be

КР

«Об опыте войны и методах боевой подготовки»

—

Учить тому, что нужно

В своей статье капитан 2 ранга Лю-
бович и капитан 3 ранга Филимонов *)
правильно ставят вопрос о более актив-
ном внедрении опыта войны в боевую
подготовку, о необходимости  решитель-
нее бороться с упрощенчеством. В 1945
году большинство частей и соединений
флота уже нормально и регулярно прово-
дило боевую подготовку. Практика ее
организации и проведения показала, что
отдельные офицеры и штабы стали за-
бывать суровые уроки войны, возродили
вредное упрощенчество в боевой  подго-
товке, снижали требования; чтобы до-
биться внептнего эффекта. Эта неправиль-
мая тендепция захватила некоторых офи-
церов и нашей части. Приведу несколько
примеров.

Не так давно я проверял выполнение
нормативов в подразделении старшего
лейтенанта Рева. При мне старший крас-
нофлотец Михайлов производил заряжа-
ние. Делаловь это так: один краснофло-
Tel открывал клин, а заряжающий толь-
во досылал патроны. Не удивительно, что
Михайлов значительно перекрывал ноф-
мативы, снискал себе славу безупречного
заряжающего. Я предложил Михайлову
заряжать одному, без «помощников», как
это приходитея делаль в бою. Михайлов
начал отказываться: «Нас так не учи-
ли». Я заставил его сдаваль нормативы
без «помощников». Он, конечно, их не
выполнил. Таким образом, я показал ко-
мандиру батареи, к чему приводят упро-
щенчеетво, погоня за «рекордами» в бое-
вой подготовке.

Учить тому, что нужно на войне, —
основной закон боевой подготовки. Ему

офицер и должен подчинять всю свою
деятельность. Между тем у нас есть
командиры, которые этого не делают.

В подразделении, которым командует лей-
тенант Канский, мы провели учение по
противохимической обороне. разгар
` учения, когда пункт санитарно-химиче-
ской обработки действовал с полной на-
грузкой, дали вводную: «При вторичном
налете авиации место, где расположен
пункт, оказалось зараженным. Личный
состав, обрабалываемый здесь, вторично
поражен».

Вводная, как видно, совершенно pe-
альная. Командир должен был немедлен-
но перенести пункт санитарно-химиче-
ской обработки в другое место и произ-
‚вести вторичную обработку пораженного
тичного состава, с тщательной носледую-
щей обмывкой. Но этого лейтенант Кан-
ский сделаль не емог. Он подошел и ви-
новато доложил:

— Пункт у меня сделан стационарно,
перенести его нельзя. Попрошу эту ввод-
ную мне не давать, она срывает учение.

Вонечно, такое учение получило низ-
кую оценку. Пришлось приказать его
повторить, приблизить к реальным усло-
виям войны.

Этот пример еще pas подтверждает
справедливость замечания авторов статьи,
что «учеба, не связанная с реальной дей-
ствительностью, — бесплодна и порочна.
Она мало способствует выработке прак-
тических навыков использования оружия
и техники в условиях современной мор-
ской войны, не развивает изобретательно-
сти, инициативы, силы воли, уменьшает
интерес к делу, приводит к лености».

Авторы статьи правильно требуют
более смелой и решительной перестройки
боевой подготовки на опыте войны. Там,
где ее опыт и требования учтены, мастер-
ство личного состава выдерживает лю-
бую, самую тщательную проверку. Ё при-
меру, на-днях часть майора Тучкина
проводила стрельбы. Зенитчики отражали
дневной «налет» высотных бомбардиров-
щиков на военно-морскую базу.

Майор Тучкин мог во многом упростить
стрельбы, тем более, что на командном
пункте не было ни представителя, ни
посредника от вышестоящего штаба. Но
командир части не пошел по этому пути.
О вылете самолета он не предупреждал,
как это делают иные товарищи, ни

*) См. «Красный Флот» № 295 от 23 се
тября 1945 г.

