Чистота на корабле

После очерелной большой приборки про-

шло четыре дня. Bee это время на полвод-

ной лодке производились учения и работы.
Однако в отсеках трудно найти какие-ни-
будь изменения по сравнению с той образ-
цовой чистотой и порядком, в котором их
оставила, команда, уходя на базу в субботу.

Глянец светлой эмалевой краски на тор-
педных трубах, моторах, подетанциях отра-
жает лучи ламп. На безукоризненно чистом
дизеле резко выделяются коричневые труб-
ки сотяровой малистрали. и желтые — ма-
сляной. Воздущная станция сверкает вачи-
щенными маховичками клапанов. Пробко-
вая прокладка на полволоке, аккуратно по-
краленная слегка, подсиненными белилами,
скралывает теснюту помещений подволной
лодки, прилавая им нарядный, праздничный
ВИД.

Эт» опрятность — не показная. Можно
вскрыть настил и заглянуть в трюмы лю-
бого отсека, хотя бы дизельного, гле труд-
нее всего поддерживать чистоту. Опущенная
в трюм переноска. осветит чистую и сухую
коробку, покрытую ровным слоем яркого
сурика. Можно, приподняв линолеум в цен-
тральном пооту, ощупать желобок, идущий
вдоль стенки бортовой балластной систер-

ны. На некоторых лодках в таких местах

порой остазтся незамеченный уборщиками
мусор. Но здесь рука, просунутая под опле-
тение воздушных магистралей, не ‘найдет
ни соринки.
`На этой лодке одинаково строго следят
за, чистотой на, верхней палубе и под крыш-
ками торпелных аопаратов, на штурман-
ском столике и в картере двигателя. Скры-
тый под настилом валик, связывающий ру-
левое управление центрального поста с мо-
стиюом, нахраиваетея до таком же блеска,
как клаланы вентиляции, расположенные
На самом видном месте. На каждом шагу
чуветвуется, что команда приучена за00-
титься о чистоте всех помещений и меха-
низмов корабля, не выделяя тех из них,
которые находятся «на виду».
Несколько месяцев назал сделать тажой
вывод было бы невозможно. Когла тепереш-
ний командир лодки принимал корабль, он
обнаружил немало слелов нерадивого отно-
шения к технике. У мотористов не отлича-
лись чистотой ни картер, ни мотылевые
подшипники двигателя. Лючки надстройки
кое-гле поржавели. В трюмах, которые не
приводились в порялок от одного «аврала»
до другого, можно было найти и соляр и
трязную ветошь. Молодым командирам 60е-
вых частей, не приученным к настоящей
требоватетьности, каззлось, что в тесных
отсеках небольшюй подводной лодки невоз-
можно поддерживать такую чистоту, как,
скажем, на линкоре.
— Так служить нельзя. Лодка должна
быть немедленно приведена в нормальный
вих.— сказал командир корабля собравше-
муся в кубрике личному составу.
Перечислив основные из обнаруженных
недостатков, он ‘потребовал от каждого
краснофлотна привести в порядок свое за-
ведывание. Жесткие требования были
пред’явлены и млампим командирам и
командирам боевых частей. Командир ко-
рабля заставил их отказаться от врелного
прелотавления, что на маленькой и не 060-
бетню новой подводной лолке возможна B
отнотении чистоты какая-то «екилка» по
сравнению с обычными требованиями.
Пот руководством бопмана-орхеноносиа
Афанасьева, пришедшего на лодку почти
одновременно с новым командиром, рулевые
проникли во все уголки налетройки. Они
вычистили и смазали каждый лючок, каж-
дую защелку, удалили обивитиеся комки

старой крабки. В отсеках последовательно”

были просмотрены и приведены в сверкаю-
щий вил клапаны и магистрали, располо-
женные в самых трулнодоступных местах,
куда раньше добирались только в исклю-
чительных случаях. и

Олновременно на лодке корректировалось
боевое растисание, проверялось знание ин-
струкций, резко была повышена, требова-
тельность к вахтенной службе. Команда по-
чувствовала, что безукоризненная чистота,
которой добивается командир, — не само-
° цель, 2 необходимое условие боеспособно-
сти корадля.

