать от каждого
инструктора, но мы должны стремиться. к
TOMY, чтобы воспитывать у него такие жа-
чества.

`Без этого нельзя булет быстро и пол-

ностью осуществить перестройку работы

органов политической пропаганды в CcooT-

ветствии с требованиями наролного комис-
сара Военно-Морского Флота и Главного
управления политической пропаганды.

Батальонный комиссар
Н. ПРОШЕНКОВ,

В ЗАРУБЕЖНЫХ ФЛОТАХ

Строительство японского флота

Американский журнал «Эйша» приво-
дит некотерые сведения 0 строительстве
военно-морского флота Японии.

Но данным журнала, с 1921 по 1937 г.
Япония He строил» новых линкоров.
1937 г. было заложено 6 линейных ко-
раблей водоизмещением в 38.000—45.000
тонн каждый. Названия первых пяти ко-
раблей «Kadekuru», «Nisshin», «Zuikaku»,
«КИ» и «Ома», шестой корабль еще не
получил названия и значится в строи-
тельных программах как линкор «№ 1».
Первый линкор был спущен на воду в
июне 1939 г., второй и третий—в ноябре
1939 г., остальные три корабля, зало-
женные в 1937 г., также должны были
быть спущены на воду в это время. Че-
тыре линкора должны быть закончены в
1941 г—два в июне и два——в ноябре.

По данным американского журнала «Аур
Нэйви», линкоры «№5т» и «КИ» имеют
водоизмещение в 35.000 тонн, вооружены
16-дм. артиллерией и имеют скорость хода
в 30 узлов. Линкоры «Ома» и «№ 1»,
которые войдут в строй в 1942 году, будут
иметь волоизмещение в 40.000 тонн и во-
сружены 18-дм. артиллерией. Их скорость
хода 32 узла.

Журнал «Эйша» указывает, что нет точ-
ных данных — является ли «Kadekuru»
линкором. Возможно, что это авианосец или
крейсер водоизмещением в 16.000 т. Кро-
ме того, в постройке должно находиться
еще два-три линкора большего’ водоизме-
щения, но сведений о них нет.

С 1937 г., по сообщению журнала, бы-
ло построено четыре звианосца и три
авиатранеперта.
два крейсера. С 1929 года Япония каж-
дый год строила по Б эсминцев. В 1937
и 1938 гг. было построено шесть подвод-
ных лодок, кроме того, 16 лодок заложено
по программе 1937 г. Так как для по-
стройки подводной лодки достаточно двух
лет, то журнал считает, что в настоящее

Ежегодно строилось по

время‘ ве 22 подводных корабля находят
ся в строю.

«Несмотря на то, что нет точных дан-
ных о постройке некоторых военных ко-
раблей, можно — предположить, пишет
‹айша»,-— что в постройке находятся,
кроме линкоров, не меньше чем два авиа-
носца, один или два авиатранспорта, 4
или 5 тяжелых крейсеров, 6 легких крей-
серов, 8 эсминцев и 8 подводных лодок
общим водоизмещением в 232.000 тонн.
Вее эти корабли должны быть готовы в
1941—1942 тг.».

Журнал приводит следующую таблицу,
показывающую состояние японского фло-
Ta.

Водоизмещение
в тоннах

Линкоры РИ 301.400
Авианосцы 8 108.570
Авиатранепорты 6 68.050
Тяжелые крейсера 18 158.750
Легкие крейсера 24 125.255
Эеминцы 126 167.043
Подводные лодки 78 102.591-

Всего 270 1.031.659

Следует отметить, что некоторые сведе-
ния, например о количестве авианосцев и
крейсеров, отличаются от данных морских
справочников. В частности, в указанное
число 18 тяжелых крейсеров включены,
повидимому, старые броненосные крейсера
типа «Kasuga». Япония к концу 1945 т.,
по расчетам «Эйша», будет иметь 362 ко-
рабля общим водоизмещением в 1.661.659
тонн. :

Журнал отмечает, что Япония уде-
ляет также большое внимание  строи-
тельству торгового флота. В 1939 к.
общий тоннаж японского торгового флота
составлял 5.600.000 тонн. З& период
1930—1939 гг. Япония спустила на воду
два миллиона океанского торгового тонна-
жа. За время с 1936 по 1939 г. было по-
строено 234 судна общим тоннажем в
1.300.700 тонн. (06. инф.).

МАСКИРОВКА КОРАБЛЕЙ

Шведская тазета  «Датенс, Нюхетер»
поместила статью 9 маскировке кораблей.
В последнее время часто применяется ме-
Тод окраски, вызывающий оптибочное пред-
ставление о судне. Этот метод основан на
принлеипе двойного внечатления. Сначала
изображение воспринимается сетчаткой
глаз, после чего оно передается мозгу.
Здесь возникает воспоминание о ранее ви-
денном подобном же предмете. Таким обра-
зом, впечатление от предмета, складывается
из. воспринятого глазами изображения и
ранее приобретенного представления.

Чтобы вызвать ошибочное предетавление
© курсе судна, применяют резкие. кон-
трастные краски на тех его частях, на
которы тлаз привык обращать внимание
‘при определении курса, как-то: нос, мач-
ты, трубы, надстройки и т. п. Ошибочное
представление. о курее- создают. и - другим
©10с0бом, a именно: на бортах судна
рисуют искаженную перспективу. В таких
случаях тлаз ошибочно воспринимает
углы перспективы, причем искажение мо-
жет достигать 90 традусов от действитель-
ного курса ‘сулна.

