Старший краснофлотец В. Барышев го-
товит шар-пилот к пуску. (Краснозна-
менный Балтийский флот).

Фото старшины 1-й статьи В, Шуванова.

На малых’
кораблях

Чтобы стать полноценным рулевым,
нало прежде веего обладать хорошей тео-
ретической подготовкой. Обычно ев полу-
чают в школь фулевых. Но этого мало.
Рулевой — ответственное лицо на, корабле.
Поэтому он должен изо дня в день ©0вер-
шенствоваться в 5в06й специальности.

Обязанности рулевого многообразны. Для
того, чтобы справиться © ними, ему необ-
холимо хорошо знать  навигажионные
Луеловия, карту, морехохные инструменты,

” правила их использования и ухода за ни-
ми. Вроме того он должен в совершенотве
изучить маневренные качества своего
корабля, рулевые устройства, быть всетда,
готовым исправить повреждение или T0-
ломку. знать «Правила для предупрежде-
ния столкновений судов в море».

При подготовке корабля к походу ру-
левой обязан тщательно осмотреть мате-
риальную часть и 060 всем доложить
комантиру. На походе рулевой обязан ис-
ключительно четко относиться ® рулевой
вахте, строжайше соблюдать все инструк-
ции и наставления.

Известно, что сторожевые катера разви-
вают очень большую скорость и малей-
ая оплошность рулевого может повлечь
3a собой печальные последетвия. Поэтому
пюдтотовка рулевых на таких кораблях
имеет свои особенности. >

Плавание на катерах в тихую потоду не
представляет трудностей. Однако большая
перекладка руля приводит к раскачке ко-
рабля и отклонению от курса. При тихой
погоде достаточно переложить руль Ha
0,5—1 градус и катер никогда не будет
раскачиваться.

Bo время плавания в составе подразле-
ления, когла совершается какой-либо 0б-
щий маневр, рулевой обязан знать правила
совместной перекладки рулей. Ha поворо-
тах и эволюциях катер нарушит строй,
если рулевой лопустит хотя бы малейшую
неточность. Наиболее простой из этих ви-
дов плавания — это плавание по CTBOpaM,
rile He требуется большюй подготовки, а
необхолимо липть внимание.

В отличие от крупных кораблей швар-
товка катеров происходит не кормой, а
бортом, иногда же носом. Подходя к стенке
пли понтону, рулевой не должен рыскать.
Нужно взять определенную точку на 66-
регу или на понтоне и расечитать свои
действия так, чтобы при повороте в месту
швартовки расстояние между бортом и
стенкой не превышало 0,5—1 метра.

Большие трудности на походе и при по-
становке на швартовы создает для руле-
вого ветреная, штормовая погода. Упра-
влять в такую погоду, когда катер под-
вергается боковой и килевой  качке—
делю трудное, требующее большого
опыта. В этом случае особенно необхолимо
знать мореходные качества своего корабля.
Длительная практика вырабатывает у ру-
левого твердые навыки, и тогда он авто-
матически отвечает рулем на каждое дей-
ствие ветра или волны. Здесь pacuer
веегла берется не на малую, & на макеи-
мальную  перекладку руля, лохолящую
иногда ло 10 градусов.

Встречный ветер и волна никогда не
могут сбить корабль с курса, Управление
катером при этом облегчается. Но при 6б0-
ковом ветре катер легко может отклонить-
ся в сторону. Поэтому рулевому нужно
всетла учитывать сносе, держать на ветер,
чтобы не изменить заданного. курса.

