Что нового внесла война в использование

1.

Bo звремя мировой войны 1914—
1918 тг. на всех морских. театрах необы-
чайно сильно возросла численность ми-
ноносцев, подводных лодок, торпедных
катеров, тральщиков, сторожевых ко-
раблей и всякого рода вопомогательных
судов. Эеминцы, в одной стороны  ели-
ваясь © крейсерами, почти заверптили
круг своего развития, а с другой — пер-
воначальная идея их воплотилась на но-
вой технической базе в торпедных кате-
рах.

Новой технической базой явились бен-
змновые двигатели. Их появление дало
возможность при небольшом  габарите
сообщать малым судам скорость, превы-
шающую скорости больших военных ко-
раблей, и таким образом предопределило
наступательное значение торпедных ка-
repos. Оно подкреплялось такими весви-
ми аргументами, как повышенная ско-
рость хода (50 узлов), большая прохо-
димость в мелководных и сильно изре-
занных районах, возможность массового
производства и боевого использования и,
наконец, мощность торпедного оружия,
позволяющего катерам веотупаль в пое-
AWHOR с крупными боевыми кораблями.

Наибольшую активноеть в развитии
катеростроения проявили в тот период три
морские державы — Англия, Италия и
Германия. В Англии был создан  торпед-
ный катер тина «СМВ» — Торникрофт,
длиной 55 футов ¢ желобными торпедны-
ми аппаратами, который и до последнего
времени остается основной конструкцией
в английском флоте. Итальянекий тор-
педный катер типа «МАЗ» уступал анг-
лийским катерам в скорости. Его отличи-
тельных свойством являлась бортовая
система сбрасывания торпед. Германия
породила начиненные взрывчатым веще-
ством и управляемые электрическим пу-
тем по кабелю катера, явившиеся прото-
типом торпедных катеров волнового уп-
равления.

Театражи военных  дейетвий для тор-
педных калеров явились мелководные ©
смльно развитой береговой чертой райо-
ны, & именно: для английских — пролив
Ла-Манш, Фландрекое побережье и Фин-
ский залив, для Германии — Фландрия и
для Италии — Адриатическое море. Итог
боевых действий торпедных катеров в
первую мировую войну свелся к тому, что
они в общей сложности потопили $ ли-
нейных корабля, 1 крейсер, 2 эскадрен-
ных миноносца, 1 плавбазу подводных
лодок, 4 транопорта, 1 НСУ и подорвали
1 монитор и 1 плавбатарею. Ha долю
итальянских торпедных катеров при этом
пришлось два потопленных линейных ко-
рабля и четыре транепорта, на долю гер-
манеких — один поврежденный монитор,
остальное на долю английских катеров.

Из 14 результативных атак восемь бы-
ли произведены ночью, пять — на рас-
свете и только однаднем, когда катер
кабельного управления атаковал монитор
«Эребус». Групповых атак при этом было
произведено 6. Остальные атаки вышол-
HAIUCh одиночными катерами. Веего тоф-
педными катерами в течение первой им-
лериалистической войны было выпуще-
но 75 торпед. Из них в цель попало
19 торшел (25,3 проц.), не взорвалось 9
торпед (12 проц.) ч прошло мимо 47 тор-
пед (61 проц.). Высокий процент неус-
пептных атак об’ясняется несовершенст-
вом выучки командиров катеров, отсутет-
вием правильного метода  торпедной
стрельбы и прицелов.

В тот период торпедные катера приня-
ли широкое участие в операциях еледую-
щих тинов:

Набетовые операции против баз про-
тивника с целью уничтожения военных
кораблей, транстлортов и наиболее ценных
портовых сооружений, В ним, в частное-
ти, относились действия английских тор-
педных катеров в Зеебрюггской и Ёрон-
штадтской операциях и прорыв итальян-
ских торпедных катеров в базы аветрий-
екото флота — Пола, Триест, Дурадцо.

