Что нового внесла война в использование

КРАСНЫЙ ФЛ

ий тактику торпедных катеров

Набеговые операции торпедных катеров
на базы противника, хотя и имели место
во второй мировой войне, но носили эпи-
зодический характер. Наиболее интереены
по характеру. и результатам следующие
набеговые операции:

прорыв английских торпедных катеров
в французский порт Сев-Назер; набег
итальянских катеров на порт Ла-Валетта,
(о. Мальта), закончившийся потерей всех
торпедных катеров; ряд малых операций
амсриканских торпедных катеров в` рай-
оне Соломоновых и Филипниноких остро-
вов; налет на порт Валону в Адриатичее-
ком море, осуществленный ‘английскими
торпедными катерами.

Целая серия набеговых операций на
базы противника была осуществлена на-
шими торпедными катерами. В частности,
следует отметить набеги на Двуякорную
бухту, Феодосию, Камыш-Бурун, Анапу
a sary.

Трудность прорыва в современные
военно-морские базы, оборудованные
ложной системой обороны, весьма вели-
за. Воли катерам удается скрытно подой-
ти к входу в базу противника, то дальней-
шее форсирование защищаемой зоны про-
ходит в условиях отневого и светового
противодействия, возрастающего с каж-
дой минутой.

Основной помехой при прорыве торпед-
ного катера в фиорд или порт противни-
ка являются его дозорные корабли. По-
этому их уничтожению должно быть уде-
лено первостепенное внимание при расче-
те набеговой операции. Это не значит,
однако; что катерам первой волны нужно
ставить в качестве обязательной задачи
поиск и уничтожение кораблей дозора.
Атаку доворных судов может производить
каждый торпедный катер, вышедший на
них, и кроме того — специально пре-
дусмотренная группа, идущая во второй
и третьей волне. Как правило, все катера.
участвующие в операции, должны иметь
для действий в базе противника два 0б’ек-
та: главный и вспомогательный.

Каждая группа торпедных катеров воз-
главляется ведущим, имеющим самое с0-
вершенное оборудование. Это обеспечи-
завет навигационную точность выхода к
базе, более или менее уверенное плавание
кнутри бухты и, наконец; облегчает 00-
каружение об’ектов для атаки.

Ноддержжа катеров, прорывающихея в
порт, как правило, должна осуществлять-
ся таким образом: бомбардировочная
авиация наносит вместе с торпедными ка-
терами удар по базе или отвлекающий
удар по соседству. По указанию команди-
ров групи торпедных катеров заранее наз-
наченные пункты освещаются САБ’ами.
Содействуя прорыву, одиночные са-
молеты бомбят и обстреливают прожек-
торные гнезда и противокатерные батареи
и сбрасывают дымовые бомбы. За чес-
колько суток перед операцией и в процес-
се ее проводитея систематическое ночное
патрулирование отдельных самолетов над
базой противника с тем, чтобы усыпить
бтительность противокалерной обороны и
шумом моторов отвлечь внимание наблю-
дрния от морского сектора. В ночь набега,
миноносцы производят демонетративный
огневой налет на пункт, прилегающий к
порту, и затем, связав боем вражеские
входные батареи, › обеспечивают выход
торпедных катеров из фиорда. С помощью
разведки доллен быть’ полностью pac-
крыт режим обороны и плавания в базе
противника. За несколько суток ло 0ос-
новной операции рекомендуется органи-
зация партиями разведчиков диверсион-
ных действий на берегу.

wo

В период Отечественной войны торпед-
ные катера принимали широкое участие в
десантных операциях, чего не было рань-
ше. Об’ясняется это тем, что многие на-

\

Окончание. Начало см. «Красный Флот»
№№ 238, 239, 240, 241.

=.

ПРОПАГАНДА
БОЕВЫХ ПОДВИГОВ

КРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ
ФЛОТИЛИЯ, 12 октября. (По телеграфу
от корр. «Нрасного Флота»). Партийные
и комсомольские организации флотилии
широко используют многочисленные при-
меры мужества м героизма амурских мо-
ряков, проявленные ими в боях с япон-
скими империалистами, для воспитания
личного состава. В лениноких каютах ко-
раблей оформляются фотовитрины и аль-
бомы, в которых рассказывается 0 те-
роях недавних боев. Умело организован-
ная наглядная агитация играет весьма
существенную ‘роль в популяризации
боевых подвигов амурцев.