Вовремя попутного ветра и кормовой
волны катер сильно раскачивает, управле-
ние становится затруднительным. Рулевой
обязан предупредить раскачивание котелка
и помнить о нормальном положении кар-
тушки. Такое же явление часто получает-
ся и при бортовой качке,

Шзартовка при навальном ветре также
требует больших навыков. Необходимо
иметь запас при захоле от места швартов-
ки, иначе ‘катер навалится на стенку или
другой корабль, к которому швартуется.
Поэтому расстояние должно быть не менее
2—2,5 метра. При отвальном ветре, на-
оборот, нало подходить под определенным
углом, обыкновенно в 20—30 традусов 10
‘отношению к тому месту, тде ‘происхолит
постановка на швартовы. При- этом Hoc
корабля лолжен быть направлен на ерели-
ну стенки, и за 3—4 метра нало отвер-
нуть руль. Тогла корма катера пойдет на
ветер и швартовка будет улачной.

Каждому рулевому необходимо система-
тически вырабатывать в себе морские ка-
чества-——спокойствие. выдержку, верноеть
тлаза, наблюдательность. Он должен легко
переносить качку, смело итти на ‘риск, но
всегла точно и MYHKTYaIbHO выполнять

указания вахтенного команлира. Беря в

руки штурвал, рулевой должен помнить,
что от его умения и мастерства во многом
зависит успешное. выполнение залач веём
экипажем корабля,

Старшина 2-й статьи П. СОЛОВЬЕВ.

СТРАНИЦА МЛАДШЕГО КОМАНДИ

ххх

Рулевые

Современные боевые корабли, кроме всех
прочих тактических данных, обладают
большими ‘ходами и высокой маневренно-
стью. Эти качества особенно характерны
для миноносцев. Если добавить к этому
все более возрастающую ‹ скоротечность
морскою боя, ° наличие  пикирующей
бомбардировочной авиации и других совер-
шенных средств нападения, то станет
CHO, какими отличными ° мастерами
своего дела должны быть краснофлотцы
И младшие командиры — рулевые.

„Мнь хочется на страницах газеты поле-
литья опытом своей работы се рулевыми.

Авторитет младшего командира возни-.
кадет и укренляется только тогда, когдёь
OH CaM во всех отношениях стоит выше
своих подчиненных. Исходя из этого, я
старалея как можно лучи усвоить орга-
низацию пггурманокой службы, до мельчай-
гих деталей изучить материальную чаеть
своего зазелывания, прочно закрепить в
памяти методику боевой подготовки, на-
учиться искусно действовать рулем в любых
условиях, при любых обетоятельствах. Для
‘этого необходимо на-зубок знать маневрен-
ные качества овоего корабля. Только тогда
будешь уверенно чувствовать” корабль в!
руках. Прочные навыки можно приобрести
почти исключительно олной правтикой.

Большую помощь оказывает мне коман-.
дир эсминца. На походе он каждый раз.
рассказывает о маневренных элементах ко-
рабля, о том, как лучше удержать его в’
кильватерном строю, как надо действовать
при самых различных эволюциях. Все ero
советы я применяю на практике. Такие
уроки помогают мне обучать своих подчи-
ненных. Для повышения теоретических
знаний пользуюсь учебниками «Рулевое
дело», «Навигация», «Морская практика»,
другими пособиями и специальными мате-
риалами. Находясь в море, веду © разре-
пения штурмана прокладку курса, опре-
деляю место корабля по береговым знакам
и приметным ориентирам.

Мое отделение состоит из молодых краю-
нофлотцев, Приступая к обучению, я по-
знакомил их с основными обязанностями
рулевых: е постами управления, переходом
с одного вида управления на другой, ¢ oco-
бенностями управления на больших ходах
и в узкоетях. Практически делал это так:
перечислил маневренные элементы корабля;
для того, чтобы их лучше усвоили, каждый
‘`манегр чертил на бумате. В море все это
демонстрировал на руле. Первые. два-три
дня мои краенофлотцы только наблюдали.
Я стоял на вахте, & они находились рядом.
Котха убедился, что бойцы усвоили круг
своих первоначальных обязанностей, допу-
стил с разрешения командира на вахту,
стараясь дать краснофлотцам больше еамо-
стоятельности. At