Ежедневно ‘в конце рабочего дня коман-
дир корабля детально проверял состояние
лодки. Надев комбинезон и вооруживитись

‚ лампой-переноской, он спускалея под тер-
педные аппарагы, заглядывал в трюмы,
тщательно осматривал механизмы. В первое
время он часто находил недоделки — TO.
пыль на щеколде выключения топливных
насосов дизеля, то красноватый налет на
коллекторах кавото-нибудь вопомогалельно-
го моторчика.

Командир приказывал устранить эти
недостатки иа завтрашней пряборже, но

краснофлотцы брались за работу немедлен-

но, несчитаясь с поздним! временем; Иног=
да. командир корабля осматривал . лодку
после обоях когда‘люди были уже на ба-
зе. Однако \специалисты, в: заведываниях
которых обнаруживались упущения, узна-
вали 06 этом и немедленно возвращались
в свой отсеки. `

Командир лодки прекрасно знает. техни-
ку, и это придает его указаниям 060б0е
значение. Мотористам пришлось покраснеть,
когда не они, & комавиир заметил отеут-
ствие некоторых шилинтов на рычагах ди-
‘зеля. Убедившись, что командир умеет
вскрыть и разобрать любой механизм и сра-
зу замечает малейшее отступление от пра-
вил ухода за техникой, краснофлотцы ста-
ли чаще и придирчивее осматривать самые
потаетные места своих заведлываний. И от-
ложить на завтра устранение найденных
комамтиром недочетов сделалось для них
просто невозможным.

Когда механизмы и корпус отсеков были
заново покрашены и командир налиел, что
лолка «пришла, в норму», он потребовал от
людей поддерживать лостигиутую чистоту
во всех условиях боевой подготовки. Прак-
тика показала, что эта задача не такая уж
трудная и не требует никакого специально-
го времени, кроме отведенного на приборки
Корабельным уставом.

Пунктуально в 7 часов 10 минут на лод-
ке начинается утренняя приборка. Мотори-
сты снимают с двигателя чехол, протирают
крышки цилиндров, полки насосов, фунда-
ментную раму дизвая, поворотный Me-
ханизм циркуляционных насосов. Обязан-
ности командира отделения мотористов ис-
полняет старший краснофлотец Jammuu. On
хорошю усвоил указание командира, лодки 0
TOM, ео несколько минут ухода, во-время
уделенных механизму, избавляют потом от
длительной работы по приведению в поря-
дов кажой-нибудь запущениой детали. .
сли не запускать картер, уход 34
ним не занимает и пяти минут в день; —
товорит т. Лашшин.— А стоит не заглянуть
туда несколько дней — и потом не 0бе-
репться работы. То же сзмое и < турбонасо-
сом: если ежедневно удалять остающуюся
в нем волу, все будет в порядке.

Старшина 2-й статьи Александров `соста-
вляет на каждый день перечень работ, ко-
торые необходимо произвести 3a время при-
борки в его отсеке. Сюда не входит под-
сушка трюмов, протирка настила, перебо-
рок, торпедных аппаратов — все это произ-
волится ежедневно. Кроме этого бойцы от-

сека кажлое утро успевают произвести, та

сказать, «большую приборку» какой-то ча-
сти своего заведывания. Сегодня чистят и

смазывают клапаны вентиляции, завтра—

приволы кингетонов главного балласта, по-
слезавтра — залрайки лвери на переборке.
Эти работы чередуются в определенной по-
слетовательности 6 расчетом, чтобы каждый
механизм всегла бым в образцовом состоя-
HEE,

Многие краснофлотны призналотся, что
только теперь они почувствовали, каж мно-
го можно сделать 3а минут утренней
приборки, время которой прежде часто ис-
пользовалось не по назначению. В резуль-
тате отсеки, трюмы и надетройки к концу
недели тогла, оказывались В таком состоя-

‘нии. что команле нехватало часов, отводи-

мых на большую приборку. Теперь же она
‘всегда заканчивается досрочно.

Забота об опрятном виде всего корабля
стала делом каждого краснофлотца. Люди
почувствовали, что в чистых отсеках лег-

че и устепинее илет любая работа. Они по-

няли, насколько прав был командир, KOTO-
рый, приняв отстающий корабль, прежде
BCOrO заставил команту навести на нем
образцовую чистоту. Теперь уже никио не
назовет отетающей эту подводную лодку.
Она занимает одно из первых мест в своем

подразделении.
Н. ЛАНИН.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Залачи корабельных связистов

Усложнение методов веления современ-
ных операций на море при стремительном
развитии и совершенствовании тактико-
технических. свойств кораблей и боевого
оружия повышает роль и значение связи.

