Корабельные
боевые инструкпим

Умело применение инструкций в про:
цессе боевой учебы-—один из самых дей-
ственных методов воситания высоких
боевых качеств. Резукоризненно зная ин-
струкцию своего боевого поста, точно вы-
полняя ев при любых обстоятельствах,
бойцы тем самым вырабатывают в себе
твердые навыки четкой и организованной
работы в бою, умение автоматически дей-
ствовать в любой обстановке, справляться
во всякого рода случайностями:

Корабельные боевые инструкции очень
тесно связаны © боевым расписанием, ко-
торое, в свою очередь, зависит от личных
качеств бойцов и командиров. Если б0ев0е
расписание на корабле составлено неудач-
HO, нельзя ожидать, что здесь точно и
четко выполняют инструкции, я
_ Вот наглядные примеры, подтверяедаю-
щие это.

На одном из миноноспев Краснознамен-
пого Балтийского флота служат два бой-
ца: Каржавин и Можаев. Шо боевому рас-
писанию первый был зарядным, а второй—
снарядным. Такая расстановка этих бой-
нов не способствовала четкой работе бое-
вого поста. Можаев нв обладал большой
физической силой и поэтому быстро уста-
вал на полаче снарядов, в то время как
его товарищ---заряхный никакой усталости
не. чувствовал. Ясно, что орудийный рас-
чет не выполнял нормативов, установлен-

ных боевой инструкцией. Для пользы дела

припьлось внести изменение в боевое рах-
писание и этим самым обеспечить вымох-
нение инструкции.

Боевыю инструкции. нельзя рассмалри-
зать как нечто постоянное, что не долж-
но изменяться. Наоборот, инструкции, как

и б00в0е расписание, должны всегда соот-.

ветствовать званиям. дня. Здесь  по>
четная роль принадлежит нашим пегабам,
которые должны тщательно собирать и 0б-
общать имеющийся на кораблях опыт вы-

полнения инструкций, своевременно BHO-

сить то или иругие изменения и улучие-

ния. № сожалению, штабы еще в нелоста-

точной степени справляются ¢ этой важ-
нейшей задачей. Кели опыт боевой подго-
товки кораблей и собирзется, то он край-
не медленно становитея общим достоянием,
Есть немало случаев, когда командир аолу-
чзет новые, более эффективные правила и
наставления, но но знает, как ему быль,
ибо эти документы расходятся © боевой
инструюцией, которую штаб не успел еше
изменить. Такое различное определение
одних и тех же обязанностей порожлает
недоверие командира к одному из двух до-
кументов: он нв энает, какого же из них
следует прихерживаться. Такое положение
во всяком случае не способствует высокой
выучке личного состава боевых постов..

Боевые инструкции должны составляться
четко и продуманно, чтобы обеспечить наи-
большие ухобства для действий личного
состава, наиболыний эффект использова-
ния своего оружия. Между тем на одном!
из кораблей получилась такая картина,
когда первый наводчик орудия, выполняя
пе инструкции обязанности досылающего,
вынужден был перебегать на друтой борг,
3 то время как эту обязанность мог вы-
шолнить второй наводчик. Это получилось
потому, что штаб не учел изменений в
конструюции механизмов, не изменил ин-
струкцию в соответствии с реальной дей-
ствительностью.

Важдый боец, изучая и выполняя ич-
струкцию, должен получить четкий ответ
по следующим. четырем основным темам:
приготовление своего заведывания к 6010,
обязанности в бою, обязанности по живу-
чести вверенного механизма. и  дополни-
тельные обязанности, отражающие спепи-
фику боового поста. В этом смыюле огром-
н0е значение имеет оформление инетрук-
ции, которую каждый боец полжен воегха,
иметь при себе.

‚ Известно, что в боевой книжке краено-
флотца отведено место для залисей всех
ero обязанностей. Эти обязанности перети-
саны в книжку от руки, не всегда разбор-
чиво. Кроме того они являются лишь от-
халенным, общим перееказом тех действий,

Кой, подмоняя настоящее изучение своих

ред стрельбой снималиеь не только крыии-

которые боец сотласно инструкции должен
выполнять в бою.

