,

———

14. октября 1945 г., воскресенье. № 243, (2418)

КРАСНЫЙ ФЛОТ

1ворем, русской наступательной

морской

«Великий человею всегда национален,

как ого народ, ибо он потому‘ и велик,
что представляет собой свой народ», —
писал Белинекий, В лице Суворова с ол-
ной силой раскрылся военный гений pyc-
ского народа. Глубоко национальным яв-
лением, русским во всех чертах своей
духовной сущности, прямым продолжате-
лем и собратом Суворова на море был ад-
мирал Упгаков.
( До поступления в морской корпус он
никогда не видал не только моря, но и
большой реки. Но ведь такими же было
большинство приходивших на флот ново-
бранцев, о которых Ушаков позднее писал
(в реляции о сражении при Фидониси):
«Я сам удивляюсь ироворству и храброс-
ти моих людей... их ко мне доверенность
зовершает мом усшехи...».

Прирожденные качества, появлявшие-
я в этих людях в условиях военно-мор-
окой службы, были присущи Ушажову в
высшей стелени, и ему суждено было
стать их наиболее ярким выразителем.
«Что в народе бессознательно живет, как
возможность, то в гении является как
осуществление, ва действительность, —
писал Белинский. Народ относится к
своим великим людям, как почва в расте-
ниям, которые производит она».

Чувство м сознание своей связи с на-
родом никогда не покидало Ушакова. Ко-
тда‹он стал моряком, тах сроднившиеь с
морем, что; шо его словам, только на ко-
рабле чувствовал себя дома, морекая
служба сделалась для него службой наро-
ду и родине. «Всем моим состоянием пре-
дан службе и ни о чем более не думаю,
как 00 одной пользе государственной» —
заявлял Ушаков,

«Горжусь, что я русский», — часто
говорил Суворов, и он не раз отмечал
ярко выраженные черты русского харак-
тера в личности и_в военно-мороком ис-
кусстве Ушакова. Когда один из тенера-
лов-немцев назвал знаменитого русското
адмирала «фон-Ушаковым», Суворов при-
шел в негодование. «Возьми ©вое фон,
раздавай, кому хочешь, — закричал
он, — а победителя, потрясшего Дарда-
неллы и покорившего Корфу, называй
Федор Федорович Ушаков».

Глубокое увазкение м любовь Суворова
к Ушакову понятны: тот был на море тем,
чем на суше бых Суворов. 0ба они, каж-
дый в своей области, — создатели pyc-
choi школы военного искусства. Оба ло-
ражали смелостью, верностью расчета и
были неизменными победителями во всех
столкновениях, с врагом, даже когда тот
имол двойное м тройное численное пре
восходство.

Подобно Суворову и почти одновремен-
чо с ним Ушаков применил на море, раз-
вил и довел до высокой степени  совер-
шенства тактику решительного. наступае-
ния, натиска,  сокрупающего ‘разгрома
врага, которую установил. на суше вели-
кий фельдмаршал. И оба имели счастье
передать свое наследие в верные руки:
Суворов — Кутузову, Ушаков — Лазаре-

‘ву, Нахимову и их продолжалелям,

ee
В морском корпусе Ушаков учился ©

исключительным упоротвом и. жадностью. .

Через три года он был прочзведен в гар-
демарины, а в 1764 году блестяще про-
явил себя в учебном плавании и получил
чин капрала.

На пинке «Наргин» Ушаков ходих в
Архангельск, в этом трудном пути _ при-
выкая к плаванию в северных широтах.

После «Наргина» служба пох началь-
твом знаменитого ©. К. Гройга на кораб-
ле «Три Иерарха»; ученья и пушеч-
ные стрельбы в Балтийском море; cypo-
вый корабельный ‘режим... В 1768 году,
хогда политическая обстановка потребо-
вала усиления обороны южных границ
России, Ушакова, в числе других офице-
ров, вместо с выделенными с балтийских
кораблей матросами, отправили в Азов
под начальство вице-адмирала А. Н.
Сенявина. Флота здесь в ото время He
было; построенный Петром давно пере-
стал существовать, а заброшенные верфи
развалились. Все надо было’ создавать за-
ново. Сенявин ‘был занят ужренлением
Азова и Таганрога, восстаназливал  вер-
фи в Таврове, Новопавловоке и Хопер-
ке, с огромными трудностями строил
корабли. Произведенный в лейтенанты
Ушаков служил на праме № 5, охраняв-
шем устье Дона, потом его командованию
поручили прам <Дефеб».

