es

® —

М ОВК eee

PIMCTHIOCKOLO воспитания личного соета-

woh херкой: чем больше будет различных
  циюв и монтажей, тем лучше, Некоторыю
  WMP стремятся иногда залолнить ими   влекает внимание бойцов

уран продумать, где и что поместить. При
\ ох лужю иметь в виду, чт каждый ко-

ше щиты, рамьь» полотна и т. д. пред-
  сивалют собой торючий материал, Поэтому   рия кораблестроения, морские

зако, HO но слишком лаконично. С це-

политработники используют для

пигралемоьвь,
  шрикатуры с текстом, электрифицирюван-

иутовкой и задалтами, которые релнает лич-

=——= 4 июня 1941 т, № 129

Наглядная

на корабле.

Васлядная агитация в’ Военно-Морском   схемы на

(ито — одно из действенных средств ком-

, юбилизащии внимания. бойцов и коман-
луз на решение задач боевой и политиче-
шй учебы. Однако нужно ‘помнить,
уритие результаты наглядная  атитация
ут лишь Тогда, когда, она понятна воем
(iam, ожочаюно наитоминает Краенофлот-
цу их ближайшие задачи, Эту форму ра-
(rt HE BROOM слу

фпропагандистокой деятельности команхи-
ви политработников. Наоборот, она долж.
и оно сочетаться с последней,

Центр нагляжнюй агитации на корабле—
у, денинокая ^ каюта. Политрабожник
и должен подходить к этому вопросу е та-

к свободные места. Тажой подход к, делу—

фыытая ошибка. Чтобы наглядная атитаация   ал

yous хороший результал, политработник
pth — боевая единица и что многочислен -

илювная задача, политработников состоит
уму, чтобы наиболее ращионально исатоль-
улать материзль, которые необходимы для
(низации наглядной ‘алитации.

эффекта, Гораздо целесооб
A H
комплекс разнее составлять

общей идеей.

Что   наглядной агитации, нахо тщательно про-

‚ Пумать ев тематику и все средства, оформле-
ния. Н
10 ничего лишнего, чтобы каждая мыюль,

Kamas цифра, бросалась в гла: OU
чае нельзя отрывать   запоминалась бр таза Е НИОД

большим количеством иллюстраций. Глав-
ное — ато убедительно и увлекательно. из-
ложевнчый текст, » фотоснимки, диаграм-
мы и схемы должиы его лишь подкреплять,
При этом художественное оформление иг.

CO вкусом. сделалный монтаж скорее при-

(783)

агитация о

одну, и ту же тому не дают

диаграми-монтажей, об’единив их

Прожте чем приступать к изготовлению

адо стремиться к тому, чтобы не бы-

Не следует также перегружать монтаж

Существенным недостатком наглядной
итации является такюе то, что на, боль-

шинстве кораблей Hamero флота до сих. пор
нег схем, отражающих боевой путь корабля,
ето историю, хотя бы в основных чертах.
Такие материалы воспитывали бы У крас-
нофлотцев любовь к своему кораблю. Исто-

сражения,

кругосветные походы русских моряков, эк-
спедиции должны найти отражение в на-

плядной  агитации.
Наглядная агитация служит делу 60-

Палболее жизненнью Формы наглядной   евой ‘подготовки личного бостава. Это зе

эиации-—лозунти, плакаты,
схемы,

диаграммы, .
витрины-монтажки,

Th плакагы, выставки молелей и экопо-
WB TO BOCHHO-MOPCKOMY делу. Из этого
‘утойштего адхенала надо уметь выбрать
тык то, что целесообразно использовать,

у НЫЙ момент, & главное -—— постоянно.

обовлять содержание в соответствии со 0б-

НЫЙ состав корабля, подразделения.
Нилялная агитация не должи» с отры-
Red OF WIM корабля, части. Ее цель—
(иематически отражать задали, стоящие
эх кораблем, перех боевыми частями и
ао омельными трупиами краснофлотцев.
Пимлиную атигацию нужню также’ итироко
пользовать для показа отличников бое-
зй и политической подготовки, популяри-
Su их опыта, работы, ‘достижений. Зна-
изльное место должна занимать и про-
мида решений паргии и правительства,
Kanga лозунг нужно формулировать

лью ‹облегчетия» своего труда некоторые
лозунгов

имловки газетных статей. Поэтому. часто

мно зетретить тажие лозунги: «Жить по

умву!», «Вышюлнить задание!».

