Что нового внесла война в использование

и тактику торпедных

Первоначальная ориентация герман-
ского морского командования на порты
Балтийского моря, строительство мелко

сидящего флота, деятельное изучение
театра Финского залива, в частности
шхерного района Финляндии, — все это,

как стало очевидно в наши дни, явилось
составной частью плана войны против
Советекото Cosa.

В начале войны, и обобенно с 1940 го-
да, усилилось строительство торпедных
катеров в Германии, Англии и СИА, & с
1941 года—в Канаде я Австралии. СИА,
например, з 1940 roxy построили cme-
циальную верфь с  производитель-
ностью ‚ 180 катеров в год. В To же
время Антлия для усиления защиты свойх
портов в 19401941 гг. приобрела у
США свыше 50 торпедных катеров и
большое число сопециализированных ето-
рожевых и противолодочных катеров.

3.

Ha мореких vearpax войны флоты
всех без исключения стран испытывали
небывалое нашряжение сил.

В периох быстрой оккупации герман-
ской армией Польши, Дании, Бельгии,
Голландии, Франции, Норвегии  герман-
ский флот, и в частности торпедные ка-
тера, принимал самое деятельное уча-
стие в блокаде портов и нападении на
торговые коммуникации противника.
Сражение за Атлантику, борьба за сре-
диземноморские коммуникации и онор-
ные узлы Антлии в этой зоне, подготов-
ва к отражению возможного десанта на
Британские ’острова—— все это вызвало
© обеих сторон исключительную боевую
активность «москитного флота» и в
первую очередь торпедных катеров. -

`В 1940-1941 A oobi боль-
Ty активность развили немецкие тор-
педные катера нз торговых путях Вели-
кобритании в зоне Ла-Манша. Захват
портов и военно-морских баз побережья
Норвегии, Дании. Голландии, Бельгии и
Франции создал для Германии чрезвы-
чайно выгодное стратегическое положе-
ние. Она нависла над Британекими ост-
Товами веей своей военной и морекой
мощью. Именно близость захваченных
баз к Англии дала Германии  возмож-
ность использовать в борьбе на близких
коммуникациях торпедные катера. Одна-
EO полностью вое свои преимущеетва в
морской войне Германия реализовать не
емотла.

Воюя с Германией, Англия в тот. пе-
риод была вынуждена перейти в обороне,
с тем чтобы действиями флота и авиа-
ции не допустить вторжения терманских
войск. Эта позиция и определила харак-
тер действий антлийских торпедных ка-

теров,

В 1940 году антжю-французекий флот
потерял в результате об’единенных дей-
ствий  германо-итальянеких торпедных
катеров один вопомогалельный крейсер,
семь миноносцев, шесть подводных ло-
док и около 40 транспортов. При первом
взгляде этот успех может  показальея
значительным, но сопоставление потерь
Англии © ее колоссальным  тоннажем
показывает, каким незначительным. был
фактический ‘урон, нанесенный ей rep-
мано-итальннокими  торпедными катера-
ми. Действия германских катеров были
весьма ограничены.

Первая четверть 1941 года характер -
на тем, что германокая контролокада
угрожала Англии «потенциальной емер-
тельной опасностью». Бывший британ-
ский премьер Черчилль так определил
этот период:

«В Атлантическом океане ведется
ожесточенная и неослабевающая борьба
за обеспечение бесперебойного снабже-
ния Англии боеприпасами и продоволь-
отвием... Битва за Атлантический океан
должна быть решительно выиграна».

Смыел военных мероприятий, пред-
принятых Англией для того, чтобы вы-
играть битву за Атлантику, заключается:
в стремлении обеспечить бесперебойную
доставку в етрану американского ору-
жия. С этой целью для охраны путей
изв США в Антлию Британское адмирал-
тейство сформировало специальную 90-
кадру, a Ha подходах в своему  побе-
режью усиливало конвой многочислен-
ным <москитным флотом». В состав его
вошли всевозможные  вопомогательные
суда, & также сторожевые и торпедные
катера, предназначенные главным обра-
зом для борьбы © подводными лодками
противника,

wok

® числу наиболее значительных опе-
раций, в которых участвовали ториед-
ные катера в первый период войны на
Западе, можно отнести следующие:

продвижение германских войск на ©е-
вер для захвата Дании и Норвегии. Гер-
MaHCKHe торпедные катера несли при
этом противолодочную оборону флота и
транонортов на переходе и прикрывали
высадку воинских частей в портах Юж-
вой Норвегии;