Авовокий флот в составе 12 кораблей
в 1771 году вышел в Черное море. Неемот-
ря на ничтожность сил, помощь кораблей
армии оказалась эффективной. Взаимо-
действуя с войсками, aby прикрывал их
движение по побережью и решительно 0т-
разил MONEITRY противника сделать высад-
ny войск в Крыму. С 1773 года первая
эскадра Черноморокого флота начала ре-
гулярную боевую службу у Ерымекого
побережья, В это время Ушаков. коман-
довал ботом «Курьер», потом кораблем
«Moxon».

Кучух-Кайнарджийский мир, закретив-
ший за Россией положение на Черном
море и одтотовивший присоединение
Ёрыма, в 1774 году закончил войну. В
следующем году капитая-лейтенант Упта-
Kon был переведен на Балтийский флот.
На корабле «Северный Орел» он ходил в
иворно и. получив в командование воз-
зращавшийся из Средиземного моря
фрегат «Святой Павел», шошел в Гибрал-
тр ив Константинополь. В этих рейсах,
также в последующем походе на кораю-
20 «Виктор» он не только ознакомился с
условиями плавания в Средизежном море,
Ну и хоротто изучил его порты.

В 1783 году Ушакова опять перевели
на Черное море, и вся его дальнейшая
жизнь и боевая слава нераздельно сли-
лись с историей Черноморского epi
для которого Ушаков стал тем же,. oe
Петр Первый был для флота Балтий-
koro,

Tarrmreckne основы военного искусст-
Ba, заложенные Петром, были воеприня-
ты и тазвиты Суворовым и

вых, каждым в своей области, Они ыы
нимали войну как ино 2
общенародное дело. Они были У ее

победа ‘является целью

двны, что е
но в равной мере

TOILNO командующего,

Ушако-.

Н. КОРОБКОВ
<

и целью всякого солдата и матроса, Общ-
ность целей ‘устанавливает взаимопони-
мание и доверие между командующим и
подчиненными, определяет разумность и
сознательность дисциплины и сочетание
ее с развитием инициативы каждого воина,
Тактика Суворова на суше, Ушакова —
на море строилась на высоких качест-
вах воспитанной ими солдатской и мат-
росской. массы.
В первом своем большом боевом деле,
в сражении при Фидониеи (1788 г.),
шаков сумел начать с того, что было
достигнуто в результате военно-морского
опыта, глазомера» и таланта Петра во
второй половине Северной войны. Имея
перед собой, более чем втрое превосхо-
дящие силы противника, намеревавшего-
ся атаковать и окружить русскую эскад-
ру, Ушаков разгромил врага, применив
невиданные в его время приемы боя.
Фрегаты, высланные им во фланг обхо-
дившего противника, столь успешно осу-
ществили маневр, ‘что турки, избегая
опасность попасть в два огня, стали от-

Адмирал Ф. Ф. Ушаков,

ступаль, испытав на практике справедли-
вость суворовского изречения «кто 06-
ходит, тот сам обойден».

Когда противник, выправив положе-
ние, вновь пошел в атаку, Ушаков устре-
мился навстречу и, компенояруя числен-
ный недостаток. сил искусным маневриро-
ванием и меткостью огня, быстро нанес
врагу тяжелый урон. Атаковав своим ко-
раблем вражеский адмиральский корабль
и выбив его из строя, Ушаков внес окон-
чательное расстройство в построение про-

тивника, ототупление которого вскоре 00- }

ратилось в беретво.

В 1790 году Ушаков был назначен
командующим Черноморским флотом. Это
тотчас отразилось. в характере действий
на море.