Вот, например, как зантисаны ‘обязан-
ности. комаплира отделения на одном из
миноносцев. Графа: «Изготовление средетв
корабля к бою» — «Приготовляю... мм
орудие  №... к бою и руковожу притотов-
лением боевого поста, принимаю команды
© тотовности и докладываю в центральный
пост». Графа: «Сохранение живучести

] средств корабля в. 60ю0>-—«Руковожу в бою

заменой убывних, при неистравностях не-
мецленно удаляю таковые, при’ осечках
действую согласно инструкции».

Ясно, что тагая запись
командира отделения ничего ему не дает.
Ona ни в кажой стени не определяет

конкретно, что же должен делать млал-.

ший командир в бою. Между тем подроб-
НЫЙ перечень ‘конкретных действий коман-
лира отделения и его подчиненных ясно и
четко изложен в сборниках боевых ‘ин-
струкций личного состава, которых на ко-
рабле обычно несколько экземпляров: Ha-
ходятея они у комамхира корабля (для
всего личного состава) и у командиров бое-
вых частей (для личного состава данной
боевой части). Однако переписать эти кон-
кретные обязанноети просто некуда, так
как места для этого в боевой книжке! нет.
В случае каких-либо изменений также нет

возможности внести их в боевую книжку.

Что, по-нашему, наде сделать?
Необходимо на отдельном листке не Ha-

писать, & отпечатать в типографии боевую.

инструкцию каждого бойца, положить ее в
простую картонную обложку и .вручить
краснофлотцу. Ясно, что формат этого до
кумент» должен быть удобным для нотие-

ния в кармане вместе с боевой книжкой.

Ha полях такой ‘отпечатанной инструвюции
можно олелать и вое изменения, которые
могут произойти в  процесее ее примене-
НИЯ, :

Подобный отыт в некоторых полразде-
дениях ужб имеется, и следует отметить,
что он вполне оправдал себя. Приходится
лишь ‘пожелать, чтобы такой опыт скорее
стал. общим достоянием.

He веюху ещо уделяют должное внима-
ние изучению инструкций. Вое-где продол-
жают пользоваться неправильной метохи-

боевых обязанностей никому He нужной
зубрежкюй  инструкпий. Изучение этих
важнейших документов в основном должно
проходить Ha боевом посту, одновременно
с отработкой лействий личного состава,

Tax и обучает своих подчиненных
командир боевого поста на миноносце №
старитина 2-й статьи т. Герасимов. Изуче-
ние боевой инструкции здесь проходит, каЕ,
правило, на бобвом посту с одновременной
отработкой действий личного состава. Тов.
Герасимов требует, чтобы каждый боец
также отлично‘знал и умел выполнять 60е-
вые функции рялом стоящих товарищей.

Обучалощие бойцов должны всегда пом-
нить указание ного устава о TOM,
что «Бозвые инструкции призваны He
сковывать инициативу, & наюборот—вся-
чески способствовать ее развитию». Ин-
струкции охватывают только типовые во-
просы боевых действий личного состава:
Натример, инструкция требует, чтобы пе-

ки, запирающие ствол, но и. парусиновые
надульники. Олнако в 60K может случить-
я, что стрельбу надо будет открывать
немедленно. В этом случае, если крышки
были сняты заранее, следует стрелять, не
снимая  налульников. Ha тезультатах
стрельбы это не скажется, так как после
первого же выстрела их снесет, & на еня-
тие их уйдет драгоценное время, велед-
ствие чего может быть потеряна возмож-
ность произвести первый зали.

Совершенствуя боевую подготовюу лич-
вого состава кораблей, необходимое прило-
жить все усилия, чтобы корабельные бое-
вые инструкции в полной мере были на
уровне современности, всемерно приближа-
лись бы к реальным условиям боя.

Капитан-лейтенант
А. ПИСЬМЕННЫЙ.

обязанностей

Г.

В походе. (Амурская Краснознаменная флотилия).

