` 12 октября 1945 г., пятница; № 241 (2116). `

Что нового внесла войка в использование

и тактику торпедных катеров

Наибольшего размаха боевой деятель-
ности и высокой эффективности удароз по
конвоям противника торпедные катера (е-
верного флота достигли в 1944 году. Это-
му успеху способствовали такие факторы,
как создание крупного соединения отлич-
но вооруженных и оснащенных торпед-
ных катеров дальнего действия, их тееное
тактическое и оперативное взаимодейет-
вие с авиацией флота и, наконец, полное
превосходство нашей авиации в воздухе
во время проведения комбинированных
операций,

Подведение итогов деятельности тор-
педных катеров в этот период показало,
что среднее число катеров, участвовавших
одновременно в операциях, составило 5.3.
Значительное число операций (44,5
проц.) было проведено при взаимодейст-
вии с военно-воздушными силами или
большими охотниками, Очень велико чис-
ло дневных операций. Они составили 55,5
проц. Потери противника от общего числа
судов в конвоях выразились в 35,5 ароц.
Иными словами, во время этих операций
каждый третий вражеский корабль был
потоплен или поврежден, Как велико зна-
чение этого факта, можно судить по тому,
что в немецких конвоях соотношение
транспортных  средотв к сулам охраны
выражалось: как максимум-—1 :9, в сред-
нем — 1:3 и минимально — 1:2. По-
тери наших катеров по отношению к чис-
лу участвующих в операциях составили
5,1 проц. и

9,

На ‘определенных этапах Великой Оте-
чественной войны обстоятельства склады-
вались так, что на мореких театрах в ос-
HOBHOM вели борьбу «москитные» силы,
Самостоятельно или во взаимодействии с
авиацией они выполняли. существенно
важные операции. В результате роль и
значение малых кораблей в повседневной
боевой жизни флотов чрезвычайно вы-

росли. Нужно, однако, оговориться: та-`

кое положение создавалось лить в опре-
деленных специфических условиях, 0бус-
ловливаемых характером данного театра
и сложившейся оперативной обстановкой.

Так, подобная обстановка длительный
срок удерживалась, например, на Черном
море в период существования «Малой
Земли» пох Новороссийском и затем в
конце 1943 года в Керченском проливе. В
ъаждом из приведенных примеров ode
стороны использовали главным образом
легкие суда, которые, как правило, взаи-
модойствовали с авиацией.

Несколько иной была картина в Варан-
гер-фиорде в 1944 году. Здесь наши
авиация и торпедные. катера господетво-
вали ва море и в воздухе, и противник
противолоставил им организацию  мощ-
ных конвоев, двигавшихея под защитой
береговых батарей и авиации. Однако,
несмотря на это, основным средством
борьбы на море в пределах Bapanrep-
фиорда оставались торпедные катера. Эта
особенность обстановки, конечно, ни
коем случае и ни в какой степени не хол-
MITA подсказать мысль о противопостав-
лении торпедных катеров надводным ко-
раблям других классов.

Союзники, недооценивавшие в мирное
время возможности торпедных катеров и
их способность взаимодействовать в при-
брежных водах со всеми классами боевых
кораблей, с береговыми батареями и авиа-
цией, были в ходе войны весьма чув-
ствительно наказаны. Вполне понятное и
правильное  предиочтение, оказанное
авиации, имело свою тоневую сторону:
оно породило мнение, что авиация м0-
жет заменить торпедные катера. На деле,
однако, оказалось, что в ночное время
действия авиации крайне отраничены, а
при тумане — вовсе невозможны. Yura
это обстоятельство, союзники в короткие
сроки постарались восполнить пробел, —
ортанизовали массовое строительство тор-
пехных катеров и стали актявно исполь-
зовать их на всех своих многочисленных
театрах,

Театрами военных действий торпедных
катеров попрежнему остаются прибреж-
ные районы, участки коротких коммуни-

См. «Красный Флот» №№ 238, 239 и 240,

Е трапу одного из стоящих в бухте
кораблей подошел легкий катер. Сошед-
ший © него офицер с инженерно-техни-
ческими погонами, представившиеь вах-
тенному офицеру старшему лейтенанту
Волкову, попросил доложить о своем при-
бытии командиру БЧ-И.

