.
И
Я
[-

ee Te

f

5 оргализащия внепигатной лекторекой

вуо работу в соединении, сделало ее бо-

нала алии заиана ныне —-- пообонлонининааинаняньви

пмащирам. На этом же совещании в план’

удщии читались без учета запросов лич-
  то состала частей. Тезисы лекций не об-
 змлюь и 16 проверялись. Это приво-

Honor Дисцитихинатруинотго

== 16 мя 1941 т, М 113 (767)

_ Опыт учебы
партииного актива

(новпая эахача политработников—ком-
уиетическое воспитание личного состава,
прюитио бойцам и командирам” качеств,
цибхолимых дядя военного моряка: еме-
пи и выносливости, мужества и отваги,
иедативы и находчивости. Ибо от того,
ик ставлена воспитательная работа, сре-
д меснофлотцов, во многом зависит ус-
ent0e выполнение плана боевой учебы,

{ибы выполнить эти требования, каж-
5 политработник должен иметь хорошую
пуиотовну, Уметь практически решать эту.
зиачу. Это относитея не только к заме-
mi командиров, но и к руководите-
му партийтьх и комсомольских организа-
ий инструкторам отдела политической
пипаганды, активистам, так как только
it совместная деятельность может дать
уичиехьные результаты.

(мел политической пропатанхь» налиего
кушнения поставил перед собой задачу:
иимхатически и повседневно учить полит-
рбтников и в первую очередь заместите-
3 муаидиров, секретарей партийных и
нщомольских организаций практике пар-
чифио-политической работы.

Певых таким серьезным мероприятием

по истории партии, 2—по истерии народов
ыы военно-морской пропатанде,

да по международному положенито
и 9 — по вопросам текущей политики,

Для повышения квалификации внетштат-
ных лекторов нужно хотя бы один раз в
месяц проводить при Управлении полити-
ческой пропаганды олнолневные сборы, на
которых лекторы ‚соединений мотли бы
прослушать высококвалифицированные лек-
ции и доклады,

Второе, наиболее серьезное мероприятие
отдела политической пропатанды-—-это орга-
низация учебы партийного и комсомольско-
го актива. Мы периодически созываем се-
минары хекретарей и практикуем выезды
труппы работников в подразделения, где
товарищи а месте оказывают руководите-
лям партийных и комсомольских организа-
ций конкретную помощь, учат их прак-
тике партийной и комсомольской работы,

В прошлом году отдел политической: про-
паганль провел 14 различных ©еминаров,
начиная © однодневных и кончая десяти-
дневными. В этом году проведено три ce-
минара. Подготовка к каждому из них ве-
лась по плану, который доводилея ло всех
участников. Политработники, привлекае-
мые для чтения лекций, также прелупреж-
дались © времени проведения занятий. Как
правило, одного из инструкторов мы выде-
ляли ответственным за подготовку семи-
нара. Этот товарищ постоянно находился
на сборе и отвечал за’ его оргажизацитю,

На последнем десятилневном сборе се-
крегарей партийных бюро были прочитаны
лекции: «Исторический материатизм-—\и-
Товоззрение большевиелекой партии»,
«Маркеистеко-ленинекое учение 06 обще-
ственно-экономичееких формациях», о про-
изведениях В. И. Ленина «Материализм и
эмпириокритицизм», «Империализм, как
выюшая ‘стадия капитализма», «Детская
болезнь «левизны» в коммунизме», о фа-
боте И. В. Сталина «Октябрьская револю-
ция и тактика русских коммуниетов».
Вроме того прочитаны лекции о Хи ХУ
8’ездах ВВШб), ‘по международному и
внутреннему положению и другие.

На сборе были также заслушаны докла-
ды секретарей об опыте их работы, причем
эти доклады были тематические: «Забота
парторганизации 06 идейном росте комму-
нистов», «Борьба за авангардную роль ком-
мунистов в бо6вой и политической под-
готовке», «Прием в партию и табота в мо-
лодыми коммунистами», «Партийное руко-
водство комеомолом». После кажхлого докла-
да руковолители парторганизаций обмени-
валиесь мнениями,

В присутствии работников отдела, поли-
тической пропаганды в конце каждого се-
минара происходил подробный ero разбор,
Ha котором секретари высказывали свои
пожелания.