В процеесе обучения встретились трудно-
сти. Например, краснофлотек Сутеев сла-
бо усвамвал свои обязанности, часто пу-
тался с переклалкой руля — BMecTO TOTO,’
чтобы положить руль вправо на 15 траду-
сов, он клал его влево; неправильно докла-
дывал отечеты румбов. Это происходило по-
тому, что Сергеев горячился, не обдумывал
своих действий. Пришлось его взять под
постоянное наблюдение и заниматься с ним
в индивидуальном порядке. На вахте я з4-
метил, что рулевой Сергеев, получив при-
казание от вахтенного команлира, не пов-
торил его сразу, а производил действия и
только после перекладки руля ‘репетовал
приказание. Вахтенные командиры на мед-
лительность рулевого но обращали внима-
ния, и поэтому он, не усвоив приказания,
стпибалея в действиях. Теперь эти недо-
четы исправлены. Сергеев ‘вахту несет
неплохо. ° и

В процессе учебы я веетда напоминало
людям. какую важную роль   игралт руле-
вые в бою, в момент торпедной атаки, ap-

тиллерийской дуэли и т. д. Для этой цели
я практикую разборы отдёльных морских
операций, используя опыт прошлых и CO-

По отсекам передана команда; «Приелу-
шиваться к шуму винтов!» Тицтина в лод-
ке нарушается лишь электромоторами да
тирокомизсом, у ii

Взглянув на секундомер, комантир: при-
казал держаль заданную глубину. Боцман
Завьялов, управляющий горизонтальными»
рулями, сосредоточенно следит за прибора-
ии и всем своим телом улавливает поведе-
ние лодки, плавно уходящей вниз. Обычно
на такой глубине лодка всетда стремится
погружаться дальше. В эти минуты надо
быть особенно настороже, все время созда-
вая тенденцию диферента на корму.

Бегут секунды. Где-то на поверхноети
тлухо шумит вода под винтами транспоттга.
Помандир рассчитывает пройти обязательно
под его килем и затем внезатно веплыть,
Рулёвой Чушюв, застыв от напряжения,
строго держит заланный курс. Он знает, что
уклониться от курса или вильнуть очень
опасно, тах ках весь маневр расечитан по
хронометру. Командир лодки, уверенный в
своих подчиненных, спокойно следит 3a
секундомером и приборами,

В заранее рассчитанный момент лодка
веплымла там, те было намечено. Рулевые
и на этот раз оказалиеь на высоте, Работа
торизонтальщика Завьялова получила от-
личную оценку от находившегося на лод-
ке вышестоящего начальника.

— Я доволен своими рулевыми,—гово-
рит командир лодки, — Решая боевую за-
дачу, я веегла уверен, что они обеспечат
самый сложный маневр, будь то срочное
погружение, торпедная атака или уход от
тарана. j

Про младитего командира Завьялова иног-
Ja говорят, что у него особый талант го-
ризонтальцщика и что поэтому он так точно
управляет подводным кораблем.

«Дорогу осилит идущий»— гласит турк-
менская пословица, Только упорным трудом;
серьезной учебой может лостичь совершен-
ства в своем деле рулевой-горизонтальщик.
А разговоры о «прирожденных» талантах

‘НИКОМ,

эсминца -

временной войн. Мы основательно познако-
мились © Цусимоким боем по кните Но-
викова-Прибоя. Шо моей просьбе командир
боевой части провел беседу о немецком
рейдере «Адмирал граф Шпее», о его столк-
новении с антлийокими кораблями у Ла-
Плата. Мы 00бенно подробно разобрали
моменты артиллерийского боя и выход из
строя электронавигационных приборов и
управления рулем, борьбу немецких моря-
Ков за живучесть петурманской части. Ру-
левые также познакомились с рядом других
операций, в дом случае интересовалиеь
действиями штурманской части и делали
для себя пражтические выводы,

06’яеняя бойцам способы торпедных атак,
производимых эеминцем, я всегда подчерки-
Bal ту огромную ответственность, которая
лежит на рулевых. Графичееки черчу на
бумате моменты боя, поясняя, что если ру-
левой не исполнит во-время приказания и
не ляжет точно на заданный боевой курс,
то торпеда, не попадет в цель, & противник,
имея артиллерийское преимущество, может
уничтожить нас или, обладая большой ско-
рослью, уйти. Во время частных учений
ставлю © разрешения командира рулевых
на вахту и на практических примерах кон-
сультирую по этим вопросам.