(чень внимательно должен относиться
млитрабогник к размещению и раютоло-
WHEN лозунгов, плакатов и монтажей. При
оу нужно добиваться, чтобы между ними
была логическая связь. Однако это требо-
ние соблюдается не всегда. На’ корабле,
6 замостителем командира по политиче-
nol части т. Грочухин, почти год на виду
у работинкоз отдела политической пропа-
мщы висел лозунг «Нам корабль займет
пер место». Что может сказать краено-
horn, прочтя такой лозунг? Мобилизует

он личивый еостаз на’ борыбу за’ повы-

\

Пение качества боевой учебы, укрепление
ециплины? Вместо такого лозунга, по-
мждающехо успокоенность, было бы полез-
18 написать такой, который обралцал бы
внимание бойцов на  чедостатки, на’ от-
изощие подразделения. Это принесло бы
мышую пользу.

Не менее распространенный вид ’нагляд-.
№ агитации -— диаграммы,  монтажи (и
emt, Ho не всегда умело пользуются
wit. Практика показывает, что разбросан-
0 по всему кораблю диаграммы или

дельных

тлавнейшев назначение. Поэтому во время
походов, учений с ве помощью нужно зна-
комить краенофлотцев и командиров © o6-
становкой, отображать ход учения, дей-
ствий корабля и морской театр.

Надо шире использовать и технические
средетва. наглядной  элитащии. На любом
корабле перед началом киносезиеа можно
демонстрировать на экраме дружеские шар-
жи и карикатуры © критикой недочетов от-
краснофлотцев, популяризовать
опыт передовых бойцов и командиров.

Чалце следует пользоваться и алосконом.
С ето! помощью лекции, хокладь, беседы
проходят значительно. лучлие, присутствую-
щие легче усваивают материал. Кроме того
можно выпускать интересные, увлекатель-
ные еветогазеты, заранее затотовляя мале-
ризлы на стекле или на обыкновенной очи-
щенной от эмульсии пленке для фотоалита-
para.

Электрифицированные доски также мотут
сослужить болышую пользу. Световые. схе-
мы опной военных кораблей облегчают обу-
чение личного состава, их ведь легко
можно изготовить на каждом корабле, ис-
ользуя низковольтную сеть или опециаль-
ные аккумуляторы. г р

Наглядная агитащия должна, быть’ л0бо-
дневной, быстро реатировать на события
за рубежом, в налпей стране и на. самом
корабле. Можно систематически отмечать
на карте ход военных действий, постоянно
обновлять доску «Последних, известий».

С любовью надо оформлять доски почета,
огражать ход боевой учебьх и социатисти-
ческого соревнования.

Отделы политической пропаганды долж-
ны направить внималие политработников ва
то, чтобы наглядная атитащия отражала
специфичность корабля. У торпедистов дол-
жен быть один уклон агитации, у комен-
доров — другой, В. этом ее гибкость и опе-
ративиюсть. }

Важдый политработник должен помнить,
 7/0 наглядная агитация сама по себе, без
массово-раз’яснительной работы, не даст
результатов. Нужна постоянная
0 том, чтобы наглядная атитация сочета-
ласъ с пропаталдиетской работой, чтобы она
носила, строго целеустремленный характер
и помогала крепить боеспособность корабля.

Старший политрук Г. КАЛЮЖНЫЙ.

Конкретное

руковолство

комсомольскими организациями

На корабле готовились комсомольские
чбрания. Повестка дня—борьба комсо-
WALCKUX организаций за овладение каж-
дым комеомольцем своей техникой до авто-
хатизма. Заместитель командирь корабля
№ политической части полковой комиссар
т. (авин проверил, как готовятся е0бра-
ния, побеседовал с докладчиками. Затем он
брал секретарей бюро и президиумов и
зал; что нужно ‘сделать, чтобы устра-
нить недостатки. При этом он сказал, что
новное внимание нужно обратить на TO,
мк каждый комеомолец. изучает технику
‘ото заведывания.

Выполняя эти указания, руководители
томсомольских организаций привлекли ак-
иВИСтов и @ их помощью детально прове-
али, как каждый член ВЛЕЮСМ ‘изучает
нику, ухаживает ‘за ней. Были также
зылвлены и ‘педостатки. Отетающим ком-
уольцам советовали, как нужно 06ваи-
Мть механизмы, оказывали им помощь.

