Недочеть! одного
‚ учения

(От нашего специального корреспондента)

Чиобы бозвые части мотли выполнять
задачи с фактическим применением техни-
ки и оружия, нужно прежде всего отшли-
фовать всю боевую организацию корабля,
научитьея правильно использовать оружие
на первых порах в несложной обстановке.
Личный состав боевых ‘постов  лолжен
уметь ликвидировать ‘повреждения, пра-
ВИЛЬНО Пользоваться связью. Без решения
этих и ряда других задач не может быть
и речи о переходе на дальнейшую ступень
обучения.

На общекорабельных учениях проверяет-
ся боевая организация подразделений и их
взаимодействие. Личный состав тренирует-
ся в совместной работе с другими боевыми
частями и службами, командирьв приобре-
тают навыки руководства своими подразде-
лениями,

Ко всякому учению нужно серьезно го-
товиться, ве допуская условностей. Как бы

хорошо ни составили план, он не будет  ”

выполнен, CCIM B какой-либо мере нару-
шится боевая организация или будет допу-
щена недисциилинированность. 5

Это лишний раз подтверждает учение,
проведенное недавно на корабле М. Готови-
лись к нему долго. В боевых частях учи-
тывались как-будто все возможные залерж-
ки и неполалки в работе отдельных меха-
низов и целых постов. Казалось, все шло
нормально.

Но вот об’явлена боевая тревога. Бойцы
торопятся занять свои места у механизмов.
И стазу же одному командиру пришлось
встать у траша, чтобы обеспечить соблю-
дение правил движения людей,

—- Нельзя! — кратко говорил «оторо-
живший» тралр командир.

— Я на свой пост бету, разрешите?

А потом, спохватившиеь, краснофлотец
стремглав бросался к другому борту.

Такие нарушения были не единичны.
Они свидетельствуют о том, что люди не
были приучены к строгому соблюдению
правил движения по тревоге.

— Остановить такой-то дизель, —ири-
казывает командир боевой части.

Напряженность возрастает. Свет на ми-
нуту гаснет, затем вепыхивает аварийный.

B 910 время краснофлотец-телефониет,
прижав трубку к уху, кричит:

— Чего ты меня путасшь?

Никто не слелал замечания бойцу, до-
‘пустившему такую фамильярность во вре-
‘мя исполнения служебных обязанностей,
когда взаимоотношения должны быть строго
уставными. В данных условиях, пожалуй,
было и не до этого, но самый факт указы-
вает, что бойца не приучили к уставному
обращению в процессе одиночных и част-
ных учений.

— Да, да! Дизель остановить! Дай же
Соседова, — продолжал кричать  телефо-
нист.— Остановите, говорю. Соседова дай-
те! Соседова!

Добрых три минуты взывали к Соседо-
ву, но тот словно в воду канул. Наконеп,
приказание было передано исполнителю по
другой линии связи. _

В 60ю возможны случаи, котла связь ме-

жду отдельными постами будет осущеет-

вляться только через посыямьных. Поэтому
нужно и на учении использовать все пути,
дублирующие основные средства, связи.
Личный состав одной из машин «вышел
из строя». «Раненым» оказывали помощь;
Но... не оказалось на месте блоков, необхо-
димых, чтобы поднять и эвакуировать лю-
дей из машинного отделения в лазарет. Са-
нитарная служба заблатовременно не по-

беспокоилась 0б этом.

Между тем инженер-капитан-лейтенант
Купцов искал средств дальнейшего умень-
шения крена. На помощь таблицам живуче-
сти пришла лотарифмическая линейка. Бы-

стро производя расчеты, Купцов передавал.

новые приказания в отсеки.
рен уменьшилея еще на несколько гра-
дусов — расчеты сказались правильными.
На хругих боевых постах шла такая же
напряженная борьба за жизнь корабля.