Овязь должна обеспечивать незрерыв-
ное управление боем, опералией с жестким
соблюдением при этом ряда определенных
требований. Bailey
\ Корабельный устав” так ‘формулирует
эти требования:   ;

«От связи требуется своевременность и
точноеть (без искажений) приема и пере-
дачи всех сношений, причем связь налле-
жит считать выполнившей свои фупкдии
лишь тогда, когла сообщение одного долж-
ностного липа (отправителя) в кратчай-
ший срок и без искажений получено хру-
гим (адресатом)». И далее: x

«Использование средств внешней связл
в бою, как правило, лопускается только
для передачи т8х распоряжений, донесений
и извещений, которые имеют непосрелет-
венное отношение к бою или к выполне-
нию операции».

Таким образом, от связи требуются свое-
временность (быстрота прохождения), точ-
ность (отоутотвие искажений), належноеть
й скрытность. Рассмотрим вкралце каж-
дое из этих требований.

Современные военно-морские операмим,
как известно, отличаются скоротечноетью;
обстановва на театре изменяетоя чрезвы-
чайно быстро. Всякое приказание, лонесе-
ние, извещение должно лойти ло алресата
возможно скорее. Запозлалвая лепеша те-
ряет свое значение. Лля быстрой связи
прежхе воето‘ кеобхолимо отлично отрабо-
тать прохождение депеш внутри корабля.
Необхолимю ‘максимально рационализиро-
вать лоставку корреспонденции Ha корай-
ле. Рассыльный, ках правило, должен 0е-
том доставлять депеши. Посты, где оформ-
ляются депепеи, не холжны залерживать
их дольше положенного по нормам вре-
мени. :

Нетерпихо такое положение. когла Ha
одном из кораблей Черноморского флота
депеши залеживалисеь в посту и не локла-
хывалиеь  команлиру часами. Комаюлир
ЪЧ-[У этого корабля лейтенант т. Васков
совершенно не контрохирует прохождения
депеш. Между тем систематический конт-
роль и отвотетвенность команхира BY-LY
за четкую организацию прохождения кор-
респонденции внутри корабля — одно из
важнейших условий быстроты связи.

От ралистов требуются быстрое вхожле-
ние в связь при строгом выполнении всех
правил ралиообмена,
ключе, хороший прием Ha слух слабых
еитналов, прием в условиях помех. Непра-
вильно переданная (или принятая) депетша,
потребует повторения, что намного удли-
нит время прохождения.

Сигнальщики должны четко передавать
светограммы, ибо качество передачи в ос-
HOBHOM определяет и качество приема.
Ситнальщик должен отлично знать прави-

Е О О В ОВЕН Е В ея

Воентехники 1-го ранта тт. И. Натурии
ной части, (Военно-морское авиатехническое училище им. Молотова).
Фото военинженера 3-го ранга A, Гарман

#

четкая работа на

ла сигналопроизводетва, быютро и пра-

вильню набирать и разбирать сигналы,
поднимать и ренетовать их.
Необходимость точности в передаче-

приеме особых пояонопий не требует. Де-

пеша, принятая © искажениями и поэтому,

непонятая, равноценна, отсутствию связи.
Иотеря таким образом линии управления
для командования равняется потере, пусть
даже на известное время, самих кораблей.

Командир, использующий связь, должен

быть абсолютно уверен; что переланная их
депешга надежно дойдет ло алресата. Внеш-
ние. условия —— вилимость, Помехи” радно-
приему, атмосферные и’ организованные
противником, наконеп, выход из строя то-
то или иного средства связи во время
боя — не должны влиять на работу связи;
Личный состав четвертой боевой части
должен быть натренирован в борьбе 3% н4-
дежное действие и живучесть средств свя-
зи в любых условиях.
- В этом отношении хорошо подготовлены
связисты на корабле, ‘где  команлиром
BU-IV млалигий лейтенант т. Убаворониюв
(Краснознаменный ”Валтийский флот).
Злесь. личный состав неолнократно участ:
вовал в установке и монтаже на корабле
различных средств связи, похробно изучая
таким образом все их детали. Бойцы си-
стематлически тренируются в отыскании я
устранении различных повреждений, ими-
тируемых командиром боевой части.

