тлично зисть боевой пост

Основная задача личного состава новых
кораблей — детальное изучение и освое-
ние сложной техники. и корабля в целом.
Как правильно указывают в своем обра-
щении комсомольцы  «Гордого», каждый
краснофлотец, каждый командир должен
помнить, чт0 его первейшая обязанность—
стать знатоком” своего дела, знать На «0от-
лично» технику своего заведывания, в ©0+
вершенстве отработать последовательноств
своих действий, доведя их до автоматизма.
Изучая боевую технику по чертежам. или
непосредственно на боевом посту, надо ин-
тересоваться каждой мелочью, выявлять
назначение и необходимость каждого при-
лива, выточки и отверстия, знать, поче-
му эта деталь устроена так и что это да-
ет при использовании 0 в 000.

Такое глубокое изучение техники орга-
низовали еще не на всех кораблях, не во
всех бобвых частях, Кюб-где. ограничива-
ются внешним знакомством © механизма-
ми. Младший командир т. Дятел (коман-
дир. БЧ т. Катков), рассказывая 00 уст-
ройстве кинтетена систерны главного бал-
паста, указал, что кинтетон состоит из
лвух захлопок диференциального типа,
но почему диференциального типа и по-
чему из двух захлопок — на это он от-
ветить не мог.

Необходимость глубокого освоения тех-
ники, которая становится все более совер-
венной, заставляет предявлять повышен-
ные требования и к руководителям заня-
тий. Теперь мало указать, что это ‘за де-
таль, как она устроена. Надо еще ` отве-
тить, почему эта деталь ‘устроена именно
так, в чем положительные и отрицатель-
ные стороны такого устройства.

‚ Серьезная м глубокая работа над. освое-
нием техники способствует воспитанию
любви к своему боевому механизму, стрем-
ления беречь его, содержать всегда в чи-
стоте и исправности. задача командира со-
стоит в том, чтобы систематическая, еже-
дневная проверка основных узлов механиз-
ма, особенно перед пуском и после оста:
новки, смазка соединений и каждой тру-
щейся детали, проверка прочности от
дельных соединений, пеилинтовки, зазоров
стали привычкой, потребностью каждого
бойца и специалиста.

Большое значение для глубокого ocBoe-
ния техники, правильной ее эксплоатации
имеет ведение документов и журналов. По-
дробные заниси о состоянии механизмов
в эксплоатационном журнале или в фор-
муляре с ‘указанием количества прорабо-
танных часов позволят установить, какая
деталь и насколько может быть изношена,
как долго она сможет проработать, если
изное или механические повреждения бу-
дут выше допустимых.

Намболее улобный период для изуче-
ния боевой техники нового корабля —
период постройки, монтажа и приемки. В
это время можно «прошупать» каждую де-
таль механизма. Квалифицированные pa-
бочие и мастерь завода могут оказать не-
опенимую помощь. Период же испытаний
механизмов при сдаче корабля позволит.
накопить опыи эксплоатации, узнать до-
пускаемые натрузки, перегрузки, темпера,
туры ит. д.

Командир корабля и командиры боевых
частей в этот период должны помочь в
первую очередь младигим командирам изу-
чить все чертежи и документацию по
устройству корабля и механизмов. Орга-
низация таких занятий дает отличные
результаты. ‘Командир группы движения
корабля М т. Бондаревекий лично гото-
вит младших командиров. `Для более глу-
бокого усвоения и закрепления прорабо-
танного материала он ортанизует техни-
ческие конференции. Все это делается
систематически, & не от случая в слу-
чало.

В повседневной жизни, особенно в пе-
фиод плавания и учений, командир БЧ
должен тщалельно изучать все поломки и
аварии ‘однотинных механизмов, которые
когда-либо были на других кораблях,

вскрывать и анализировать их причины.
Это позволит своевременно принять меры,
предупреждающие такие случаи на свэем
корабле. Иногда следует посвятить изуче-
нию причин поломок спепиальное заня-
тие,

на котором можно оценить дейст-

‚Орудие крупного калибра ведет отонь.
Скорострельность — два выстрела в три
минуты. Около пушки суетятся люди,
кричат, жестикулируют. Что-то случилось.
Несколько человек из орудийного расчета,
отделившись от общей группы, бегут в
склады и возвращаются с домиками, ку-
валдами и паяльными лампами. Оказы-
вается, пушка после выстрела не нака-
тилась. С шумом вырывается огонь из
ламп и бъет по цилиндру. Стучат кувал-
ды, гремят ломики.