Секретарь комсомольского бюро т. Чер-
ныинев, говоря о пользе докладов секрета-
рей, правильно отметил, что необходимо
перед каждым семинаром, на, котором стоят
такие доклады, проверять работу тех’ орга-
пизаций, руководители которых‘ делалот co-
общение. Другие товарищи внесли’ тредло-
жения, чтобы в планы работы семинаров
наряду с вопросами практической работы
парторганизащия включать лекции по ли-
тературе и искусству.

Семинары в масштабе соединения имеют
й некоторые недостатки. На них трудно
полностью передать отыт практической ра-
боты. Поэтому в отдельных частях ©озла-
пы постоянно действующие семинары, За-
HATHA проводятся в свободное время, два-
три раза, в месяг.

В прошлом году были попымки ортани-
зовать учебу заместителей командиров под-
разделений, но она никото но удовлетво-
para. Лишь в марте этого года мы прове-
ли пятидневный сбор заместителей коман-
диров. Он дал хорошие результаты.

Отдел политической пропатанды решил
проводить такие сборы не реже одного ра-

пупы. В нее входит более десяти чело-
уу, батальонный комиссар т. Волков,
изуший политрук т. Исаков, инструкторы
пе политической пропатанды тт. Ива-
тв, Барвинок и Заковенко. Помимо полит-
убутников в качестве’ лекторов привлече-
I командиры -—катитаны. or. Куравлев,
Диуенко и другие. Некоторые из них име-
уп высшее военно-политическое образова
2, блыпинотво же товарищей окончило
ЗЫ,

9ю мероприятие оживило пропагандиет-

ie целеустремленной. Раньше, матример,

дю к тому, что они подчас не удовае-
тирихи слушалелей. Теперь дело органи-
would так; Через заместителей командиров
1о политической части мы учитываем, ка-
0 ты желательно осветить в насту-
пающем месяце. Собрав такие свехения, со-
‘авляем план проведения лекций.

Даны лекторекой группы обсуждаются
18 оъещаниях. На них же распрелеляют-
ч мы хожлу лекторами, указывается,
за тезисы будут обсуждаться. Распреде-
Tue TEM происхолит то добровольному
принциту, при этом мы’ учитьваем подго-
Taky товарища.

(бычно командир, & также политработ-
к тотовитоя к лекции или докладу две-
и вели. Если же тема более сложна,
№ @ подготовку отводится большее коли-
(тю времени. Например, т. Статановский
ум о работе В. И. Ленина «Империа-
и как высшая стадия капитализма»
тиювих ботее месяща,

№ шоу из сборов лекторокой труппы
@ыто указано, что в прошлых планах недо-
(измчно внимания ‘уделялось раз’яснению
устава Военно-
Мистого Флота краснофлотцам и младшим

малы докторской группы по предложению
тмарищей была включена лекция на тему
вый ДЦисцииличарный устав Военно-
Ако Флота-—могучео средство повын
lew босвой мощи флота», Ее поручили
(зрмему политруку т. Исакову. Он добро-
ивытно отнесся к разработке плана и те-
и\в лекции, привлек много фактов из
ак личного состава соединения. На со-
ищалии локторекой группы товарищи ели-
ущно одобрили тезисы,

Проварительное обсуждение тезисов по-
ит повъицать их качество. Лектор учи-
THOT замечация ‘и добавления, учитея на
Цеерах более опытных товарищей. Tar,
Ци боуждении доклада политрука т, Ста-
Моюкого на тему «Империализм, как
Мишая стадия катиталиома» присутетвую-

„АНшлтением первого и звторото пятилет-

Мази своего «политического руково-

(т, Попов подготовлен плохо. По. ето

теталт т. Титов, младший политрук

за в три месяца, так как они дают в03-
можноеть обобщать накопленный опыт.

Олновременно отдел политической пропа-
танды использует и другие формы партий-
но-политической работы. В соединении
имеются учаетники боев против белофин-
нов. Они также были на сборе и затем по-
лучили задание подготовить беседы для
личного @остава в других частях и подраз-
делениях.