На корабле офицера Никитенко обору-
дована витрина, посвященная Героям С5-
ветекого Союза. Здесь помещены портре-
ты отважных ‘амурцев, удостоенных вы-
еокоте звания Героев Советского Союза.
Эта хорошо оформленная витрина сдела-
на коммунистом старшиной 1 статьи
Коротаевым.

Интересный альбом оформляет комсо-
молец краснофлотец Новожилов. В нем
собраны воспоминания участников боев
в Маньчжурии, портреты амурцев, награж-
денных орденами и медалями, фотосним-
ки. на которых запечатлены боевые эпи-
золы,

Ha гвардейской канонерской лодке
«Пролетарий» организована фотовитри-
на, посвященная морякам, награжденным
медалями Ушакова и Нахимова.

Много интерёеных материалов собрано
в ленинекой комнате Н-ского подразделе-
ния, Здесь на видном месте вывешена
географическая карта, на которой отме-
чена территория, освобожденная Крас-

ной Армией и Военно-Мороким Флотом от

японеких захватчиков. имеются справки
и Маньчжурии. Корее. Курильских остро-
вах, Южном Сахалине.

oe

Капитан 1 ранга
А. КУЗЬМИН

=>

ши военно-морские базы находились в
незгосредетвенной близости от флангов Cy-
хопутных фронтов. Характер борьбы
войск Красной Армии на примореких на-
правлениях требовал высадки в основном
тактических и диверсионных десантов.
Цель их состояла в том, чтобы лишить
противника возможности вывезти основ-
вые силы морем, оттеснить его от берега
й подставить под удар наших наступаю-
щих войск.

В десантных операциях торпедные ка-
тера применялись как высадочные еред-
ства, особенно первого броска; для вы-
садки десанта непосредственно в порт ¢
целью его: лобового захвата; для противо-
тодочной обороны и контратак надводных
кораблей; для самостоятельных  высадок
небольших тактических десантов и раз-
ведывательно-диверсионных групи и, на-
конец, в качестве средств постановки ды-
мовых завое, отсекающих от береговых
батарей.

В качестве примера можно сослаться
на такие операции, как Новороссийская в
сентябре 1943 года, операции по осво-
бождению побережья Таманского полуос-
трова, Керченская в. ноябре — декабре
1943 года, десантные операции Ч6рно-
морского флота в Румынии и Болгарии в
1944 году, освобождение Моонзундекого
архипелага в октябре-ноябре 1944 г.,
высадка десантов в период изгнания нем-
yes us Печенгской области в октябре
1944 года.

Целесообразность применения торпед-
ных катеров в качестве средств прикры-
тия района высадки десанта была под-
тверждена на ряде театров. Характерны в
этом отношении действия катетов Черно-
морского флота, прикрывавших район
Мысхако в течение всего периода cymect-
вования «Малой земли», и балтийских ка-
теров. При ‘операции в Финском
заливе немцы сделали две попытки
оказать поддержку с моря своим войскам в
районе высадки нашего десанта. В пер-
вом случае противник потерял при этом
один миноносец, пять тральщиков, две бы-
отроходные десантные баржи — 50 проц.
своего состава. Во второй операции про-
тивник попытался прорваться от-
рядом в составе четырех  канонер-
ских лодок, восьми быстроходных десант-
ных барж, одного транспорта, одного бук-
сира и шести сторожевых катеров. Top-
педные катера потопили при этом все че-
тыре канонерские лодки, один транопорт и
одну быстроходную десантную баржу.