КРАСНЫЙ ФЛОТ?

Диферентовка

Не случайно при оценке подготовки
командира ‘подводной лодки, командира
БЧ-У, а также вахтенных команхиров при-
дается болышов значение правильности и
быстроте производетва диферентовки.
позволяет легко управлять лодкой при ма-

шую погоду можно добиться, что она бу-
‘дет «висеть» Ha перископе. Пи

Работа, по хиферентовке делится на две
части: производство теоретических  расче-
тов перед выходом в море (когла все запа-
сы уже приняты) и фактическая диферен-
товка в бухте или в море.

Теоретическому расчету следует уделять
большое внимание, так как правильный
учет размещения грузов гарантирует в
дальнейшем от каких-либо недоразумений.

Для расчетов у коизндира БЧ-У имзется
специальный журнал. В него вносятся
данные о` всех изменяющихся грузах ко-

бля с указанием вес» каждото груза
торпед, продуктов, воды в носовой и кор-
мовой диферентных и уравнительной си-
стернах), его расстояния от мидель-шпан-
гоута и изменения весов и моментов ука-
занных грузов после предыдущей диферен-
товки. Сущность расчетов сводится к то-
MY, чтобы в диферонтную и уравнитель-
ную систерны принять такое количество
воды, при котором сумма всех моментов
указанных весов равнялась бы нулю и
вес лодки приближался бы к нулю. Сле-
дует иметь в виду, что всякий груз, еня-
TH из носовой части подводной лодки от
миделя, создает положительную пловучесть
и диферент на корму, & принятые грузы
в HOC от миделя создают отрицательную
пловучесть и диферент на нос. (Особенно
важно точно учитывать вес принятых и
снятых с лодки грузов и их расстояния от
миделя, для чего инженер-механик должен
держать постоянную связь с помощником
командира, воонфельяшером и командирами
отсеков.

При расчетах  диферевтовки следует
иметь в виду возможность производства но-
совых и кормовых торпедных залпов, т. ©.
предусмотреть такое количество воды в ди-
ферентных систернах (отдельно носовой и
кормовой), чтобы можно было из них 33-
полнить кольцевые: зазоры торпедных ал-
паратов в подволном положении.

Приступая Е практической диферентов-
ке, надо прежде всего опробовать лодку на
герметичность.

Эте.

неврировании на, подводном ходу, что 0е0-.
бенно важно при торпедных атаках. Если.
лодка хоропю удиферентована, то в х0ро-\

подводной лодки

После этого принимается предваритель-
ная диферентовка, причем в уравнитель-
ную систерну следует принять вохы мень-
шо расчетного количеств» на 100—500
литров.

В зависимости ог приказания команди-
ра диферентовка производится 6е3 хода или
на ходу. Последний вид промючтительнее,
так как диферентовка изменяется от хода
лодки. Если в моро свежо и имеется  боль-
шая волна, следует «утнать» лодку хо-
дом, рулями и приемкой воды в уравни-
тельную сиетерну на глубину, безопасную
от таранного ‘удара, где волнение моря не
так чувствительно; и только после этого
приступать к диферентовке.

Диферентоваться следует быстро, но,
как говорят, не торопясь, отдавая себе от
yer в том, чего хочешь `добяться. Шосле
каждой перекачки воды необходимо неко-
торый момент выждать, пока лодка успо-
коится и показания диферентометра и глу-
`бомерз будут истинными.

Чтобы добиться необходимого диферента,
лучше всего перекачивать воду из
‘уравнительной систерны в диферентные, и,
наоборот, чтобы He «разогнать» лодку,
пловучесть следует поддерживать измене-
нием количества воды в уравнительной си-
стерне. Вентиляцию главного балаета надо
держаль открытой, чтобы пузырьки возду-
ха, застрявшие в углах между шлациями,
вышли. Бывают случаи, когда’ лодка‘ труд-
но поддается диферентовке из-за того, что
забывают перед уходом под воду проверить
заполнение судовой осушительной маги-
страли. Пузырь воздуха переходит из но-
совой части магистрали в кормовую и 0-
ратно, что вызывает ‘некогорое. изменение
диферента. В зависимости ог тина лодки

eo можно удиферентовать либо ¢ малой.