Ую дало хоропгио результаты. На собра-
их член ВЛЕСМ т. Пономарев заявил:

— В нам сейчас прибыла новая техни-
ха, Рога мы тотовились к этому coOpa-
ту, многие комсомольцы, молодые бойцы
HO халоли времени на то, чтобы как мож-
10 скорее ознакомиться е ее устройством.
(&бенно хоропю занимаются комсомольцы
п. Бруподеров и Бараненко. Они добились
пеплохих успехов. Их опыт нужно пере
ть вом бойцам. Правильно, что комсо-
Мьхая организация своевременно заия-
1h этим вопросом. Мы добъемея, что
kimi комсомолец будет отлично знать
Tex своего заведывания.

К катитан-лейтенанта
т. Бредука избрали новое бюро. Присут-
‘твуя на засодалии бюро и зная качества
вх членов бюро, т. Савин помог комсо-
мльцам избрать секретарем т. Карниц-
№ работоспособного и старательного то-
зарища, Здесь же’ на заседании т. Савин
Иковотовал членам бюро, с чего им надо
пачинать свою работу. Через несколько
ДЕЙ т. Савин проверил, как начало рабо-
тать новое бюро. Gobi

Редко проходит день, чтобы т. Савин но
Gecoxonan ¢ кем-нибудь из секретарей или
челов бюро. С т./Врыловым он говорит
0 пханировании, ст. Артамоновым-—© Ру-
Ководетве президиумами и т. д. Тов. Савин
По-настоящему занимается ROMCOMOLOM.
Tloscarnento off уделяет много времени т0-
Му, чтобы научить заместителей комзнди-
Тв похраздолений, секретарей бюфю и пре-
Зихиумов выполнять ‘план боевой подго-
TOBRA,

16 указанию начальника отдела поли-
Тической пропатажды комсомольские орга-
низации подразделений корабля перешли к

составлению семидневных планов (вместо

месячных), причем план должен быть со-.

ставлен так, чтобы ето выполнение спо-
соботвовало повышению качества боевой
подготовки подразделения. Вначале эта за-
дача показалась довольно трудной, хотя
она и была’ конкретизирована. Тогда
т. Савин собрал секретарей и подробно
раз’яснил им, как пужно составлять не-
дельные планы. He останавливаясь на
этом, он систематически проверяет, как
заместители командиров подразделений по’
политической части помогают руководите-
лям президиумов. Убедившиеь, Что часть
секретарей все еще не вполне усвояла это
‘дело, он после тщательного изучения пла-
нов работы бюро, где секретарями тт, Вры-
лов и Нефедов, помог им на месте устра-
нить вокрытые недочеты. После этого
т. Савин провел специальное занятие с се-
кретарями бюро и президиумов, на котором

подробно, рассказал о недостатках и ука-

зал, что нужно сделать для их устране-
НИЯ.

После этого т. Савин собрал планы всех
комсомольских организаций и провел заня-
тие с заместителями командиров по поли-
тической части, подробно рассказав им,
как нужно помогать комсомолу. .

Тов, Савин требует от заместителей
команлиров по политической части, чтобы
они не только присутствовали на Комсо-
мольеких собраниях, но и помогали гото-
вить их. Беседуя © командирами похразде-
лений тт. Тихоновым, Сидоренко и Ивано-
вым, полковой комисеар учит их, как они

должны опираться в своей работе на ком-

сомольские организации.

Читая журналы и тазеты, т. бавин вы-
бирает статьи, которые могут оказать по-
мощь бюро и президиумам, и указывает,
что нужно извлечь для улучшения работы.
Полковой комиссар пе только сам рекомен-
дует статьи и художеетвенную литературу,
но и требует от активистов, чтобы опи,
читая газеты, журналы, книги, брали от-
тула все, что будет полезно для них.

„Недавно на корабле организован посто-
янно действующий семинар для членов
бюро и президиумов. На первом же заня-
тий momozoh Kommeccap т. Савин читал
лекцию «Задачи комсомольских организа-
ций в борьбе за выполнение плана, боевой
и политической подготовки».

Тов. Савин. осуществляет руководство
комсомолом совместно с партийным бюро и
инотруктором по работе среди комсомоль-
цев корабля. Личный состав корабля ре-
шает сейчас ряд важнейлтих задач. На это
жо нацелены комсомольские организации,

Политрук Л. ЗОЛОТОРЕВ.

‘автоматически сбрасывалась, м общий вес

забота

КРАСНЫ

Й ФЛОТ

Великая северная экспедиция `

KK *

I.

В 1695 г. Петр Г создал русский воен-
ный флот, который уже в следуюнхем году
принимал участие во взятии Азова. Одна-
ко в этой блистательной операции, открыв-
шей России доступ к Черному морю, флот
играл лишь вепомогалельную роль.