— Кто это? — спросил подошедший к
вахтенному офицеру лейтенант Вербовик.

— Инепектор по артиллерии.

— А  —с уважением произнес Вербо-
ВИК.

Но прибывший на корабль  инепек-
“op 10 артиллерии, поговорив ¢ Дубров-
ским на «общие темы», ‘лишь мельком
взглянул на материальную часть,  одва
призронулея пальцами к холодной стали
«периферийных» приборов и вышел из
башни. На этом он счел свою миссию по
проверке артустановок законченной, Лю-
безно распростившись © Дубровским и
сделав предварительно надпись в журна»
16 проверок о том, что «вее в порядке» и
«замечаний нет», инопектор покинул ко-
рабль.

Эта. сценка невольно привлекла к себе
впимание. i

— (Скажите, какую же пользу кораолю
и ва, как командиру БЧ-П, принесла
тадая проверка? — спросил я катитан-
лейтенанта Дубровского.

— Да никакой, — ответил катитан-
лейтенант. И. как бы извиняясь, доба-
вил; — Видите ли, некоторые инспектора
избегают сложной материальной части.

В словах калитан-лейтенанта, в сожа-
лению, была доля правды. Материальная
часть современных артиллерийеких уста-
новок, особенно баменных, = это KOMM-
iene сложнейптих механизмов. Чтобы про-
верить техническое состояние,  правиль-

М:

тои ВВОДЕ aE ee ЕЗААСИЙ

Инспектор пришел на корабль...

Капитан 1 ранга
А. КУЗЬМИН

>.

каций, районы с изрезанной береговой
чертой, насыщенные фиордами, шхерами
й островами. Наряду с этим, ввиду воз-
рослшей мореходнобти и дальности плава-
ния, торпедные катера вышли на океан-
ские театры (Баренцово море, Филиппин-
ские и Соломоновы острова и т. д.). 0д-
нако их привязанность к прибрежной: 30-
не остается м здесь неизменной.

Таким образом наиболее выгодными ус-
ловиями тезтра для боевого использова-
ния торпедных катеров в борьбе за 060-
pony берегов следует призналь  ограни-
ченные, пересеченные, мелководные мор-
ские районы, прячем широкая сеть рас-
оредоточенного базирования катеров. на
каждом участке может прямо ` угрожать
иротивнику при его втятивании в глуби-
ну операционной зоны рядом внезанных
флантовых ударов с моря. Наряду 6
этим особенности ограниченного. театра
позволяют торпедным катерам исполтьзо-
вать поддержку всех родов авиации и ор-
ганизовать в необходимых размерах взаи-
модействие с надводными кораблями и
средствами береговой обороны,

Непреложным продолжает оставаться
определение, что наиболее благоприятной
обстановкой для действия торпедных ка-
‘теров служат условия пониженной види-
мости. В этих условиях особенно ярко
проявляется элемент внезапности, кото-
рый в конечном счете являетея решаю-
щим в каждой боевой операции.

В операциях в проливе Ла-Манш в ию-
не-августе 1944 года союзниками было
достигнуто тесное тактическое взаимодей-
ствие торпедных катеров ¢ «морскими
охотниками» и эскадренными миноносца-
уи. Приемы взаимодействия выражались
в совместной плотной блокаде портов
Шербур, Гавр и других, где базировались
торпедные катера противника, и в артил-
лепийской поддержке торпедных катеров
при их борьбе с конвоями и при отолкно-
вениях с катерами противника.

