x

Подготовка управляющих огнем

Майор Проскурин получил от старшего
ЦНалтадеыниеюа, ‘указание: ‘подготовить yupa-
вляющих югнем ® решению задач ©е фак-

тическим применением оружия. Нало было

организовать учебу так, чтобы командиры
стреляли самостоятельно, решая огневую
задачу в полном соответотвии © такличе-
ской обеташовкой, ]

Анализируя прошлью стрельбы, майор.

пришел к выводу, что они не были глу-
foro поучительные Дистанции, маневри-
рование и ход цели, как правило, становяи-
лись известными заральее. Бывало, что yu-
равляющему опнем поручалось составить
кальки малеврировалия.

Памятен, например, тавой случай. Одно-
му из командиров подразделений было по-
ручено вычертить кальку маневрирования
Для ©воей же стрельбы. Этот команхир вы-
полнил задание, & линию жвижения цели
панес на планшет. Словом, оставалось
только скомандовать: «вали», & остальное
было тотово за несколько дней ло стрельбы.
‚ Появилась цель, В центральный пост и
ва пушки поступили команды. И вдруг
дальномеры стали давать не то, что пред-

полагалось заранее: цель изменила курс.
`Управляющий огнем «удивилея» этому из-
`менению и пока думал над принятием ре-
шения, «противник» безнаказажио манев-
`рировал на виду.

_. Опонь был открыт © опозданием.

‚ Обстановка таких стрельб ‘напоминала
скорее ‘испытательный ‘полигон, тде ‘вое
` заблаговременно рассчитано м‘ учтено. По-
этому командир меныше занимался собет-
венной подготовкой, а болыше уделял вни-
‚мания проверке материальной части. Под-
`час ето роль сводилось к простому дубли
рованию` эклалигих командиров. ^

^ Тактическую задачу в большинотве слу-
чаев рыпали ‘условно. Еще памятны слу-
чаи, когда управляющий огнем, получив
обстановку, изучал ее ‘поверюностно, & Bee
‘внимание уделял замеру `ВИР’а и ВИН’а.
После стрельбы, перед тех как итти на
‘разбор, ой наспех знажомилея © потеряв-
‚шими ценность скупыми строками тажти-
ческой ‘обстановки и готов был доклалые
вать о решении отневой. задали, Люда за-
бывали, что в военное время обетановка
постоянно меняется, Значит, нужно уметь
В любой период боя самостоятельно прини-
мать решение. Выбор метода пристрелки,
поражения, боезапаса, а также выбор  мо-
мента, открытия огня -— все это дойжно
находиться в полной зависимости от таж-
тического фона.

Фроме того в условиях огневого воздей-
етвия противника неминуемо будут воэни-
кать различные помехи. Поэтому точности
наблюдений, гибкости ‘управления огнем,
полному пониманию eBook porn в общей
системе боя — вот чему нужно учить

Майор Проскурин понимал, что тут на-
скоком не возыметь. Необходимо кропот-
диво заниматься с команииралеи, личным
показом помогать им в практической ран
Gore, глубоко анализировать ошибки и дви-
гаться все время втеред, не довольствуясь
достигнутым. Это единственно правитыныей
метод подготовки управляющих отнем.

Майор не только’ разработал программу
и наметил дни и часы учебы. Он подолгу
бывал в подразделениях, тщательно изу-
чат работу подчиненных. Там учеба maa
‘пормальню, расписания занятий соответ-
‘ствовали требованиям. Все как будто бы-
ло в порядке. Но Проскурину чего-то не-
‚хватало. Так у него воетда бывает: если
подразделения даже полностью решают за-
дачи, ему все же кажется, что слелано
малю. Хотелось большего. Лерзание и кри-
тическая оценка своих действий — заме-
чательная черта майора.

