Обучение артиллеристов эсминиа_

Современные эскадренные миноносцы
имеют мощное артиллерийское вооружение.
Их пушки обладают большой скорострель-
ностью, эффективностью воздействия и
универсальноетью. Артиллерию эсминца
можно успешно ‘применять против надвод-
ных, подводных, воздушных и береговых
целей. Правильно, с наибольшим успехом
такоо оружие может использовать только
отлично подготовленный личный состав.

Опыт работы на налем корабле пока-
зывает, что регулярные’ тренировки BO
второй й части, если их нроволить
последовательно и систематически, служат
одним из лучших методов изучения тех-
ники и отработки действий. Как правиль-
но подчеркивают в` своем обращении ком-
сомольцы ‘эсминца «Гордый», только на-
пряженная работа, желание до  кониа
овладеть боевой. техникой, повышение
своих ‘знаний дают. хороший результат.
Поэтому нельзя допускать никаких, пере-
рывов в тренировке. Даже интервал” в
2—3 дня снижает выполнение нормативов
на 10—15 проц. Тренировка должна про-
ходить ежедневно в течение полутора-—
двух часов. Я считаю наиболее удобвым
для этой цели период © 14 часов, так
как к началу занятий можно приготовить
станок заряжания, прибор Крылова и т. д.

Обучение и тренировку нужно прово-
дить со всем личным составом, от которо-
го зависят точность и скорострельность
артиллерийского огня. Особенно много на-
до работать © дальномерщиками-стереоско-
пистами. Два -— три раза в день, на хо-
ду и на якоре, в светлое время и в
темноте, в хорошую и плохую погоду
управляющий огнем, его заместители, ко-
мандир группы управления и командир
батареи должны отрабатывать взаимопо-
нимание и взаимодействие в своих под-
разделениях.

Большое значение в достижении наи-
высптих результатов при тренировке имеет
правильная организация социалистическо-
го соревнования. Организовав такое сорев-
нование у себя на корабле, мы добились
значительно болез энергичной борьбы за
выполнение и перевыполнение показателей
боевой подготовки. При этом’ мы стараем-
ся сразу после выполнения того или ино-
го упражнения подвести итог и указать
передовиков соревнования, чтобы на их
примере подтянуть отстающих,

Для того чтобы еще лучше освоить Ma-
териальную часть, мы одновременно © тре-
нировками организуем изучение боевых
механизмов, особенно теми краснофлотца-
ми, которые приходят в боевую. Часть
только по боевому расписанию. Практиче-
ски мы это организуем так: на станке за-
ряжания олновременно заняты лв» ору-
дийных расчета-—один упражняется, дру-
гой его обслуживает. В это время два дру-
тих расчета, расположившись вблизи, изу-
чают технику по чертежам или непосрел-
ственно у орудий. Затем расчет, стоявший
У прибора, идет к орудиям, а.тот, кото-
рый занимался изучением материальной
части, начинает тренировку на приборе.

Отроиное значение для успешного освое-

Передовая часть

Боевая: часть, которой комантует т, Гуд-
®ов, занимает одно из первых мест в с0-
единении, Такого успеха Komamymp BY до-
билея потому, что сумел хорютю поставить
работу е командирами отделений.

Два раза в неделю т. Гудков проводит
© млалшгими командирами занятия по спе-
циальности, часто организует технические
конференции для изучения отдельных при-
боров. Как правило, конференции проходят
очень живо. Доклады, которые обычно
делают младииие команииры, содержатель-
пы и конкретны.

В боевой части широко развита взаимо-
помошь. Враснофлотць тт. Павлов и Дем-
ченко отетавали в боевой подготовке. То-
та, по инициативе т. Гудкова, им в3зя-
лись помочь тт. Омельченко и Дудченко.
Теперь тт. Павлов и Демченко имеют толь-
ко отличные оценки:

Команлир БЧ умело планирует учебное
зремя. Важдая минута занять полезной
работой. Блатодаря систематической трени-.
ровке, высокой дисциплине отделения
старшин 2-й статьи тт. Шеина и Горди-

ITo

Линкор.