Из 95 операций, проведенных в da-
Манше за время в 5 июня по 30 августа,
в 84 участвовали «морские охотники» и
ториедные катера. Они потопили за это
время 38 немецкях сулов и боевых ко-
раблей,

Значительный успех принесло амери-
канцам тактическое взаимодействие их
флотилии торпедных катеров с эскадрен-
ными миноноецами при защите Соломо-
новых островов и побережья Новой Гви-
неи. Оно позволило противодействовать
крупным отрядам боевых кораблей япон-
ского флота, в состаз воторых входили
линкоры и тяжелые крейсера.

С овладением союзниками итальянеким
портом Бари английские торпедные кате-
ра немедленно перебазировались сюда и
тотчас стали действовать у югославокого
и итальянского бёрегов, Своимя комби-
нированными операциями торпедные ка-
тера и эсминцы прервали движение вра-
жеских судов в тот момент, когда против-
вик очень нуждался в боеприпасах и про-
чем военном снабжении.

Тактическое взаимодействие торнедных
катеров иминоносцев в ночном бою с кон-
воем противника предбтавляется нам в
следующем виде: торпедные катера нано-
вят тлавный удар, а миноносцы артилле-
рийским огнем обеспечивают атаку и в
случае благоприятной оботановки завер-
шзют успех катеров полным разгромом
уротивника.

10.

Опыт Краснознаменного Балтийского
флота показал, что торпедные катера яв-
ляются одним из сильных средетв 0обес-
печения тральных работ от ударов враже-
ских кораблей. Однако в отдельных слу-
чаях поддержка тральщиков только тор-
педными катерами может оказаться He-
полноценной. Поэтому воегда должно
быть предусмотрено наращивание сил и,
тлавное, быстрый вызов к месту боя ис-
требительной, штурмовой, & иногда и бом-
бардировочной авиации,

ную py и экоплоатацию ux, coBep-
шенн® недостаточно иметь лишь общее
предетавяение об ‘этой технике. Инепек-
тору самому надо‘ твердо, если можно Tak
выразиться, «до последнего винтика»
знать ту материальную чаеть, которую он
проверяет. Кроме того, он должен знать
и правила ее экоплоатации, уметь управ-
лять механизмами, находить и устранять

их повреждения. Без этого инспектор. не

сможет проверить техническое состояние
и правильность работы установок, будет
вынужден ограничиться только внемеим
осмотром отдельных частей. Такие ин-
спектора и пользы не принесут и никог-
дь но создадут себе необходимого автори-
тета, особенно среди корабельных артил-
деристов, которые нередко действитель-
но «до тонкости» знают свою технику.
На олном из кораблей мне пришлось
быть свидетелем такого факта. Инепеттор
по артиллерии, очень уважаемый  това-
рищ из артиллерийского отдела флота,
проверял техническое состояние матери-
альной части артустановок довольно рас-

`пространенного типа. По ходу проверки

ему понадобилось открыть замок. Ин-
спектор смело взялся за рукоятку, но за-
MOK, как на грех, не открывался. He-

сколько минут на тлазах у личного со-
спава возился пнопектор © непослушным
замком, и только вмешательство команди-
ра орудия вывело проверяющего из этого
неловкого положения, После такой «1оо-
верки» инспектора провожали с корабля
вежливо, но холодно.

Если инспектор хочет, чтобы сто дело-
вой авторитет был высок среди личного
состава кораблей и частей флота, если
он хочет, чтобы © его мнением считались,
к нему прислушивались и выполняхи его
требования, — он должен стоять на го-

i

КРАСНЫЙ ФЛОТ —

Острая нужда в судах противолодоч-
ной обороны заставляет иногда привле-
кать к участию в ней торпедные катера.
Однако их явная неприспособленность Е
выполнению этой задачи приводит к то-
му, что затрата моторесурсов я расход
горючего не оправдываются. Наличие бен-
зиновых двигателей, ограниченный опера-
тивный радиус, отсутствие специальных
приборов для обнаружения подводных 10-
дов приводят к кратковременному пребы-
ванию торпедных катеров в зоне пояска
и лишь случайным ветречам с подводными
лодками врага. Что’ же касается истоль-
зования торпедных катеров после обна-
ружения подводной лодки противника для
атаки ee бомбами или торпедами, то та-
ние факты были чрезвычайно редки и по-
тому не характерны,