Примером образцово выполненной и’
дерзкой операции. служит прорыв в
порт Лиинахамари и его захват десантом,
высаженным с торпедных и сторожевых
катеров. При этом была достигнута не
только тактическая, но, пожалуй, и опера-
тивная внезатность. После захвата прямо
в 1об порта Лиинахамари немецкая оборо-
на Печенгекой области потеряла всякий
CMBICH,

Для Новороссийской, а также для по-
следующих десантных операций на Чер-
ном море характерны три особенности.
Первая основными  перевозочными
средствами служили мелкие суда ветомо-
гательного флота — сейнера, мотоботы,
барказы, шхуны, рейдовые калера, а так-
же сторожевые и торпедные катера. Вто-
рая ‘особенность заключалась в том, что
огневая поддержка ¢ моря и охра-
на десанта осуществлялиеь не артилле-
рийскими кораблями, а все теми же сто-
рожевыми и торпедными катерами. Третья
особенность — маневр десантных войск
через море к месту высадки отличалея

краткостью коммуникаций. Пункты прие-

На ф

отах ц

ма десанта (Кабардинка, ТГеленджяк и
т. д.) отстояли, как правил, в 3, 8
и максимально в 17 милях от места вы-
садки. Это по сущеетву определило эле-
мент внезапности и привело к бездействию
немецкой авиации во время перехода де-
санта.

Дымовые завесы с торпедных катеров
применялись во всех типовых и частных

операциях, в которых они принимали уча-

стие. Поэтому нет необходимости останав-
ливаться на этом вопросе. Следует лишь
отметить, что найдены и осуществяены
приемы активного ислользования дымовых
завес для прикрытия атакующих торпед-
ных катеров на курсах оближения ¢ mpo-
ТИВНИКОМ.
kk

Разнообразная и напряженная деятель-
ность торпедных катеров в сложной обста-
новке, при активном противодействии вра-
га привела в относительно большим поте-
pam. Рассмотрим причины гибели торпед-
ных катеров. Если общее число погибших
катеров принять за 100 проц.. то от кора-
бельной артиллерии потибло 32 проц., от
авиации — 26 проц., от береговых бата-
рей — 2 проц. и от других причин — 40
проц.

Таким образом, торпедные катера mo-
несли потери преимущественно от артил-
лерии налводных кораблей, от бомб и отня
самолетов, подрыва на минах и от артил-
лерийского огня береговых батарей.

жи

Артиллерийские катера, или, как их
принято называть, «катера прикрытия»,
введенные в состав английского и амери-
канекого флотов, представляют собой
вариант торпедных калеров. Их появле-
ние было вызвано, в частности, дюнверк-
ким уроком, когда в борьбе с ожесто-
ченными атаками большого количества
«москитных» сил немецкого флота выя-
вились малочисленность и артиллерий-
ская слабость английских торпедных ка-
теров. Последующей практикой военных
действий на море была подтверждена, це-
яесообразноеть создания катеров такого
типа. Например, захват немцами фран-
цузокого побережья и ортанизация имл
баз «москитного» флота вынудили Анг-
тию увеличить число торпедных катеров
и наряду е этим ввести «катера прикры-
тия», как средотво оборонительного пал-
рулирования. «Катера прикрытия» пред-
назначались также для охраны побережья
Британских островов в связи е опасно-
стью вторжения немецкой армии.

На наших театрах необходимость соз-
дания «катеров прикрытия» подтверж-
дена всей практикой применения торпед-
ных и сторожевых катеров. Основное наз-
начение «катеров прикрытия» состоит в
истреблении сторожевых и торпедных ка-
теров противника для обеспечения’ сво-
боды маневра своих торпедных катеров.

Практика войны подтвердила также
необходимость строительства пловучих
баз торпедных катеров. Эти корабли
должны упрощать продвижение ториед-
ных катеров в занимаемый район с пер-
выми десантными частями. Это позволит
катерам развивать активные наступатель-
ные действия в самые напряженные пе-
риоды. Создание пловучих баз, функция
которых в основном еводятея к ремонту
катеров, обеспечению их горючим и бое-
запасом и предоставлению минимальных
удоботв для отдыха личного состава, не
исключает необходимости в береговых
базах для соединения торпедных вале-
роз.

Заканчивая обобщение боевой деятель-
ности торпедных катеров на опыте сов-
ременной войны, нужно указать, что
«торпедные катера перешли в клаее опе-
ративных средств флота» (адмирал фло-.
та Исаков). Следовательно, вопросы их
строительства, организации соединений,
комплектования и боевой подготовки
должны быть поставлены со веей серьез-
ностью и решаться с учетом опыта ве-
дения войны на море.