Особенно большим умением и сноровкой
должны обладать рулевые при артиллерий-
ских стрельбах на постоянных курсовых
углах. Понятно, что если рулевой ne ©у-
меет держать корабль на постоянном кур-
совом угле, TO артиллериютам очень трухно
будет поразить цель. Поэтому в походах
практикую такой метод. Как только пока-
жетея какой-либо корабль, прошу crap-
шего командира даль курсовой угол. Уста-
навливаю пелентатор на даный курсовой
угол, совмещало цель с визирной плоскостью
пеленгатора и попутно все свои действия
об’ясняю рулевому. Затем приказываю ему
повторить то же самое и здесь же приучаю
рулевого чувствовать корабль и своевре-
менно реагировать рулем.

Вот таким образом я повседневно обучаю
своих краснофлотцев. Такой метод оправ-
дывает себя. Наша боевая часть держит
первенство по боевой подготовке на кораб-
ле и в соединении, Мы воспитали высоко-
квалифицированных рулевых Захарова,
Варшеева, Татаринцева, которые сейчас яв-
ляются хорошими командирами отделений
рулевых.

Старшина 2-й и И. ПЧЕЛИН,

КРАСНЫЙ ФЛОТ

о ———

деи аи оды tian ЕВ таро ee очен a
- И Че кс

х*жх

Первые походы

Обязанности рулевых обширны и чрез-
зычайно разнообразны. Помимо знания
своего дела. и умения управлять рулем

они должны решать ряд задач, связавттых!
со штурмамской службой, Рулевым необ-

холимо  энать устройство’ штурманских
приборов и уметь их обслуживать, иметь
практические навыки по определению ме-
теорологических ‘данных ‘и: Фостазаению
сводок. Шоэтому подготовка рулевых при-
обретает исключительно большое значение.
Тлавное в обучении -— детальный разбор
устройства рулей, действия их на дви
жущийся корабль и управлешие рулями.
Рулевые тральщика № теоретическую
подготовку в основном проходили в маю-
mraée потразделения. Птурман подразделе-
ния составил специальную программу обу-
чения командиров отделений и красно-
флотцев-рулевых, по которой они и. зани-
молись.
Учитывая, что рулевые тт, Сзуляк и
Самошенков еще не имели. достаточного
практического опыта в управлении кораб-
лем, на тральцике не ограничились только
этими занятиями. Командир отделения ча-
стенько. еобирал своих подчиненных и до-
полнительно знакомил их © устр
руля тральщика. Для этого было испель-
зовано время стоянки кораблей в доке.
Вомандир отделения т. Филатов приводил
примеры из опыта своей практической
деятельности,
— Частенько бывает, что рулевой «бе-
тает» за картушкой. Самое  опклонение
картушки показывает, что корабль ры-
скает. Нало в таком случае класть руль
по движению курсовой черты. Погоня. за
картушкой только увеличивает рыскание,
Он графически изображал, как действуете
струя воды на перо руля, в какую еторо-
ну будет заходить нос корабля при пере-
кладке руля на заднем и переднем ходу.
Детально разбиралиеь команды, применяе-
мые при управлении рулем. По чертежам
рулевые знакомились с причинами, влияю-
щими Ha поворотливость корабля, знако-
мились с влиянием на управление работы
винтов, инерции, крена и волны.
Положим, — об’яенял т. Филатов, —

вам дано приказание лечь на новый курс.
При этом надо обязательно знать поворот-
тивость своего корабля, его инерцию. Для
того, чтобы в любой момент корабль мож-
но было. задержать в нужном направ-
лении, ето надо’ своевременно одержать.

