РАСНЫЙ ФЛОТ

ЧЕТВЕРТЫЕ ВСЕФЛОТСКИЕ ГРЕБНО-ПАРУСНЫЕ ГОНКИ
О

*

* bg

‘Первые итоги

В 1939 roxy по решению Народного ко-

миссара Военно-Морского Флота адмирала

флота тов. Кузнецова в Севастополе были
проведены первые всефлотские гребно-па-
русные гонки. Вторые гонки были прове-
дены в 1940 году. Война с гитлеровской
Терманией не позволила провести такие
же соревнования в последующие годы.
Только в 1944 году удалось организовать
в Новороссийске третьи гребно-парусные
гонки, в которых приняли участие пред-
`ставители семи флотов и флотилий. Bo
всех этих соревновавиях  прелставители
Черноморского флота завоевывали общее
первенство.

Для военного моряка умение хорошо хо-
дить нод парусами и на веслах, умение
плавать — не просто спорт. Это важней-
ший элемент морской выучки. Известно,
какую огромную роль сыграли` простые
шлюпки и барказы на Черном море во вре-
мя высадки феодосийского десанта. Не
малую роль во время войны сыграли они
и на других театрах. На Ладоге, напри-
мер, ¢ шестерок высаживали наших де-
сантников в тыл немецких войек, подво-
зили для частей Красной Армии боеприпа-
сы и продовольствие.

Четвертые всефлотские гребно-парус-
вые гонки, проведенные в этом году В
возрождающемея Севастополе, явились
своеобразным смотром морской подготовки
личного состава четырех флотов, двух
флотилий и четырех военно-морских учи-
лиш. В соревнованиях приняло участие
24 команды. Ранняя осень на Черном мо-
ре, сильные ветры и накаты не помешали
проведению гонок. которые проходили при
любой погоде. Гонки продолжались 10
дней. В них приняло участие более 200
офицеров, старшин и краснофлотцев. Уча-
стники соревнований положили много
энергии и сил для достижения победы и
получения класеного места.

В гребных гонках на 10 кабельтовых
принимали участие 24 шестерки. Было
проведено восемь кругов. Наибольшее ко-
тичество очков и классных мест набрали
черноморцы. По гребным гонкам они
имеют 20 первых, 6 вторых и 3 третьих
места. Шестерка первой группы под уп-
равлением капитана 3 ранта Подсиорина
не имеет в гребных гонках ни одного по-
ражения. Все восемь раз она неизменно
приходила первой, набрав 72 очка из 72
возможных. Такого блестящего результа-
та шестерка добилась благодаря хоронтей
подготовке гребцов, благодаря их выучке
и выносливости.

Тихоокеанцы, североморцы, амурцы и
каспийцы были сильными соперниками
черноморцев и показали неплохие резуль-
таты. В гонках на 10 кабельтовых неудач-
но выступили представители Краснозна-
менного Балтийского флота. Они не заня-
ли ни одного классного места.

В гонках на 10 кабельтовых особенно
сказалась тренировка на выносливость.
Нужно сказать, что капитан 2 ранга Год-
левский, чьи шестерки представляли Чер-
номорский флот, уделил должное внима-
ние подбору и подготовке личного соста-
ва к соревнованиям. Это и дало свои ре-
зультаты.

Весьма интересно проходили соревно-
вания под парусами, В паруеных гонках
на 40 кабельтовых с пересадкой рулевых
встретились 8 команд — по одной коман-

a —н—_мйййийиЫ

<

Вице-ад мирал
В. ФАДЕЕВ

<

де от каждого флота и флотилии и’ две
команды от вмузов (сумма очков обеих
команд вмузов приводилась к одной).

