Be;

А

и,
st

\

и

=

„— 13 мая 1941 г,

№ 110 (764)

a

Краснофлотец т. Милешин, избранный секретарем HELO! ;
вится к политзанятиям. (Черноморский Te, Pom) арт й организации, гото-

Фото старшины 9-й статьи. Усовича,

Политинформация должна быть
злободневной

формы юлитического воспитания `лич-
но состава» многообразны. Большое ме-
iw среди них занимает политинформация.
ую наиболее гибкая и оперативная форма,
пеюльзуя которую командиры ‘и политра-
HK доводят AO личного состава pe-

ной стороне дела. Он заранее готовит куб-
рик, вывешивает карты, наглядные посо-
бия. На политинформации всегда присут-
ствует весь личный состав, за исключе-
нием дежурной службы, С теми бойцами,
которые отсутствовали на ‘информации,

Mo он планирует на неделю,
 16 к ним тотовитея, подбирает необходи-

eM партии и правительства, сущность
обытий последних дней, задачи, стоящие
пох кораблем, частью, и другие вопро-
и, На конкретных примерах роста могу-.
цеть нашей родины политинформация
похогае  формировать сознание ‘красно-
(иищев и младших командиров, мобили-
auth их внимание на отличную боевую
учебу,

Мы живем в такое время, когда почти
малый день происходят важные полити-
чеке события. Каждый краснофлотец и
\ммший командир должен хороло разби-
мых в них, правильно оценивать их.
(токо некоторые бойцы из-за недостаточ-
Wok подготовки не могут анализировать
1у бытия, о которых они узнают из та-
yor IH OT своих товарищей. Очень важно
тому своевременно довести до ‘еведе-
ma бойцов то новое, что характеризует
лекущие события.

Многие  политработники ДОускают
шибку, пытаясь рассказать краснофлот-
щи и младшим командирам 0бо всем, что
поиощхо 3% последние дни.

Некоторые  политработникя склонны
асуждать так; события происходят
KEI день, а политинформация прово-
дитя тря раза в неделю, да и время, ко-
тор отводится по’  распорядку дня на
уо, невелико. Исходя из этого, они етре-
уатя в течение 30 минут рассказать 060
ом понемногу. В результате ни один во-
пр не раз’яеняется глубоко.

Политическая информация должна быть
злободновной и целеувтремленной; “а ‘в
пихы, которые a ней разбираются, тес-
10 увязаны с жизнью личного состава, ©
WaT корабля, части.

Убы выполнить это требование, нуж-
№ тщательная и всесторонняя подготовка
в пхитинформации. Она, должна быть ©о-
юржательной и давать бойцам новые еве-
уния. На информации необходимо ста-
ить ин вопрос, причем ‘не говорить о
He вообще, & подчеркивать основные м0-
\енты, делать нужные выводы. Каждый
тработниЕ ‘должен уяснить себе, что
только строгое соблюдение этих требова-
1ИЙ позволит ему сделать политинформа-
цию содержательной и доходчивой.

№к же выполняют эти требования’ по-
ОТАН кораблей нашего соедине-
ния?

Большинство комапдиров и  политра-
пиков правильно понимает ‘значение
мой формы воспитажия личного состава.
Ватболее организованно проводит по-
птинформации заместитель . командира
зрабяя старший политрук т. Митин. Те-
обстоятель-

ый материал, наиболее интересные  фак-
ты, продумываст, как увязать тот или
ОЙ воре © жизнью личного состава,
лачами корабля. Составляя. конспект, он
точно рассчитывает время и всегда
тавляет 5—7 минут на вопросы крас-
нофлотпев,

Говоря,  налример ©  резолюциях
ТИП Веесоюзной партийной конференции,
т. Митин привел примеры из корабельной
ви и рассказал, как личный состав
дижен выполнять эти . исторические. ре-
шения, Задача краснофлотцев и комамди-
108 — неустанно. кретить боевую мощь
‘вто корабля, быть готовым выполнить
1000 задание командования.