Настоящая‘ морская победа досталась
русскому флоту (снова под личным пред-
водительством. Петра 1) 27 июля 1714 г.
В этот лень при Гангуте (Гантеуд) — мы-
се, которым оканчивается северный берег
Финского залива, — было нанесено круп-
ное поражение первокласеному в то время
шведскому флоту, Таким образом Ha са-
MOH зар своего существования русский
флот покрыл себя воинской славой,

Вскоре вслед з& воинской пришла и
другая слав» — слава замечательных мю-
реплавалелей, слава открывателей новых
земель, слав» моряков-исследователей. _

Начало этому делу положил также
Петр Г. Он не только интересовался созда-
нием военно-морского флота, HO и вникал.
30 все ‘детали морского дела. Вот неболь-
шой пример. До изобретения эхолота глу-
бины ‘измерялиеь (ль и сейчае еще изме-
ряютея) с помощью лота, опускаемого на
тросе на глубину. Для этого употребляли
сначала поньковые, & потом проволочные
тросы. Когда лот достигал грунта, в этот
момент ослабевало натяжение троса.  Опрё-
делять малые глубины таким способом не
представляло никаких затруднений, но
при измерении больших глубин вес троса
становился настолько большим, что при-
ходилось пользоваться все более тяжелы-
ми лотами, В. момент отрыва, тяжелого TOTS
от грунта трос не выдерживал хобавочно-
TO наляжения и обрывался. Тогда к лоту
стали прикреплять тяжелую гирю. В мо-
мент соприкосновения лота с дном она

троса и лота значительно облегчалея. Эта
идея обычно приписывается мичману ам6-
раканекого флота Вруку. ‘Так во’ воех
учебниках и написано: «лот Брука».

` Но вот что пишет знаменитый амери-
канский океанограф лейтенант Мори, непо-
средственный начальник мичмана Брука:

«Честь первой попытки достать образцы
морского дна © большой глубины принад-
лежит Петру Великому. Этот замечатель-
ный государь придумал особый снаряд, для
промеров в Каспийском море. Снаряд. со-
стоял из пары крючьев с грузилом, прила-
женным таким образом, что при первом
ударе о дно грузило соскакивало, и крючья
возвращались с кусками захваченной ими,
земли». 4

Ko времени царствования Петра   как
раз завершалиеь большие ‘Исторические с0-
бытия. Вот. что писал австрийский уче-
ный Тельвальд, которого нельзя подозре-
вать в пристрастии: <

<...Шю истинным чудом предотавляется,
что наконец и русские добрались xo Аме-
рики, Tak Kak они занимают самые отда-
ленные восточные окраины нашей части
света и не могли пользоваться воёмирны-
ми путями морского сбобщения. Из числа
всех‘ европейцев русские только по пря-
мой линии более всего отдалены от глав-
ной массы ‘Американского материка (ме-
ридиан, проведенный через середину Ce-
верной Америки, идет также через вереди-
ну Европейской России), но, повидимому,
были даже навсегда ‘отделены or Нового
Света. неизмеримыми пространствами пу-
етынных земель, Тем не. менее, предпри-
имчивыю русские казаки нашли путь в
Америку, невзирая ma бесконечные ‘пу-
стыни Сибири, и совершенно самостоятель-
во и своеобразное открыли эту новую часть
света. Всем озтальным народам Европы
Колумб открыл путь в Америку, с пред-
приятиями же русских плавание Колумба
не имеет почти ничего общего. Все Hapo-
ды Европы, подняв парус, достигали Аме-
рики путем морского сообщения. Русские,
верхом на коне дошли туда же сухопутно;
они соверптили кругосветную верховую по-
ездку. Вее друтие народы шли © востока,
вместе с солнцем, на запал. Русские же
шли © запада на восток и их переселение
составляет противоположность общему дви-
жению цивилизации и колонизации, шед-
шему из южной Азии на запад через Ев-
репу, в Америку. Необычайно быстрым
завоевательным походом они пробираются
через’ весь север Азии, приходят к берегам
Тихого океана, и там у них является свой

собственный Колумб, который, во имя Рос-

сии, приобретает право владения Северо-
Западной Америкой. Русским. принадлежит
та заслуга, что. они первыми разрешили

вопрос, так долго занимавший мореплава-

телей и географов Европьь — вопросе 0
Том, каким образом и 3 каком видео две
величайшие части земной поверхности или
соединены между $0б0й, или же друг от
друга отделены».