Хорошие результаты по этому вид)
спорта показал предетавитель Каспийско-
го военно-морского училища лейтенант
Чеботарев. В прошлом чемпиен Украины
по плаванию. хороший яхтемен, неодно-
кратно занимавший первые места в сорев-
нованиях на Украине, т. Чеботарев я
здесь показал умение управлять паруса-
ми. Внимание не только участников с0-
ревнований, но и всех, кто следил за исхо-
дом напряженной борьбы, развернувшей-
вся на дистанциях, было приковано Е его
шестерке. Лейтенант Чеботарев набрал
наибольшее количество очков и заслужен-
HO стал чемпионом по этому виду спорта.
Но так как сумма очков обеих команд
вмузов делится пополам, а второй пред-
ставитель вмузов т. Филиппов имел значи-
тельное количество нолей, то первое место
занять Чеботареву так и не удалось. По
количеству очков оно присуждено черно-
морцам. Второе место осталось за тихо-
охеанцами, и лишь третье присуждено
вмузам.

В парусных гонках на 40 кабельтовых
без рулей лейтенант Чеботарев также до-
бился ‘хороших результатов. Он не терял-
ся в самой сложной оботановке — при
сильном ветре и волне, В один из штормо-
вых дней все участники парусных гонок
получили ноли за нарушения правил, 3a
навалы, и только Чеботарев благополучно
пришел в финишу. Но все же вмузам и по
этому виду соревнований не удалось по-
лучить первое место. Оно присуждено
шестерке Враснознаменной Амурской фло-
тилии, которой управлял капитан-лейте-
нант Хуршудов.

Амурец Хуршудов хорошо ходит под па-
русами,—как говорится. чуветвует ветер
и имеет неплохой морской глазомер. Еще
в прошлом году на гонках в Новороесий-
оке он добилея классного места по парус-
ному. спорту. Второе место в гонках без
рулей присуждено черноморцам (командир
капитан 3 ранга Подсиорин), и третье ко-
мандное место присуждено вмузам. Учи-
лище имени Фрунзе выставило слабую в
физическом отношении и недостаточно.
опытную команду, которой пришлось со-
отязатьея в моряками, проеслужившимя на
кораблях 7—8 лет и имеющими прекрас-
ную морскую выучку. Конечно, етроевое
офицерекое училище, безусловно, могло
бы подобрать более сильную команду.

Из-за безветрия в день проведения:
крейсерских гонок почти всю 20-мильную
дистанцию Участникам соревнований
пришлось преодолеть под веслами. Это
была трудная диетанция, но ход соревно-
ваний показал неплохую подготовку боль-
шинства команд. Все достигли старта. Уже
один этот факт говорит о хорошей натре-
нированности участников крейсерских го-
HOR,

За время проведения гонок тихоокеан-
цы, североморцы и шестерка вмузов, ко-
торой командовал лейтенант Филиппов,
получили по 8 нолей. Черноморцы имеют

ГРЕБЦЫ-ПОБЕДИТЕЛИ

Шлюпки шли к финишу. Моряки, рит-
мично откидываясь, гребли с напряже-
нием, стремясь хотя бы на корпуе, на
полкорпуса обогнать соперника. Зрители,
столпившиеся на берегу, на борту своих
кораблей, любовались этим соревновани-
ем ловкости, силы, морекой выучки. Но
многим из них в эти минуты спортивного
азарта вопоминалиеь другие эпизоды,
когда гребная шлюшка приносила победу
в боях с врагом, когда она  вызволяла
военных моряков из самых опасных по-
ложений. Враснофлотец, стоявший на бе-
регу, задумчиво произнес:

— А ведь мы на таких шлютках в де-
ванты ходили.

...Было это в самые напряженные дни
обороны Севастополя — летом, 1942 года.
Немцы прорвались к северному доку, ту-
да, где находилась группа моряков лей-
тенаита Лавренева. Было дано задание:
помочь товарищам во что бы то ни ста-
Jo выбить врага. Ночью на гребных
шлюлках моряки двинулись в район ce-
верного дока и бесшумно высадили де-.
сант. Нежданно-негаданно обрушились
десантники на врага, омяли его и обра-
тили в бегство.

Сколько таких
номорцев!

