ey
ra

~

енд»

Э октября 1945 г., вторник. № 238 (2113)
Te el nme le ea

ТРУДОВЫЕ УСПЕХИ
„СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ

ИЧ!кола парти
плавающего

Школа партийного актива при полит-
отделе, где начальником капитан 1 ранга
Воопитанный, — школа плавающего сое-
динения, имеющая свои особенности,

В составе партийной школы шесть
групиг — пять вечерних (в том числе од-
а на кораблях, находящихся в ремонте)

и одна дневная; она состоит a
заместителей командиров по  полити-
ческой части м офицеров — штат

ных шарторгов кораблей. Преподавате-
ями являются работники политотдела и
замостители командяров кораблей по ио-
литчаюти. Это оближает работников по-
литотдела с партийным активом соедине-
ния, помогает им лучше знать жизнь
парторганизаций.

Знание лекторами аудитории <пособ-
ствует и повышению качества лекций.
Особенно хочется отметить куре партий-
но-политической работы, читаемый заме-
отителем начальника политотдела капи-
таном 2 ранга Любович. Лекции шо это-
му курсу иллюстрировались  харажтерны-
ми примерами из опыта партийно-поли-
тической работы на кораблях соединения.
ни были конюретны, доходчивы, оказа-
ли большую помощь активу.

Для школы плавающего  соедмнения
трудно обеспечить тегулярное посещение
занятий. Слушатели отдельных кораблей
иногда вынуждены не по своей вине про-
пускать занятия. Надо, иметь в виду, что
корабли соединения часто находятея зв
море, вдали от баз.

Мы организовали на шекоторых кораб-
лях небольшие грутпы слуптателей, с ко-
торыми вели дополнительные занятия.
Время для таких занятий  устанавлива-
лось ‘исходя ‘из условий данного хо-
рабля. Это дало возможность ‘на-
верстать упущенное.

Другим сложным делом для партийной
школы плавающего соединения является
организация самостоятельной работы
слушателей, Специального времени‘ для
этого не выделено. Но там, где заместитель
командира корабля понял важность и не-
обходимость самостоятельной работы слу-
шателей, он проявляет необходимую мни-
циативу и, шо договоренности © коман-
диром корабля, находит время. Тах де-
лат, например, заместители командиров

Иного актива
соединения

катитан-лейтенант Коряушкин
т капитан-
лейтенант Зуев.

То же самое можно сказать и о контро-
ле над самостоятельной работой. Боль-
шая роль здесь принадлежит партийной
организации, которая обязана следить за

ходом учебы. Следует отметить хорошую

работу. парторганизаций кораблей, rye
парторгами тт. Хохлов, Вольфеон, * Лаз-
ренков.. Они не только организуют cano-
отоятельные занятия, но и контролируют
учебу. Вполне понятно, что жоммунисты
этих кораблей показывают хорошие зна-
ния на классно-груиповых занятиях.

Некоторые ‘корабли находятся в налпем
соединении сравнительно недавно. Они
плохо обеспечены литературой и нагляд-
ными пособиями, необходимыми для <а-
мостоятельной работы слушателей; свое-
го партийного кабинета у нас нет. А ис-
пользование партийных кабинетов баз
связано с пеобходимостью увольнения
слушателей на берег, что не всегда воз-
можно.

Однако, несмотря на трудности в ра-
боте школы мартийного актива нашего
соединения, болеллинотво ‘слушателей
добилось хорошей успеваемости.

Лучшие слушатели школы Шамычков,
Кокошко, Тавренков выдвинуты на ра-
боту штарными парторгами кораблей.
Слушатели Сикайлов, Воскресенский, Бе-
ляков, Морозов, Гайдай были посланы на

курсы политработников. ‘Тобанов, Ры-
жов,  Малаховокий выделены = шолит-
груишоводами Для занятий © моло-

дыми краонофлотцами.
бов, Corcros, Зеленцов, Коновалов ус-
пелино сдгравляются с партийной‘ рабо-
той.