Ранней весной севастопольская эскадра
под флагом Ушакова устремилась к не-
приятельским берегам и в течение трех
недель бомбардировала здесь порты и

ибрежные укрепления. Атаковав Синоп,
а потопил 20 судов, скрывшихея
на, его рейде. Затем была разгромлена, мор-
ская крепость в Анаше. Ушаков вернулся
в Севастополь почти без потерь, приведя
с с0б0й восемь захваченных судов, гру-
женных пшеницей.

Ветревоженное султанокое правительст-
во выслало из Константинополя свои
тлавные морские силы. Ушаков ветретил
их у Керченского пролива. Против 54
вымпелов противника он имел только 32,
но это не смущало его: численное превос-
ходетво противника он компенсировал ис-
кусотвом маневра, смелостью и уменьем
экишажа, силой и точностью действия ар-
тиллерии.

Начав битву отражением атаки налаз-
шего на русский авантард противника,
Ушаков сочетал принцип линейного по-
строения с принципом действия сосредо-
точенными силами, Возложив на фланго-
вые корабли демонстративные задачи, он
сомкнул центр и плотным строем устре-
мился на врата. Начался бой на столь
близкой дистанции, что в Лействие могла
быть введена самая мелкая артиллерия.
Это было то же, что суворовекая штыко-
вая этака.Успех смелого действия обеепе-
чивалея предусмотрительностью H OCTO-
рожностью адмирала, заранее выделивше-
го. резерв из фрегатов, предназначенный
для помощи там, где это могло понадо-
биться.

Сражение при Тендре таже было ре-
шено массированным ударом на главном
налгравлении при непосредственном 6с9-
действии резерва. . A

В 1791 году Ушаков внезатно атако-
Bal нетриятельский флот, остановив-
шийся у румелийских берегов близ мыса
Калиакрия, где под защитой береговых
батарей он считал себя неуязвимым. Тур-
ки пытались построиться в боевой поря-
док, но все расчеты их флагмана были
опровинуты совершенно неожиданным и
поразительно смелым маневром Ушакова:
русский флот, не теряя времени на пере-
строение, с хода врезался между бере-
говыми батареями и вражескими кораб-
лями и атаковал их. 0брубая канаты, на-
слех поднимая паруса, атакованные ту-
рецкие корабли стремились построиться,
еталкивались. ломали рангоут и мешали
друг другу. Беспофядочно отбиваяеь от
трех русских колонн, они, наконец, вытя-
нулись в линию, но в битве этот порядок
скоро смешался, Разгромленный кораблем
Ушакова «Рождество Христово», турецкий
флагман первым покинул линию. Разби-
тые суда тонули. Остатки неприятельско-
го флота рассеялись у Тумелийских и
анатолийских берегов” и только алжир-
ская эскадра сумела ночью добраться до

Босфора.

стратегии

Нели вепомнить, что во всех сраже
ниях и победах Ушакова враг имел боль-
шое численное превосходство, особенный
интерес приобретает соотношение потерь
сторон: при Тендре руеские потеряли 21
убитыми и 25 ранеными против 2.000 уби-
тых и раненых турок; при Керченском
проливе Улнаков потерял 100 человек;
точные потери врага неизвестны, но они
многократно превосходили русские. При
Фидониси, как писал сам Ушаков, «наш
урон невелик: убитых разных чинов 29 и
раненых 68 человек, а на неприятельском
флоте урону должно быть чрезвычайно-
му>.

tek

B 1798 roxy, командуя черноморской
эскадрой, Ушаков вышел в Суедиземное
море, Его ближайшей задачей было осво-
бождение Ионических островов, захва-
ченных французами, В течение октября,
действуя с моря и высаживая десанты,
Ушаков завоевал острова Цериго, Кефало-
нию, Св. Мавры, Занте; а в ноябре осадил
крепость Корфу, по справедливости счи-

тавшуюся не менее неприступной, чем:
Мальта, которую безуспетно  осажхал
тогда адмирал Нельсон,

Ушаков окружил Корфу цепью крейсе-
ров, атаковал передовые укрепления на
острове Видо, высадил здесь десант и очи-
стил остров. Затем начались энергичные
и систематические действия против кре-
пости, которой Ушаков овладел уже че-
рез три месяца, Вместе с гарнчзоном бы-
ли взяты громадные по тем временам тро-
феи: 600 орудий; комоссальные запасы
вооружения и продовольствия, а также
стоявшие на рейде военные корабли.