Развитие авиации, увеличение калиб
бомб и силы ‘их действия, &а также усовер-
шенствование тактики вападения вызвали
ряд споров 06 уязвимости крупных кораб-
лей и в особенности линкоров. На страни-
щах иностранной печати широко обсуж-
Дается вонрос о том, не снизил ли само-
лет значения линкора и способен ли 10-
следний противостоять атакам авиации.
Видный американекий обозреватель Флет-
чер Пратт является ярым сторонником
развития линейных сил, В статье, поме-
щенной в мартовском номере «Аур нэйви»,
Пратт na опыте последних операций до-
казывает, что линейные силы © успехом
противостоят авиации. Приводим сокра-
щенный перевод его статьи.

# ++

«Неудивительно, что в чаш век авиа-
ции возникает вопрос © целесообразности
использования линкоров в нынешней вой-
не. Крупный корабль-——исключительно до-
рогостоящий вид оружия. К тому же и
постройка его резко отличается от произ-
водства танков, самолетов или орудий,
Корабль значительно труднее стандартизо-
вать. Даже теперь, в эпоху высокого тех-
нического развития, каждый из кораблей
сохраняет свои индивидуальные черты.
американской печати недавно был опубли-
кован результат испытаний, произведен
ных © несколькими однотипкыми корабля-
ми. Оказалось, что два американских тя-
желых Kpeitcepa— «Portland» a «Indiana-
р05», построенные по совершенно одина-
ховым чертежам, резко отличаются друг от

друга в море. Один из них гораздо более  ^

остойчив, другой легче подлаетея управле-
нию во время маневрирования.

В то же время корабль значительно бо-
лее совершенен с технической точки зре-
ния, чем любой из видов сухопутных во-
оружений. Об’ясняется это, в первую оче-

`боевой подготовки от всех БЧ и служб,

‚боевой части или бц в своей службе

‚ия на проверку инерционных ударников

ния техники и. отработки воех действий
имеет дисциплина н» тренировках. № ело-
ву сказать, организацию тренировок
нельзя перекладывать на младиюго коман-
дира. Здесь` необходим самый строгий еже-
дневный контроль средних команхиров.
Большинство командиров артиллерийских
боевых частей уделяет тренировкам серь-
езнов внимание. Однако у нае на флоте
есть еще такие товарищи (например, лей-
тенант т. Оипайло), ‹которыю нарушают
суточное расписание, заменяют конкрет-
ную тренировку и учебу у боевых меха-
низмов условными занятиями на приборах.
На корабле М по еуточному расписанию
с 9 ло 10 часов планировалась отрабогка
боевой организации. В 9 часов раздалея
сигнал учебной тревоги (хотя вызов лич-
ного состава для тренировки ‘на приборах
сигналом «учебная тревога». совершенно
недопустим), но ни один боевой пост
по этому сигналу небыл открыт и при-
тотовлен к бою. Лишь несколько человек
вышло Е прибору Крылова и начало го-
товить ето для тренировки. Командир. от-
деления ‘ничего не знал о занятиях и
поэтому запретил бойцам трогать его 3a-
ведывание. В` результате тренировка нпа-
чалась только через 35: минут после сиг-
нала, когда командир боевой части вы-
нужден был дать десяток дополнительных
устных приказаний. Это свидетельствует
0 том, что командир БЧ плохо’ представ-
ляет себе, как надо организовать трени-
POBKy.
Организамия тренировок далеко но про-
стое дело. Она связана с вызовом в б00-
вую часть личного состава из других под-
разделений и служб, командиры и. началь-
HUE которых не зоегда могут отпустить.
своих подчиненных; но все ‘из них пони-
мают важность и необходимость система-
тической тренировки. Для тото чтобы в
часы занятий на боевом посту боцман не
посылал подчиненных в порт 3a голяка-
ми, з командир БЧ-\, скажем, за маслом,
нужно, чтобы помощник командира Еораб-
ля жестко требовал выполнения плана

Кое-где начальники служб корабля не
интересуются‘ тем, как их подчиненные
выполняют нормативы. при работе на по-
сту по боевому расписанию. Это приводит
к тому, что, скажем, машинист в. своей

слывут отличниками, & по артиллерийской
специальноети даже но выполняют норма-
тивов, нерадиво изучают TY технику, ©
которой они будут действовать в бою,
Командиры боевых частей и служб, лич-
ный состав которых по боевому распиеа-
нию будет занят в других подразделениях,
должны жестко требовать выполнения нор-
мативов не только по эксплоатации меха-.
низмов, которые находятея в повседневком
заведывании краснофлотцев, но и отлично-
TO выполнения обязанностей, хорошего
знания техники, которой они будут
управлять в бою. 7

Старший лейтенант 0. РУДАКОВ.
Северный флот.