Две шлюпки старшего лейтенанта Мо-
розова оказались в море. До берега—
далеко, кругом только небо да волны,
Внезапно показались немецкие  катера-
разведчики. У наших моряков были толь-
во винтовки да и то не у всех, И это
против пулеметов немцев. Что делать —
сдаться? У моряков и не могла воз-
никнуть такая мысль. Начался неравный
бой. Моряки Морозова гребли и отстре-
ливались. В этой. схватке победили со-
ветокие моряки. Встреченные метким ог-
нем из винтовок, экипажи немецких бы-
строходных катеровуповернули обратно.

А вто на флоте не помнит, какую ог-
ромную службу сослужили гребные сула
в николаевоком десанте? По Южному
Бугу, между берегов, охраняемых враже-
скими пикетами, пятнадцаль километров
незамеченными двигались десантники на
шлюлках. И они добились цели — нанес-
ли мощный и неожиданный удар по вра-
гу

случаев на памяти чер-

Наши моряки любят шлюпку.

Неудивительно, что на четвертых BCe-
илотеких соревнованиях так много BHH-
мания уделялось гребле. Из сорока двух

гонок, проведенных за десять дней co-
ревнований, 24 раза стартовали гребные
ШлЮПБИ,

В гребных гонках двадцать раз первы-
ми брали весла на валек шлюпки черно-

морцев, вызывая восторженные овации
зрителей. Кто же они — гребцы победи-
тели? Вот они стоят на пирсе, веселые и
бравые моряки.

Старшина 2 статьи Пермяков и гвар-
дии краснофлотец Лопата — бессменные
загребные на шлюпке капитана 3 ранга
Подсиорина в течение ряда лет. Натре-
нированность помогает им чувствовать на
ходу каждое движение друг друга. У
загребных этой шлюпки ни одного липене-
го движения, ни одной ошибки; все точ-
во рассчитано, выверено. Левый загреб-
ной Пермяков еще во время высадки де-
санта на крымекое побережье узнал цену
шлюпки. С той поры он неустанно зани-
мается гребным спортом.

Подстать своим загребным остальные
гребцы шлюпки — гвардии старшина 2
статьи Некрасов, краснофлотец Вихорев,
старшина 2 статьи Кузнецов, старший
краснофлотец Руденко. Старшина шлюп-
ви гвардии старшина 2 статьи Абаку-
мов — артиллериет по специальности. Он
прекрасно изучил свою команду, знает, чем
силен каждый из гребцов. Восемь раз эта
шлюпка первой пересекала линию фини-
ша, заслуженно завоевав славу лучшего
гребного судна Военно-Морокого Флота.

Иишь на немного отстали от своего
флагмана другие участники гребных го-
нов от Черноморского флота — шлюпки
лейтепанта Закурдаева, лейтенанта Чер-
нышева и лейтенанта Гузенко,

На втором месте в гребных гонках

шлюпки каспийцев. Это достойные сопер-

ники лидеров. В гребле на десять кабель-
товых шлюика лейтенанта Бобкова лишь
на нолехрпуса отстала от черноморцев.
В труднейших комплеконых тонках, за-
вершивигих собою соревнования, шлюпка
каспийцев старшего лейтенанта Домбров-
свого пришла первой, показав рекордное
время. Лишь случайность — одна из
BHETOBOR, © которыми вышли гребцы на
берет, оказалась без штыка — помешала
каспийцам завоевать победу.

Прощаяеь с черноморцами после окон-
чания гопов, моряки с других флотов
обещали на следующей ветрече показать
лучшие результаты. 9то— серьезное 0бе-

mane.
Лейтенант А, ОРЕХОВ.

ie

пять нолей. Наименьшее колрчество нолей

(три) имеет лейтенант Чеботарев. Ноли,

судейская коллегия ставила за навалы,
столкновения и нарушения правил pac-
хожления. Эти нарушения — следотвие

‚ незнания правил гонок, плохого глазоме-.

