т

Не междунеродные темы

Зарубежная печать продолжает широ-
№ комментировать окончание первой
сессии Совета - министров иностранных
дел. Рад ‘газет стремится представить
Берлинские ‘решения, как «вопросы тех-
нического характера», которые. можно
либо вычеркнуть, либо подвергать различ-
ным произвольным толкованиям. А’ неко-
торые английские и американекие газе-
ты, стремясь любыми средствами сорвать
соглашения фруководителей трех держав,
направленные к организации мира и 663-
опасности, договорились до того, что
прямо призывают пересмотреть решения
Берлинехой конференции.

Так, английская. газета «Йоркшир
пост» пишет: «Не лучше ли было бы
в нынешней обстановке прекратить
бесплолный спор о толковании  ПШоте-
дамеких. решений и посфараться до-
CTHTHYTH нового и ясного соглашения 6.
средствах, при помощи которых можно
добиться удовлетворительного разрешения
европейских вопросов». ;

Ничем не может быть оправдана сама
идея пересмотра Берлинского соглашения,
достигнутого всего два’ месяца назад и

скрепленного подписями ‘руководителей
трех великих держав. Соглашение 910
приветствовали самые пгирокие народ-

ные массы, положившие столько CHa и!
звизней на борьбу с кровавой гитаеров-
ской тиранией за мир и свободу Hapo-
дов. А сейчаю-находятся. «комментаторы»,
которые, видимо, считают, что между-
народные соглалнения 06 окончательном
уничтожении фашизма существуют He
для того, чтобы их выполнять.
Некоторые газеты, в числу которых
относитоя «Дейли телеграф. энд: Морнинг
106т>, выражают удивление 00 1о-
воду «позиции. занятой русскими на
конференции». Ряд английских и амери-
ханеких газет продолжает твердить, что
разногласия произошли из-за «процедур-
ных вопросов», умалчивая о той неосто-
римой истине, что неудача сессии Совета,
министров произошла из-за попыток. ре-

вивовать решения Потедамекой конфе-
ренции.

Но есть трезвые наблюдатели, прямо
указывающие причину неудачи сессии
Совета министров. Так, тазета «Hb

Иорк геральд трибюн» признает «весь-
ма неприятным тот факт, uTo - Co-
елинетные Штаты не действовали в 00-
лее строгом соответствии с Нотедамеким
соглатением». Газета также сожалеет
о том, что Соединенные Штаты взяли на
себя инициативу положить конен конфе-
ренции, в то время как Советский (0103
хотел продолжить ее с целью добитьея
соглашения,

Исход первой сессии Совета мини:
ров — наглядное ° доказательство того,
что попытки отойти от междупародлных
сотлелнений могут нарупгить основу пос-
левоенного сотрудничества держав.

kk *&

Процесе Лаваля закончился. Смертный
приговор вынесен” то\гу, кто долгие голы
прелавал Францию, тому, Ето в течение
четырех лет отдавал страну на растерза-
ние врагу. Будет ли смертный приговор
привелен в исполнение? Этот вопрос 0б-
суждается всей французской печатью.

Рял газет требует быстрого приведения
в пеполнение приговора и одновосменно
выступает с резкой критикой суха. Еше
во время процесса Петэна обстановка, в
хоторой проибхелил суд, вызвать в9з-
мущение во Франции. На этом трогебсе
фашисты и реляционные элементы толу-
чили возможноеть открыто восхвалять
старого «маршала пзменых, выступать ©
явными антирестубликанекими речами, &
дискрелитированные  политиканы, как,
например. Далалье и Рейно. выстулали
Fa процессе в позе «спасителей Фран-
цил».

Известно. как нагло
лержалея Лаваль. на суде, как он без-
наказанно ‹ пыталея подорвать  авто-
purer судей. Лаваль и это защитники
отказались даже присутствовать на него:
торых заседаниях суда. Вся тактика Ла-
валя заключалась в том, чтобы оттянуть
процесс до исхода воеобщих выборов во

и вызывающе

A az Зин

Л. ПЛАТОВ.

Я впервые увидел его, когда он. спал.
Нахимовский крутой ‹ козырек фуражки
был надеинут почли до рта. Рот был сжат.
Опершись локтем на вещевой менюк, акку-
ратно завязанный, он спал так, что неволь-
но вызывал симпатию.

Дождь за окном вагона лил ливмя. Не-
ясные и расплывчатые в струйках  волы,
стекавших по оконному стеклу, проплывали
мимо пейзажи Румынии, Время было осез-
нее, поздняя осень, ноябрь 1944 года.

В нашем купе было тесно. Пассажиры
сидели вплотную, локоть к локтю, но рус-
ских, кроме нас двоих, не было.

Я пригляделся к своему попутчику. Он
производил впечатление юношн, почти
мальчика. «Недавно из училища, — решил
я, — погоны и нарукавные‘ знаки слишком
яркие, новенькие». Был и другой признак:
отсутствовали те разноцветные ленточки
на кителе, по которым, He споашивая, уз.
нают военную биографию человека, — где
воевал м как воевал.

