Re ow oo eens ar

Культурно обслуживать
’ механизмы

‚ Корабли нашего флота оснащены новей-
Mott боевой техникой. Современные кора-
бельные механизмы отличаются больной
сложностью и требуют от обелуживающе-
го их личного состава высоких знаний,
ольшогое практического опыта. Эффектив-
ность действия любого корабельного при-
бора, устройства, системы зависит от того,
насколько бойцы и командиры трамотно и
культурно их эксплоатируют и подлержи-
вают в постоянной боевой готовности.

Эту задачу нужно решать только путем
настойчивой и кропотливой учебы по спе-
циальности веего личного состава флота и
особенно его инженерно-технической чабти,
путем непрерывного повышения своих зна-
ний и всемерного накопления практиче-
ского опыта. Это справедливо как в отно-
шении рядовых бойцов, так и флагман-
ских специалистов, :

Необходимо также повысить качество
содержания корабельных механизмов, си-
стем и устройств, добиваясь от личного с0-
става четких и глубоких зналий мате-
риальной части. В сожалению, иногда еще
бывает, что контрольные осмотры и про-
верки проходят поверхностно и все заклю-
чения 00 эксплоатации техники опреде-
ляются в зависимости от блеска медяшек и
чистотьЕ палубного настила вокрут меха-
низма. Проверки должны сопровождаться,
тде это возможно, вскрытием механизмов,
проверочными нуеками и подробным опро-
сом личного состава. АИ

Эксплоатационные инструкции, настазв-
ления и: описания—9эт0 линь  отаравной
минимум, на освоении которого ни в коем
случае нельзя останавливаться. Необходимо
в процессе эксплоатации и ремонта систб-
матически совершенствовать знания, навы-
хи личного состава. .® ‘

Эксплоатационный опыт — ценнейпий
материал для обучения. Необходимо кро-
потливо и тшательно собирать его, систе-
матизировать и пенременно  опубликовы-
вать, записывая вносимые практикой по-
правки в инструющии и наставления. В co-
жалению, работ» в этом направлении ве-
делся еше крайне недостаточно. Техниче-
ские отделы флота, обязанноеть- которых
собирать и обобщать крупицы техническо-
го опыта, занимаются этим делом также
слабо. a :

` Обеспечение флота в достаточном коли-
честве технической документацией, систе-
матическое, по мере накопления экоплоа-
тационного опыта, совершенствование ее—
вторая чрезвычайно актуальная задача,
обеспечивающая культурное использование
корабельной техники. 0с0бое, очень важ-
ное место в этой работе принадлежит
флотской периодической печати, которая
должна шире освещать положительный и
отрицательный опыт экоплоатации  кора-
бельной техники. Давно уже назрел и тре-
бует срочного разрешения также вопрос 0
создании специального технического жур-
нала, который передавал бы опыт эксплоа-
тации техники.

Несколько примеров, взятых из кора-
бельной практики, подтверждают правиль-
ность высказанных положений. `

Был случай, когда на корабле, где
командиром пятой боевой части старший
инженер-лейтенант т. Сухачев, вышла из
строя трюмная помпа. Произошло это при
следующих ‘обстоятельствах.

Дизели, работавшие на зарядку аккуму-
ляторных батарей соседнего корабля, вса-
сывали воздух через кормовой люк, куда

‚ были выведены зарядные концы. Двитав-
шийся с большой скоростью воздух быстро
спизил температуру отсека. В трюмной
помпе появилея лед. Приказание т. Суха-
чева-—осушить матистраль замещения со-
ляра, отданное старшему специалисту
т. Григорьеву, мотло быть выполнено
только после отогревания помпы. Пепытки
краснофлотца Рыбина отогреть  помпу
электрогрелками не увенчалиеь ‘успехом.
Олнако Рыбин, не убедивииеь в  от6ут-
ствии “льда и не доложив Григорьеву, пу-
оэтил помпу. Посльшалея двойной удар, и
помпа остановилась. Ученик моториста Ры-
бин, растерявшись, не выключил рубиль-
ник. Ручка ребостата оставалась на пу-
CKOBOM сопротивлении, и ребстат начал

сильно греться. Через несколько минут ру-
бильник был выключен лодослевигим Гри-
терьевым. }

Командир БЧ-У отдал приказание разби-
рать трюмную помпу и сам покинул отсек,
не поинтересовавитиеь состоянием механиз-
ма. Не проверив плотности закрытия за-
порных клапанов на осушительной маги-
страли, приступили к разборке.