Старшина 2-й статьи М. Исаенко обучает краснофлотца Б. Михайлова управлению

рулем. (Черноморский флот).

CTH B освоении своей специальности, иног-
да заявляют, что они не имеют на, это дело
таланта. “4

\ В такой категории людей принадаежит
рулевой. М-ской подводной лодки Мальцев,
который 063 особой охоты: изучает. свое дело;
ссылаясь на отсутотвие каких-то с10соб-
ностей, Вероятно, поэтому он, ветаво од-
Бавлы на вахту, оставил в кармане отверт-
ку, присутствие которой отразилось на ра-
боте магнитного компаса и сбивало. лодку
с курса. Бесспорно, лучшим ередством, ко-

‘торое поможет. такому человеку «обрести»

способности, являются повышенная требо-

валельность И толковая воспитательная

работа.

Подчиненный. боцмана Завьялова краено-
флотец Семин полгода, назал был еще уче-
& теперь уже занимает должность
старшего специалиста. Он отлично эна-
ет 2800 завехывание и устройство лодки,
хоропю несет вахту. А ведь Семин-—такой
же человек, как и Мальцев, и по уровню
подготовки и по общему развитию, Разница
между ними лишь в том, что Семин всей
душой отдается своему делу, и из этого рож-
дается ето «талант».

Рулевым подводных лодок особенно сле-
дует помнить о счете времени секундами и
их долями. Особенно большую роль они
играют в условиях плохой видимости, Вы-
учка рулевых-северян должна быть выше,
чем тде-либо. Северному морскому. театру
свойственны туманы, снегопады, длинные
полярные ночи,

В одну из таких темных ночей подвох-
ная лодка осторожно шла в надводном
положении. -Неожиданно перед глазами под
водников, стоявших нз мостике, возник
блехный силуэт затемненного рыболовного
судна. Молодой вахтенный командир от’ не-
ожиланности успел только воскликнуть:
«Прямо по носу судно!». На руле стоял ста-
рый полярник, сообразительный и опытный
боцман. Молниеносно оценив положение, он
мигом переложил руль, ловко сманевриро-

Фото Н. Веринчука.

вспоминает о расторопности и находчиво-
сти своего боцмана.

Подводная лодка № много суток несла, до-
зор вдали от своей базы.  Норд-вестовый
ветер развел огромную волну. Лодка боль-
шей частью находилась на глубине, при-
вепльвая иногда, чтобы осмотреть гори-
BOHM si .

При калом воплытии на горизонтальные
рули становился боцман Добродомов; но да-
же ему, испытанному горизонтальщику, ©
большим трудом удавалось удерживать лод-
ку на периокопной глубине,   }

Оематривая торизонт, командир’ заметил
вблизи себя корабль «противника». Не от-
рываясь от окуляра, он спокойно приказал:

— Бопман, точнее держать глубину!
в коем случае не вопльшвать!

Командир лодки отчетливо видел флаг и
название корабля, людей на его палубе.
Tekan напряженные минуты. Добродомов от-
давал рулям все свое искусство, сознавая,
что при. малейшей оплоптности с его сторо-
ны лодка попадет пюх таран, артиллерий-
ский огонь или глубинные бомбы «против-
ника». Суровое испытание было выдержано
блестяще. Лодка выполнила свою задачу.

Боцман Добродомов седьмой год плавает
на морях. Ему приходилось управлять лод-
кой при самых сложных и опасных манев-
pax. Приобретенный опыт теперь помогает
ему воспитывать подчиненных. «Учиться
надо в море, — говорит боцман, — там, He-
посредственно на боевых постах, в надвод-
ном И подводном положении, при различ-
ных маневрах и ходах скорей  научишь
краснофлотцев своему делу».