Теоретическая подготовка, которую
получает в школе. партийный актив, не-
сомненно, ` помогает улучшать качество
партийной и воспитательной работы
кораблях. В дальнейшем желательно про-
водить занятия школы партийного акти-
ва на плавающем соединении в осенне-
зимний период за счет увеличения
количества часов занятий B неделю.
Это значительно улучшит организацию
дела и повысит качество учебы.

Старший лейтенант Г. БАСАЛАЕВ.
Северный флот.

ПО СТРАНИЦАМ КРАСНОФЛОТСКИХ ГАЗЕТ

$ Заслуженной славой на Краснозна-
менной Каспийской ‘флотилии ‘пользуются
подолазы  капитан-лейтенанта  Удовенко.
Недавно на одном строительстве из-за от-
сутствия труб была приостановлена рабо-
та. Оставалея один выход: извлечь из-под
воды ватонувшую когда-то трубу. Огром-
ный вес и размеры трубы не давали воз-
можности извлечь ее. На помощь пришла
каспийские водолазы. Моряки, спустизшись

под воду,’ разрезали трубу на части и
подняли ее; На одном из кораблей стали
пропускать воду кальники  дейдвудных

труб. Корабль требовалось поставить в док
на ремонт. Водолазы под водой набили
сальники и устранили повреждения, корабль
‘остался’ в’ ©трою; («Красный каспиец»).

%%» Краснознаменный ‘узел связи флота
построил. своими килами крупный и весьма
важный об’ект. `Нашлись свои’ штгукатуры,
каменшики, плотники, столяры. Большие
трудности. встретились при установке ди-
зель-генераторов. Для них нужны были
новые фундаменты, а старые фундаменты
требовалось взломать. Главный старшина
Константин Фролов со квоей бригадой про-

бурил ‘скважины, заложил взрывчатку
расчистил место для  дизель-генераторов.
Старшина 1 статьи Михайленко, красно-
флотцы, Ильинский, Криминский, ° Лукья-
нов и другие в короткий срок залили 95
кубометров бетона. Большую работу прове-
пи cranium 1 ктатьи Штеппа и Русанов,
краснофлотцы Юнкевич, Григоренко по
монтажу аппаратуры и ремонту ‘деталей.
За самоотверженный ‘труд по пуюку важно-
го об’екта личный состав награжден орде-
нама и медалями («Красный черноморец»).

4» За несколько дней траления корабли
под командованием Героя Советского Союза
капитан-лейтенанта Иванникова уничтожили
175 мин, Первую мину обнаружил старикий
краснофлотен Смирнов. Она была расстреля-
на орудиями: «больнюго охотника». Во время
траления возле одного тральщика, натолк-
нувмтись друг’ на друга, взорвались две ми-
зы. Однако корабль не пострадал. Тральщик
Н. за несколько дней вытралил 40 мин. На
этом корабле отличвю работает тральный
расчет старщины группы Жуковского. Дру-
гой тральщик подсек 63 мины. («Красно-
флотец»).

Военно-медицинский музей Красной Армии

ЛЕНИНГРАД, 8 октября. (ТАСС). В Се-
меновском. госпитале в ближайшее время
открывается военно-медицичский музей
Красной Армин.

Организация музея началась в 1942 году.
Еще тогда группа научных сотрудников под
руководством лауреата Сталинской премии
проф..А; Н. Максименкова приступила к
собиранию материалов.

В музее сосредоточены документы,  по-
казывающие работу полевых армейских и
фронтовых медицинских учреждений: отче-
‘ты © Деятельности медсанбатов, госпиталей
ит, д. Здесь собрано около 5 тысяч па-
толого-анатомическах препаратов, получен-
ных в результате операций и вскрытий.

В музее имеются зарисовки полевых гос“

_ Адмирал Г.

питалей, батальонных и полковых медиции
сках пунктов, портреты врачей — героев Ве-
ликой Отечественной войны.

Среди экспонатов обрашают внимание
макеты подземного госпиталя на Волхов-
ском фронте, фотодокументы,  запечатлев-
шие эвакуацию раненых по Ладожской ле-
довой  траксе.