— Я добьюсь от всех командиров ©0-
вершенно яеоного понимания не только от-
невых задач, но и того, что секунда, име-
ет большое значение, — решил Проску-

‚ Действия авиации против боевых и тор-
товых кораблей противника — один из ме-
тодов блокады. Уничтожение флота, нару-
шение движения на коммуникациях подры-
вают военный потенциал страны, преры-
вают приток ресурсов mere. ©
°. Самолеты: атакуют корабли, находящиеся
как в море, тах и особенио в портах и ба-
зах. Налеты на порты и базы проводятея
преимущественно в темное время суток. За
период с августа 1940 тода по 1 апреля
1941 тодь около 75 проц. всех налетов
антлийской авиации на порты Германии и
оккупированные ею территории были про-
изведены ночью. Немецкая авиация вышюл-
нила ночью почти 80 проц. атак. Возроелто
количество атак в темное время суток и
кораблей, находящихся вне портов и баз.
Это. свидетельствует о. тем, что противни-
ки вое меныше отраничивают действия
авиащии против кораблей рамками еветлого
времени суток.
- Так как минные постановки также от-
носятся к числу действий авиации непо-
средетвенно против кораблей, удельный вее
ночных операций еще более возрастает. За
период © августа 1940 тоха по 1 апреля
1941 года 75,2 проц. всех минных поста-
новок выполнено немецкой авиацией в ан-
хлийских водах ночью, & антлийской в не-
мецких водах—100 проц. Если даже учи-
тываль, что официальные данные о мин-
ных постановках не совсем верны, то все
же эти данные являются показательньми
для подтверждения общей тенденции акти-
визащии ‘ночных. действий авиалиии.
Удельный вес ночных действий авиации,
включая налетьв на, города, базы и кораб-
Ли, за эти 8 месяцев достиг для авглий-
ской авиации 89,5 проц., а для немецкой
авиация-—74,7 проц. Такое развитие ноч-
ных действий 0б’яеняется большой мощью
ПВО. Регулярные полеты в темное время су-
тов Стали практически возможными, бла-

рин. -— Измерять время секундами porn
стать привычкой, характерной чертой
командира, Bae

Каждый командир имел свой привычки
в подротовке исходных данных, евои при-
емы определелия элементов цели. Нужно
было учитывать и то, что уровень знаний
командиров был. неодинаковый. Понятно,
что все.это требовало продуманной мето-
дики обучения, чтобы каждый командир
разномерно и неуклоныю повыштал. свои .ар-
тиллерийские знания, Только при полном

сочетатии теории’ © практикой можно до-.

стипнуть хороших результатов, ‘
Тов. Проскурин лично показал, Kak
нужщю составлять планы учений, & в од-
ном из подразделений «ам провел учение.
Затем контролировал действия подчинен
вых команлиров на практике, Например,
изучалея вид стрельбы. Вначале подробно
разбирались вое се стороны. Проверив, как
комаздиры усвоили это, майор давал упра-
вляющим огнем конкретные залалеия; точ-
ко противника эдесь, подготовить далные
для открытия огня. Вее ‘остальное должен
определить управляющий. Он’ должен, ис-
ходя из поставленной задачи, разместить
боковых наблюдателей, установить связь,
дать пелеуказание; все эти действия кро-
‘ме того надо было отобразить на план-
Широкая самостоятельность в решении
OPHEBEIX galat воститывала у командиров
находчивость и сообразительность. Особен-
но выделялея старший лейтенант Семен-
ченко. Он хорошо готовил данные, ог-
Hem управлял спокойно, уверонно. Харак-
терно, что, если ему требовалось нанести
точку паления, он ме смотрел, где лежит
карандаш, измеритель или хорлоугломер,
Не отрывая взгляда от точки, он протя-
гивал руку и находил то, что ему было
нужно. Тов. Семенченко тщательно проду-
мал организацию рабочего места и узако-
nat ee. Положено карандалиу лежать ©ле-
ва — там он и должен лежалъь. ‘
Постоянные тренировки и. воесторонние
разборы учений способствовали быстрому
росту артиллерийской культуры. Затем
тренаж был ‘перенесен па командные
пунеты. Иривлечены к ‘учениям ве сред-
ства подразделений. Несколько раз ‘упра-
вляющие отпем палово создавали сеть
опорных точек. Связь прерывалась, на
пушках происходили задержки,
ски» и т. д. Обпаружились и пелочеты.

