=

13 октября 1945 p,,

Океаног рафическая экспедиция п.
боевом корабле

ra

Окевнографические исследования, в
особенности изучение  физико-географи-
ческих особенностей морей и океанов, на
воторых развертывается. деятельность
военных флотов, издавна были. одним из
видов постоянной деятельности боевых
кораблей. В русском военном флоте изу-
чение океанов и морей всегда ванимало
большое и важное место, Достаточно на-
помнить о многочисленных географичес-
ких открытиях, оделанных во времена
Великой Северной экспедиции, экопеди-
цией Беринга и кругосветных плаваний,
особенно широко развернувшихся в пер-
вой половине ХХ века. Выдающиеся
открытия навсегда запечатлели B исто-
рии науки имена таких русских кораблей,
как «Св. Гавриил», «Св. Петр», «Св. Па-
вол», «Надежда» и «Нева», военных
шлюпов «Восток» и «Мирный», и многих
других.

С ростом географических знаний науч-
ные задачи, разрешавииеся кораблями
нашего флота, стали постепенно менять-
ся. Открытия новых земель и островов
оменились попытками изучить свойства
вод океана, И первыми кораблями, с бор-

Ta которых были сделаны измерения тем-.

пературы глубинных вод окевна, отре-
деления их прозрачности, были корабли
русского военного флота «Рюрик» и
«Предприятие», находившиеся в 1815-—
1818 ив 1823—1826 cr, » иругосвет-
ных плаваниях под командованием капи-
тан-лейтенанта Коцебу. С тех mop pyc.
ские военные корабли не фаз вели оке-
анографические исследования. Особенно-
то расцвета они достигли в период дея-
тельности адмирала Макарова.  Общеизве-
отны его замечательные и крупнейшие
по размаху океанографические исследо-
вания Тихого океана на корвете «Ви-
тязь», Не менее выдающимися были и
исследования течений в Босфоре, изуче-
ние водообмена между Черным и Мра-
морным морями, выполненное Макаро-
вым на корабле «Тамань».

Значительный размах получили оке-
анографические исследования, с успе-
хом выполненные на кораблях copercKo-
го Военно-Морского Флота. Таковы ue.
вестные о своему большому научному и
практическому значению регулярные гид-
логические разрезы Баренцова моря по

суббота. № 242 (2117)

Pa —~ на температуре его вод,
делении их солености и плотности,

на распре-

КРАС

дежно предсказывать ожидаемые — изме-

на   нения течений — такова одна из важных

характере грунта, на ледовых условиях   задач ближайшего времени. Но для pe-

и т. п, Интересно отметить, что, в част-
носли, изучавшиеся экомедицией течения
Горла Белого моря, вожедетвие их боль-
и той поли, какую играет Гор-

шой силы
10 как единственное соединение Ве
моря с океаном, определяют ‘в
большой мере все
тогии всего этого своеобразного моря,

Так как приливо-отливные течения

непостоянны
ДЛЯ

от часа к Wacy,.

нако; и более

можности

бые сроки вперед.

Для длительных и частых наблюдений
особенное значение приз
самопишущие приборы, даю-
‘окорости

возда-
в последние
BO
анах, в том числе и в Советском
яд конструкций уже разработан.
Некоторые из них оказались  Удовлетво-
рительными и нашли практическое при-
менение. Однахо в целом птроблема с0зда-
ния апиаратуры для автоматической за-
писи течений еще далека от полного ре-
шения. Впереди еще много работы над
улучшениеж существующих и созданием
более совершенных и надежных «самопис-
цев течений», могущих стать приборами
по-
этому тщательно изучать каждый новый
работу в
море. Это и являлось одной из задач на-
шей экспедиции. В ее распоряжение шо-

над течениями
обретают
щие непрерывную запись

и направления течений. Над
нием таких приборов
десятилетия интенсивно
всех 6
Союзе.

работают

массового применения, Необходимо

тип прибора, проверяя ero

ступил  самописец течений довольно

оригинальной конструкции, Его выгод-
от боль-
шинотва других систем состоит в том, что
весь регистрирующий механизм способен
работать в морской воде, что избавляет

ное принципиальное отличие

от необходимости пемещать его в зам-
кнутую камеру, непроницаемую` для воды,
Испытание этого прибора вел науч-

ТОГО   хать течения

очень   веякий корабль, и особенно небольшой,
основные черты гидро-

ольскому меридиану, выполнявшиеся в
периох 1920—1925 иг. нь военных
тральщиках, океанографические работы в
Японском море на корабле «Воровокий»,
поход на о. Врангеля на канонерской
лодке «Красный Октябрь», не говоря
уже 0 многочисленных исследованиях,
ведшихся кораблями гидрографии ВМФ.