Ha корабле, me командиром БЧ-У
т. Трунин, старший специзлиет-трюмный
пустил компрессор без электрика, присут-
ствие которого по инетрукции обязательно.
Заметив нагрев мотылевых политипников,
он остановил компрессор, но пусковой
реостат вывел не полностью  (припаялея
контакт). Такая небрежность могла приве-
сти к серьезным последствиям.

Подобных фактов, конечно, немного. На
большинетве кораблей, где учеба личного
состава по специальности хорошо оргалии-
завана, материальная часть всегда в образ-
цовом состоянии. Но достижения остаются
известными лишь на одном корабле. 06 об-
мене опытом культурного обслуживания
механизмов никто не заботится.

Юлно время подводная лодка №, находи-
лась далеко от базы. В это время прогорел
тазовыхлойной коллектор главного  дизе-
ля, и вола должна была поступить в ци-
линдры. Чтобы предупредить аварию, оста-
новили двигатель. Лодка легла на трунт.
Что делать? Командир отделения мотори-
стов т. Куроптев исключительно просто и
остроумно вышел из положения. Против
прогара просверлили. рубатку коллектора,
© внутренней стороны его на прогар цоста-

вили латунную заплату с аобестовой mpo-

кладкой. Заплату подтянули и закрепили
оквозным болтом к рубащике коллектора.
Лодка выполнила задание и благополучно
пришла в базу.

Комт стал известным этот факс? Вто 6го
рекомендует, как выхох из положения в
похобных случаях? Никто, к сожалению.

На корабле, где командиром БЧ-У инже-
нер-капитан-лейтенаит т. Семенов, куль“
турное отношение ко лехнике стало девизом
в работе. Личный состав этой переловой в
соединении боевой части внимательно сле-
лит за лействием каждого механизма и
своевременно устраняет вее неисправности.

Старший специалиет-трюмный этого ко-
рабля т. Алексатин дважды предупредил
аварию компрессора, во-время заметив раз-
рыв шатунного болта и остановив меха-
HU3M. ait Aaah ane wire

Здесь формуляры и эксплоатационные
инструкции—первейшие документы, ¢ ко-
торых начинается изучение механизма.
Люди не просто оболуживают вверенную
UM технику, а творчески осмысливают ра-
боту каждого прибора, устройства, системы.

Подробный анализ существующих пра-
‘вил замера. изоляции в применении к
электросхемам этого корабля показал лич-
ному составу, что изоляция отдельных,
весьма важных участков остается неизме-
ренной, например, токоподводящие о шины
станции вепомогательного генератора, на-
ходящиеся всегда под питанием. Достаточ-
не небольшого ‘напряжения в этом месте
при наличии токопроводимого мостика из
пыли и влаги, и может произойти. авария.
Были приняты соответствующие меры, и
такая опасность миновала. i

Практика показала также  необходи-
мость обязательного: векрытия дизельных
воздуходувок после каждого окончания ра-
боты двигателя. Это делается для удале-
ния пыли, грязи и влаги, попадающих в
BOSLYXOLYBRY © воздухом, особенно при ра-
бото ве у берега. Если этого не делать, то
происходит интенсивная коррозия воздухо-
дувки и усиливается износе цилиндров дви-
тателя. Самое же вскрытие отнимает немно-
го времени.   ;

Эти жизненные поправки и дополнения
К существующим инструкциям появились
в результате глубокого изучения  мате-
риальной части, культурного, грамотного
отношения к технике. Этот и подобный
этому опыт еледует тщательно собирать и
обобщаль, делать его достоянием всех лру-

гих кораблей.
С. ГОЛЬДИНЕР.

ноносца вошел рассьльный.

Почему ` нарушается
распорядок дня?

Ровно в 19 часов в калот-компанию ми-

— Суточный наряд построен для разво-
да! — доложил он, обращаясь к дежурно-
му по кораблю лейтенанту Нуриеву.