С колен лейтенанта скользнула раскры-
тая записная книжка, и, когда я накловил-
ся, чтобы поднять ее, в глаза бросились
слова, дважды подчеркюнутые:

«Подвиг есть венец жизни человека!».

Я поторопился положить книжку на ©и-
демье рядом с ее владельцем, но не сумел
сделать это осторожно и разбудил его.

С забавной поспешностью он схватился
за свои драгоценные записи, уронив при
этом фуражку. Оказалось, что на макушке
его топорщится хохолок, упрямый вихор,
какие бывают ‘у очень самолюбивых и за-
стенчивых мальчиков. Насупившись, он
невнятно пробормотал благодаряость.

Мне стало жаль его.

— Честное слово, я не читал дальше, —
сказал я, скрывая улыбку. — И без того
знаю, что там. Кто же в двадцать лет не
заносит таких записей в свой блокнот?
Только у меня, помню, начиналось © бес-
смертия. Из Шиллера что-то такое... «Мне

пвадцать лет уже, — так, кажется, — и +ни-
чего‘ еще не сделано для бессмертия»...
Каждое утро перечитывал. для памяти.
‚ Вроде нравственеой зарядки, понимаете?..

По блеснувшему в ответ оживленному

И.чател: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
БОЕННО-МОРСКОГО ° ФЛОТА CCCP.

ГМ 203442 i

Франции. назначенных на 21 октября.
Но эго ему не удалоевь. Приговор вынесен
до выборов.

Лаваль рассчитывал на победу реак-
ционных правых партий. Известно, что
демократические организации Франции
считают, что порядок выборов не соответ-
ствует демократических принципам.
Иностранная печаль сообщала, что
правительственный декрет о выборах был
утвержден, неемотря на протесты Кон-
сультативной ассамблеи, Национального
совета сопротиваения, Ввеобщей ‚ вонфе-
дерации труда, коммуниотической, 60-
циалистической ‘и радикал-ооциалиет-
ской партий,

И все же, несмотря на неблагоприят-
ную для демократических элементов 0б-
становку, надеждам Лаваля вряд ди 6у-
дет суждено сбыться. Муниципальные вы-
боры, проведенные во Франции весной
этого года, и итоги завончившихея Ha-
днях кантональных выборов свидетель-
ствуют об успехе левых партий. На кан-
тональных выборах социалисты получили
в два раза больше голосов, чем до вой-
вы, а коммуниеоты вместо 69 мандатов,
полученных до войны, имотот теперь 286
мандатов. Количество зе голосов, подан-
ных за правые партии, резко  сократи-
лось. - oe
Удастся ли реакции спаети предателя
Франции Даваля?.

нм wk Хх
` Назлнях сообщалось о том, что 18 но-
ября в Португалии состоятся всеобщие
‘выборы в Национальное собрание. В евя-
зи с этим в Лиссабоне состоялся митинг,
на котором привутетвовали представители
португальской интеллигенции,  потреоо-
вавшие отерочки выборов на 6 месяцев.

Следует отметить, что это первый оп-
позиционный политический митинг, ©0-

последних 20 лет. Неудивительно, что
дата выборов вызвала протесты. В етра-
не уже двадцать лет ликвидированы все
демократические свободы. запрещены по-
литические партии и профессиональные
союзы, нет ни свободы печати, ни $80б0-
ды собраний. В такой обстановке выборы
являются не чем иным, каж фикцией.
Английская газета <00бсервер» в связи с
этим справедливо пишет: «Эти выборы ие
должны считалься признаком возрожде-
ния демократии Португалии, поскольку в
этой стране, так же как в Испании, вы-
боры не означают многого... За послед-
‘ние шесть лет режим Салазара воспринял
самые худшие черты фалтизма ¢ recTa-
по, политическими преследованиями, таи-
ными тюрьмами, с суровой цензурой › и
абсолютным контролем над прессой». —

Почему же после 20 лет дивтаторокого
режима португальский премьер Салазар
решил назначить всеобщие выборы?
Вряд ли кого-нибудь обманет этот ма-
невр фашистского диктатора, Бак указы-
вал нелавно американский еженедельник
«Нейшен», «режим Салазара— это фашизм
в чистейшей форме». После разгрома
гитлеровской Германии Салазар срочно
решил маскироваться под «демократа», он
заявил: «Мы являемея подлинными демо-
кратами, и у нас нет оснований произво-
дить какие-либо значительные политиче-
ские изменения». Кому не известно, что
Cazazap так же. как и Франко, укрывал

гитлеровских беженцев, помотал им We-

реправляться в Аргентину. Германские
военные преступники встретили хороший
прием в Португалии. 5

Во время войны формальный нейтрали-
тет Португалии не помешал Салазару вы-
етупать со слезливыми речами 0 TOM,
якобы, «отрицательном впечатлении», хо-
торое произвела в Португалии солидар-
ность между = Советским Союзом
и другими демократическими странами,
Одновременно Салазар и тайно и ABHO
помогал гитлеровской Германии в войне.