Проходит три четверти часа, пока ото-
гретое масло и десятки ломиков водворяют
тело орудия нд место. Стрельба продол-
жается...

Не правда ли; все это звучит для ны-
нешнего командира-артиллериета небыли-
цей, выдумкой? А ведь ничего здесь наду-
манного нет. Так было много лет назад.

В нынешних условиях такое‘ «иеполь-
зование» техники показалось бы смешным
и нелепым.

Многое изменилось с тех пор в исполь-
зовании техники, в конотруктивных дан-
ных, в методах стрельбы. За последние
тоды артиллерийская мысль далеко шаг-
нула вперед. Современный артиллерийский
бой усложнилея прежде всего тем, что ди-
станции стрельбы перемахнули далеко 3a
горизонт. Врылатая фраза старых артил-
леристов «Не вижу — не стреляю» в CBO-
ем прямом смысле почте изжила себя.
«Не вижу, а стреляю» — вот TO новое,
что составляет гордость современного ар-
тиллериста,. Это естественно.

Сейчас не только кувалла, но даже’
обыкновенная наждачная бумага не нахо-
дит применения на артиллерийских систе-
мах. Это говорит о том, что артиллерий-
ская культура повысилась, отношение к
технике резко изменилось. Тем  досаднее
наблюдать отдельные случаи  неумелого
обращения © оружием — сильнейшим
средством морского боя — артиллерией.

Эффективность артиллерийского огня
имеет непосредственную зависихость. от

Артиллери!

вия обслуживающего состава, Многое мо-
тут дать и занятия, посвященные причи-
нам ненормальной работы того или иного
механизма, повышения: температуры ит. д.

Требуя от бойцов тщательной проверки
механизмов, умения нцахолить дефекты,
командир должен научить их определять
0б°ем работы по каждой детали и внима-
тельно следить. за ходом. ремонта вверен-
ного им механизма, з& качеством его сбор-
ки ит. д. Все это позволит в дальнейшем
быстрее добиться выполнения нормативов
отдельным бойцом и подразделением в
целом.

Отступление от этого правила, значитель-
HO осложнит боевую подготовку лианого
состава Е период плавания. На одной из
подводных лодок, тдё командиром . БЧ-У
т. Лысенко, заведующий дизелем моторист
1. Олейник He следил за ходом сборки
вверенного ему механизма. Когда же после
ремонта задрало втулки двигателя, мото-
риет He мог найти причины. Это. свиде-
тельствует о том, что т. Лысенко недоста-
точно четко оргализовал ремонт и KOH-
трель 3& его качеством.

Ло-другому поступил командир BY
т. Гнезлилов. При первой же неисправно-
сти мотора насоса, которая обнаружилась
в периот запуска, т. Гнездилов сразу
векрыл причину и рассказал полчиненным,

отчего произошла неисправность и как ве

быстрее ликвидировать:

В практической работе бойцу прихо-
дитя сталкиваться и © мёханизмами не
по его специальности. Трюмный иногда
должен сам пустить электромотор своего
насоса, & электрик — трюмный насос.
Поэтому необходимо обучить подчиненных
элементарным правилам экоплоатации тех
агрегатов, с которыми им придется стал-
киваться в боевой обстановке. Эта зада-
4g чрезвывайно сложна. В. изучении
смежных механизмов надо широко исполь-
зовать взаимную помощь, скажем, электри-
ков трюмным и наоборот. В период поет-
ройви, ремонта и эксплоатации корабля
следует практиковать занятия младшего
командира электриков с трюмными и с00т-
ветственно — трюмноо с электриками.
Это ускорит освоение механизмов каж:
дым бойном. № чему приводит’ недооценка
значения таких занятий, показывает сле-
дующий пример. Bo время учения тор-
пелист т. Фирсов пустил трюмный насос.
Затем по характеру ‘учения питание
электромотора этого ‘насоса было прерва-
но. Торпелист правильно решил переве-
CTH питание на аварийную цепь, но звы-
полнил это неправильно. Не вводя реоста-
та, т. Фирсов переключил рубильник. В
якорь пропел большой пусковой ток, и
мотор на время вышел из строя.