‚положение подтвердилось. Сигнал с этого

на войне

командиров подразделений, ни наблюта-
тельные посты. Этим самым т. Тучкин
создал элемент внезапности налета. Боль-
ше Toro, самолету было приказано лечь
на боевой курс со стороны, противопо-
ложной той, © которой ожидалась атака,
й на другой высоте. Все это приблизило
стрельбы к действительным условиям от-
ражения налета «противника».

Весь личный состав, в ‘том числе и 01-
дельные офицеры штаба части, узнали ©
проведении стрельб тогда, когда © надб-
людательных пунктов начали поступать
сведения о приближении самолета. Шта-
бу из-за отсутетвия времени на изготов-
ление письменных документов и Указа-
вий пришлось передавать ^ приказания
командирам подразделений по телефону
и радио. Е чести офицеров штаба они
быстро довели задачу и обстановку до
подразделений. Внезапность учений покз-
зывает такой факт: на некоторых батаре-
ях личный состав былв 2—3 км от
орудий. Но подразделения. показали вы-
сокую мобильность и организованность.
В период, прошедший от момента 0б’яв-
ления оперативным дежурным боевой го-
товности № 1 до начала стрельбы, все
расчеты успели занять свои места. Само-
лет «противника» не вошел еще в зону
огня, & командиры подразделений уже
доложили о полной готовности в бою.

В ходе учения на одном из наблюда-
тельных пунктов вышла из строя линей-
ная и радиосвязь. Это было неожидан-
вым даже для самого командира части.
Он лишился возможности открыть загра-
длительный огонь с направления этого
наблюдательного пункта. Обстановка ус-
ложнилась еще тем, что именно этот ЯП
делжен был дать сигнал к открытию огня,

В этом случае т. Тучкин мог бы прод-
лить время. Но майор принял решение
провести стрельбу на этом залете (тем
более, что она также входила в задачу
учения), а после нее выполнять первую
задачу. Шо его предположению, самолет
должен был пройти через второй ЕП, с
которым была надежная связь. Это пред-

НИ был получен, команды поданы. Раз-
дались дружные залпы батарей, и стен»
заградительного огня встала перед замо-
летом.

Обычно такие двусторонние учения co
стрельбой занимали у нае более двух
часов. Это же учение с зыполне-
нием двух стрельб, заняло всего 28 ми-
нут, то-есть столько же, сколько обычно
продолжалось отражение атак немецких
самолетов во время войны.

На разборе стрельбы все были доволь-
ны, что так быстро и хорошо решили
сложные задачи. Весь личный состав, от
орудийного номера до командира части,
чувствовал себя, как в б0ю, работал чет-
KO и слаженно. Учение и 0бе стрельбы
получили хорошую оценку. Они показа-
IM, что боязнь некоторых командиров ус-
ложнением условий понизить оценку дея-

тельности своей части несостоятельна.
Наоборот, при усложнениях оценки бу-
дут выше. Сложная обстановка подтяги-

вает бойцов и офицеров, заставляет их
проявить все °свои способности, выучку,
мобилизовать все силы для выполнения
поставленной задали.

Конечно, усложненное учение нужно
кропотливее готовить, тщалельно ирове-
рять в деталях подготовку каждого Kpac-
нофлотца и подразделения, Майор Туч-
кин успешно провел две стрельбы в уело-
виях, максимально приближенных к 6бое-
вым, потому что тщательно готовил свои
подразделения. Задолго до стрельб были
проверены расчеты, неоднократно и 0ез
упрощений проводились баларейные и
дивизионные учения, проверялась орга-
низация евязи и разведки. Все это дало
командиру части уверенность в том, что
личный состав справится со своими за-
дачами в самой сложной обстановке. Вне-
запностью «налёта» он еще раз проверил
готовность всех средств части немедлея-
но вступить в бой, находчивость и расто-
ропноеть офицеров, руководивших боем.

Стрельбы принесли много пользы. Онл

Опыт работы связи в десантных опе-   врага, офицеры связи и рядовые специа-

рациях Черноморского,

Северного флотов во многом

Балтийского и  листы? Безусловно,. точно по плану дей-
помог   ствия развиваться не будут. На войне

нам — тихоокеанцам— организовать связь   всегда возможны различные осложнения.
при захвате портов и городов Южного   Обеспечение связью боевого управления
Сахалина. Какие при этом были особен-   будет в основном зависеть от общей под-

ности?