Теперь‹ Салазар, назначая выборы,
прикидывается демократом. Эту комедию
нужно беспощадно разоблачать, тем 60-
лее, что у Салазара имеются влиятель-
ные покровители в некоторых реакцион-
ных кругах Анталии и США.
ОБОЗРЕВАТЕЛЬ.

ЕН НЕЕ

взгляду я догадался, что молодой человек   на Курской дуге, освобождал Минск. Фи- устье Дуная. Однако, к их глубокому огор-

понял, i

Так мы и разговорились с ним.

Румыны в остроконечных барашковых
знапках и фетрозых шляпах с обвисшима
мокрыми полями. спорили ю чем-то воем.

Это не мешало нам. Напротиз, чужая, кепо-
нятная речь, как стеной, отгородила от нас
остальных пассажиров в Kyle.

— Наверное, выглядит смешно, — гово-
рил лейтенант спустя некоторое время, ког-
да мои осторожные реплики настроили его
на откровенный лад. —У нас ‘даже шутка
была в училище: диспут на тему «Что та-
  koe «не везет» и как < ним бороться». Но
ведь многие не понимают, говорят: неудач:
ник, бедненький, ве повезло ему. Слушайте,
я считаю — стыдно быть неудачником в
наше время! Это раныше можно было ва-
лить на среду, на конфликт личности CO
средой. А сейчас откуда же конфликт? Не
везет тебе, —звачит, отсталый, не можешь
итти в ногу ‹о своим временем. Самое
ужасное отстать, верно?..

Я поглядел на лейтенанта © недоумением.

Нет, конечно, себя сн не может причис-
лить к неудачникам. Но вот, в романах
приходилось читать —- неудачники ругают
день своего рождения. У него лично че
день, — точнее сказать, год фождения. По-
здновато родился, вот в чем дело. Ему бы
всего на два, на три года старше быть, —
это ‘было бы хорошо.

— А что было бы? . `

— Ну как же!.. Тогда было бы нормаль-
ню. К началу войны он кончил бы училище,
вышел офицером, оборонял бы Ленинград
или Севастополь, побывал. бы на Севере. В
общем, воевал бы вместе со всеми моря-
ками, вместе со всем советским народом.

— Навоюетесь, — сказал я, улыбнувшись
его нетерпению. — Нагоните свое. Вся Ев-
ропа еше впереди. -

— Так-то так. А есе-таки обидно, согла-
ситесь. У него есть друг, вместе кончали
десятилетку. Тот выбрал гражданскую ‹пе-
циальность, поступил на философский фа-
культет. А с началом войны ‚ушел на фронт,
Теперь что же? Теперь до него рукой не
достать! Трижды орденоносец, сражался

стоявшийся в Португалии на протяжении

—=

Заседание союзного

контрольного совета

БЕРЛИН, !1 октября. (ТАСС). 10 октября
в Беолнне состоялось 8-е заседание союз-
ного контрольного совета под председа-
тельством генерала Кениг. Генерал армии
Соколовский, генерал Эйзенхауэр и генерал
Робертсон представляли соответственно Со-
ветский Союз, Соединенные Штаты Амери-
кл и Великобританию.

Контрольный совет принял закон № 20
ликвидации гитлеровских организаций в
Германии. Этот закон нодводит итог всем
меронриятиям, которые уже были  пред-
приняты в этой области.

Закон предусматривает окончательное уп-
разднение гитлеровской партии и всех при-
мыказших к ней организаций и органов, на-
ходившихся под ее наблюдением, включая
полувоенные организации. Все они об’явля-

ются вне закона. Запрещается преобразова-`

ние какой-либо из. этих организаций под
прежним или другим названием,

Все имущество, оборудование, фонды,
счета упраздненных на основании данного
закона ооганизаций конфискуются. Конфис-
кация производится военным  командова-
нием.

К закону приложен список разного рода
гитлеровских организаций, подлежащих
окончательному упразднению в соответст-
вии с принятым законом. В списке приведе-
ны наименования 6! гитлеровской’ органи-
зации, Е

АМЕРИКАНСКАЯ ПЕЧАТЬ

О ГЕРМАНСКИХ ФАШИСГАХ

И ИХ ПОСОБНИКАХ

о НЬЮ-ЙОРК, 13 октября. (ТАСС). Как
передает франкфуртский корреспондент га-
зеты «Нью-Йорк геральд трибюн». в Гер-
манию на прошлой ‘неделе прибыл прези-
дент Банка международных расчетов Мак-
хигрик и беселювал с американскими чи-
невниками. Этот факт вызвал различные
предположения относительно будущносги
Банка международных расчетов. Коррес-
пондент считает возможным расследование

военное время финансовые операции с
Германией и получал золото, вывезеяное
‘немцами из оккупировакных стран. Выска-

14 октября 1945 г., воскрес

о

Декларация болгарской рабочей партии (коммунистов)
0 задачах в области хозяйства

СОФИЯ, 12 октября. (ТАСС). Здесь опуб-
ликована декларация болгарской
партии об экономическом положении стра-
ны и о предстоящих задачах в области эко-
вомики. В декларации говорится:

Год усилий, направленных на экономиче-
ское восстановление ‘страпы, дал благотвор-
ные результаты. Но’экономическое положе-
ние страны остается еще тяжелым. Разру-
ха, порожденная хозяйничаньем немецких
фашистов и их агентуры в стране, ие прео-
долена еще. Для мобилизация народных
масс на восстановление хозяйства и ‘для
устранения неправильных толкований наме-
рений и целей партии в экономической об-
ласти болгарская рабочая партия выступает
перед всем народом C ясно изложенными ос-
новными положениями своей экономической
политики.