Тут же выяснилось, что нового дежур-
ного по кораблю нет и пекому производить
развох суточного наряда. Сменить лейте-
нанта Нуриева должен был лейтенант Ми-
шенин, но его вызвали на флагманский
корабль. Помощник ‘командира ‘ старпгий
лейтенант‘ Вушинърев ‘’энал’ ‘06’ этом, но
своевременно не позаботилея назначить на
лежуретво лругого командира, следующего
за т. Мишениным по. очереди.

—- Лейтенант Нуриев, инетруктаж и
развод суточного нафяда произведете BEI,—
расторядилея т. Вушнырев.

— А кто должен заступать ва дежур-
ство после т. Мишенина?— поинтересовал-
ся командир корабля. Pat

— Лейтенант Горопьяков.

После минутного раздумья помощник
командира понял, что распоряжение, отдан-
100 UM лейтенанту Нуриеву, неправильное,
и отменил его. oe

— Что mo, Torta заступайте вы, това-
ринц ТГоропьянов: ’Произволите инструктаж
и развод нового наряда, — отдал т. Вушны-
рев новое приказание. .

Через несколько минут лейтенант То-
‘ропьянов ‘возвратился в кают-комианию.
—* Разрешите доложить, товарищ комал-
дир. Суточный нарях уже разведен. -

Оказывается, пока в кают-компании ро-
шали, кому заступать дежурным по корад-
лю, суточный наряд развели по постам, не
дождавитиеь нового дежурного.

Этот этивод натлядною показывает, на-
сколько безответственно на миноносцо
относятся к выполнению требований Кора-
бельного устава. На нарушения распорядка,
хня здесь не обращают особого внимания.
Вот и сетодня команду «наряженным в
дежурство приготовиться в разволу» пота-
ли © опозданием больше’ чем ма 15 ми-
нут, т. е. тогда, когла суточный наряд
уже должен быть построен в отведенном
для развола месте. В лашном случае, как
ни ‘странно, виновником ‘нарушения бый
сам дежурный по кораблю. —

В этот же день в кают-компании на-
чальствующего состава запоздали с пола-
чей ужина. Вестовые Коптев и Гончаров
начали тотовить. етол всего за несколько
минут ло сигнала на ужин. Кстати, этот
сигнал также был дан с опозданием на две

Передовые командиры крейсера «Червона Украина» старший лейтенант В. Фе-

дюшко (слева) и мичмак М. Парфентьев.

ЮРАСНЫЙ ФЛОТ

минуты. Большинство Команлиров He ‘услтет
ло поужинать даже к 18 че. 45 мин. На
этом корабле командиры из-за медлитель-
HOCTH BOCTOBLIX нерелко просиживают 3a
столом лишних 20—30 минут.

и писцичляны на миноноеце. Вритикуя ра-

Вечером в кают-компании происходил
разбор выводов кохибони штаба флота,
проверявшей соетояние боевой подготовки

боту отдельных команхиров подразделений,
командир корабля ни елиным словом. не 0б-
молвился © только-что проистелитем «нето-
разумении» ¢ суточным нарялом. Не на-
казал он и позже виновников. нарушения.
правил службы корабельных нарядов. Этот
случай на корабле быстро предали забве-
нию, не сделав из него никаких выводов,

Вообще такие «мелкие» нарупения рас-

порялка дня, как опозлание на несколько
минут с подачей сигнала обедать или ужи-

Hath или ситиала отхода ко сну, прохо-

вают довольно часто. i

о

ast незамеченными. А такие случаи бы-

13 мая 1941 г, № 110 (7164)

=
—

В Наркоминделе

06 отношениях между СССР. и Иракол

опубликованием какой-либо деклараии,
В этом смысле Tonia был олан ответ ира,
кому правительству, в связи < чу
прервались переговоры,

„ мая oC. г; иралюкое правительти
вновь ч60е3 ‘советокото ‘посла B Аа
предложило установить липломатичести
отношения между ССОР.и Ираком, ке су.
зывая на этот раз установление ANAM,
тичееких отнопений © каким-либо усло.
ем, вроле лекларалии об арабавих странц,

Правительство COCP сняло своя воз.
жения и приняло предложение  иракоко
правительства 06’ установлении диплюна.
тических отношений.