В марте состоялся интересный вечер
встречи кандидатов ВЕП(б) < членами пар-
тии, имеющими больной партийный стаж.
На вечере заслушали доклад «Что партия
требует от коммуниетов». После этого ста-
рые большевики поделились свойм опытом,
рассказали о борьбе коммунистов Ha фрон-
тах гражданекой войны. Политрук-ордено-
носец Анисимов рассказал о боях у озера
Хасан.

Отлел политической пропатанль приме-
няет и другие формы воспитания партий-
ного актива, добивается от него живейшего
участия во всей партийно-политической
работе.

Ц знели много предложений. Лектор
SCDONX тезисах недостаточно показал про-
THO империализма в период второй
утернатистической войны.

При обсуждении тезисов лекции т. Да-
Ta na тему «Историческое значение
WN cesta ВКИ(б)> указали на то, чтобы
ит увязал решения с’езда с успешным

13 панов и первых трех лет третьей
тетки,

Лиме этого более подготовленные лек-
Мы разяеняют менее опытным товари-
TR, kA надо строить лекцию, на какие
NIMC обратить большее внимание, п0-
  Ша  подбирать материал.

@нции и доклальь, провеленные 3a п0-
ие время, получили одобрение слуша-
wel, Лекторская группа полностью себя
Ирудывают. Она оказывает большую по-
И личному составу в мэучении основ.
Уенома-ленинизма, истории  нафодов
(Р, международного толожения, полити-
  apt и правительства. Только в этом

\] силами группы проведено 20 лекций   Полковой комиссар Б. БАЛЕВ.

Неавторитетный политработник

А вот старший политрук т. Попов, как
и в январе, опять показал свое невеже-
ство. Не хочет т. Попов заниматься са-
мообразованием, не хочет быть полити-
чееким воспитателем личного состава.

К кому должен пойти краснофлотец и
командир з& консультацией, ках не к за-
местителю командира по политической ча-

сти? Но команлиры не ходят к т. Попову

В январе этого года один из работников
Ne политической пропаганды» проверял
Уние марксистско-ленинской  подго-
Ми в части. Беседовал он и © замести-
He кохандира т. Шошовым © TOM, Kak
М повышает свой идейно-теоретический
`Ливеь. Оказалось, что старший полит-

Чвтию, книга Ленина «Шаг вперед, два

Tita назад» в В i Ox-

; ышла после Велико

Урытой сопиалистической революции.   за консультацией, ‘ибо большинство из
Мамось бы, что после беседы т. По-  них знает уровень развития старшего по-

№ по-настомцему возьмется за изуче-
и тории партии, произведений клас-
‘ № наркеизма-ленинизма, тем более,
0 подчиненные комалдиры далеко

литрука.

Как бы хорошо командиры ни работа-.
ти самостоятельно, но Y многих из них
‘накапливается ряд нопонятных вопросов
из истории партии. Сам т. Попов помочь
лм не в силах. И это понятно. У него
перед тлазами лежит план работы Дома
партийного образования, тдо указалю, что
Дом высылает в части лекторов, локлад-
чиков, консультантов. Но’ старший по-
литрук ни разу не попросил помощи. Ху-
же всего, что т. Попов не только сам не
учится, не только не помогает в само-
образовании командирам, по и пе энает,
чем занимается начальствующий состав,
какая ему нужна помощь в само0бразо-

вании.
Ф. ЗУДИНОВ.

ел», Но этого не случилось.
и еде в часть снова прибыли pa-
ИШЕ осела политической пропаганды
  th тали интересоваться  марксист-
‘диниеким образованием начальствую-
и’ лава. Лейтенант т. Адаманев в
 в прошлого год» уверял ©воих TOBA-
ml, YO у мего ничего не получится
Ne ‘итоятельной работой. нах первоиеточ-
ии, Но теперь оказалось, что он
о знает историю партии. Значитель-
 №выспли свои теоретические познания

“einen i многие другие товарищи.

Большой толчок развитию художествен-
ной самодеятельности на корабле дал при-
каз командира о проведении  смотра-кон-
курса самодеятельности между личным с9-
ставом боевых частей.