В историческом отделе собраны материа-
лы прошлых войн. Ряд экспонатов характе-
ризует деятельность великого русского
ученого, основоположника военно-полевой
хирургии Пирогова. Здесь собраны его ри-
сунки, альбомы, ичструменты, которыми
пользовался хирург в дни Севастопольской
обороны, }

Слуптатели Зу-.

на.

и  .

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Тихоокеанский флот.’Мина, вытраленная

О ботинках
мы стиле

Старший краснофаотец Тинитилов, кла-
довщик Н-окой части, пришел к началь-
нику обозно-вещевого отделения отдела
тыла капитану о интендантской службы
Громову. Тинитилову нужно было выпи-
сать ботинки gan офицеров. Ча-
CTH посетитель обозно-вещевого \отделе-
ния, он знал, что добиться чего-нибудь
будет нелегко. Поэтому он заранее при-
готовился к длинному разтовоту.

Е ето удивлению, капитан Громов ожа-
зался весьма сговорчивым.

— Ладно, выпишу ботинки, — сказал
он и потянул к с6бе требование.

Тинитилов не успел еще обрадоваться,
‘как обнаружилась причина столь быстрой
уступчивости капитана Громова.

— Только ботинки у нас больших pas-
меров. Какой номер нужен?

— Сороковой — сорок первый.

— Ну вот, видишь, а у нас самый ма-
ленький — сорок четвертый.

Сорок четвертый размер был действи-
тельно великоват. Но торький опыт под-
сказал кладовщику, что отказываться не
следует. Иначе ничего не будет.

— Ну, как, выписывать? — переспро-

сил Громов. —- Но только. сорок четвер -
тый размер. Меньше нет,
—- Ладно, выписывайте, — сказал Ти-

нитилов, решив. что, быть может,
удастся обменять ботинки.

С явным сожалением оформил Громов
наряд.

На складе все трудности неожиданно
разренихлись. Пладовщик без лишних слов
выдал как раз те размеры обуви, какие
требовались, -- сороковой и сорок пер-
вый. Вопреки утверждению Громова они
имелись в достаточном количестве.

Не предупрежденный во-время. кладов-
щик невольно разоблачил своеобразные
методы работы одного из своих начальни-
ков. Нехитрый смысл  уловки—в следую-
щем: прямо отказать неудобно, но если
предложить заведомо непригодную вещь,
TO, может быть, проситель ‘откажется сам.
Тогда и выписываль ничего не придется,
м честь будет спасена.

ему

В подсобных хозяйствах Военфлотторга

Подходит к концу ‘уборка овощей и
зерновых культур в подсобных хозяйствах
Военфлотторга. Закончилась ‘уже уборка
ячменя, овса, гречихи в хозяйствах
военфлотторгов Краснознаменного Балтий-
ского флота, Краснознаменной Каспийской
флотилии, Одесской базы ш т. д. Хорошо
идет уборка урожая в подсобных  хозяй-
ствах Тихоокеанского флота и Дунайской
флотилии.

На флотах и флотилиях, при вмузах ор-
ганизовано 216 различных подсобных хо-
зяйств. В’ нынешнем году они дадут многие

тысячи тонн дополнительных продуктов
питания. Толыко под зерновые культуры
засеяно в текущем году 2696 гектаров;

картофель посажен на площади в 900 га.
Более 600 га занято под капусту, морковь,
свеклу. /

Значительное развитие получили подсоб-
ные хозяйства ва Северном флоте. Воен-

Е И МЕ ВЕ ВИЙ

К 125-летию со дня рождения

Среди зыдающихея адмиралов pyc-
ского военно-морского флота Г. И. Бу-
таков занимает 060б0е место. Его дея-
тельность относится к тому историческо-
му периоду, когда произошел переворот
в военно-морской технике, когда на сме-
ну парусу пришел паровой двигатель и
вивето деревянных судов появились бро-
неносные корабли. Новая техника вызы-
вала новую тактику и иные методы и
формы обучения и воспитания личного
‘остава. В этот ответетвенный период
русский флот налет в себе здоровые
творческие силы для решения новых за-
дач и выдвинулся вперед по ставнению с
лругими флотами. Главную роль в
bonne за прогрессивное развитие
флота и ого кадров в то время играл
адмирал Г. И. Бутаков.