Подводная лодка отрабатывала срочное
погружение. При решении этой задачи от
горизонтальщиков зависит многое. Ставя в
первый раз на вахту при срочном погруже-
нии старигину 2-й статьи Харитонова, боц-
ман напомнил ему, что сначала, носовые го-
ризонтальные рули надо положить на пол-
ный` угол погружения, & после того, как
заполнится главный балласт, удерживать
диферент кормовыми рулями, стараяеь ив
проскочить перискотной глубины. Сам Доб-
родомов находился рядом со своим учени-
ком и был, как говорится, «на товеь». Од-

‘следующем выходе т. Филатов чаше пох-
‘ходил к полчиненному, стоявшему у руля,
 пемогал ему исправлять

‘ошибки будут устраняться не только пу-
‘тем вмешательства командира отделения,
‘но и при помощи всестороннего разбора
‘действий рулевых после сдачи вахты. Не-

‘HI влево, не родятся такими и появляются
‘на, флоте не случайно. Вахтенные команли-

Ни

10 мая

PAY

® каждому занятию рулевые тщатель-
но готовились и вместе CO своим коман-
диром уепешно осваивали теоретически

каре. Много внималия пруишлось уделить
обучению рулевых правилам составления

синоптической карты. При этом особые за-
труднения испытывал краснофлотех Cay-

aan, С ним приходилось дополнительно 34~  ’

нималься. В процессе изучения компасов,
латов и лотов рулевые часто на практике
прибегали к ознакомлению с этими ‘прибо-
рами. Они разбирали лаг, знакомились 6
его составными частями.

Словом, с теоретической подготовкой все.

шлю хоропю. На проверке знаний тю спе-
циальноети отделение рулевых получило
высокую оценку. Отлично отработали они

и переключение постов. 6 электрического.

управления на ручное.

Приближалиеь первые выходы в м009..

Практическая  подготозк» материальной
части ‘не отляла мното времени. В течение
зимнего периода приборьз находились в хо-
рошем востоянии, и перед выходом в море
пришлось только еще раз проверить их,
приготовить необходимые карты, лоции,
таблицы.

Первый выход в море был серьезным
испытанием практической выучки руле-
вых. Выход предназначался для определе-
ния мамевренных элементов корабля и для
определения и уничтожения девиации. Ру-
левые обязаны были точно держать ко-
рабль Ha курсе, умело вести его на мер-
ной миле. Эти задачи командир отделения
довел ло. сведения каждого подчиненного.

Что же показал первый выход в море?
Хорошая теоретическая подготовка во мно-
том помогла успешно завершить поход.
Все, что изучалось в зимний период, при-
тодилось сейчас, в море. В основном ру-
левыю справились со своей захачей. Когла
уничтожали девиащию, на руле стоял Фи-
латов. Он напрятал все усилия, чтобы
точно держать корабль на заданном курсе.
Отклонение колебалось в пределах полу-
rpanyca.

Но тем не менее временами чувствова-
лоеь, что: корабль не полностью слушается
рулевого. Когда нз вахту стал краснофяо-
nen Сауляк, недочеты отметил и сам
командир отделения. Перед входом в г
вань т. Филатов поставил рядом с
т. Сауляка, об’яенил, как надо итти по
створу, и передал ему управление. Вскоре
корабль вышел из створа.

— Вы вышли из створа, товарищ Сау-
ляк! Ухлонились от курса! — заметил
командир отделения.

Сауляк исправил опгибку, ню веюоре ко-
рабль опять рыюкнул. Чувствовалось, что
рулевыю нелостаточно освоили маневоен-
ные качества своего корабля. Это суще-
ственный недочет их подготовки. И если
изучению теоретического курса рулевого
дела была лана почти отличная оценка, то
з» первые выходы в море рулевые поту-
чили только «удовлетворительно»..

Воманхдир подразделения отметил, что
правтические навыки в управлении кораб-
дем недостаточны. Основной недостаток в
том, что рулевые слабо еще чувствуют
свой корабль, не изучили его поведения в
море.