Привлечение торпедных катеров к кон-
воированию транспортов на коротком пе-
реходе безусловно усиливает общий кон-
вой. Однако по существу торпедные ка-
тера в этих условиях играют роль быстро-
ходных спасательных судов на случай по-
топления кораблей из состава конвоя.
При этом нужно иметь в виду, что низ-
кая средняя скорость конвоя — порядка
6—8 узлов — приводит к непроизводи-
тельному износу моторов, так как катера
веспособны ходить той же скоростью на
протяжении всего перехода. Подобное
пряменение торпедных катеров может
быть оправдано лишь при условии, что
использовать их по прямому назначению
на данном театре’ нельзя.

Наиболее приемлемой формой противо-
лодочной обороны является самостоятель-
ный поиск — просмотр района по курсу
идущего конвоя несколькими поисковыми
группами торпедных катеров, имеющих в
качестве лидеров катера, вооруженные
новейшими средствами наблюдения. Не-
посредственное сопровождение ториедны-
ми катерами быстроходных судов в целях
противолодочной обороны — также впол-
не посильная задача, способная принести
успех.

у жк

Широкое применение получили ториед-
ные катера в операциях ‹ по постановке
банок активных минных заграждений.
Мины ставились преимущественно в во-
дах противника, для чего избирались пря-
брежные районы, узкости, опушки шхер,
узлы коммуникаций, входы в базы, на
рейды, а также протраленные фарватеры
противника. и

Помимо эпизодических минных поста-
HOBOK, = торпедные катера = прово-
дили крупные операции по засорению
минами целых районов противника 6

‚целью прервать или затруднить судоход-

ство. Е ним, например, относятся: 3a-
граждение черноморскими торпедными ка-
терами Керченского пролива в 1943 го-
ду; минные постановки балтийских
катеров в Happenom заливе и Ha
опушках mxep стратегического  фин-
ского фарватера в годы тесной блокады
Ленинграда; минные’ побтановки торпед-
ных катеров Северного флота, осущеет-
влонные на коммуникации Варде—Кир-
кенес в марте м августе 1944 года и др.
Торнедные катера оказались способными
ставить мины почти веех образцов. При-
мерами минных постановок в базах про-
тивника являются неоднократные сбросы
мин черноморекими торпедными катерами
на рейде торта Anama и минные поста-
новки катерников Сезерного флота у Вар-
де и Стурре Экжерей.

Несмотря на появление новой и внол-
не реальной опасности в виде противока-
терных мин, торнедные катера остаются
единственным активным средством борьбы
На море, способным вполне успешно пре-
одолевать минные поля противника и дей-
ствовать в непосредственной близости у
вражеского побережья. В этом отношении
особенно характерны удары по конвоям,
проклалывавшим евои курбы близко у бе-
pera под защитой береговой артиллерии
и минных заграждений. Такие удары на-
носили немецкие торпедные катера у ан-
тлийского побережья, английские — у
побережья Франции, Бельгии и Голландии
и советекие— вдоль северного побережья
Варангер- м Пере-фиордов.

(Окончание следует)

лову выше корабельных специалистов.
Чтобы достичь этого, нужно учиться,
учиться непрерывно, изо дня в день. Ар-
тиллерийские отделы флота, которые при-
званы концентрировать и обобщать опыт
эюсплоатации артвооружения на кораблях
м в частях, должны самым серьезным 0б-
разом позаботиться о подготовке своих
специалистов и повышечии их квалифи-
Kaun.