При обучении личного состава надо учи-
тывать и специфику корабля. От личного
состава подводной лодки нало требовать
больших знаний всего корабля и в особен-
ности отсека. В своем отсеке каждый б0-
ец должен знать каждую трубку, штуцер
и основные кабели питания механизмов,
с закрытыми глазами представлять себе от-
сек.

Такую общекорабельную подготовку лич-
воро состава нужно проводить регуляпно,
переходя ют простой к более сложной фор-
ме обучения. Начинать нало се изучения
чертежей, затем ознакомить бойцов со все-
ми механизмами и ‘системами корабля в
целом, а» отсека в особенности. Когда боец
усвоит это, надо учить его чертить ехе-
мы с места, напамять: по кораблю —
принципиальные, а по своему отееку —
полностью, вплоть до каждого отростка,
клапана и соединения, После этого мож-
но переходить к отысканию отдельных си-
стем и пуску механизмов в затемненных
условиях, а затем — к пуску и обелу-

живанию систем и механизмов в полной

темноте.

Детальное изучение своего заведывания
и корабля — важнейший элемент боевой
подготовки личного состава. Знание за-
ведывания и корабля лает уверенность и
четкость в работе личного состав» в лю-
бой, самой сложной обстановке mopeKoro
боя.
Инженер-капитан-лейтенант
Г. ИГНАТЬЕВ.

выучки и организованности артиллеристов
всех степеней и прежде всего управляю-
щего отнем. Он должен быть прекрасным
математиком. Иначе в трудную минуту он
попросту не сумеет быстро рассчитать ие-
обходимые данные. Я знал одного опыт-
ного артиллериста. Он много стрелял, и
казалось, что владеет искусством стрельбы
в совершенстве. Но этот командир не ра-
ботал над собой, не повьмнал своей артил-

‚лерийской культуры. Он даже забыл, как

пользоваться таблицами логарифмов. Ви-
димо, его не наталкивали на это: мол, та-

‚Кого управляющего огнем учить нечему,

он все познал. Однако жизнь доказала об-
ратное. Нужно было провести стрельбу в
совершенно новых условиях. В данном
случаю опыт не мог решить дела, требо-
валось произвести математические расче-
ты. В руках появились учебники, табли-
цы, справочники. Но чтобы все вепом-
нить, надо было затратить ню одну неде-
лю, а стрельба должна состояться через
несколько дней. Ему ничего но оставалось,
как признаться командованию, что он бес-
силен. Стрельба была перенесена.

Рост техники требует большего обраво-
вания от человека, который будет ‘упра-
влять этой техникой. Только опыт, как бы
он велик ни был, не может заменить все
теоретическое. Мне мюгут возразить,
ч1т0-4е существуют теперь такие приборы
управления стрельбой, которые решают
почти все задачи на цель. Достатотно на-
жать «некую кнопку», и мощный артия-
лерийский кулак мгновенно обрушится на
толову прогивника. А если «некая кнои-
ка» выйдет из строя? Если снаряд. про-
тивника разрушит кабели или даже при-
боры? Управляющий огнем в данном слу-
чае лолжен управлять огнем и без при-
боров. Таким образом, артиллерист во всех
случаях своей практики не может огра-
ничиться знаниями только части общего.

Если артиллерист ровно и одинаково на-
пористо занимается ‘всеми вопросами ap-
тиллерийското боя, то он сумеет в труд-
ную минуту найти правильный выход.

пони покой

КРАСНЫЙ ФЛОТ

По боевой тревоге, (Черньморский флот).

“Фото Б. Шейнина.

Призыв комсомольцев эсминца  «Гор-
дый» нашел горячий отклик на корабле М.
На ‘собрании, обеуждавшем этот вопрос,
товорили, что еще не все комсомольцы Е0-
рабля с полной ответственностью относят-
ся к своему делу. Вотельный машинист
т. Томилин небрежно ухаживал з» нефтя-
ным насосом. Нерадиво относился к изу-
чению новой техники и котельный малши-
нист т. Смольняков. Но вине комсомольна
т. Савенкова в фильтр попала ветошь. _

‚В помощь командиру корабля комсомоль-
ская ортанизация решила провести ряд
мероприятий, направленных на более глу-
бокое изучение каждым краснофлотцем
своего боевого бружия и механизмов:
Командиры боевых частей активно поддер-
жали начинания комсомольцев:

Артиллерия корабля оснащена новыми
сложными приборами. В помощь личному
составу, осваивающему их, командир вто-
рой боевой части старший лейтенант
т. Ярмак решил организовать ряд бесед.
Но ето инициативе мичман-т. Стариков го-
товит беседу «Как правильно расположить
запасные части и инструмент во время
боя». Вызвано это тем, ‘что во время уче-
ния, когда нужно было заменить одну де-
таль, артиллеристы долго искали ее. По
совету т. Йрмак мичман т. Боков гото-
вится к беседе «Правила выверки схемы
приборов управления огнем». Докладчиком

на технической конференции ча тему

«Устройство замка пушки» будет лучший
артиллерист старшина 2-Й статьи т. Бе-
лаш. Младший командир т. Шадров гото-
вит техническую конференцию зенитчиков
на тему «Действия орудия во время
стрельбы». Вомандир БЧ-П активно помо-
тает этим товарищам. Он консультирует
их, дает советы и указания. Примеру ар-
тнллеристов следуют и другие подразделе-
ния, Связисты проведут конференцию Ha
тему «Правила визуальной связи», мине-
ры — «0б устройстве мины».

На-днях © разрешения командира кораб-
тя мичман т. Ферапевтов провел беседу
«Борьба за живучесть корабля». Она про-
водилась ‘непосредственно у механизмов.
Раз’ясняя задачи и действия бойцов, мич-
ман давал поучительные вводные: i

— Пробита переборка, повреждена ма-
тистраль насыщенного napa. Скажите,
т. Ульянов, какие механизмы вышли из
строя? — обращается он к краснофлотцу,

— Вышел из строя паровой компрессор,
Упал вакуум до нуля отвечает т. Улья-
HOB.

— А почему упал вакуум? — интере-
суется один молодой краснофлотец.

—- Потому, — об’ясняет Ульянов; —
что перестал поступать пар для уплотне-
ния главных турбин.

° Мичман одобрительно кивает головой и
продолжает беседу.
Тов. Сидельников,

oes

вы -— командир

вахты. Какие будете принимать меры при

аварии?

(ская культура

Во время одной стрельбы от большого
сотрясения сквозь сальник головки визира
брызнуль жидкость. Она залила прибор и
окуляры. Цель «расплылась». Прекра-
тить наведение хотя бы на несколько се-
кунд нельзя было, так как оеновной при-
бор немедленно внес бы ряд ошибочных
данных, и снаряды паверняка были бы вы-
брошены впустую. Визирщик не рышалея
разворачивать прибор дальше, так как не
имел опыта наводить «вслепую». Упра-
вляющий огнем, оценив серьезность поло-
жения, немедленно перехватил штурвал я
сам повел визир за пелью. В то же время
подал нужную команду в центральный
пост с тем, чтобы ошибочные данные ви-
зир» ве принимались. Ни один залп не
пошел с неправильными установками. Этот
командир в совершенстве энал не только
визир, но и все приборы. Его не смутила
неожиданность, он действовал осмыюленно,
решительно, ясно отдавая отчет в своих
поступках. Так может командовать только
высококультурный артиллерист, знающий
д0 тонкостей технику,

Культур»  артиллериета-— это прежде
всего ‘всестороннее знание средств боя и
осмысленное, разумное их применение,
умение обучить специалистов. Почему
иногда артиллеристу приходится работать
«наспех»? Вовсе не потому, что подпи-
ралот сроки. Чалще всего спешка проявляет-
ся там, где организация не отработана, ее
отдельные звенья не отшлифованы. Точ-
ность и быстрота имеют болынов значение
в практике артиллериста. Организация
строится на основании именно этих эле-
ментов. Смотришь иногда на командира и
не понимаенть: когха же он отдыхает, ко-
гла он читает книги? Он с утра до вечера
не знает покоя — бегает, проверяет, дает
указания, берется за» разрешение несколь-
ких дел сразу. Работая не только за себя,
но и 3& друтих, такой командир действи-

Почив комсомольцев «Гордоло»
подхвачен

— Взожу в строй матистрали питатель-
ного и насыщенного пара.