Человек большого ума и высокой куль-
туры, горячий патриот родины и флота,
утаков шорвым правильно оценил вна-
Wine HOBO техники и Необходимость
‘здания новой морской тактики. , Весь
‘ой незаурядный организаторскии та-
мнт, всю свою кипучую творческую
вргию и обширные нания он отдал
‘TY создания броненосното флота. Бу-
ков лю справедливости вошел в исто.
10 как создатель паровой броненосной
полы в русском флоте.

Григорий Иванович Бутаков родился
9 октября 1820 года в морской семье.
 ro отец и два дяди были моряками. Bee
‘hath — @ WX OBO YeTBepo—TIME ety”
“nan во ‘флоте. Сразу же 110 т
Морского кадетожого корпуса Г.И. Бута-
MOB отправился служить BA Черное море
и первые пятнадцать лет морской ony ee
бы глазал на кораблях Черноморекото
одота,

В то время Черноморский флот, руко-
зодимый М. И. Лазаревым, являлся шко-
лой замечательных кадров русского фто-
та. Здесь вокруг Лазарева сплотились та-
кие офицеры, как Нахимов, Корнилов,
Истомин. Молодой энерсичный Бутаков

ео:

внимание И

на 6ебя

флалг-офицером к М. ИП.
был послан

строившегося там

скоро обратил
был назначен
Лазареву. В 1851 году он
в Англию для приемки т
буксирного парохода «Дунай». Этим
пароходом он потом командовал, заре-
комендовав себя как энтузиаст НОвои
тохники. На следующий тод он был наз-
начен командиром «Ваадимира» —— луч-
шего из черномореких пароходо-фрега-
тов.

Во время Крымской войны имя «Вла-
 ] димира» получило широкую известность
не только в России, но и за границея.
Этому пароходу под командованием Бу-
такова пришлось впервые в истории вести
бой с другим пароходом. Производя раз-
ведку у турецких берегов, «Владимир»
заметил  турецко-египетекий пароход
«Лерваз-Бахри», настиг его и ветупил в
бой. Здесь Бутаков показал умение ис-
пользовать слабые стороны противника
для нанесения решительных ударов.
Убедившись, что «Перваз-Бахри» не
имеет кормовой и носовой обороны, он
стал держать ему в кильватер, поражая
его огнем своей артиллерии. Корнилов,
бывший в это время на «Владимире», на-
‘блюдая за боем, дал весьма высокую
оценку маневрированию командира «Вла-
димира». Бой окончился блестящей побе-
дой русского парохода. «Перваз-Бахри»
сдался Бутакову.

В Севастопольскую оборону Бутаков
командовал находившимся в руках за-
щитников города  пароходо-фрегатом
«Херсонес». Действия этого парохода
отличались ‘большой активностью. Он
принимал участие в отражении
всех неприятельских штурмов, с0-
действуя своей артиллерией огню берего-
вых батарей, производил набеги на вра-
зкеские паровые суда, стоявшие в бухтах,
ит. д. Адмирал Нахимов ¢ уважением
емотрел на неутомимую деятельность
«пароходного командира», и когда Бута-
ков, желая принять участие в обороне
(Севастополя на решающем участке, обра-
тился к Нахимову с просьбой послать его
на батарею, Нахимов отказал ему в этом,
проницательно сказав; «Нельзя-с. Вас
нужно сохранить для будущего флота».

Пятнадцатилетняя служба Бутакова

ЕЕ ЕЙ

1. Бутаков

’°на Черноморском флоте имела огромное

в порту Сейсин. Фото Н. Веринчука.