В come 1940 голь правительство Ирака
через своего послашника в Турции неолно-
кратно  предлатало правительству Р
установить дипломатические отношения.
между СССР и Ираком. При этом иракское
правительство ° выоказывало . пожелатие,
чтобы Советское правительство, одновре-
монно с установлением дипломатических
отношений, опубликовало’ декларацию 0
признании ‹ независимости арабских страт,
в том числе и Ирака. Правительство OCCP,
относясь положительно: к предложению 09
установлении динломатических отношений
между СОСР. и Ираком; не ‘считало, олна-
ко, возможным обусловить’ этот вопрос

Подготовка и проведение
ночньех стрельб

труппа краснофлотцев, возглавляемая ком-

3a примерами далеко ходить не нужно.
В тот же лень сигнал Ha отход ко сну
задержали на несколько минут, но даже и
после этого многие краснофлотпы проол-
жали ботретвовать. В олном из. кубриков

Ночная стрельба имеет очень важные
особенности. Малая видимость не 1п0зво-
ляет заранее обнаружить цель и опреле-
лить ее параметры движения (курс и ско-
рость). Сбоприкооновение с целью, как пра-
вило, происходит на малой дистанции и бы-

мунистом Ленитиным, до 24. часов играла в ;
jie я р вает кратковременным. При’. встрече на

домино, На последнем партийном собрании
отмечалось. что т. Леншин частенько 3a-
виживается за «козлом», и это сходит ему
с рук.

0 том, насколько пренебрежительно на
этом миноноеце относятся к минутам и се-
кунхам, свидетельствует такой случай.

Дежурным по кораблю был лейтенант
Неверов. В. 17 часов 02 минуты расеыль-
ный обратилея к нему за разрешением от-
бить склянки. Посмотрев на часы, Неверов
увидел, что время уже прошло, но тем не
менее ответил рассылыному тах:

=— Ладно, успеем, по уставу разрешает-
ся опоздание нз пять’ минут (?!).

Мы разобрали лишь некоторые из Hapy-
шений распорялка дня и организации служ-
бы, проиошелиих за очень короткий срок.
Почему они до сих пор имеют место? Непо-.
нимание того, что ‘успех боевой подготовки
зависит от самого пунктуального соблюде-
ния требований Корабельного устава, бее-
предметные разговоры о пользе дисщитли-
ны вместо самой жесткой борьбы © ее на-
рушителями-—вот основные причины этих
нетерпимых явлений.

Политрук И. КРАВЦОВ.

пели и стреляющего корабля быютро меня-
‘ются. Это явление в свою очерель вызыва-
ет быстрое изменение прицела и целика,
В стрельбе обычно участвуют артиллерия
всех калибров и пулеметы. Вее это Tpe-
бует тщательно отработанной организатии
корабля и в первую очередь четкой сла-
женности и взаимодействия командных
пунктов и боевых постов. ;

`На нынем корабле подготовка личного
состава к ночным стрельбам проводится
параллельно © подготовкой к другим вихам
стрельб. Мы не ожидаем стопроцентиого
выполнения нормативов в дневных услови-
ях, д в начала гола олновремешно ведем и
дневные и ночные тренировки. Системати-
чески вечером, в темное время суток, тре-
нируем все ‘номера орудийных расчетов,
устатовщиков прицелов, трубочных и халь-
номерщиков.

В. начале тренировок основной упор бе-
рем на точность выполнения установок или
заряжания, не регламентируя времени. №0-
гла добиваемся этой точности, постепенно
сокращаемх время на выполнение команд,
HO также не в ущерб точности выпотне-
ния. В марте. команда заряжания влвое
убыстрила темп работы по сравнению ¢
январем: При тренировках комендоров. на
приборе Ирькова постепенно увеличиваем
скорость вращения’ мотылей прибора.

Большое внимание мы улеляем подго-
товке дальномерщиков. Независимо от по-
голы, они тренируются три раза в сутки—
два раза лнем и один раз ночью. В нача-
ле года наши молодые специалисты 56 мо-
гли точно определять дистанцию по дви-
жущемуея огню; при измерении на’ ди-
стандию 30-—40 кабельтовых ошибка co-

__ Передовой.

Четыре тода Танакин был хозяином” ма-
ленькой радиорубки подводной лодки. Оп
пропел за эти голь большую  практиче-
скую школу, стал одним из лучших евя-
зистов соединения. За восстановление со-
рванных в боевом походе антенн прави-
тельство натрадило радиста-подводника Me-
халью «За отвагу».