Кели в кабинете стрельбы механизмы дей-`
ствовали безотказно и управляющему огнем

не приходилось задумываться над задерж-
ками, то теперь обстановка изменилась.
Командиры работали в реальной обстановке.
Время на установление связи было не
условным, & давалось фактически.

Майор учил, показывал, контролировал.
Вегоре средства артиллерийского боя дей-
ствовали безотказно, у командиров ‘выра-
боталаюь привычка чувствовать не только
цель, но и все об’екты, работающие на ее
разрушение.

Пришло время стрельб. Они доказали,
что’ майор Проскурин вырастил хороших
артиллеристов. ,

Старший лейтенант Семенченко, yupa-
вляя огнем, действовал так, как на тре-
нировках: спокойно, продуманно и реппи-
тельно. Перед открытием опня он не знал,.
по какой пели будет стрелять: их было

несколько. После меткого залпа кромка,  .

цели черным столбом взметнулась в в0з-
дух. Последовал еще ряд залпов. И когда
рассеялея дым, на месте’ «противника»
зияли воронки. Остатки цели, разбросан-
ные во вое стороны, наглядно говорили о
TOM, что отнем ‘унравлял настоящий мастер
своего дела. Майор Проскурин сказал:

— Xoponro,

Это зналвит, что он с еще большей энер-
гией будет совершенотвовать команлиров-
артилыкериютов, готовить их к выполнению
самых сложных огневых задал.

Капитан М. ШЕРЕМЕТЬЕВ.

_ Ночные действия авиации
против кораблей о

ПО ОПЫТУ СОВРЕМЕННОЙ ВОЙНЫ
<

годаря последним усовершенствованиям, по-
BEICHBINNM точность самолетовождения, ра,
дио и астрономической ориентировки.
Ночные действия по кораблям, особенно
в море, чрезвычайно сложны и требуют
исключительно высокой подготовки летно-
то состава. Если разведка и атака кораб-
лей в портах и базах облегчаются возмож-
ностью ориентировки по. конфигурации 0е-
ретовой черты, большим пожарам и т. д.,
то при переходе кораблей в море эти ориен-
тиры отсутствуют. Поэтому в период пер-
вой мировой войны авиация не прелпри-
нимала ночных налетов на корабли, нахо-
дящиеся в море. Налеты же на порты ипро-
водились относительно часто. Так, в
1916—1918 тг. английская авиация ин-
тенсивно бомбарлировала. в темное время
суток немецкие базы подводных лолок на
фланлрокем побережье. Очень удачен был
налет английской авиации в ночь с 9 на
10 июля 1917 г. на стоянку турецких ми-
ноносцев в Стении. В. результате бомбарли-
ровки с высоты 150 метров ‘один миноно-
cel был потоплен, & У второго была по-
вреждена общивка носовой части корпуса.

Чрезвычайно  пастойчиво ‘английская
авиация бомбит по ночам немецкие лин-
коры «ЗеВатийог» и «@пезепаи», тереба-
зировавитиеся весной 1941 г. в Брест. Так-
же усиленно бомбят немцы антлийские ко-
рабли, базирующиеся в Скапа-Флоу, Маль-
те, Гибралтаре и других базах. Во время
налета английской морской авиации на Та-
ранто, в ночь на 12 ноября 1940 т., была
выведена  из строя половина итальянокото
линейного флота.

Улары авиации по торговым судам, отоя-

«проту-.

Бойцы-комсомольты лучшего артиллерийского расчета крейсера «Красный Крым».
старшина 2-й статьи Д. Скрыпник, краснофлотны И. Зюкин,
Г. Иванов, И. Чичкин и Б. Маркелов. (Черноморокий флот).