1“: размера
работы

В отделе тыла, где начальником пол-
ковник Зубилов, заведено твердое распи-
сЯние выписки и выдачи различных ви-
дов довольствия. Шо вторникам и четвер-
гам капитан Громов оформляет докумен-
ты, по которым в среду и пятницу можно
получать требуемое на складах. Так дол-
но быть р теорпи. Но на практике так
никогда не бывает. В одной из частей
офицер уезжал в отпуск, ему нужно бы-
л0 выписать брюки. Кладовщик  ча-
сти пришел в один из «выписных»
дней — во вторник 25 сентября. Капи-
тан Громов был у себя, любезно принял
кладовшика, но брюк не выписал.

—- Придите в пятницу. ^

Кладовщик пришел в пятницу.

Ha сей pas Громов, который дол-
жен был, согласно распорядку работы,
принимать носетителей и оформлять рас-
ходные документы, оказалея на совеща-
нии. В середине дня он прибежал к себе
в кабинет на несколько минут.

— Сегодня выписывать ничего не бу-

ду, занят, совещание, — запыхавшись,

дующий выписной день — Bo вторник,
и снова безрезультатно.

Офицер усдет в отпуск, вернется из от-
пуска, & кладовщик, наверное, все ‚еще
будет ходить к Громову.

Неоднократно на складах обозно-веще-
вого отделения можно наблюдать такую
картину: во вторник, например, кладов-
TUK свободен, но он не выдаст со окла-
да даже сапожного гзоздя, потому что
день не отпусюной, а в отпускной день
кладовщик внезапно уезжает  куда-ни-
буль получаль довольствие.

Таков стиль работы. обозно-вещевого
отделейия. Очевидно, что единственный
человек, которого устраивает такое поло-
жение вещей, это сам начальник отде-
ления капитан Громов.

Г. СЕМЕНОВ.

сказал он и weyes.
Кладовщик пришел к Громову в сле-

Северный флот.

флотторг построил много парников, теплиц
ит. д. Здесь, за Полярным кругом, выра-
щиваются огурцы, помидоры и т. д.

В ряде районов, однако, уборка урожая
развернута плохо. В подсобных хозяйствах
в Крыму (начальник Крымского управления
Всенфлотторга т. Губарев) убрали только...
26 процентсв засеянной площади. Orcra-
ют с уборкой хозяйства военфлотторгов
ленинградского тыла (начальник т. Макке).

Военфлотторги организовали  CBHHOOT-
кормочные пункты; молочные фермы. Сей-
час на откорм поставлены 1.300 свиней, в
фермах имеется около 2,5. тысячи голов
крупного рогатого скота.

На морях и реках военфлотторги орга-
низовали лов рыбы. В третьем квартале
было выловлено 8500 центнеров.  Значи-
тельных успехов добились управления во-
енфлотторгов Северного флота, на Белом

море, в Таганроге, Одессе и т. д;

ИЕ ee CE Ш Е]

значение для дальнейшей его деятельно-
ети как создателя новой паровой броне-
носной школы в русском флоте. Он бых
живым носителем славных традиций pyc-
ского парусного флота, созданных Таза-
penn и Нахимовым. Он имел  возмож-
ность проверить и еще раз в должной ме-
ре оценить силу этих традиций, систему
лазаревокого воспитания во время герои-
ческой обороны Севастополя. В тб же
время Бутаков на опыте войны убедился
в несравненном преимуществе парохода
перед паруеным кораблем.

На рубеже перехода флота от парус-
ных кораблей к паровым, в период быет-
рого развития новой военно-морской тех-
ники, Бутакоз как виднейший руководи-
тель флота не остался в плену старых
канонов. Отобрав все ценное из тактики,
из методов обучения и восмитания лич-
ного состава парусного флота, опираясь
на ‘уже накопленный опыт боевого ис-
пользования пароходов и видя перепек-
тиву развития новой техники, он двинул
вперед дело развития флота, создавая в.
соответствии с изменившимися уеловия-
ми ‘новые методы воспитания кадров.