Насколько грамотен и опытен слециа-
чист, работающий по инопектированию и
по обобщению опыта экоплоатации арт-
вооружения, настолько ценны будут и ре-
зультаты его труда. Уметь правильно оце-
вить работу механизмов, внести нечто
новое в способы экоплоатации артилле-
рийского оружия, научить личный состав
наиболее рациональным методам обелу-
живания устаяовок, обобщить опыт акс-
плоатации и помочь промылленности раз-
работать новые образцы © учетом обнару-
женных конструктивных недостатков — -
таковы основные задачи инопекторов или,
как их сейчас именуют, инженеров по
ремонту и окоплоатация артвооружения.

Однако не везде эти специалиеты пра-
Вильно понималот свои задачи, кбе-кто
свою работу по проверке ограничивает
поверхностным осмотром установок, не
придает значения повышению своего тео-
ретического уровня, питаясь старым ба-
тажом, приобретенным в училищах или
в академии лет 10—15 назад. Не все ин-
слектора умеют правильно анализировать
работу механизмов, причины поломок и
повреждений, некоторые совершение игно-
рируют необходимость личного практиче-
ского освоения методов окоплоатации
эртустановок.

Совсем недавно был такой случай, На
одном из кораблей при ремонте 37-мм ав-
томата было рассотласовано прицельное
приспособление. Чтобы согласовать его,

О a
- и

‘Черноморский флот. Корабли’‘на выпол-
нении. учебного задания. ;

Фото И. Иткина,

Памяти

адмирола Ушакова

ЛЕНИНГРАД, 11 октября. (По теле-
фону от корр. «Красного Флота»). 14
октября исполняется 128 лет со дня
смерти великого русского флотоводца ад-
мирала Ушакова. В военно-морских учеб-
ных заведениях, в частях и на кораблях
флота широко отмечается эта дата. В Во-
енно-морской ордена Ленина академии

им. Ворошилова для профессореко-пре-.

подавательското состава и слушателей с
докладом на тему «Великий русский фло-
товодец адмирал Ушаков» выступит We-
полняющий обязанности начальника ка-
федры военно-морского искусства каши-
тан 2 ранга Соколов. —

В Высшем военно-морском ордена
Ленина Краснознаменном. училище им.
Фрунзе с докладами о жизни и боевой
деятельности великого русского  флото-
водца выступят начальник es воел-
но-морской истории капитан 1 ранга Вед-
ров и препохаватель военно-морской ие-
тории капитан 3 ранга Голубенко. Cpe-
ди курсантов будет проведен ряд бесед
00 адмирале Ушакове.

Лекции и беседы о великом русском
флотоволце. будут. проведены также в
Высшем военно-морском ордена Ленииа
инженерном училище им. Дзержинекого,
в Высшем инженерно-техническом Ерас-
нознаменном училище ВМФ, в Ленинград-
оком военно-морском подготовительном и
в других учебных заведениях.

we *

КРОНШТАДТ, 11 октября. (По’ теле-
фону от корр. «Красного Флота»). В’ ча-
етях и на кораблях широко отмечается
128-летие со дня смерти адмирала Уша-
кова. В офицерском клубе будет прочи-
тан доклад о жизни и боевой делтельно-
‘сти знаменитого флотоводца, Доклады бу-
дут прочитаны также на кораблях и вча-
сетях.

Среди личного состава учебного отря-
да и фортов проводятся беседы of адми-
рале Ушажкове, организуются выступле-
ния отличившихся в боях с немецкими
захватчиками офицеров. награжденных
орденами Ушакова, старшин и красно-
флотцев. удостоенных медали Ушакова.
Библиотеки организуют выставки литера-
туры о великом русском. флотоводце.