Какое огромное стратегическое эначе-
ние имели успехи операции Ушакова,
можно судить хотя бы по известному вы-
сказыванию Наполеона, не раз говорив-
шего, что обладание Ионическими остро-
вами для него важней, чем обладание

1 Италией.

Ликвидация всех французских 6a3 8B
восточной части Средиземного моря поз-
волила Ушакову перейти к операциям в
Италии, в непосредственном взаимодейст-
вии с войсками Суворова. Высланные
Ушаковым отряды овладели Отранто я
осадили Анкону. Десант, высаженный на
юге Италии, взял крепость Бриндизи,
гороха Moxa, Бари, Фоджио ис боя овла-
дел Неаполем. В это же время сдалась
Анкона.

Ветупление черноморцев в Рим ознаме-
новало собой завершающий этат их побед
в Италии, но их действия на море про-
должалиеь в северно-итальянеких водах,
в Генуэзском и Венецианеком заливах до
тех пор, пока стоявшие перед ними зада-
чи — оказать о помощь Суворову — не
были полностью реализованы.

жи.

Историческое значение Ушакова труд-
но переоценить. Его морокие. победы: име-
ли громадное значение для исхода войн,

в которых он участвовал, Он был духов-

ным отцом Черноморского флота, его вос-
питалелем и первым ‘боевым рувоводите-
лем. Он начинал свою деятельность на
этих водах, когда здесь безраздельно гое-
подотвовал турецкий флот, и уничто-
жил это ° господетво. Суворов  на-
зывал великого адмирала  «ипотря-
сателем Дарданеля», Вымпел Ушакова на
Средиземном ‘море оказал сильнейшее
влияние на ход международных дел в Ев-
роле, а замечательная политическая дея-
тельность адмирала на Ионических ocrpo-
вах, тде им была создана республика,
принявшая покровительство России, 50-
действовала огромному фоету авторитета
ий престижа России на Балканах и в00б-
ще среди славян. Еще более велико зна-
чение Ушакова как подлинного творца
национального русского военно-морекого
искусства, мудрой стратегии. смелой и ре-
шительной наступательной тактики.

В эпоху безраздельного  гослодетва в
Европе медленной и нерешительной линей-
ной тактики Ушаков, предваряя Нельсо-
на, создал систему морской маневренной
тактики, пронизанной стремлением к на-
ступательным действиям, в самых оено-
вах своих отличавшейся от западной и
далеко опередившей ее. Стратегические и
тактические цели, которые себе ставил
Ушаков, всегда решительны. Он отремил-
вя к полному разгрому боевой силы про-
тивника и достигал этого сочетанием пре-
дусмотрительноети и смелости, Cos-
давая превосходство сил на направлении
главного удара, он действовал стремя-
тельно, неотеряя мгновения, и ошеломлял
противника внезапностью натиска, ориси-
нальностью и ‘неожиданностью маневра,
напряженным взаимодействием всех сил
и средств флота,

Эффективность созданной Ушаковым
тактики лежит в ее народности. в ее глу-
боком соответетвии духу, способностям и
качествам русекото матроса и офицера,
русского характера, ярким выражением
всторого был сам Ушаков. Выравив с ма-
стерством и искусством своего исключи-
тельного таланта сущность русского
военно-морского искусства, Ушаков пере-
дал его последующим поколениям рус-
ских моряков. Он создал русекую военно-

морскую школу, так же как Суворов cos-

дал русскую военную школу.

Ушаков был боевым воспитателем мно-
гих тысяч руеских моряков, и именно из
его школы вышли тахие флотоводцы, ках
Лазарев, Корнилов, Нахимов, имена и
традиции которых навеки остались гор-
достью и знаменем русского флота.