дый   рассказ ` старшего политруЕа
пихт, понятен и интересен. Бойцы слу-
тают его © болыпим вниманием. Старший
Подитрук не забывает и 0б-ортачизацион-

Ot

т;
задание наиболее подготовленным агитато-
фам побеседовать © ними.
вая такое задание атитаторам, т, Митин
обязательно проверяет, насколько хорошо
понималот они вопрос, указывает, на что
нужно обратить особенное внимание,

вести информацию о докладе тов.
на УП сессии Верховного Совета СССР
мичману т. Павлову, который не имеет
досталочного опытах пропатандистской pa-
боты. Старший политрук. не оказал ему
никакой помощи. Тов. Павлов не подго-
тевился,
Зверева;
15 минут. Чтобы как-то заполнить время,
ои начал товорить © распорядке дня,
предстоящем ‘выходном дне и тах 000 всем
понемногу,
ные 30 минут.

ций на корабле,
Оторванность от базы, отсутствие свежих
газет вызывают у личного состава боль-
woe желание знать,
‘шей стране и на фронтах второй империз-
листической войны. Обычно в походе’ мно-
тие краскофлогцы. и младшие командиры
заняты на вахте. Поэтому необходимо их
информировать отдельно, по вахтам,

Митин занимается отдельно или дает

При этом, да-

Неплохо организуют и проводят. полит-

информации старший политрук Белявцев
‘и батальонный комиссар Рулев. Они хо-
рошо освещают международные события и

жизнь нашей. страны, рост могущества

Советского (Союза.

В сожалению, кекоторые политработни-

ки зачастую безответственно относятся в
организации политинформации,
ряют это важнейшее Jone: малоподготов-
ленным лицам.

передове-

Вот некоторые примеры.

Старитий политрук т. Парфенов — хо-

pollo подготовленлый товарищ. Однако по-
литинформации он проводит редко. За по-
следние три месяца этого года он сделал
всего девять информаций.

Не так давно т. Парфенов поручил про-
Зверева,

упустил главное из доклада тов.
все выступление длилось лишь

лишь бы заполнить положен-

Эти факты показывают, что несерьез-

ное отношение к делу пряводит к плохим
результатам.

Особо. велико значение политинформа-

находящемся в о море.

что делается в на-

` Выполнить эту работу одному’ замести-

телю командира не под’ силу. Позтому
необходимо привлекать командный состав,
членов агитколлектива. Но и здесь нельзя
полагаться на самотек. Прежде чем пору-
чить такие беседы,

необходимо пройн-
структировать тех товарищей, которые бу-

‘дут проводить их.

Иногда может сложиться такая обста-
HOBKAa, что никак не удастся охватить весь
личный состав. Этот пробел можно вос-

олнить радиообзорами во время обеда

или ужина.

В условиях плавания радиообзоры в из-
вестной мере могут восполнить политин-
формацию и охватить большую часть лич-
ного состава. По радио пужно сообщать
не только международную и внутреннюю
информацию, но следует широко популя-
ризировать образповую работу передовиков
боевой и политической подготовки, кото-
рые отличились в период похода, pacera-
зывать 06 их опыте. Так, например,
делает ‘батальонный комиссар т. ВБулик.
Применяя различные формы агитационно-
пропагандистской работы, он стремится
довести до сведения каждого краснофлот-
ць и командира события текущего дня.

Батальонный комиесар
2) Л. ТРОФИМОВ:

КОММУНИСТЫ-ОТЛИЧНИКИ.

Командир, собрав активистов парторга-
низации, поставил задачу: коммунисты
Лижны. образцово содержать свои заведы-
вания, показывать пример беспартийным.

Старшина 2-й статьи коммунист т. 0ж-
тибисов еразу же после этой беседы спу-
стился в кубрик и предложил. младиим
командираи и краспофлотцам еще раз
проверить свои заведывания и механизмы,
повторить инструкции.

Тов, Ожгибисов правильно ‘раз’яснил
бойцам задачу. Отделения  сигнальщиков,
радистов и рулевых вступили в социали-
Стическое соревнование. Личным примером
т, Ожгябиеов увлекая бойцов. и младших
командиров, В результате состояние заве-
ДЫвания получило высокую оценку:

В походах и на учениях было много
случаев, когда т. Ожгибисову приходилось
работать ¢ исключительным напряжением,
бы обеспечить отличную связь и на-
блюдение; Невзирая на трудности, он’ от-
ЗиЧно. справился © задачей.