ра, неумения ориентироваться в сложной
обстановке, когда решения нужно прини-
мать сразу, немедая. На гонках без рулей
в довольно свежую погоду был такой елу-
чай. Одна из шестерок заканчивала ди-
станцию и уже шла к финишу. Ветер стал
гнать ее на вешку. Несмотря на все уси-
лия офицера, командовавшего шестеркой,
отвернуть не удалось. Шестерка кавали-
лась на вешку и получила ноль. Ясно, что
это произошло из-за плохого знания дела,
неумения использовать ветер для уклоне-
Кия от опасности. То же произошло и CO
второй шестеркой, которая за два метра
до финиша врезалась в причал.

Приведенные факты показывают, что
даже простая шлюпка требует опытного
управления, что и она подчиняется воле
только знающего и грамотного водителя.

Отрадно отметать, что на соревнованиях
проявились благородные качества наших
моряков. Я имею в виду взаимную помощь,
заботу о своем офицере, поддержку и вы-
ручку товарища. В комплекеных гонках
шестерка Тихоокеанекого училища подо-
шла в перлиню.  Капитан-лейтенант
Марченко подал команду: Beem в
воду. В это время у одного из
курсантов винтовка  выскользнула из
рук и погрузилась в воду. Несволь-
ко его товарищей вновь приплыли ю
илюпке и стали нырять, разыскивая вин-
товву, без которой нельзя продолжать с0-
ревнования. Боясь потерять лишнее время,
они быстро уходили под воду, стараясь
скорей достать винтовку. Ясно, что кур-
CaHTE волновались, может быть, даже ру-
гали своего товарища, допуетившего оттиб-
ку. Но, когда курсант Кабатов вытащил
винтовку, все восторженно воскликнули,
подхватили виновника этого случая и бы-
стро устремились к берегу.

Подводл некоторые итоги прошедиих
гонок, хочется пожелать, чтобы гребной и
парусный спорт, плавание стали у нас на
флоте более массовыми. Взять хотя бы
греблю. Ведь нельзя на нескольких ше-
отерках обучить гребле весь личный с0-
став большого: корабля. Для этого нужны
фарказы, а они у нае переделаны под мо-
горные суда. По наптему мнению, для тре-
лировок личного состава на кораблях нуж-
но иметь хорошие весельные барказы.
Только при наличии плавсредств греблю’
можно сделать массовой, научить гребле.
весь личный состав. То же самое нужно
сказать и о плавании. У нае оно в основ-
ном проводится на водной станции. Там
устраиваются соревнования, заплывы, yC-
танавливаются рекорды. А ведь Boe это
можно сделать на корабле. Нужна только
инициатива офицеров. *

Несколько слов о шестерках. После
войны их осталось мало. Нужно строить
новые, и, по моему мнению, на флотах нуж-
но строить шестерки кронштадтокого 00-
разца. Они более остойчивы. мореходны.

Гонки окончены. Они многому научили
напих офицеров, старшин и краснофлот-
цев. Опыт гонок нужно использовать для
дальнейшего повышения морской выучки
тичного состава кораблей и соединений
нашего флота.

SC дд —0—0——_д—дд_д_ддддддкдддд———_д

о see cep oan ot ee rah a ne oe mg ee ens lfc ar nae rere po aL es th a Senge

Е
ДЕСЯТЬ ДНЕЙ

Десять дней в Северной бухте Севз-
стополя шла упорная борьба за первен-
ство. Каждое движение шлюпки, поворот,
каждую ошибку участников соревнований
тщательно фиксировали придирчивые, но
справедливые судьи. Они стояли с бинок-
лями на кораблях и брандвахтах, писали
судейские записки, вызывали свидетелей
и, руководетвуясь правилами гонок, не-
редко снимали с зачета ту или другую
команду. Капитан 2 ранга Домнин, под-
полковник Полянчиков, капитаны 3 ранга
Дринько, Зингенидзе, Богословский, Е8-
питаны Чиков и Ходаков представляли
главному судье вице-адмиралу ‘’Фадееву
свои мотивы, и главный судья выносил
окончательное решение.

Ни дождь, ни свежий ветер, ни пол-
нейший штиль “не могли приостановить
соревнований. Последние комплекеные
гонки проводились при довольно сильном
накате. Волны бились о бетонированные

стенки водной станции, От вышки водной.