При нанесении таких изображений при-
меняются главным образом. различные
красочные нюансы в расчете, что некото-
рые из них должны слиться с фоном, и
часть корпуса, таким образом, выпадет из
поля зрения. Благодаря такой маскировке,
наблюдателям иногда кажется, что перед
ними не одно судно, а два или даже не-
сколько. Как утвержлает «Дагенсе Нюхе-
тер», даже опытные моряки в этих елуча-
ях часто ошибаются.

Удачно нарисованная по обеим сторонам
фориетевня носовая волна создает влечат-
ление большей, чем в действительности,
скорости корабля. Конечно, произведя не-
сколько наблюдений, легко определить
действительную скорость корабля. Но во
время боя такого рода наблюдения часто
производить невозможно. Поэтому  пюдоб-

ная маскировка, вполне эффективна, к тому
же ее легко осуществить.

Очень эффективна маскировка, изменя-
ющая внешний вид корабля или силуэта
путем окраски или надстройки надпалуб-
ных помещений. ыы

Газета сообщает, что немцы  ка-
муфлируют все свои военно-морекие ко-
рабли, как ‘только они прибывают в нор-

Фото из газеты «Даг Бладет»,

вежекие гавани. Это делается. для того,
чтобы корабли не выделялись Ha при-
брежном фоне. Если, например, на берегу
расположено красное кирпичное строение,
То борт судна маскируется под такое же
строение. Если на заднем фоне находятся
часть горы, леревья или пристань, тб <уд-
но окрашивают в соответствующий ‘цвет.
Жак сообщает «Датене Нюхетер» со слов
очевидцев, такой замаскированный корабль
$ TPYIOM можно различить на расстоянии
100 метров. Образец. камуфляжа герман-
ското корабля виден на приведенном
снимке; (боб. инф.). ть

ВООРУЖЕНИЕ ЛИНКОРА «КМС GEORGE V»

По ханным иностранной печати, все пять   ходных качеств. Однако уменьшение веса

английских линкоров типа, «Кше George V»
водоизмещением по 35 тысяч тонн програм-
мы 1936—1937 тг. вступают в строй. в
этом году. Первый из них, «К ше беогое У»,
‘вступил в строй в 1940 г. Итальянская ra-
зета, «Стампа» приводит некоторые данные
`0 его вооружении.

Главная артиллерия линкора состоит из
десяти 14-дхюймовых орудий в двух четы-
рехорудийных и одной двухорудийной ба-
шнях. Эти орудия, уступающие по своему
калибру пушкам, установленным на друтих
английских линкорах (на линкорах тина
«Royal Зоуетыет» — 15-дюймовые орудия,
типа «М№5ощ» — 16-дм), обладают рядом
преимуществ.

Стволы этих орудий состоят из цельно-
стальных труб, на которые для скрепления
надеть стальные цилиндры, Такая система
скрепления, известная пох именем автофре-
тажа, обеспечивает прочность орудия при
меньшем его весе, чем это было при старой
системе.

Меньший вес крупнокалиберных орудий
облегчает общий вес корабля, что способ-
ствует ускорению хода и улучшению море-

М. ope. KAA

О Четыре американских завода в Эли-
Bader (штат Нью-Джерси) — изготовляют
сейчас специальную броню для летчиков.
Броня представляет собой кольчугу ве-
сом в 50 кг, изготовленную из стали осо-
бой закалки, не пробиваемой пулеметными
пулями. Кольчуга натягивается через го-
лову.

ОВ Японии строится танкер грузопод’-
емностью в ‘26.000 тони. По утверждению
германской печати, это будет крупнейший
танкер в мире.

О По данным морского министерства,
США, новые американские торпедные кате-
ра с длиной. корпуса в 21,3 метра разви-
ли на испытаниях скорость хода в 62 узла.

О По сообщениям американской печати,
аргентинское правительство заказало В
США новый крейсер водоизмещением в

‚вооружения английского

‘орудий не отразилось на их боевых каче-
ствах. По данным английской печати, 14-
дюймовые орудия линкора «Ки Сеотое У»,
при равной дальнобойности с орудиями ка-
‘либра 15 и 16 дм, обладают большей ско-
рострельностью. Их снаряды весом в 1.560
англ. фунтов. имеют также более высокую
пробивную способность, чем снаряхы 15-дм
калибра, весящие 1.920 фунтов кажлый.
Артиллерия среднего калибра соетоит из
6 универсальных орудий калибра 5,25 дм
в 8 двухорудийных башнях. ee
Помимо. этого на линкоре установлено
26 зенитных орудий. Новым в вооружении
линкора, этого типа являетея наличие на
нем ангаров для трех или четырех самоле-
тов и катапульт лля их выстреливания.
По данным газеты «Стампа», стоимость
артиллерийского вооружения линкора «Кто
George V> — орудий, лафетов и приборов
управления —— составляет 2.900 тысяч
фунтов стерлингов. ‹ Это более чем
в четыре раза превосходит стоимость
линкора типа
«Queen Elisabeth», спущенного на воду
в 1913 году. (боб. инф.).

хроника

6.500 тонн. Новый корабль заменит учеб-
ный крейсер «Аргентина», используемый
сейчас в качестве флагманского корабля
флотилии эсминцев. ь

О Германская судостроительная печать
сообщает 06 изобретении строительного
материала — дюральплат, отличающегося
высокой коррозиоустойчивостью.

О Правительство Таи (Сиам) приступи-
ло к созданию собственного торгового
флота. В ОША уже закуплено 4 судна
водоизмещением 5.000 тонн каждое. Они
будут курсировать между Таи и США. .

О Новые английские спасательные ка-
тера гидроавиации строятся, по «бразну
торпедных. Их длина — 19 метров, меха-
низмы —3 двигателя Холл Скот по
500 л. с. каждый.