В творческую группу сразу же вошли
инициаторы самодеятельности комсомоль-
цы-краснофлотцы тт. Московкин, Кинцель
(секретарь президиума комсомольекой ор-
танизации), Чубин и Тихоступ. Важдый
из них принялся за организацию того зи-
да, самодеятельности, к которому его боль-
ше воего влечет. Тов, Московкин сам яг-.
рает на гитаре й балалайке, поэтому он
вместе с т, Чубиным, играющим на клар-
нете, стал сколачивать струнный оркестр,
т. Кинцель организовал хор, а т; Тихо-
ступ —— плясунов.

Энергичная четверка всколыхнула всех.
Стоило ей появиться на сцене или в кру-
TY краснофлотцев, отлыхалощих на, полу-
баке в часы досута, как число участни-
ков самодеятельности еразу же возрастало.

Многообразен и интересен их реперту-
ар. Исполняются песни («Как вернее бить
врага», «Сталинская вахта» и другие),
вальс-чечетка, MaccoBos  краснофлотокое
«Яблочко», художественное чтение.

На состоявшемся недавно смотре само-
деятельности соединения лучшую оценку
командования получил коллектив этого ко-
рабля. Он выступил © большим литера-
турно-художественным монтажем «Отдых

скомбинированы разные виды спеническо-
го искусства. Тут были и исполняемые
хором песни «Здравствуй, море, любимое
mope!», «Набегает волны за волною», и
экецентричеекое соло на балалайке, и та-
нец «Яблочко», и рассказы Чехова, и де-

чектива доставило зрителям приятный от-
дых и имело большой успех.
Комсомольцы знают наперечет всех бой-

как тут:

— Играть. умеете?

—- Немного играю,

— А петь? 7

— Когда-то пел.

Его ответы’ запоминаются.

Как-то вечером в кубрике т. Захарову
дали баян. Оказалось, что он замечательно

немедленно привлекли его к созданию хо-

хора лихо распевали уже почти Bee на

занятиях, на демонстрации.

рами. (Южная морская граница).

Великая Октябрьская социалистическая
революция  выявинула ряд выдающихся
полководцев нового типа, к ‘числу кото-

Фрунзе. Он воплотил в 0606 лучикие чер-
ты своего. класса, черты военного и по-
литического руководителя  ленинско-ста-
линского типа. Его характеризовали 0ес-
страашие в бою и беспощалноеть к врагам,
мудрость, правдивость, величайшая любовь
к своему народу и верность большевист-
ской партии.

Жизнь и боевая деятельность М. В.
Фрунзе —= замечательный образец слу-
жения делу социалистической революции.
Его произведения — ценнейший вклад в
историю и теорию советекого военного ис-

кусства.
Воспитанный на лениноко-сталинских
принципах военного искусства, М. В.

Фрунзе умел блестяще применять их в
борьбе против интервентов и белогвардей-
Tes.

В сборнике документов «М. В. Фрунзе
на фронтах гражданской войны», собтав-
ленном Центральным архивом Красной Ар-
мии, глубоко и всесторонне показаны ‘060-
бенности полководческого искусства М. В.
Фрунзе и ето боевой путь.

Сборник содержит 483 документа, в чис-
ле которых — приказы, доклады, теле-
траммы оперативно-стратегического харак-
Tepa, директивы о постановке партийно-
политической работы в частях армии, фло-
та и среди населения. В нем помещены
важнейлгие директивы Ленина и Сталина,
направлявигие боевую деятельность М. В.
Фрунзе. Большая часть этих документов
публикуется впервые. Оли распределены в
хронологическом порядке, по трем боль-

шим разделам: М, В. Фрунзе на Восточ-

*) ‹М. В. Фрунзе на фронтах граждан-
ской войны». Оборник документов. Воен-
издат, 1941 Tos, erp. 472, ц. 11 р. 50 К.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

национал»,

на корабле», в котором были оригинально.

кламация. Это первое выступление кол-

цов, которые умеют петь; играть, плясать,
читать. Пришел, к примеру, на» корабль
комсомолец Захаров. Один из четверкитут

владеет этим инструментом. Комсомольцы
рового коллектива. Через несколько дней
Кинцель и Захаров принялись за дело, a
спустя некоторое время песни молодого

корабле перед киносеансом, на строевых

рых принадлежит и Михаил Васильевич’

Комсомольцы—инициаторы
самодеятельности

Подобную работу проводил каждый член
творческой группы.