Командиру отделения нужно будет те-
перь обращать больше внимания на поак-
тическое обучение людей. Правда, уже при

недочеты, но
после сдачи вахты уделял мало внимания
разбору действий бойца. Практическое обу-
чение может быть успеттным тогда, когда,

обходимо чаще проводить практические за-
нятия, приучать людей уверенно нести

рулевую вахту.
an Политрук В. АНАНЬИН.

В группе Добродомова ебть рулевой-вер-
тикальщик, который имеет склонность ува-
ливаль ватраво. С ним приходится работать
отдельно. Рулевые, уваливающие вправо

ры часто командуют: «Вправо не ходить»
или: «Влево не ходить». Эта, команда не при-
учает рулевых к точности и истолковы-
вается ими по-своему. Обычно в таких слу-
чаях они лля перестраховки перекладыва-
ют руль в ту или другую сторону на 1—2
градуса больше. Между тем курс должен
быть пунктуально точным. Нало и влево и
вправо не ходить. Жомандир обязан контро-

‘лировать действия рулевого, тогда и стрем-

лений к уваливанию у него не будет.

В практике рулевых бывают и такие слу-
чаи. Командир лодки, выходя в торпедную
атаку, тщательно подготавливает сложные
расчеты. Оп поминутно спраптивает руле-
вого: «На румбе? Нз румбе?» И вот cay-
чается, что в эти решающие минутьв, котда
от точности зависит исхотх боя, рулевой
вильнет или увалит в сторону от заданного
Rypca, но, стараясь скрыть евою оплош-
ность, докладывает командиру пе то, что
показывает компас, а заданный курс. Этот
рулевой не понимает, что оптибка на 1=—
2—5 градуса влечет 3a собой срыв тор-
педной атаки. Ложный стыд за, свое неуме-
ние удержать лодку на курсе он. необдуман-
но ставит на первое место, забывая о том,
что делает преступление, сбивает расчеты
командира и боевой маневр корабля.

Рулевой должен быть очень чувствитель-
ным к оточетам, а главное-—— всегда, помнить
свою ответственную роль в 60ю. И уж если
вильнул, сбился с курса, надо честно ло-
ложить командиру,

Воспитанию рулевых нужно уделять 0со-
бое внимание. От слаженности их работы
зависит очень многое при решений боевой
задачи. А кое-где еще очень плохо’ воспи-
тывают эту категорию специалиетов. Вме-
сто деловой учебы подчас нервируют гори-
зонтальщиков, дергают их ненужными и
вредными окриками. Не ограничиваясь изу-
чением специальности, рулевых надо вос-
питывать на лучших традициях русского

собой.

флота, прививая им чувство ответетвен-

ничего доброго не приносят недостаточно
вдумчивому бойцу. После таких разговоров
  некоторые краснофлотцы, ветречая трудно-

Бал и, пройдя за кормой рыболова, увернулся   нако вмбшательства с его стороны не по?

от почти неминуемого столкновения: Воман-   требовалось. Харитонов успешно выполнил
дир этой лодки до сих пор с восхищением   свои обязанности,

ности за действия на своих боевых постах.
Старший политрук А. ПЕТРОВ.

Serene
Aare,

1941 т. № 108 (762)

Главный старшина М. Салыкин обучает

краснофлотца ’П. Губина измерению
глубины ручным лотом. (Черноморский
флот). Фото Н. Веринчука,

На речном
театре

Служба рулевых на реке имеет сво
особенности, отличные от кораблевожденя
на море. Извилистость судовото хода, Ha
личие множества кос, островов и Teper
тов, течение, непостоянетво глубин — в

это требует от рулевого особого HcKyccm,

безукоризненного знания фарватера,

В подготовке хорошего слециалися-
рулевого огромное значение имеют зан-
тия по специальности; В ходе этих заня-
тий рулевые, наряду © районом плавания,
изучают метебролотию, навигацию, общую

‚и специальную лоции, повороттивость №

рабля, сигнальное дело; правила плавания

` по внутренним водным путям и ую
предметы, знание которых жизненно’ #6.