—— ——

БЛАГОДАРНОСТЬ ПОБЕДИТЕЛЯМ ВСЕФЛОТСНИХ ГОНОК _

СЕВАСТОПОЛЬ, 12 и (По те-
леграфу от корр. «Красного Флота»). На
четвертых всефлотеких гребно-паруеных
гонках честь Черноморокого флота or-
етаивали офицеры и краснофлотцы ко-
раблей, которыми командует калитан 2
ранга Годлевский. Как известно, черно-
морцы выиграли общее первенство и
вышли победителями по требным гонкам,
простым парусным гонкам на 40 кабель-
товых, комплекеным и крейсероким гон-
кам. Это четвертая победа черноморцев
н& всефлотских гонках.

Командующий Uepuomoperum флотом
адмирал Октябрьский обратился к кали-
тану 2 ранга Годлевокому с письмом, в
котором говорится:

На четвертых всефлотеких гребно-
парусных  тонках черноморцы набрали
абсолютное большинство очков, завоевав,
таким образом, в четвертый раз на. по-
добных гонках первое место по флоту.
0б’являю благодарность лично Вам, а
также офицерам — руководителям на
гонках и непосредетвенным участникам:
капитану 3 ранга Подсиорину, лейтенан-
ту Закурдаеву, лейтенанту Гузенко, лей-.
 тенанту Чернышеву и замечательным
старшинам и бойцам. отетоявшим честь
черноморцев, — гвардии старшине 2
статьи Абакумову, старшине 2 статьи
Нермякову, старшему краснофлотцу Не-

красову, твардии старшему краонофлот-
цу Вихореву, ° краснофлотцу  Руден-
ко, гвардии старшине 2 статьи
Кузнецову, гвардии краснофлотцам
Лопата и Кулеву, и старши-
не Штепину, краснофлотцам Остапову и
Епифанову, старшине 2 статьи Писково-
му, старпим краснофлотцам Крикуненко
и Насько, краснофлотцам Попдудину и
oe старшинам 2 статьи Выродову
и Белову, старшим краснофлотцалм
чагурову, Чуб, Попушой, краснофлотцам
Алымову, Волкову, Егорову, старшине
2 стальй Яхно, гвардии старшим красно-
флотцам Каневцеву, Дмитриеву, Шопки-
ну, Панкову, гвардии краснофлотцам Аф-
сентьеву, Калугину и Саюнц.

Спасибо, ‘товарищи черноморцы, уча-
стники четвертых всефлотеких  гребно-
парусных гонок. Уверен, что данная
победа не затемнит перед нами недочеты,
которые мы имеем в военно-морской вы-
учке. в подготовке личного состава фло-
‘та. Призываю весь личный состав рав-
няться по передовикам в этом важней-
шем деле. Иоднимем на еще более высо-
кую ступень военно-морекую выучку на-
шего флота. Флоту нужны настоящие
моряки, обладающие лучшими морокими
качествами: дисциплиной,  организован-
ностью, умением, культурностью, здо-
ровьем, выносливостью.

an
у

`Выпуск офицеров интендантской службы

Недавно закончились государственные
экзамены на годичных курсах переполго-
товки офицерского состава интендант-
ской службы. Все офицеры прошли
двухмесячную стажяровку на флотах и
в центральных управлениях HEBM®,

Итоги государственных экзаменов сви-
детельетвуют о высокой подготовке слу-
шателей: Так, вея группа специалистов
по топливному снабжению  (преподава-

тель — майор  интендантекой службы
Сметанин) получила отличные оценки.
Хорошие показатели и у слушателей дру-
гих специальностей. Отличных результа-
тов. добились также майоры интендант-
ской службы Струков, Мицевич и Скляр,
капитан Суворов, лейтенант Кудрявцев,
старший‘ лейтенант” Сафронов и другие.
Старший лейтенант интендантекой
службы _ 3. РУСИН.

от

После вручения правительственных на-
град на эсминце «Рьявый» Слева на-
право: капитан-лейтенант Н. Бурчаков,
награжденный орденом Отечественной
войны П степени, поздравляет ваграж-
денных медалью Ушакова старшин
1 статьи Ч. Гудаирова и А. Шицпына.

‘ Фото Н. Николаева.

Памяти

адмирола Ушаксва

ЛЕНИНГРАД, 12 октября. (По теле-
фону от корр. «Красного Флота»). В го-
сударетвенной ордена Трудового Ёрас-
ного Знамени публичной библиотеке име-
ни Салтыкова-Щедрина организуется вы-
ставка библиографических работ об адми-
рале Ушакове. В организации выставки
активное участие имает  историче-
ский отдел Военно-Морского Флота, Цен-
тральный военно-морской музей и другие
учреждения флота.