Болгарская рабочая партия считает глав-
зой и основной задачей правительства Оте-

чественнсго фронта в. настоящее время 06-

легчение и ускорение всестороннего хозяй-
ственного развития страны с тем, чтобы в
возможно короткий срок превратить  Болга-
рию в современную цветущую промышлен-
ную и земледельческую страну.

При разрешении этой задачи народ Болга-
рии должен рассчитывать главным  обра-
зом и прежде всего на собственные ресур-
сы страны и на правильное использование
своего труда. Частная инициатива должна
находить широкое. применение для общест-
венно полезной деятельности как на произ-
водстве, так и в торговле. Партия заявляет,
что не ставит себе задачей национализацию

существующих частных промышленных
предприятий и не посягает на частную
собственность. Промышленники, которые

желают сотрудничать честно и искренне с
государством, в соответствии с требования-
ми нового времени должны найти полиую
поддержку и поощрение со стороны прави
тельства для укрепления и расширения CBO-
их предприятий и для создания повых пред
приятий. В то жё время партия убеждена,

деятельности _банка,. ибо он совершал В   что. при. современных» усаориях ‘индустриа-

лизация и расцвет страны“ не могут быть
обеспечены в возможно короткий срок без
ьмешательства, руководства и контроля го-

зываются также разные ‘предноложения об   сударства.

отношении США к этому. банку, ибо пред-

Далее в декларации говорится, что бол-

седателем его является ‘американский бан-   г.рская рабочая партия считает необходи-

кир, видимо, содействовавший международ-

мым вапряжение усилий государства для

ным. финансовым операциям Гермавии .и того, чтобы положить конец ‘нищете, от ко-

способствовавший этим ее военным уси-
лиям. Возник также вопрос, не помогал ли
банк потрывной работе фашистов в других
странах во время войны. `

Антифанистский ‘бюллетень «Джермени
тудей» сообщает, что гитлеровец промыш-
ленник Рехберг, живущий сейчас в замке
в Баварии, недавно
что некоторые круги Вашингтона просили
его. подготоваять ‘план «спасения» герман-
ской экономики, f

Берлинский корреспондент газеты «Нью-
Исрк таймс» передает, ‘что известный гит-
леровский главарь Лей`` недавно написал
письмо Генри Форду, прося принять его,
Лея, на работу «после того, как законе
чится процесс военных преступников».

CMEPTHbIM ПРИГОВОР
ГЕНЕРАЛУ ДОСТЛЕРУ
ЛОНДОН, 13 октября: (ТАСС). По’ сооб-
шению корреспочдента ‘агечтотва “Рейтер
из Рима, вчера американский военный суд
вынес смертный приговор немзнкому гене-
pany Антону Достлеру, бывшему командую-
щему 75-м немецким корпусом в Италии,
по приказу которого в марте месяце 1944
года в Специи были расстреляны 15 воен-

попленных американцев.”

ЗАЯВЛЕНИЕ
«ГРЕКО-АМЕРИКАНСКОГО СОВЕТА»
НЬЮ-ЙОРК, 13 октября. (ТАСС). Бюро

директоров «Греко-американского. совета»
заявило представителям прессы, что оно
осуждает порядок выборов в Греции, пото-
му, что «свободные выборы не могут про-
водиться в условиях, когда тысячи аитифа-
шистов находятся в тюрьмах Греции и
концентрационных лагерях Среднего  Во-
стока». В заявлении указывается, что в Гре-
ции фальсифицированы избизательлые сгис-
ки и во всей стране царил террор против
антифашистов и членов ЭАМ (нациомаль-
но-освободительный фронт).

«Только представительное греческое пра-
вительство, — говорится в заявлении, —
способно провести свободные Р”беы и
вернуть Грецию на путь свободы и безопас-
ности».

Бюро выбрало Сикелианос, жену извест-
ного греческого ноэта, председателем «Гре-
ко-американского совета». i

БИ КЕ

лософ, понимаете?..

Он сердито вздохнул.

— Хорошо еще— подоспел к концу зойны,
Ha Дунай. А то бы совсем совестно. Спрос
сели бы люди: что делали, товарищ лейте-
вант, во время Великой Отечественной вой-
НЫ? А как отвечать? Современником был.
Современник!.. Маловато.

Отсюда уже легко было перейти к зачи-
санному на первой странице его записной
книжки энгельсовскому афоризму о подви-
ге. 1

О подвиге, судя по. всему, молодой. чело-
век мечтал страстно. :

Изменились интонации его голока, выра-
жение лица, как только об этом зашла
речь.