готовленности личного состава, от пра-

Основным средством не только на пе-   вильного выбора средств связи и умело-
реходе морем, но и при действиях де- го использования их командирами кораб-
санта на берегу служило радио. Офицеф-   лей и частей десанта. ?

ский состав во всех случаях связи на
близком расстоянии отдавал предпочтение
УВВ. Следует отметить, что офицеры,
участвовавшие в нескольких операциях,
сами свободно управляли радиостанцией
при переговорах и вполне могли обхо-
диться 0ез фадиста-оператора.

Труднее всего было обеспечить боевое
управление на флагманоком корабле типа
СЕР. На этом малом по водоизмещению
корабле нужно было создать до семи ра-
дионаправлений и сетей. Поскольку он
вам имел только штатное радиовооруже-
ние, приилось дооборудоваль его еще фя-
дом радиостанций. Вто-то из офицеров
тут же окрестил. этот корабль  «радио-
носцем». Однако дальнейший ход опера-

ций показал, что мы не сделали ничего ое ден а р
anMHerO, все пригодилось и в той или де, передан уже давно.

иной степени обеспечивало успех.
..Выполнена схема связи, написаны
и изучены указания, офицерский состав
все уяснил м довел задачи до каждог
краснофлотца-связиета. Возникает  во-
прое: все ли будет развиваться по плану
Как булут действовать при высадке, a
особенно

Флагманокий корабль командира звы-
садки, сопровождаемый катерами М0 ©
первым броском десанта на борту, при-
был в точку высадки. Наше появление
было настолько неожиданным, что в ‘пер-
вый момент противник не оказал нихако-
го сопротивления. Первый бросок был
высажен на берег, захватил плацдарм и
двинулея на его расширение. Оторвав-
шись от берега на 5—6 километров, мор-
екие пехотинцы ветретили сильное про-
тиводействие.

Связь работала хорошо. Командир вы-
садки получил от командира десанта под-
полковника Тавхутдинова просьбу о под-
держке. Условный сигнал, служивший
эшелонам

Два часа,
нужные для перехода второго эшелона
морем, кажутся очень длинными. Неволь-
но возникает сомнение: не исжазил ли

о   Радист сигнал, хотя квитанция от адре-

сата получена. В это время слышится

доклад старшины 1 статьи Чуприянова:

‚— Справа сто шестьдесят вижу тор-

в условиях противодействия   педные катера.

заставили личный состав быть всегда в
готовности, показали способность офице-
ров успешно решаль сложные вопросы.
\оэтому, нам кажется, неправильно по-
ступают штабы, которые заранее назна-
‘чают курсы, места, точно расписывают,
где, кто и что будет делать. На войне не
всегда предотавляется возможноеть все
предусмотреть, не всегда удается давать
письменные указания, Нужно учиться го:
товить бой и руководить им по телефо-
ну и радио. Многочисленная писанина,
зачастую излишняя, загружает офицера,
отнимает у. него драгоценное время.
Больше того, опыт показывает, чо у
нас, у зенитчиков, перед б0ем и в 6010
нужно как можно меньше отрывать
командиров подразделений от выполнения
их обязанностей даже телефонными звон-
ками. Вмешиваться командир должен
только тогда, когда офицер явно срывает
дело.

Несколько слов о планировании Ooe-
вой подготовки. На нашем флоте в ряде
зенитных частей боевая подготовка пла-
нируется примерно так: одиночную, до
батарейных учений, и всю общевойско-
вую подготовку планируют командиры
подразделений: Штабы частей планируют
только учения и стрельбы, проводимые в
масштабе части. И это вполне правильно.
Плохо лишь то, что отдельные штабы (и
мы иногда допускали это) давали такти-
ческие задания и планы учений за
день — два до их проведения, чтобы
командир подразделения успел изучить
их с личным соетавом и подготовиться.
По-моему, это совершенно неправильно.