Действия на коммуникациях в форме
зыжидающего дозора и патрулирования у
берегов противника. Здесь примечатель-
ны — потопление итальянским  торшед-
ным катером у Далматекого побережья
аветрийекого линкора «Сцент-Истван» и
деятельность английских торпелных кате-
ров у Остенде и Зеебрюгге, где были рас-
положены германские базы подводного
флота.

Борьба © подводными лодками—создан-
ные в Англии поисковые фазведотряды
моторных катеров с шумопелентаторали
были усилены торледными катерами хак
ударной силой.

и тактику торпедных

Капитан 1 ранга
А. КУЗЬМИН

>

Непосредственная охрана стационар-
ных позиционных ‘средетв. В частности
итальянцы использовали для этого свои
торпедные катера в Отрантеком барраже.

Постановка малых банок активных
минных заграждений, диверсионные дей-
ствия и переброска разведчиков. Эти за-
дачи выполняли английские торпедные
катера в период интервенции на Балтике
в 1919 году. : J

‚ Уже в начальный период своих действий
в мировую войну 1914—1918 гг. тор-
педными катерами было достигнуто взаи-
модействие со всеми родами морского ору-
жия. Так, в Зеебрюггекой операции (23
апреля 1918 г.) оно было осуществлено
с миноноецами и сторожевыми  ворабля-
ми; в набеговой операции итальянского
флота на Дураццо (2 октября 1918 г.) —с
крейсерами и миноносцами; в Нронштадт-
eno операции (18 августа 1919 г.) —
в авиацией; в многочиеленных попытках
прорыва в базы авотрийского флота в Ад-
ризтике —— с авиацией я миноносцами и,

наконец, в районе реки Пьяве (около

Венеции) — с авиациед, подводными
лодками, миноносцами и артиллерией
береговой обороны.

Таким образом, небжотря на чрезвы-
чайно ограниченный радиус действия, ма-
TY мореходность и разовость действия,
торпедные катера оказались оружием,
способным успешно взаимодействовать с
любым классом кораблей и авиацией,

Боевая деятельность итальянских TOP-
педных катеров в Адриатике, их настой-
чивые попытки всевозможными слособами
форсировать проходы в базы австрийского
флота, чтобы «достать» и потопить линей-
ный флот, показала, силу и значение этих
маленьких кораблей, Потопление ими ста-
рых линейных кораблей «Вена» и «Сцент-
Истван» принесло по существу стратеги-
ческий успех, ибо после этото остатки
австрийского флота были спрятаны в ба-
зах за десятки боновых преград и актив-
ных операций более не предпринимали.

Итальянское командование, однако, не
оставляло австрийский флот в покое, Оно
поставило перед своими морокими сила-
ми задачу -- уничтожить главные силы
противника малыми средетвами. Главная
роль отводилась при этом торпедным ва-
терам. Активные попытки проникновения
в базы породили жестокое соревнование
воюющих сторон. С одной стороны, защи-
щающийся создавал все новые формы б0-
новых заграждений и мобилизовывал
иные меры противодействия; е другой —
нападающие строили специальные торпед-
ные катера и вырабатывали новые и новые
тактические приемы преодоления всех
преград и заграждений. Так, например,
итальянцы создали катер, вооруженный
электрической пилой и ножницами, епо-
собными разрезать трововые узлы бонов;
катер танк с гусеничным ходом, ©1о-
вобный преодолеваль деревянные прегра-
ды ит. д.

В Адриатическом море угроза атак тор-
пехных катеров для больших кораблей
австрийского флота была настолько вели-
ка, что даже одно предположение © пре-
бывании катеров в данном районе застав-
ляло аветрийекое командование отменять
операции. Показателен в этом отношении
пример, приведенный английским мореким
историком Х. Вильсоном. «19 декабря, —
пишет он в своей книге «Морские опера-
ции в мировой войне 1914—1918 гг.» —
«Будапешт» (линейный корабль) вышел
из Триеста в сопровождении небольшого
броненосца <Арпад» и многочисленных
судов с целью атаковать правый фланг
итальянских войск. Они вернулись, как
кажется, потому, что было получено до-
несение о готовящемся новом налете на
них итальянских торпедных катеров. Эти
маленькие корабли уже начали оказывать
сильное моральное давление на австрий-
ское командование».