хм te

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 11 октября. (По телефону от
корр. «Красного Флота»). В соединении,
тде начальником политотдела калгитан
ранге Данилов, в связи е 128-летием 60
дня смерти адмирала Ушакова проводят-
ся беседы 0б исторических сражениях, в
которых одерживал славные победы ве-
ликий флотоводец, о походах, которыми

он руководил. ]

foment as готовится к знаменалельной
дале и личный состав Н-ской части, на-
тражденной орденом  Уакова. Здесь
проводятся беседы © молодыми бойцали
о жизни и деятельноети великого адмя-
рала, о том, за кажие боевые дела часть
награждена орденом Ушакова.

aa НИЕ Е ВЕСЕ

требуется особая сноровка и знание при-
цела. это время на корабль
прибыл инопектор по проверке  малери-
альной части артиллерии. Он подошел к
установке и стал ее осматривать. Обна-
ружив рассотласование прицела, он по-
пытался соглаеовать его, но не смог. По-
лучилось так, что вместо того, чтобы pac-
критиковать корабельных артиллеристов
за непорядки, за неумение  сотласовать
прицел, инепектор сам чуть ли не изви-
вялся перед краснофлотцами,  оправды-
вая ©в0е незнание методов согласования
прицела. i

Что же нужно сделать для того, чтобы
все инспектора артиллерийских отделов
были знающие, авторитетные?

Нам думается, что прежде всего необ-
холимо укомплектовать отделения ремонта
й экеплоатации этих отделов грамотными
офицерами, имеющими личный опыт э50-
плоатации материальной части артилле-
рии. Их учебу необходимо организовать
тах, чтобы она отвечала требованиям тео-
ретической и практической  подготовви
офицеров-специалиотов. Следует  выде-
лить достаточное время на самостоятель-
ное изучение теоретических вопросов и
на практическое освоение артустановок.
Нужно систематически знакомить инспек-
торов с новейшими достижениями отече-
ственной и зарубежной артиллерийской
техники. Большую пользу принесут так-
же периодические командировки на заво-

ды и в конструкторские бюро 6 целью W3-
учения новойшей артиллерийской тех-
НИКИ,

С окончанием войны артиллерийские
отделы получили все возможности для
повышения квалификации своих инепек-
торов, а следовательно, и для укрепления
их авторитета на флоте. Эти возможности
должны быть использованы до конца.
Инженер-капитан 2 ранга

Л.. ФИЛИППОВ.

О типе кате ров-дымзавесчиков

В очень многих операциях, проведен-
ных во время Отечественной войны Ha
морских и речных театрах, широко ис-
пользовались специальные корабли или
катера, получившие наименование кораб-
лей-дымзавеечиков, Необходимость в них
появилась © самого начала войны.

В период активной обороны дымовые
завесы служили важнейшим  средотвом
маскировки об’ектов военно-морских баз,
стоявших на рейде кораблей и т. п. С этой
целью выделялись катера различных ти-
пов. На них устанавливалась дымаппара-
тура, перед их экипажами ставилась за-
доча — обеспечить маскировку береговых

об’ектов от воздействия  неприятельской

артиллерии и авиации. Примером может
служить использование катеров-дымзавес-
чиков при обороне Таллинской  военно-
морекой базы. Сложная операция по’ эва-
куации войск Красной Армии © Таллин-
ского участка фронта и отвод кораблей

‘были успешно осуществлены в значитель-

ной мере благодаря массированному  ис-
пользованию дымовых завес, которые ста-
вились катерами. Широко применялись
катера-дымзавесчики и для прикрытия
кораблей, базировавшихея в севастополь-
ских бухтах в период обороны этого го-
рода.

В дальнейшем калера-дымзавесчики на-
чали включать в состав конвоев, & так-
же отрядов десантных судов. Они сыграли
очень большую фоль`в обеспечении пла-
вания по нашим коммуникациям, прохо-
дящим вблизи берегов, занятых против-
ником, в частности в Финском заливе.

Какие же выводы можно сделать из
опыта применения  катеров-дымзавесчи-
вов в Оточественной войне?