В своем неудержимом и быстром продви-
жении на восток русские к началу цар-
ствования  Нетра Г достигли тихоокеан-
ских пределов Азии. Сведения, которые
они ‘попутно собирали, свидетельствовали,
что недалеко на востоке должны лежать
большие земли. Эти сведения доходили до
Петербурга. Петр Г хорошо’ понимал, ка-
вов огромное значение имеют географиче-
ские исследования. Особенно его интересо-
вал Север. По его указанию, например, в
1710—1716 гг. предпринимаются плава-
вия ‘на Ново-Сибирские острова.

i,

В 1720 г. Петр Т составляет проект
экспедиции по Северному морскому пути.
Через пять лет он пишет инструкцию для
экспедиции Беринга, которая посылалась
им для выяснения вопроса о TOM, соединя-
тотея ли Азия и Америка. Правла, этот
вопрос был разрешен ‘илаваниями Дежие-
ва и Алоковова еще в 1648 г., но в Пе-
тербурге узнали 006 этом только в 1736 т.
Петр. передал Берингу эту инструкщию че-
рез генерал-адмирала, Апраксина и сказал:
«Худое здоровье заставило’ меня сидеть
дома; я вепомнил на сих днях, то, 0 чем
мыслил давно, и что другие дела предпри-
нять мешали, т, ©. о, дорого через Ледови-
мое море в Китай и Индию».

Через. пять недель после этого и через
три дня после от’езда Беринта из Петер-
бурга Петр. Г умер.

Витус Беринг был морским офицером,
родом из Ютландии. Его приняли на фрус-
скую службу в 1704 г., и он отличился
своей неустрапгимостью во время войн со
шведами,

5 февраля 1725 г, Беривг с0 своими

К 200-летию экспедиции Bepuna

помощниками  лейтенантами Мартином
Шпанбергом, Алексеем Чириковым и мич-
маном Чалдиным выехал из Петербурга.
Экспедиция добралась до Якутока в июне
1726 г., и только в 1728 г, всё ее участ-
ники собрались в Н.-Камчатске. Здесь
были построены и оснащены привезенными
us Петербурга материалами два судна —
«Гавриил» и «Фортуна»,

13 июля 1728 г. Беринг вышел из
устья Камчатки в море и, пройдя Анадыт-
ский залив; достиг полуострова, названно-
№ им Чукотским. Насколько тщательно
вел Беринг свои наблюдения во время пла-
вания, лучше всего свидетельствуют сло-
ва знаменитого английского мореплавате-
ля Джемс» Кука, побывавшего в этих’ ме-
crax! BL 7728. Re ia т т

«Мые Чукотский получил название от
Беринга после свидания его с чукчами,
Следует воздать справедливую похвалу па-
мяти почтенного капитана Беринга. На-
блюдения его так точны и положение бе-
регов означено так правильно, что с теми
`несовершенными инструментами, которыми
он располатал, нельзя было сделать ниче-
то лучшего, Широта и долгота определены
так верно, что надобно удивляться».

Недалеко от Чукотского мыса Беринг за-
шел для пополнения водой в ‘небольшую
бухту. Это было 6 августа, в день преоб-

1841 года вышел в’ экспедицию,

ки, открывая новые земли или острова,
чтобы долго не думать, давали им назва-
ния 10 именам «святых» или называли
в честь праздников, приходивигихся Ha
день открытия. Так и бухта, в которой
стоял ВБеринт, называется Преображенской.
10 августа, в день памяти «святого» Лз-
врентия, был открыт остров Св. Лаврен-
THA.

15 августа Беринг xocrur 67° 18’ ¢. m.
и, повидимому, увидел мыс Сердце-Каменъ.
Bech он решил, что’ достиг самого края
Азии и что «ежели берег стал отклонять-
ся к западу, то невозможно’ ему соеди-
няться с Америкой». A

Отсюда он повернул обратно и 16 авгу-
ста открыл остров Св. Диомида. 1 сентяб-
ря бот «Гавриил» благополучно вернулся
в устье Камчатки;

‘Отметии попутно замечательную скром-
ность Беринга. Ни одной местности он не
назвал своим именем. Пролив, открытие
которого разремило важную  географиче-
скую задачу, был назван Беринговым уж»
впоследствии, Куком. —

Во время зимовки в Н.-Вамчатске Бе-
ринг, собрав сведения, пришел к заключе-
нию, что Новый Свет находится недалеко.

В июне 1729 г. Беринг еще раз вышел
ла судах «Гавриил» и «Фортуна» в море.
Пройдя около двухсот километров на юго-
восток, не увидя желанной земли и ветре-
чая все время сильные противные ветры,
ой повернул обратно. Беринг обошел © юга
\`Вамчатку, определив координаты: ее юж-
ного мыса, и 23 июля вернулся в Охотск.