отрицательной, либо с положительной пло-
вучестью.

При диферентовке на ходу следует 060-
бое внимание обралцать на, положение го-
ризонтальных рулей. Если рули ходят от
нуля до трех градусов в 0бе стороны и
лодка держит заданную глубину, находясь
Ha ровном киле, то диферёнтовку следует
считать законченной. Носле этого необхо-
димо покачать лодку рулями на ходу, что-
бы окончательно выгнать пузырьки возду-
X& Из систерн, а затем закрыть клапаны
вентиляции главного баласта.

о Шо окончании диферонтовки командир
БЧ-У обязан все eo данные занести в
«журнал диферонтовки».

Инженер-капитан 3-го ранга
А. МАЛИКОВ.

Он придает большое значение первой
беееде & назначенным на одну из лодок
подразделения командиром БЧ-У. И сколько
бы других дел ни было в этот день у ин-
женер-капитана 3-го рантз Рамазанова, он
найдет досталочню времени\ для обстоятель-
ной беседы. Ведь надо не только познако-
миться с молодым командиром. Необходимо
рассказать ‘ему -— вчерашнему курсанту,

едва успевшеху переступить порог учили-
  Ща, очень многое о продетоящей работе.

Иному из новичков инженер-механик
подразделения может показаться даже
слишком медлительным собеседником. Но
внимательный наблюдатель уловиг 3% ©по-
койной сдержанностью ‘речи привычку
четко формудироваль каждую мысль, не

разбраеываться, не заслонять главного вто-

ростепенным. И всякий, кому доводится
работать под руководством инженер-кадти-
тана 3-го ранта Рамазанова, скоро узнает,
насколько энергичен и неутомим этот че-
HOBCK, умеющий Tan петоропливо бесе-
довать. .

Разговор, начатый в каюте на базе,
возобнорляетсл в отсеках подводной лодки,
куда Рамазанов приходит вместе с молодым
механиком. Потом он идет с ним в море,
чтобы помочь личным показом усвоить
правильные методы работы, —

— Следите за моими действиями, после
меня будете дифорентоваться сами, — пред-
упреждает он молодого командира, стано-
вясь на его командный пункт при первой
диферентовке, =

Ири следующей хиферентовке тог уже
действует самостоятельно a Рамазанов
стоит рядом, готовый поправить, подска-
зать. В третий раз он усаживается где-
нибудь подальше, чтобы не мешаль своему
ученику, & потом ошибки становятся уже
так незначительны, что вообще не требуют
немедленного вмешательства. ет

плавает, пока не убедится, что тот «креп-
во стал на ноги». За несколько походов
он успевает не только практически ввести
новичка в круг ето служебных обязанно-
стей, но и передать ему многие из своих
проверенных жизнью принципов работы.
Увидев недостаток. он незаметно для дру-
тих отводит командира БЧ-У в сторону:

— Вот вам докладывают о температуре
Митчеля, и вы удовлетворяетесь этим, `110-
долгу не заглядывая в кормовой отсек.
А сами людей еще не знаете. Еели хотите
плавать без аварий, все проверяйте сами,
пока не будет полной уверенности, что
каждый боец во всех случаях действует по
инструкции,

Больше всем приходится помогать
в организации борьбы за живучесть. Моло-
дыв инженер-лейтенанты неплохо знают
и корпус, и аккумуляторную батарею, и
теорию дизелей. Но обеспечение живучести
корабля, кроме теоретических знаний, тре-
бует 060бых навыков, которых часто недо-
стает выпускникам инженерного училища.

Нриняв от молодого командира, зачет по
устройству лодки, Рамазанов составляет
для него план аварийных задач. Работа
над ними развивает техническое мышиле-
‘ние, заставляет по-новому оценить 06обен-
ности каждой лодочной системы. (Решение
задачи, составленное одним командиром
БЧ-У, разбирается на командирском заня-
тии. Нередко здесь крепко критикуют ав-
тора решения, заставляют его глубже про-
думать свой вариант. Каждая аварийная
задача, подлежащая отработке на лодках,
проходит такое обсуждение и уже после
него, окончательно откорректированная Ра-
мазановым, поступает на, корабли.