Боевой приказ, задание на тактическое

учение, план стрельб следует вручать
командиру подразделения тогда, когда
прибывает посредник, не больше чем за
полчаса — час до учения или стрельбы.
Ведь не получают же они во время вой-
ны сБедения об атаке базы 8a двое су-
ток. Зачем же их давать сейчас?

Говоря о планировании боевой подго-
товки, нельзя обойти вопрое о програм-
мах и вурсах стрельб. Программа боевой
подготовки береговой зенитной артилле-
рии сейчас не совсем отвечает. современ-
ным формам. Правда, она охватывает все
виды боевой подготовки, но беда в том.
что они оторваны друг от друга, нет кон-
кретных задач. Нам кажется, что про-
грамма боевой подготовки должна четко
определять задачи подразделения. В ней
каждый зенитчик -— от. командира под-
разделения до рядового краснофлотца —
должен видеть, чего он обязан добиться.

Кое-какие недостатки осталиь и в
курсе стрельб. В нем нет, в частности,
тактических элементов сухопутной и про-
тивохимической обороны. Поэтому-то и
получается, что, несмотря на настойчи-
вые требования, большинетво стрельб
проводятся оторзанными от тактической
обстановки. Не будет ли целесообразным
курсе стрельб и программу боевой подго-
товки  об’единить в единый документ?
Тогда при отработке определенной задачи
командир должен будет вводить youom-
няющие элементы. если, например, в за-
дачу ввести стрельбу по танку, борьбу
с морским и воздушным десантом, днез-
ную противохимическую оборону и дру-
гие вопросы общевойсковой и специаль-
ной подготовки, то, чтобы сдаль эти за-
дачи, командиру придется их отрабаты-
валь одновременно. Этим самым он вы-
нужден будет все время  праближаль
стрельбы к боевым условиям и создавать
разнообразие в боевой подготовке.

И наконец — о системе оценок состоя-
ния боевой подготовки. Мне кажется, что
штабы должны оценивать ее, учитывая
общее хостояние части: как она готова
выполнять задачу в сложных условиях.
Еели, к примеру, стрельба была выполне-
на с высокими показателями, но в упро-
щенных условиях, то оценивать ее нуж-
но ниже, чем ту, которая, хотя и имеет
больше недостатков, но проводилакь в
сложных условиях. Такой подход отучит
некоторых командиров от вредного упро-
щенчества.

— Идут, — облегченно вздохнули на
мостике. — Связь не подвела.

Незабываемое зрелище — более десяти
торпедных катеров строем фронта при-
ближаются на предельной скорости. Это
наш второй эшелон. Теперь Тавхутдинову
станет полегче. Связист передает ему, что
‘вторая группа высаживает десант. На-
правление свежих подразделений осуще-
ствляется по радио.
_— Когда должна быть здесь третья
группа? — спрашивает командир высадки
У флагманского штурмана. С помощью
связистов  капитан-лейтенант Курбатов
сразу докладывает:

— Через час сорок минут.

— Что делает Тавхутдинов? — Теперь
вопрос обращен ® флатсвязисту,

— Ilo предыдущему  донесению про-
вил поддержки.

— А ‹ейчас не просит?

— Связь с ним нормальная, сигналов
© просьбой о поддержке не поступает.

Старшина 1 статьи ‘Самойничев под-
держивает связь с командующим  опера-
цией, а старшина 1 статьи Yeprac—e

командиром десанта. На вопрос: «Как
вязь?» —Й они неизменно отвечают:
«Нормально».

Связистам не пришлось ни осмотреть
Halll новые порты, ни отдохнуть в базе,
куда нас вызвали на второй день после
высадки. Мы немедленно получили но-
зую задачу.

