Поход по реке

С раюсветом корабли покинули рейл. На

мостике корабля № срезу же начелаеь на-
пряженная ‘работа. Половодье требует
исключительной бдительности, Tomasi,
помощи, сигналыщики внимательно вгля-
дываются в водный проетоер реки. Разлив-
птиеся воды несут с собой бревна, коряги,
доски — все т0, что омыто на берегах.
Ветроча с этими предметамя стаена. Не-
большой топляк, попав под корабль к вин-
там, может вывести их из строя.

Неотрывнб смотрит вахтенный сипналь-
шик в стереотрубу. Командиры то и дело
поднимают к глазам бинокли.

— Бревно прямо по носу, два, кабельто-
вых! — громко докладывает  ситнальщик.

Взглянув в этом направлении, командир
отдает приказание рулевому. Тяжелое
бревно остается справа,

Половодье таит и другие опаености. Раз-
мывая старые песчаные ‘косы, оно обра-
зует новые там, где их не было, меняет
фарватер. Командиру, ведущему. корабль,
‹приходитея внимательно следить за всем,
че позволяет чуветвовать фарватер: за но-
совой волной, характером струи за, кормой.
Он нередко прибегает к измерению глубин
метроштоками, лотом, чтобы во-время из-
бежать опасности.

Уже первый поход в нынешнем году во
многом отличен от походов прошлых лет.

‘Ha корабле наряду с ходовыми вахтами
идет по расписанию боевая учеба: артилле-
ристь: тренируются в наводке, производят
заряжания на станке; командиры изучают
речной театр; у ‘сигнальщиков, машини-
тов, санитаров—везле идут занятия 1
специальности, частные учения.

Командир корабля стремится насыщать
тоход. боевой учебой, чтобы научить лич-
ный состав действовать в любых условиях.
Боевая тревога. С часами в руках коман-
пир слехит, насколько быстро изтотовляют-
кя боевые посты.

Начинается общекорабельное учение. На
мосты поступают вволные. Отделение хими-
тов детазирует зараженные участки; рас-
четы! орудийных башен заводят пластыря;
зенитчики отражают нападение самолетов;
аварийные группы заделывают пробоины,
накладьвалют пой фактическим напором во-
пы бутеля на лопнувитие трубы; санитар -
ная служба развертывает  обмывочный
пункт и фактически производит обработку.

Командир корабля внимательно следит за
всем ходом учения и за действиями своего
дублера.

Вог аварийная группа поставила щит на
место «сорванной» крьники люка. Коман-
дир группы доложил о выполнении работьг:
Фомандир корабля из анкерка вылил на
щит воду, но она уходила вниз. Значит, ра-
бота, недоброкамественная. Командир прика-
зал проделать ее вновь.

После отбоя на шкафуте собирается лич-
ный состав. Здесь происходит подробный
разбор учения. Вомандир рассказывает, кто
как действовал, кто какие ошибки хопу-
стил, дает указания, как эти опгибки устра-
Нить,

‚ Командир корабля лично занимается тре-
нировкой наблюдателей, придавая этому
пелу большое значение.

На зенитной установке несет вахту
краснофлотен т. Мариупольский.

— Влереди слева бронекатер противии-
ха, доложите о нем, — говорит наблюдале-
лю команхир.

Тов. Мариупольский слабым, нерешитель-
ным голосом делает доклад и строит его к
ому же неверно. Командир приказал пов-
торить вновь. Краснофлотец снова допу-
етил ошибку, После этого его назтравляют
\ командиру отделения, чтобы тот научил

бойца, правильно делать ‘доклады. 49063.

некоторое время Мариупольский снова под-
вергается проверке. Теперь он доклалывает
Берно и тромко.

Так проверялись все паблюдатели и впе-

ред смотрящие.

Многолгу па, походе научились командиры,
неслкие на мостике ходовые вахты. Каждый
раз перел вступлением на вахту стафшето
лейтенанта т. Пьвлова и лейтеналта т. Иде-
сиса командир корабля тщательно проверял,
насколько они знают тот’ участок роки, ко-
терый © прецетояло пройти. Команиир pac-
ожазывал 0б особенностях участка, совето-
вал, как лучше управлять кораблем. Он
предоставлял вахтенным командирам само-
стоятельноеть и вмешивался в их действия

только тогда, когда участок был особенно

трудным.
Командиры, неешие ‘ходовые вахты, по-

лучили солидную практику в управлении

кораблем, в с’емке с якоря и постановке

‘На’ якорь.