Несколько месяцев назад заведывание
старшины 1-Й статьи Танажина увеличи-
лось во много раз. Соответственно возросли
и его служебные обязанности, Тут нужно
было и присматривать за установкой алта-
ратуры, и готовить‘ людей к несению вах-
ты, и налаживать повседневную службу.

контркурсах дистанция и курсовые углы  .

Фото Н. Веринчука.

Молодой начальник подразделения энер-
гично взялся 38 тренировку прислан-
ных в его распоряжение ‘учеников-рали-
стов, недавно выпущенных ‘из школы. По-
мещение для занятий было своими сила-
ми оборудовано так, чтобы ученикам при

етавляль 5—8 ‚кабельтовых. В настояще,
время молодой дальномерщик краснофло
т. Николаев и другие выполняют нормат.
вы. Кроме. того`на походах в №000 в пи.
ных условиях при появлении огней Jay,
номерщиков почти всегда вызывают на 1.
сты для измерения хиотаниии,

Личный состав центрального поза 1
установщиков прицела мы тренируех п
взаимодействии с коматдным пуяктох т.
тем. организации частных учений, Рау
Horan ряд залач, которые решаютл в
приборах. Команльы полаются © командно
пункта, откуда происходит и управлени
огнем. дает возможность отработлу
организацию управления и связи, тейстни
управляющих огнем Ha CBONX Rowan
пунктах в ночных условиях ит. д.

После кажлото учения произвотим та
тельный разбор со всеми участникам,
Здесь даются указания, как изжить вы
ленные недостатки. Например, ma ory
учении личный состав пентрального mom
по невнимательности перепутал кома
управляющего огнем и взял припел ви.
ратную сторону. Эта ошибка могла пре
вести к срыву стрельбы. На разборе 69
тально обсудили, & после этого стали 1.
стойчивее тренировать центральный пит
во взаимодействии с команщным пулкту,
Добившись четкой работы отхельных 1
меров на олиночных учениях, мы приот-
паем к общим учениям похразделений 1
боевой части в целом, делая основной ут
на, отработку ночной стрельбы.

Строго соблюдая послеловательноеть з

решении артиллерийских запал, мы пои
да нео перескакиваем через очерелное уг
ражнение,
‚ Перех каждой ° калибровой стрельб
проволим  оргализационную = стволиковур
стрельбу, контролируя таким путем по
товку личного состава. Только: при хо
шем и отличном решении полтотовитть
ных огневых задач мы приступаем к пт:
пой калибровой стрельбе.

Капитан-лейтенант А. ЗАДОРОЖНЫЙ,

специалист.

приеме’ не мошал стук ключа п чи
они могли прослушивать’ через Teneo
собственную работу, С отетаютщими про
дилиеь дополнительные занятия,

За сравцительно короткий ‘срок пни
сивной ‘учебы молодые радисть добил
серьезных успехов. Краснофлотцы Apu
пов и Быков были‘ очень слабы в при
& сейчас обь выполняют нормативы т I
пущены к самостоятельной ‘вахте. Крас
флотец Шмелев выправил руку, ebm
раньше неправильной тренировкой, п 1
ревытолняет. нормативы по pater в
KIO,

Выполнение молодыми радиетами 1}

MATHBOB по приему и передаче проверет
ся каждую субботу, После этого Талии

подводит итоги социалиетического сори
вания 3% неделю.

Ни ЛОГО,

По страницам иностранной печати
prec acs a CSS SS IS SSN LSA

_ «Ависносные. линкоры»

Война на море явилась новым стимулом
х форсированию военно-морюжого строитель-
ства. Воюющие стороны, несмотря на все
трудности, вызванные военным. временем,
несомненно, продолжают усиленными тем-
мами строить крупные корабли. Сведения
06 этом строго засекречены и заставляют
делать лишь предположения © тенденциях
кораблестроения.

Американский журнал «Аур Нэйви» в
OTHOM из своих последних номеров поме-
щает большую ©татью видного морокого
обозревателя Воул, в которой автор выска-
зывает предположение о том, что. Англия
намерена, создать новый. тип кораблей—
авиамосные линкоры. Приводим перевод
этой статьи.

x oe OF

_ «Сейчас, когда, война продолжается уже
евьшие полутора лет, трудно говорить с
абсолютной достоверностью о военно-мор-
ском строительетве крупных держав. Од-
нако в последнее время в печати появился
ряд интересных сведений, с которыми сле-
дует познакомить читателей.