Как ни короток был срок, а в точно
назначенное время корабли уже следова-
ли по назначению. Флагман у нас был тот
же, но состав десантных судов изменилея—
появилось нееколько транспортов крупно-
го водоизмещения. Погода на сей раз
не балует: пасмурно, видимость 1—2 ми-
ли. Это усложняет работу связистов, в
первую очередь сигнальщиков и наблюда-

АСНЫЙ ФЛОТ

`вующих быстрейшему

H
Капитан И. КОТОВ. [выполнению

На-днях в американской печали  1п0-
явилось сообщение о том, что будто бы
на Берлинской Конференции руководите-
ли трех держав договорились по отдель-
ности обратиться к турецкому прави-
тельству шо поводу пересмотра Конвен-
ции в Монтре с целью интернационали-
зации Дарданелл.

По полученным ТАСС?ом сведениям из
авторитетных источников это сообщение

(ТАСС). Вче-
государетвен-
академического

КИЕВ, 14 октября.
ра в зале Киевского
ного ордена Ленина
театра оперы и балета им. Т.
Шевченко состоялось торжественное
заседание партийных, советских и общест-
венных организаций совместно с предета-
вителями воинеких частей, стахановцев и
интеллигенции, посвященное первой го-
довщине со дня освобождения Советском
Украины от немецко-фашистоких захват-
ЧИкОВ.

Торжественное заседание открыл секре-
тарь Киевского обкома ЕП (5)У тов. Сер-
ДЮЕ,

Под бурные и долго не емолкающие аш-
лодиементы в почетный президиум изби-
‚раются Политбюро ЦЁ ВЁП (6) и Полит-
бюро ЦЕ &П(б)У. Избрание почетным
председателем торжественного заседания
товарища Сталина вызывает мощную 0Ba-
цию всего зала. Все встают, приветотвуя
великого вождя, выражая ему всенарод-
ную любовь и благодарность.

Слово для доклада «Итоги иервого года
восстановительных работ на Украине и на-
ши очередные задачи» предоставляется
председателю Совета Народных Вомисса-
ров УССР и секретарю ЦК ВП (6)У тов.

На площади Победы в Таллине погре-

бены воины Красной Армии, павшие
в боях за освобождение столицы Эс-
тонской ССР. На снимке: у. братской

могилы,
Фото Н. Янова (ТАСС).

РАБОТЫ УКРАИНСКИХ. УЧЕНЫХ

Беседа с президентом Академии
наук УССР А. А. Богомольцем

КИЕВ, 15 октября. (ТАСС). В беседе
в корреспондентом ТАСС п Ака-
демии наук УССР Герой Социалистиче-
ского Труда А. А. Богомолец рассказал
© работах украинских ученых, способет-
восстановлению
народного хозяйства республики,

— Вместе со всем народом украинские
ученые самоотверженно трудятся над
возрождением хозяйства Украины, зале-
чивают раны, нанесенные войной, — ва-
явил А. А. Богомолец, — Серьезная фа-
бота развернута в институте геологии,
которым руководит академик ВБ. И.
Чернышов. Экспедиции этого института
провели исследования в Донбассе, Вриво-
pombe, Донецео-Днепровокой впадине,
на землях Волыни, Молдавии и в районах
Черноморского побережья. Под руковод-
ством действительного ‘члена Академии
наук УССР В. И. Лучицкого, члена-кор-
респондента Н. П. Семененко составлена
петротектоническая схема, которая по-
может в изыскании полезных ископаемых.

Плодотворно работает институт элекл-
росварки, руководимый академиком Е. 0.
Патоном. Методы скоростной электро-
сварки, предложенные институтом, как
известно, широко применялись на танко-
строительных и других заводах.

Инетитут строительной механики yc-
пешно разрешил проблему повышения
динамической прочности деталей авиамо-
торов, а также ряд вопросов, относящих-
ея к различным сторонам работы газовых
турбин.

Коллектив института ботаники 3в0305-
новил издание мнототомного труда «Фло-
ра Украины». Опубликован ряд работ,
имеющих непосредственное отношение к
повышению урожайноети сельскохозяй-
етвенных культур. Под руководством ин-
ститута на живописных берегах Днепра
проходит строительетво ботанического
вада Академии. Наряду с восстановле-
нием теплиц и оранжерей, разрушенного
немецкими оккупантами лабораторного
корпуса за истекший год коллекционный
питомник сада пополнилоя 350 видами
новых растений и теперь насчитывает
1.100 экземпляров.