Обладающий большим ° практическим
опытом т. Жаворонков лично провохит за-
HATHA и учения © бойцами, передавая им
лучшие метохы работы.

Олно из осмовных требований к свя-
зи — соблюдение скрытности. Наиболее
остро этот вопрос ставится перед основ-
ным средетвом связи в море — ралиосвя-
зь10, которая, Kak известно, облалает де-
маскирующими свойствами. Опыт исноль-
‘зоватия ’ралиссвязи в войне 1914—
1918 гт. показывает, что ралиоболтливость
в равной степени Oba THA  Флотам
обеих ‘воюющих коалиций. В частчости
завязка величайшего в истории военно-
морских сражений ЮОтланлекого боя прои-
зопгла волелствие перехвата немепких ра-
хиопереговоров, лавихих англичанам лоста-
точные указания © предполагаемой опера-
ция.

Большую роль в повышении скрытно-
сти ралиосвязи имеет качество работы ра-
диста. Меллительность в передаче увели-
чивает шансы на запелентговажие корабля;
нечеткая работа на ключе позволяет оп-
релелить корабль по инливилуальным OCO-
бетностям работы ралиста. Разист должен
пунктуально соблюдать правила радиооб-
мена, жесткую дисцинлину при обмене.

Все эти требования, определяемые Ёо-
рабельным уставом, могут быть вышолне-
ны только в результате высокого каче-
ства подготовки специалистов и ‘началь-
отвующего состава, использующего связь.

Инженер-капитан 3-го ранг
В. НОСАРЕВ.

и Н. Миханков за изучением материаль-

oo

48 мая 1941 т. № 412 (766)

——
—ф

Санитарно-химическая защита

Санитарно-химическая ‚залита — необ-
холимая составная‘ част боевой подтотов-
ки корабля. Онх налтравлена Ba предот-
вращение и уменьшение потерь среди лич-
ного состава во время химического нала-
дения,

Вея боевая подготовка медико-санитар-
ной службы должна строиться © учетом
обучения всего медицинского состава KO-
рабля оказанию помощи пораженным
выми химическими веществами. Началь-
нику санитарной службы необходимо изу-
чить, на каких бобвых постах наиболее
вероятно поражение отравляющими веще-
етвами, как рассредоточить средства саЯ-
химзалниты, каков будет порядок следова-
ния пораженных на пост медицинской по-
мощи, пост санитарно-химическ й обра-
ботки и т. д. р

Следует помнить, что боевые отравля-

цниие вещества, проникнув в один или
несколько отсеков, поражают всех нахо-
дящихея там бойцов. Это обстоятельство
заставляет санитарную службу корабля
принять меры в оказанию необходимой
помощи всем пострадавшим Tak, чтобы
они могли выполнять свои боевые задачи.
Этого можно  лостигнуть при условий
тщательной подготовки в первую очередь
боевых санитаров. На боевых постах дол-

жен Находиться необходимый арсенал
сродетв  санитарно-химической защиты,
позволяющий босвому  санитару оказать

помощь пораженным 08.

Подготовка боевых санитаров проводит-
ся таким образом, чтобы элементам рас-
сказа и показа сонутетвовали отределен-
ные практические действия обучающихся.
Во время учений на корабле начальник
санитарной службы должен давать боевым
салитарам залачи по вопросам санитарно-
химической защиты и тут же требовать

“ax решения.

Серьезной проверкой тотовности сани-
тарной елужбы корабля является своевре-
менное развертызание постов санитаоно-
химической обработки. При развертывании
поста необходимо учитывать каждую ми-
нуту. Запаздывание приведет к недоста-

практическим въшюлионием  обязанноем

точно эффективной обработке пораженных
стойкими ОВ и выходу бойцов из стр,

Тренировка в развертывании и рабу
на посту санитарно-химической обрабутл
должна проводиться систематически »

всем личным составом поста. Необходиио
приближать работу личного состава к уе.
ловиям боевой оботановки, практяховать
выключение магистрали, подводящей воду,
тасить освещение и т. д.