Таким зе образом был создан на ко-
рабле оркестр духовой музыки, появление
которого вызвало, кстати сказать, удивле-
“ue на других кораблях соедипения. Bee
спачала подумали, что оркестр приглашен-
ный, потом узнали, что это — детище лич-
ного состава корабля и что на трубах,
корнетах, барабане и друтих инструментах
играют машиниеты, рулевые, электрики.

Охин из инициаторов создания оркест-
ра — помошник командира корабля стар-
птий лейтенант т. Иващенко. Руководил
ина первых порах занятиями комсомолец
т. Чубин. Учение. шло туговато, но’ через
два-три месяць оркестр разучил «Интер-
% также два вальс» и один
марш. Теперь корабельный оркестр играет
несколько вещей и пользуется заслужен-
ным уважением, ;

* ok %

—

Заботиться © самодеятельности — зна-

чит заботиться о боевой подготовке. Этим

правилом решили руководствоваться ком-

сомольцы корабля — участники художест-
венной самодеятельности,

Действительно, без хорошо. ортанизован-
пого досуга, без вовлечения в творческую,
инициативную работу большинства лично-
то состава нельзя ослелаль отдых на ко-
рабле таким, чтобы он способствовал под’-
ему. в работе, воодушевлял Ha выполне-
ние залач босвой и политической  подго-
товки. Вот почему комсомольцы, & 060-
бенно те, кто учаетвует в самодеятельно-
CTH, CTPOTO следят, чтобы члены коллек-
тива самодеятельности были примером для
всех бойцов.

Воспитательная роль’ самодеятельных
коллективов значительна. Лучшим доказа-
тельством может служить то, что коман-
диры почти единодушно заявляют: участ-
ники наших самодеятельных коллекти-
вов — примерные краснофлотць по’ дис-
циплине и работе.

Успех и рост самодеятельности на ко-
рабле нашли отклик среди краснофлотцев,
особенно комсомольцев других ‘кораблей
соединения. Сейчас в повестках дня мно-
тих бюро обязательно стоят вопросы © еа-
мохеятельности. Значительно лучше стали
работать коллективы самодеятельности Ha
кораблях, где заместителями командиров
10 политической части политрук т. Луне-
тов и младший политрук т. Ващенко. Еще
в феврале здесь самодеятельность больше
числилаеь на бумаге. Теперь коллективы
готовят интересные, разнообразные про-

граммы и чаще выступают,
Младший‘ политрук Л. РЯХОВСКИЙ.

Групповод лейтенант М. Малахов проводит политзанятие с младшими команди-

Фото ТАСС.

Библиография

«М. В. Фрунзе на фронтах
зражданской войны»”)

ном, Туркестанском и Южном (врангелев-
ском) фронтах. 7

Полковник Бушманов в вводной статье о
полководческой деятельности М. В. Фрун-
зв обстоятельно характеризует образ про-
летарского полководца.

Читатели найдут в ‘документах основ-
ные положения ленинско-сталинокой воен-
ной доктрины, которые М. В. Фрунзе веко-
ре после окончания гражианекой войны
обобщил и сформулировал в статье «Еди-
ная военная доктрина и Красная армия».

Сборник свидетельствует о полнейшем
единстве принципов стратегии, и такти-
ки М. В. Фрунзе с принципами, которы-
ми руководствовалась партия Ленина —
Оталина: правильный выбор налравления

главного удара, правильная расстановка,
CHI и средств при сосредоточении их на!

решающем направлении и в решающий
‘момент, твердость и последовательность в
достижении главной цели, смелость и pe-
шительность действий, максимальное на-
пряжение сил для достижения поставлен-
ной цели.

Олределить налравление основного уха-
ра, учит товарищ Сталип,— это значит
предрентить характер операций на; весь пе-
риох войны, предрепить, стало быть, на
/ю Судьбу всей войны.