енко на всех учениях дейетвуют отлично,
перекрывают нормативы при приготовле-
нии торпед в стрельбам.

В части пгироко развернулаеь ражиона-
тизаторекая работа. За несколько месяцев
1941 г. реализовано 18 предложений,
среди них — предложение  краснофлотиа
т. Клятова, на 75 проц. еокращающее вре-

и сохраняющее иглы от порчи и полом-
ки. Очень ценное новитество внее глав-
ный старшина т. Краченко. Оно. позво-
ляет пройзвожить присоединение боевого
зарядного отделения в несколько раз бы-
трее и выполнять это в любом месте.

Требовательность, проверка исполнения,
повседневная работа нал собой — стиль
командира боевой части. Тов. Гудков —
не только властный комамдир, но и чут-
кий товарищ. Он часто бывает в кубри-
ках, раз’ясняет непонятные вопросы, за-
ботится о бытовых, нуждах своих подчи-
ненньйх.

Старшина 2-й статьи В. ЖБАНОВ,

Мастерские на кораблях предназначены
для проведения своими средствами мелко-
го текущего ремонта. При отрыве корабля
от базы роль этих мастерских исключи-
тельно важна. Их техническое оборудова-
ние и квалификация личного состава долж-
ны позволять выполнение слесарной, ста-
ночной или сварочной работы. Бывает,
когда вследствие мелкой неисправности
выходят из строя механизмы и средства
вооружения, В этих случаях Co-
став судовой мастерской обязан в макси-
мально короткие сроки отремонтировать
эти механизмы.

В яюбое время дня и ночи судовая ма\
стерская должна быть готова. немедленно
устранить возникшую неисправность. Для
этого она должна иметь специально из-
значенную дежурную. службу.

При стоянке на отдаленных рейдах су-
довые мастерские крупных кораблей могут
в случае необходимости выполнить ` неот-
ложную работу: для мелких кораблей, не
имеющих своей мастерской или не’ обесле-
ченных соответствующим. оборудованием.
Таким образом, судовая мастерская яв-
ляется, неот’емлемой частью корабельной
организации и имеет ответетвенные новсе-
дневные и боевые функции,

Как показывает опыт отдельных корай-
лей, в судовых мастерских возможно так-
He изготовление опытных образцов ава-
рийно-спасательного имущества. Так, на-
пример, на корабле, Tye командиром БЧ-У
инженер-капитан 2-го ранга т. Королев,
в судовой мастерской изготовляются меха-
нические подпоры, различные приспособ-
ления для залелки пробоин и для борьбы
с пожарами. Таким образом, судовая ма-
стерокая ‘играет известную роль И в под-
готовко технических средств борьбы за
живучесть и непотопляемость корабля.

Хоропю налаженная работа судовых ма-
стерских должна разгрузить портовые и
заводские судоремонтные мастерские от
мелкой работы, тем самым давая им воз-
можность использовать всю производствен-
ную мощность для среднего и каниталь-
ного ремонта кораблей. Одновременно это
будет экономить государству большие
средетва: % ; м ‹

Все эти задачи судовые мастерские мо-
тут успешно выполнить, если им будет
уделяться должное внимание со стороны
технического отдела порта. Однако этого

$

внимания еще нет. Деятельностью ‘судо-.

УСПЕХИ ОТДЕЛЕНИЯ

Млалший командир т. Вантеев хоротю
организовал социалистическое соревнова-
ние. Важдый день он беседовал с
бойцами, помогал им устранять недочеты.
Враснофлотцы увидели в командире чутко-
го о и заботливого товарища, который
не только требует, но и учит их.

Отстававшие ранее краснофлогцы тт. Вя-
лов и Усков вышли в ряды передовиков.

в современной войне

редь, тем, что на одном корабле, ив 009-
бенности на линкоре, сконцентрирована
огромная боевая мощь.  Обелуживание
столь сложной техники требует, как это
ни странно, сравнительно мало людей.