Краснофлотцы © большим вниманием
прислушиваются в словам т. Ожгибисова,
присматриваются к 610 работе, Он ажтивно
Участвует в общественной. жизни, в худо-
жоственной самодеятельности. Тов. Ожги-

бисов имеет много поошрений и ценных
подарков от. командира соединения и
Военного созета. i

У тлавного старшины т. Дзюбы боль-
той 06’ем работы. Ему подчинено много
краснофлотцев, вверена сложная  мате-
риальная Часть.’ бо своими обязанностями
коммунист т. Дзюба справляется отлично.
В прошлом тоду, как и ов нынешнем,
стрельбы из пулеметов и винтовок ВыПол-
нены успешно, Отделения пулеметчиков
старшия 2-й статьи тт. Серикова и Воло-
дина стреляют только Ha «отлично».
Тов. Дзюба немало сделах для того, чтобы
добиться высокого мастерства пулеметчи-
ков.

Главный старшина т. Дзюба руководит
группой политзанятий, проводит @ красно-
флотиами беседы, руководит стрелковым
кружком жен командиров. В соединении
немало таких коммунистов, которые. поль-
зуются авторитетом и считаются передо-
виками, ним относятся тт. Бухлов,
Митрохин, Акаченок, Василенко, молодые
кандидаты в члены ВЁП(б) тт. Ивашков,
Зубков и др. Всегда и во всем’ они служат
примером для личного состава.

Батальонный комиссар А. МЕДНИКОВ,

КРАСНЫЙ ФЛОТ

КОНСУЛЬГАЦИЯ

Происхождение и сущность войны

e REG se учит, что война в
человеческом обществе есть исторически
преходяштее явление. Причины войны коро-
HATCH не в физической природе людей, не в
крови народов, не в нравственных идеалах
людей, как учат буржуазные философы и
историки, & в частной собственности на
орудия и средства производства, в том, что
общество разбито на классы — на экоплоа-
таторов и экоплоатируемых,

Ленин писал: «‚.войны неизбежны, 10-
Ka общество делится Ha класеы, пока ©у-
ществует эксплуатация человека челове-
ком» (Ленин, т. ХХХ, стр. 149).

Частная собственность на орудия и Фред-
ства производства и эксплоатация одного
класса, другим породили между классами
и между государствами острые противоре-
чия, которые в известные моменты дости-
тают высшей точки, крайнего предела и
неизбежно ведут к столкновению  тосу-
даретв, классов © оружием в руках, т. 6.
к войне.

Война — это самое острое средётво раз-
решения тех или иных противоречий меж-
ду разными тосударствами и разными клас-
сами. Во время войны спорные вопросы
разрешаются вооруженным  наеилием.
здесь «правым» оказывается тот, кто силь-
нее. Победитель господствует, он устанав-
ливает свои порядки, выгодные и полезные
только ему,

Марксизи-ленинизм, вскрывая сущность
войны, ее классовый характер, дает глубо-
кое и единственно дравильное определение
войны каж продолжения политики тех или
иных классов друтими,  насильственными
средствами. Политика — это борьба между
классами, борьба за политическое и эко-
номическое господство тех или иных юлас-
сов. Политическая борьба имеет разные
формы -— относительно мирные и немир-
ные. Там, тде «мирные» формы явля-
ются недостаточными, не приводят к на-

меченным целям и результатам, выступает

насильственнизя форма борьбы. Следователь-

класса на пругой, а, самая острая форма по-
литической борьбы.
«Война, — писал Ленин, — есть продол-

жение политики ‘иными средетвами. Всякая

война нераздельно связана © тем полити-
ческим строем, из которого она вытекает,
Ту самую политику, которую ‘известная

жЖавы вел в течение долгого времени перед
войной, неизбежно и неминуемо этот же
самый класе продолжает во время войны,
переменив только форму действия»
(Ленин, т. ХХХ, стр. 333).

В классовом обществе на разных ступе-
нях его развития были и есть разные клас-
сы--реакционные и революционные, клас-
сы, своей реакционной политикой задер-
живаютщеие развитие общества, и классы,
своей революционной политикой  010соб-
ствующие развитию тирогресса, культуры,
установлению новых, более передовых 00-
щественных порядков.

класса, ведущего войны, и войны ‘были;

нические, или революционные, прогрессив-
ные, освободительные.

«Война есть продолжение политики» того
или иного Класса; и в каждом классовом 0б-
ществе, и в рабском, и в крепостническом,
и в капиталистическом, бывали войны, про-
должавшие политику угнетательаких клах-
сов, а также бывали войны, продолжавиие
пЮлитику а классов» {Тенин,
t. XXI; erp.