В походе были случаи, когла а катаны
командир должен был немедленно самостоя-
тельно принять решение. Ночью корабль
стоят’ на якоре. Якорь-цепь была, вытрав-

лена до пяти глубин, так как грунт был.

каменистый. Вахту нес мичман: т. Дюпин.
Внезамно налетел шквалиетый порыв вет-

ра, корабль дрогнул, стал дрейфовать. Бли-

зость берега создавала реальную отасность.
Мичман быстро заметил дрейф и сразу. же
организовал отдачу второго, якоря, Опае-
HOCTS был устранена. Командир корабля
одобрил его действия.

От сигнальщиков требовались большое
напряжение, высохая блительность. Отар-
птица 2-й статьи т. Нетрушин, работая от-
лично сам, образцово’ организовал ситналь-
ную службу на мостике. Быетро репето-
вались сигналы флагмана, замечались вы-
зовы; бдительно велось наблюдение за во-
дой и воздухом.

Особенно выделилея ‘умением держать
кораюль на, курсе и лежать на створах ру-
левой-краснофлотец т. Украинцев. Он
педавно плавает на, боевом корабле, но по
качеству работы успел догнать товарищей,
которые плавают уже вторую кампанию.

Особенно важен был поход для пятой 60-
евой части; Машины после зимнего ремонта
подверглись серьезной проверке. Инженер-
катитан-лейтенант т. Мищенко и мичман
т. Вяткин, нахолясь у машин, следили за
их работой и проверяли несение машини-
стами ходовых вахт,

Похол показат, что ремонт был проведен
образцово. Все механизмы работали безот-
казно. т

Неплохо ортанизовал ‘ партийно-пюлити-
ческую работу на походе старший политрув
т. Лавриненко. Партийная организация бы-
ла подлинным помощником командира, ком-
мунисты отлично выполняли свои обязан-
ности и вместе с тем вели активную агита-
ционно-пропатачдиетскую р среди лич-
‘ного состава.

Первый поход показал, что на векоторых
кораблях есть еще недостатки. Не всетла
четко докладывали наблюдалели. С боевых
постов поступали доклады о готовности,
TOMA Kak Ha самом деле подготовка еще
не была закончена.

Наблюдалиеь пробелы и в планировании
времени на походе. На олном корабле сво-
бодное время сигнальщиков не бьло исполь-
зовано для занятий по специальности.

Если командиры изучали театр, то млад-
шие командиры и краснофлотцы таких еле-
циальноетей, как рулевые и сигнальщики,
детально его не осваивали.

На другом корабле была нарушена ин-
струкция по обелуживанию механизмов:
для ускорения разводки паров был приме-
HOH запрещенный ©1000; за это механик
соединения снизил оценку работы пятой
боевой части.

С приходом на рейх итоги первого похода
были доведены: до сведения веех команди-
ров кораблей.

Воентехник 1-го ранга Г. СОЛОДКОВ.
Амурская Краснознаменная флотилия.

Менный почин.

В последнее время в части уделяют
большое внимание противопожарной за-
щите об’ектов. Здесь обязали весь началь-
ствующий состав изучить инструкции по
предупреждению и тушению пожаров. .Изу-
чаютея способы пользования противопожар-
ным инвентарем.

Командир подразделения калитан т. Щип-

ковокий провел’ ` специальные занятия ©
командирами. ~
Проведенная работа — слособетвовала

улучшению противопожарного ‘состояния
об’ектов. Командиры подразделений ведут
постоянный надзор 3a. противопожарных
имуществом.
Воентахник. 2-го ранга
А. ПАРГАМИН.

у

len npeiied   артиллеристов на ти станке.

флот).

КРАСНЫЙ ФЛОТ

+

(Краснознаменный Балтийский
Фото И. Драныша..