Некоторые морские специалисты указы-

вают на то, что Mathie корабли легче и
выгоднее строить, чем крупные. Они пы-
таются доказать, что тридцать подводных
лодок водоизмещением в 1.000 тонн или
триста торпедных катеров по 100 тонн мо-
тут по’ боевой мощи заменить линейный
корабль. Попытаемся произвести простой
аечет. Даже при массовом производстве
одвохных лодок и торпелных катеров по-
стройка такого количества обходитея не
меньше, чем строительство одного линей-
ного корабля, В тому же для обслуживания
этих малых кораблей потребуется в три
раза больше квалифицированных людей,
чем для линкора, несмотря на значитель-
но более сложное устройство воех механиз-
мов последнего. Но что самое главное —
линейный корабль окажется всегда в пре-
имущественном положении по сравнению
CO своими «малыми» противниками, так
как он может уйти в широкие океанские
просторы.

Большим преимуществом линейном ко-
рабля является его мореходнооть и ©1особ-
ность находиться в море при любых усло-
внях погоды

Наибольший интерее представляет во-
прое о соревновании между линкором и
авиацией. С налей точки. зрения, нынеш-
няя война показала превосходство крупно-
то корабля над самолетом.

Большое значение имеет степень броне-
пробиваемости, Крупные корабли обладают

мощной броней, пробить которую нелегко

даже тяжелой бомбе. 0б’ясняется это тем,
что бомба, сброшеяная © самолета, не 06-
ладает столь высокой начальной скоро-
стью, как орудийный снаряд. Пределом

скорости авиационной бомбы является 700
футов в секунду, т. е. вдвое меньше, чем
скорость 12-лм. снаряда, выпущенного с
самой близкой дистанции:

Опыт многих операций, в частности бо-
ев в Северном море, показывает, что успе-
хи торпедоносной авиации  об’ясняются
тлавным образом тем, что большинство ко-
раблей, против которых действовали тор-
педоносные самолеты, не имели досталоч-
ного зенитного вооружения. :

Глазомер летчика при 60м60- и торпедо-
метании также играет немалую роль, и от
него зависит удача того или иного налета.
Типичныхи примерами ошибок летчиков
являются нападения авиация на герман-
ский «карманный» линкор «Adm. Scheer»
и британский авианосец «Ark Royals.
Первый подвергея налету в_Вильгельмега-
фене в первые месяцы войны. Некоторые
из английских бомбардировщиков но вер-
нулисв в 0а3у, & те, которые возвратились,
сообщили © попадании тяжелых 60мб в
корабль. Судили они 00 этом по вепышке
пламени на верхней палубе корабля. Впо-
следствии оказалось, что пламя было вы-
звано падением одного из самолетов, ко-
рабль же оказалея невредимым,

«Ark Royal» подвергся нападению
желых бомбардировщиков в открытом
ре, Были сброшены тяжелые бомбы, на-
блюдатели увидели пламя и дым над ко-
раблем. „Воздух был наполнен, по словам
очевидцев, звуками взрывов и тулом MO-
торов самолетов, В момент, когда wamaza-
ющие бомбардировщики взяли курс на свою
базу, они могли различить лишь облако
дыма над тем местом, где находилея авиа-
носец. В дальнейшем, как известно, выяс-
нилось, что знглийский авианосец не по-
врежден. A

№ сожалению, нет точных сведений о
результатах налетов на корабли лругих
классов. По отдельным сведениям, проник-

TA-
MO

передачи семафора, (Черноморский флот).

Командир БЧ-1У воентехник 1-го ранга И. Чеботарев проверяет правильность

Фото Б. Григорьева.