Война не. a спутник всей истории ч6-

экономические формации, которые основа-
ны ‘на тосподетве частной собственности
на, средства производства и а экоплоатации
одного класса другим, т. 6. рабовладельче-
ская, феодальная и  капиталиотическая.
При победе социализма на веем земном
шаре войны между народами совершенно
исчезнут, так как исчезнут причины, по-
рождалющие войны.
При общественной,
собственности на, сроедетва производства от-
сутствует экоплоатация человека челове-
ком, отсутствуют национальное неравенство
и национальный тнет. Между народами
устанавливаются товарищеское сотрудниче-
ство, морально-политическое  единетво и
дружба. Яркий, наглядный пример этого

Советского Союза навсегда исчезли. враж-
да между народами, конфликты и войны,
которые были стутниками старого строя. И
если бы неё капиталистическое окружение,
то народы палей страны навсегда были бы
избавлены ‘от всяких войн. .

‘До тех пор, пока CCCP окружен кати-
талистическими тосударетвами, он не га-
рантирован от внешнего военното пападе-
ния. Эта, опасность натадения заставляет
СССР. крепить Crom вооруженные ‘силы,
быть воегда В мобилизационной готовности,

‘чейкого отечества.

Вот почему Ленин учит, что «...было
бы пацифистокой ‘иллюзией думать, что
победоносная революция ‘пролетариата, в од-
ной стране... сразу и наверняка уничтожит
всякие войны» (Ленин, т. XXVII, стр.
102); что «Только после того как мы низ-
вергнем, окончательно победим ‘и экопро-
приируем буржуазию во всем мире, ‘а не
только в одной стране, войны станут не-
возможными» (Ленин, т. ХХ, стр. 325).

Но это прекрасное будущее, котла’ варо-
‘ды земного шара в тесном сотрудничестве
будут ве свои творческие силы, технику,
науку направлять Иа’ безграничное разви-
‘тие производительных CHA, Ha подчинение
прироты ‘человеку, само по себе, самоте-
ком, не прилст: Оо‘ придет’ только через
ожесточенную классовую борьбу; путем
справедливых войн.

Ii

При первобытно-общиннюм строе основой
производственных отношений являлась 0б-
щественная собственность на средства mpo-
MU3BOICTBA.

Производство в этот период было слиш-
ком неразвито. Орудия производства носи-
ли примитивный характер (каменные ору-
дия, лук, стрела) и исключали возможность
успешной борьбы с силами природы и хищ-
ными животными в одиночку, Такие основ-
ные работы, как охота на крупных зверей,
ловля рыбы ит. д., производились содбща.
«Общий трух, о товарищ Сталин, —
ведет к общей собственности на средства

но, война—это не драка, не простое нама-
дение одного государства Ha другое, одного.

держава, известный класс внутри этой дер-

зависимости от характера политики

‚есть и будут разные: реакционные, захват=

ловечества. Ее порождают. те общественно-.

социалистической,

положения — наз Советский Союз. Внутри

чтобы разгромить любого врага социалисти-

производства, равно ках на продукты mpo-
изводства» (Сталин. «Вопросы  лениниз-
ма», стр. 555, из. 11-6).

Следовательно, орудия производетва, трул
и продукты труда в первобытном общеетве:
были общие.

Поскольку не Kiss частной собетвенно-
сти как основы общества, не было и клас-
сов, во было экоплоататоров и экеплоати-
руемых, ве было и государства: Люди жили
родами и племенами. Общественный пюря-
док держался па силе обычаев, силе’ при-
вычек, трахиций, авторитета и уважения,
которым пользовались старейшины рода’ и
племени:

Между отдельными родами и племенами
возникали спорные вопросы из-за водных
угодий, мест для охоты и т. д., которые
иногда разрешалиеь вооруженными нападе-
ниями друг на друга. Но в этот историче-
ский период вооруженные столкновения н0-
CHIN случайный характер, и они никогда
не кончались порабощением одного рода, или
племени другим. Военнопленные, если их
не убивали, & оставляли в роде, станови-

лись членами рода, племени и приобрета-

ли тем самым вое родовые и племенные.

права. :

В первобытно-общинном строе не было
также и армии как особой от общества,
отчужденной силы, & была самодействую-
щая военная организация. Вопросы, связан-
ные с защитой интересов рода или племе-
ни, решались всеми членами рода или пле-
мениг Воинами были все взрослые муж-
чины, способные носить оружие.