станции первой ушла шестерка Тихо-
океанского флота под управлением лейте-
нанта Наеедкина. Через две минуты стар-
товали североморцы, еще через две —
черноморцы.

Шестерки 10. кабельтовых шли на зес-
лах, затем ставили рантоут, поднимали
паруса и огибали брандвахты. Затем ран-
гоут рубился, и енова на веслах команды
шли в натянутому перлиню между двумя
пирсами водной. станции.

Черноморская шестерка лейтенанта
Чернышева стартовала третьей, но к mep-
линю пришла первой, Чернышев отдал
команду, я бойцы, бросив весла, быстро
надели через плечо винтовки, :

В воду, — скоманловал Чернышев.

Моряки бросились в воду. «Десант»
подплыл к водной станции. Бойцы «де-
санта» побежали к военному городку, бро-
вили по две гранаты; перелезли через за-
бор, прыгнули через окоп и снова кину-

„к своей шестерке,
пошли к финишу.
Вот у перлиня одновременно остано-
вились 3 шестерки. Дело решатт секунды.
Командир шестерки Тихоокеанското
военно-морского училища калитан-лейте-
нант Марченко вместе с гребцами бро-
вилея в воду. Пять курсантов вместе с
командиром добрались до берега, прим-
внули штыки. Но нет шестого  гребца.
Оказывается, у него упала в воду винтов-
ка. Стоявший на берегу курсант Кабатов
поплыл обратно, На помощь ему подоете-
ли еще два курсанта. Теперь зинтовку
ищут все. Вот Кабатов вынырнул и под-
нял над головой винтовку. Вурсанты по-
паыли к берегу; ^ т
Подошла’ шлюлка ‘ Ераснознаменной
Каспийской флотилии старшего лейтенан-
та Домбровекого. Она показала лучшее
время, раньше всех на двадцать секунд
закончила весь комплекс гонок. Команда
торжествовала победу. Однако от зорких
глаз судей не ускользнула допущенная
оптибка. Домбровекий, высалившиеь на
берег, забыл в шестерке пгтык. Вак ко-
лоть чучело без штыка? И команда по-
лучила ноль.
Комплексные гонки выиграли чефрно-
морцы, второе место заняли тихоокеанцы..
есять дней борьбы позади. Гонки
окончены. Раз’езжаясь, ее участники го-
верили друг другу:
Ветретимся в будущем году. До
скорой спортивной вотречи.

Капитан 3 ранга Н. ДОБУШЕВ.

навалились на весла, и

ЧУВСТВО ВЕТРА

Искусство парусника сводится не толь-
ко к умению хорошо владеть парусом, но
и к так называемому чувству ветра. Это
чуветво не приходит сразу, оно выраба-
тываетея в годами. Для того, чтобы чув-
ствовать ветер, нужно быть больше прак-
тиком, нежели теоретиком парусного
спорта. К сожалению, многие из наших
яхтсменов больше увлекаются теоретиче-
скими рассуждениями по поводу того или
иного маневра, полчае щшеголяя различ-
ными терминами. Но стоит такому чело-
веку выйти на водный плее — и куда
деваютея всякие фордевинды, ‘овершеаги,
вастегрвейвы, топенанты и прочие сло-
вечки, которые он с таким изяществом
произносил на берегу. Как беспомощно
ведет оп себя на шлюпке под паруевами.

Прошедшие веефлотские гребно-парус-
ные гонки, к сожалению, не изобиловали
примерами высокого мастерства, Победи-
телем парусных гонок (в личном первен-
стве) заслуженно является лейтенант Че-
ботарев, выступавший от Каспийского
высшего военно-морского училища,

Чем характерен стиль хождения под
парусами у Чеботарева? Отвечая на этот
вопрое, можно сказать следующее: преж-
де всего у него хорошо развито чувство
ветра. Идя на дистанции, Чеботарев
всегда старается держать по возможности
круче к ветру, в так называемый крутой
бейдевинд. Это довольно трудно, тем более,
что шлюпка не имеет большого киля или
шверта. Иля в крутой бейдевинд, нужно
быть очень осторожным, так как, помимо
большого дрейфа, надо чувствовать и
улавливать малейшие изменения в поры-
вах ветра, Стоит только чуть-чуть зазе-
ваться, как шлюпка может очень далеко
выйти из ветра и потерять ход;