2.

Опыт войны 1914—1918 годов убедил
почти все без исключения капиталистиче-
евие страны, большие и малые, в том, что
торпедные катер» в умелых руках. пред-
ставляют собой новое и вполне действен-
ное оружие. Быстрота их строительства и
‘малая стоимость открыли пгирокие возмож-
ности для массового производетва. В ча-
отности, Италия в течение первой миро-
вой войны построила около 400 катеров,
Англия — около ста, ит. д.

Последующее строительство торпедных

катеров

калеров базировалоеь на промышленных и
технических достижениях. Наряду © вы-

пуском серийных катеров большое вни-.
‚мание

уделяловь  экопериментальному
строительству. Конструктора стремились
создаль катер, обладающий малыми раз-
мерами и в то же время способный удов-
летворить повышенные и в тому же уни-
версальные требования, которые пред’яв-
лялись к этому типу кораблей военно-
морской тактикой,

В качестве основного девиза, отоявше-
го перед конструкторами, была выдвину-
та борьба за скорость и дальноеть,
всех странах стремились создать ториед-
ные катера, как намболее быстроходное и
мощное оружие ночного боя, способное
действовать на’ значительном удалении от
своих баз.

Это требование, пред’явленное к тор-
педным катерам, вынудило пойти по ли-
нии увеличения водоизмещения, скорости
и усиления средетв вооружения. Чего же

достигли в этом отношении страны к на-.

чалу второй мировой войны? Ответом на
этот вопрос служат данные о ториедных
катерах предвоенной эпохи:

Скорость возросла и достигла, как мак-
симум, 56 узлов при практической эк-
сплоатационной скорости, не превышаю-
щей 45 узлов. Увеличилась дальность пла-
вания, дошедшая до 1000 миль на 20-уз-
товом ходу, за счет установки  дополни-
тельного  вопомогательного  экономиче-
ского мотора и замены бензиновых двига-
тёлей дизельными моторами. Торпедное
вооружение представлено преимуществен-
‘но торпедами калибра 53,3 см. Количе-
ство их возросло до ‘четырех. Торпедные
аппараты — желобной (английский) и
бортового сбрасывания (итальянский) все
чаще и чаше заменяются  трубными с0
стрельбой вперед. Преимущеетво их co-
стоит прежде всего в том, что они не свя-
зывают маневрирование торпедного: кате-
ра определенной скоростью хода в момент
торпедного залпа.

Для борьбы с подводными лодками все
торпедные катера, воофужаютеся глубинны-
ми бомбами. Сильное артиллерийское во-
оружение торпедных катеров стало обяза-
тельным условием их боевой устойчивое-
ти. Непрерывно растет число опневых то-
чек и увеличивается их калибр в расче-
те на отражение воздушных атак неприя-
тельских самолетов и борьбу в катерами
противника. Вее торпедные катера, без
всякого исключения, вооружаютея мощ-
ной ‘дымовой аппаратурой, способной
обестечить скрытность выполнения ма-
невра.

Основными  торнедными катерами
«прибрежного действия» ‘являются для
Англии катера‘тина «55», для Италии—
«МАЗ-400», для Термании — «5-5» и

для США — «РТ-4$. Основными: типами.

торпедных катеров ‘«дальнего действия»
служат дая Антлии катера типа «Скот-
Пайна», для Италии — «МАЗ-5045, для

«РТ-20».