В качестве дымзавеечивов, как прави-
10, выделялись катера малого тоннажа,
типа «КМ». Они себя полностью оправ-
дали при действиях вблизи своих берегов
ив районах военно-морских баз. Ho ког-
да появилась необходимость обеспечивать
дальние переходы и действия кораблей в
открытом море, сраву вокрылись ©ерьез-
ные недостатки катеров этого типа. Не-
достаточная мореходность затрудняла их
печользование в открытом море и пря
неблагоприятных метеорологических уб-

ловиях. Ограниченная скорость хода вы-:

зывала задержки при совместном плава-
нии © корабяями, которые надлежало при-
крывать дымовыми завесами.

На малотонных катерах имеются очень

ограниченные возможности для установя
ки дымовой аппаратуры. Ироме того,
вельзя взять достаточный запае дымооб
разующего вещества для перезарядки ат-
паратуры в море. Компенсировать этот
недостаток дополнительным количеством
дымовых шалек, взятых на борт, можно
тоже далеко ‘не всегда, так как в олож-
ных метеорологических условиях шмики
не дают достаточно эффективной завесы.

Все эти недостатки приводят ® выво-
ду, что катера типа «М» могут быть ис-
пользованы в качестве дымзавесчиков
только при действиях в районах ‘военно-
морских баз и вблизи своих берегов. Для
операций в открытом море или при даль-
них переходах необходимы катера-дым-
завесчики другого типа; более мореход-
ные, с большей скоростью хода и лучшей
маневренностью.

На наш взгляд,
должен обладать мореходностью, обеспе-
чивающей ему свободное автономное пла-
вание при ветрах 6—8 баллов. Именно ©
такими условиями придетея чаще всего
сталкиваться при плавании на северном и

тихоокеанском театрах, a в OCeHHE-
зимний период — и на воех
остальных морях. Ход катера  дол-

жен быть достаточным для конвоирова-
ния и сопровождения десантных судов.
Прикрываль корабли, обладающие боль-
шим ходом, дымзавесчикам вряд ли при-
детея, так как на таких кораблях обычно
имеются свои дымовые средетва.

Тоннаж катера-дымзавесчика должен
обеспечивать установку двух дымовых
аппаратур ‘и средств для их перезарядви.
Запас дымообразующего вещества  необ-
ходимо иметь из расчета не менее двух
заправок. Количество дымовых шашек
определяется в каждом отдельном случае
исхохя из поставленной задачи, причем
следует оборудовать слециальные стелла-
жи для их хранения. На катере должно
быть установлено вооружение, обеспечи-

вающее его самооборону, прежде всего
от воздушного противника,
OcoSoe место занимает подготовка

командира катера-дымзавесчика. Во время
Отечественной войны такими катерами
командовали главным образом старши-
ны. Мы считаем, что калером-дымзавес-
чиком должен командовать офицер, про-
шедший специальную подготовку.

Инженер-капитан 2 ранга
К. ГОРДЕЙЧИК.

На флотах и флотилиях

МЕТКИЙ ОГОНЬ. ЗЕНИТЧИКОВ-ГВАРДЕЙЦЕВ

КРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ
ФЛОТИЛИЯ, 11 октября. (По телеграфу
от корр. «Нрасного Флота»). На гвардея-
ском ‘мониторе «Сун Ят-сен» проведены
зачетные стрельбы по воздушной цели:
Весь экипаж с большим вниманием на-
блюдал за действиями зенитчиков. В
боях против японеких империалистов зе-
нитчики корабля показали себя храбры-
ми, умелыми воинами. Сейчас им прел-
стояло показать свое возросшее мастер-
CTBO, и,

Над рекой появилея самолет, бужси-
рующий конус. На мониторе прозвучал
сигнал воздушной тревоги. Отражением
воздушного «нападения» руководил моло-

i

дой офицер гвардии лейтенант Ахнолов.
Когда дальномерщики доложили ему ди-
станцию до самолета, Ахполов быстро
подсчитал исходные данные и подал
команду на орудия. Расчет офицера был
точным: первые же енаряды разорвались
возле самого конуса. Залпы раздавались
один за другим. Белые облачка разрывов
неотетумно следовали за самолетом, №о-
нус был пробит осколками в нескольких
местах.