Справа‘ налево:

`Повседневно и тщательно
проверять механизмы

Один из основных элементов изтотовле-
ния корабля к походу —т это подготовка,
его главных двитателей и котельных уета-
Новок с0 воеми связанными с ними вето-
моталельными мехавизмами и сиетемажи,

Новые механизмы просты при обслуж

звании во время фаботы, но требуют ис-
ключительного внимания при подтотовке
их к действию. Приготовление мехализмов
и систем к походу прежде всего’ прелио-
латает безупречное знацие личным соета-
вом HX устройства и пунктуальное ис-
полнение существующих инструкций.
.. Механизмы веетда должны быть готовы
к действию. Значит, приготовление их. не
должно ограничиваться. временем, которое
отводится для этой цели после получения
приказания — «изготовить корабль к 10-
ходу», [
т менная техника не терпит невни-
мательного отношения, и каждый непро-
веренный болт, гайка, соединение могут
вызвать серьезные осложнения в работе
всей системы. Отсюда следует, что  при-
готовление к походу всех механизмов,
эключая и главные двигатели, должно ве-
CTHCh систематически, независимю от того,
как долго механизмам He придется ‘‘дей-
CTBOBATH,

Пражтика показывает, что‘на кораблях.

где всегда тщательно осматривают и про-
веряют мехализмы, при выходе в. море не
бывает ‘никаких ненюрмальностей. И, на-
оборот, там, тде принято считать, что
притотовить. механизм к действию значит
произвести осмотр и прогревание его, уло-
живитись в рамки норматива, там возможны
всякие «неожиданности». о

Например, для того чтобы приготовить

Е действию и пустить масляный Насос,

дается время, исчисляемое несколькими
минутами. Но масляная система, настолько
обширна, что для тщательной проверки ее
необходимы ‘не минуты, & часы. И если
этой системе до получения приказания
«изротовить корабль к походу» не уде-
ляли достаточного внимания, то в ee pa-
бот нельзя быть уверенным.

’ Забота о сбережении техники

Почти все оборудование торпедного трю-
ма, находящегося в заведывании главного
старшины Морозова, бессменно действует
с момента вступления корабля в строй. Раз-

личные устройства и приспособления для.

обслуживания и выгрузки торпед, проелу-
жившие уже немало лет, находятся в пол-
ной исправности. Это результат забот-

ливого и исключительно бережного. отноше-.

ния главного старшины к порученному ему
оборудованию.

Шланги, употребляемые для подачи в
торпеды ‚воздуха, чувствительны к малей-
ему сотрясению. При небрежном обраще-
нии они получают трещины, вмятины и
преждевременно выходят из строя. Тов. Мо-
розов строго следит за соблюдением правил

щим в портах, проводятся регулярно и oCy-
ществляются независимо от фаз луны и
видимости. Анализ официальных сообщений
© ночных налетах на порты и базы пе
основным Ффазам луны показывает; что. в
новолуние их было совершено 20 проц.,
в первую четверть луны-—27 проц., в поя-
нолуние-—25. проц. и в последнюю чет-
верть луны-—28 проц. Налеты на порты и
базы организуются не только для уничто-
жения кораблей и грузов, но и для срыва
погрузочно-разгрузочных работ, ремонта и
строительства новых торговых и боевых
кораблей.

Опыт войны показывает, что в омера-
тивном отношении действия по кораблям
могут быть подразделены на атаки при вы-
ходе кораблей из портов и 023, атаки на
переходе морем, атаки вдали от баз и, па-
конец, при подходб к районам своего побе-
режьвя,

Действия против кораблей у портов и
баз позволяют, кроме нанесения неноеред-
ственного ущерба, предупредить с30е
командование о ‘фактах выхода кораблей
противника, В этом отношении характерен
следующий факт. Установив пачиная © ап-
pert 1940 т. непрерывное ‘круглосуточное
наблюдение эа военно-морекими базами’ на
Оркнейских ‘и Шоетланлеких островах, &
также за восточным” побережьем Англии,
немецкое командование было достаточно ос-
ведомлено о действиях кораблей противни-
ка. В частности, оно энало о выходе Фрт-
танекого флота из своих баз в ночь с 6 на
1 апреля 1940 г.

Наблюдение за районом баз позволят
павести боевую авиацию на выкнедшие Ko-
рабли, выбрав для атаки в море наиболее
удобный момент, Накануне Норвежекой
операции немецкая авиация обнаружила в
ночь © 2 на 3 апреля отрях транспортов,
шедший в сопровождении боевых кораблей.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

‘Те несколько этих клапанов

‘мехатизмюв и систем

А

Фото Н. Веринчука.