ный сотрудник Океанографического ин-
ститута И. М. Соскин ¢ помощью краено-
флотцев корабля. Испытание пропело ус-
попвно. Оказалось даже возможным, не
ограничиваясь собственно испытанием
аппарата, применить его для производ-
ства ряда наблюдений нах течениями как

в поверхностном слое, так и на глубинах
Е он hut nc Tooy- до 25 метров и получить записи общей
даротвенного окезнографического = ин- продолжительностью около 300 часов.
cruryra (TOM), как и многие офи-
церы флота, стремятся к yxpemae-  Среди других работ, проведенных экс-

нию океанографических традиций
щего флота,

Недавно Закончилась экспедиция, ра-
ботавшая на Белом море. Она осущест-
валялась Океанографическим институтом
совместно с одним из научных инотиту-
тов ВМФ, Морской обсерваторией Упраз-
ления гидрометеослужбы — беломорокого
театра. Для работ был выделен боевой
корабль Северного флота пох командова-
нием капитана 3 ранга Шубина,

Одной из задач этой экопедиции яв-
лялось  совершенствование методики
океанографических наблюдений в пер-
вую очередь наблюдений над течениями.
Эти наблюдения принадлежат к числу
трудиых, особенно в районах приливо-0т-
ливных течений, непрерывно меняющих-
ся по силе и по направлению. Между тем
именно приливо-отливные течения. имеют
обычно наибольшее навигационное значе-
ние и резко сказываются вместе’ с тем на
некоторых гидрологических условиях мо-

LE СНЕ АНОХИНА ЕВЕ ИЕ ДЕ ТВОЕ ЕСАЕТИ

Корректный разговор

педицией, мне бы хотелось коснуться
того, что было сделано для изучения из-
менений течений в Горле Белого моря,
вызываемых YR6 не’ периодическими
факторами — приливами, & эпизодиче-
скими — воздействием на водную массу
моря ветров и распределением алмосфер-
ного давления. Без изучения влияния
этих факторов наши знания 0 т6-
чениях  останутоя все еще  недо-
остаточными как для научных, так и
для прикладных целей. На последнее пря-
мо указывается в известном всем нашим
штурманам Атласе течений Горла Белого
моря. На каждом листе Атласа помещено
предупреждение о том, что «при сильных
и длительных ветрах фактически на-
блюдаемые в море течения могуг замет-
но отличаться от показанных в Атласе».
Установить, каких величин могут доети-
гать ети различия, найти зависимость
их от силы, направления и длительности
ветров и от общей метеоролотической 05б-
становки, научиться в дальнейшем  на-

на-

— Подполковник Ге: <> и НН жерт-
бут, позвольте обра- М. ЧАРНЫЙ вовали 6060 и мия
титься., Только He- . лечения всего общест-

` сколько минут. По во- ве ва, для того, чтобы
mpocy 0 культуре..; : было р HOBO,
Нет, нет, He 0 простынях,  кото-   здоровое общество, новый строй отноше-
рых нехватает, не 0 хлебе, кото-   ний людей хруг & другу. ii
рый у Bac выпекают весьма  низ-  Bee ото я вепомнил ee oe нах я
х0го качества. Я знаю, что  санато-   дясь в Вашем санатории, я наблюдал яв
рий открыт Вами недавно, что сразу   ления, которые, как мне кажется, не со-

всем соответствуют нашему общему жела-
нию, чтобы любое воветокое учрежиение,
Та тем более медицинекое, было образном
культуры и культурного отношения к че-

веого не наладить, послевоенные ттуд-
ности и прочее. Нет, я не об этом, Xouer-
ся поговорить 0 том, что не подочиты-
вается ни в каких ведомостях, не выдается

БЕК ЕЕ ПА ВИЛ Е

в складах и трудно взвесить даже на ail-
тевароких весах — о человеческом чувст-
ве, 0б отношениях людей друг к другу.