PEMOHT и, СИЛАМИ

На корабле заканчивается гарантийный’

ремонт,» проведенный силами личного со-
става.
Еще задолго до прихода корабля в завод

были составлены ремонтные ведомости. В

них было предусмотрено, что 75 проц.
всех работ вышолняет личный состав ко-
рабля. Заранее была продумана организа-
ция ‘ремонта. При этом значительное вре-

мя отводилось на проведение боевой и по-

литической подготовки.

Ha Черноморбком флоте. гарантийный
ремонт корабля силами личного ‘состава
проводилея впервые. Экипаж корабля, по-
казавший образцы боевой и политической
подготовки, завоевавший первое место на

флоте, конечно, был готов к выполнению
этой ответственной задачи, дающей боль-

шую экономию в расходовании государ-
ственных средств.

Ремонт сложной боевой техники своими
силами показывал техническую зрелость
военных моряков, их умение вести ремонт-
ные работы, He понижая  повеедневной
боевой тотовности корабля, не забывая 0
дальнейшем совершенствовании знаний.

`Особенно хорошо был организован ре-
монт механизмов, приборов и устройств в
боевых  Частях  инженер-капитана 3-го
ранга т. Зубарева ‘и. капитан-лейтенанта
т. Коновалова. На основании трафиков, со-
ставленных командирами боевых частей,
командиры подразделений старшие лейте-
нанты тт. Филимонов, Скалозуб и друтие

поставили перед подчиненными. задачу: нп р

на шаг, ни на минуту не отставать от
графика.

Несмотря Ha жесткие сроки, отётунле-
Hu oF графика не было. Командиры бое-
вых частей систематически проверяли хол
ремонта, Личный состав работал. с отром-

HEIM воодушевлением, не. И: со Bpe-

менем.

Для. ремонта ‘механизмов, у ры тре»
бовали большого’ об’ему работы, . были ор-
ганизованы смены. `Лейтенант_ т.  Гармалг
обеспечивал работающих всем необходи-

мым. В результате в части т, Коновалова

всо работы, предусмотренные трафиком,
были закончены на 8 дней раньше срока.
Так же успешно. шел мое и в других
боевых частях.

делений. В решении технических вопросов

командование в очень редких случаях при-
бегало к помощи заводеких инженеров.
Bea вопросы paneer самостоятельно,’ свои-

ми силами.

Между родственными по работе отделе-
ниями и группами было организовано с6-
циалистическое соревнование. Высокое ка-
чество ремонта в минимальные сроки, чет-
кая организация работ, правильное реше-
ние технических вопросов-——вот в чем за-
ключались основные обязательства лично-

то состава.

Распорядительными ‘руководителями по-

казали себя во время ремонта лейтенанты
rt. Иванов и Ерюковский, которые закон-
чили работы первыми и с высокой. оцен-
кой качества.

Хорошо организовали ремонт на своих

заведываниях главный старшина т. Киря-  .
ченко, старшина 1-Й статьи т. Корагин и
старшина 2-й статьи т. Шевченко, кото-
PEM была поручена» переборка сложных
механизмов и приборов. Задача, поставлен-
ная перед ними командирами подразделе-
ний, была выполнена на «отлично»,
Образцово, выеококачественно произвели
сложные работы артолектрики тг. Хиж-

няк, Пономаренко, Наседкин, Савцов, ко-

торым были поручены иереборка электро-

двигателей, станций, исправление и заряд-

ка аккумуляторных батарей.

Большая ‘и ответственная работа подхо-
дит к концу. 3& время ремонта личный
состав” артиллерийской части внес и реа-
лизовал около 20  рационализаторских
предложений, улучшающих” боевое ис-
пользование механизмов и приборов:

`Во время ремонта ‘на корабле сиетбма-
THICCKH проводились частные и общие
учения; шла одиночная подготовка, отра-
батывалиеь нормативные показатели. Ca-
мый ремонт послужил замечательной шко-
10H технического ‘совершепетвования лич-
ного состава.

Военинменер -З-го ранга ЗАСТАВНЫЙ.

‘Старший лейтенант ШИНКАРЕНКО.