А там снова нужно проверять отработку
задачи с личным составом. Обетановка
аварийных. учений на лодке сложна, и у
молодых командиров БЧ-У ‘на первых порах
нередко бывалт промахи. Один, дав в 0т-
сек противодавление; забывает прервать
связь по переговорной трубе. Другой при-
нимает релтение о выводе команды из «за-
топленного» отсека, когда уровень воды
в нем уже таков, что открытие дверей на

переборках повлечет затопление соседних

отсеков...

5 кюня 1941 г., № 130 (784)

С каждым новым механиком Рамазанов.

—ы— el
—

_еставник
молодых. командиров

Подобные ошибки руководителю трухи
предвидеть при предварительном об’яснения
задачи. Между тем для действительной го-
товности к борьбе за живучесть необхо-
димо в самом зародыше искоренять такие
условности, не давая им наслаиваться “и
упрощать обетановку. Поэтому Рамазанов
старается как можно чаще присутствовать
на аварийных учениях, в Нности
молодых командиров. Их ошибки, влияю-
щие на общий ход учения, он поправляет
немедленно. Разбор менее существенных
промахов откладывается до беседы на 6236,

Инженер-механик подразделения уме
терцеливо об’яснить людям их — omndny,
Рамазанов жестко требует. Rowan,
слающий ему зачет по устройству лодки
или правилам ухода за аккумуляторной
батареей, не может рассчитывать ни на
какие поблажки. Он придирчиво и стро,
когда приходит проверить состояние мате-
риальной части.

Нередко воентехник 1-го ранга Коду»
шенков или другой механик, не дожидаясь
очередного официального осмотра мате
риальной части, просит:

-—— Посмотрите мои’ механизмы, товарищ
инженер-капитан 3-го ранга! Может быть,
найдете какие-нибудь непорядки.

А кто-нибудь еще попросит «погонять»
по новой инструкции, проверить готовность
к зачету. За этим обращаются к инжене-
калиталу 3-го ранга не Только механики,

‘но и командиры подводных лодок.

Очень часто инженер-механик одразделе-
ния, начавний рабочий день рано утром;
встречает полночь за письменным столом
в своей каюте. В эти часы, когда на базе
затихает жизнь, здесь создаются. докумен-
ты, обобщающие практический опыт по-
разделения. И командиры БЧ-У получают
от Рамазанов» то наставление и комант:
кые слова по проворачиванию механизмов,
TO памятку для составления ремонтных
ведомостей, то памятку по доковым работам,

Однажды, подытожив опыт плавания
‘кораблей этого типа, он прочитал команди:
рам БЧ-У лекцию ‘о борьбе 3& живучесть

и непотопляемость подводной лодки. Эта
‘лекция послужила организующим назаюн

давно ‘задуманной Рамазавовым большой
работы. Все командиры БЧ-У были разбиты
на труппы, каждая из которых получил
задание разработать план боевого исполь-
зования определенной Части технических

средств лодки: Олн» группа занялась водо-

отливными средствами, другая — электро
1ехническими,
запасов воздуха. у

На лодках этого типа такая работа про-
водилась впервые. Результаты ее заставили

‘пересмотреть старые решения’ аварийных

задач и внести в них существенные по-
правки. Разработанные материалы 0хдза-
лись полезными и для судостроительной
промышленности.

=— Они начинают здорово мне помо
тать! —— удовлетворенно говорит Рамазанов,
когда видит, что его ‘ученики и воотитан-
ники находят время и силы, чтобы, помимо
своих текущих дел, заняться работой, зна-
чение которой выходит за рамки одно
корабля. : :

Crapumit инженер-лейтенант Горлов по
заданию Рамазанова произвел расчеты ре-
жимов работы механизмов в подводном и
надводном положении. Колушенков составил
описание одной редкой ремонтной работы,
которая была успешно выполнена на его
лодке не совсем обычным способом и по-
этому представляла интерее для других
соединений. Когда инженер-капитан-лейте-
nant Шиляев  столкнулея 6 разборюй
сложной детали, по которой еще нет ре-
монтной документации, он сам продлил
инженер-механику. подразделения: «Jain
я нанишу проект инструкции!».