За отлично выполненную стрельбу ко-
мандир монитора Герой Советокого Сою-
за Корнер об’явил зенитчикам благодар-
HOCTS.

у a a ee

В память о совместной
службе на флоте

КРАСНОЗНАМЮННАЯ ВАСПИЙСВАЯ
ФЛТОТИЛИЯ, 11 оттября. (По телегра-
фу). Политотдел Краснознаменной Вас-
пийской флотилии организовал массовое
фототрафирование групи старшин и крас-
нофлотцев совместно с офицерами, Сей-
час, когда многие старослужалщие демо-
билизуются и готовятся уйти на граждан-
скую работу, эти фотоснимки явятся хуч-
шей памятью о службе на флотилии.

Фотобюро политотдела в составе тех-
ник-лейтенанта Кулешова и главного
старшины Евграфова выпускает высоко-
качественные снимки. На каждом снимке
надпись: «В память о службе на Врас-
нознаменной Каспийской флотилии в дни
Великой Отечественной войны».

Обмен опытом
‘комсомольской работы

ТИХООБЕАНОКИЙ ФЛОТ, 11 октября.
(По телеграфу от корр. «Красного Фло-
та»). В соединении, где начальником по-
литотдела капитан 1 ранга Фатигаров, ¢o-
стоялея обор старших инструкторов по
коусомолу. Сбор был посвящен обмену
опытом комсомольской работы в период
боев с японскими империалистами. С до-
кладом на эту тему выступил старший
лейтенант Павлов. Опытом своей работы
поделились также лейтенанты Иванов,
Хрулев м Великано.

В заключение доклад о дальнейших за-
дачах комсомольских организаций флота
сделал майор Радаев,

На тралении фарватеров

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 11 октября.
(По телеграфу). Боевое траление в во-
дах Черного моря не прекращается ни на
один день. Недавно подразделение кате-
ров-тральщиков капитан-лейтенанта Вол-
кова приступило к тралению нового рай-
она, имеющего важное значение. В новом
районе катер старшего краснофлотца Бе-
регового вытралил четыре мины.

Веего за короткий срок вытралено 19
мини 15 минных защитников.

Подрывник главный старшина Алексей
епетенко уничтожил 15 вражеских
мин. На его боевом счету уже 385 взор-
ванных кемецких мин.

Н. ЯРЦЕВ.

° На первенство
` флотилии

КРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ
ФЛОТИЛИЯ, 11 октября. (По . телеграфу
от корр. «Красного Флота»). На рейде глав=
ной базы состоялись осенние шлюпочные
гонки на первенство флотилии. Главный
сулья соревнований капитан 1 ранга Тан-
кевач дал старт. На 30-кабельтовую  ди-
станцию отправились восемь шестивесель-
ных ялов. Скоро вырвалакь вперед шлюцка
старшего лейтенанта Киктенко. Вторую по-
ловину пути шлюпки прошли под парусами.
И злесь команда т. Киктенко также по-
казала свое мастерство. Всю дистанцию
она прошла первой и финишировала через
52 мин. 0,5 сек, Спустя 4 мин. 40 сек. к фи-
нишу подюшла шлюпка лейтеванта ‘Сама-
рина.

Среди четверок лучшие результаты пока-
зала шлюпка мичмана Баранора. 30 кабель-
товых она прошла за 1 час 39 сек. Коман-
дам-победительницам ‘вручены’ серебряные
кубки. \

%

Черноморский флот. Флагманский катер на боевом тралении.

i

Фото И. Иткина.

катер-дьгмзавесчик-