ТЕНИНГРАД, 12 октября. (По: теле-
фону от корр. «Нрасного Флота»), Ста-
рейшие научные работники Центрального
военно-морского архива тт. Варфоломеев
й Закова подобрали для готовящегося в
печати еборника около 50 печатных ли-

тов документов из фонда адмирала Уша-

кова. В этих документах, многие из ко-.
торых публикуютея впервые, широко
освещена деятельноеть адмирала Ушако-
ва. Особый интерес представляют дову-
менты, характеризующие боевую деятель-
ность флотоводца в Средиземном море,
заботу Ушакова о здоровье команды, о
порядке: и чистоте на кораблях.

Новые документы
о М. И. Кутузове

ЛЕНИНГРАД, 12 октября. (ТАСС). В
ленинградском филиале Центрального воен-

13. октября 1945 г., суббота. № 242, (2117).

Среди условий успешного выполнения
боевой операции первостепенное  значе-
ние имеет правильная постановка самой
задачи. Определение и формулировка
боевой задачи — это искусство, которым

надо упорно и настойчиво овладевать
каждому командиру, каждому офицеру

штаба.

Постановка боевой задачи включает
несколько элементов. Главный из них —
содержание задачи, ответ на два основ-
ных вопроса; чего достигнуть и как до-

стигнуть, иными словами — цель  дей-
отвия и 610с0б достижения желаемого
результата.

Озладение искусством постановки Ooe-
вой задачи должно быть составной
частью воинской выучки офицеров. Это
позволит избежать серьезных ошибок,
которые нередко допускаются. Приведем
такой пример we учебной практики
Н-ской флотилии,

Во время крупной оперативной ягры
один из начальников. предписывал ©2е-
динению, пазначенному оборонять опре-
деленный водный рубеж и тривязанному
к этому рубежу, уничтожить речные си-
лы «противника». Такая задача стави-
лась в то время, как силы «противника»
находились где-то в своих границах и
были вольны притти или не притти к 0б0-
роняемому рубежу. Божхандир соединения
встал перед дилеммой—если «противник»
не придет к нему, надо итти его искать
пли не выполнить. задачу. Но итти искать
нельзя, так как ему было определено ме-
сто развертывания, которое он оставить
не имел права.

Совершенно очевидно, что задача Coe-
динения заключалась в том, чтобы не до-
пустить в своем районе прорыва еил

но-исторического ‘архива обнаружены неиз-  «Противника». Именно ее и должен был

вестные до сего времени документы и
писыма великого русского полководца
М. И. Кутузова. относящиеся к периоду’
Отечественной войны 1812 года.

Пайдено распоряжение  ‘генерал-фельл-
маршала Голенищева-Кутузова за его лич-
ной подписью от 6 декабря 1812 года ге-
нералу от инфантерии Милорадовичу о
присоединении его вместе со вторым и
четвертым  кавалерийскими корпусами к
корпусу генерала Дохтурова, идущему в
направлении от Минска на Слоним.

В письме, подписанном Кутузовым, Ми-
лорадовичу дается указание переименовать
некоторые драгунские полки в кирасирские,
уланские и кон е. Здесь же —
распоряжение Кутузова о посылке нароч-
ных к полкам для сообщения им об обста-
новке в Могилевской губернии.

лотилиях

oe

КИНОСЕМКА
ГРЕБНО-ПАРУСНЫХ ГОНОК

СЕВАСТОПОЛЬ, 12 октября. (По те-
леграфу от корр. «Красного Флота»).
Оператор Центральной студии докумен-
тальных фильмов В. Мищенко заснял на
кинонленку ход гребно-парусных тонок
на’ первенство Военно-Морского Флота.
Наиболее интересные моменты соревно-
ваний — шлюпки на старте и финише,
команды пилюпок-победительниц — вой-
дут в киножурнал «Новости хня».