Тот же т. Шиляев в порядке изучения
тактико-технических элементов лодки про-
извел теоретический расчет районов. плаза
ния при разных скоростях надводного хода
и расчет расхода воздуха на продувание
главного баласта с различных глубин. Ilo
нескольку нодобных вопросов разработали
и остальные командиры‘ БЧ-У.

Н. ЛАНИН,

Паземисе

Основное требование, которое. прел’яв-
ляется в авиации в современной войне, —
это подвижность и внезатность действий.
Подвижность и беоперебойность боевой дея-
тельности военно-воздушных сил во многом
зависят от развития сети аэродромов, с0-
ответствующего их оборудования и снаб-
жения. Чтобы не было перерывов в боевой
деятельности, звизция должна иметь в0з-
можность в любов время перебазироваться
Ha новые аэродромы.

Авродромному строительству, организа
ции снабжения авиации в полевых усло-
виях и мероприятиям по 60рыбе за «живу-
честь» аэродромов обе воюющие стороны
уделяют сейчас все большее внимание.
Американская печать отмечает система-
тическое развитие сети аэродромов и
авиационных баз в Германии. Только на
территории Германии есть более 650 aapo-
дромов, из которых свыше 500—с постоян-
ным обслуживающим составом. Развитая
зэродромная сеть позволяет терманским во-
внно-воздутным силам быстро сооредото-
читься в яюбом пункте фронта, или рас-
средоточиться таким образом, что англи-
чае не могут установить, где в данный
момент находится оеновная маюса герман-
ской авиации, 1

Уже в начале войны германская органи-
зация военно-воздутных сил была приспо-
соблена к ‘условиям ведения маневренной
войны. Проблема бесперебойного обслужи-
вания и материально-техническото обеспе-
чения авиационных частей разрешена ор-
танизацией воздушных районов и звиадбаз,
которые ведают всеми вопросами наземно-
территориальной онабженческой деятельно-
ети.

Английская и французская авиащия име-
ла меньшую аэродромную сеть. Из-за недо-
статочного количества полевых аэродромов
французское командование в напряженный
период операций вынуждено было соередо-
точивать на многих площадках до 100 ca-
молетов. Это, естественно, увеличивало эф-
фективность ударов германских бомбарди-
ровщиков по французской авиации. Мало-
полвижной была и английская организатия,
связывающая авиационные части с опоеде-

‚ мандованию возможность вывести

обслуживание авиации

‚ ПО ОПЫТУ ВТОРОЙ
ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ
ВОЙНЫ
<

ленными стационарными авиационныееи ба-
зами. Нетриспособленноеть к маневренным

действиям наземной организации, разнооб-

разив типов самолетов, состоявших на 80-
оружении, в значительной мере затрудняли
обслуживание и ремонт французеких и
английских самолетов непосредетвенаю на
аэродромах.

/ Цоеле кажитуляции Франции англичане,
учитывая горыкий опыт французской авиа-
ции, приняли экстренные меры для пере-
смотра, базирования своей авиации и рах-
средоточения ев Ha полевых адрохромах.

‘Авиационные соединения, базирювавшиеся

до этого на аэродромах мирного времени,
были рассредоточены по полевым побадоч-
ным площадкам. Ири этом на каждом поле-
зом аэродроме располаталось не более 10—
15 самолетов. Одновременно был срочно

тыловых органов ВВС средствами мотори-
защии, ВО и связи. Постоянные аэродромы
англичане стали использовать лишь в 9т-
дельных случаях и, как правило, только
для базирования истребительных частей.
Эти мероприятия дали английскому ко-
свою
авиацию из-под массированных ударов rep-
маноких ВВС. Уетановить оперативную
`аэродромную сеть англичан для немпев
стало чрезвычайно трудно. Систематические
налеты на аэродромы мирного времени,
когда разрупгались постоянные сооружения,

‚ангары и летные поля, уже не могли T10-

дорвать боеспособности английской авиа-
пии, так каж она была рассредоточена на
полевых аэродромах.