Враспофлотцы производили ремонт ме-
ханизмов своего заведывания под непо-
средетвенным руководством командиров OT-

Ha нашем корабле изучение артиллерий-
ской техники ведется непосредетвенню у
материальной части, при этом исотлользуют-
ся чертежи и отисания. Очень хоро ор-
танизовали занятия лейтенант т. Мавлов и
мичмат т. Долгов. Они тщательно’ тотови-
лись, коноультировалиеь у опытных това-
рищей, составляли подробные конспекты,
Это позволяло строить занятия поеледова-
тельно, He протуская деталей в том или
ином узле системы. Широко применялся ме-
тод опроса по каждой пройленной теме,
Бойцы научились самостоятельно работать
изд материалом, отетающие подтягивались.

0е0бое внимание обращалось на изучение
инструкции по приготовлению материаль-

трики, строевые — все должны знать. по-
следовательность действий, и He только
своих, но и тех, кого заменяют по. боевому
расписанию. }
‚ Инструкция изучалась практически — в
этом главное. ‹ Отаршины 2-й статьи
тт. Батраков и №уравель, краснофлотцы
тт. Антонов и Кривошеин научилиеь от-
лично применять инструкцию на механиз-
мах. и

Управляющий огнем — главная фигура
второй боевой части. Его подготовка ска-
жется на результатах стрельб.

Старший лейтенант т. Деев ежедиовно
находит время для занятий. Он основатель-

стематически тренируется, применяя эти
правила на приборе, в в команлном пувкте.
Он подбирает для себя наиболее трулные
условия и комбинации падений снарядов,
Переход с одного епособа, стрельбы на; лру-
той, изменение элементов движения цели,
& отеюда и выюор вовых данных ,— все это
т. Деев не толнко изучил, но и проверил
на практике. Миого помотли отчетные гра-
‚фики. Ошибки прежних стрельб быти про-
анализировать: до мелочей. Самое трудное
в стрельбе — управление целиком и бы-
страя подготовка данных для первого зал-
па. Тов, Деев каждый из этих элементов
отрабатывал отлельно.

Командирам - аргиллеристам необхохимо
систематически тренироваться в подготовке

Начальствующий состав М-ского военно-
го порта собрался на командирскую учебу.
Занятие началось с опозданием на 10 ми-

приступил к чтению _ «Положения 0б ин-
спекции».

Нулно тянетея рем Наконец, чтение
‘окончено.

—- Вопросы есть, товарищи? —спраши-
вает руководитель.

‚ Молчание.

— Значит, ие к, схедующему во-

mpocy.
Интенлант 3-го ранга т. Адамчик начи-
нает читать другой документ. Он уже
зачитывалея на специальном сборе на-
чальствующего состава, но сегодня его
повторяют. После чтения руководитель
онова обращается к слушателям:

— В понятно? Вопробов Her?..

— Понятно, —ответило несколько голо-
сов. %

— Xopomo. A сейчас мы прочитаем
«Положение о финансовом хозяйстве», —
спова об’являет руководитель, и т. Адам-
чик начинает читать.

_Вот прочитан и этот докумэнт. Часы нпо-
казывают 9.45; До конца занятий остает-
ся 15 минут.

— На этом сегодня закончим, —торорит
руководитель.

Этот день командирской учебы по свое-
MY содержанию мало чем отличается от
других дней. На занятиях здесь главным
образом читают приказы и’ положения,
Бывает, что командирская учеба заканчи-
вается на 20—30 минут раньше срока.
Посещаемость занятий также на низком
уровне. Итати, так же неорганизованно
‚проходит здесь и учеба млалших команди-
ров. Недавно, например, состоялось заня-
THe по изучению  Корабельного ‘уетава.
Когда младшие командиры собрались, при-

‘но изучил правила стрельбы. Тов. Деев си-

нут. Военинженер 1-го ранга т. Утенькин.