Приведем лругой пример. При приготов-.
лении главных турбин к действию, тру-
бопровот свежего пара должен быть су-
хим. Однако еще нередко до нолучения
приказания oO изготовлении   я К.
походу за клапанами продувания главного
паротровода мало следят — Ho <«pacxa-
живают» их, не опробывалт. В результа-
осталотея за-
крытыми, так как они оказываются. при-.
горевшими, зажатыми. Осушение = паро-
провоха уже не будет полным, и, чтобы
удалить  остающуюся воду, приходится
прибегать к другим способам осушения,
далеко не воегда оправдывающим себя.

Тииалельнейшкий осмотр всех деталей —

оснюва приготовления механизмов им систем
к походу. При этом у главных турбин
надо уделять 060б0е внимание положению
роторов относительно корпусов, состоянию.
скользящих стульев турбин, креплению
на фундаменте турбин и редуктора, креп-
лению главных холодильников, состоянию
клапанов продувания турбин и ресиверов.
Очень: большое. значение имеет осмотр под-
вижных лап и фундамента у котлов, воз-
душных коробок, топок, арматуры, флан-
цевых соединений.
° Не монее детального осмотра требуют
вспомогательные мехашизмы, и, этот осмотр.
должен начинаться сразу же после Toro,
как механизм был остановлен. При этом
надо прежде всего проверять крепление
механизма на фундаменте, фланцевые ©0-
единения и положение ротор» у турбин-
ных механизмов.

_При осмотре системы трубопроводов не-

обходимо внимательно проверять фланце-
выю соединения и клапаны.
  Емедневный тщательный осмотр всех
дает возможность
своевременно обнаруживать и устранять
‘их недостатки, т. в. быть веетда готовым
обеспечить выполнение юютавленных пе-
ред кораблем задач.

Инмженер-напитан-лейтенант
А. ПАНЧЕНКО.

экоплоатации шлангов, и поэтому они слу-
жат у него по многу лет. Периодически
торпелиеты проводят обжигание шлантов—
это сохраняет им гибкость. Мелкие повре-
ждения шлантов немедленно устраняются
своими силами,

Много внимания уделяет т, Морозов сбе-
режению тележек для зарядных отделений.
Часто он сам разбирал и осматривал фоли-
ки и подвижные оси освободившихся теле-
жек.

Тлавный старшина Морозов заботится
Также о сбережении корпуса корабля в рай-
оне своето заведывания. Недавно по его
инициативе была проведена большая рабо-
та, по очистке трюмов.

Н. НИКОЛАЕВ.

Утром 3 апреля этот отрях подвергся ата-
ко немецких бомбархировщиков. Были по-
топлены один пароход ‘и три сторожевых
корабля. Один миноносец, лвь сторожевых
корабля и пять пароходов были поврежде-
ны. Следовательно, этот отряд кораблей
после своего обнаружения, несмотря на
темную ночь, , характерную для последней
четверти луны, не вышускалея разведчика-
ми из виду, & © рассветом они, видимо, па-
вели боубархировщики. Ночные действия,
авиации по кораблям на переходе позволя-
ют вокрыть перегруппировку флота, прово-
дящуюся под покровом темноты, помешать
боевым и десантных. операциям.

Характерным является единетво разве-

дывательных и босвых действий авиации,

Это вытекает из возможности  (блатоларя
весьуа пориженной в темное время суток
точности стрельбы корабельной зенитной
артиллерии) действовать в минимальных
высот, летать с максимальной нагрузкой.
В этом отношении характерен следующий
пример. В ночь на 12 апреля 1940 г, (се-
редина новолуния) группа английских ca-

молетов патрулировала в проливе Каттегат.

Летчики обратили внимание на едва, замет-
ное колебание водной поверхности. Сбро-
сив для контроля осветительную бомбу, они
заметили 10 немецких транопортов, шедигих
курсом в Норвегию. Одна из брошенных
футасных бомб попала в транспорт, кото-
рый взорвалея. Силой взрыва, как указые

валось в сообщении, «самолеты были пот:

брошены вверх». Это свидетельствует о том,
что бомбометание велось © высоты 500—
700 метров, Вероятно, © этой же высоты
происходил и поиск. Этот пример подтверж-
дает, что буруны и кильватерная струя да-
же ночью-—серьезные демаскирующие фак-
торы, I

Сочетанию разведывательных и боевых
действий самолетов почью способетвует от-
Каз в ряде случаев от системы конвоев,
стремление кораблей ходить в одиночку-—
«бродягами». Это затрудняет, правда, обна-
ружение кораблей с воздуха, но дает даже
одиночному самолету болышие шансы для
уничтожения корафля.