Ш. ;

1 марта 1730`г., после пятилетнего от-
сутетвия, Беринг возвратился в Цетербург.
‚Здесь он сразу занялея разработкой про-
екта ‘новой экспедиции, которая ‘ло своему
размаху, по охвату пространства должна
была быть наиболее величественным ге-
отрафическим предприятием всех времен
и народов. Она вошла в историю под име-
нем «Великая северная экспедиция»; во
главе ее в чино каплитана-вомандора был
поставлен. Беринг. № участию в экспеди-
ции пригласили многих находившихся Ha
русской службе иностранцев.

«...Но не только иностранцы, как бы
можно было полагать по перечисленным
именам, — пишет Гельвальд, — посвяти-
ли свом силы этому делу; целое поколение
смелых,  неутомимых,  преисполненных
еветлым рвением и готовых жертвовать
е0бою в борьбе с невзгодами арктической
природы русских моряков посвятило вебя
разрешению данной задачи. Предполагалось
сделать с’емну всего побережья Ледовитого
  океана, начиная .с Архангельска на BO-
сток до Американского континента и со

всеми прилегающими островами, Эта’экспе-

циция, продолжавшаяся почти десять лет,
с 1734 до 1743 года и составляющая на-
чало путешествий с научной целью к се-
веру Сибири, может быть поставлена, на-
равие с величественнейшими предириятия-
ми всего света и всех времен (как, па-
пример. с роскошно снабженною со сторо-
ны Англии экспедицией Франклина), даже
более того: по общирности поприща, на ко-
тором ей предстояло действовать одновре-
менно, в истории географических открытий
ничего подобного ей нельзя назвать. Этой
экспедиции удалось исполнить гигантекую
работу: она сделала ©’6емку всего север-
ного побережья Азии и подтвердила, что
между Азией и Америкой действительно
существует пролив, отделяющий эти 06a
материка друг от друга; но великие ре-
зультаты этого громадного труда были

ражения. Очень часто в те времена моря-

Е

отчасти преданы забвению. Отчеты ec, B
виде отдельных рукописей, были сложены
в архивы и почти ни для кого не были
доступны; постепенно свыклись с мыслью,
что можно обойтись без этих основных
данных. Впоследствии имевшиеся верные
описания были ‘смешаны ¢ совершенно
неточными, и смешаны до такой степени,
что в конце концов возникло’ сомнение,
действительно ли северные оконечности
Азии были, обследованы этой экспедицией
или только сняты ею Ha карту»,

Составленный капитаном Берингом план
отличался величайшей  предуемотритель-
ностью, План экспедиции рассчитали па
десять лет, Экспедиция делилась на не-

сколько отрядов, отделенных друг от дру-
из

Ta огромным расстоянием. Каждый
таких отрядов в сущности представлял со-

бой крупнейпгую научную экспедицию. Ра-

ботали в необжитых районах, Суда прихо-

дилось строить на месте, все снаряжение
и продовольствие везти из Петербурга. Ни
У кого, з& исключением самого Беринга и.
лиц, принимавших участие в его первой
Камчатской экспедиции, не было опыта в

географических экспедициях,
Несмотря на предусмотрительноеть Бе-

‘ринга, экспедиция испытывала невероят- $

ные трудности, Ее участники преодолева-
ли огромные пространства, Все необходи-

мое везли с собой. Для облегчения веса

де) -

А

С

NS тр У
  <

и

т

Пакетбот «Св. Петр», на котором капитан-командор Витус Беринг 4 июня (ст. ст.)

тросов их. разматывали на пряли и на ме-
сте назначения снова сплетали, Железные

Якори распиливали н% части, & Ha месте   р

склепывали, Еще больше трудностей встре-
чалось уже во время самых работ. Усилия
‘исследователей того времени, увенчавииеся
крупными успехами, были сопряжены с
неимоверными затратами энергии и боль-
шими человеческими жертвами. Труды Бе-
ринга и участников его экспедиции на-
всегда должны остаться в памяти каж 0б-
разцы мужества, и упорства. Многие рабо-
ты Великой северной экспедиция и сей-
час не потеряли своего знамения,

Борабли  залирало льдами, но люди
не бросали своего дела. Зимовки в поляр-
ных ‘условиях стали обычным явлением.
На берегах р. Хатанги люди зимовали в
ямах, вырытых в мерзлой земле, и так
как у них не было топлива, то они согро-
вались тем, что ложилиеь друг на друга
вповалку.