— Действуйте, — предлагает мичман,

Сидельников быстро и решительно при-
нимает меры. Он привлек слутатлелей и
умело руководит ими,

На этой беседе бойцы еще лучше закре-
пили и углубили ранее приобретенные зна-
ния, получили еще большие навыки yupa-
вления сложной техникой.

Шюди нового корабля с удвоенной энер-

тией осваивают технику. Машинист ком-

сомолец т. Рябов начал службу ва этом
корабле еще во время его постройки. Тогда
еще т. Рябов с любовью изучал технику,
внимательно следил за работой слесарей,
механиков. Он интересовалея звеем, вникал
в детали. Сейчас о комсомольце Рябове
здесь отзываются как о лучшем специали-
сте, мастере своего дела.

Котда прибыли иолодые краснофлотцьк
командир поручил Рябову обучить их спе-
циальности. С

Приказание командира специалист вые
позняет с любовью. К каждому занятию
он внимательно готовится, обогащая уче-
ников теоретическими знаниями, повышая
их практические навыки. Многие молодые
машинисты — тт. Пономарев, Степанов,
Урлин — уже самостоятельно ‘несут вах-

ту. В этом большая ззелуга комсомольца

т. Рябова.

Артолектрики корабля неплохо владеют

сложной. техникой. Стремясь ще лучше
освоить новые приборы, комсомольцы тт.
Иванисов, Толмачев и другие посвящают
этому делу и свое своболное время. На
последних артиллерийских стрельбах все
они действовали исключительно четко, за
что получили благодарность командира ко-
рабля.

В дни, когда обсуждалоеь обращение
комсомольцев «Гордого», корабль решал
боевые. задачи. Артиллерийекие и торпед-
ные стрельбы, различные учения с
утра до позднего вечера заполняли время
личного состава. Корабль вышел на артил-
лерийокую стрельбу. Сыграна, боевая тре-
вога. Как всегда, первым. о тотовности до-
ложил командир орудия старшина 2-й
статьи т. Белаш. Ето бойцы четко знают
свои обязанности, действуют уверенно,
быстро. С первого залпа цель была, накры-
та. Стрельба получила высокую . оценку.
Коузомюльское бюро организует передаю
ee т. Бела другим командирам ору-
qui, .

От артиллеристов не отстали и торпеди-
сты. В этот же день они отлично провели
торпедную стрельбу. С честью выполнили
взятое обязательство и минеры. Они сдали
на «отлично» четыре задачи,  Комсо-
мольцы тт. Югов, Солнцев, Романов бле-
стяще справились с работой.

Старший политрук М. КОГУТ.

боевой подготовки выполнялея без рыв-
ков, в назначенные сроки.

Суетясь день и ночь, но не тренируясь
в управлении огнем, такой «работящий»
командир подчас проявляет беспомощность
в действиях. Подготовка исходных данных
затягивается, допускаются ошибки в зна-
ках поправок. С него пот катится градом
от напряжения, однако  главного-то и
нет — спокойной быстроты. ^

Организованность в работе команлира-
артиллериста имеет величайшее значение.
Й знал командира, который добивалея от
бойцов тавой быстроты действий, что, ка-
Baloch, работают не люди, & автоматы.
Много он положил трудов, но своего ло-
билея. Например, по боевой тревоге бой-
цы одевались по строго установленному
правилу, разбирали оружие в соответетвии
& расположением боевых постов. Никто
друг другу. не мешал. Нормативы выпол-
нялись одинаково и в дневное и в ночное
время, ;

Минута — большое время,— таков был
девиз этого командира. И на командном
пункте и на орудиях учились у командира
считать секунды. Однажды был та-
кой случай. Командир соединения об’явил
боевую тревогу. И сразу же приказали от-
крыть огонь по неожиданно появившейся
цели. Командир в это время был внизу, нро-
верял подготовку центрального поста. Уелы-
шав приказание «открыть огонь», он не

бросился сломя голову наверх к приборам.