Германии —  м для США ae

Поставщиками торпедных KaTepos BI
предвоенную эпоху явились английские и

итальянские заводы, везыма охотно: стро-.
ившие десятки торпедных катеров для
продажи другим странам. Их приобрета-
ли главным образом страны, не имевшие
ранее на вооружении торпедных катеров,
а также государетва с0.елабо развитой
техникой  специализированного мелкого
судостроения, как, например, Турция,
Финляндия, Швеция, Сиам, Греция, Вя-
тай и т. д, Таким образом страны-постав-
щики непрерывно накатливали опыт wac-
вового производства и‘улучшати конотрук-
цию торпедных катеров.

Несколько слов 0 терманском катеро-
строении. Версальский мирный договор
запрежал Германии иметь в составе воен-
ного флота торпедные катера. Приход &
власти в Германии национал-социалистов
ознаменовался началом бешеной гонки во-
оружений в целом и широким строитель-
ством торпедных катеров в частности.
Гитлеровцы учитывали преимущество
этого оружия, требующего вложения не-
больших средетв и, главное, — ничтожно
малого времени на постройку.

Германские катера отличались ‘море-
ходностью, носовыми торпедными аппара-
тами (трубы) и дизельными двигателями,
дававшими большую ‘дальность. В 1934
году немцами была построена первая сте-

циальная пловучая база «Теинтгтао» на 6:

торпедных катеров водоизмещением 2.300
тонн при скорости 17,5 узла и артилле-
рийском вооружении, состоящем из двух
88-мм зенитных автоматов м 4 зенитных
пулеметов.

(Продолжение следует)

Тихоокеанский флот; Герой Советского Союза
А. Русанова и главного старшину В, Шумилова с зачислением на сверхерочную службу. у

гвардии капитан 3 ранга М. Г.

Малик поздравляет старшину 1. статья
Фото Н. Веринчука»

Во,

другие.

флот,
шлюпочные

На снимке: буксировка шлюпок на
` старт. :

Четвертые Все-
соревнования.

Черноморский
флотские

Фото А. Межуева.

Юбилей „Умбы“

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 8 октября. (По
телеграфу). Тридцать пять лет плавает
на Севере корабль «Умба». В 1910 году
он сошел со стапелей судостроительной
верфи. Товаро-пассажирекий пароход
«Умба», принадлежавший акционерному
обществу Мурманского пароходетва, 6©0-
вершал рейсы Архангельск— Онега, порт
Варде. и вдоль Мурманского побережья,
снабжая продовольствием жителей За-
полярья. Так он проплавал до 1933 года.
Когда начал зарождаться Северный флот,
на <«Умбе» был поднят военно-морской
daar. Корабль стал выходить на 0бесте-
чение боевой подготовки, «Умба»  слу-
жила также учебным кораблем для кур-
сантов, проходивших практику. В 1940
году на «Умбе» находилась правительст-
венная комиссия по установлению госу-
дарственной границы между СССР и Фин-
ляндией,

В дни Великой Отечественной войны
«Умба» обеспечивала боевые действия
‘кораблей, принимала участие в защите
базы от налетов вражеской авиации. В
сентябре 1941 года артиллеристы кораб-
ля, ведя огонь по немецким самолетам,
ебили четыре вражеские машины. Более
‘половины личного состава корабля Ha-
граждено орденами и медалями.

Недавно на корабле было отираздно-
вано 12-летие под’ема военно-морского
флата и 35-летие плавания «Умбы» на
Севере. Личный состав корабля привет-
ствовали капитан 1 ранга Скорохватов и
капитан 2 ранга Петров. Лучшие красно-
‘флотцы и старшины  «Умбы» решили 0с-
таться на сверхерочную службу. Среди
них — старшина 2 статьи Федоров, про-
служивший на корабле 9 лет и имеющий
более 50 благодарностей, котельный ма-
шинист Малыгин, машинист Чайка и

515 и М. ДЕШИН.

poe

ПЕРВЫЙ ЭШЕЛОН
С ДЕМОБИЛИЗОВАННЫМИ
ВТОРОЙ. ОЧЕРЕДИ

МИНСК, 8 октября. (ТАСС). Еще за-
долго до прихода первого эшелона с де-
мобилизованными воинами Красной Ар-
мии второй очереди на вокзал собрались
тысячи минчан. Многие пришли вотре-
чать своих сыновей, бральев, мужей.