Дух Ушакова навсегда, осталея ‘жить
среди русских моряков, Он вдохновлял их
в славных походах и в героической 0бо-
pone Севастополя под фуководетвом луч-
шего из его учеников — Нахимова, Уша-
ков — предок моряков — героев Вели-
кой Отечественной войны. Учреждение
ордена, Ушакова для награждения достой-
нейших советеких морских офицеров —
лучшее свидетельство неразрывности ис-
торических традиций русского флота, тра-
диций доблести и победы.

Перед нашим Военно-Морским Флотом
стоят гигантекие задачи дхальнейтего 606-
вого роста и совершенствования. 0браз
Ушакова будет вдохновлять наших моря-
ков при осуществлении этих великих за-
дач.

Черноморский флот. В дозоре.

Фото И. Иткина.

МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН

В одном городе жители боялись за-
глядывать в свой клуб, потому что адми-
нистраторы клуба задались благородной
целью не давать посетителю ни одной
минуты покоя, ни минуты тишины. Здесь
был установлен стиль громкого отдыха,
отдыха с препятотвиями на каждом ша-
гу, отдыха  оглушающего, ‹ бесполезного
для здоровых и безусловно вредного. для
сердечников. В клубе было п0-060бому
весело, так весело, что, выкатываясь от-
туда, посетитель не мог отличить водо-
напорнюй башни от трамвая.

У нас есть подозрение, что эти самые
админиетрелоры ведают ныне офицерским
отдыхом в том клубе, где начальствует
лейтенант Вудлай. Развлечений в своем
клубе офицеры боятся, потому что
отдых здесь пересечен тяжелыми пре-
пятотвиями, это, так сказать, кросе-
отдых. И все-таки не могут люди изба-
виться от соблазна заглянуть хотя бы
раз в неделю в свой военно-морекой
клуб. Ну и платятся за это, конечно.

На библиотеку здесь нечего надеять-
ся — хороших книг, журналов не до-
ждешься, Да что библиотека? Не на том
стоит этот клуб. Он держится на коммер-
ЦИИ, И ВОТ ЭТО и поставило главное препят-
ствие в системе кросс-отдыха,

Прежде всего, как офицеру попасть в
клуб? Нормально войти нельзя. ‘Надо

‘пробивать дорогу могучим таранным уда-

ром. Лучше всего прокладывать путь не-
большим, но крепким содружеством, ска-
жем, звеном: «Петр Михайлович, подопри-
те меня сбоку. Прикройте с фланга, от-
тесняют».

Ето же оттесняет? Откуда эта толпа?
„Офицеров в ней нет. Коммерция открыла
доступ в клуб кому угодно. и закрыла
доступ офицерам. ,

Но вот мы Bee же ‘продвинулись в
кинозал. Не трудно убедиться во том,
что коммерческий? подход до конца не
выдержан. В yond и давке людей
попало вдвое больше, чем вмещает зах.
То’ тут, то там одиноко мелькают офи-
церские кителя. Сесть некуда. Наконец
вам удалось уговорить двух высокомер-
ных подростков потеснитьея на передней
скамейке у самого экрана, Жена устрое-
на, а ками вы устраиваетесь у ее ног —
не фигурально, не так, как воспевается
в лирике, а подотелив газету на ножу.

Ну, можно начинать. Нет, начинать
нельзя. Нельзя, потому что еще не пря-
был начальник политотдела  капи-
тан 2 ранга Ромашов. Тем временем
начальник клуба лейтенант Кудлай стоит
на лестнице и ждет. дет он с улыбкой.
Одни называют эту улыбку растерянной,

КРОСС.

ОТДЫХ

другие говорят 0 ней менее снисходи-
тельно. Ждет, улыбаясь, Кудлай; ждет,
нисколько не улыбаясь, весь зал. Мы
охотно верим тому, что т. Ромалтов очень
занятой человек, но никак нельзя понять,
почему без него не могут взять старт
«Сто мужчин и одна девушка». Почему
без него не могут выехать в поле «Трак-
тористы», почему «Ураган» не может
началься без него. Наконец т. Ромашов
появляется, т. Кудлай перестает улы-
батьея. Свет погашен, Старт дан.