Болыше внимания судовым
‚ мастерским

вых мастерских никто из работников тех-
нического отдела не запимается. На наш
корабль, например, ни разу никто из ра-
ботников ремонтного отделения не пришел
ий не поинтересовался состоянием мастер-
ской, сю оборудованием, инструментов и
необходимыми материалами. ae

Между тем отдельные мастерекие не мо-
тут выполнять ряд работ из-за отсутствия
необходимого количества и ассортимента
режущего инструмента. Положение ycey-
губляется еще и тем, что склады порта не
снабжают их необходимым инструментом,
з Морской завод по различным причинам
на берет заказа на изготовление режущего
инструмента, ant i ‘

Не лучше обстоит дело и во снабжени-
ем кораблей ‘ацетиленом и кислородом.
Казалось бы, что каждый плавающий. ко-
рабль должен регулярно снабжалься опре-
деленным запасом ацетилена и кислорода
для производства в нужных случаях авто-
генных работ. Техническому отделу следо-
вало бы установить определенный запас
ацетилена и кислорода для каждого типа
кораблей и постоянно (особенно перед вы-
ходом в море) пополнять его. Однако в
действительности это не делается. Полу-
чение кислорода и зцетилена связано в
большими трудностями.

Не так давно, при стоянке на отдален-
ном рейде, на корабле, где командиром
БЧ-У старший инженер-лейтенант т. Кро-
хин, появилась небольшая трещина в ре-
сивере, вследствие чего невозможно было
выбрать вакуум и обеспечить нормальную
работу тлавных машин, На корабле ацети-
лена и кислорода не оказалось, не смогли
достать их и на соседних кораблях, стоя-
щих рядом. С большим трудом эта работа
была выполнена и, к стыду личного со-
става, не силами корабельных мастерских,
которые оказались беспомощными,

Техническому отделу порта необходимо
перевести определенные количества карби-
ла Морскому. заводу и организационно
обеспечить снабжение корабельных  ма-
стерских адетиленом и кислородом. Этим
самым будет создана возможность в кора-
бельных условиях производить необходи-
мую автогенную работу, чтобы при. любой
неожиданности обеспечить боеготовность
технических средств. и вооружения.

„Инженер-капитан-лейтенант
А. АЙЗИН,

Упорной работой Вантеев добился того,
что его отделение держит теперь первен-
ство в подразделении. Сейчас он дал обя-
зательство притти ко: Дню Военно-Морского
Флота только с отличными показателями
в боовой и политической подготовке.

_ Х, ТАНХИЛЕВИЧ.

у
шим в печать, можно, однако, заключить,
что эти корабли оказалиеь значительно
более уязвимыми, чем линкор. Большое
количество английских эсминцев ремонти-
ровалось в доках после воздушных нале-
тов. Это неудивительно, так как такие ко-
рабли обладают легкой броней и плохо
защищены против авиации.

Следует остановиться на успешных воз-
душных налетах на корабли. Кроме круп-
ной британской операции у Таранто, кото-
рая заслуживает отдельного рассмотрения,
насчитывается примерно 13 таких случа-
ев. Из английских кораблей были повре-
Жжлдены линкор «М@зоп», легкие крейсера
«Belfast» и «Муегроо]», крупный эсминец
«Afridi», 3 небольших эсминца, корабль
ПВО «Веги». Из французских кораблей—
лидер «В1501», эсминец «$1г0с0», польский
эсминец «Стош»; из германских кораблей—
линкор «Scharnhorst» и легкий крейсер

«Karlsruhe»,
Пять из этих кораблей — «Nelson»,
«Belfast», «Liverpool», «Scharnhorst» п

«Катзгийе» — сравнительно ‘неплохо бро-
нированы. Лишь один из них — «Karls-
Tuhe», торпедированный английской   под-
водной лодкой в Бертене, быт потоплен.
«Scharnitorst» был поврежден торпедой у
берегов Норвегии и при пониженной ско-
рости направился в отечественные ‘базы,
По пути он подвергся нападению бомбар-
дировщиков и торпедоносцев. Торпеды не
понали в корабль, & бомбы не причинили
‘ему существенного ущерба. ‘`

Английский крейсер «Belfast». Grn по-
врежден тяжелой бомбой при выходе из ба-
зы Ферт-оф-Форт. Ето 3-дм, бронированная
палуба устояла, и, хотя повреждение было
значительным, корабль сумел своим ходом
войти в порт лля ремонта. «Г \етроо!». по-
лучил авиационную торпеду во’ время опе-
раций легких сил на Средиземном море; не-
смотря на повреждения, он сумел без по-
сторонней помощи пройти 700 миль до
базы. «Мезоп» был подбит тяжелой 1.000-
килограммовой бомбой, но его 6 М -люймо-
вая палуба оказалась достаточно прочной,
чтобы защитить корабль: ему лаже не
пришлось войти в док.