3 июня 1941 г, № 128 (182)

; i   ;
Тренировка = _
упревляюнлего огнем

ной части к стрельбе. Командиры, артэлек-

Командирская учеба. не организована

———
—

яеходных даппых, чтобы накалливать отт
быотрой и безошибочной работы, Мы этою
добиваемоя на, груштовых занятиях в кают
Kowa и на постах управления, Органи.
зует занятие командир БЧ или один №
командиров подразделения, На клаюсно
доске залисываютея жомапды, порядок при.
стрелки и поражения. Поеле стрельбы yupa-
вляющий OTHEM JOIMCH WaATH CRON OMAK
и их прячины. Руковотитель делает заклн-
чение и оценивает действия. На учениях
управление ведется из комариных пунктов,
откуда ‹ непооролотвенно  осущеетваяетя
управление огнем в бою. Поаностью вкду-_
чается схема, организуется защись труп,
По записям производится разбор етрельбы,
дается оценка. Лучших результатов в утра.
влении огнем и бытроте выбора нехозньх
установок добилиеь лейтенанты Tr. Pay.
нов, Павлов и Шухов. Оти систематически
выиюлняют установленные нормативы,

Хорошим подопорьем на тренировочных

замятиях служит слециальная тетрадь, ку.

да ‘обязательно залтисывалотея все ошийки (
управляющих опнем. Это позволяет руково-
дителю быть поетоянно оеведомленным. о
действиях каждого арфтиллериета. Подтееу.
ждением этому служит пример © лейтенан.
том т. Умелевоким. Он на тренировочных
занятиях допускал одни и те же ошибки.
Ему говорили 05 этом иа разбора, мо потох
все забывалось. Когда, завели тетрадь и пе.
ред началом каждого занятия стали нато.
минать ему о его ‘прежних ошибках, лейте-
нант т. Хмелевокий начал серьезно рабе-
тать над собой, выправилея и сейчас упра-
‘вляет отнем без опвибок.

Тетрадь является документом, в котор
концентрируется накопленный опыт; ну
этой основе фуководитель может своевре-
манно предупредить появление новых олн-
бок.

Если с основными управляющими оппех
занятия проводятся регулярно, TO HX Baye.
стителей еще привлекают от случая г сл».
чаю. Этот недостаток мы начинаем устра-
НЯТЬ,

Нолитан- лейтенант Ю. ЮЛИНЕЦ,

шел т, Адамчик, передал устав мау
т. Плешакову и сказал:

—- Проводите.

Только т. Адамчик вышел, как т. Па
шаков во всем последовал его примеру,
a передал устав главному © crapmuno

‚ Кравченко и с тем же словом «прове:
pb покинул помещение.

Bes особого внимания’ проелушав чт
ние устава, командиры разошлись.

‚ Где-то во «делах» есть план занятий
средних и младших командиров, но о ни.
люди не знают. Когда они спраливают
начальника — административно-хозяйствен-
цой части интенданта 3-го ранга т, Адау-
чика, то получают такой ответ:

— План? А зачем вам пдан? Вот при-
дето на занятие и узнаете, чем ‚будет i
ниматься..

Такова здесь система. занятай na
чальствующего ‘состава. Богатый бей.
опыт Ираеной Армии ‘и Военно-Морского
Флога, & также опыт. империалиетической
войны не изучается. Некоторые командиры
считают, что им ‘нет надобности изучиь
опыт войны. Когда командиры предложи
т. Утенькину организовать разбор para
операций в Средиземном море, он ответил:

—- Некому проводить’ такие занятия,

Между тем в порту много командироь,
способных подготовить хороший доклах или
разбор операции. Следовательно, дело у
том, что проводить занятия некому,
том, ‘что командование просто не р
зует разбора опыта, современной войны.

Почему бы, вапример, не изучить та
занятиях тему о снабжении войск в слож-
ных географических и, климатичеки
условиях театра? Воироеов очень мно,
было бы желание. по-настоящему. организо-
вать. учебу командиров.

Капитан Н. ЛЕСЕН,

Стиль советского морского летчика

..Йетребители штурмовали аэродром про-
тивника. На огромной скорости они проно-
еились над самыми верщинами елей, поли-
вая огнем своих пулеметов самолеты про-
тивника, поджигая их на стоянке и в м0-
мент взлета. В разгар атаки шальной ена-
ряд зенитки навылет пробил плоскость
истребителя капитана т. Каменского, Из
кабины летчика была видна зияющая ды-
ра, в которую свободно могла пройти го-
лова человека. Командир группы чувство-
вал, что огромные перегрузки, которые
приходилось выдерживать  искалеченной
илоскости, вскоре могут привести к тому,
что крыло рассыплется, крепления, соеди-
няющие его с центропланом, не выдержат.
Но машина, хотя и не так уже чутко, еще
слушалаеь управления. И командир снова

повел группу в атаку, делая. один заход.