обеспечение перевозки английской эк-
епедиционной армии из Дюнкерка в Анг-
Iu и контратаки терманских  торшед-
ных катеров;

преодоление германскими. торпедными
халерами охраны конвоев и потопление
ими транспортов у южного побережья
Англии, развертывание боевой деятель-
ности на английских коммуникациях;

ARTUBUBAHUA ‘английских и итальян-
CRUX торпедных катеров в зоне Эгейеко-
го моря и центральной части Средизем-
ного моря;

борьба
сперации на остров Мальта
ские торпедные катера);

возрастающая активность английских
торпедных катеров в канале и у mode;
фежья Фландрии и Франции; :

набеговая операция на французожий
порт Сен-Назер;

за остров Ирит и набеговые
(италтьян-

См. «Красный Флот» № 238.

таким
хода

зирующийся на Манильекую бухту, вел

ных сил чнонского флота и его  манев-
ренных бав.
тяжелых о условиях,
один крейсер, два вепомогательных авиа-
носца,
сер, олну десантную баржу, один танкер
и ряд других более мелких. судов.

остров и Манильский залив, американ-
‘кие торпедные
мощной береговой обороной фортов ocr-
рова Коррегидор, проявили большую ак-
тивность. Свыше 3 месяцев держались
защитники

превосходство

роне Филиппин,

“om

Капитан 1 ранга
А. КУЗЬМИН

>

обеспечение терманскими торпедными
катерами эскадры линейных кораблей
при их бегстве из Бреета в Голландию
и контратаки английских торпедных ка-
теров.

& исходе 1941 года мировая война
ветупила в новую стадию. 7 декабря,
вероломно нарушив все договоры, в вои-
ну вступил японокий империализм, на-
чавший военные действия против США
и Антлии внезапным ‘ударом по их тИ-
хоокеаноким базам. Японский удар был
сразу же направлен на важную отрате-
гическую цель, — Гонконг —Сингапур—
Манила, — составляющую основу англо-
американских опорных позиций в bac-
сейне, так называемых Южных морей.

Развертывание кровопролитных^ 00ев
за Гонконг, Сингапур, Филипшины, ус-
пех которых решалея главным образом
действиями на море, вызвало деятельное
использование тормедных катеров.

Однако к началу войны у союзников
окавалось слишком мало торпедных ка-
теров, чтобы  пыталься достичь ими
стратегического успеха. На катера была
возложена задача  противодейетвовать
десантным операциям японекого флота.
Несмотря на малые тактические груплеы
ий неизменное численное  превосходотво
противника, экипазжи торпедных катеров
проявили отвагу и упорство и наносили
существенный вред врагу.

Особенно ожесточенные бои с первых
дней войны на Востоке развернулиеь в
районе Филиппин, представляющих 60-
бой архипелаг, насчитывающий более
7.000 островов и островков. Географи-
ческие  особенноети  эрхипелата — ряд
внутренних морей с большим количест-
вом заливов, проливов, бухт, узкостей—
способствовали широкому боевому при-
менению кораблей «мосвитного ет

По ланным морского командования
США, на Филиппинах еще до войны
предполагалось создаль около 10 круп-

ных баз торпедных катеров, в тем что-

бы они могли противодейотвоваль  де-
сантным операциям противник» и
образом дать время для под-
крупных соединений ` флота
США. Но это не было сделано. В марте
1941 года на Филиппинах находилось
130 американских истребителей, 36
дальних бомбардировщиков, 3 крейсера,
3 миноносца, 1 авианосец, 24 подводных

доки и только несколько торпедных 5а-
теров. В результате экипажам американ-

ских катеров пришлось вести неравную
борьбу с врагом.
Дивизион американских калеров, ба-

операции главным обравом против удар-

Действуя в исключительно
катера потопили
крей-

один вспомогательный

В феврале 1942 года, в период оже-
сточенной борьбы за Батааневий moay-

катера, поддержанные

Батаанского о полуострова.
поскольку противник имел
в воздухе и Маниль-
ская бухть была не безопасна для
находивигихся в ней кораблей, американ-
цам пришлось отказаться от базирова-
ния здесь мореких сил. Адмирал Харт от-

Однако,

правил часть азиалевотго флота на юг

и оставил в бухте лишь  вопомогатель-

ные суда и несколько торпедных  кате-
ров. Под защитой батарей с Коррегидо-
ра и других укреплений эти небольшие

суда контролировали воды Манильской
бухты и стали важным фактором в 000-
нанося вначительный
ущерб японскому флоту.