Итак, одно препятствие в
вросе-отдыха преодолено. Ha очереди
другое — ресторан. Вам вручили cme-
циальный билет. Но им билет еще не сразу
откроет доступ в порционным блюдам.
Мест ничтожно мало.
го столика в ‚ вы предлагаете
вашим добрым знакомым выгодное 50-
глашение — если они управятея на двад-
цаль минут раньше, то в следующий
день кросс-отдыха вы отдадите им пол-
часа. Но это не имеет уепеха, ибо неиз-
вестно, кто будет очастливцем в TOT
следующий день. «Пусть неудачник пла-
чет», глядя, как приятели удобно устрои-
лись за столиком,

Но вот на пути у вас возникает еще
одно препятетвие, последнее и самое
трудное. Чена хочет потанцовать. Да вы
ий сами не прочь. Но никаким тараном
дорогу в танцовальный зал не пробьешь.
Тут уж придется потерпеть подольше,
чем в кино, чем в ресторане. Одна только
надежда и есть: пары устанут, вышорх-
нут освежаться, и вы повальсируете. во
вторую смену. Но пары танцуют без
устали, откалывая по сто раз самые
сложные «па», используя коммерческий
билет. на вее четыреста процентов es
всякой жалости к вам-и к вашей подруге
жизни. Эти пары танцуют на месяц
вперед. И единственное, что вам достает-
ся,—это емерч пыли, который вылетает
из зала,

Ну вот и кончен вечер. вашего семей-
ного  кросс-отдыха: Почти Bee пу-
говицы целы, зато стучит в висках,
Tak стучит, что домой надежнее вее-
го ити по компасу. Вот вы при-
шли домой, И однз только мыель, yre-
шает вас — завтра можно будет осве-
житьея за работой там нет ни суто-
локи, ни давки, голова прояснится. Ho
особенно не доверяйтесь этой мысли. К
середине недели она исчезнет, и ее
место займет коварное желание  пораз-
Влечьсл малость. В пятницу вы начнете
нерешительно вздыхаль, переговорите в
женой, В субботу вы не устоите от е0б-
зазна. И тогда снова пройдете весь круг
кросе-отдыха.

С. МАРВИЧ.

системе‘

ы ходите от одно-

Перед 35-летием
со дня смерти
Л. Н. Толстого

ЛЕНИНГРАД, 13 октября. (ТАСС).
20 ноября исполняется 35-летие CO дня
смерти великого русского писателя Л. Н.
Толстого. В Институте литературы Акаде-
уми наук СССР эта дата будет отмечена
научным заседанием с участием студентов
и профессоров филологичеекого факуль-
тета Ленинградского университета. В ву-
зах и школах состоятся лекции и докла-
ды, посвященные жизни и творчеству пи-
сателя.

Известный  иселедователь творчества
Толетого прод. Б. М. Эйхенбаум работает
над третьим томом монографии © Тол-
стом — <70-е годы». Два первых тома,
посвященные пятидесятым и шестидеся-
тым годам, уже вышли в свет. Третий том
‚ включает главы 06 «Анне Карениной»,
«Войне и мире» и хругих произведениях,
& также о философеких воззрениях Тол-
етого.

Литературовед проф. В. С. Спиридонов
подготовил к печати «Детские рассказы»
1. Н. Толстого. В сборник вошло около
200 произведений из знаменитой толетов-
ской <Азбуки», выпущенной в 1872—
1875 гл. В предисловии в книге проф.
Спиридонов рассказывает об истории с03-
дания «Азбуки», явившейся итогом 14-
летней педагогической деятельности Тол-
eroro,

Памятники адмиралам
Ущакову и Нахимову

Для увековечения памяти героев Сева-
стопольской обороны 1854—1855 гг.,
Комитет по делах искусств при Совнаф-
some СССР выделил средства на создание
памятника адмиралу русского флота На-
химову. Памятник Нахимову решено ус-
тановить в Севастополе около Владимир-
ского собора. Над эскизами к проекту ma-
мятника сейчас работает лауреат Сталин-
ской премии скульттор Томский.