ae

Выход

В проиплом тоду личный состав кораб-
ля № в соревновании завоевал первенство
по боевой подготовке. Кораблю было вру-
чено переходящее красное знамя Военного

‘  совета Краснознаменного Балтийского фло-

та. Работа краснофлотцев и начальствую-
щего состава была отмечена в приказе.
Народный комиссар Военно-Морского Флота
адмирал тов. Н. Г. Кузнемов наградил
командира корабля золотыми часами.
Боевой, сплоченный коллектив этого ко-
рабля умело выполнял поставленные перед
ним задачи.

..Вюрабль получил приказание срочно
выйти в море. Он стоял еще у стенки
Морского завода. Весть о походе быстро
распространилась среди бойцов. Умело 000-
спечили подготовку к выходу помощниЕ
командира старший лейтенант т. Неручев
и бопман т, Соколов. Уже первый ходовой
лень был насыщен боевыми  тревогами,
учениями и намного обогатил знания лич-
ного состава.

Проводка ксоабля с тралами требует чет-
KOCTH, сообразительности, отличного зид-
ния театра, тщательной отработки мостика.
Хоропю организовал свою работу пгурман
корабля старший лейтенаят т. Кононов. Не-
смотря на то, что почти на всем пути не
было ни маяков, ни огражаений, он точно
и уверенно вел корабль по счислению. Тов.
бононов отлично знает тезтр и имеет боль-
шой опыт плавания в Балтийском море.

Ha мостике шла, боевая учеба, команди-
ров. Командир корабля проверял вахтен-

ных командиров по правилам совместного  .

плавания, умению ориентироваться в олож-
ной обстановке.

— Правый борт, курсовой 25—плаваю-
шая мина. Лейтенант т. Цибиков, валии
действия? —спражвивает командир корабля.

Тейтенант т. Цибиков в этом году несет
свою первую вахту. Он лает правильный
ответ, затем рассказывает о порядке мз-

‘неврирования. Ето приказания рулевым

цетки, ясны, грамотны. Тов. Цибиков хо-
рошо нодтотовилея к этому походу и вахту
нес образцово.

Через несколько минут поступает вторая
вводная: т ;

— Справа курсовой..; перископ подвод-
ной лодки внутри боевого охранения,

По условиям вволной командира корабля
на, мостике нет. Вахтенный комантир стар-.
пгий лейтенант т. Сизоненко должен бы-
стро принять правильное решение. Но он
долго думает, тянет с ответом и все же
принимает нетравильное решение.

Во время маневрирования т. Сизоненко
получил приказание поставить головной
корабль концевым, Вместо того чтобы под-
HATh позывные этого корабля и соответ-
ствующий сигнал перестроения, он прини-
мзет решение передать на этот корабль
семафор. Вахту т. Сизоненко нее неуве-
ренно.

Командир корабля правильно сделал упор.
н& подготовку вахтенных командиров —

Ночной обход корабля

‚Командир корабля вызвал своего по-
мощника и в сопровождении дежурного
по кораблю лейтенанта т, Сухомлинова
начал ночной обход. Уже в: кубрике красно-
флотцев артиллерийской боевой части
командир обнаружил, что некоторые крас-
нофлотды спят 0ез простынь, a OH
даже без подушки. В кубрике № 2 также
не было. порядка. Краснофлотцев, видимо,
не научили правильно заправлять койки,
не приучили к элементарной морской
культуре. Одежла возле коек сложена без
всякого порядка, бушлаты висят незалра-
вяенными: кое-кто также слит без простынь
только потому, что «не успели их еще
выдать».

Старший военфельдшер корабля т. Сте-
панов не проверил, как проветривается
жилое помещение В кубрике духота,
иллюминаторы задраены.

Выяеняя, почему в кубрике такой бес-

порядок, капитан-лейтенант установил, что

младший командир т. Глазов плохо забо-
THTCH © своих подчиненных, He воспиты-
зает у них любовь к чистоте и порядку
в жилом помещении.