Нет,\ он спокойно поднялся по трапу, но
38 это время успел задать темп работы
хальномерщикам, мельком взглянув НА
цель, скомандовать ориентировочные уета-
новки и приказать зарядить пуики. Пока
дальномер уточнял дистанцию, ВИР, он
успел проверить ранее подечитанные по-
правки лня. Таблицы «играли» в его руках.
Hu oxnoro перечеркивания в расчетах.
Тлядя с0 стороны; казалось, что он как
будто не торопился. На самом деле он был
весь поглощен данными, и каждая новая

` цифра на листке означала, что какой-то

этап подготовки пройден. Огонь был 0т-

тельно. не сумеет BEDODATh времени для   SDEIT своевременно. Первый зал лег на
самостоятельной учебы. Отсюда и нару-  ЛИНИИ щита:

шение организации всей службы, и неуме-

Этот командир много читал, занимался

ние организовать работу так, чтобы план !е . подчиненными командирами, требовал

: ` 4

ИЮНЯ

4941 г, № 127 (8) —

Культурное обслуживать
корабельмуо технику

Сложная техника подводных лодок тре-

бует от лачного состава кораблей высокой

КУЛЬТУРЫ B ее обслуживании. Шрожде в6е-
по необходимы строгое и последовательное
выполнение правил, инотрукций и wacra-
влений, соблюдение межремовнтных «роков,
щелочения, осмотра ‘и монытаний пря до-
гования. Даже самое. незначительное ©т-
ступление от существующих правил может
привести к поломкам H даже авараям де
талей и всего апрегата.

Там, где наставления м инструкции ста-
ли законом, боевая техника обелулетвается
культурно, вахту несут блительно, ` мехз-
низмы содержатся в частоте и порядке.

Строго соблюдает наставления мичман
т. Розанов. Внимательный осмотр м фегу-
лярная проверка вверенной ему техники
позволили своевременно обнаружить дефек-
ТЫ в подшишниках дизеля м этим самым
предотвратить поломку. Тов. Розанов на-
стойчиво прививает подчиненным любовь К
технике, требует четкого выполнения ин-
струкций 06 ве обслуживании. Веетдь В
полвюй готовности находятся механизмы,
вверенные главному  старпгине электраку
т. Роние. Культурвю обслуживает. корабель-
ную технику личный состав электромеха-
нической части, которой командует воен-
техник 2-го ранга т. Матид. Своевременная
проверка, постоянная забота о чистоте ме-
ханизмюв и помещений позволили лобитьея
безукоризненной работы всех агрегалов.

К сожалению, далеко еще не. все: коман-
диры боевых частей понали важность
пунктуального соблюдения наставлений и
чнструкций по эксплоатации материальной
части, необхолимость борьбы за высокую
культуру обслуживания техника. На лод-
ке М, например (командир БЧ-У — стар-
пиий инженер-лейтенант т.’Юрылов), из-за
нарушения инструкция по приготовлению

торое допустил тлавный старшина т. Гу-
щин, произошла задержка. Не организовал
действенного контроля за соблюденмем ин-
струкций и бывший командир БЧ-У воен-
техник 2-го ранга т. Поспелов. В его под-
разделения краснофлотцы иногда засыпали
на вахте, забывали смотреть за показавия-
ми приборов, не всегда аккуратно проти-
рали механизмы и ухаживали за ними.
Большое значение при обслуживании
механиомов имеет борьба за чистоту. Ме-
MAY TOM в заведываним главного старшины
т. Щиченко приводы шюмлевого м якорно-
о устройств залущены, их нерегулярно
протарают и смазывают. В заведывании
электрика старшины 2-й статый т. Акула-
ачева настолько небрежно протирают и
очищают механизмы, что на шинах стан-
ции от пыли я грязи образовалиюь мости-
KM, что правело к снижению изоляцим
установка,
Правда, случаи такой небрежности-—рей-

к пуску компрессора сжатого воздуха, ко-

кое явление на наших кораблях. Чин
их не было совсем, командир корабля pp
должен снижать свою требоватехьнить,
обязан ‘регулярно проверять,  наскольу
личный   соотав выполняет указания 0 чи.
стотё боевых механизмов.

Однако чистота самих боевых механи.
мов еще но всегда свидетельствует 9 ты.
сокэй культуре на корабле, Нерелко, роте.
рев дизель или пушку, кое-кто из бой
й млалитих командиров забывает убрать по-
мещение. Так было, в частности, на, кораб.
ле М в группе мотористов главном ср»
пгины т. Давылова. Вокруг главного лед.
гателя, который содержался в хорошем
стоянии, были навалены в беспорядке бан-
ки с суловыми запасами. Правда, в эй
труппе после указания помещение быю
убрано, и теперь оно содержатся в хо-
шем состоянии.