Первый отряд экспедиции Беринта вел

свои работы из Архангельска. Он прошел

Oy командой лейтенантов Муравьева и

Павлова, & затем Малытина и Скуратова
в Карекое море, обогнул полуостров Ямал,
нанес ето Ha карту и вошел в устье
р. Оби. Никто ни до них, ни посль них
вилоть до 1869 г, не’смог пройти морем
в запада в устье этой реки,

Второй отряд работал из Оби (сначала
лейтенанта Овцына и

под начальством
штурмана Стерлегова) и проложил морекой

путь в Енисей. Затем тот же‘ отряд, но
уже под начальством лейтенанта Минина

‘a Стерлегова, описал. пюбербжье Карского
моря от Енисея до мыса Стерлегова.

Третий отряд; выйдя ‘из устья р. Лень»
работал под начальством лейтенанта, Прон-
чищева, & после его смерти начальником
стал лейтенант Харитон Лаптев. Отряд опи-
сал восточное побережье Таймырского, по-
луострова. Один из участников этой экспе-
диции, энергичный urrypMan Челтоскин,
достиг самого северного мыса Азии, на-
званного впоследствии его именем. В даль-
нейшем отряд Лаптева описал западное
побережье Таймырского полуострова, с 0е-
вера, вплоть до устья р. Пясины.

Четвертый отряд вышел из устья р. Ле-
ны под начальством лейтенанта Ласи-
ниуса; после ето смерти начальником был
лейтенаят Дмитрий Лаптев. Отряд дошел ло
мыса Большого Баранова, приблизительно
на 165° в. х. Этот же отряд обследовал
р. Анадырь.

Кроме отрядов, описывавших северное
побережье, в самой Оябири работали мно-
гочисленные сухопутные отряды, которые
обследовали тромалные области, вплоть до
китайской равнины, Читы и Якутска.

В Тихом океаме суда экспедиции Берин-
та под начальством лейтенанта Шпанбер-
та изучали район в направлении к Япо-
нии. Были открыты, осмотрены и описа-
ны Курильские острова, & также север-
ная часть Японии. Весь этот большой
район Тихого океана получил на картах
совершенно не те очертания, какие он.
имел ранее, у

IV.

Сам Беринг Bee это время продолжал
организацию экспедиции и тотовилея к
плаванию в Америку. В Охотске были по-
строены  трехмачтовые  пакетботы «Св,
Петр» и «Св. Павел» длиною в 80 футов
каждый. Они поднимали по 100 тонн тру-
за и имели по 14 пушек. №оманда обоих
кораблей состояла из 152 человек. Be-

ринг отправлялся на «Св. Петре» м быт
его. командиром. С ним находился лейте-
нант Ваксель с малолетних сыном. В. <0-
ставо экипажа был разжалованный из
лейтенантов в матреы Овцы — бывший
начальник отряда, работавшего в Кареком
море. Командование «Св. Павлом» Беринт
поручил лейтенанту Чирикову. 8. сентября
1740 г. экспедиция вышла в. море и, 000-
тнув с юга Камчатку, зашла в Авачин-
скую губу. Беринг оценил это место ках
наиболее: удобное убежище для судов, пла-
вающих в северной части Тихого океана.
Он заложил здесь город, названный в чееть
кораблей Петропавловском,

4 июня 1741 т. 0ба корабля вышли в
море, но уже 20 июня они разлучились
я больше не вотречатись,

16 июля Беринг. открыл побережье
Америки, & вскоре моряки увидели гору,
названную впоследствии торой Св. Ильи.
Высота ев-—около 6.000 метров. Она пред-
ставляет одну из высочайших вершин Ce-
верной Америки; 20 июля «Св. Петр» 6р0-
сил якорь около острова Ваяк. Беринт в
это время был уже серьезно болен. Кроме
Того его крайне заботили состояние здо-
ровья команды и недостаток  продоволь-
ствия, Погода была о неблатоприятная, и
Беринг репгил повернуть обратно. ° Носле
‚того как ветер стих и туман раебеялся,
Беринг приказал повернуть на ceBepo-3a-
пад для осмотра оставленного берега. В
ночь на 2 августа увидели перед собой
землю и стали около нео на якорь. Так
ыл открыт на 55° 48’ с. ш. остров,
названный Беринтом островом Архитиакона

. и впоследствии переименованный
Ванкувером в остров Чирикова.