Закончив обход помещения, командир
корабля поднялся на мостик. Даже неглу-
бокая проверка знаний  сигнальщиком

своих обязанностей показала, что и в этой

области помощнику командира предстоит

Из всего выпесказанном мне хочется
сделать следующие выводы: во-первых,
палубная броня обеспечивает достаточно
эффективную защиту от тяжелых бомб;
во-вторых, торпеда или бомба, еброшенная
6 самолета и попавшая в бортовую часть
бронированных кораблей, причиняет им
меньший ущерб, чем взрывчатое вещество
того же веса’ в подводной части,

Восемь из перечисленных вые кораб-
лей, подвергшихся нападению авиации,
были потоплены. Это все корабли, кото-
рые фактически вв имели брони. Три’ из
Hux — «В1501>, «Отош» и «АН — по-
гибли во время отхода англо-французского
флота из Норвегии, т. е. когда они под-
верглиеь ‘массированному налету герман-
ской. авиации.

Техника авиационных налетов на лег-
кие судз заключается в умелом пикиро-
вании © различных направлений, Taro
маесированный налет, несомненно, пред-
ставляет большую угрозу для легких сил
флота, и конструкторам следует внести су-
щественное изменение в состав артиллерии
легких кораблей; им следует придать боль-
ше автоматов и’ универсальных орудий,
которые лучше других способны отражать
нападение никирующих бомбардировщиков.
‚ Еще перед первой мировой войной. воз-
НИК В00р0с © том, нё является ли ‘новое
мощное оружие — авиация — ‘тем ‹средст-
BOM, которое сведет на-нет роль крупных
кораблей. Британскому адмиралтейству
пришлось в то время выпустить специ-
альное раз’яснение, ‘оправдывавшее. по-
стройку линкоров. Италия временно при-
остановиль постройку линейных кораблей,
Опыт нынешней войны приводит пас к
совершенно другой точке зрения.

Германским самолетам удалось, как мы
говорили выше, потопить 8 небронирован-
ных кораблей за 14 месяцев, несмотря на
явное численное превосходетво германской
авиации над английской. Весь ход войны
показал, что в открытом море линейный
корабль может защитить себя от самолета
точно так же, как он запкищается от под-
водной лодки. Действительно, 5 брониро-
ванных кораблей, как мы ужо писали,

КРАСНЫЙ ФЛОТ  = 4 июня 1941 г, № 129 (783)

в море :

\
опору командира на походе, Такая yuo
приносит огромную пользу. i

В течение всего похола в боевых частях
проводились боевые учения, Неплохих pp.
зультатов добилась вторая боевая часть,
которой командует старший  лейтеныт

т. Линдерман. Вомандиры зевитных орудий,
в совершенстве овладевшие боевой техни.
кой, теперь готовятся K отражению Cayo.
летов, применяющих о самые современные
методы атак. Лейтенант т. Резвиченко мно.
то помогает им в работе. Баждый командир
орудия’ имвет соответствующие таблицы,
расчеты, проводит тренировку всего ору,
дийного расчета. В этом походе на учени.
ях, получая вводные от командира боевой
части, старшины 2-й статьи тт, Мазур»
и Семенов показали хоролтие результаты,
Их лействия были точными, уверенным,
продуманными. (

— ПШоямо по носу перископ подвотной
лодки! ‘

По этой вводной главный  старлиив
т. Шилов быстро принимает решение, jay
последовательные указания орулийномт
расчету, который молниеносно приволит в
действие материальную часть, Подготовка

к открытию огня ведется, как в Gon, bey
условностей. Когда шло отражение зртид.
лерийским огнем ‘атак торпедных катеров,
боезапаю тотовилея Фактически, Коман
второй боевой части все время усложня
обстановку, выводя из строя механизуы,
добиваясь быютрого перехода wa  pavory
вручную.
На боевых учениях, которые, в отличиь
от прошлых лет, стали более насышенны»
ми и приближенными к боевым условиях,
быстрее векрываютея отдельные недестат-
ки. Так, перед выходом в море тлавный
старшина т, Тимофеев, проверяя своб за.
велывание, не выполнил существующи
инструкций, полатаясь, видимо, нз 10, чт
ве время учений приборами пользовать
не будут. Когда приборы были приведены
в Готовность, они показали фассогласовал-
ность. Этот факт говорит о необходимости
решительной борьбы © малейшими нару.
шениями инструкций и наставлений,

Интересно пропило в походе учение «Че.
ловек 33 бортом!». Действия команы
шлюлки были правильньюи, ‘уверенными,
Ho нужно отметить, что недостаточная нз-
тренированность сказалась; несколько за:
тянулея спуск пилюли,

Ситнальцики корабля в общем тюдте
товлены неплохо, но нет слаженных дей.
ствий в условиях совместного плавания,
Функции межлу вахтенными сигнальщиха-
ми HO распределены, вследствие чего уе:
ленно илет разбор оипналов.