12 мая 1941 г. немцы подверили бом-
бардировке 45 английских аэродромов.
Однако было уничтожено всего 17 самоле-
тов. Неэффективность налета об’ясняется
рассредоточением и хорошей маскировкой
английских звиационных частей.

В настоящее время обе воюющие сторо-
ны уделяют исключительно большое вни-

проведен ряд мероприятий по усилению

мание не только расширению и лучшему
оборудованию аэродромной сети, во и борь-
бе 38 «живучесть» полевых аэродромов.
Опыт показывает, что результативность
воздушного нападения на аэродром резко
снижается, & инотда нападение вообще
не дает эффекта, если самолеты, ‘вазаней-
шие склады и наземные средства обелужи-
вания рассредоточены и замаскированы.
В настоящее время на полевых аэродромах
все самолеты, автотраноторт, тыловые ча-
ети и материально-технические средства
располагаются рассредоточенно. При этом
максимально используются естественные
условия местности. Как правило, на asporpo-
мах никаких жилых построек и других с0-
оружений нот. Движение личного состава
И автотранспорта строго огражичено. Салмо-
леты расставляютея по границе аэродрома,
но с учетом возможности взлета по тревоте
негосредетвенно ©” места стоянки: Если
естественные условия для маскировки ма-
ло благоприятны, тогда применяются спе-
циально окращенные  маскировочные по-
крытия или обычные сети © вилетеннымх
в пих маскирующим материзлюм.

Для предохранения самолетов от оскол-
ков разорвавшихея бомб на некоторых
Зэродромах имеются укрытия из. мепиков
с песком. Укрытия покрываются обычной
маокировочной, сеткой. Ею же покрыты
зеничные батареи и пулеметы, Окрапиива-
нием, насышкой шлака, песка, устройством
ложных дорог, камаз, я, межей или уста-
новкой на, летном поле переносных деревьев
и макетов различных построек летныхм ато-
лям придается вит непригодных для поле-
тов. Широко применяется тажже yerpoit-
ство ложных аэродромов с постановкой на
них макетов самолетов, легких переносных
фанерных сооружений и т. д. По данным
иностранной печати, англичане устаназли-
вают вокруг ложных аэродромов ложные
зенитные точки и манекены в форме авт-
дхийюких солдат. При ночной атаке дей-
отвующего аэродрома ‘устраиваются moma-
ры на соседних, ложных аэродромах. Дая
этой цели используются отработанное авиз-
пионное Maemo, нефть, сухой кустарник.
Часто противник: бомбардирует эти ложные
зэродромы.

Тыловые органы факполалаются в тпри-
легающих в аэродрому лесах, ощах или

кустарниках. Горючее и боезалаю хранятея
вне аэродрома — в оврагах, лесу, кустар-
нике или в специально вырытых трантеях.
Автотраноторт стоит вблизи запасов. снаб-

menus. Ha каждой автомашине
эаскировочный чехол.

Серьезное внималтие уделяется располо-
Keun личного состава. На германских и
английских полевых аэродромах обслужи-
вающий состав и команлные пункты нахо-
дятея в пояземных блинлажах и связаны
проволочной линией связи со всеми служ-
бами полевого аэродрома и петабалги сосед-
них частей,

Рептающее значение для авиачастей в
полевых условиях имюет своевременная
подача различных видов материального и
боевого снабжения. Сейчас все авиагрузы
из ооновных и промежуточных баз снаб-
жения перевозятся на полевые аэродромы
`и посадочные площадки на, автомашинах.
Автотранетюртные колонны формируются
тлавным образом из пятитонных прехосных
и вездеходных малин. Широко использу-
ются полугусеничные тягачи и четырехко-
лесные прицены. Колонны, составленные
из тяжелых вездеходных машин, коротки
И в 10 же время весьма грузопод’емны.
Это способствует большей их маневренно-
CTH, лучшей маскировке и меньшей уязви-
мости от нападения © воздуха. Днем малии-
ны для маскировки прикрываются камуф-
ляжными чехлами, & ночью строго соблю-
дается светомаскирозка.