ходимо рулевому. Успех занятий зависит
прежде всего от их организации, планом
ети, последовательности изложения мате
риала, практического закрепления усвовн-
ных знаний, 4
В плане занятий по специальной Jom,
например, приходится учитывать неодн-
наковый уровень практических навык
У рулевых и степень их знакомства © изу-
чаемым районом плавания. Рулевому, пла-
вающему впервые в данном районе, крим
об’яснения по карте приходится дополние
тельно рассказывать о тех особенностях
фарватера, которых нет Ha, карт, -— out
известны ‘только ‘из практики плавания,
Рулевому, имеющему достаточный on,
приходится планировать больше рабиту,
связанную непосредетвенно с кармй,
Степень усвоения материала в значе

тельной мере зависит от последовательн-
сти его изложения и изучения. В с

‘практике мы обычно делаем так: сначала

идет рассказ, в котором излатается, ки
пдет судовой ход по руслу реки, на каки
расстоянии от берегов, какие. существую
опасности для прохода судов, какие гл
бины на судовом холе и как он ох
дается. Рассказ сопровождаются показом и}
карте. После об’яснения непонятных №
просов рулевые изучают пройденный №
териал. Они самостоятельно «проходят» п

‘тому району, о котором им было толь

что рассказано, а затем лелают контроль
ную работу — чертят наламять пройде
ный участок реки. Разбор ошибок, доп.
‘щенных в контрольных работах, показу
вает рулевым, что у них нелоработаю,
Отличная оценка ставится только ‘TON,
когда рулевые безукоризненно знают ий:
он напамять,

Приобретенные па классных занятия
теоретические знания без закрепления м

плавания рулевые ведут непосрелетвения
наблюдение за, всеми особенностями учас
ка реки, где идет корабль. Они запохин»
ют эти особенности, лелают записи; 9%
тация берегов, расположение створ 1
знаков зарисовываются. Кроме того пи
подготовке к нохолу намечалотея контроль“
ные вопросы по лоции и их залают py
левому во время прохождения по изучее
ным в классе участкам реки,

’ При нееонии вахты от рулевого №
время плавания требуется высокая Oil
тельность. Оживленность  судохолства 1
‘ограниченность судового хода заставляют
‘всегда быть настороже, требуют безукорлз
ненного знания правил плавания, В хе
занятий ‘по специальности мы придаем ве
дущее значение изучению правил плав»
ния по внутренним волным путях. №
нашем корабле рулевые учат правим
вместе с сигнальщиками. Злесь изучен
сигналы, огни, затем разбирают все в
можные случаи встреч и расхождения
© судами как днем, так и ночью, Усе
вают, например, правила ‘при обгоне, 1
хождении с несамохолными судами, пе
тами, прохот под мостом и лругие. [pt

изучении этих правил большое эначени `

имеют рассказы о случаях из практики,
показывающие, к каким тяжелым после
ствиям может привести незнание или 1
точное соблюдение правил плавания.

Во’ время занятий у каждого рулем
выявляются отдельные слабые стороны. №
нельзя оставлять без внимания. Слет
дополнительно заниматься с отставшихи,
требовать от них большей работы нал cr
бой. ‚ нас, например, в начале занятий
рулевой Прусенко плохо знал район пла
вания, отставал от других. Пришлось лат»
ему индивидуальное задание, позаниматья
се ним. Сейчас т. Прусенко отлично знает
район плавания.

Рулевой должен в совершенство освот
материальную часть своего заведывания,
чтобы уметь грамотно ею пользовать.
В нынешнем году мы сочетали разбор Ne
ханизмов для чистки и промывки с деталь
ным изучением их устройства, взаим
действия частей и т. д. Сейчае рулевые
имеют полное представление о работе, 1
монте и сбережении материальной 9801

‚ Старшина2-й статьи Ф. ГАСТЕЕВ.

на практике неполноценны. Во вм,

>>

2 24 Е =>