Не правда ти, эта тема должна Вас за-
интересовать, хотя в инструкции 00 -обя-
занностях начальника санатория вряд ли
товорится что-либо о чуветвах. Среди рус-
ских медиков давно установилаеь традм-
ция широкого взгляда на обязанности
врача как работника культуры, как само-
отверженного народного слуги, который
заботится не только о теле человека, но и
о его душе, о всем строе общественной
Жизни,

Николай Иванович Пирогов, великий
мастер врачевания человеческого тела,
одним из первых в русской общественно-
сти заговорил 0 внимании к человеческой
душе, о гуманитарном воститании, о бе-
режном отноттении к, чувству достоинотва,.
Кстати сказать, статья Пирогова о во6-
питании—«Вопросы жизни», произведшая
больное виечатление на русское общество
того времени (середина прошлого Beka),
была напечатана в «Морском сборнике».

А Чехов — один из самых гуманистиче-
вких русских писателей, Чехов co своим
засковым и пристальным вниманием к че-
ловеку — он ведь был врачом не только

s A MS
по официальному или случайному образо

званию. Он любил медицину и, будучи уже
известныиг писателем, бесплатно лочил со-
содних крестьян. Амеколько было врачей
среди революционной интеллигенции, НН
дей, которые променяли уютный врачео-

ный кабинет на тяжелое подполье, осылву

ловеку.

Отдыхающий офицер входит в канце-
лярию. Он использовал привезенное с с0-
бой мыло и хочет получить полагающееся
ему по аттестату. В канцелярии сидит
канцеляристка. Она едва выслушивает
офицера и, не подымая глаз от своих бу-
маг, бросает:

— Придете завтра.

— Почему? я

Канцеляриства обращается к соседке.
Они говорят о своих делах. Офицер ждет.
Проходит минуты две, когда канцеляри-
сотка полагает нужным ответить торчалце-
My yee стола офицеру, и снова, уткнув-
шись глазами в свои бумаги, роняет:

— Опозлали. Выдача от двух до четы-
рех.

—- Теперь: десять минут пятого... Я не-
давно приехал и He знал этого порядка.
Мне необходимо помыться...

— Ваше дело.

Я вижу, Вы улыбаетесь, подполковник
Гербут. Какой неожиданный” переход от
Пирогова и врачей — великих гуманис-
тов и революционеров — к канцелярской
девушке Люсе и двум нускам банного мы-
ла, Мелочи... Подождите, вопросе может
оказаться сложнее.

Конечно, мыло для офицерского соста-
Ba — это не ироблема; При некотором
внимании co стороны Вашего  админи-
стративного аппарата эту задачу можно
рошить наллузшим образом В три иичу-
TH. Topasto существеннее, на мои Beragy,
то равнодушное, неуважительное, прене-

шения ев, понятно, нужны измерения те-
чений, сделанные во время сильных вет-
ров и во время штормов,

Как же достигнуть этого? Как наблю-
во время шторма, когда

стремится найти укрытую стоянку или,
в крайнем случае, штормовать в откры-
том море на ходу или в дрейфе, но не

то   СТоять на якоре?
их мзучения требуются  непре-
рывные и частые наблюдения, длящие-
ся, как минимум, сутки, Необходимы, од-
цлительные наблюдения,
охватывающие несколько суток или пол-
месяца, так как это открывает уже воз-

дли предвычисления приливо-
отливных течений на любой день, на лю-

Охеанографическая пражтика ищет в
данном случае два основных пути. Один
состоит вотом, чтобы вести наблюдения
На таком корабле, который был бы спо-
собен выдерживать стоянку на якоре при
сильном ветре и волнении. Размеры ко-
рабля, наряду с его мореходными каче-
ствами, играют здесь важную роль. Ha-
шей экспедиции был выделен довольно
врупный корабль. На нем удавалось oes
серьезных помех‘ стоять на якоре и ра-
ботать в открытой части Горла Белого
моря на 60—100-метровых глубинах при
длительных 6—7 бальных ветрах от
норд-оста и норда, разводивших доволь-
но большое волнение.

В результате научным сотрудником
Океанографического института  техник-
лейтенантом Лагутиным были произве-
дены весьма ценные наблюдения над те-
чениями Горла пря сильных ветрах. Эти
наблюдения показали, что при № ветрах
силою в 6—7 баллов расхождение с Ат-
пасом может достигать 0,5—1,0 узла.