за другим. Задание командования было вы-
полнено полностью, & от вражеских само-
летов остались лишь обторелые куски
стали. Он повел группу домой, когда в ба-
ках осталось торючего ровно столько,
сколько надо было, чтобы дойти до аэро-
apoma.

Бесспорно, ведение боя с пробоиной в
плоскости -— огромный риск. Но т. Вамен-
ский всем своим: су ществом чувствовал не-
обхолимость этого риска. Он был ведущим,
4 уход ведущего в разгар боя мог сказать-
ся ma ходе боя. Он был командиром, а
командир лолжен показывать в бою пример
смелости, отвати, готовности итти на риек
ради достижения цели, поставленной перел
ero частью... Оп рисковал жизнью во имя
славы советской авиации, своей. одной ча-
сти, вырастившей и воспитавшей его.

Сразу ли стал таким емелым, отважным
воздушным бойцом капитан т, Каменский
и многие другие летчики? Нет, конечно!
Эти качества воспитываются длительным,
упорным трудом. Боевая сила советеких
летчиков приобретается и развивается B
процессе всей учебы. Зацача командира
состоит в том, чтобы вся организация уче-
бы, вся обстановка в части помогала вы-
работать у молодого летчика эти качества.

С утра и до позднего вечера. весь распо-

рядок дня должен напоминать летчику, что
он находится на боевом посту, что в лю-
бую минуту от него могут потребоваться
все ого знания, воля, отвага, для жестокой
упорной . борьбы.

Следует постоянно начоминать летчик,
что современный бой, особенно над морем,
требует больших знаний, максимальной вы-
держки, смелости и отваги, умения в Ka-
06-го короткое мгновение мобилизовать и
в отну атаку вложить все свои моральные
и физические сильь.

Опыт войн показал, что победа чалце вее-
го достается тому, кто умеет наступать.
Для воздушного бойца смелый натиск—
лучшее и, пожалуй, единственное средетво
надежной защить, Эта мыель должна про-
низать каждое приказание, каждое елово
командира, которому доверенье воспитание
и обучение воздушных бойцов. Чтобы вос-
питать, подготовить настоящего боевого
летчика, Halo B первую очередь научить
его’ любить воздух, любить свою часть,
свою . машину, своего непосредственного
командира. Борьба за честь своего оружия,
своей части увеличивает настойчивость
летчика в преодолении трудностей учебы,
препятетвий, вотречающихся в бою. Упор-
но и наетойчиво командир обязан воспиты-
вать у летчика, уверенность в своих силах,
помогать ему в совершенстве овладеть
своей боевой машгиной, научиться точно
стрелять, водить самолет в любых, самых
трудных условиях, постоянно закалять свою
волю, свою физическую выносливость. Зна-
ния, умение ‘чувствовать свою ‘машину,
как самого себя, повышалют ‘уверенность в
победе даже нац превоеходяниие по чнелен-
ности противником.

Решалощая роль’в воспитании летчика
принадлежит командиру звена. С первых
дней прихода молодого летчика, в часть он
занимается его’ обучением, внимательно
изучает его особенности, развивает поло-
жительные качества, стараетея устранить
недостатки. Это — больной творческий
труд, настоящее искусство, овладение кото-
PEM возможно лишь в результате натря-
женной работы. Многие наши команииры,

\

такие, как тт. Белоусов, Вриныы dasy-
кин, Козлов, успепено овладевают этим ис-
KYCCIBOM, раетят смелых, отважных летчи-
ков, в совершенстве анающих технику
тактиюу использования своего оружия.

Воздушный 60й всегда был быстротеч-
вым, Еще более коротким он. стал. теперь,
когда скорость и огневая мощь самолетов
резко возросли. Уже не минуты, а секунды
и даже их доли решают успех. боя. Победа
в большинстве случаев. остается‘ за, тем, кто
первым обнаружит противника, отеломит
его внезапной, дерэкой атакой, с ‘первой
очереди сумеет нанести смертельный удар.
Для этого надо уметь искать ‘врага, иапояь-
зуя оботановку, применяя военную хит-
рость.