В первой боевой части не приготовили   Отнако ряд допущенных условностей, оши-

прокладочного инструмента, очевихно, ре-
шив, что он не потребуется, раз учение
проводится. на якоре. Таблиц циркуляции
й поправок лага, также не оказалось. Теле-
фонная связь работала е перебоями. Одним
словом, не было приготовлено мнотое из то-
то, что является жизненно необходимым.
Между тем личный состав неплохо знает
боевые инструкции. Но какая польза от
формального заучивания, если людей не
приучили пунктуально выполнять все, что
сказано в инструкциях?

На столе у командира БЧ-У лежит не-
сколько пакетиков © вводными. Каждый: из
них вскрывается в определенное время.
Вводные задания, розданные по всем бое-
вым частям, хорошо ортанизуют  взаимо-
связь событий. Если тде-то произошел
«взрыв», то о нем в одно и то же время
узнают все лица, которым надлежит при-

нимать меры по ликвидации повреждений.

10 часов 01 минута. Вокрыт первый па-
кетик: «Слышен взрыв © правого борта, у
носовой трубы». Через некоторое время по-
ступает доклад: «Крен 11 градусов». Это
результат «взрыва».

Командир подразхеления инженер-капи-
тан-лейтенант т. Купцов утлубилея в таб-
лицы непотопляемости. Нужно, определив
повреждение и количество принятой кораб-
лем воды, выравнять крен затоплением
других отсеков.

Несколько минут крен остается на одном
уровне, затем постепенно начинает умень-
шатьея. Это результат затопления указан-
ных т. Купцовым помещений. Но приня-
Тая вода давит на переборки, Можно ли
итти прежним ходом?’ Вакие принять ме-
ры, чтобы переборки выдержали напор во-
Jbl Ha больпюм ходу? Rak лучше сохранить
маневренность и боеслособность корабля?

_ Bee. arm вопросы требуют немедленного
решения.

бох и недисциплинированность отдельных
бойцов значительно снизили оценку уче-
НИЯ.

Некоторые горловины, например, не бы-
ли задраены по тревоге — бойцы, которым
надлежало это делать, не выполнили своих
обязанностей по боевым инструкциям. За-
пасные тральные части не были вынесены
‘из кладовой. В одной из боевых частей об-
наружилось, что инструкции некоторых
бойцов не соответствовали их обязанностям
по боевому расписанию.

Корабль интенсивно обстреливалея «ро-
тивником». При очередном «разрыве» ена-
ряда старший лейтенант Борщевский и его
заместитель вышли из строя. Остался стар-
шина. Но он в первый момент не мог опре-

делить, что ему делать. Прекрасно- зная.

специальность и боевую организацию поста,
он не был, однако, приучен действовать
без командиза.

Старший лейтенант Борщевский-—опыт-
ный командир. В свое время его подразде-
ление имело хорошие успехи. Видимо, пере-
оценив их значение, он передоверил млад-
шим командирам некоторые серьезные за-
нятия, которые, по положению, должен был
проводить сам. При проверке его бойцы
отвечали неуверенно, подчас путалиеь,
Толыко после указания командира корабля
Борщевекий усилил работу с людьми, и при
вторичной проверке подразделение получи-
о удовлетворительную оценку. Растерян-
ность старшины, не сумевитего сразу за-
менить командира, также была результа-
TOM отсутствия систематической работы с
младшими командирами в этом подразделе-
нии,

Отдельные недостатки и условности сде-
лали учение неполноценным.

Капитан М. ШЕРЕМЕТЬЕВ.

Старшина
краснофлотцем В. Чебановым, (Амурская Краснознаменная флотилия).

КРАСНЫЙ ФЛОТ

2-й статьи И. Житков проверяет знание обязанностей вахтенного

Фото ТАСС.

ЧЕГО НЕ ЗАМЕТИЛ

ПОМОЩНИК

Поступило приказание — приготовить
корабль к походу. В боевых частях и служ-
бах началась оживленная работа. В это
время помощник командира обязан 0бес-
печить точное и своевременное выполне-
ние распоряжений командира, ему надо
быть в курсе дел всех боевых частей. ^

Перед походом, прежде чем пойти © до-
кладом к командиру, помощник ‘должен
лично убедиться, готов ли корабль к с’ем-
ке с якоря (бочки, швартовых) к назна-
ченному сроку. Не довольствуясь доклада-
ми командиров боевых частей и началь-
ников служа, он обязан проконтролиро-
вать, тщательно проверить исполнение
распоряжений командира. Ни одно упу-
щение в работе боевых частей не должно
пройти мимо внимания помощника коман-
дира.