Другой путь организации наблюдений
над течениями при сильном волнении и
ветрах еще более радикален, Он состоит
в применении самописцев
корабля, & в подводного буя, поставлен-
ного на якоре или на двух якорях так,
чтобы он находился под водой на неко-
торой глубине, достаточной для того,
чтобы волнение не могло сорвать буй или
нарушить работу самошисцев. Этот путь,
давно предложенный  сканлинавскими
океашографами и применявшийся ими в
ряде случаев, еще очень мало вошел в
нашу океанографическую практику. Его
надо скорее изучить и освоить.

Надо с большим удовлетворением под-
червнуть, что тример нашей научной экс-
педиции как нельзя лучше показал ту ог-
ромную обоюдную пользу, какую оке-
анографы и военные моряки по-
лучают от совместной работы. Весь
ход плавания ежечасно убеждал нас в
этом, В научных наблюдениях самым дея-
тельным ‘образом участвовали весь лич-
ный состав и офицеры корабля и, в пер-
вую очередь, командир корабля капитан
3 ранга Шубин, оказавший экспедиции
большое содействие. Многие краснофлот-
цы и старшины, как, напоимер, тт. Миту-
вов, Попов, Николаев, Пофельный, Во-
робей, Маслов, Старков и другие, при-
влеченные в выполнению опытов и... на-
блюдений, не только работали хорошо, но
и проявили огромный интерес к исследо-
ваниям.

Успех работ экспедиции в большой
степени бых обусловлен крупными воз-
можностями, какие открывала работа на
военном корабле, uM содействием, oxa-
занным экспедиции Co стороны вице-ад-
мирала Пантелеева и контр-адмирала Бо-
голепова.

Остается пожелать, чтобы в дальней-
шем такая тесная связь между океано-
графами и Военно-Мороким Флотом yupo-
чилась и океанографические  исолелова-
HUA стали органической частью деятель-
ности кораблей нашего флота.

Начальник экспедиции Госу-
дарственного онеанографического
института В. ТИМОНОВ.

УВ

воторое проявилось в этом маленьком
эпизоде. Не то существенно, что канце-
ляристка отказала отдыхающему в его
просьбе, важно то, как она это сделала,
Эта манера разговаривать в таком тоне,
точно самый факт ответа уже есть боль-
шов одолжение, эта сухость речи, это
подчеркнутое безразличие — вот что от-
вратительно.

Не заметили ли Вы, что из лексикона
некоторых окружающих нас людей совер-
шенно выпали такие хорошие русские
слова, как «пожалуйста», «будьте лю-
безны», «не откажичте». Слова, опреде-
ляющие, в известной степени, намерение
говорить в собеседником хотя бы просто
вежливо. Даже простого «спасибо» от та-
ких людей никогда не слышно, :

В канцелярии одного из центральны
флотеких учреждений начальствовал над
каким-то прод. столом главетаршина Po.
манов. Однажды в нему подошел майор
и сказал: :

— liqy сегодня в командировку, для
получения продуктов необходима копия
6 командировочного удостоверения. Ко-
пию я снял, поставьте, пожалуйста, пе-
чать.

-— Ая не поставлю.

— Почему? Ведь вы воегда
печать в таких случаях.

А сейчас не поставлю,

Майор, у которого была на счету каж-
дая минута, прекратил разговор, резко
повернулся и пошел в свое управление,
за три километра, ставить печать. Потом
он узнал, что пакануне Романову дей-
ствлтельно было предложено копий не ва-
верять. Формально он был прав. Тем не
менее майор был возмущен до глубины
души, может быть сам не отдавая себе
отчета в источниках своего негодования.
А возмущен он был потому, что Романов,
будучи формально прав, товорил © ним
п0-Хамски.

Если бы он сказал корректно и участ-
ливо: «Очень жаль, товарищ майор, но я
He имею больше права заверить такую
копию. Обратитесь, пожалуйста, в ут-
ревление...» Но тон его речи, манера се-
бя держать и выражение глаз — все это
свидетельствовало о предельном неува-
жении. Майора оп видел в первый раз:
Никакого личного отношения к этому по-
сотителю у него ме могло быть. Старши-

ставили

брежительное отношение к посетителю,   на, очевидно, воо ил, что ебли в нему

течений не с

Е ЕВ ee ee

ный Флот

Капитан-лейтенант В. `И. Алексеев,
один из лучших связистов трижды op-
деноносной Дунайской флотилии. Осо-
бенно хорошо юн организовал боевое
управление в Эстергом-Гатской опера“

ции и под Веной. Фото Н. Хряцкина.