К перрону подходит поезд. В двери
вагонов летят букеты цветов. Веюду
сльшины приветственные возгласы. Среди
возвращающихея из Германии воинозв-
победителей много белорусов, москви-
чей, смолян, калининцев. На вокзале ©о-
стоялся летучий митинг.

Демобилизованные минчане, тепло pac-
прощавигиеь со своими боевыми товари-
щами по оружию, в сопровождении род-
ных и знакомых  раз’ехались по домам.
Вечером эшелон отправился в дальней-
ший путь.

Подарки для демобилизуемых

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 8 октября. (По
телеграфу). В ВКраснознаменном ордена
Ушакова соединении подводных  злюдок
развернулась работа- по организации про-
водов демобилизуемых подводников. На
всех подводных лодках и в подразделе-
ниях проведены партийные собрания,
обсудившие задачи парторганизащий в
проведении демобилизации. На подводной
лодке Н. личный состав приготовил для
демобилизуемых подарки на память 0
совместной службе — зажигалки. рамоч-
ки для портретов, фотоснимки. Вомандо-
вание соединения вручит каждому ye3-
жающему художественно оформленный
текст с благодарностью товарища
Сталина за участие в боевой операции по
освобождению Печенги и Печенгекой об-
ласти.

В УЖГОРОДЕ ОТКРЫЛСЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЖГОРОД, 8 октября. (ТАСС). ‘В
древней столице края——Ужгороде открылся
первый Государствевный университет. За-
HATHA начались на всех четырех факульте-
тах — историческом, филологическом, био-
логическом, медицинском.

150 НОВЫХ
‚ СЕЛЬСКИХ БОЛЬНИЦ

МИНСК, 8 октября. (ТАСС). Крестьяне
деревни Хорево,  Пружанского района
Брестокой области, своими силами восста-
новили. сельскую больницу. (

Строительство и восстановление  лечеб-
ных учреждений идет сейчас во многих се-
wax республики. Только за последние $
месяцев в Белоруссии открылось 150
сельских больниц.

НОВЫЕ МОРСКИЕ ПЕСНИ

Многие композиторы и поэты работают
сейчас над военно-морской тематикой.
Композитор Фрадкин закончил две новые
песни — шуточную «Где любимая моя»
на слова поэта Винникова и лирическую
«Мой старый товарищ» — на слова поэта
Жарова. Песню ю Владивостоке «Сторож
океана» на слова А. Жарова написал ком-
позитор Листов.

-- 9 октября 1945 г. вторник. № 238 (2113)

ЧЕТВЕРТЫЕ ВСЕФЛОТСКИЕ ШЛЮПОЧНЫЕ ГОНКИ

СЕВАСТОПОЛЬ, 8 октября. (Mo Te
  леграфу от корр. «Красного Флота»).
Веефлотские шлюпочные соревнования

близятся к концу. В субботу ‘были про-
ведены парусные гонки седьмого. юруга
первой группы. Слабый ветер, которыи
временами совсем стихал, затруднил про-
ведение этих ответственных  соревнова-
ний, Вее же гонки прошли интересно и
  весьма напряженно.

Сразу после старта наступило безвет-
рие. Паруса повисли на феях, и шлюпки
почти остановились.Но затем подул сла-

}

рать ход. Виереди, как всегда, идет Че-
  ботарев. За ним по пятам — второй пре-
  тендент на первенство капитан 3 ранга
 Подсиорин. Чеботарев первым повернул
у первой брандвахты, закончил петлю и,
идя в галфинд первого галса, стал быстро
уходить вперед. Шедшгий за ним  Под-
сиорин сделал лишний талс влево и от-
стал от лидера почти на два кабельтовых.
Залем шлюпка черноморцев, выполняя
последнюю петлю, допустила вторую
ошибку, Этим востользовалиеь каспийцы
старшего лейтенанта Бабкова и вырва-
лись вперед. На последней петле из-за
плохого ветра у каспийцев дважды He
удался поворот, и Подеиорину удалось
финиитировать после Чеботарева.