М. В. Фрунзе всегла пользовалея этим
сталинским указанием и, правильно опре-
делив направление главных ударов на Во-
сточном, Туркестанском и Южном фрон-
тах, держалея этих направлений до пол-
ного завершения операций. Он действовал
по существу как влиноначальник. М
Фрунзе единолично принимал решения и
смело брал па себя полную ответетвен-
ность 34 боевое и политическое состояние
войск. Он не делил власти командующего
армией, группой и затем фронтом, а так
распределял обязанности межлу членами
Реввоенсовета — В. В. Куйбышевым и
другими, что все они представляли друж-
но работающий, сплоченный коллектив,

ere ar Ae

Обеспечение задач
боевой подготовки

Командиры несут полную  ответетвен-
ность не только за состояние боевой уче-
бы личного состава, но и за политическую
работу с ним, за ето воспитание.

Недавно корабль, тде командиром капи-
тан-лейтенант т. Яшков, тотовилея выйти
3 море для решения очередной задачи. Ва-
питан-лейтенант собрал совещание на-
чальствующего состава, на которое при-
гласил также секретарей партийного и
комсомольского ‘бюро. Тов. Яшков ясно и
четко рассказал о задачах, стоящих перед
командирами, дал указание своему заме-
стителю по политической части, ружоводи-
телям партийной и комсомольской органи-
заций, как организовать партийно-полити-
ческую работу, чтобы он& способствовала
отличному выполнению задания. Главное,
указал командир, нужно добиться, чтобы
коммунисты и комсомольцы служили при-
уером для всех краснофлотцев, влияли на
них, помогали отстающим подняться до
уровня передовиков.

После совещания командир корабля по-
советовал своему заместителю, & также се-
кретарям партийного. и комсомольского
бюро собрать коммунистов, но не в мас-
Штабе корабля, как это делалось раньше,
3 по боевым частям, организовать занятие
в атитколлективом, ма котором подробно
рассказать атитаторам об их задачах.

— Атитаторы, — товорил т. Яков, —
должны обратить основное внимание на
недостатки ‘некоторых бойцов, помочь из-
жить их. Нужно популяризировать огыт
отличников,

Реализуя указания командира, секрета-
фи партийного и комсомольского бюро да-
ли задания коммунистам и членам ВЛЕСМ.
Были изготовлены лозунги, ‘выпущена
стенная газета, подобран материал для
агитаторов и т. д.

В море ежедневно выходила рахиогазе-
та. Она организовала выступления отлич-
ников боевой и политической подготовки,
которые рассказывали, как они добились
успехов. Через газету  сообщались также
итоги работы за, день, указывались недо-
четы отдельных бойцов. Агитаторы беседо-
вали с краснофлотцами, свободными OT
вахты.

Ночью, когда корафль стоял на якоре,
вое отдыхали. Болретвовала только вах-
тенная и дежурная служба, не спал так-
же и ралист комеомолеп т. Акимов. Он
внимательно следил за эфиром, а утром
через корабельный  ралдиоузел передавал
последние новости. Принятая ночью свод-
ка ТАСС размножалась и раздавалаеь аги-
талорам. Их систематически инструктиро-
вал младший политрук т. Лазаренко.

Руководя боевой учебой личного соста-
ва, командир корабля уделял одновремен-
но много внимания политической работе.
Он проверял, как выполняются его указа-
ния, делал замечания, беседовал с бой-
цами.

`В этом походе все работали организо-
ванно и дружно. Отдельные неполадеи
быстро устранялись. Боевую задачу реши-
ли © хорошей оценкой.

Коммунисты и комсомольцы во воем
служили примером для краснофлотцев. На
походе обнаружились неисправности в ис-
парителе. Причину повъынпенной солености
воды выяснить не могли. Тогда комеомоль-
цы-отличники предложили векрыть меха-
низм. Команиир разрешил это сделать, то
потребовал быстрой, четкой и отличной
работы. Механизм был вскрыт, неисправ-
ности устранены. Люди работали, как
в боевой обстановке. Особенно отличился
старшина 2-й етальи т. Деребин. После
устранения неисправности он сутки не
уходил с поста и, только убедивииюеь в
безукоризненной работе испарителя, ушел
отдыхать.