Для своевременного оказания квалий.
пированной медицинской помощи больш ys
значение имеют правильно организованная то
внутрикорабельная  транепортировка ap:
лей, пораженных ОВ, и систематичежи
тренировка носилочных звеньев в пот.
зовании талями и горденями. Боевой (а.
нитаф должен уметь автоматически зн
править отказавигий в действии кислорюн
ный прибор, извлечь ‹ пострадавших № уз
труднодоступных мест при плохом 0¢By
щении или в темноте, переносить постим „у
давших в условиях штормовой погоды, ad

Работа поста медицинской помощи доле 108
жна проводиться © учетом одновременном ях
прибытия на пост раненых и пораженных ле
боевыми отравляющими веществалии. Здеь тур
особение необходимо обратить внимание (
на четкое разграничение Ффунклий между те,
лианым составом поста, на’ умение пол: м
зоватьея средствами специального ком. 19
плекть и на приспособление’ помещений, хе
нахолящихся рядом 6 постом. медициненой 00
помощи, лля пораженных ОВ. Только ma
этом условии санитарная службы Ropatac и
сможет оказать необходимую и свв’.
уенную помощь раненым и пораженных”
отравляющими веществами, фи

Все это пред’являет к работникам ие: ЛЯ
дико-санитарной службы высокие треб
вания. Основные из’ них-— грамотное рас- 310
познавание токсикологической характер: ть
стики применяемых боевых отравляющих лай
веществ и отличное знание ‘основ первой 610
помощи тгораженным OB на различных ся

НА

этапах морской эвакуации. fol
Военврач 2-го ранга в

A. HPAHUBEPY, na

: py
m0

Как я изучаю английский язык

В ‘условиях плавания, а тажже при
стоянке в тех базах, где нехватает кон-
сультантов-преподавателей, командиру, изу-
чающему иностранный язык, приходится
рассчитывать только на кропотливую са-
мостоятельную работу. ’Веледетвие  недо-
статка времени и отсутотвия подходящих
условий многим такое изучение языка ка-
жется трудной, почти невыштолнимой зада-
чей. x

Я подводник, т. е. служу на корабле, где,
по сравнению с другими, тораздо меньше
разных удобств, и тем не менее Ha осно-
вании своего опыта изучения английского
языка хочу решительно опровергнуть это
мнение. В училище я получил минимум
знаний, позволяющий в дальнейшем само-
стоятельно овладевать языком. Но поеле
окончания училища я года полтора совсем
не занимался и за это время растерял свои
знания. В 1940 т., когда я возобновил
занятия, мне пришлось начать с «азов».

Пользуясь учебником английского языка
для командного состава Реймерс ‘и Молча-
новской, я изучал язык в определенной по-
следовательноети, предложенной авторами.
Сначала пришлось немало поработать над
фонетикой-— над произношением отдельных
букв и сочетаний.

Затем я стал овладевать конструкцией
английской Фразы и приобретать практи-
ческие навыки устной речи и письма.
Фразы я перечитывал вслух много раз
подряд, старзясь не переводить каждое
слово в отдельности, & понимать фразу в
целом.

При такой системе нет необходимости
«зубрить» слова, они сами запоминаются
в процессе работы. Олновременно я пере-
писывал хорошо усвоенный и вполне по-
нятный текст. Переписывать я старался
также целыми фразами, а наиболее длин-
ные из них делил по смысловым частям.

Научившись безошибочно переписывать, я

начал сам изменять содержание фраз: сна-
чала заменял только отдельные слова, & за-

‚фраз пе Фор

тем перешел. к составлению собетвонных ли
‚ имеющейся в книг.
Усвоив таким образом основы конструк
ции языка и накопив некоторый запас сло, ®
я стал писать небольшие сочинения. 3. №
тем начал повторять грамматику, олновре во
менно развивая навыки работы Hay Tb yy
стом. С увлечением читал легкие кии. т
Впоследствии, уже после’ большой затриы о
труда, я приступил ‘к чтению более сло.
ных текстов, включая и произведен
английских классиков. I