Остался последний круг этих гонок,
но уже сейчас стало ясным, что чемпио-
ном по этому виду соревнований будет
лейтенант Чеботарев. В результате семи
кругов он набрал наибольшее количество
очков — 48. У черноморцев капитана
3 ранга Подсиофина на 10 очков мень-
ше. Если даже в восьмом круге Чеботарев
получит ноль, & Подсиорин 9 очков, все
же У Чеботарева будет на одно очко
больше. Однако это не значит, что ко-
мандное первенство будет за вмузами, В
первой группе выступают две шестерки
вмузов, и сумма очков будет триводить-
ся к одной. Между тем у второй шестер-
ки вмузов, которой командует лейтенант
Чернышев, имеется много’ нолей, и она
«тянет» вмузы назад.

До войны Чеботарев был одним из
чемпионов водного спорта на Украине.
Ему принадлежало первенство в плаванчи
брассож на 100, 200 и 400 метров. В
гандикалных соревнованиях на швербо-
тах в Днепропетровеке он завоевал пер-
венство Украины. Всю войну Чеботарев
провел на are. Он воевал под Сталин-
градом, под Ростовом, на Украине. Чебо-
тарев командовал взводом и ротой в моф-
схой пехоте. Как только кончилась BOd-
за, он пошел учиться в военно-морское
училище. Чеботарев давно полюбил море,
епорт. Теперь он стал чемпионом прос-
тых класеных гонок.

В гонках без рулей седьмого круга Че-
ботарев также был лидером, но в конце
ему не повезло. Из-за безветрия он попал
‚з трудное положение и навалилея на
брандвахту, за что получил ноль. На пос-
зедней петле неожиданно вырвался вие-
ед лейтенант Алпухов (Северный фаот).
Нму удалось сделать поворот, и он пер-
вым. финишировал. Не повезло в этой
гонке и черноморцам. Преодолевая труд-
ности безветрия, шлюпка сделала три
галеа, чтобы подойти к последней бранд-
вахте, но все усилия сошли на-нет. Чер-
воморцы столкнулись со шлюшкой  бал-
тийцев, и получился ноль. По нолю по-
хучили также вторая шлюпка вмузов и
хаслийцы. В итоге седьмого круга пефр-
зыми пришли североморцы, вторыми —

тихоокеанцы, третьими — ‘амурцы и чет-

зертыми — балтийцы.
жжх

СЕВАСТОПОЛЬ,  8 октября. (По теле-
графу от корр, «Красного Флота»). За-
кончился восьмой и последний круг со-
ревнований на первенство — Военно-Мор-
ского Флота по гребле и парусу. В. рэ-
зультате напряженной продолжительной
борьбы команды, по предварительным
данным, заняли следующие места: по
гребле в первой группе первенство за-
воевала команда Черноморокого флота,
набрав 72 очка из 72 возможных. Все
восемь гонок черноморцы завершили
первыми, намного опередив остальных.
Командир  шестерки-победительницы —
катитан 3 ранга Подсиорин. . На второе
место вышли амурцы, набрав 49 очков
(командир пглюйки — капитан-лейтенант
Хуршудов). Третье место присуждено
васпийцам старшего лейтенанта Бабко-
ва, четвертое — тихоокеанцам, пятое —
североморцам, шестое Каспийскому
училищу, седьмое — балтийцам и вось-
мое — училищу им. Дзержинеокого.