После Крымокой войны Бутаков был
произведен в контр-адмиралы. Некоторое
время он был заведующим морекой ча-
стью в Николаеве и военным губернато-
ом Николаева и Севастополя, a затем
ts 1860 т.) был переведен _на Балтику.
Волее чем двадцатилетняя служба адми-
рала Бутакова на Балтийском море, сна-
чала в должности начальника отряда вин-
товых кораблей, а затем начальника э6-
кадры броненосных судов, полна неуто-
уимой творческой работы,

„Тлавным и самым насущным вопросом
в жизни флота Бутаков считал необходи-
мость выработки новой тактики, ибо же-
лезный винтовой корабль, нарезное зам-
ковое орудие, стальная броня и другие
технические новшества совершенно  W3-
менили характер морского боя. Нужно

Е ЕЕ Е риа,

‘года на берегах Днепрь кипит горячая

взорванного бетона. Более 30 тысяч ку-
бометров бетона уложено вновь. Разоб-

обходимых для строительства и монтажа
инструментов.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ
ДНЕПРОГЭСА.

Днепровокая гидроэлектростанция
имени В. И. Ленина была крупнейшей
энергетической базой страны.  Немецко-
фашистские захватчики обратили в руи-
ны это прекрасное сооружение. Они раз-
рушили гигантокую плотину через`Днепр,
взорвали мосты, уничтожили все’ 9 тур-
бин и генераторов.

После освобождения Советской Уюра-
ины от немецких оккупантов началось
восстановление ’Днепрогэва. Уже больше

работа. Из руин встают новые корпуса,
могучие конструкции мостов и других
сооружений, Бригады  восстановителей
уже ` разобрали 200 тысяч  кубометрев

рано 10 тысяч тонн металлических кон-
струкций и заново смонтированы 3 ты-
сячи тонн. В настоящее время уже дей-
ствуют два бетонных завода и один ле-
сопильный завод, восстанавливаетоя ме-
ханический завод. По восетановленным
мостам между правым и левым берегами
Днепра движутся железнодорожные ©9-
ставы. _

Восстановители Днепровокой  гидро-
самоотверженно борют-
ся за досрочное выполнение плановых
заданий, показывая образцы стаханов-
ского труда. Молодые = отахановцы
Е. Алейникова, М. Гришко, М. Романова,
А. Трушкин, В. Лиходед, В. Ермоленко
и другие дают ежедневно’ по нескольку
норм. Возрождая лучшие традиции стро-
ителей Днепрогэса, бригады восстанови-
телей на ударных участках укладывают
бетон, возводят стены зданий и монти-
руют оборудование рекордными темпами.

Днетрогэс постепенно приобретает
свои прежние контуры. Ё январю 1946
года должно быть уже восстановлено
здание гилроэлектростанции на четыре
нервых агрегата. К апрелю будущего, го-
да восстановители обязались закончить
шлюз плотины © двумя мостами и щи-
тами.

Наряду с восстановлением прежних
зданий и сооружений ведутся работы по
расширению водохранилища. Кроме то-
го на гидроэлектростанции будет уста-
ковлено более совершенное оборудование,
применены новейшие технические до-
стижения по автоматизации управления
агрегатами. ‘Оснащение новейшей техни-
кой позволит значительно повысить мощь
Днепрогэса.

За возрождением гидроэлектростанции
с огромным вниманием следят вся Co-
ветская Украина, вся страна. Шахтрры
и металлурги Донбасса не только в срок
вышолняют заказы Днепрогэса, но и ока-

электростанции

зивают дополнительную помощь BOCCTA-

новителям. Они прислали 90 вагонов
различных материалов.  Днепропетров-
ская молодежь собрала более 30.000 не-

Коллектив гигантокой стройки прила-
гает все усилия, вею творческую энер-
гию для ускорения темттов восстанови-
тельных работ. «Мы сделаем Bee, чтобы
в самое короткое время во все концы
Украины по проводам потекла днепров-
ская электроэнергия». Это заявление мо-
лодых стахановцев-восстановителей Днеп-
рогэса подкрепляется замечательными
трудовыми делами. Недалек день, когда
на берегах Днепра вновь зазжгутся огни
гигантекой гидроэлектростанции,

—

ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ
КОЛХОЗНЫХ СЕЛ

В самый разгар Олечественной войны
в сельских районах Сибири и Урала, По-
волжья и Центральных областей не пре-
кращалось строительство колхозных гид-
роэлектростанций, Теперь, после войны,

электрификация сельского хозяйства раз-

вернулась еще шире.
В нынешнем году построено 480 кол-
хозных электростанций. Предполагается

‚начать строительетво еще двух © поло-

виной тысяч электростанций, из которых
многие уже заложены. Особенно бурно
растет сеть электрификации в селах
Урала.