33 полтора тода самостоятельной учебы
я усвоил элементарный курс английеном
языка и теперь с увлечением занимань та
переводами. За это время» я перевел It py
сколько произведений классиков: Эла
По’ — «Ворон» ‘и. «Колокола», Шелли —
«Свобода», Байрона-—«Шильонекий узниз» 1
(в сокращенном излации), Джерома — «is ¢
пах в 200 лошалиных сил» и pal иди
из легкой серии. Сейчас читало книгу В}.
нарла Шоу «Шоколалный соллатик». №
давно мно подарили «Регистр. кораблести»
ния Ллойда» лондонского издания 19201.17
Работа над этой книгой холжна по
мне в изучении технического” английски Ва
Языка. в

При переводе я веду свой словарь, вт
торый вписываю в алфавитном порядке ви
незнакомые слова и их произношение. у

Времени на изучение языка мне т 8
тает как при стоянке в базе, таки во BpeMl ч9
плавания. Зимой выкрайваю почти еж’ зи
невно 1-—115 часа в свободное время- 1
после 9 часов вечера. А в море, взяв 0
бой в поход словарик. и книгу, использу!
время обеденных перерывов и Kopi m
стоянок. м

Единственным слабым местом в мой № щ
боте является живая рочь. Вся беда м
в том, что не с кем разговаривать. 15
чение языка, к сожалению, еще по пе
няло среди командиров массового Xapartt:
pa. 0

Инженер-капитан-лейтенант С, ИСАЕВ, 9

ee

cs

Взаимосвязь кафедр—важное звено
учебного процесса

Современный боевой корабль — это
сложный комплекс. различных  механиз-
мов. Личный состав обязан умело эксплоа-
тировать эту технику и в б0ю выжать из
нее все возможное для нанесения удара
противнику. Поэтому центральная задача
Военно-морского инженерного училища —
тотовить командиров флота, способных ис-
пользовать. боевую технику хо дна, нау-
чить их тому, что потребуется в б0ю.

г
Этой пели и должен быть подчинен весь,

учебный процесс.

Готовить командира-моряка инженерной
специальности — значит учить курсанта
не техническим наукам «вообще», а Ha-
укам, необходимым для полноценного ре-
шения поставленных задач. Цоэтому, на-
чиная с Г курса и до дипломного проек-
тирования, выполняемого курсантами.
курса, вее дисциплины, которые проходят
в училище, должны быть целеустремлены
на изучение боевой техники и тесно увя-
заны между ©0б0ю.
последовательность прохождения как тео-
рии, так и практики, надо постепенно под-
водить курбанта (в период дипломного
проектирования) к самостоятельному ре-
шению сложных технических вопросов.

Военно-морское инженерное училище —
высшее учебное заведение, и кафедра в
нем — основная учебная организация. Ona
непосредственно осуществляет  учебно-ме-
тодическую и научно-исследовательскую
работу по’ одной или нескольким, тесно
связанных между собою дисциплинам. Это
значит, что взаимосвязь и целеустремлен-
ность всех кафедр — важнейшее звено
в учебном процессе. Только ‘при наличии
такой связи и взаимной практической по-
мощи можно подготовить выеококвалифици-
рованного командира-инженера, способного
управлять боевой техникой корабля.

Училище им. Дзержинского готовит

Обеспечивая строгую

команлиров-инженеров четырех сиециаль-
ностей: паросиловой, дизельной, электро-
технической и кораблестроительной. Каж-
Jal из этих специальностей имеет свои
профилирующие кафедры. Создание обще-
научной и общетехнической базы. опреде-
ляет деятельность всех кафедр. Молодежь
поступает в, училище, имея знания в 00°e-
ме полной средней школы. Общенаучные
кафедры, (выешей_ математики, теоретиче-
  ской механики. физики, начертательной
геометрии и Ip.) созлают базу лля обще-
технических кафелр (сопротивления мате-
риалов, термодинамики, гидравлики и
т. п.), & последние строят фундамент для
специальных кафедр (котлов, турбин,
вопомотательных механизмов и др.), оп-
ределяющих профиль инженера флота.
Четвертая и завершающая ступень подго-
товки ——- дипломный проект. Эта схема
требует полной увязки ‘работы всех ка-
фелр, обеспечивающих подготовку коман-
дира-инженера определенной  специально-
ети. ;