Тогда как раз бронекатера Дунайской
флотилии, на которую был назначен лейте-
нант, совершили свой замечательный, не-
ожиданный для врага, обходный маневр и,
выйдя на Дунай по Тиссе и каналу Пет-
ра J, высадила десант. в районе Гериен, уже
на дальних подступах к Будапешту.
этой новости лейтенант узнал в пути и веть
кипел от юдержтваемого нетерпения. Он
не скрывал от меня уверенности в том, что
судьба улыбнется ему именно под Буда-
пенттом. ;

Некоторые подробности  прелстоящего
события возпикли в его живом всображе-
нии так отчетлиго, будто на них падал от-
блеск театральной рампы.

Он видел себя стоящим у боевой рубки,
с протянутой вперед рукой, окровавленной
.и наспех забинтованной. Корабли десанта
прорывались по озаренной разноцветными
трассами реке. Нужно было. принять какое-
то смелое решение, совершить что-то He-
обычайное, выходящее из ряда вон. Он вы-
полнял это — с торжеством и воодушевле-
нием, Быть может, он даже жертвовал со-
бой, чтобы повлиять на общий ход onepa-
ции, и погибал на глазах всей флотилии,
провожаемый громом и грохотом главного
калибра.

Были и другие варианты, не менее эф-
фектные,—налример, долгожданная’ речная

Др ——_оо—о—о———————ДЫ Ш —о——од_д—одо_о_оодо—одо—ооодо—од—до—_—_—_—__д_

отдел  информании—доб.

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва,
отвел боевых веёотанй флота—поб. 29. 36; отлел’ пропаганлы-—Д

1-11-45 отдел

1-35; отдел писем—доб. 23, иллюстрапионный

Типография «Красное знамя» изл-ва ЦК ВЛКСМ «Молопая гварлия», Москва, Сущевская, 21,

заявил в интервью,  .

отдел—доб. 99:

торой страдает большинство населения се-
ла. Должна поотщряться личная заинтересо-

рабочей”

ванность производителей, а также инициати-
ва кооперации, которая -является незамени-
мым рычагом развития сельского хозяйства
и культурвого прогресса села. В деклара-
ции заявляется, что реквизиции, а также на-
личие некоторых обременительлых для сель-

ского населения хозяйственных ограниче-`

ний — явление временное, вызванное вой;

енье. № 243 (2118)

НАЗНАЧЕНИЕ

ГЕНЕРАЛА МОРГАНА

ВАШИНГТОН, 13 октября, (ТАСС). Be-
лый Дом об’явил представителям печати о
пазиачении английского генерал-лейтенаита
Моргана главнокомандующим вооруженны-
ми силами союзников на средиземноморском
театре военных действий вместо фельдмар-
шала Александера и генерала Макнери, ко-
торый после от’еэда Александера временно
был главнокомандующим. ‚ Генерал-лейте-
нант Риджуэй назначается вместо генерала

ной и засухой и стремлением государства Макнери команлующим американскими вой,
предотвратить голод. и бедствия. Ояи будут сками в Италии и будет выполнять обя-
устранены немедленно, как только бУДУТ   занности заместителя генерала Моргана,

преодолены существующие трудности, Кре-
стьяне получат право распоряжаться плода“
ми своего труда.

Далее в декларации указывается, что Для
укрепления промышленности и урегулиро-
вания отношений между рабочими и pea
принимателями должны быть приняты сле-
дующие меры: создание сносных условий
жизни и работы для рабочих и коллектив-
ных договоров, которые определят права И
обязанности рабочих и предпривимателей,
повышение производительности труда путем
правильной ‘организации и рационализации
производства и государственный контроль
над производством, кредитной политиком
банков, ценами и т. д. ai

Для укрепления государственного. секто-
ра предусматривается реорганизация управ`
ления государственнымя предприятиями и
улучшение работы угольного: бассейна Пер-
ник, организация разведки подземных бо-
гатств и создание новых металлургических
предприятий путем использования, помим
государственных средств, частных и иност-
ранных капиталов; расширение железноло-
рожной и шоссейной сети; выполнение двух-
летнего плана электрификации; монополиза-
ция ввоза и вывоза нефти, соли, табака, ро-
зового масла, хлеба.

В области сельского хозяйства деклара-
ция предусматривает выплату премий кре-
стьянам, выполнивиим поставки, увеличе-
ние цен на некоторые продукты сельского
хозяйства; предоставление крестьянам” райо-
нов, пострадавших от засухи, беспроцентных
ссуд для закупки хлеба и фуража.

Декларация подчеркивает необходимость
приступить к составлению 3- или 5-летне-
го плана экономического восстановления и
‘возрождения страны, а также необходи-
мость реорганизации и укрешления хозяйст-
венных министерств и ведомств, очистки их
аппарата от врагов отечественного фронта
и ликвидации бюрократических методов ра-
боты.