Наши предположения исходят из не-
скольких основных предпосылок. Во-первых,
следует учесть, что отказ от ряда отрани-.
чительных морских договоров несомненно
иослужил предпосылкой для интенсивного
военно-морского строительства. Во-вторых,
идея создания авианосного линкора возни-
кает не впервые и ев осуществление 103-
волило бы Англии заменить устаревший
тоннаж кораблями, способными использо-
вать все новейшие виды оружия.

Прежде чем перейти к анализу тенден-
ции английского кораблестроения, следует
остановиться на некоторых моментах. Апг-
лия, как известно, начала большую войну,
располагая флотом, наполовину состоящим
из устаревших линкоров, Большая часть
этих кораблей была рассчитана на срок
службы от 15 ло 20 лет, причем этот срок
был искуботвенно продлен MOPCKUMM дого-
ворами. По существу эти корабли протол-
вали оставаться в строю, тах как их He-
чем было заменить. Четыре корабля типа
«Воум Боуетеот» должны были пойти на

слом еще в 1940 г., и если бы не нача-
лась война, «Royal Oak», потопленный, как
известно, ‘в Скаша Флоу, все равно был
бы уничтожен. Шять кораблей типа, «@цеет
Ехал», несмотря на модернизацию кор-
пуса и машин, несомненно, соверщенно из-
носятся к концу этой войны, Три линей-
ных крейсера «Ноо@», «Вепоуп» и «Ве-
ризе». построены очень давно ‘и потребуют
замены. в ближайшем, будущем. Если эти
корабли не будут находитьея в строю,
Англия будет располагать линкорами «Вой-
ney>, «Nelson» и пятью кораблями типа
«Аше @еотое У». `

Такова, серьезная проблема, которая воз-
никает для Антлии. Не поллелуит сомнению,
что английское адмиралтейство уже сейчас
стремится исправить это положение. Из-
вестно, что сейчаю строитея не меньше
шести кораблей типа «Топ». Обладая во-
доизмещением в 40 тыю. т, они могут быть
легко приспособлены для использования в
качестве авианоеных линкоров.

Для того чтобы найти ключ к понима-
нию того, как Англия намерена произво-
дить замену устаревшего тоннажа, интерес-
но обратиться к морским договорам, Вепом-
ним, что 5-й пункт Ваапингтонского мор-
ского договора гласил: «Ни один линкор,
стандартное водоизмешение которого’ превы-
шает 35 тыс. т, не может быть построен в
стране, заключиваней этот договор».

Шять автлийских линкоров типа «King
(еотге У» были заложены в то время, Kor-
ха Ваптингтонокий ‘морской договор был
еще’ в силе, 12-й пункт договора тласил,
‚что «ни один военный корабль, построен-
НЫЙ после заключения договора, за исклю-
чением линкоров, не должен нести орухия
свыше  8 дм.» 9-й пункт запрещал по-
стройку авианосца, «стандартное водоизме-

щение которого превышает 27 тыс. т».

(Англия в то время была единственной дер-
жавой, в строю у которой находились авиа-
носцы, хотя Япония заканчивала построй-
ny «Нозуо»). Самое важное из всего при-
веденного нами заключается в том, что эти
пункты договора по существу о запрещали
строить авианосные линкоры.

‚Надо полагать, что участники Вангинг-\
тонской конференции уже в то время по-
нимали, что линкоры, находившиеея на
стапелях, уже устафели, не успев быть
спущенными на воду. Участники конферен-
ции понимали также, что’ модернизация
обойдется исключительно дорого, и поэтому
согласились на сохранение «статус кво» в
вопросе линкоростроения.

‚ В 1923 г. в морском ежегоднике Браю-
сея была напечатана статья Сэрстона, вых-
вигавшего идею создания авизносного лин-
кора и подчеркивавшего, что он должен 00-
ладать водоизмещением в 35 тые. т. Соу-
CTH три тода в ежегоднике зоявилась
статья того же автора, тле выдвигался
проект постройки таких ‘кораблей раэлич-
ного водоизмещения -—— от 26.850 т, воеру-
женных девятью 12-дм. орудиями, до 28
тыю. т, вооруженных шестью 16-ли. ©ру-
диями, ‘для стран, не подписавитих  Валщинт-
тонкий морской ‘договор. В предложенном
им проекте корабля броня была явно’ недо-
статочной, но самая идея, несомненно,
представляла, больной интерес как первый
шаг на пути создания таких кораблей.