В своем новогоднем рапорте това
рищу Сталину ‘уральцы обязались элек-
трифицировать тысячу колхозов и 38
машинно-трахторных станций. Для этого
они ‘решили построить 325 малых и
средних гидростанций, соорудить 125
тепловых станций общей мощностью в
10 тысяч киловатт. Выполняя это обя-
зательство, сотни’ уральских предприятий
оказывают деятельную помощь колхозам
в строительстве и ‘оборудовании электро-
станций. Шефство принесло прекраюные
плоды. За этот год во многих колхозах
Урала зажглись лампочки Ильича.

Большую помошь строительству кол-
хозных электростанций оказал рабочий
коллектив Свердловского деревообделоч-
ного комбината, Первых в Советском
Союзе он начал массовый выпуск дерз-
вянных гидротурбин  пропеллерного ти-
па (сибтемы проф. Соколова). Эта гид-
ротурбина ‚отличается простотой кон-
струкции и дешевизной. Изготовление
простейшей ‘деревянной турбины, епособ-
ной дать. до 40 киловалт электроэнергии,
стоит отб до 7 тысяч рублей, в то вре-
мя как производство металлической тур-
бины такой же мощности обходится в
150 тысяч рублей,

Промышленные предприятия соревну-
ются между: собою за быстрейшую элек-
трифивацию подшефных сел и колхозов.
Уралмаш, например, решил соорудить
одиннадцать гидростанций и пятнадцать
тепловых станций в Манчажеком районе.
В села от завода посланы рабочие брига-
ды во главе с крупным специалистом
инженером Борисовым. Еще весной, в
распутицу, было переброшено необходи-
мое оборудование. Так как машины He
могли пройти, уралмалтцы использовали
для перевозок мощный танк.

Подлинными энтузиастами электрифи-
кации выступают сельекие комсомольцы.
В самых глухих уголках края молодежь
взялась за сооружение плотин и зданий
гидроэлектростанций. Организовано 120
специальных молодежных бригад. В кол-
хозе «Власть Советов» (село Красные
Соколья) комсомольская организация
строит гидростанцию мощностью в
киловатт. ТГидростанция даст энергию
трем колхозам, позволит осветить He-
сколько сотен жилых домов колхозников.
Комсомольцы  отдаленного марийского
колхоза <«Иошкармакэ» по инициативе
секретаря райкома комсомола Софии
ПГуппхатиной горячо взялись за сооруже-
ние плотины. Работая в две смены 063
выходных дней. они добились прекрасных
результатов. Скоро новая  колхозная
тидростанция имени Зои Коемодемьян-
ской ласт свет и энергию.

Строительство простейших колхозных
гидроэлектростанций принимает BCC
больлние мкаститабы не только на Урале,
но и в других областях страны.

Выставка трудов адмирала Бутакова

ЛЕНИНГРАД, 8 октября. (По телефо-
ну от корр. «Красного Флота»). В биб-
лиотеке Академии наук СССР организует-
ся выставка научных трудов адмирала
Г. И. Рутакова, а также библиографяче-
ской литературы о нем, Созданием  вы-
ставки руководит научный работник ис-
торического отдел»  Военно-Морекого
Флота капитан 2 ранга Лемишевский.
Выдающийся русский флотоводец Бу-