В прошедших гонках бывали  случам,
когда шлюпка попадала в полосу без-
ветрия. В такие моменты некоторые
командиры разваливалиеь на корме в ожи-
дании порыва ветра или проводили не-
нужные эволюции парусом, меняя галеы,
И именно в такие моменты, когда, каза-
тоеь, положение у всех было одинаковое,
шлюрка Чеботарева медленно продвига-
лась вперед. Каким образом? — задавали
себе вопрос многие участники гонок. А
дело в том, что абсолютного штиля поч-
ти не бывает. Движение воздуха, тем
более выше уровня шлюпки, все же про-
должается. И, если человек не ощущает
его, то большая площадь паруса чуветву-
ет этот ветер. Но вот подул легкий

бриз — и шлюпки снова двинулись впе-
ред. Опять заметно — Чеботарев уходит
вво дальше потому, что ветер распреде-
ляется по водному плесу неравномерно.
Опытный моряк сразу заметит по ряби
налетевший порывчик и старается  дер-
жаться этой полосы. Далее: проходя
вблизи больших кораблей, нужно учиты-
валь, что ветер здесь меняет свое направ-
ление. Ударяяеь в борт корабля, ветер
образует своеобразные завихрения. Тут
необходимы искусство и чутье, чтобы ра-
зобрать, где идет кромка этого завихре-
ния и что лучше — обойти ли этот ко-
рабль или, наоборот, прижавшись к нему,
использовать обратный поток воздуха. В
таких случаях обыкновенно меняют гале.
Со стороны глядя, получается очень ин-
тересная картина: шлюпки идут парал-

лельными курсами и почти рядом, но од-

на идет правым галеом, & другая левьем,
в то время как третья шлюгка, попав в
пентр завихрения, беспомощно  полощет
парусами, оставаясь на месте. Вот это
чувство  вотра и выделяет победителя
парусных гонок лейтенанта Чеботарева.

Соперяиком Чеботарева в личном пер-
вонстве был командир  черноморекой
шлюпки калитан 3 ранга Подоиорин. У
него свой особый стиль. Своеобразие
Подепорина выражается в пристрастии к
длинным  тгалоам, Он зсетда старается
выйти своему сопернику на вы. и иметь
как бы своеобразный запас. Но здесь
иной раз Подсиорин перебарщивает. В
одной из гонок Чеботарев, идя лидером
дистанции, выбиралея на ветер © целью
обойти корму корабля. Подсиорин неот-
ступно следовал ему в кильватер. 0ба,
конечно, шли в врутой бейдевинд. Выре-
завшиеь на определенную дистанцию, Че-
ботарев повернул и лег на рабочий газе.
Он теперь свободно проходил корму ко-
рабля без риска назалитьея на Hero.
Поденорин же, идя малелотом, прошел
еще дальше и повернул не в том месте,
где Чеботарев, а много дальше. В фезуль-
тате этого Чеботарев оторвалея от него
далеко вперед. Вот эта опибха, очень ча-
сто допускаемая Подоиориным, приносила
ему второе место, & не первое. Чеботарев
ходил по возможноети короче, & Подеио-
рин старалея всегда быть выше на ветре,
й поэтому его галсы были длиннее.

Чувство ветра принесло Чеботареву и
Поденорину заслуженную победу.

Капитан-лейтенант В. ДОКИН,

лись к пристани. Вплавь они добрались

14 октября 1945 г.,

oo Be ke se ed Ol

Северная Тихоокеанская флотилия. Тральщик H.
высадил десант под огнем противника и подавил его огневые точки.

ке: командир БЧ-П — Ш тральщика Н.

воскресенье. № 243 (2118)

первым‘ ворвался в порт Маока,
На сним-
лейтенант М. 3. Сорокин.