Однако и при первобытно-общинном
строе производительные силы хотя и очень
медленно, но все же развивались. С ростом
произвохительности труда произошло 00-
щественное разделение труда. Сначала вы-

‚ делилось скотоводство, & Затем от земледе-

лия отделилось ремесло. На, основе разде-
ления труда и обмена возникает частная
собственность.

Рост произволительности труда сделал
рабочую силу человека» способной произ-
водить гораздо больше того, что необходи-
мо было для поддержания его жизни,

Отчуждение средств производства в соб-
ственноеть отдельных семей или лиц поро-
дило имущественное неравенство и создало
возможность экоплоатации человека чело-
веком. Внутри общины произошел фаскол
на господствующих и экоплоатируемых,
рабовладельцев м рабов. Наряду © этим
пленных теперь если не убивали, тои
не преврашачи уже в равноправных членов
общества, & обращали также в рабов.

Рабовладельцы и рабы-—это было первое
крупное деление общества на, классы. С
расколом общества на классы появилась
необходимость в государстве. Принуждать
преобладающую часть общества системати-
чески работать на другую — меньшую
часть общества нельзя без постоянного го-
сударственного аппарата принуждения.

«Государство возникло, — говорит това-
рищ Сталин, —— на основе раскола, обще-
ства на враждебные классы, возникло для
того, чтобы держать в узле акоплоатируе-
мое большинелво в интересах эксплоататор-
ского менышинотва. Орущия власти госу-
дарства сосредоточивались, главным обра-
зом, в армии, в карательных органах, в
разведке, в тюрьмах. Две основные функ-
ции характеризуют деятельность государ-
ства: внутренняя (главная) — держать
эксплоатируемое большинотво в узде и
внешняя (не главная) —® расширять терри-
‘теорию свобго, господствующего класса за
‘счет территории других государств, или
защищать территорию своего государства от
напалений со стороны других государств.
Так было дело при рабовлахельческом строе
и феодализме. Так обстоит дело при Kam-
тализие» (Сталин. А.  ленивиэма»,
стр, 604, изд. 11-е).

При помощи тосударства экономически
тосподетвующий класс, класе экоплоатато-
ров, стал и политически господствующим
классом. = И

С расколом общества Ha клаесыли е по-
явлением государства, стала невозможной
ранее существовавшая  самодействующая
военная ‘организация’ населения: Утнетаю-
щий класс создает свою вооруженную си-
лу — армию, которая, независимо oT ee
организационной формы, является частью
тосударетвенного алтпарата. А так как вся-
кое государство — классовое, то и армия
не может быть не классовой. Теперь обще-
ственная власть и арния уже нё ‘совпадалот
е интересами общества, & отделяются от
него, становятся над ним, Господство” ча-.
стной собственности порождает жажду на-
живы, борьбу за обогащение новыми ма-
теризльными блатами, борьбу за отрабле-
ние и порабощение других народов.

«Богатства соседей —пишет Энгельс, —
возбуждают. жадность у нарюдов, которым
приобретение богатства представляется уже
олною из важнейших жизненных целей...
Война... ведется теперь только ради гра-
бежа, становится постоянным промыелом»

(Энгельсе, «Происхождение семьи, частной
соботвенлооти и тосударотва», стр. 157,
изд, 1937 г.).

Таким образом, только с появлением ча-
стной собственности, классов и государ-
ства появилиеь и войны как средство, ору-
дие захвата чужих территорий, чужих 0о-
татетв, порабощения слабых народов. С
расколом общества на классы зародилась
классовая борьба между экоплоататорами я
эксплоатируемьми, между бедными и 00-
татыми, в определенные моменты доходя-
щая до прямой гражданокой войны.

Ш

Первой формой экоплоаталии человека,
человеком, первой формой деления обще-
ства. из классы был рабовладельческий
строй.

Основой произволетвенных отношений B
данном обществе являлась частная  606-
‘отвешноеть не только на средства, производ-
ства, Но и на работника производства —
раба, которым рабовладелец распоряжалея,
как вещью, т. е. имел право купить, про-
Зать и даже убить.