На корабле началась боевая жизнь.
море, на походах. Личный состав выпол:
няет задачи с большим энтузиазмом, твердо
решив удержать завоеванное первенство.

Батальонный комиссар
Н. ДОБУШЕВ,

еще очень много работы. Ситнальцик
краснофлотец т. Евстратов, например, нело-
статочно четко + отвечал на вопросы
командира, не смог ‘быстро зажечь ручной
зварийный фонарь, к тому же и спичег-ю
У него не оказалось.

Недостаточно четко выполнял свои бя:
занности и дежурный по кораблю лей
нант т. Сухомлинов. Он, правда, собирался
заглянуть вечерком на роетры, гле стояли
неубранные шлюпки, но затем перемени
решение и ушел в кают-компанию. Мелду
тем младший команлир т. Тормосин плозо
прикрыл шлюпку чехлом. От дождя 0
чаполнилась водой.

Ночной обход показал, что командиры
некоторых боевых частей корабля нолоста-
точно внимательно следят 34 порядко
слабо требуют от подчиненных четких
знаний  евоих_ обязанностей. Из пр
веряемых только вахтенный у трапа т. Бег
ларьян и рассыльный т. Некрасов отве-
чали четко и безошибочно,

Вапитан-лейтенант лично убедился, чо
надо значительно повысить требователь-
ность‘ к командирам боевых частей 1
младшему начальствующему составу, еще
более настойчиво прививать подчиненных
любовь к высокой морской культуре, чи-
eToTe HM порядку на своем корабле.

Политрук Я. ШАИРНО, м

страницам зарубежной печати

подверглись прямому попаданию тяжелых
бомб, и лишь 3 из них нуждались в до

ковом ремонте, В то же время подводные

лодки. потопили не меныше 22 эсминце
и нанесли тяжелые повреждения «Вайт
he» u. «Scharnhorst», терманскому «кар
манному» линкору «том» и легюм
крейсеру «Кош», английскому линкор
«Barham» и «Royal Oak», легким Kpelle
pam «Edinburgh», «Calypso», . «Curlew я
авианосцу «Courageous».
Совершенно иначе обстоит дело ¢ кораб:
лями в базах. Корабль ПВО «ВШеги» быт
потоплен, несмотря Ha то, что он и

мощное зенитное вооружение. Английский

налет на Таранто ‘показал, насколько уг
жаемо положение флота в базе. Можно и
это об’яснить плохой организацией ПВО
в итальянских базах? Вряд ли, так №
через несколько дней после Таранто 67820
известно, ‘что достраивавитиеся терианские

линкоры «Bismarck» и «ТирИи» были 0

ведены из Бремена и Вильтельмогафена
в норвежские порты, подальше от англий-
ских аэродромов.

Проблема обороны баз еще до нача
нынешней войны занимала умы военно
морских специалистов. Американское пра
вительство, в частности, затрачивалю при“
мерно половину расходов на противозенит-
ную оборону на защиту крупных морских
баз. Об’яеняетея это тем, что корабли в
базо особенно уязвимы. Операция у 1#-
рант9- показала, что флот не может
быть в безопасности в ‘базе, находящейся
вблизи от торпедоносной авиации против
ника. Во время войны корабли должвы
находиться в море, либо подвергатья
опасности более страшной, чем натадение
подводных лодок. Оки должны возвращать
ся в порт лишь на кратчайший срок для
затравки горючим и самого срочного ре
монта,

Постройка линкора, авианосца или 1
желого крейсера занимлет в наше время
несколько лет. Это исключительно долгий
срок, и именно поэтому следует п0забе
титься 00 эффективной защите баз и 61
достроительных верфей от налетов звиз-
ЦИИ»,

х