SE ae eee

было привить личному составу любовь к
технике, обучить обращению с ней. На-
до было ‘юоздавать новые кадры флота,
Отряд винтовых кораблей и эбкадрь
броненосных судов, которыми  последо-
вательно командовал Бутаков, и явились.
той лабораторией, где вырабатывалось и
проверялось все новое в тактике, в мето-
дах обучения личного состава, вносимое
как самим адмиралом, так и другими пе-
редовыми офицерами. В 1861 году Бу-
таков опубликовал свой труд «Несколько
отрывков из опыта начальных оснований
пароходной тактики»,

Это был большой вклад в. военно-мор-
скую науку. Теперь флот имел основные
положения, развивая и дополняя которые
на основе проверки опытом, можно было
двигать вперед тактику парового флота,
Через два тода Бутаков выпустил свой
замечательный труд «Новые ‹ основания
пароходной тактики», а затем
эволюционных сигналов», включающую
в себя наставления к выполнению каже
дого из’ сигналов и чертежи всех паровых
эволюций целыми Эскадрами. Иселедова-
ния Бутакова в области эволюций, m0-
ходных порядков, созданные им таблицы
маневрирования и основы тактической
навигации явились первыми во всех фло-
тах мира. ‘

Новая техника и тактика флота заста-
вили коренным образом пересмотреть ках
программы, так и методы обучения лич-`
ного состава. И здесь Бутаков выстуних
как смелый новатор. Вее. создаваемое им
было ново, самобытно и целеустремлен-
но. Он видел перед собой задачу — гото-
вить новый паровой броненосный флот
к войне, для боя, «В наше время, — пи-
сало он. в одном из своих приказов, —
войны будут внезалтныт.., ‘сражения  не-
обычайно кратки. Поэтому, готовиться к
ним необходимо всегда, постоянно, неот-
лагалельно, немедленно; готовиться к т0-
му получасу, для которого мы, можно
сказать, существуем и в который нам

ИЕ ЕИНЕЕ ЕВ

«Анигу’

таков много занимался литературной ра-
ботой м написал по различным вопросам
военно-морского искусства целый ряд
выдающихся трудов. Среди них — изве-
стная книга «Новые основания тароход-
ной тактики», нашисанная в 1868 году
и удостоенная за свое исключительное
значение Демиховокой премии Акаде-
мии нау, работа «0 компасе с наклонной
стрелкой» и другие.

Baa ee

yes

придется показать, что Россия содержит
флот не без пользы».

„Бутаков поставил вопросы боевой под-
тотовки на научную, собтветствующую
новым боевым средствам основу, создал
свою шкоту и выработал целую систему
специальных учебных средств. Если
раныше парусному флоту ничто не ме-
шало проводить для учебных целей дли-
тельные плавания, то теперь при учеб-
ных плаваниях встал вопрос экономии
средств на топливо и износ механизмов.
Бутаков первым выдвинул систему рей-
довых учений и выходил в море со свои-
ми отрядами п эскадрами лишь после
того, как.была тщательно отработана за-
дача во время рейловых учений.

Новая техника флота требовала ее хо-
рошего освоения. Бутаков добивался,
чтобы каждый моряк, начиная от коман-
дира корабля и кончая матросом, отлич-
но знал свое дело. Особенно этого тре-
боват он от офицеров. <«Важдый морской
офицер, — писал Бутаков, — должен
быть лучшим матросом и лучшим боцма-
HOM своего судна, чтобы иметь нрав-
ственное празо требовать от подчинен-
ных своим примером воето того, что им
приходится исполнять».

Он стремился, чтобы каждый  коман-
дир хоротто изучил качества и «капризы»
своего корабля. С этой целью назначал
мониторы поочередно по одному крейси-
ровать посреди эскадры. Монитор должен
был огибать снаружи каждый угловой
корабль и изнузри каждое. крыло отря-
дов. Это было нелегкое маневрирование,
но зато давало возможность командиру,
которому приходилоеь и стопорить мз-
шину и менять хода, хорошо‘ познать
свой корабль.

Кондукторов и юнкеров он заставлял
управлять машинами без помощи матро-
сов-машиниетов. Вообще подготовке ма-

Окончание см, на 4-й стр.