Основной рабочей силой в рабовладель-
ческом обществе были рабы. Без воспройз-.
BOICTBA рабов не могло существовать и раз-
виваться рабовладельчеекое общество. 0е-
новным же источником приобретения рабов
были захватнические войны,

«Самый рынок рабов, — писал Марке, —
постоялно получает пополнение своего то-
вара — рабочей силы — посредством вой-
ны, морского разбоя итд, и этот разбой,
в свою очередь, обходится без посредетва

процесса, обращения, представляя натураль-
ное присвоение чужой рабочей силы по-
средством прямого физического принужде-
ния» (Маркс. «Катитал», т. Ш; стр. 416,
изд. 8-е, 1936 т.).

Это значит, что рабовладельческое’ ‘06-
щество не могло жить и развиваться без
многочисленных грабительских войн за
приобретение новых рабов, захват чужих
территорий, ограбление побежденных на-
родов. Таковыми были  треко-переидские
войны, походы Алексанира Македонского,
война Рима с Варфагеном, многочисленные
войны Рима за мировое господство и т. д.

Рабовлачельческий строй,  раздираемый
острыми классовыми противоречиями меж-
ду рабами и рабовтадельцами, между бога-
тыми и бедными, знает также . немало и
тражданских войн. Самой выдающейся вой-
ной рабов против рабовладельцев была вой-
на под руководством Cmapraka около двух
тысяч лет назад. «В течение ряда лет, —
писал Ленин, — всемогущая, казалось бы,
Римская империя, неликом основанная на
рабстве, испытывала, потрясения и удары
от громадного восстания рабов, которые во-
оружилиев и собрались пох прелводитель-
ством Опартака, образовав громалную ар-
wo» (Ленин. т. ХХИУ, стр. 371).

Хотя восстание Спартака было с бесче-
ловечной жестокостью подавлено, по оно
потрясло основы Римской империи и дало
толчок для других многочисленных восста-
ний, С новым развитием производительных
сил, обострением внутренних классовых
противоречий рабовладельческий строй стал
неизбежно разлагаться. Вее’ более и более
обостряющиеся о классовью противоречия
привели в П веке налтей эры: к новой ре-
волюции рабов, которая в конечном счете
«..ликвидировала рабовладельцев и отме-
нила рабовладельческую форму экотлоала-
ции трудящихся» (Оталин, «Вопросы ле-
нинизма», стр. 412, изд. 11-8).

На смену рабовлахельческому строю при-
ло феодальное облщество, и с ним — HO-
вая форма эксплоатации человека челове-
ком. Основой производственных отношений
феодального строя была частная собетвен-
ность феодала на средства производства и

изводетва, -—— крепостного крестьянина, ко-
торого феодал не имел права, убить, но
имел право купить и продать.

Основными классами феодального обще-
ства были небольшая кучка экеплоатато-
ров помещиков-крепостников, имеющих
землю и власть в своих руках, и громадней-
ее большинетво бесправных и беспощадно
экоплоатируемых крепостных = крестьян.
«Экоплоатация почти такая же жестокая,
Kak при рабетве-— она только  не-
сколько смягчена. Клаессовая борьба между
экснлоататорами и’ эксилоатируемыми со-
ставляет основную черту феодального
строя» (Сталин, «Вопросы ‘ленинизма»»,
стр. 556, из. 11-е). .

История феодального ‘общества, есть так-
же история многочисленных, преимуще-
ственно мелких, грабительских войн, ко-
торые вели феодалы за, грабеж и захват но-
вых земель и крепостных крестьян, 3a
ограбление и порабощение елабых народов.
История феодализма полна также граждан-
(CREME войнами” между крепостными крё-
стьянами и томещиками.

С развитием производительных сил фео-
дальный строй стал тажже неизбежно раз-
лагаться. Все более и более обостряющиеся

ми и крестьянами привели в конечном ито-
те к свержению власти помещиков и от-
мене крепостнических порядков.

На смену феодализму пришел капитали-
стический строй, а вместе с ним новые
классы, новые формы экоплоатации и Ho-
вые формы борьбы. Мощное развитие про-
изводительных сил, рост ‘фабрик и 3a-
BOOB, погоня за прибылью и обострение
конкуренции привели к захвату передовы-
ми капиталистическими странами новых
рынков и источников сырья, к порабоще-
нию более слабых народов.

Утренняя заря; капиталистической эпохи
производства, началась с порабощения и по-
гребения заживо туземного ‘населения в
рудниках, с разграбления 0ет-Иниии, пре-
вращения Африки в заповедное поле охоты
на чернокожих и т. д.