Показателем культуры эвоплоаталич ие.
хайиемов служит и порядок ведения хоку-
ментации. По формуляру можно почта без-
отибочно сделать вывол о том, как личный
состав. ухаживает
Полноценные затилах в этом документе лают
возможность своевременно определить износ
деталей, об’ем необходимого ремонта, пога-
зывают, насколько высока ответственность
личного состава за порученную: ему техла-
ry. № сожалению, во нашем соединениях
есть еще командиры пятых боевых частей,
которыю небрежно относятся к формула:
рам, несвоевременно их заполняют. По фо-
мулярам БЧ-У, где командиром инженер-
капитан-лейтенаят т. Ганопольский, поз
невозможно установать, сколько часов ра-
ботали атрегаты за последнее время. (ей-
чаю в соединении начата серьезная борьбь
за четкость заполнения формуларов. №х-
станавливается краткая история мехализ-
мов, точню заносятся новые записи,

Некоторые командиры БЧ-У размел 9
уходе за механизмами превращают в erpa-
ацу учета боевой подготовки изме учет
наряда за данные сутки. В подразделения
старшего инженер-лейтананта т. Зезюз-
на в одном из концевых разделов журнала
злектротехемческой трупиы залиси пе ве-
лись совсем, несмотря на TO, что в эму
разделе учитываются дефекты и замечания
о состоянин электрооборудования:

Культурному обслуживанию  механизиов
помогают хорошо налаженная команлярстая
учеба м обмен экстлозтационныхм опыте,
Накапливая, тщательно скстематизяруя и
анализируя этот опыт, надо доводить ero

за боевой техникой.

до сведения каждого младшего командяра и

командира БЧ-У. Организовав обмен эк
плоатационным опытом, мы добились зна-
чительного улучшения содержания неха-
HHUSMOD.

Инжеер-напитан З-го ранга
А. ЕЛИСЕЕВ,

Содержательная конференция

В подразделении торпедных катеров co-
стоялаюь техническая конференция личного
состава, на которой разбирались устройство
и особенности конструкции кораблей «мос-
китного» флота. С содержательным докла-
дом на конференции выступил мичман
т. Соловьянов. Отличный знаток. новейлней
техники, мичман фассказал 60 ‘устройстве

катера, взаимюдействии его частей, показал,

роль каждого бойца в обеспечевяти боесло-
вобности корабля. Старивина 2-Й статьи
т. Смирнов поделился © участниками кон-
ференции своим опытом’ обслуживания
боевой техники, привел много интересных,
поучительных примеров © практических
стюсобах отыскивания и ликридащии раз-
личных повреждений.

Готовясь к конференции, краснофлотцы
и командиры изготовили много интересных
экспонатов, чертежей; схем. В помещении,
Tre работала конференция, выютавлены
образцы приборов и деталей. Они помотли
выступающим наглядно об’яснять елута,-
телям значение и особенности каждого ме-
ханизма. Умело пользовалея экспонатами и
чертежами старигина, 1-й статьи т. Епишин,
рассказывая 06 устройстве, работе и пра-
вилах экоплодтации корабельных динамо-
машин. Конференция эта тероведена в ре-
зультате обсуждения обращения комеомоль-
Tres эсминца «Горлый». Сейчас в соелине-

от каждого из них выполнять только свой
обязанности, не подменяя млалтих, но и
не перекладывая своих функций на дру-
гих. Четкоеть, быстрота, точность, нетер-
пимость к проявлению всякого рода неор-.

`танизованноети — все это позволило вы-
зести подразделение на, первое место.
Старитий лейтенант Мустафаев — непло-
хой артиллерист. Он разумно управляет
огнем, все стрельбы провел с хоропнми
Е отличными спенками. Недавно отетрелял
очень сложную по организации стрельбу,
хнако в его работе нет еще настоящей
культурь. Уход за механизмами оставляет
желать лучшего. Мустафаев стремится
всеми силами познать тонкости искусства
артиллерийской стрельбы, много работает
Haq coool, но тут же упускает другие
важные вопросы боевой подготовки.
Изучение материальной части бойцами
организуется недостаточно целеустремлен-
но. Как-то потребовалось произвести откат
одного орудия. Дело несложное, но малей-
шее несоблюдение правил может привести
к поломкам. Вак же производился откат?
Вертикальное наведение было переведено
на ручное действие. Розмах не был закре-
плен прижимным винтом, Когда давлению
в накатНике понизилось и тело орудия
пошло на откат, центр тяжести резко пе-
реместилея, Большой вес орудия  подей-
ствовал на ручной привод, и розмах на-
чал вращаться сам, но так как он не был
закреплен,. то немедленно соскочил. По-
чему же розмах не был закреплен? ПЦо-
тому, что так делалось и раньше, к это-
ху привыкли. Из-за неумелого обращения
< механизмами могли произойти поломки.
Команлир должен следить, проверять, в
каком состоянии находится орудие, каки-
ми страдает недостатками, как их устра-
вить. Постоянная забота 0б исправности
механизмов должна» стать неот’емлемой
чертой каждого артиллериста.