КИНО
Гимн радости.
и победы

Цветной фильм «Всесоюзный
парад физкультурников» *

Советская  кипематография
цветной фильм «Всесоюзный парад физ-
культурнякоз», f

Операторы и режиссеры в с’емках и MOR-
таже талантливо передали не
внешнюю картину ратмичных, согласован-
ных движений, но и внутреннее ощущение
молодости, силы.

Наличие цвета необычайно усилило воз-
зра-

действие фильма. Глядя на экран,
тель забывает, что он в зале кинотеатра:

Создается полное ощущение, будто сам при-

сутствуешь на Красной плошади и наблюда-
ешь парад в натуре. `

Всеми цветами радуги переливаются шел-
ковые знамена спортивных обществ, десял-
ки, сотни красок на вышивках украинских
рубах, на пестрых тканях среднеавиатских
халатов... Дети всех народов многонацио-
нальной братской семьи республик’ Совет-
ского Союза пришли сюда в своих наряд-
ных, праздничных: одеждах, то сливающих-
ся © бронзой загорелых тел, то оттеняю-
щих их своей белизной.

Велика впечатляющая сила фильма. о па-
раде 1945 года. Этот фильм передает мас-
штабы праздника, его массовость, показывает
зрителю изобретательные и эффектные уп-
ражнения, которые продемонстрировали
23.000 лучших физкультурников страны.

Большинство из участников парада —
солдаты и офицеры Красной Армии и
Флота, многие чемпконы стали теперь Ге-
гроями Советского Союза, тысячи юношей и
девушек-—спортоменов доблестно сражались
в неприятельском тылу, в партизанских от-
рядах. Физкультурная закалка, спортивные
навыки помогли им лучше, вернее, отваж-
нее уничтожать ненавистного врага. И вст
теперь, проходя по Красной площади
‘торжественном марше, показывая свой: но-
вые физкультурные. достижения перед мно-
гочисленными гостями — знатными людьми
зашей Родины, —все свои мысли, весь пла-
мень своих юных и чистых сердец обра-
щают оБи к тому, кто символизирует. неру-
щимую мощь и величие наией Родины, —
к гениальному вождю и полководцу И. В.
Сталину, к его верным соратникам.

Й эту особую атмосферу Красной площа-
ди августа 1945 г., эти чувства сынозней
любви и преданяости хорошо передали
на экране авторы цветного фильма о Все-
союзном параде физкультурников 1945 г.,
гармонично сочетав совершенную кинемато-
графическую форму с глубоким и волную-
щим. содержанием.

tes С. ПАНИН.

# Режиссеры-—лауреат Сталинской премии
В. Беляев, И. Венжер и лауреат Сталин-
ской премии И. Посельский. Производство
Центральной ордена Красного Знамени сту-
дии документальных фильмов 1945 г.

ежедневно обращаются десятки людей, да
еще старше его по званию, следователь-
но, он может им грубить.

Есть особы, которые нуждаются в
очень серьезном лечении, главным обра-
зом хирургическом. Их надо прежде вее-
го отсечь от малейшей возможности рас-
поряжаться людьми, от должности, при
которой от них кто бы то ни было зави-
сит.

Но очень часто люди нуждаются
просто в элементарном воспитании. Она:
не знают, что тон определяет музыку.

Люся из Вашей канцелярии, возмож-
но, неплохая девушка. Я видел, как она
мило улыбается в кругу друзей, Но она,
повидимому, не знает, что любезный тон.
нужен всегда в обычных, нормальных от-
кошениях в людьми, & на службе — обя-.
зателен. Право же, вежливость, любез-
ность, корректность — это не менее су-
щественно для нашего самочуветвия м
в санатории и вне его, чем электротера-.
пия или обтирание мокрым полотенцем.
даже склонен думать, что доброжела-
тельное, всегда любезное отношение ра-
ботников друг в другу в значительной
ствпени определяет успех работы.