Вак же выполнил эти требования перед
выходом корабля в море лейтенант т. Мо-
лотников?

В действиях т. Молотникова было мно-
го упущений. Получив от командиров бое-
вых частей доклады и не проверив их,

ля.

— Порабль к.
IOLOMHE OH. aie

Стали сниматьея с якоря и швартовых.
Й сразу произошла заминка. Оказалось, что
швартовы были персложены швартовыми
рядом стоящего корабля. На их освобож-
ление затратили липенее время. Вуда лег-
че было в период подтотовки к походу
снять лишние Швартовы, освободить пе-
реложенные. Но т. Молотников целиком
положился на боцмана, лично не обошел:
корабль. : ‘

Подали команду:
шарф не поднимался: фал не был надет на
блок, хотя командир БЧ-[ лейтенант
т. Нечаев также доложил т. Молотнакову,
что к походу все готово. .

Помощнику было известно, что перед
YXOJOM из гавани часть личного состава
нужно будет высалить на стенку и отпра-
ВИТЬ На занятие по специальной. подготов-
ке. Но т. Молотников вепомнил 0б этом,
только когда корабль отошел от стенки.
Пришлось возвращаться.

выходу в море готов,—

помощник отправилея к командиру кораб-.

КОМАНДИРА

° Внешний вид корабля и команды во
время выхода также свидетельствовал о
недостатках подготовки к походу. На бор-
тах корабля были потеки. Бойцы пюстрои-
лись на палубе в разнообразной форме
одежды. На некоторых краснофлотцах бы-
о рабочее платье, на других — комбине-
зоны, на третьих — бушлаты.

Но’ менее серьезные упущения были у
помощника командира другого корабля —
етаритего лейтенанта т. Фролова. Он был
обязан в первую очерель убедиться в го-
товности оружия. Но т. Фролов во всем
положилея ‘на временно исполняющего
обязанности командира третьей боевой ча-
сти. Перед самым выходом командир ко-
рабля заметил, что трал Шульца не был
приведен в готовность.

- А разве его придется применять? —
удивился помощник.

Боцманская команда отраничила приго-
ловление спасательной шлюпки к походу
тем, что вывалила ее на шлюпбалках за
борт и положила поеходные крепления. Тов.
Фролов не проверил вооружения шлюпки,
не разяенил молодому боиману его зада-
чи по приготовлению спасательных средетв.

—

В результате руль и румпель шлюпки не

были поставлены по-походному, 0 снаря-
жении — шлюпочной сигнальной книге,
семафорных флажках, топоре — все 34-

быти. Богль началось учение «человек за

бортом», назначенные на шлюпку гребцы
не знали, кому по Какой шлюпбалке бе-
жать. Произошла путаница и неразбериха.
_ Эти недостатки свидетельствуют о том,
WTO ele не все, помощники командиров
кораблей понимают важность и значение

bat   своей роли па корабле. Подчас они счита-
«Шар на стоп». Но

ют себя только связующим звеном меж-
ду командирами боевых частей и команли-
ром корабля, слабо вникают в существо
дела, забывают 0б уставных положениях.
А между тем помощник командира на’ ма-
лых кораблях по уставу-— первый замести-
‘толь командира. В бою он обязан оказы-
‘вать ему помощь в изучении и оценке 0б-

становки,
Политрун В. АНАНЬИН.