На морских театрах, отличающихся ог-.

—

Бесследные торпеды

возможность сманеврировать и

противнику обнаружить

14 мая

=.

Наиболее существенный медочог совре-
менных торпед, работающих Ha паро-та-
зовой смеси, — видимость их следа. При
движении торпеды. Ha поверхтость воды
выходят пузырьки отработанного   Tada.
Они, в особенности при хорошей видимо-
сти, легко могут быть обнаружены Wa

значительном расстоянии. Ясно, ‘что. ИЗ38
1 этого сводится почти  на-нет один из важ-

нейших элементов тактики виезаленость
поражения. 9 и г
Скорость современных - кораблей очень
мало отличается от скорости хода торпед.
Атакуемый корабль, заметив след, имеет
этим 71306-
жать поражения. В Ютландоком бою не-
которыю английские корабли неоднократно
уклонялись тажим образом от пемецких

торпед.
 . Кроме того. подводная лодка, выпустив-

шая торпеду, подвертается большой отас-
ности, тал каж след достаточно точно ука-
зывает район. ее нахождения, помотает
и ущичтожить
лодку. ;

Bea это заставляет о конотрукторов

искаль возможность создания беселедных,
  торпед, которые ничем ме выдают своего,
  приближения к атакуемому кораблю. В
‘этом случае корабль’ не может. принять

меры для своей защиты, тах. как он. до
момента взрыва мо знает 00 опасности.
Меньшему’ риску ‘подвергается и самая
подводная ‘лодка. При соблюдении доста-
точной скрытности она после’ залпа, ©мо0-
жет спокойно уйти не только на глубину,
но и вообще выйти из райоца атаки. Ведь
противник после взрыва должен фептить
вопрос: подорвано ли судно торпедой или
же оно наскочило на мину и никакой
подводной лодки поблизости нет,

Шуи, по которым идет sapySemnas тех-
ника лля решения залачи создания
следной торпеды, весьма многообразны
Имоетея большое количество предложений
и патентов. Наибольший интерее и праж-
тическую ценность представляют различ-
ные варианты электроторпеды. Гребные
винты ©6 вращаются электрическими мо-

‘торами, питающимися от аккумуляторов.

‚Идея использования. электричества ие
нова. Она возникла еще в процессе поис-

‘ков источника энергии, наиболее подходя-

шего для движения торпеды. Tax как
сжатый воздух оказался более приезле-
мым, чем громоздкие и тяжелые аккуму-
ляторы, & необходимость создания 6бее-
следной торпеды тогда еще не возникала,
то идея  электроторпеды была предана
Bal . Естественно, что © развитием
военно-морского оружия к ней возврати-
лись снова.

Основныйги причилтами, заотавтивттими в
©8068 время отказаться от применения
электроэнергии для движения ториед, бы-
ли большие габариты аккумуляторных ба-
тарей и их. вес. Батареи заполняли все
чространство в торпеде, не оставляя ме-
ста для заряла. При этом дальность и ско-
рость хода электроториед были мизерны и
не удовлетворяли  тактико-техническим
тробовалиям.

Чтобы не только развить большую ©ко-
рость хода, но и поддержать ее постоян-
ной хотя бы на расстоянии 20—30 ка-
бельтовых, необходима затрата, большой
мощности. Мощность тлавной малпины co-

временной торпеды довольно значительна. .

У новейших образцов она достигает 300
и более л. с. В переводе на электриче-
CREO единицы. мопеность главной машины
составляет около 225 квт. Для сравне-
ния можно указать, что, например, мощ-
ность ‘моторов, применяемых на мостовых
кранах грузопод’емностью в 30 т, соста-
вляет всего 40 квт на передвижение и
60—на, под’ем.