Наряду с действиями на Филиппинах
американские и английские торпедные
катера приняли посильное участие в
морских боях, развернувитихоя в других
районах Тихого океана. В Пирл-Харбор
торпедные катера были использованы в
основном для несения прибрежного про-
тиволодочного патруля. 8a короткий
срок ими были потоплены 2 подводные
лодки и ебито до 7 самолетов. Впослед-
CBU эти же катера своим ходом пере-
шли на остров Мидуй и с успехом
приняли участие в его обороне.

На островах Новой Гвинеи торпедные
катера участвовали во многих сражени-
ях против миноносцев, больших кораб-
лей противника и главным образом про-
тив его десантных судов. Они потопили
в этом районе 28 десантных барж, одну
подводную лодку и один миноносец.

Дивизион торпедных катеров, базиру-
ющийся в Тулаги на Соломоновых оетро-
вах, проводя планомерные операции,
вынудил противника оставить свои
позиции. Катерам приходилось вотупать
в бой с большими соединениями япон-
еких миноносцев.

Всего американские торпедные кате-
ра потопили десятки японских кораблей
общим водоизмещением около 300 тыс.
тонн, в том числе: 1 тяжелый крейсер,
2 легких крейсера, 16 миноноецев, 1 под-
водную лодку и т. д. Эти цифры показы-
вают, что торпедные катера достигли
определенного оперативного успеха. Дей-
ствовали они вблизи своих 928 и глав-
ным 0бразом против боевых кораблей.

В связи с переходом США к массо-
вому строительству катеров дальнего
действия тина «Воспер», «Хиггине»

‘вое морское

и
«Элко», прототипом которых  эвляется

катеров

английский катер  <«Скот-Пайна», pom
торпедных катеров в период наступа-
тельных ошераций союзников вначитель-
но возросла.

Начиная © 1943 года, на европейском
театре и в бассейне Средиземного моря
торпедные калера союзников активизиро-
звали свои действия. Успешно действова-
ли торпедные катера вдоль африканского
побережья и затем у берегов Сицилии и
‘в Меесиноком проливе в период вторже-
ния в Италию. Здесь катера вели «боль-
пгую охоту», срывая эвакуационные ме-
ротриятия противника. Во время насту-
пления британских наземных сил калера
производили разведку, обстреливали вра-
жеские колонны, ототупавшие по при-
брежной хороте, и осуществляли  пере-
хвал мелких судов при бегстве противни-
ка из Туниса.

При вторжении сотзников во Францию
немцы, стремясь помешать непрерывной
доставке подкреплений из Британии, со-
средоточили в Гавре крупные силы Top-
педных катеров. Они были обнаружены
британской бомбардировочной авиацией,
которая, сбросив 1.200 тоны 00мб, уни-
чтожила это скопление катеров. Удар был
повторен и в следующую ночь, на этот
раз по порту Булонь, где было отмечено
большое число торпедных калеров и про-
чих малых судов. Английские ® летчики
сбросили на причалы и акваторию порта
1.300 тонн 60м5б.

Немецкие военно-морские силы, в
том числе и торпедные катера, ировохи-
ли усиленные операции на морской маги-
страли Антлия— Нормандия и обеспечи-
вали перевозки своих войск вдоль фран-
цузовото побережья.

В противовес этому ‘усилия  британ-
ие ма были сосредоточены на том,
чтобы пометать неприятелю вывести из
французских портов свои суда и грузы,
которые немцы, отетушая, пытались эва-
купроваль. Блокада Гавра легкими бри-
танскими и союзными судами минонос-
цами, торпедными катерами, канонер-
екими лодками и корветами— была весь-
ма эффективной. Только части враже-
ских судов под покровом темноты ‘и не-
посредотвенной охраной катеров  уда-
лось прорваться на восток. То же самое

был в Рискайском заливе, в портах
Бретани. *
Всего на французоком направлении

немцы имели около 500 торпедных кале-
ров, в том числе несколько вот ‘так Ha-
зываемых «живых торпед», пытавших-.
свя противодействовать подходу ударных
сил английского флота. Однако ocodore
эффекта их атаки не имели: сказались
внезалность вторжения и подавляющее
превосхожетво сит союзников на море и
в воздухе. :

В дни усиленного подвоза войск ©0юз-
ников на европейский континент немец-
командование предприняло
крупную операцию против, одного из 6а-
мых больших караванов, пересекавших
Ла-Манит. Навотречу конвою было BEICTa-
но большое соединение ` «живых  тор-
пед» нового морекого оружия. Один из
шедших в охранении английских