®

` 16 мая 1941 т. 2% 113 (767)

—

Первые итоги
работы по-новому

ХИП Всесоюзная конференция ВВП(б)
поставила перед промышленностью весьма
важную задачу —— покончить 6 бесплано-
востью, неравномерным выпуском продук-
ции, штурмовщиной и добиться ожеднев-
ного по заранее разработанному трафику

выполнения производственной программы

каждым предприятием,
Вомандование и парторганизация нашего

завода немало поработали, чтобы, решить

эту задачу и обеспечить точное соблюдение
сроков ремонта кораблей. и

Показатель высокой производственной
культуры — это равномерная работа всех
участков завода и полное отеутствие штур-
мовщины, Для этого необходимо точно пла-
нироваль весь производственный процес®,
хорошо подготовить работы, относиться Кв
трафику, как к основному закону произ-
BOICTBA.

Ha 3anoje и раньше составлялись
графики ремонта кораблей. Но эти важ-
нейшие документы были общие, в них не
учитывался технологический процесс, а, ча--
ст и производотвенные возможности.
Кроме того графики не доводилиеь до ра-
бочего места, больше лежали в столах ка-
бинетов. Поэтому они зачастую срывались
и не являлись законом для цехов.

Сейчас составляются новые  трафики,
более конкретные и реальные. Например,
по об’ектам строителей Ермилова и Вар-
повича графики составлены по технологи-
ческих узлам с указанием точных сроков
окончания работ в цехе, погрузки деталей
на корабль, установки на место, сдачи
судовому составу. Тавие трафики, согла-
сованные между собой по технологическо-
ну процессу, имеет каждый цех. Резуль-
таты не замедлили сказаться. Доковые ра-
боты на об’ектах строителя Карповича,
весмотря на болыной 0б’ем и весьма сжа-
тый срок, были закончены досрочно.

Это было достигнуто благодаря тому,
что все цехи, участвующие в фемонте,
имели технически грамотный и обоснован-
ный график ремонта. Командование цехов
знало, как нужно распределить рабочих,
чтобы выполнить трафик, когда и какие
работы должны быть закончены. Мастера
заранее подготовили рабочее место, мате-
риал, инструмент, довели ло бригады зада-
ния и сроки. Работа спорилась, протекала
ригмично, без каких-либо «случайностей»,
которыми так богат судоремонт. Особенно
хорошо работали бригады слесарей (брига-
диры тт. Смаркович и Степанов), выпол-
нявшие норму на 150 и более процентов.

Точно соблюдает сроки цех, где началь-

было отнесено в конец месяца, что Morn

!
ником т. Кациан. Здесь хорошо’ организ
ван производственный процесе, продуху
трафик, правильно расставлена рабоч
сила, все работы обеспечены нужных м.
струментом, приспособлениями, материал:
ми. Благодаря этому прораб цеха т. Tapp.
лов закончил больнтую работу на 5—6 yuo
раныйе срока ¢ отличным качеством. Ве
xe, Tle начальником т. Лапин, также пи.
ORC участки, на которых работа ведет
равномерно, без рывков. В процессе пере.
стройки работы по-новому появилось не.
мало, энтузиастов, которые стали ревном.
‘ными носителями культурных  роизн.
ственных методов. Это -—— мастера Вонн.
щев, Жарков, бригадиры Верещагин, Д+.
тышев, прорабы Бельченко, Захаров и лу.
гие.

Некоторые  товафищи не’ сразу поля
всю важность. работы по графику. Напр
мер, в цехе, где начальником т, Бучкия,
при составлении графика неправильно ру. *
ставили рабочую силу. Окончание райт
задержать деятельность цехов-смежнике,
Командование завода предложило nop, 3
смотреть трафик в сторону уменьшены
сроков. Он был составлен вновь и нём )
раз правильно. Цех закончил работу тю
в рок.