Фото Н, Веринчука.

Больше заботы о нуждах
экипажей тральщиков

Необхолимость скорейшего очищения
фарватеров и создания нормальных уело-
вий для плавания потребовала от коман-
дования приспособить для траления тен-
деры и мотоботы. Значительное количе-
ство их находится и в соединении капи-
тана 2 ранга т. Катунцевокого. Личный
состав этих маленьких кораблей творил
чудеса еще во время боев за Новороссийск
и на Керченской переправе. Сейчас моряки
не менее самоотверженно работают на
боевом тралении.

Экипаж тральщика главного стариеины
Самадаева часто по десять и больше су-
ток беспрерывно: находится в мере. Он не
прекражкает траления даже в 4—5 -балль-
ную волну. На его боевом. счету много
уничтоженных мин.

Недавно в одном из районов было 06-
наружено большое минноесполе. На, тра-
ление вышло несколько, подразделений
катеров. В их числе находилея катер
старшины 1 статьи Зайцева. За три на-
пряженных дня ик старшины
Зайцева вытралил 11 немецких мин и
один минный защитник,

В последующие дни боевой успех вы-
пал на долю почти всех командиров ка-
теров.

фатер старшины 1 статьи коммуниста
Ефименко вытралил 7 мин и 4 минных
защитника. Георгий Колесников со своим
экипажем  вытралил 4 мины и 10
минных защитников. В счету командира
катера Варавки прибавилось еще 4 мины
и 16 минных защитников.

Всего подразделение катеров вытрали-
ло за короткий срок 45 мин и 85 минных
защитников,

Ераснофлотцы и старшины особенно
напряженно работают теперь. Сейчас,
когда наступает пора частых штормов,
ветров, туманов, нужно использоваль для
боевого траления буквально каждый чае
хорошей погоды. Бытовые условия пла-
вания на мотоботах нелегки. На них нет
камбузов, и даже не все катера снабже-
ны примусами, на которых в море можно
разогреть консервы или сварить суп.
Негде обогретьея, высушить одежду.

Но, как ни тяжело личному составу,
еще никто из экипажей тендеров и мото-
ботов не пожаловался на трудности. Мо-
ряки тральщиков отлично понимают, ка-
кое важное народнохозяйственное значе-
ние имеет послевоенное траление, и они
готовы тралить день и ночь, не считаясь
с личными неудобствами.

Тем более обидно, что некоторые на-

чальники не проявляют порой элементар-
ной заботы о нуждах этих замечалельных
людей. Возьмем, в примеру,  капитан-
лейтенанта, т. Колесникова. Когда поле
17-дневного пребывания ‘в море кзлерь
возвратились в базу, этот офицер даже
не догадалея поощрить передовиков тра-
ления.

Нельзя не упрекнуть и командование
соединения, Оно тоже мало заботится о
личном составе. В штабе, например, нь
вошло в привычку провожать в №0
корабли и ветречаль их. Береговые ут
реждения в. свою очередь не заботятя
0 том, чтобы морякам, возвращающимя
в базу, сразу организоваль баню, горяче
питание, снабдить их фруктами и 00-
щами,

У многих краснофлотцев  ‘износилась
обувь, но база: серьезных Mep KH eo pr
MOHTY и замене, даже если . имеются на
это соответствующие акты, не принты
_мает, Старшина 1 отатьи Левин 60 свом
экипажем и личный состав еще одного
мотобота больше трех месяцев ы
прибыли из другой базы без вещевого п?

назад

‚я

денежного алтестатов. Сколько они HH 7

обращались в просьбой выхлопотать ам
тестаты, — все безрезультално,

Эти и им подобные вопросы зволную
старшин и краснофлотцев, и, прав,
немного труда надо приложить офицерам,
чтобы удовлетворить запросы евоих под-
чиненных.