Скульптор Попов начал работу над про-
ектом памятника великому русскому фло-
товодцу адмиралу Ушакову. Памятние
также будет установлен в Севастополе.

Подготовка библиотечных
работнинов
для Военно-Морского Флота

При Ленинградском государственном ин-
ституте имени Крупской открываются два
военно-морских отделения: библиографиче-
ское и библиотековедческое. Здесь будут
готовиться квалифицированные кадры воль-
нонаемных работникоз для библиотек науч-
ных военно-морских учреждений, вмузов,
Домов Военно-Морского Флота и военно-
морских баз.

На первых трех курсах студенты будут
проходить обучение по общей программе
института; на четвертом курсе вводится
изучение специальных военно-морских дис-
циплин. ‘

На военно-морские отделения института
в первую` очередь будут приниматься дети
моряков-офицеров, а также девушки, демо-
билизованные из рядов  Военко-Морского
Флота и имеющие законченное среднее об-
разование.

——

СНОВА ЗА УЧЕБУ

ЛЕНИНГРАД, 13 октября. (ТАСС). Bo-
лее 50 демобилизованных воиноБ и инвали-
дов Великой Отечественной войны’ верну-
лось в Ленинградский политехнический ин-
ститут Имени М. И. Калинина, чтобы mpo-
должать прерванную войной учебу на
старших курсах. Дирекция и обществениые
организации проявляют к ним особое вци-
мание н заботу. С теми, кто прибыл после
начала учебного года, проводятся дополни=
тельные занятия. Для них организованы
консультации.

В институт поступило более 600 пиюем от
бывших студентов старших курсов — уча-
стников Отечест. войны. В связи с
Укавом Президиума Верховного Совета
СССР о демобилизации второй очереди
они хотят вернуться в институт для про-
должения учебы. В институте идет под-
головка к их встрече.

ПОЧЕ

На каждом корабле, в каждой части.

многие старшины и краонофлотцы из
числа подлежащих демобилизации д0б-
ровольно. остаются служить сверх срока.
На годы связывая свою жизнь © флотом,

старослужащие моряки совершают благо-   и краснофлотцев.

родное патриотичеекое дело. Рапорт ©
просьбой об оставлении на  сверхероч-
ную — это выражение высокой  возна-
тельности и глубокого понимания своего
воинского долга, выражение любви к
флоту и заботы о дальнейшем его укреп-
лении.

Именно такими мыслями и. чувствами
проникнуты письма и выступления сверх-
срочников, опубликованные в красно-
флотекой газете «Огневой щит» за по-
еледнее время.

«ik нам будут прибывать корабли,
осналценные первокласоной техникой, —
пишет в номере от 11 сентября етарши-
на зенитной батареи А. Зайченков, —-
Этим кораблям нужны будут хорошие
специалисты, мастера своего дела. В связи
в этим открываются богатые перепеклти-
вы и личного роста. Кому же оставаться
на флоте, как не нам,  старослужащим,
хорошо знающим боевую корабельную
технику !>.

Горячая привязанность & своему ко-
раблю, искоенняя любовь к трудной и по-
четной морской службе звучат в письме
гвардии старшины 1 статьи Ф. Жильцо-
ва, натечатанном в номере от 15
сентября. Вспоминая весь свой елужеб-
ный путь на корабле от ученика-минера
до  квалифицированного специалиста,
старшина заявляет;

«За девять лет службы на флоте я
полюбил море, сроднилея с кораблем,
который стал для меня родным ‘домом.
Без корабля, без флотокой службы я и
не мыслю сейчас свою жизнь»,

Как об этом свидетельствуют материа-
лы газеты <«Огновой щит», так же рас-
суждает значительная чають бывалых
моряков. Газета почти в каждом номере
называет новые и новые имена сверх-
сточников. На одном только  линкоре
«Петропавловок» еще в первых числах
сентября подали рапорта 0б оставлении
на сверхорочную более двадцати старшин