Характерный случай произошел е м. 9
чальником цеха т. Файнбергом. Состазии 0
трафик, он старалея выкроить резерв ву 0
мени «лля всяких неожиданностей», ци 1
сути дела взял поправку на внутрицеховуи 1
неорганизованность. Шо приказанию тлаь @
ного инженера завода сроки были сжмы
Причем т. Файнберг всячески доказыв 1
что они нереальны. Отахановцы поха om. 2
кинули доводы Файнберга, на 7—9 дей #
досрочно закончив работу. Haars
цеха извлек из этого дела хороший ур, 0

Безусловно, что’ на заводе еще Jaren J
не все сделано для’ того, чтобы полностью J
реализовать решения ХУШ Beacons п
партийной конференции. Церестройка mmm ¢
началась. Еще не на всех об’ектах раба.
ведется по технологическому трафику, мех.
Цеховое планирование попрежнему оста.
ся узким местом; Но опыт. показал, чи п
елинственный путь, ‘по которому зам &
должен итти, чтобы выполнять судоремот п
з: срок и высококачественно,— это рабу 6
по графику, четко и PpoOBHO, когда пла
выполняется ежедневно. а

Эту особенность работы тю-новому, № с
боты культурной и высокоэффокливяи, г
хорошо осознал весь коллектив. завола, т

В. АВДЕЕВ,

° Преподаватели помогают.
строевой подготовке курсантов

Воспитание курсантов -— повседневная
задача всего начальствующего состава
BMy30B. Однако до сей поры некоторые
преподаватели встречаются © курсантами
лишь на лекции, раз или. два в неделю.

В училище им. Фрунзе строевое отде-
ление широке использует преподавателей-
командиров для выполнения различных
строевых задач. Где, как не на, дежурстве,
преподаватель может показать пример зв
исполнении своих обязанностей? Поэтому
все преподаватели уже по нескольку раз
несли дежуротво в учебных помещениях.
Ватитаны 2-го ранга тт. Смирнов и Дым-
ман показывают образцы несения службы.

Назначение преподавателей в обход по
городу еще больше способствует повыше-
нию их требовалельности, приучает каж-
дого преподавателя-командира непримири-
мо бороться с малейшими нарушениями
уставных положений. Жалтитан З-го рам-
та т. Саков, военинженер 3-го ранга
т. Плащинский, будучи назначены в 09-
ход, внимательно ознакомилиеь © устав-
ными формами одежды, получили инструк-
таж и сумели безукоризненно выполнить
свои задачи.

Пренодаватель  капитан-лейтенант тов.
Усов подготовил группу курсантов к
лыжаюму переходу в Таллин. Эта, труппа
успешно преодолела, трудности 400-кило-
метрового похода и © честью выполнила

энать свой корабль

Некоторые командиры считают, что изу-
чение своего корабля нужно начинать ¢
ознакомления с расположением кают, куб-
риков, главных отсеков, машин и других
механизмов и помещений. Конечно, все
это знать надо, но такой подход к изуче-
нию корабля нам кажется упрощенным,
неправильным. Главное He в этом. Еще
адмирал Макаров He раз ‘указывал, что
знать свой корабль-—эте значит прежде
всего хорошо знать его мореходные каче-
ства. Именно с мореходных качеств и дол-
жен каждый командир начинать изучение
своего корабля.

Для того, чтобы запомнить расположение
кают, отсеков, машин, механизмов, не на-
до много времени-—достаточно два-три раза
пройтись по кораблю, и все в основное
станет ясным. Значительно сложнее в с0-
вершенстве изучить пловучесеть корабля,
его непотопляемость, остойчивость, ход-
кость, поворотливость, плавность качки,
пиркуляцию, крен, инерцию и т. д. Для
этого ‘надо значительно больше времени и,
тлавное, много упорства, настойчивости co
стороны самого командира, впервые при-
тедитего ‘на корабль.

Знание мореходных качеств своего ко-
рабля имеет для боевой деятельности каж-
дого командира исключительно важное зна-
чение. Нужно иметь в вилу, что даже од-
нотипные корабли имеют зачастую“ разные,
резко отличающиеся друг от друга Mope-
ходные качества. Пренебрежение этимн
специфическими особенностями может при-
вести в бою к печальным последствиям,

В истории войн на море имеется нема-
ло примеров того, как отличное знание
личным составом мореходных качеств сво-
его корабля позволяло ему успешно вести
бой с сильнейшим противником.