Во второй группе победителем по
гребле вышла шестерка  черноморцев
лейтенанта Закурдаева, набравшая 67
очков. Второе место заняли  каспийцы

бый вюйд, и они медленно начали наби-.

ПЕРВОЕ МЕСТО ЗАНЯЛИ ЧЕРНОМОРНЫ

старшего лейтенанта Добровокого, на»
бравшие 46 очков. Третье место заняли

тихоокеанцы старицего лейтенанта Лахов-
ского, четвертое — амурцы, пятое — ©-
вероморцы, шестое——Тихоокеанокое учи-
лище, седьмое — балтийцы и восьмое —

училище им. Фрунзе. , .
По гребле в третьей группе, в которой

участвовало по две шлюпки © каждого q
+}

флота, первое и второе места завоевали
черноморцы, набравшие в сумме 114 ow

ков (командиры — лейтенанты Черны-
шев и Гузенко). Третье место заняли
тихоокеанцы, четвертое — североморцы

и последние два места — балтийцы,

По предварительным данным, первое
место зв простых классных гонках
под парусами на 40 кабельтовых
заняла шестерка Каспийского  военно-
морекого училища, которой командует
лейтенант Чеботарев. Второе место за-
нимают черноморцы, третье — тихооке-
анцы, четвертое — балтийцы, пятое —
североморцы, шестое— каспийцы, седь-
мое — амурцы и восьмое — команда учи-
лища им. Дзержинского.

Тов. Чеботарев занял также первое
место в гонках без рулей. Второе место
заняли амурцы, третье — черноморцы,
четвертое — тихоокеанцы, пятое — кас-
пийцы, — Шестое — североморцы,  седь-
моё — училище им. Дзержинекого, вось-
мое — балтийцы.

_ B воскресенье должны были состоять- 4

ся поеледние комплексные гонки. Вод-
ную станцию заполнили сотни красно-
флотцев и офицеров, с тем, чтобы по-
смотреть эти интересные соревнования,
Однако ввиду неблагоприятной погоды

<

и большого наката гонки были перенесе- ^

ны. Вместо них состоялись гонки пох
парусами, которые не входят в зачи.
Вее 24 шестерки взяли старт у водной
станции и пошли по маршруту. B pe-
зультате упорной борьбы первой фини-
шировала шестерка  черноморцев под
командой капитана 3 ранга Подсиорина,
Вторыми пришли тихоокеанцы лейтенан-
ra Спескова, третьими и четвертыми —
шестерки вмузов,
ххх

СЕВАСТОПОЛЬ, 8 октября. (По теле-
графу от корр. «Красного Флота»). (е-
годня в Доме Военно-Морского Флоть
состоялось подведение итогов четвертых
всефлотоких шлюпочных гонок. 38 ем-
лом президиума — вице-адмирал Азаров,
‘вице-адмирал Фадеев, судейская колле-

ГИЯ.
Полковник Красников  об’явил итоги
четвертых  всефлотских  гребно-парус-

ных гонок на первенство © Boenno-Mop-
ского Флота.

По гребле первое командное место
присуждено черноморцам, Второе место
заняла Краснознаменная Каспийская
флотилия, третье Краснознаменная
Амурская флотилия, четвертое — Тихо-
океанский флот, пятое — Северный флот,
шестое — вмузы, седьмое — Ираснозна-
менный Балтийский флот.

По парусным гонкам на 40 кабельто-
вых с пересадкой рулевых первое команд-
ное место заняли черноморцы, второе —

тихоокеанцы, третье — вмузы, четвер:
тое — балтийцы, пятое — североморцы,
шестое — каспийцы, седьмое — амурцы.

вых 0ез рулей первое место присуждено
амурцам, второе-черноморцам, третье—
вмузам, четвертое — тихоокеанцам, пя-
тое — каспийцам, шестое — северомор-
цам и седьмое — балтийцам.

По комплеконым тонкам победу одер-
жали черноморцы. На втором месте тихо-
океанцы, третьем — вмузы, четвертом—
североморцы, пятом-—амурцы. шестом —
балтийцы и седьмом — каспийцы.