В институте клинической физиологии
под руководотвом академика Н. Д. Стра-
жеско закончены работы по изучению и
разработке ‘методов лечения различных
форм раневого сепсиса. Результаты этих
работ будут доложены на сессии Акаде-
мии медицинских наук СССР.

Большая творческая фабота проделана
в институтах математики, физической
химии, экономики, биологии и др.

В пятилетнем плане восстановления и
дальнейшего развития народного хозяй-
етва и культуры УССР Академия наук
УССР сыграет значительную роль. Уче-
ые отдадут все свои силы успешному
этого плана.

ствуют руководителя большевиков Украи-
HEL.

— Памятной, незабвенной датой вошло
в историю украинского народа 14 октября
1944 года, говорит тов. Хрущев.—К это-
му знаменательному дню вся территория
Советской Украины была полностью осво-
бождена от немецко-фалиистоких захват-
ЧИКоВ.

В самые ‘трудные дни войны идеи
Тенина и Сталина воодушевляли наших
людей на фронте и в тылу на героические
подвиги и на самоотверженный труд. Вера
в нашу победу, зера в ленинско-сталин-
ское учение помотла нашим людям стойко
переносить все испытания и трудности
борьбы. Великий Советский Союз вышел
из войны еще более окрепшим, еще более
могущественным.

В результате исторических побед Крас-
ной Армии, в результате мудрого руковод-
ства нашего Советского правительства и
лично товарища Сталина в нынепгнем году
осуществилось извечное стремление укра-
инского народа к воссоединению в единое
государство. Согласно договору Советекото
правительства с Чехословацкой реслубли-
кой Закарпатская Украина теперь входит
в состав Украинской Советской Социали-
стической Республики. Отныне и навсегда

ном украинском Советском Государетве.

В дни самых тяжелых испытаний укра-
инский народ активно боролся с врагом и
непоколебимо верил в нашу победу. Эту
веру он черпал в силе и могуществе вели-
кого Советского Cosa,

Наш народ знал, что ему на помощь
придет великий русский народ и другие
народы могучего Советекого Союза.

Не раз пытались враги советокого на-

рода посятнуть на вековую дружбу на-
ших народов. Но нерушима дружба укра-
инокого и русского народов, нерушима
дружб& советских народов. Животворный
советский палриотизм русеких людей
послужил примером, вдохновил на ратные
подвиги все народы Советекого Союза.
Русский народ, как руководящая сила
Советекого Союза, заслужил всеобщее
признание и благодарность. -
_ Спасибо ему, русскому народу, за без-
заветное служение всему советскому на-
роду! Спасибо ему за его ясный ум,
стойкость и терпение! Спасибо 3a брат-
окую помощь нашему украинскому наро-
ду! (Бурной овацией покрываются эти
слова тов. Н. С. Хрущева).

Вдохновленные победами Красной Ар-
мии, трудящиеся Украины, получая брат-
скую повседневную поддержку своего ве-
ликого брата — русского и других наро-
дов Советского Союза, с большим пед’-
емом работают над восстановлением раз-
рушенного немецко-фашистекими захват-
чиками народного хозяйства нашей рес-
публики.

Тов. Хрущев приводит ряд ярких пока-
зателей работы по восстановлению народ:
ного хозяйетва Украины.

Шахты Донбасса уже дали стране бо-
лее 40 миллионов тонн угля. Металлурги-
ческие предприятия Украины к концу
1945 года по основным показателям до-
стигают такого уровня производства, ко-
торый был после гражданской войны
лишь в 1926 году. Восстановлены и сда-
ны в эксплоатацию свыше 21 тысячи
километров путей. Значительные дости-

телей. По мере продвижения десантного
отряда видимость весе ухудшается и ко
времени подхода в назначенную точку
пропадает вовсе. Командир ‘высадки
приказывает:

— Связист, передайте командиру дл:
визиона: увеличить ход, найти вход в
порт и показать мне.