Яркий образец умения бороться за жи-
вучесть своего корабля, a следовательно,
и отличного знания его мореходных ка-
честв проявила команда русского линей-
ного корабля «Слава». В первую империа-
листическую войну в бою © противником
в Рижеком заливе линкор «Слава» полу-
чил много попаданий и пробоин. Но ко-

продолжал вести огонь по противнику, пре-
восходящему его по силе ‘во много раз. А
ведь надо учесть, что «Слава» был стафый
линкор с очень низкими морехолными ка-
чествами. Только безупречное знание сво-
его корабля и отличная натренированность
команды позволили сделать линкор гроз-
ным противником для минных и линейных
сил неприятеля.

И, наоборот, есть много примеров, пока-
зывающих, что плохое зкание морехолных
качеств своих кораблей, недостаточное
умение бороться за их живучесть приво-
дили либо к проигрышу сражения, либо в
преждевременной гибели этих кораблей.

Каждый командир, а тем более молодой,
только что пришелигий из училища, должен
в совершенотве изучить, какие существуют
на его корабле средства непотопляемости,
каковы особенности каждого из них, дол-
жен знать расчеты крепости водонепрони-
цаемых переборок. Нужно ‘уметь пользо-
ваться средствами’ борьбы за живучесть и
особенно водоотливными и осушительными,
& также противокреновыми и диферентяы-
ми отсеками. /

В бою неизбежны пробоины корпуса ко-
рабля, попадание воды в которые вызовет
крен или диферент, Вомандир, получив об
этом доклад, должен будет быстро и 063
опгибки принять решение, как выровнять
корабль. Для этото он должен хорошо
знать, какие имеются средства выравни-
вания крена или диферента, пропускную
способность и мощность этих средств,
знать средетва борьбы со взрывами,  сред-
ства затопления, орошения, водотущения,
паротушения, химтушения, герметизацию,
отключение  вовтиляции, = изолирование
и т. д. Плохое знание всех этих крайне
важных элементов в бою может привести
Е серьезным последетвиям.

‚ Мореходные качества каждого корабля
н6`. всетда одинаковы, они постоянно изме-
HATCH, особенно такие, как циркуляция,
инерция, скорость хода. Команлному соста-
ву Надо постоянно следить за изменениями
каждого из этих качеств и точно их ‘учи-
THBATh во время плавания на основе пра-

рабль очень долго оставался на плаву и  вильных расчетов. В св время это было

важно только с точки зрения кораблевож-
дения. Но теперь за, изменением этих эле-
ментов важно следить и с точки зрения
унравления артиллерийским отнем.
Простая вещь, кажется-—небольнюй ди-
ферент на нос или крек на один из бор-
тов. Но на ход корабля и на результаты
артиллерийских стрельб они мотут по-
влиять очень сильно. Даже при небольшом
диференте на HOC корабль теряет ско-
рость. При небольшой волне он, к тому
же, будет принимать огромное количество
воды на палубу. В боевой обстановке, ког-
да от попадания снарядов будут пробоины
на верхней палубе, это приволет к тому,
что вода через пробоины попадет во внут-
ренние помещения корабля (илкитаты не
будут в состояния пропустить” всю поету-
пающую на верхнюю палубу воду) и за-
топит его. 4

При современном центральном управле-
нии огнем диферент или крен имеют от-
ромное значение. Эти элементы управляю-
щий огнем должен точно знать и тщатель-
но учитывать их изиуенение. У нае были
случаи, когда неточный учат диферента
и крена приводил к низкому качеству ар-
тиллерийских стрельб.

Добиться, чтобы каждый командир от-
лично изучил мореходные качества своего
корабля, научился правильно учитызать
их в мирное время и в боевой обстановке,
можно только в процессе длительной
командирской учебы и путем системаличе-
ских тренировок. Для того, чтобы личный
состав действительно мог в любых усло-
виях бороться, скажем, за живучесть ©во-
ето корабля, надо решить много комилекс-
ных залач. Задачи эти надо с каждым ра-
зом усложнять, приближать условия их
решения к подлинно боевой обстановке,

Некоторые командиры решалот азварий-
ные задачи, вынося все средетва борьбы
за живучесть на верхнюю палубу. Они
считают, что если личный состав научит-
ся хорешо работать наверху, то с таким

же успехом он будет работать м внизу. 1

Это неверная, ‘оптибочная точка зрения,

ходиться в бою, учить действовать в слож-   тельно сказывается при движении в узко-

ных, стесненных условиях.