Командир корабля много работает с
командирами боевых частей. Заслупгивая
их доклады о ходе боевой подготовки, он

Or подчиненных ему командиров он
требовал персональной ответотвенности за
боевое и политическое состояние частей.
При этом М. В. Фрунзе, разумеется, не
мыслил работы командиров без взаимодей-
ствия в комиссарами и партийными орга-
низациями, Не раз в своих директивах он
подчеркивал огромное значение политиче-
ского воспитания красноармейщев и крас-
нофлотцев, необходимость = решительной
борьбы за сознательную воинскую дисцип-
лину, за искоренение партизанщины. Он
показывал, как надо воспитывать у бой-
цов высокие моральные качества.

Особое внимание М. В. Фрунзе уделял
раз’яснению политики советской власти,
справедливости тех целей, во имя которых
воюет Красная Армия. Так, вотупая в’
команлование 4-й армией  Восточното
фронта, М. В. Фрунзе писал:

«Не для захватов чужих земель, но для
ограблений: инозеуных народов послала Bac,
своих детей, трудовая Русь под ружье.

Здесь, на фронте, решается самая судь-
6a рабоче-крестьянской России; решается
окончательно спор между трудом и капи-
талом», (Стр. 50).

Фрунзе призывал итти вперед на послед-
ний решительный бой «за» счастливое и
светлое будущее трудового — народа!»
(Стр, 98). И бойцы проявляли массовый,
невиданный в истории героизм и отвагу и
побеждали бесчисленных, хорошо Boopy-
женных врагов.

М. В. Фрунзе в своих многочисленных
приказах-обращениях и в личном общении
с бойцами и командирами показывал 0б-
разцы большевистского воинского восщита-
ния как основы дисциплины. В решал-
щий момент боя под Уфой он личным при-
мером воодушевил дрогнувшие было ряды
бойцов и снова двинул их в атаку, завер-
шившуюся победой.

Постоянно поддерживая живую связь с
бойцами, Фрунзе опирался на вышедших
из народных масс замечательных героев-
самородков, как, например, В. И. Чапаев
и другие. Многие мысли М. В. Фрунзе о
стратегии и тактике, об обучении и воспи-
тании бойцов Красной Армии и Флота,
изложенные им в документах периода
гражданской войны, и сейчас имеют акту-
ально-политическое значение,

Исследователи боевых операжий Красной
Армии и Флоту могут найти в этом ©бор-

интересуется и политическими занятиями
бойцов, состоянием работы партийной и
комсомольской организаций.

Командир боевой части другого корабля
старший лейтенант т. Ворпусенко прекрах-
HO знает каждого бойца и младшего
командира, знает успехи и показатели в
боевой и политической подготовке, запро-
сы и чаяния овоих подчиненных,

— Я как-то плохо себя чувствую, —то-
ворит т. Корпусенко,—если долгое время
не беседую ¢ тем или иным бойцом. 00-
шение с краснофлотцами дает мне возмож-
ость зналь их недосталки в боевой и по-
литической учебе, предвидеть, что и Me
Halo сделать,

Краснофлотец т. Шанцев отставал в по-
лигической учебе. Тов. Корпусенко 10с0-
ветовал комсомольской организации помочь
бойцу. Но командир не ограничилея этим.
Он систематически интересовался успеха-
ин т. Шанцева, проверял его кононекты.
Сейчас этот краснофлотец имеет хорошие
оценки. Однажды, беседуя с бойцами,
т. Корпусенко установил, что ето подчи-
ненные слабо знают географическую Kap-
ту и мало пользуются ею на политиче-
ских занятиях. Тогда, он провел несколько
бесед с бойцами о карте, и этот недочет
был ликвидирован,

Комсомолец т. Гаврилов в триплом го-
лу нередко нарушал дисциплину. Tos. Kop-
пусенко часто беседовал с ним. Затем оп
посоветовал руководителю комсомольской
организации привлечь т. Гаврилова к 0б-
щественной работе. Сейчас этот комсомолец
исправилея; он отличный боец, служит
образцом в соблюдении воинской дисции-
MET.