Для питания столь мощных механизмов
торпеды обычные кислотные и щелочные
аккумуляторы непригодны. Нужны спе-
циальные аккумуляторы, которые при ма-
лом вое и небольших габаритах облада-
ли бы огромной емкостью,

№ сожалению, до последнего времени все
‘электрические аккумуляторы, даже’ срав-
нительно . малой емкости, ° продолжали

раличениниьиии то протяженности оператизв-
ными направлениями, в частности в Ce-
верном море, немедленная атака обнару-
женной цели имеет особенно большое эна-
чение, z

При следовании ‘ночью кораблей к ©во-
CMY побережью авиация, не выпуекая их из
виду, последовательными повторными алта-
ками наносит больигие потери еще до ‘вхо-
да их в радиус действия береговых истре-
бителей и зенитной артиллерии. Перед са-
молетами стоит также задача выслехить
места стоянок кораблей, чтобы затем про-
извести атаку на стоянке. В этом отноше-
нии характерны операнини злелийских cae
молетав против меменщкого тивкора, «Зеватие
Вот». Взяв его под наблюдение © вечера
23 июня 1940 г., когда ол возвращался

из Северного моря, апглийслиие разволчики

KO выпускали его из поля зрения в тече-
цие всей ночи. Этому, видимо, благоири-
ятетвовало полнолуние. Линкор не смог
оторваться от пнаблюления воздушного
противника и < наступлением факовета до
входа в базу полвертся атаке торпедонос-
цев. Это показывает, какое большое знаже-
ние имеет мепрерызное, в течение воего
темного времени оуток, наблюдение © воз-
духа. Е
Характерно, что ночные действия авиз-
ции против кораблей в море носят такой
же регулярный характер в зависимости от
фаз луны, как и ночные налеты на, порты
и базы. Анализ официальных сообщений 0
случаях разведки и нападений как англий-
ской, так и немецкой авиащии с апреля
1940 г. по март 1941 г. на корабли вне
портов и баз показывает, что в новолуние
было совершено 30 проц. налетов, в пер-
вую четверть луны-—20, в полнолуние
20 ив побледнюю четверть луны-—30
проц. t
На лучший по освещенности период фа-
зы луны (полнолуние) ‘приходится только
/5 Ночных действий. Из этого можно еде-
лать вывод, что действия авиации в море
обеспечивалотся в этот период специальной
ралионавитащиовной ‘и метеорологической
службой. Показательно то большое внима-
HEC, которов- ‘уделяет метеорологическому

1941 т, № 111 (165) =

оставаться громоздкими ‘и тяжелыми.
этому значительный интерес продставаяы,
сообщение агентства Юнайтед Пресе п
Монреаля (Канала) © постройке на злу
дах америкамекой  авиажионаой  флри
Кертисс-Райт нового’ экопериментальну
самолета. По заявлению представи
фирмы, этот самолет оборудуется эле
ческими ‘моторами. Питание. моторов пу’
изводится от весьма легких аккумуляти,
ных батарей. .
Можно” полатать, Что аивумулятр
позволяющие заменить авиационные yy.
торы электромоторами, © успехом xorp
‘быть применены и для создания белы,
ных торпед,
Число оборотов совремотаьх axon,
моторов может регулироваться в вау
пгироких пределах. Используя это аль
ство, можно было бы подобрать и уст,
новить. наивыгоднейцеие обороть треб
винтов торпеды, при. которых опа раз
вала бы наибольшую скорость, }оставзае
бесследной.
Становится понятым усиленный ть
рес, проявляемый зарубежными флоталит
соответствующими. кругами, к вопр
разработки ‘электроторпед. Исвалючительу
большое внимание этому делу уделяют
частности, в Японии, США и Италии,
Некоторые успехи в этой области, №
сомненно, имеются. В прессе сообщали
например, о применении электроториет ›
современной войне  германекими вони.
морекими силами. Имеются также coy.
ния © наличии в японоком флоте бесста.
HOH торпеды © электрическим двигать
л6м. Данные ее таковы: скорость хом-
30 узлов, дальноеть-—19 кабельтовых,
Это, конечно, незначительная скорит
по сравнению, например, © wradtbanen
торпедой, скорость которой-—52 узла пу