Если хочешь, чтобы личный состав на-
учился бороться © водой, то пускай на-
стоящую воду, а не условную. . Заранее
приучай себя и краснофлотцев иметь дело
се настоящим дымом, газами. Практически
затопляй отдельные отсеки и другие по-
мещения, а пуская в ход средства борьбы

CTAX, B гавани, при вводе корабля в док,
при подходе к стенке, пирсу. Оно приво-
дит к излишнему дерганью машин, к не-
уверенному управлению, аэследовательно, к
большим ошибкам и инотда даже к ава-
рии. р

То же самое можно сказать и о так
называемой парусности корабля. Но зная,

за живучесть, внимательно изучай досто- как он идет на ветер, не зная быстрогу

HUCTBA и недостатки их при нормальной
работе и при перегрузке. Почерпнутые в
процессе практических занятий знания по-
могут тебе в бою быстро и хладнокровно
принимать правильное решение, Добивайся,
чтобы личный состав не условно, а фак-
тически умел отключать и переключать
паровые магистрали, выводить вентиля-
цию, ставить изоляцию, боевые сростки
и т. д. Только такая беспрерывная, с каж-
дым днем усложняющаяся учеба приведет
K TOMY, что личный состав еще в мирное
время хорошо изучит все средства, нако-
ит опыт борьбы за живучесть ив бою
будет работать уверенно, без ошибок..

На своем корабле мы тменно так про-
водили ‘учебу команлного и рядового со-
отава, и это лало результаты. Вомплекс-
ные аварийные. задачи, например, реша-
лись в сложных условиях, причем каждый
раз они все больше и больше приближа-
лись к реальной босвой обстановке. Лич-
ный состав непрерывно изучал тактико-
технические элементы мефанизмов корабля.
Все это позволило пятой боевой части за-
БятЬ первое место по боевой подготовке на
флотах. Командный состав других боевых
частей использовал каждый выход в море,
чтобы лучше познать «характер» своего
корабля, его мореходные качества,

За изменением хода корабля надо по-
стоянно следить и проверять его как мож-
но чаще. Дело это несложное, но некото-
рые командиры © кем иногда забывают. &
ведь новые корабли, оснащенные современ-
ной техникой, не могут успешно решать
боевые задачи: если командиры не будут
знать, как изменяется ход корабля за ко-
роткий промежуток времени, Это положе-
кие в равной мере относится и к цирку-
ляпии корабля.

Если командный состав не будет хорошо

знать инерцию евоето корабля, TO это не

Надо учить личный состав бороться за даст возможности уверенно управлять им.
живучесть именно там, где он будет на-! Плохое знание инерции особенно отрица-

и величину его сноса, также нельзя уве-
ренно управлять.

Каждому командиру нужно помнить, что
нарушение хотя бы одного элемента море-
ходных качеств своего корабля, например,
остойчивости, немедленно отражается на
всех остальных его качествах—на, нёпо-
топляемости,  поворотливости,  ходкоети,
плавности качки и т. д. Вот почему необ-
хедимо еще раз подчеркнуть важность для
каждого командира (будь то лейтенант,
только что закончивший училище, или уже
опытный командир, но впервые пришед-
ший на данный корабль) начать изучение
корабля с ого мореходных качеств. А рас-
положение калот, отсеков, машин, механиз-
мов запомнится само собой, в процессе
прохождения службы.

При этом каждый командир. и’ особённо
молодой, должен понять, что изучать море-
ходные качества своего корабля надо не
столько теоретически, сколько на практике.
Возможностей для этого очень много, 060-
бенно во время плавания в летних усло-
виях. Тренируясь в управлении кораблем,
командиры сумеют скорее и ‘лучше мзу-
чить ве ето мореходные качества. Кез
практики учеба, командного состава, будет
неполноценной.