Народ уже давно оценил значение
приветливого слова и сказал 0б этом в
многочисленных пословицах, «Не трудно
ласковое слово, да споро». «Спасибо
великое дело». «За спасибо мужичок в
Москву сходил да еще полепасиба домой
принес».

А о человеке трубом наш народ,
во свойственным ему добродущием, ека-
зал в усмешкой: «Пришить бы хвост, так
настоящий пес».

Может быть, Люся, молодая девушка,
лишена в Вашем санатории хороших при-
мероз? Позвольте Вам напомнить один
эпизод. Санаторный автобус должен был
итти в город. Как обычно, в нем разме-
отились отдыхающие офицеры и служа-
щие санатория. Перед самым от’ездом Вы
вошли в автобус, грозно оглядели с05-
равшихея и, увидев медицинскую сестру
Т., гаркнули: «Слазьте! Слазьте, я вам
говорю !».

Покрасневшая и смущенная сестра
стала бормотать, что ёдет по порученяю
главного врача, но Вы ев выгкели корот-
ким. й сердитым приказом.

Возможно, Вы были правы, сокращая
количество пассажиров: автобус был не

только

ТРУЛОВЫ

Е УСПЕХИ _

СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ

° К ДОВОЕННОМУ УРОВНЮ
ПРОИЗВОДСТВА САХАРА

Война нанесла большой урон caxap-
ной промышленности. Временная потеря
основных свеклосеющих районов стра-
ны лишила в первый период войны
сырьевой базы многие сахарные заводы.
В связи ‹ этим возникли серьезные за-
труднения в снабжении населения саха-
pom.

Сейчас сахарная промышленноеть Boc-
станавливаеся  усиленными  томпами,
Рожи в прошлом году работало 133 pa-
финадных и песочных завода, то B Ha-
ступающем сезоне сахароварения будут
пущены в ход 175 заводов. Десятки
предприятий уже приступили к перера-
ботке свеклы. Действ ющими заводами
Украины, Казахетана, Узбекистана выпу-
щен‘ первый миллион пудов сахара,

В основных районах  сахароварения
сеть сахарных заводов приближается к
довоенным масштабам, Восотанавливают-
ся первоклассные предприятия на Украи-
не, в Прибалтике, в Курской области.
Скоро вновь вступят в строй более 20
заводов: один из крупнейших в Европе
сахарный комбинат имени Сталина в
Полтавокой области, Ходоровский завод
в Дрогобычекой области, Шполянокий
завод в Киевекой области и другие.

Наряду с воестанавливаемьыюи пред-
приятиями увеличивают производство
продукции новые сахарные заводы, по-

выпустила   бтроенные во время Отечественной вой-

ны. Например, первый в Поволжье Тима-
шевский свеклосахарный завод (Куйбы-
шевокая область) выпустит в текущем
сезоне 175 тысяч пудов чистого сахара
вместо 88 тысяч пудов, выпущенных в
прошлом году.

На веех сахарных заводах страны в
этом сезоне будет переработано в два
раза больше свеклы, чем в 1944 году.

Развитию сахарной промышленности
способствуют достижения советских евек-
ловодов. В нынешнем году значительно
расширились площади посевов свеклы,
прежде веего на Украине, где размеры
свекловичных плантаций увеличились в
полтора раза по сравнению с прошлым
годом. Почти повсеместно выращен
хороший урожай свеклы. В колхозах и
совхозах Киевской области предполагает-
ся этой осенью собрать свеклы в два раза
больше проихогоднего. Е 1 октября здесь
было накопано более полутора миллионов
центнеров корней. Богатый урожай соби-
рают свекловоды Винницкой облаети, ко-
торые уже вывезли на заготовительные
пункты около 2 млн. центнеров сахарной
свеклы.

Советекие свекловоды борются за полное
восстановление сырьевой базы сахарной
промышленности в довоенном об’еме. На
свекловичных плантациях Украины, Во-
ронежекой, Курской и других областей с
новой силой развертывается движение пя-
тисотниц. Старосельские колхозницы, ко-
торые десять лет тому назад выступили за-
‚отрельщицами этого замечательного хви-
жения, в текущем году вновь добились
выдающихся успехов. Многие звенья с0б-
рали по 500 центнеров с гектара. С до-
стижениями старосельских пятисотниц пе-
рекликаются трудовые успехи передовых
колхозниц  Одесщины. Здесь знатные
звеньевые Кривоозерского района Евфро-
синия Лескова и Христина Вдовиченко,
звеньевая колхоза имени Молотова Гайво-

ронекого района Елена Ховрич и другие
стахановки свекловичных полей убирают
обильный урожай.