Марке и Энтельс отмечали гнусную, во-
‘варную и зверскую политику английских
капиталистов завоевателей Африки, Ин-
дии и Витая. В первый период новой исто-
рии (1789—1887 тг.) народы Европы’ иро-
шли через целую полосу войн Наполеона,
ряд национально- Ем и граж-
даноких войн.

Последняя четверть хх pera ‘харажтери-
зуется перерастанием домонополистического
капитализма в империализм, бешеным за-
хватом передовыми капиталистическими го-
сударствами в разных чаетях земного шара
еще свободных, незанятых земель:

«И ради наживы кучки капиталистов; —
писал Ленин в конце 1900 года, — бур-
‚жуазные правительства вели бесконечные
войны, морили полки солдат в нездоровых
тропических странах, бросали миллионы
собранных с народа денег, доводили насе-
ление до отчаянных восстаний и до голод-
пой смерти. Вопомните восстание индийских
туземцев против Англии и толод в Индии,
или теперешнюю войну англичан с бура-
ми» (Ленин, т. ПУ, стр.

началу ХХ века был зажолчен торри-
ториальный раздел мирах между важнейши-
ми империалистическими  ‘тосударетвами,
Остались неразделенными территориально
только три полуколониальные страны: Ки-
тай, Турция и Персия. Причем указанный
раздел мира, происходил Ha OCHOBE’ CHALE, a
CHa Toma Oba Ha cTropoHe   Aurinu ‘и
Франции, которые ‘постарались больше всего
прибрать & своим рукам. В 1899 тоду Анг-
лия имел» колониальных владений 9,3
млн. квадратных миль © населением в 309
млн. человек, Франция—3,7 млн; квадрат-
‘ных миль 6 населением в 56,4 млн. чело-
век, Германия — 1 млн. квадратных миль
е населением в 14,7 млн. человек и т. д.
(фазу же появились «обиженные», которые
старались ‘не пропустить ни одного удоб-
ного случзя, чтобы наверстать упущенное;

то время, когда территория земного
шара оказалась уже поделенной между пе-
редовыми капиталистическими странами,
калиитализи монополистический лтерерое в
высшую и последнюю стадию своего разви-
тия —в империализм. При империализмие
‘решающую. роль в, жизни капиталистиче-
ских стран стали. играть мощные капитали-
стические об’едияения — монополии. Фи-
нанеовый  кмтитал стал хозяином в ками-
талистических странах и на всем земном

неполная собственность на работника про-

классовые противоречия между помещика-

‘шаре, Рост финансового калитала, властно

требовал новых рынков для вывоза капи-
тала, новых источников сырья. Bee это
eme ‘больше обостряло борьбу между  ка-
питалистическими странами за передел уже
поделенного мира,

Эти противоречия и борьба между‘ импе-
риалистичесними странами ‘усиливались и
обострялись неравномерным, скачкообраз-
ным развитием калтитализма в эпоху’ импе-
риализма.

Велелетвие этой неравномерности стра-
ны, ранее бывитие на первом месте (Анг-
лия, Франция), замедляют теми своего раз-
вития, отстают, а страны, ранее бывшие
отсталыми (США, Германия, Япония), бы-
стрыми скачками натоняют и иные пере-
тоняют первых; Ленин в 1915 году писал:
«После 1871 года Германия усилилась раза
в 3—4 быстрее, чем Англия и Франция.
Япония — раз в 10 быстрее, чем Рос-
сия» (Ленин, т. ХУШ, стр. 232).

Неравномерное, скачкообразное развитие
катитализма влечет за с000й и изменение
соотношения экономических и военных
сил империалистических государств на MEK
ровой арене. Борьба за новый передел мира
приводит неизбеюно к новым империали-
стическим войнам. Война хля империалти-
стов есть одинетвенное средство для пере-
дела рынков сбыта, источников ©ырья,
сфер приложения капитала.

Империалистическая война. 1914 —
1918 гг. была войной за передел мира и
сфер влияния. Она задолго подготовлялась
всеми империалистическими государствами.
Виновники ее — империалисты всех стран.
Когда в 1914 году началась первая миро-
вая империалистичесокая война, импернали-
сты всех стран и их лакеи-—социал-шови-
нисты внушали трудящимся массам, что
это последняя в мире война. Большевики
тогда же разоблачили, эту буржуазную
ложь. Ленин в конце 1914 год» писал:
«...3а данной войной, если не будет. ряда
успешных революций, послелуют вскоре
другие войны — сказка о «последней вой-
не» есть пустая, вредная сказка, мещан-
ская «мифология» (Ленин, т. ХУШ, стр. 71).