Остановимея же на новейших антлий-
ских линкорах. Современный английский
линкор, точно так же ках и линкоры дру-
THX стран, по существу представляет ‹о-
бой возрожденные супер-дредноуты прош-
лых лет. Они вооружены 14, 15 или
16-дм. орудиями, имеют броню максималь-
ной толщины и хорошо защищены, oT лю-
бых видов атак, Все эти линкоры лишены
двух важнейших видов оружия: самолета,
который представляет ‘собой по’ существу
те же дальнобойное орудие, и торпеды.

Самолет, как мы знаем, пикогда не пред-
ставлял смертельной угрозы для хорошо
построенного линкора. Доказательством то-
му являются опыты © неоконченным аме-
риканским линкором «Washington»,  ‘ noKa-
завлиие, что его подводная конструюция до-
CTATOUHO прочна, чтобы противостоять по-
паданию 8 торпед. Другие испытания, в
процессе которых. корабль подвергся  об-
стрелу 14-дм. снарядами, показали, что
бронированная палуба трудно пробиваема.

Корабль был затоплен лишь в результате
14 прямых попаданий 14-дм. снарядов, ко-
торые были выпущены под косым утлом.
He caexyer sadnipars, uro «Washington» не
был окончен, был лишь учебным кораблем
и чо имел команды, которая могла бы за-

`делываль пробоины. Поэтому мы можем

смело притти к выводу, что броня подобно-
го линкора и переборки совершенно доста-
точны, чтобы противостоять утрозе совре-
менной авиации. a

До начала нынешней войны америкал-
ские морокие экоперты предсказывали со-
здание спепиальных «авиационных  улар-
ных сил флота». Эти силы должны были,
по их мысли, состоять из быютроходного
линкора и авианосца, действующих как
единая ‘Тактическая единица в открытом
море. Эти эксперты, очевидно, не понима-
ли, что такая постановка вопроса, означает
признание тактической слабости обоих
Блассов кораблей, ибо если действительно
возникает потребность в такой «авиацион-
ной ударной силе», то следовало бы соеди-
нить эти черты в одном корабле, т. е. ©08-
дать тип авианосных линкоров, о которых
MEI говорили вышю.

Опыт текущей войны в известной ете-
пени доказал, что авианосец предетавляет
собой уязвимый корабль. Еели захотеть
увеличить число самолетов, прихавных
ему, то автоматически придется 3& счет
размещения авиащии уменьшить ето залци-
ту. В итоге спижения живучести такой
корабль будет чрезвычайно уязвимым.

В этому вопросу можно подойти и © хдру-
гой точки зрения. Представьте себе буду-
щие линкоры снабженными длинной взлет-
ной палубой, которая составляет неотдели-
мую чакть их конструкции. Разве в этом
случае самолеты, базирующиеея на самой
мощной ехинице флота, не могут быть ис-
пользованы также и для постановки дымо-
вых завес и для торпедной атаки в крити-
ческую минуту? Это не значит, что перво-
начальный тип авианоена должен быть’ ©0-
вершеныю ‘уничтожен. Старые авианоецы

могут находиться в резерве, на лдостаточ-

ном расстоянии от места боя, готовые в
удобный момент принять в нем участие.

Б дни, когда кораблестроение обходится
так дорого и война на море приносит столь
значительные потери, командующему. фло-
TOM не придется использовать дорогостоя-
щие военные корабли пля защиты авиа-
носцев и в то же время производить тор-

педжные атаки © эсминцев. Возьмем хотя бы
британокий налет на Таранто, когла тор-
педоноеная авиация нанесла жестокое 19-
ражение итальянеким военным кораблям. _
Можно предположить, что полобная 26 воз
можность повторился и в будущем. Если
командующий эскатрой будет располатать
эскалрильей торпедоносных самолетов па
борту флаюпманского корабля в, сочетании ©.
более старыми авианоспами, оказывающи-
ми поддержку главным силам, то ему, оче-
вихло, но прилется произвести такуло серь-
езную перепруппировку сил перед лицом
противника, какую пришлось сделать ан-
тлийскому командующему у Таранто,