ЗВЕРСТВА ГРЕЧЕСКИХ ФАШИСТОВ В ЭГЕЙСКОЙ

БЕЛГРАД, 13 октября; (ТАСС). Газета
«Борба» публикует многочисленные . расска-
зы. беженцев, прибывающих почти ежеднев-
но группами и в одиночку. из Этгейской
Македонии, о продолжающемся там чудо-
вишном терроре греческих фашистов-монар-
хистов. _

Крестьянин села Луксвац Георгий Гоай-
коз, перешедший на территорию федераль-
вой Македонии пять дней назад, рассказал:
«Люди генерала Пулье и коменданта окру-
га капитана Пападопулоса явились в наше
село. Очи забрали нескольких женщин и
детей в возрасте 12-13 лет и увезли их
в тюрьму. Там их жестоко избивали, тре-
буя заявления, что они не македонцы, а
греки. Через четыре дня женщин и детей

выпустили. У женшин были вырваны воло-

сы. Велед за этим были арестованы другие
20 македонцев, а через 3 дня еще 6. Аре-
стованных Николу Краля, Ристо. Богойче-
‚ва, Христо Дричева и Нихколу Шона под-
вергли особенно жестоким пыткам».

Крестьянин села Чеган Вангел Костов,
прибывнгй из Эгейской Македонии ea
дня назад, рассказал: ‚«Недавно фашисты
распространили в нашем селе слух, будто
бы все, кто скрывался в лесах, амнистиро-
ваны. Люди поверили этому и вернулись по
домам. Тогда главари бандитов, которые
держат в своих руках всю власть, обвн-
нили их в «убийстве» греческих фашистов,
потибиих в борьбе против ЭЛАС (военная
срганизация Национально: освободительного
фронта). Артесты и грабеж продолжались ч.
после этой «амнистии». В моем селе были
арестованы и избиты до потери созначия
Трайко Воплев и Кристо и Грайко Кочано-
вы. В селе Влацове монархисты-фашисты
арестоваля мать одной бежавшей в
славию дезушки и грозили убить ее, если
дочь не вернется обратно».

В Кожанском округе свирепствует пол-
ковник Каларис, служивший в качестве по-
лицейского начальника у немцев. Здесь

МАКЕДОНИИ

neppop осуществляется главным образом
людьми, находавшимеся при немцах на по-
лицейской службе. Крестьянин Симо Кур-
ноломанов, семь месяцев скрывавшийся в
лесах от преследования
бандитов, сообщил:

«После изгнания немцев власти ЭЛАС
арестовали полковника Калариса. Он нахо-
дился в тюрьме до 15 марта, копда был
выпущен пришедшими к власти фашистами.
Заняв свое прежнее положечие, Каларис
начал метить патриотам. Каларисовские
бандиты появляются в нашем селе еже-
дневно и < разрешения своего’ начальника
прабят наши дома. До сих пор у нас от-
HATO свыше 600 овец и 60 коров’ и волов.
Несколько дней назад у нас арестовано 15
македониев. Такие же условия существуют
в селах Леринского района. Две недели
назад в оцном только селе’ этого района
было арестовано 85’ македонцев, 65 из них
через 4 дня были выпущены на свободу, а
остальные увезены в тюрьму в’ Салоники.
Срели арестованных 13 человек — старые
бойцы ЭЛАС. Арестованы также видные
антифашисты Андрей Чипов и Мчхайло
Кланиф. ‘

- Ламбар Пейо виз Костурского округа за-
являет: «Мы не имеем никаких политиче-
ских и национальных прав. Чтобы спасти
свою живнь, мы вынуждены бежать в Юго-
славию, которая по-братски принимает нас
и старается ослабить наши муки м стра-
дакия».

‚ Приводя все эти рассказы беженцев,
«Борба» напоминает, что население Эгей-
ской Македонии активно участвовало в
борьбе против фашистских поработителей.
Греция. Македониы этого края дали свыше
15 тыс. бойцов народною-освободительной
армии Македонии. «Сейчас, — подчеркивает
газета, — многие из этих бойцов вынуходе-
ны бросать свои дома только потому, что
сни являются македонцами и непримирамы-
ми борцами против фашизма».

каларисовских.

ОТСТАВКА ПОМОЩНИКА
ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ
{ CLUA MAKKAPTH

ВАШИНГТОН, 13 октября. (ТАСС). Бе.
лый Дом об’явил, что Трумэн принял от»
ставку помошника государственного секре-
Tapa по административным делам Маккарти,
В песьме к Трумэну Маккарти указал, что
он уходит в отставку в связи. с  ухудше-
нием здоровья.

eee ee

СЕНАТ США УТВЕРДИЛ.
НАЗНАЧЕНИЕ MAKKOY
ЧЛЕНОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ
МОРСКОЙ КОМИССИИ

НЬЮ-МОРК, 13 октября. (ТАСС). Как
передает корреспондент агентства Ассошич
эйтед Пресс из Вашингтона, сенаг 42 ro-
лосами против 34 утвердил произведенное
Трумэном назначение бывшего члена конг“
ресса Маккоу членюм  правительствевной
морской комиссии. Перед  утвержлением
Маккоу произошли горячие прения, выз-
ванные тем, что’ Маккоу является’ руково-
дителем отделения комитета политических
действий конгресса производственных проф-
союзов в штате Иллинойс. Голоса раздеч
лились по партийной принадлежности, при“
чем 9 демократов голосовали против проч
изведенного Трумэном назначения.