Уходя ‘от пушки, с центрального или
дальномерного поста, надо хороню осмот-
реть механизмы, чтобы по тревогё не за-
трачивалось время на излишнюю поверку.
Механизм должен быть постоянно тотов
в действию.

Два года назад группа слушателей спеё-
цизльных курсов под руководством капи-

нии готовятся и другие технические кон -
ренции.

Личный состав соединения с еще боль :

шей ‘настойчивостью изучает 000 боезую
технику. Командиры оказывают молодежи
всемерную помощь. Детально изучая
сложную боевую технику экипажи катом»
лейтенанта т. Гладкова и старшего лейт-
нанта т. Постникова. Отличник боевой
учебы моторист т. Лазаренков передает
свой опыт новичкам — краснофлотцах
тт. Андриевскому и Стращенко,

В связи © развертыванием технической
учебы в подразделениях чалие проводямя
беседы 0 приготовлении тормехы, ее пря-
борах и т. д. В части созданы уголки 1.
нической литературы, вывешены рекожен-
дательные спиеки по каждой специально-
сти.

Реализация обязательств, взятых в 0вя:
зи © обращением комсомольцев эоминца
«Гордый», благоприятно отразилась и №
рационализаторокой работе. За последнии
время здесь внесано значительное количе-
ство предложений. В хорошю оборузоваянох
кабинете рационализаторов личный 60788
имеет возможность на разобранном хуторе я
разрезных деталях глубоко’ изучить 040081-
ности каждого агрегата.

Младший политрук С. ЛИВШИЦ,

тана т. Синюгина проходила практику,
Олин из слушателей, чтобы лучше понять
взаимодействие одной части с зарядником
развернул вилку этого устройства. Par
вернул, & на место не поставил. Cayils-
тели вскоре ушли. Командир нё проверил,
в каком состоянии оставлены механизмы,
и тоже ушел. В тог же день была тревога.
При опробовании зарядника вилка бы
сломана.

Можно привести ряд примеров, кои
недостаточная культура в обслуживании
техники способствовала появлению 1040
MOK и задержек.

Некоторые командиры-артиллеристы }
погоне за высокими баллами стрельбы 1
пускают условности и упрощенчество. 99
имеет прямое отношение к артиллерийской
культуре. Капитан. Алексеев,  палрихер,
всячески избетает усложнений оботановх,
Он даже непрочь заявить, что если-до 6}
дет введено такое-то ‘усложнение, 1)
стрельба вряд ли будет успешной. Боль
Wad дистанция. считается усложнение,
Вывод из строя одного-лвух бойцов —10
же самое. Это неверно. Предельные ди
станции должны быть нормальным Yea
вием стрельбы. -

Культура артиллериста должно заклю-
чаться именно в том, чтобы учиться стре-
лять в самых трудных, поистине сложных
условиях, ‘в состоянии настоящего 60680-
го напряжения.

Не избегать трудностей, а учиться тре
одолевать их.

Артиллерийская культура-—пюнятие I
рокое, воеоб’емлющее. И организованноть
8 работе, и постоянная забота о повыше
нии боевой подготовки, и уход за Mate
риальной частью, и обучение бойцов 10:
му, что нужно на войне, и работа вы
собой — все это должно быть пронизаш
стройностью, целеустремленностью, кул
турой.

Без этого нет и не может быть движ
ния вперед. Наш советский артиллерист
должен быть самым грамотным, самых
решительным, самым кульгурным кома
диром.

Комбриг П. ЛАКОВНИКОВ,