На тендерах и мотоботах немало лю
дей; давно заслуживших повышения B
звании. Старшина мотобота Колесников —
один из лучших младших командиров:
Он партерг подразделения. Перед войной

Волесников закончил Ростовский судо-
строительный техникум, плавал третьих
штурманом теплохода. Война обогатил

его большим практическим omprrom, A 0H
все еще старший краснофлотец, Тов, Цви-
ренко долгое время командовал сейнером,
имеет диплом «двухсотника»-судоводите-
ля, но и он старший краснофлотец.

Правильно сказал командир одною
потразделения  капитан-лейтенант Has-
роцкий. Вогда его спросили, почему в
повышают командиров  мотоботов в 338-
ниях, он ответил: «Просто у нае руки He
дошли до этого».

Все эти недостатки легко устранимы,
если ‘офицеры и политработники соеди:
нения поймут, что забота о нуждах я
запросах личного состава тральщиков —
их святое, кровное дело.

Капитан-лейтенант К. ИВАНОВ.

Практические занятия офицеров

ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, 13. октября.
(По телеграфу от корр. «Красного Фло-
та»). В назначенное время офицеры ко-
рабля Н. собралиеь в кабинете торпед-
ной стрельбы. Командир корабля капи-
тан-лейтенант Осипов об’яснил обстаноз-
ку: корабль находится в поиске, идя
заданным курсом, заданной скоростью.
Офицеры по очереди несут вахту. В слу-
чае обнаружения подводной лодки про-
тивника вахтенный офицер должен са-
мостоятельно принять решение, выпол-
нить все необходимое, начиная от расче-
тов и кончая управлением маневрами
корабля, Конечная цель — успешно ата-
ковать подводную лодку.

ым на вахту «становится» коман-
дир БЧ-Г\’ лейтенант Соловьев. Вскоре
акустик обнаружил подводную лодку п
доложил 06 этом вахтенному офицеру.
Лейтенант Соловьев быстро маневрирует,
определяет элементы движения корабля
«противника» и выходит в атаку,

В этот момент командир, который не-
прерывно наблюдал за действиями моло-
дого офицера, дал вводную: «Прямо по
носу маны». Подводная лодка, чтобы по-
мешаль атаке миноносца, поставила на
ето пути минную банку, В тавих случаях
запас времени исчисляется секундами.

ему

Находчивость вахтенного
способность
реагировать на
‘рентают успех боя, судьбу корабля. 1ей-
Tenant Соловьев не растерялся, Jonni
маневром он обошел минное поле и 3в06-
таки атаковал подводную лодку. После
этого лейтенант Соловьев доложил своя
действия командиру и обосновал торе
тически, почему в том или ином ©луч8
он принимал различные решения. Атака
эыла признана успешной, & действия
вахтенного офицера правильными.

Не менее успешно оправился © 064-
занностями вахтенного офицера командир
группы управления лейтенант Емелья-
нов. Когда он первый pas выходил в
атаку на подводную лодку, командир ды
у водную: «Лодка изменила куро.
Тейтенант Емельянов быстро принял
другое решение. Через несколько минут

офицера, on
ввоевременно и правильно

он уже снова вышел в атаку и обросих

точно на цель глубинные бомбы.
Занятие прошло весьма успешно.

Большинство офицеров правильно выпол

HATO свои обязанности по управлению

х
ра,
р

изменение обетановки .

;

о0ем корабля с подводной лодкой. G
В заключение командир корабля каши-

тан-лейтенант Осипов

подвел итоги 3а-
HATHA

НА, О
СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 13 октября. (По те-
леграфу от корр. «Красного Флота»). Крас-
нофлотцы Агафонов, Безбородов, Смелов и
Воробьев — страстные охотники. Они часто
пополняют камбуз своего подразделения
свежей дичью. За несколько выходов на
охоту краснофлотцы убили 300 гусей.

XOTE

Старожилы заполярной базы сообщили
морякам, что вскоре ожидается подход PEA
бы. Краснофлотцы начали готовиться к 10
ву. В первую же ночь сержает Софин, крас
нофлотны Бачурин и Соколов выловили
свыще 500 килограммов-рыбы. За неделю
Удалось заготовить три тонны рыбы,