©

Охотники за минами

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 12 октября. (По
телеграфу от корр. «Нрасного Флота»).
В начале войны на отдаленный заполяр-
ный остров, населенный охотниками и
оденеводами, высадилась группа краено-
OTHER пох командованием лейтенанта
Калинина. Между местными жителями и
военными моряками быстро установилась
тесная дружба. Ненцы-охотники попро-
вили моряков дать им возможность уча-
ствовать в обороне острова от врага. Под
руководством моряков ненцы Иван и
Чазарь Ардеевы, Федор и Николай Апи-
цины, Соболев и другие изучили правила
борьбы с минной опасностью, прошли
Буре разоруженах мин.

Учеба дала большие результаты. Толь-
во 38 один год группа Ивана Ардеева 00-
наружила на побережье острова 11 вра-
жесвих мин, выброшенных морем; груп-
па Федора Апицина нашла семь мин.
Охотники за мореким зверем стали хоро-
шими охотниками за минами. За корот-
кое время ненцы нашли на побережье 20
вражеских мин, которые с помощью мо-
ряков уничтожены.

Вице-адмирал Пантелеев премировал

ненцев-минеров, Охотник Иван Ардеев

награжден медалью «За боевые заслуги».

—

поставить старший начальник. Уничто-
жение же «противника», если бы он по-
пыталея прорваться через оборону ру-
бежа, должно было составить сущестьх
способа действия обороняющегося. Вели
же начальник хотел уничтожить  «про-
тивника» До того, как он попытается
прорвать рубеж, то такую задачу следо-
вало поручить другим силам.

Примеры такой непродуманной роста-
новки задачи, к сожалению. бывают не
только во время учений. Во время 60е-
вых действий одно из действующих соеди-
нений флот» имело оперативную  зада-
чу — оборонять морсжой рубеж, прикры-
вавший подходы к базе. Командир coe-
динения возложил эту задачу на диви-
зион маломощных кораблей, не учитывая
при этом, что командир дивизиона мог
выделить для ее решения линь один ко-
рабль, ибо обязан был выполнять дру-
гие задачи, поставленные ему тем же
командиром соединения. Таким образом,
  борона рубежа фактически была пере-
ложена на один дозорный корабль. .

Непродуманная постановка боевой за-
дачи дискредитирует ее существо, с са-
мого начала ставит под сомнение выпол-
нение принятого решения.

Учет реальных сил и возможностей —
первая заповедь правильной постановки
задачи. Нереальная задача превращается
в декларацию. .

Второй опгибкой, которую допускают
некоторые наши офицеры, является от-
сутствие целеустремленности — не ука-
зывается, чего достигнуть. «Атаковать»,
«Нанести удал», «Обстрелять», «(боро-
нять» или: «Вести разведку», «Насти
дор», «Вести поисж» — так нередко
формулируются боевые задачи. Конечно,
такие формулировки очень мало дат
‘исполнителям. Они выражают форму
действий, составляют дополнение к зала-
че. Атака, например, может быть пред-
принята © различными целями: уничто-
жить об’ект, задержать его движение на
определенный срок, сковать маневр, за-
зтавить изменить движение в нужном
нам направлении и т. п. От эту зави-
сит ©10с0б атаки, выбор средетв. их рае-
пределение и многое другое, Атака. же
может ‘быть эффективной только тогда,
когла исполнитель знает, для чего он
атакует. Это понимание и должно быть
заложено в задаче. Недостатки ухказан-
ных выше формулировок не компенон-
руютея введением в них разлячных
уточняющих обстоятельств; даже в том
случае, если на их основании можно
«догадаться», что от тебя требуется. В
формулировке задачи должна содержать-
CH четко выраженная цель действий.

Во время недавних учений на одном
из флотов Н-скому соединению была по-
ставлена задача: «...Нанести артиллерий-
ский удар по противнику в случае его
входа в зону действия артиллерии круп-
ных кораблей...». «Противник» представ-
лял собой десантный отряд. Его марш-