Таким образом, сенат .не соглакился ©
решением сенатской комиссии, которая fa
прошлой неделе рекомендовала не утверж-
дать назначения Маккоу. y

ГЕНЕРАЛ ДЕ ГОЛЛЬ ВЕРНУЛСЯ
ИЗ БЕЛЬГИИ В ПАРИЖ
ПАРИЖ, 13 октября. (ТАСС). Как, пере-
дает агентство Франс Пресс, генерал де
Голль, совершивший поездку в Бельгию,
12 октября вернулся в Париж,

НОРВЕЖСКИЙ ВЕРХОВНЫЙ СУД
ОТКЛОНИЛ КАССАЦИОННУЮ
ЖАЛОБУ КВИСЛИНГА

ЛОНДОН, 13 октября. (ТАСС). Агентст:
во Рейтер передает сообщение норвежского
телеграфного бюро о том, что норвежский
верховный суд сегодня единогласно откло-
нил` кассационную жалобу  Квислинга, по-
данную в связи с вынесенным ему смертным
приговором. Теперь кассационная жалоба
Квислинга поступит на рассмотрение вот-
вежеского короля.

rr rte nena,

МОРСКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ
ХРОНИКА

(По сообщениям иностранных
радиостанций)

* В палату представителей американско-
го конпресса поступил доклад морского ми-
нистерства, которое требует предоставления
американскому флоту ассигнований на сум.
му в 3,5 млрд. долларов.

«> Американские линейные корабли «Ка:
лифорния» и «Теннесси» 15 октября выйдут
из японских вод в Сингапур. —

4% Сегодня состоится официальная‘ пере-
дача американским командованием юрта
Шербур французским властям.

4%» В результате тайфуна прекратилось
морское сообщение с острозом Окинава. 50
американских самолетов «Летающая кре:
пость». будут доставлять продукты питавия
с Марианских островов на о. Окинава. Са:
молеты уже доставили на остров 2.000 товя
продовольствия.

4%» Между Калькуттой и Рангуном уста-
новлено регулярное морское сообщение,

% Согласно ‘решению английского правя-
тельства, лайнеры «Куин Елизабет» и «Ак-
витания» будут Заниматься транспортиров-
кой английских солдат на родину. Лайнер
«Куин Мэри» все еще остается в распоря-
жении США, 1

ОЕ ЕЕ ЖИ ЕЖЕ I EEE TGS

битва, нечто вроде Ютландского боя в Ми-
ниатюре. (Созетокие военные моряки все-
ми силами души жаждали генеральной
встречи < противником и стремились к ней
с того самого момента, как ворвались в

немецкое командование упорно из-

Чевию,
свои ‘корабли

бегало встречи, оттягивая
выше и выше по реке).

У моего юкобеседника не возникало сом-
нений в том, что в случае столивоювения на
Дунае двух речных флотилий его место бу-
дет в самом центре битвы. Кажется, его
больше всего привлекала мысль. атаковать
вражеский флагман и сцепиться с ним на
абордаж,

Сейчас, возможно, я несколько утрерую
высказывания молодого лейтенанта. Но в
ту пеозую нашу встречу OH запомнился
мне именно таким: широко расставленные
наивные глаза под упрямым лбом, торча-
щий хохолок на макушке и энергический
жест правой рукой, которой он стремитель-
но рассекал воздух, как бы сметая все
препятствия перед собой. Впрочем, ю каких
препятстеиях думаешь в этом возрасте?
Кто в квои двалцать лет не представляет
себя великаном, широко шагающим к целя
через mui? т

— С Турну-Северин, а там и Желез-
ные Ворота, — сказал я, глянув в окно. ;

Разлвигая колышущийся занавес дождя,
поезд вползал в лесистое ущелье, — то
начинались уже отроги Трансильванскячх
Алып.

— Железные Ворота, — повторил мой
попутчик мечтательно. — Хорошее назва-
ние для начала. Ворота... Завтра я пройду
через Железные Ворога!.. }

Мы расстались с ним в Турну-Северине.

должен был задержаться у  минеров,
Гасчищкавших Дунай, а лейтенант продол-
жал путь к месту своего назначения, на
ронекатера, приближавшиеся к Будапешту.
Прощаясь, я от души пожелал ему испол-
нения желаний,

Обстоятельства моей командировки  ©ло-
жились так, что я смог попасть на катера
лишь к началу весенней кампании на Ду-
нае, когда они уже стояли выше Будапетш-
та, под Эстергомом,

Я с удовольствием повидался бы снова с
давешним свойм попутчиком. Хотелось рас-
спросить, как воевалось ему это время, Y3-

Сущевская ул., 21, Коммутатор релакиии ЛП 3-20-90 ло Д 3-20-96. Телефоны: для справок-— 206.