Далее, следуя на северо-запад и He Te-
ряя из виду полуострова Аляска, открыли
на 56° с. ш. группу из пяти островов,
названных Беривтом Езвдокеевскими. Но
вскоре опять задул сильный северо-западл-
ный ветер. На, судне было 26 больных
цынгою, обнаружилась большая нехватка
пресной воды. р

30 августа, когда «Св. Петр» подходил
к группе неизвестных островов, скончался
от цынги матрос Шуматин. Похоронили
его на ближайшем острове и назвали всю
группу островов Шуматинскими. Экспеди-
ция набрала здесь 52 бочки очень плохой
вохы, что в дальнейшем сильно отрази-
лось на здоровье команды, 6 сентября
двинулись, наконец, в обратный путь.

Приблизительно на 51° с. ш, увидели pax

островов и на одном из них высокую, по-
врытую снегом гору, названную в чееть
«святого» этого дня горой Св. Иосанна.
Так была открыта цепь Алеутеких остро-
вов, присоединенных после плавания Бе-
ринга к Росеии.

Испытав на обратном пути иного. петор-
мов, 5 ноября «Св. Петр» ‘у неведомого
берега бым переброшен волной через гря-

1 ху камней в тихую латуну, из. которой

кораблю уже не удалось выйти. Только
несколько месяцев, спустя моряки узнали,
что это не. Камчатка, & остров. среди
моря, названный впоследствии островом
еринга.

Началась зимовка. Ежедневно кто-ни-
будь умирал, декабря скончалея сам
Беринг. Он лежал, как’ и остальные боль-
ные, в песчаной пещере, кула ветер бес-
прерывно приносил песок. Их засыпале,
Ho так как песок хоть немного сотревал,
то Беринг просил его не сметать. Поэтому,
когда он умер, пришлось сперва его вы-

рыть, чтобы потом зарыть в землю на-.
BCOTAS.
Ocrapmmeca B muppix 45 моряков 0

«Св. Петра» под командой лейтенанта Вак-
селя построили из обломков разбитого суд-
на, большую лодку и благополучно верну-
лись 27 августа в Петронавловек.

Не менее славным было плавание Чири-
кова на «Св. Павле».

Через два дня после того, как корабли
разошлиеь, Чириков пошел прямо на во-
сток, 15 июля под 55° 12 c. m. ¢ xo-
рабля увидели землю. Таким образом Чи-
риков открыл Америку на полтора хня
раньше Беринга. Для поисков удобной
якорной стоянки Чириков отправил
17 июля на берег большой судовой бот
с 11 хорошо вооруженными матросами, ко-
торым приказал возвратиться на корабль
не позднее слехующего дня. Олнако бот
не возвратился. Безуслешно прождав  це-
лую неделю, Чириков 23 июля заметил
около места высадки дым. Полагая, что
это сигнал с’ `бота, он отправил на берег
еще четырех человек. Посланная шлюпка
также не вернулась,

Потеря шлюпок и 15 членов экипажа
расстроил» все планы‘ Чирикова. Нечего
было и думать оо высадке на берег или
пополнений запасов воды. 26 июля экс-
педиция отправилась в обратный путь. В
середине сентября на’судне оставалось лишь
12 бочек воды, выдачу которой сократили
до 5 небольших чарок в день на человека.
Люди сильно страдали. К концу сентября
на «Св. Павле» уже не было ни одного
здорового Человека. Росла ‹ смертность.
8 октября едва державшийся от слабости
На ногах штурман Елатин увидел берега
Камчатки, Из 70 человек, отправившихся
в экспедицию, вернулось лишь 49.

На следующий год Чириков ‚решил по-
вторить плавание в Америку и, может
быть, отыскать Беринта. Плавание было
неудачным. Неблатоприятные ветры задер-
живали продвижение, и, дойдя лишь до
ближайшего из Курильских островов, Чи-
риков повернул обратно, причем прошел
совсем близко..-от острова, Ha котором в
это время бедствовала команда’ «Св; Пе
тра». В августе 1742 т. Чириков возвра-
тилея в Охотек.

Нельзя перечислить всех открытий, ко-
торые сделала экспедиция Витуса Берин-
та, и тех жертв, которые понесли при
этом русские мореплаватели. Оценивая
итоги экспедиции Беринга, мы me должны
забывать, какие скромные технические
средства были в ео распоряжении, И, от-
мечая двухсотлетие экспедиции капитана“
командора Беринга, первого русского мо-

‘реплавателя, русского Колумба, как мно-

гие его называли, мы должны отдать дань
уважения ото отважным спутникам, мо-
лодым морякам” тогда еще очень молодого
русского военного флота.

Профессор Н. ЗУБОВ,