Приказание передано. Начинается вы-
полнение самой сложной и ответственной
задачи для связистов всех  специально-
стей, главным обравом радистов. Высад-
ка производится прямо в порт, но туман
сгустилея до такой степени, что все ко-
рабли потеряны из виду. При этом еще
раз. прекраено показала себя фрадиоетан-
ция УВВ. Управляя в течение двенадцати
часов хода в тумане только по радио,
командир операции успешно произвел вы-
садку десанта. В любой момент радисты
быстро и точно принимали донесения и
передавали приказания. Работать было
трудно, тесно. На одном квадратном ме-
тре сидели три радиста, в отдельные мо-
менты сюда заходили ‘для переговоров
командир высадки и флагманский евя-
зист. Понимая всю сложность обетанов-
ки, радисты прилагали все свои знания
и умение, чтобы обеспечить боевое управ-
ление. И они достигли этого. В течение
всей операции че было ни одного еки-
сания или отказа в работе материальной
части всех видов связи. Не было ни
одного недоставленного адресату донесе-
ния или приказания.

Так действовала связь при высадке в
Маока. Не ‘менее ‘трудные испытания
ждали связистов при занятии портов
Хонто и Отомари, однако и здесь боевое
управление было полностью обеспечено.

Капитан-лейтенант И. АВЕРИН.

Тихоокеанский флот.

СЕВАСТОПОЛЬ, 15 октября. (По теле.
графу от корр. «Красного Флота»). В Се-
вастопольском Доме Военно-Морского
Флота состоялся вечер демобилизующих-
ся старшин и краснофлотцев. На вечер
пришли сотни бывалых воинов. У каждо-
го на груди боевые награды — ордена и
медали.

Начинается торжественное собрание.
3a столом президиума вице-адмирал Фаде-
ев, капитан 1 ранга Колодкин, полковник
Балев, секретарь горкома ВЕП (6) Сарина
и другие.

На вечере выступил полковник Балев.
Затем т. Сарина от имени севастопольцет
передала демобилизующимся морякам го-
рячую благодарность.

В заключение выступил вице-адмирал
Фадеев.

я вижу много моих боевых  соратпиков,
Слава о вашей доблести прогремела на
всю страну, на весь мир. Мы гордимся
каждым из вас. Приношу вам морское

ИТ

Торжественное заседание в Киеве, пос
годовщине освобождения Советской Украины

Хрущеву. Присутствующие тенло привет-.

1 агентов немецких фантистов.
вся украинская земля воссоединена в еди-

— Среди вас, — сказал т. Фадеев. — .

16 октября 1945 г., вторник. Ne 244 (2119)

Опровержение ТАСС

является не точным. В дейотвительноети
же на Берлинской Конференции была до.
стигнута договоренность о том, что Кон-
венция о проливах, заключенная в Монт.
ре, должна быть пересмотрена, Kak no op.
вечающая условиям настоящего времени,
и что данный вопрос будет темой непо.
средственных переговоров между кал.
дым из трех правительств и турецени
правительством,
«<

жения имеются и в области благоустрой
ства городов, в области восстановления
жилищных и коммунальных хозяйств, Ну
1 октября 1945 года в городах Украины
восстановлено около 7 миллионов тв,
метров жилой площади, построено и вос-
становлено свыше 96 тыс. жилых домов 2
колхозников.

Наши советекие люди не жалели сил т
труда во имя победы. Забота о наших
людях, проявивших подлинный геройзм п
самоотверженность в борьбе ¢ врагом —
это святая обязанность наших партийных
и советских организаций.

В 1945 году сделан новый шаг вперо
по пути восстановления сельского хозяй-
ствз Советской Украины, разрушенного
немецкими захватчиками. В этом году
посевная площадь на Украине достигла,
74 процента довоенного уровня, & пло
щадь зерновых культур — 82 процента,

С первых дней освобождения районов
Украины от немецко-фаптистских захват
чиков колхозники и трудовое крестьян \

нии сельского хозяйства, в снабжении
Красной Армии и населения страны хле
бом и другими сельсвохозяйственныхи
продуктами.