Коммунисты в течение всех лет и после
первой мировой империалистической войны
неустанно раз’ясняли масеам, что пока су-
ществует на земле империалистическая. ви-
стема, войны являются неизбежными,

Товарищ Сталин в своих выступлениях
иного раз ‘предупреждал о надвигающейся
новой империалистической войне, векрывал
порождающие ее причины.

Исполком Коммунистического Интерна»
ционала также не раз указывал, что на-
роды кашиталистических стран булут в Ca-
мое ближайшее время брошены в кровавую
бойню, если междунарочный рабочий класс
не сумеет своими едиными и решитель-

‚ными действиями во-время. обуздать под-

житгателей и провокаторов войны. То. о чем
товорили, предупреждали Ленин, Оталин,
Коммунистический Интернащионал, нолно-
стью подтвердилось.

Неравномерное, скачкообразное экономи-
ческое и политическое ‘развитие капитали»
стических. стран, общий кризис капитали-
стической системы, экономический кризис
1929—1933 тг. и начавшийся с 1937 года
НОВЫЙ экономический кризис ло крайности
обострили противоречия между империали-
стическими тосударствами, между странами
победительницами и побежденнымя, между
метрополиями и колониями, между рабо=
чим классом и буржуазией, между крествя-
нами и помещиками и привели ко второй
‘мировой империалистической войне.

Правящие классы Англии, Японии, Ита-
лии, Франции, Германии, & фактически и
США начали войну за мировое господетво,
Т. е. за передел колоний, источников сырья,
32 тосполетво на морских путях,

«Три богатейнгие тосударства, — говори-
лось в воззвании Исполкома Коминтерна в
XXII тодовщино Великой Октябрьской co-
циалистической — революции, — Англия,
Франция и США — господетвуют на важ-
нейших мировых путях и рынках сбыта:
Они захватили основные источники сырья.
`В их руках огромные экономические pe-
сурсы. Они держат в своем подчинении
больше половины человечества. Экоплоата-
‘цию трудящихся, экоплоатацию утнетенных
народов колоний они прикрывают лицемер-
ным флагом демократии, чтобы тем самым
легче обманывать массы. Против их миро-
вото тосподетва, за, свое владычество’ борют-
CH другие калтиталистические государства,
позже ветупившие на арену колониальной
экспансии. Они хотят переделить в CBO
пользу источники сырья, продовольствия,
золотые, запасы, людекие массивы коло-
ний. Таков подлинный: смыел этой войньь
войны несправедливой, ‘реакционной, им-
периалистической. В этой войне повинны
вое капиталистические правительства ив
первузо`очередь правящие классы вооющих
государетв... Против такой войны Beery
‘боролись коммунисты».

Гигантокое развитие производительных
сил в эпоху империализма, невиданный
роствознной техники, борьба между импе-
риалистическими странами 3а, передел мира
делают империалистические войны мировы-
ми, ‘длительными и особенно разрунтитель-
ными. Но империализм не только порож-
дает. империатиетические ‚войны, он так-
же неизбежно порождает ‘национально-0сво-
бодительные, войны  утнетенных народов
против империализма, гражданские войны
пролетариата против’ буржуазии —— за с0-
циализм. ›

Имперлалистические войны, — являясь
следствием острых противоречий империа-
‘лизма, не только не’ мотут разрешить эти
противоречия, но их. еше болыше углубля-
ют и обостряют. Только революционные
войны против империализма, которые. ста-
вяг своей задачей свержение империализма
и установление социализма, являются един-
ственно ‘правильным средством разрешения
всех противоречий капитализма, на основе
ликвихащии самой капиталистической си-
стемы.

Капитализм: -— последняя общественно-
экономическая формация, ‘основанная нА
господстве частной собственности на ору-
дия и средства производства.

Империализм есть высшая и ‘последняя
стадия капитализма; империализы — капи-
тализм затнивающий, ‘умирающий, канун
социалистической революции. С уничтоже-
нием катитализма и победой социализма, на,
всем земном паре будут уничтожены и вея-
кие войны.

Полковой комиссар И, БАНАНОВ