Летчики ‘убедились на практике, что в

‘любом полете ожидание опаеноети избавляет

от многих хлопот и неприятностей. Часту-
пателыная тактика всегда заставляет ожи-
дать встречи с вратом, и поэтому, когда, она
происходит, летчик действует хлалнокровно
и ренительно. Команиир должен так opra-
низовать учебу, чтобы его подчиненные
всегда были готовы к неожиданиостям. В
повседневной будничной ‘учебе мы стараем-
ся воепитать такого емелого бойца, обла-
дающего высоким. наступательным духом.
Правла, до того, пока летчик He пройдет
серьезной проверки на земле, мьь не разре-

шаем ему сесть в самолет. Уже в период.

наземной подготовки мы стараемся создать
такую обстановку, чтобы летчик привыхал
к неожиданиостям, учился быть всегда, впе-
реди, бороться за честь своего подразделе-
ния, честь экипажа и звена. Часами трени»
руют на земле молодых летчиков команди-
ры звеньев лейтенанты тт. Лазукин, Коз-
лов, Бринько, приучая их переносить тя-
готы боевой жизни, закалять свой оргавизм.

Наиболее важен период обучения воздуш-
ному бою. Командир звена в это время дол-
жен особенно влимательно ‘следить, на-
сколько омедо ето воспитанник подходит к
цели, насколько грамотво иснользует ме-
теорологическую обстановку. Малейший не-
достаток должен устраняться немедленно.
Атаку надо повторять до тех пор, пока дей-

ствия летчика не будут безукоризненны.
Ha разборе полетов емедует примерами из
опыта показывать, к чему может привести
в настоящем лунном бою та или иная
ошибка.

В нашей части во время отработки ©во-
бедного воздишного боя командиры звеньев

и  стараютея создать все условия для про-

явления инициативы и находчивости лет-
чика. Роли он действует неправильно или
выходит з& рамки. соответетвующих руко-
водящих документов и ‘указаний, то коман-
дир звена, становится не атакуемым, а ата-
кующим, Увернуюшиеь от нападения уче-
ника, командир вам бросается в атаку и
старается провести ее как можно внезат-
Hee, острее, а затем требует, чтобы его вос-
питанник повторил татутю атаку.

Чтобы приучить летчика спокойно ветре-
чать неожиданноети, мы, посылая его Ha
выполнение упражнений по стрельбе, бом-
бометанию, ‘пилотажу; звеема предупре-
даем, что в’ случае вотречи с самолетом
он должен атаковать и уничтожить «про-
тивника», Ретественно, что ви ‘место; ни
высоту встречи мы неё указываем. Поэтому
для обоих летчиков встреча всегда являет
ся неожиданной; Зная сокрупительную си-
лу первого удара, каждый из них стремится
проявить военную хитрость, подойти к
своему противнику незаметно со стороны
солеца, из-за, облака. Это стремление обыч-
но велико еще и потому, что все летчики
налией части и звенья соревнуются. Успеш-
ная атака позволяет получить. высокую
оценку и добиться победы в сороваовании
за, честь евоего подразделения, Такой же
MOTOI  MBL применяем при. отработке дей-

ствий звена и групты.

Назначение В дежурное звено для каж-
дото летчика является показателем его ро-
ста. Здесь так же, как, и при имивидуаль-
ном обучении, мы стараемся создать обста-
HOBKY, B которой командир звена должен
сам принимать решение. Для этого за не-
CKOIDEO минут ‘до боевой тревоги мы по:
сылаем в зону самолет с конусом. Затем
дежурное звено по тревоге поднимается и
идет к коптрольному пункту. Там ему
стрелкой указывают, в каком направлении
находится «противник». Ho rye on, на
каком расстоянии и на какой высоте, дол-
жен рошить“командир звена. Действия лет-

чиков считаются правильными только
тогда, когда, они сумеют в кралчайший
срок, не обнаружив себя, найти «против-
ника» и уничтожить его © одной атаки. Ре-
зультаты: каждого вылета, мы проверяем по
времени, а также по количеству пробоин в
Konyce.