Дальнейший под’ем евекловодетва, обес-
печивает быстрое восстановление caxap-
ной промышленности, резкое увеличение
производетва сахара для снабжения на-
селения, Красной Армии и: Военно-Мор-
ского Флота.

НОВЫЙ ТОВАРНЫЙ
JIOKOMOTHB

Недавно советский железнодорожный
транспорт получил новый товарный локо-
мотив. Коломенский машгиностроительный
завод имени Куйбышева выпустил мощный
паровоз последней конструкции, назван-
ный рабочими «Победа».

Паровоз серии «Победа» по своей мощ-
ности почти на одну треть превьииает из
вестные паровозы серии «00» и прибли-
жается к локомотиву серии «ФД». Но если
последний может курсировать лишь Ha
участках, где уложены рельсы определен-
ного типа, то новый паровоз вездеходен:
он может работать на всех железнодорож-
ных магистралях Copereroro Cosa.

Уже первый рейс товарного локомотива
«Победа» показал его превосходные ка-
чества. Ведя за с0б0ю поезд весом в
2.320 тонн, он достиг скорости в 70 ки-
лометров в час. По утверждению специа-
листов, новый паровоз способен развивать
скорость до 80—85 километров в час.

Выпуск нового, более совершенного 10-
комотива для вождения товарных составов
является крупной победой советеких ма-
шиностроителей. Проектирование и строи-

тельство паровоза в общей сложности про-

должатись около двух лет, Особенно на-
пряженными были последние недели перех
выпуском машины в экоплоалацию. ^

Творческая мысль конструкторов Коло-

менского завода во главе ст. Лебедянским,.

технологов и металлургов подкреплятась

самоотверженным трудом рабочих. Пре-.

красно справились со своими трудными
задачами инженеры, проектировавшие от-
дельные узлы и детали: тт. Жилин. Чись

тов, Дьяков. Конструкция нового парово-

за отличается экономичностью и совер-
шенством. Впервые в истории нашего па-
ровозостроения применена литая паровоз-
ная рама. Ее удачно спроектировал одан
из старейших инженеров Коломенекого з3-
вода т. Уткин.

С огромным трудовым под’емом готови-
ли коломенцы свой‘ подарок стране. Ра-

бочие автогенно-сборочного цеха сутками

не уходили с завода, чтобы доерочно за-
вершить сборку отдельных узлов. Один из

старейпеих кадровиков завода мастер Вез- ^

руков со своей бригадой, мастер паровоз
ной сборки орденоносец Сухов изо дня в
день перевыполняли плановые задания.
Сложную и большую работу в предельно
короткий срок выполнили котельщики во
главе с начальником цеха т. Бондаренко.
`Благодаря их стахановекому труду. котел
нового паровоза был готов за 35 суток, в
то время как постройка более простого по
конструкции котла паровоза «CO» зани-
маег обычно не менее 50—60 дней.

Паровозы серии «Победа» в ближайшие.
годы станут основными товарными локо-
мотивами на железных дорогах страны.
Их производство организуется в будущем
тоду на Брянском, Ворошиловградеком и
ряде других паровозостроятельных заво-
дов. :

ee

ЗАБОТА 0 СЕМЬЯХ ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ

МИНСК, 12 октября. (ТАСС). Бело-
русские колхозники и крестьяне-едино-
личники проявляют большую заботу о
семьях военнослужащих и демобилизо-
ванных воинах Красной Армии. Создан-
ные в большинетве колхозов и деревень

совсем исправен, перегружать его не зле-
довало, & сестра могла бы добраться в
город и поездом. Непонятно только, за-
чем понадобилось выгонять сестру так,
каж выгоняют наикодивших и трудно ис-
 правимых мальчишек. Вам-то ведь  из-
вестно, что тон определяет музыку.