Опыт ‚морских боев второй империали-
стичеекой войны показывает, что одно из
важных условий победы над BparoM—or-
личное знание командным и рядовым со-
ставом мореходных качеств своего корабля.
Тот корабль смело итет в. бой с более силь.
вым противником, на котором личный со-
став морально устойчив, хоропю натрени-
рован, гле командиры и бойпы постоянно
следят за мореходными качествам своего
корабля и умеют с выгодой для себя ис-
пользовать каждое из этих качеств. Наши
командиры должны тщательно учитывать
это, непрерывно ‘изучать мореходные кача-
ства своих кораблей.

Капитан 1-го ранга Ф. МАРКОВ.

задание команловащия. Калитат-лейтелат 7
показывал курсантам личный при Л
учил их настойчивости в достижения 3 л
меченной цели. 1
Строгое и неуклонное выполнение ри
порядка дня и всех инструкций и нас в

лений является законом. Контроль зу

ществлением этого несут  претодавамл

командиры, Инженер-капитан о 1-го мии `

т. Шапошников проверял дежурную слй-
бу на курсе и добилея больших poy
татов.

Такая работа развивает у препыавате-
ля командирские навыки, умение стр,
но справедливо требовать, заставляет ба:
же узнавать, чем зюивет куреапт, Rano
его запросы, какие положительные и Ot
рицательные качества имеет каждый,
этом свидетельствует, например, там
факт. Командиру роты потребовалась 0
стоятельная. характеристика одного к
санта. Командир посоветовалея с препол
вателем и дополнил характеристику ци
ными замечаниями.

Отроевая работа —— важнейшая чат
деятельности преподавателя, = воспитате
ля будущих командиров.

Старший лейтенант
А. НАЗАРОВ.

НЕНИЯ, B
Люди передового 1
° катера

Торпедный катер лейтенанта Добряноь
го в эту зиму, пожалуй, дольше обыч \в
простоял на блоках на стенке. Ho Bint! y
вата в этом была только запоздавитая № п
на, которая до начала мая не очитцаяа И
льда, маленькую бухточку.

Что же касается людей катера, то и!
давно подготовились к выходу в № 1
Каждому из пих, начиная от команде т в
вончая учеником-мотористом  Беляевыу
еще не бывавииим в походах, мно ди
месяцы зимней учебы,

Готовясь к плаванию, лейтенант +
брянский сдавал зачеты почти по ви
дестткам предметов. Редультаты #9
хие — общий средний байл получился 40.
Основательно изучен театр, повторены 1
глубже усвоены уставы’ и ‘наставлени,
Лейтенант и раньше хорошо знал свой =
рабль, но в эту зиму снова уделял мил
времени его изучению. Сейчас он cue
может сказать, что каждую деталь му
ров и других механизмов знает в 0
шенстве,

— Но обобенно много полезного ди
мне тажтические игры, проводившие
командиром подразделения, -— говорит т, Де
брянский. — тстекшую зиму таких
игр было в несколько раз больше, ч%
раньше. Они послужили толчком ® №
отороннему самостоятельному изучению Tt
лого ряда вопросов. * i

Высокая теоротическал подготовка № \
тенанта Добрянокого отмечена командон
нием соединения. i

Bouman катера  тлазный старшие
т. Врикунов также повыеил свою так
ческую подготовку. Он xopomo sie 4,
театр и вполне может заменить командий ,
в любых условиях, 0

Большую работу выполнили моторы, и
справившиеся © зимним ремонтом без №
кой бы то ни было помощи мастерски 5,
Старшина 1-й статьи т. Каменков, y
ревнуясь со старшиной 1-Й статьк т, №
тюхиным, досрочно окончил переборку №  ц
торов. Штатный моторист т. Сафонов № у
полнял ремонтные ‘нормативы на 150— п
160 проц. Почти не отставали от 19,
ученики Белоусов и Беляев. Помимо 0 у
боты н& своем заведывании, MOTOPIT 9,
успевали помогать товарищам ¢ APY у
катеров. x

: Н. ЛОГОВ,  ,

у
р

и