ТНАЯ

ОБЗОР ПЕЧАТИ
>

Ha другом корабле
остались служить сверх срока Ha де-
сять лет два неразлучных боевых това-
рища — командир отделения артиллери-
стов Даненко и een отделения пу-
леметчиков Шевченко. Гвардии главный
старшина И. Ушажов сообщает в своей
корреспонденции, что на корабле, где он
служит, осталея на сверхерочную 31 че-

ловек.
Газета не ограничивался  информа-
цией о подаче рапортов. Она подробно

рассказывает о тех, кто посвящает себя
флоту. Это— лучшие люди кораблей сое-
динения, прекрасные моряки и специали-
сты. Вот старшина группы штурманоких
электриков гвардейского корабля Михаил
Санин, Во время войны в труднейших
боевых походах через минные поля и
зоны вражеского артиллерийского огня
он проявил замечательную выдержку, на-
XOTUMBOCTH и мастерство. За девяти-
летнюю службу коммуниет Санин воспи-
тал десятки хороших. электриков, многие
из которых сами стали отаршинами. Вот
отличный специалист связи Константин
Григорьев, бывалый воин и хороший
коменяор Борис Черетков, один из луч-
ших прожектористов подразделения Алек-
сандр Соловьев... Боевая биография каж-
дого из них кратко обрисована в пись-
мах их товарищей по оружию.

Сверхорочники — живые носители
боевото олыта и традиций. Гавета «Огне-
вой шит» стремится показать эти каче-
ства бывалых моряков, их влияние на
воинское формирование краснофлотекой
молодежи. В этом отношении обращает на
себя внимание корреспонденция «Умелый
воститалель», напечатанная в номере от
26 сентября.

«На корабль пришло молодое попол-
нение. Опытному моряку-сверхерочни-
ку Ивану Бебедину поручили воспита-
ние молодых, краснофлотцев Соловьева,
Коптилоза, Макарова, Корсакова и дру-
гих, Гвардеец начал с того, что позна-

СЛУБА

комил будущих минеров © боевой исто-
рией корабля, расеказал им о героях,
павших в боях с немецко-фашистевими
залвалчиками...».

Так бывалые моряки прививают MO-
лодежи уважение в боевому прошлому
своего корабля, воспитывают их в духе
героических традиций, передают свой
опыт,

В авангарде сверхерочников идут чле-
ны па и комсомольцы. Эта ведущая
роль флотеких большевиков наила от-
ражение в ряде малериалов газеты «0т-
невой щит». В номере ост 19 вентября
газета дает большую подборку «Вомму-
нисты остаются на своих боевых вах-
тах». В другом номере: напечатана сталья
парторга А. Саломатина, рассказывающая
0б опыте партийно-политической фаботы
при вербовке на сверхоерочную.

Хорозно, что гавета не забывает время
от времени сообщать о том, как осуще-
отвляются права и льготы, предоставлен-
ные сверхерочникам по закону. В одном
из сентябрьских номеров опубликована
информационная заметка 06 от’езде
шестнадцати лучших ‘старшин и красно-
флотцев, оставшихея Ha сверхерочную
службу, в месячный отпуск. Публикуя
портрет товарища ТОрия Соловьева, газе-
та одновременно сообщает, что он как
сверхерочник получил отпуск и поехал
в Москву за своей семьей,

Сверхерочная служба на флоте — по-
четная служба. Нраснофлотекая печаль
призвана широко и полно рассказываль
о старослужащих моряках, оставшихся
на боевых вахтаха Газета  «Огневой
щит», часто публикуя материалы о сверх-
срочниках, к сожалению, не всегда по-
казывает лучших людей флота доста-
точно ярко. Некоторые из этих материа-
лов по своему стилю напоминают служеб-
ную характеристику. Хотелось бы видеть
больше очерков и живых рассказов, еще
выше поднимающих роль и авторитет
сверхерочников на кораблях.

Помочь командованию беречь и не-
престанно множить золотой фонд фло-
та обязанность каждой краснофлотокой
газеты.