Все сидевшие в автобусе видели, что
девушка оскорблена. Это — советокая
девушка. Она закончила на Урале шеда-
готический институт, но началась вой-
н& — и она ушла работаль не в школу,
& в госпиталь, стата возиться не с тет-
радками, & с бинтами и ранами, Вместе
6 госпиталем попала, на флот,

Неужели интеллигентный человек мо-
жет не понимать, что одним из величай-
ших достижений революции и нашего 06-
щества является необыкновенно в03рос-
шес чувство достоинства каждого совет.
ского гражданина? Последние четыре го-
да испытаний и побед еще выше подня-
ли это чувотво достоинства. Мы должны
гордиться им, беречь его.

Развитие чувства. достоинства  ни-
сколько не противоречит дисциплине, на-
оборот—оно ее предполагает. Умелое при-
менение строгих законов военной  дис-
циплины никоим образом He нарушает
чувства достоинства советекого воина.
Чутлкий п умный начальник даже лака-
зать- сумеет так, чтобы не оскорбить на-
казанного, & повысить в нем сознание
должного и достойного.

Было бы несправедливо, если бы рас-
сказав 06 эпизоде с сестрой 1., я не упо-
мянул о том, что Вы умеете быть чрез-
вычайно предупредительным. Так, едва в
санаторий прибудет отдыхать кто-нибудь
из начальства, Вы торопитесь нанести
личный визит, засвидетельствовать поч-
тение и развлечь внозь прибывшего чн-
тересной беседой. Это — отрадный факт.
Правда, он несколько омрачен тем 0б-
стоятельством, что в течение месяца-Вы
ни разу не заглянули к отдыхающим 0б-
щего корпуса, ни разу не поговорили 6’
ними, хотя, возможно. это произошло но-
тому, что Вы предвидели неприятные раз-
говоры о нес’едобном хлебе и прочем. К
тому же, Вы, конечно, очень заняты,

В конце сентября одному. . из на-
чальников, лечашихет в санатории, по-
натобилось в горот, Вы услужливо пред-
ложили санаторный автобус. Это очень
мило, В город нетрудно доехать и на по-

строительные бригады восстановили до-
ма для 75 тысяч семей защитников Ро-
дины. Ерестьяне Западной Белоруссии
обработали землю и помогли убрать уро-
жай 100 тысячам семей военнослужа-
max,

езде, но в автобусе удобнее. В эти часы
автобуе обычно отвозит лечащихея в са-
натории для приема серных и грязевых
ванн. Но больным было об’явлено, что в
этот день ванны работать не будут. Из-
вините меня, так сказать, ва грубый те-
ализи: это была неправда. Ванны рабо-
тали. Персонал, оболуживающий ванны,
напрасно ждал Ваших больных, Два де-
сятка больных, в том числе офицеры —
инвалиды Отечественной войны, — были
лишены в этот день назначенной им вра-
чами лечебной процедуры, потому что.
Вы оказались... чрезмерно любезных.

Как оценили эту любезность больные,
оно без лишних слов. Убежден, что ее
точно так же оценил бы и тот
начальник, если бы он знал, при каких
условиях Вы предоставили ему автобус.

Эпизод © сестрой Л, и энизод 6 <«вне-
плановым» рейсом автобуса об’единеныне
только «местом происшествия», но, ду-
мается мне, и единым корнем. Грубость
к подчиненным очень часто находит уди-
вительное продолжение в угодливости к
старшим, ;

Не говорите, пожалуйста, что речь
идет в данном. случае о мелочах. Речь
идет 0б уважении к советскому человеку,
0 бережном отношении к чуветву до.
стоинотва, чужому и... своему. То. что
некоторые склонны считать «мелочью»;
то-есть незначительные явления повев-
дневной, обычной жизни, имеет большое
значение для воспитания чувства и ха-
ражтера,

`Угодливость и прислужничеетво ведут
прямым путем в беспринципности, вели
не являются уже результатом ев. (б ох-
ном работнике, которого освободили от
занимаемой им высокой ‘должности,
товарищ Сталин сказал: «Что в нем пло-
xo? Прежде чем ответить на какой-ни-
будь вопрос, он прямо-таки по  тлазам
старается угадать, жак нужно ответать,
Чт0б но получилось невпопал, как, ска-
заль, чтобы угодить. Такой человек, сам
того не желая, может принести большой
вред делу». i

Извините, подполковник, за несколько
затянувигийся и необычный разговор. Вы
не можете отрицать, что он совершенно
корректен и имеет известное общественное
значение, хотя я вполне допускаю, чт
он Вам не совсем приятен,