Хотя все общенаучные и общетехниче-
ские кафелры не факультетские, & едины
для воего училища, они все же должны,
не ломая общей программы, целеустрем-
лять свою работу по факультетам. Так,
при практических работах по высшей ма-
тематике на паросиловом фажультете ‘мож-
но, решать задачи, применяемые в теории
котлов, турбин и т. д., & Ha электротех-
ническом факультете — в твории перемен-
ных токов, электромеханике и т. д. Изла-
тая теорию любого. вопроса, следует под-
бирать примеры из области соответствую-
щей специальности. Начальники общетех-
нических и общенаучных кафедр. должны
быть хорошо осведомлены в области спе-
циальных дисциплин профилирующих Ka-
фелр, & начальники последних должны
указываль, на что следует ` обращать 0с060е
внимание при изучении математики, физи-

ки, сопротивления материалов и т. п. Та-
ким путем можно исключить ненужное
дублирование отдельных вопросов при про-
хождении ‘общетехнических ‘и специаль-
ных дисциплин -и внести единообразную
трактовку принципиальных теоретических
положений.

При чтении любой дисциплины необхо-
димо добиваться, чтобы курсант с первых
дней обучения вилел, в какой степени не-
обхотимо то или иное ‘положение для глу-
бокого усвоения специальных прелметов.
При чтении теоретических дисциплин, изу-
чении материальной части, на практиче-
ских работах в лабораториях и кабине-
тах — во всей системе обучения нахо до-
биваться максимальной конкретности,

Преполаватели специальных . предметов
должны держать тесную связь © флотом,
научно-техническим комитетом, Управле-
нием кораблестроения и Центральным кон-
структороким бюро; Работая в этих учреж-
дениях, преподаватель расширяет свой
знания, передает курсантам особенности
устройства и работы механизмов, установ-
ленных на кораблях; передает будущим ко-
мандирам опыт работы этих учреждений,
исключительно ценный для инженера
флота. Е

Для того чтобы максимально конкрети-
зировать изучение специальных дисциплин,
преподаватели этих кафедр должны еже-
тодно стажироваться нь кораблях и в ча-
стях флота. Периодическое плавание пре-
подавателей на новейших кораялях позво-
лит учить курсантов эксплоатации  кора-
бельных установок и методам исправления
наиболее вероятных. повреждений, учить
будущих командиров-инженеров управлять
своей боевой частью. Периодические ста-
жировки’ лают ‘возможность преподавателю
умело сочетать теорию с практикой, учить
курсанта тому, что нужно для боя.

Искаючительно ответственные

стоят перед кафедрами социально-экономи-
ческих и военно-морских диспиплин. Пер-
вая призвана воспитывать беззаветно пре-
данных своей родине, политически обра-
зованных командиров-единоначальников,
умеющих на практике вести политическую
работу. Эта кафедра должна быть тесно
связана с другими кафедрами, помогать им
правильно организовать учебный процесс,
излагать специальные вопросы в свете
марксистско-ленинского мировоззрения.
Особенно тесную связь этой кафедре нуж-
HO установить с кафедрами военно-мор-
ских дисдинлин и физики.

Деятельность кафедры военно-морских
дисциплин также должна пронизывать весь
  учебный процесс. Эта кафедра решает не
только ‘залачи преподавания различных
военно-морских  прелметов, необходимых
команлиру-моряку. На нео возлагается
большая повседневная воспитательная ра-
бота. Он& должна активно участвовать в
создании в училище обстановки, воспиты-
вающей курсантов в духе лучших боевых
традиций нашего Военно-Морского Флота и
его героического прошлого.   :

Что касается кафелры иностранных язы-
ков, то необходимость тесной связи ее ра-
боты с изучением спепиальных предме-
тов совершенно очевилна. Эта кафедра
должна подготовить курсантов старших
курсов в самостоятельному переводу спе-
циальной иностранной литералуры, научить
активно пользоваться иностранной речью.
Чтобы успешнее решить эти задачи, на-
чальники специальных кафедр должны по-
могать начальнику кафедры ‘иностранных
языков в подборе специальных текстов и
рекомендовать журнальные статьи для пе-
ревода. Кафедра иностранных языков долж-
Ha также систематически консультиро-
вать курсантов по’ переводам, что требу-
ет некоторой специализации преподавате-
лей кафедры по факультетам.