‘дальности 16—20 кабельтовых, Одна,

учитывая ‘указанные выше тавтичено
преимущества, можно считать и эти 1.
ные  удовлетворительными. = Ноизвету
только, каким путем они получены и м
они повлияли на остальные боевые гал
ства, торпеды. ,

Можно“ предположить два Batam,
Первый—ятюнеким. инженерам, быть wo.
жет, удалось разработать портативные
кумуляторы, емкость’ которых JocraTom
для питания электромоторов при pain

на указанных режимах хола: При ии
необходимый вес взрывчатого ‘зещеть
сохраняется.  Второй-—скорость и ‘дал.

ность хода получены за’ счет значите
ного уменьшения веса, взрывчатого воще
erpa торпеды. В этом случае тор
представляет чисто  экопериментальны

интерес и не имеет никакой боовой ца

ности.

В свое время кроме Узйтхела nay pe
‘просами создания торпеды работали 1
многие другие изобретатели. Было пед»
HCHO немало конструкций, отличавлихи,
B частности, применением Pash
источников энергии для движения томе
ды. Некоторые из изобретателей прелани-
ли использовать вмеето сжатого вари.

перотретый пар (минь Пека), жа.
углекиелоту (мина Пульсона) и да
газы.

Сейчас идея замены сжатого ви
разрабатывается вновь.

Таким образом, одной из возможны
конструкций бесследной торпеды мии
быть также торпеда, в резервуар nor
вместо воздух» нагнетается какой
газ, не выделяющийся на поверхность №
ря в виде пузырьков, —

Возможно, что кроме  электроэнеии
или бесследных тазов для приведения

педы в движение будут использовали!

другие средетва. Какое из них окажем
наиболее ‘удовлетворительным — повахи
будущее,

Несомненно лишь’ одно, что лабомие
ные экопериментальные разработки (+
следных торпед закончены, и наблюдали
случаи боевого применения этого оруди
Очевидно, вопров создания Bocce
торпед значительно продвинулся виеры, 1.2
в будущем следует ожидать их ши
применения.

А, ПОПОВ,

{

обеспечению действий ‘немецкое коматлие
ние. По данным итальянекой печали, №
мания еще с начала современной oi
ежедневно посылала специально па 783
KY погоды много самолетов. В ви
1940 г. таких самолетов во все palo
военных действий и даже в тыл прое
ника цосылатось ло 60. Если учесть, 9
погода в Западной Европе в основних tt
редвигается © запада на восток, эти <
ведчиюи погоды» лавали це только  т
ные сведения 00 обстановке у противня
но и о предетоящих изменениях помодый
самой Германией. Эти данные mer oil
большое значение для обеспечения: ноте
действий авиации, особенно в море,
Опыт современной войны ‘показал, ™
темное время перестало быть зепремий
мым препятствием для действий автата
против кораблей. Факты опровергли тет
0 TOM, что такие действия могут 67
успешны только по крупным корабли,
ливжорам, крейсерам, авианоецем, больш и
транопортам-—и притом идущим в грозу
ких походных порядках. В дойютвитет
пости самолет можел обнаружить и усе
но атаковать миноносцы; сторожевые
рабли, малотоннажные торговые еды ©
дующие в море одиночным порядком.
Совершенетвование материальной wil
п методов ночитых действий позволило п
использовать разнообразное орузсие самой
та—бомбы, торпеди, мины, & иногда 1M
леметно-пушечное вооружение. №
бомбардировочных ударов авиапия вых
няет мощные ночные торпедные атакя
раблей, стоящих в базах. При вых’
флота из баз бомбархировочное возлейст
усиливается минной атакой: «Ваетивали»
в противника, авиация осуществляет в!
ре длительное. бомбардировочное pI,
ствие! с пониженных выюот, а при хоре,
видимости-—-торпедные и птулеметночтуие
ные атаки, особенно в полнолуние 1“
рассвете. Судя по всему, ночные дейст
авиации по кораблям получат в соврем
ной войне еще большее развитие, в 2
ности в раврасталощихея операциях #9
диземноморском тезтре.

Майор П. КАХАНОВ