‚Мы постарались обосновать необходи-
мость для Англии постройки авианосных
линкоров. Попытаемся теперь расомотреть
вопросе о том, насколько правильны слухи
© подобном намерении Англии и насколько
возможен спуск на волу таких кораблей
6e3 ллительной прелварительной подготовки,

Прежде всего мы должны помнить, что
14-ди. орудия линкора «King George V> na}

т легче, чем пушки, смонтированные
Ha «Iron Duke», xota они обладают более
высокой скорострельностью. Средняя артил-
aeput . «King George У», состоящая из
5,25-дм. орулий, также весит меныце, по
B TO же время более эффективна, чем б-лм.
артиллерия кораблей более panneit по-
стройки. Интересно остановиться также и
на размощении орудий. На корабле, соче-
тающем фулкции линкора и авианосца, все
орудия должны быть расположены в н0ео-
вой части. Именно поэтому размещение apr
тиллерии на «Кшео George Y> ¢ eno cyer-
веренньми балинями и ма «Nelson» 60
строенными бмпнями дает возмоменость
британским конструкторам без особого тру-
ла, разместить артиллерию COOTRETCTBYIOUIEM
образом. Другими словами, Англия ‘могла
бы 663 всякой предварительной подготовки
установить на кораблях нового типа, восемь
14-лм; орудий или шесть 16-лм. Шестнаи-
Цать орудий калибра 5,25 дм. составили
бы среднюю артиллерию.

Ваюлне  очезилно, что при увеличении
водоизмещения линкора ©. 35 тыс. ло 40
Или 45 тыс. то устройство небольшой
взлетной палубы на» корме и передвижка,
труб к правому борту не представили бы
серьезной проблемы для конструкторов.
Боевые рубки могут быть установлены
впереди или позади тлавных надстроек, a
прожекторные установки и приборы’ упра-

лейственность

BICHHA огнем перенесены к ДВ

трубам. Тажая реконструкция пе пт `
бовала, ‘бы изменения, системы  перейо /“

корабля, точно так же ках и бое
Hol цитадели” пад ‘жизненными частяй
Елинетвенно, ‘что призилось бы сделать =
это песколько ‘уменьшить осрудийпую ут
главной артиллерии, но это было бы
пенсировано наличием «возлушного зе
ка» пад кораблем, в обобенноми №
деиствуег целое соединение таких мин
& также ударной Филой большого pays
действия в виже торпелоносных самолет

Оборудование небольшой взлетной па
бы несомненно расчистило бы дугу 007
ла зенитной артиллерии, большая часть
Торой сейчас скрыта в надводной части
рабля; при новом устройстве зенитизя th
тиллерия могла бы. быть установлень №
надстройке, вне досягаемости брызг, №
званных тюпадалием снарядов в воду. №
мещение главной артиллерии в носовой
сти уменьшает монрность огня при OTP
но это ‘нельзя считать серьезных минус
корабля, рассчитанного из. наступателый
деиствия.

Последний аргумент в пользу соли
авиатоспых линкоров оопован па УХ
нынешней войны на море. В Северном №

`погибли английский авианосец «бт», \

транопортное судло «Отата» и и,
«Acasta» wt «Antelope». Her comments 27%

‘Что английский‘ авианосец 6 мог слу

достаточной защитой‘ для’ транопортных ©
дов в водах, где оперировали мощно во
женные корабли противника, Hp ™
время можно, утверждать, что если бы MM
тивник встретил авианосный линкор, ®
оказался бы в явно невьготном положети
Линкор; оборудованный взлетной палуб
мог. бы нести не только боевые. самолет
но и разведчики и самолеты-торпедоност»
Опыт нынешней войны покавал, чт
многих случаях ториедоносная. авязщий 1
торнедные катер» дают больший резуль
чем эсминцы,

Для того чтобы подытожить все вы
сказанное, можно отметить, ‘что опыт BY
нешней войны подтвердил исключителий
торпедоносной авиации”
свидетельством тому являются событии}
Таранто, ‚ Оране и у берегов Новый
Именяю это заставляет нас полагать,
Англия, учтя опыт последних операи
строит авианосные линкоры».

S8AH ODE 4 Pe

ес Rar ee TES

Е
Е

а

=>

ыы н