Подготовка командиров-инженеров чре-
  бует от всех кафедр исключительно чет-
кой работы, обеспечивающей не только
  глубокие специальные знания, но и приоб-
ретение курсантами практических навыков
в лабораториях и кабинетах. Нужно тща-

задачи   тельно продумать вою систему правтиче-

ских занятий, стремясь приучать кутсан-
тов к максимальной самостоятельности в
решении технических вопросов.

Вакие же требования следует пред’я-
вить к начальникам кафедр—оеновным ру-
ководителям учебного процесса? Прежде
всего начальник кафедры -—— ее командир,
требовательный и заботливый руководитель
преподавателей, ал’юнктов, лаборантов, Он
должен добиваться четкой работы всех
подчиненных, решительно устранять ма-
лейигие недостатки в учебно-методической
деятельности.

Начальник кафелры должен иметь на-
учный авторитет среди подчиненных пре-
подавателей и как специалист обязан ру-
ководить, направлять и контролировать
всю деятельность свойх полчиненных. Та-
кие начальники кафедр, как инженер-
контр-алмирал т. Вочкин, инженер-капи-
тан 1-го ранга т. Акимов, ’ профессор
т. Гогоберидзе и другие руководители, поль-
зуются заслуженным авторитетом и ува-
жением среди личного состава училища.
С них должны брать пример все началь-
ники кафедр.

Особое внимание начальник  кафелры
обязан уделять ал’юнктуре и подготовке
молодых преподавателей, Ал’юнкт в лице
начальника кафелры холжен видеть’ не
только требовательного начальника, но и
своего научного руководителя, человека,
способного воспитать из него хорошего
преподавателя. Начальник кафелры несет
полную ответственность 3a постановку
учебного процесса по дисциплинам, вхо-
дящим в кафедру. Поэтому он должен си-
стематически давать претюдавателям
все ‘указания учебно-методического харак-
тера и путем личного посещения занятий
контролировать их выполнение. Он должен
также обеспечить учебно-программные дис-
циплины своей кафедры полноценными
к и демонстрационным материа-
ом.

Начальнику кафедры надо также руко-
водить научно-исследовательской работой.
Правильно развернутая научно-исследова-
тельская деятельность, целеустремленная
на решение актуальных для флота и для
улучшения учебного процесса задач, ноз-

воляет установить тесное взаимодействи
межлу различными кафедрами училить
В особенности это важно для смециальны
кафедр, когда решение той или иной 1
нической проблемы сопряжено со значе
тельным теоретическим анализом мате”
тического или физического характер». lk
учно-исследовательскую работу в учили
нужно поставить так, чтобы работиия
флота видели в кафедрах училища ци
научной мысли, а кафедры были сти
ны решать. важнейшив для флота 384%
Если инженер-капитан 1-го’ ранга т. №
ров работает пад темой’ «Конструировант
изготовление и испытание новых сре
для заделки пробоин», а инженер-калите
2-го ранга т. Саллус производит несли
вание поведения подводной лодки при Tt
лучении ею пробоины в подводном по
жении, то нет сомнений, чо эти и
актуальных не только для училища, #1
для флота. : Н

Нужно также создать условия, при #1
торых бывшие питомцы училища, плаза  1
щие в настоящее время в должностях Hr
мандиров-инженеров на кораблях 101!
получали бы от начальников кафедр mp J
тические советы, необходимые им ва №
стах. Специальные кафедры Воекно-\ 2
ского’ инженерного училища, могут и №}
ны не только готовить полноценных коза! }
диров-инженеров, но и помогать личнот
составу флота в решении нужных Of
технических вопросов. Вместе ¢ тех #1
вершенно необходимо, чтобы питомцы 7
лища, наши моряки-инженеры, делилиь (
училищем опьгом своей работы, поддерит
вали связь со своими преподавателями,
поможет нам  воелитывать полнощеняы
моряков-инженеров,

Взаимодействие всех кафедр учили
целеустремленность их деятельности, 1
ная связь специальных кафедр с план”
шим составом флота — вот необходим
условия успешной подтотовки командир”
инженеров, отвечающих требованиям в
шего могучего Военно-Морского Флота.

у + >

Кандидат военно-морских наук, доцент,

инщенер-капитан 1-го ранга
М. КРУПСКИЙ