B wogrymmom бою, ‘особенно при дей-
CTBUAX над морем и по морским целям,
огромное значение имеет взаимная выруч-
ка. Эту задачу мы решаем тем, ‘что по-
стоянно укрепляем друлубу в звена, воепи-
тываем тотовность к ‚ самопожертвованию
ради спаеения жизни товарища. HO
этим об’яоняетея, зто командиры в звене
вастойчиво обучают. летчиков штурмовать
опневые точки, чтобы обеспечить товари-
mam безопасную атаку коребля или берето-
вой батареи. Именно этим об’ясняется, что
вомандиры и партийные организации при-
учат «конкурентов», борющихся за, пере-
ходящее знамя, оказывать помощь друг
другу. Принцип взаимопомощи проводитея
я в боевой подготовке; и в общественной
работе, и в быту. Это укрепляет дружбу,
& летчики-лрузья, уверенные в том, что
каждый в любую минуту выручит товари-
ша, омелее идут в 90й,

Летчики тт. Перегулов и Козлов крёнко
дружили в мирной обстановке, всегда по-
могали друг другу. И когла в боевом полё-
те онч встретили превосхолящего по чи-
сленности противника, то смело ринулись
в атаку. Уже взяв на мушку один из враз
жеских самолетов, Перепудов заметил, что
под хвост малгиные Козлова. забирается про-
тивник, Перегудов немедлениюо бросился на
помощь товарищу и © минимальной дистан-
ции расстрелял врага. Оказызая помощь
друг другу, они сумели обратить противни-
ка в бегство, нанеся ему тяжелые потери,

Успенино вести бой, смело паподать’ бу-
дет лишь TOT летчик, который привык к
большим перегрузкам, научился действовать
‘молниеносно. Воспитание выносливости в
части надо начинать сразу, как только лет-
чик совершит несколько первых вамоетоя-
тельных полетов. В нашей части в среднем
3% сутки истребитель проводит в воздухе
несколько часов. Закончив дневные полеты,
он поднимается ночью, приучается смело
действовать в любых условиях. Командиры

Учат подчиненных летать в сложных ул
виях, днем и ночью, строем е выключен-
ными бортовыми огнями, ‘ориентируясь
только по 1отням кабины, пройзводить п-
садки 6e3 прожекторов. Веб это вослиты-
вает смелость, точный ‘летный  глазохер,
высокую бдительность. .

Наступательный дух “летчик приобретает
значительно быстрее, если он уверен в
своих силах, уверен B превосходетве на
любых противником, ‘отлично знает сво
дело, омел и отважен, Комантир долаия
использовать все имеющиеся ‘средства ди
воспитания такого летчика. В первую 09
редь он должен привлечь к татой работ
партийную организацию. Некоторые Moat
дыз командиры неремко пыталотся решать
эти задачи самостоятельно; что нельзя при-
знать правильным. И наши командирье бы
стро в этом убедились. Сейчас вов они Te
раются опереться на партийную организа
цию, работать с ней в тесном контакте, В
©вою очередь, парторгализация также пере
строилась, научилась работать гибко, бы:
стро, отказалакь от шаблона, @разу отв
кается на каждое событие. Роли тот. ми
иной летчик-коимунист нарушит дисцялаи-
ну, проявит растерянность: или. робоеть во
время полета, требующего емёлости и р”
ка, по отношению ‘к нему принимают MepH
в соответствии с ‘уставом. `Вроме’ топ
командир, его заместитель по политической
части, секретарь партийного бюро пору
чают отдельным коммунистам в тот #
день по-товарищееки, но <урово 100еседо-
вать с таким летчиком. Эффективиость 10°
добного партийного воздействия чрезвымай-
но выюока, так как указывают на оптибжи
наиболее авторижетные летчики, к тому 2
B цень полета, пока Bee свежо в памят,
Ноэтому острота ‘восприятия воздействия
командира и критики товарищей становит
ся еще большей.

Веспитанные: в боевом духе, готовые по-
жертвовать своей жизнью в борЕбе за 2:
дину, советевие легчики нанесут сокруши
тельный отпор любому врату.

Герой Советсного боюза
подполновник И, РОМАНЕНИ

Г