8;
начальник издательства Д

партийно-комсомольской  жизни-—лоб. иностранный

1-12-60; бухгалтерня—доб. 25; отдел подписки—Д

нать, достиг ли он того, о чем мечтал. Но,
к своей досаде, я обнаружил, что куда-то
задевал клочок бумаги, на котором при про-
шании записал ето фамилию.

Случай не пришел ко мне на помощь.
На пути от Эстергома до Вены ся так и
He повидался с©о своим попутчиком. Мы
встретились с ним уже после окончания
войны, в июче.

Машины непрерывным потоком шли из
Вены в Будапаит. Шелковица осыпалась ic
деревьев, стоявших вдоль шоссе, и дети
собирали ее в высокие корзины, на фоце
голубых холмоз. Умиротворяющая голубиз-
на была разлита в воздухе. Или так лишь
казалось проезжающим по шоссе, потому
что измечилось восприятие пейзажа? Om
потерял для них свой специально военный,
прикладной интерес, — теперь можно было
просто любоваться: им.

Шоферы  подгоняли друг друга, погляды-
вая на запал, где к синей черте горизонта
медленно склонялокь солнце. В Будапешт
важно было попасть к вечеру. В’езд туда
после захода солнца. по новым правилам,
был запрещен. По ночам. через столицу
Венгрии пропускалась колонны войск, воз-
вращавитихся с полей Европы на родину.

Нам. удалось миновать заставу во-время.
Облахо пыли, прочизанное косыми лучами,
уже поднялось над предместьями Буды. К
Пунаю подходила пехота в скатках через
плечо, урешанная орденами и мепалями. Из
переулков, ‘заваленных щебнем. рысцой
выезжала конница.

Торжественно колыхались складки зна-
мен, вынутых из чехлов. Гремели оркест-
ры. Генерал, провожавший уходяние вой-
ска, слоял у переправы, ве отчимая руки
от козырька фуражки.

Поодаль, на деревянном мосту через Ду-
най, я увидел моего лейтенанта. On не
смотрел на войска. Облокотившикь на’ пе.
оила, он не отрывал вэгляда от города,
будто зачарованный его красотой.

Цешт на том берегу был весь залит све-
том, точно позолочен. Только вертихаль-
ные сиреневые тени обозначали те места,
где узкие улицы выходили к набережной.
Многоэтажные дома, поднимавшиеся. каза-
лось, прямо из воды, были сплошь ‘усыпа-
ны блестками, мириадами блесток, — это
заходящее солице отражалось в окнах. Да:
же желтая дунайская вода в феерическом

1-73; отв. секретарь редакцин JE 1-08-03;
1-22, отдел культуры—доб. 8;
1-62-21.

отдел—доб

a

о`вещении заката приобрела не свойствен:
ные еи оттенки, -—— как расплавленный ме-
Tat, она текла’ тяжелыми, слитными мас-
сами.

Лейтенант, когда я оперся на перила ря-
дом © ним, рассеянко поздоровался, He
удививнись встрече,

— Вот oH, Будапешт, — сказал on. —
Красивый. Даже не думал, что такой кра:
сивыи,

— Один из ‘древнейших европейских го-
родов, — заметил я.

— Tam вон, < готическими шпилями —
парламент?.. Узнал по фотографии. У мепя
на катере есть фотография.

Он передал мне бинокль. Теперь стали
видны отдельные детали панорамы,

ПБлиль одной из башен парламента был
наклонен под прямым углом, видимо, под
бит снарядом. В остальном здание уцелело
полностью. Зато ‘у подножья его и рядом
высились горы щебня. Как всегда, бои в
непоюрёлственной близости от Дуная отли-
чались особым ожесточением. Вихрь штур-
ма сорвал крыши с домов, завязал узлом,
спутал в клубок железную арматуру пере-
крытий и далеко в разные стороны раски-
дал огромные камни.

— Трудью доставался город, скавал
я. — Труднее всех остальных городов в
Европе. ШМомните сводки Совинформбюро?
Кусок за куском отламывали, квартал за
кварталом... Г

Лейтенант кивнул. Он собирался осмот-
реть город завтра. С утра и до позднего
вечера будет ходить по улицам и смотреть.
Хватит одного дня на это? Его отпустили
только на день.

— Будапешт’ — город особый. —Он повер-
нулся ко мне с тем смельм и ‘благородным
выражением откровенности, которое Tak
располагало к нему. — Для меня многое
связано © этим городом. Слишком многое,
Если хотите, именьо личное. Душевные
переживания, мысли. Чувство воинской гор-
дости, наконец.—Он покосился на свой ки:
тель, где поблескивал новенький орден, и
добавил:—Еще медаль будет, представили
к будапештской медали. Ho, — вы удиви-
тесь, конечню, —в самом Будапеште мне
так и не пришлось побывать... Вот, отаро-
сился после войны...

———————А,———,—„„/————ы—

(Окончание следует)

Ответственный редактор
П, МУСЬЯКОВ.

муха

ыы