В истекшем году многое сделано по
восетановлению совхозного и ‘колхозного
животноводства, полностью уничтоженно-
го немецко-фашиетскими захватчиками,
За год поголовье крупного рогатого скота
на колхозных животноводческих фермах
возросло почти в два раза, поголовье сви.
ней, овец и коз — больше чем в 2,5 раза,

Быстрыми темпами шло восстановле
ние культурно-просветительных учрежде
ний. В настоящее время в республике па-
считывается 27.248 школ. В них 00
чается свыше 5 миллионов учеников,
восстановлено 150 вузов, 474 техникума,
В республике издаются 852 тазеты, в
них 11 республиканских и 33 облаотных,
В городах и селах Украины сейча рз-
ботают 99 театров из 130, которые был -
до войны. Восстановлено 1.510 киноуа
новок, 823 радиоузла, 1.466 массовых
библиотек.

За тод, прошедший с момента полного
освобождения Украины от фашистокях
оккупантов, украинский народ разгрома
верных слуг Гитлера— украивоко-немец-
ких националистов, которые хотели пе
вратить наш свободолюбивый народ в
покорных рабов немецких фашист.
Украинский народ не поверил ни одному
саову брехни ‘укоаинско-немецких. нацио`
налистов, разоблачив и уничтожив их как }

>

Украинский народ, благодарный за
свое ‘освобождение Красной Армии, box-
шевистской партии, любимому Сталину,
энергично взялся за мирный труд.

Все наши стремления направлены но
только на то, чтобы восстановить разр}
шенное, но двигаться быстрыми шагами
вперед, к новому расцвету экономики,
науки и культуры социалистического го-
сударетва.

Приближаются выборы в Верховный
Совет СССР. Они явятся новой демок.
отрацисй единства многонационального
народа, сплоченного вокруг партии
большевиков, вокруг любимого Сталина,
Трудящиеся Советекой Украины вотретят
этот исторический день новыми победами
на всех участках  социалистического
строительства и продемонстрируют свою
пюбовь и безграничную преданность 09-
ветской власти — самой демократической
власти в мире.

Сегодня, в годовщину своего оевобож-
дения, украинский народ провозглашае
здравицу в честь героической Красной
Армин — армии-освободительницы, в
честь великой большевистекой партии —
организатора и вдохновителя побед 00-
ветсгого народа.

Украинский народ прославляет мудрого
учителя, вождя и полководца Генералис- *
симуса  Советокого Союза великого 2
Сталина.

Заключительные слова тов. Хрущева
покрываются долго не смолкающими
аплодисментами. Зее встают. В зале но-
сколько минут продолжаются бурные
овации в честь товарища Сталина.

Овацией встречается п вдложение при-
пять письмо товарищу Сталину.

Торжественное заседание обратилось ¢
горячими словами привета. любви и бла-
годарности к бойцам, сержантам, офице-
рам, генералам и маршалам Красной Ар-
мии — освободителям Украины.

После заседания состоялся большой
концерт с учаютием лучших мастеров
искусства и музыкальных коллективов
столицы.

——

Проводы демобилизованных моряков

спасибо за вашу безупречную службу.
омните, что мы с вами связаны теперь
неразрывно. Где бы вы ни были, Beer sa
помните о флоте, о его славных традици-,
ях, о жестоких зитвах с врагом. Желаю
счастья и удачи, нэзых, больших побед
на трудовом фронте!
ответным словом выступил награж-
денный орденом Празного Знамени стат-
шина 1 стальи Моцебекер. Он сказал:

—- Не зря провели мы эти годы на фло-
те. Мы крепко били фашистов и учились
воевать. Если потребует страна, з любой
момент вернемея на свои боевые посты,
чтобы вновь применить в боях свои зна-
ния и опыт, Уходя сейчас на фабрики я
заводы, в совхозы и колхозы,  заверяем
своих бывших командиров и трудящихся

Севастополя. ч
то будем Иться, не по-
кладая рук. НИ :

Демобилизующиеся
приветственное
Советского Союза

моряки послали
письмо Генералиссимус
товарищу Сталину.

СВЯЩЕННОЕ  ^

ство активно участвовали в восстановае- У