рут проходил через район фазвертыва-

SS Sl nr a Rien fe Re

—_—_

0 ПОСТАНОВКЕ БОЕВОЙ ЗАДАЧИ

ния соединения и сферу действий тор-
педных катеров и ‘авиации. Нам  пред-
оставляется, что формулировка «нанесе:
ние артиллерийского удара» в этом слу:
чае должна была быть заменена юонкрет-
ной постановкой задачи,  предусматри-
вавшей цель удара, например: pac-
строить боевой порядок десантного от.
ряда для облегчения торпедным Kare.
рам и авиации атак транспортов; или —
ослабить десантный отряд противника
выводом из строя определенных  кораб-
лей; сковать артогнем «неприятельские»
крейсера для обеспечения своим эемин-
нам м торпедным катерам атак транс:
портов’ с десантом ит. п. ит. шп.
Следующим требованием к постановке
боевой задачи является ее конкретность.
С этой точки зрения необходимо  сле-
циально поговорить 0 слове «обеете-
чить», получившем большое распростра-
нение. Этот термин, законно употребляю-
щийся как обобщающий сумму › совер.
шенно определенных действий mM Mepo-
приятий, HA HAM взгляд, совершенно не
подходит при постановке боевой задали,
Командир. планирующий операцию,
принимая тешение, имеет право и дол-
жен рассуждать: здесь я нанолгу  глав-

ный удар, & вдесь я его обеепечиваю, Но

это <обеспечиваю» в свою очередь
суть определенные действия конкретных

я

сил. И эти силы должны получить н9]-.

мальную боевую задачу, имеющую част
ной целью «уничтожить», «задержать»,
«не допустить» ит, п. Обеспечение дол-

жно выразиться в совершенно конкрет: ©)

ных действиях, общая оперативная на-
правленноеть которых исполнителю м0-
жет быть и неизвестна.

На одном учении авиационный на-
чальник получил задачу: «Обеспечить
разведку, наблюдение за «противником»
и нанесение по нему бомбардировочных
ударов». Подразделения, подчиненные
этому начальнику, заранее были omepa-
тивно подчинены командирам  мороких
соединений. ‘Поэтому авиационный  на-
чальник легко <«разделалея» е такой <3а-
дачей», издав свой приказ (кстати, с9-
вершенно лишний), в котором повелел
командирам свойх частей «слушаться»
того морокого начальника, которому каж-
дый из них придан, и делать, что моря:
ки велят. Обвинять авиационного на-
чальника трудно, ибо формулировка <3a-
дачи» ничего не содержала и ни к чему
его не обязывала. Он выполнил эту <3а-
дачу»,

Не менее осторожно следует обращать
ся с термином «ослабить противника».
До какой степени ослабить? Будет аи
достигнута цель, выполнен замысел ко-
мандира, если удастся вывести из строя
одну из двадцати единиц противника?
Исполнитель, добившеиеь такого резуль:
тата, имеет право считать задачу выпол
ненной, Но удовлетворит ли он того, км
поставил задачу?

Следует, наконец, сказать и о соблю-
дении законных шрав исполнителя Ha
инициативу при решении поставленной

задачи. Правильно  сформулированная
задача должна оставлять место для ре-
шения исполнителя, как ему 056}-

ществить задачу. Это важно не только
потому, что приучает исполнителя ду-
маль, проявлять инициативу, но имеет и
чисто практическое значение. Разраба-
тывающий операцию никогда не сможет
охватить всех. ее деталей. Если он и m0-
пытается это сделать, то результат 110
лучится куда хуже, чем в том случае,
когда решение предоставляется каждому
исполнителю. Необходимо лишь дать ему
задачу (что) и обусловить ее элементами
оостановки. Это важно и потому, чю
знать все внутренние возможности  каж-
дото соединения, корабля или части луч-
ше ее командира никто не может. Имен-
HO поэтому вопрос, кан достигнуть по-
ставленной цели, для ставящеёго задачу
является второстепенным. Решение

преса. нак всегда лучше предоставить

истолнителю.

Ha оперативно-тактической игре в
авиасоединении, которым командовал
т. Логинов, участникам вместо ¢ зада-

нием был роздан приказ,  содержавиий
задачи по поиску в море и уничтожению
«противника». Участники должны чри-
нять решение. Когда дело дошло то за-
слушивания решений. то оказалось; чт
решать-то и нечего, Меето вылета, коли-
чество и тип самолетов, район, высота,
продолжительность, периодичность
все уже содержалось в предложенной 38-
даче. Спрошенному осталось лишь точно
повторить соответствующий пункт пре
каза. Эта игра, естественно, пользы He
дала.

Капитан 3 ранга Б. САМОЙЛОВ.

—

в9-.