Повселневною повьипая свой идейно-тео-
ретический уровень и совершенствуя во-
енно-морекие знания, т. Корпусенко учит
своих бойцов только тому, что придется
делать им на войне, и только так, как де-
лается на войне. Он твердо усвоил, что
только тот командир может успешно ре-
шить поставленные перед ним задачи, ко-
торый не отстает от жизни. Командир
боевой части тесно связан с секретарями
партийной и комсомольской организаций,
заслушивает их информации, помогает со-
ставлять план работы, участвует в подго-
‘ловко комсомольских собраний. Он часто
выступает на комсомольских собраниях.
Недавно т. Корпусенко сделал доклалы:
«О коммунистическом воспитании» и «0
задачах комсомольской организации в
укреплении советской воинской дисципли-
ны». Командир постоянно связан со сво-
им заместителем по политической части.

Это дает хорошие результать. B этом
толу все бойцы и командиры подразделе-
ния имеют только хорошие и отличные
показатели по боевой и политической уче-
`бе. Краснофлотцы за это время не совер-
шили ни одного дисциплинарного про-
Ступка.

Опыт руководства политической рабо-
той командиров тт. Яшкоза и Корпусенко
должны перенять те командиры, которые
еще по-настоящему не взялись за повыине-
ние уровня политической работы в груп-
пе, в боевой части, как следует не руко-
водят этим делом.

Командир не может быть полноценным
воспитателем своих подчиненных, если он
не руководит политической работой, ве
владеет могучим оружием —— теорией
маркеизма-лепинизма. Политическое 0бра-
зование нужно командиру для того, чтобы
OH лучше и увереннее ‘решал вопросы
руководства кораблем, боевой частью, под-
разделением.

Политработники, партийные и комсо-
мольекие ортанизации обязаны новседневно
помогать своим командирам строить вею
свою работу так, чтобы она, онособствова-
ла укреплению его авторитета, повышению
боевой готовности корабля, укреплению
воинской дисциплины, улучшению комму-
нистического воспитания личного состава,

Полковой номиссар
П. ХОМЕНКО.

нике много материала для работы и вы-
водов. Он содержит замечательные оценки
боевой деятельности частей и соединений
Красной Армии и Флота в тоды граждан-
ской войны, ‘а также деятельности под-
польщиков-моряков в тылу у врагов.

В телеграмме В. И. Ленину 4 апреля

1920 года М. В. Фрунзе сообщал, что пох
руководством красного матроса Самородова
произошел внутренний переворот на де-
никиноком ‘крейсере «Австралия» и по-
сыльном катере «Часовой». Красные пов-
станцы-матросы обезоружили командный
состав и привели крейсер и катер в рас-
новодск.
’М. В. Фрунзе уделял большое внима-
ние организации партизанского движения
в тылу у противника, посылая для этой
цели лучших, испытанных большевистских
работников, ках, например, И. Д. Пама-
нина и других. В директиве армиям Юж-
ного фронта от 20 октября 1920 тода
М. В. Фрунзе, ставя войскам конкретные
залачи, напоминает: «При этом учесть,
что в торном районе Крымекого полуост-
рова действует Красная повстанческая
армия». (Стр. 408).

Необходимо отметить, что к этому до-
кументу составители сборника дали такой”
ничего не говорящий «комментарий»:
«М. В. Фрунзе имеет в виду отряды так
называемых «зеленых», действовавших в
тылу Врангеля». (Стр. 408). Хорошо из-
вестно, что М. В. Фрунзе имел в виду не
«зеленых», & именно организованную
большевиками красную повстанческую ар-

мию, возглавляемую военным моряком
А. В, Мокооусовым.
у Еф +

Оборник, несомненно, является ценней-
шим вклалом в историю и теорию советско-
го военного искусства. Изучение и 0свое-
ние всего богалейшего  военно-научного
наследия М. В. Фрунзе имерт исключи-
тельное значение лля начальствующего с0-
etapa Красной Армни и Военно-Морекого
Флота.

Директивы, приказы,  телеграмиы и
другие документы М. В. Фрунзе на кон-
кретных примерах учат паши кадры ле-
нинско-сталинской науке побеждать.

Сборник иллюстрирован фотоснимками и
хоропю выполненными схемами,

Батальонный комиссар Н. ФИРОНОВ.