В крейсерских гонках первенство за
воевали также черноморцы. Второе mecro
заняли амурцы, третье — североморцы,
четвертое и пятое места поделили ти-
хоокеанцы и каснпийцы, шестое — вмузы
и седьмое — балтийцы.

Победителями в ‘четвертых всефлот-
CRUX гребно-парусных гонках вышли
черноморцы, которые набрали 38 очков,
заняв первое общее место. Тихоокеанцы
набрали 23,5 очка, заняв второе место,
На третьем месте амурцы, имеющие 23
очка. Вмузы имеют 19 очков -— четвер-
тое место. На пятом месте Северный флот
(17 очков), шестом — Краснознаменная
Каспийская флотилия (14.5 очка), седь-
MOM Краснознаменный Балтийский
флот (9 очков).

На собрании выступил вице-адмирал
Азаров, который поздравил победителей м
пожелал всем участникам соревнований
успехов в развитии гребного и парус-
ного спорта.

Капитан 3 ранга Н. ДОБУШЕВ.

Сверхерочники торпедных катеров

Десятки старослужащих — специали-
стов соединения торпедных катеров—1о-
дали рапорта с просьбой оставить их на
еверхерочную службу.

— Уходить еще рано, мы должны
свои знания и опыт передать молодому
пополнению, — заявляют сверхерочники.

Ha nam лет осталея на флоте старши-
на груптьг Туконин, В -1941 году он
служил мотористом на торпедном катере
ныне дважды Героя Советского Союза
Шабалина, затем стал командиром отде-
ления на другом катере, Десятки красно-
флотцев ¢ благодарностью вепоминают
т. Луконина. Николай Степин, налример,
пришел к нему на катер учеником, а
теперь — старшина группы. Специалист
Мурзов, который пришел к Луконину
юнгой, сейчас является командирем отде-
ления.

—- В одном из боевых походов, при
потоплении вражеского транспорта, —
рассказывает т. Туконин, — наш катер
попал под сильный артиллерийский об-
стрел. Счарядом пробило борт и масля-
ный бак мотора; мотор. начал окисать,
скорость хода резко упала. Противник
настигал нас, усиливая огонь. Все зави-
соло теперь от мотористов. Быстро, без
суеты устранили мы все повреждения,
обеспечили нужные скорости и благоно.
тучно вышли из Soa.

—щ Таких опизодов в практике было
много, — продолжает старшина труппы

мотористов. —- И теперь надо не только
рассказать о них молодым краснофлот-
цам, но и научить их правильно экеплоа-
тировать технику, умело устранять неис-
правности и повреждения в любой обета-
HOBKe,

Цезным специалистом являемся и
сверхорочник старпгина 1 статьи Нико-
лай Иванников. На торпедные катера он
пришех после суровых боев под Севасто-
полем, где был тяжело ранен. Отделение
пулеметчиков, которым командовал Ива-
ников, всегда действовало уверенно,
слаженно и смело. Огнем своих пулеме-
тов Иванников не раз обеспечивал выход
катера в атаку, отрыв от противника. 38
мужество он награжден орденом Красно-
го Знамени. Сейчас  Иванников ‘умело
передает свой большой опыт молодым
краснофлотцалк.

На сверхерочную остались  катерники
Ильин, Cosmos, Саунин, Бельский и мно-
гие другие.

a береговой базе остался на  сверх-
срочную службу старший краснофлотец
Хоружий, работающий на судоремонте
уже 14 лет. Наиболее ответственные
участки ремонта катеров — устранение
повреждения валов, центровка и у6та-
новка моторов, балансировка гребных
винтов и другие сложные работы-обычно
выполняются этим прекрасным слециали-
стом. Отремонтированные им механизмы
всегда работают безотказно.

Старший лейтенант Н. МОСЕЕВ.

a