Значительно пвире в последнее время ис-
пользуется для перевозок воздушные тран-
опорт. Германское командование  распола-
тает специальными частями. В начале
войны оно имело дивизию  тралюпортной
авиации. В хо войны эти части значи-
тельно выросли, Воздушные перевозки уве-
личивались в периоды, котла использовать
другие средства сообщения (особенно через
волные пространетва) нельзя было, а м0-
томеханизированные и авиационные 006-
динения, действующие самостоятельно, все
больше отрывалиеь от основных баз ©наб-
жения. Перевозка горючего  осуществля-
Tach Kak обычными, так и специальными
самолетами-цистернами, Боеприцасъь, запас-
ные части, различные ремонтные материз-
лы и продовольствие транспортировались
6 воздуху на обычных грузо-пассажир-

‚ ских самолетах. .
Перед подготовкой крупной операщии или
наиболее напряженные ее периоды, ког-

имеется

Is

да требовалось быютрое . сосредоточение
авиации, германские части перебрасывелись
по воздуху со всеми их наземными служ-
бами и необходимым аэродромным обору-
дованием. Перобазироваие тыловьх орга-
нов и частей ПВО по воздуху на аэродро-
мы Норвегии и Дании позволило немцам
предупредить опасность уничтожения пе-
редовых опорных пунктов и аэродромов, за-
хваченных в Норвегии, Вроме тралопорт-
ных самолетов Германия использует для
‘перевозки снабжения специальные грузо-
вые планеры. Самюлет берет на буксир не-
CKOIBKO таких планеров.

Эначителыный интерес предотавляет ме-
ханизащия обслуживания авиационных. ча-
стей на полевых аэродромах, По. сообще-
ниям германекого журнала «Флюгхафен»,
французское командование для обслужива-
ния горючим своих авиационных частей в
период боевых действий использовало на
полевых аэродромах мощные автобензоза-
правшики, рассчитанные па прием и
транспортировку до 9.000 и более литров
бензина и масла в кажцом. Такие автобен-
зозаравуиики объчно имеют четыре иилан-
га, что позволяет одновременно заряжать
горючим четыре самолета или же четыре
бака, расположенных на самолете. Они
снабжены устройством, позволяющим при-

‘пимать горючее из вагонов-цистерн, судов,

пефтепаливных сосружений, бочек и, кро-
ме того, могут быть использованы в ка-
честве насоса для подачи горючего в дру-
гие автоцистерны. Скорость наполнения
автобензозаправщика — 500—600 лит-
ров в минуту. Использование мощных ав-
тобензозаправцикюв, обобенно в полевых
условиях, исключительно ценно не только
для ‘обслуживания самолетов, во и для
транопортировки торючетго с полевых 623
снабжения,

Личный состав ветречается в полевых
условиях с значительными трудностями при
погруэке, разгрузке и подвеске крупнока-
либерных ‘авиабомб. По данным француз-
ской печати, воюющие стороны стремятся
максимально  механизировать эти про-
цессы. ° Авиабомбы, доставленные из
полевого склада на аэродромы, подалотся
к самолетам при помющи специальной те-
лежки. На ней устроено приспособление не
только для под’ема ‘авиабомб с земли или
автомашины, но и подвески их в самолету.
Использование таких тележек  повьипает
скорость подвески и значительно сокращает
число оболуживалющего Mopcomana,

Напряженность боевой деятельности
авиации приводит к большому отходу иа-
териальной части самолетов в решюнт, В
связи с этим чрезвычайно возросло отера-
тивное значение полевого ремонта caMole-
тов. Американская тазета «Сандей тайме»,
говоря о потерях авиации, указывает, чм
на кажлую потерянную в 6010  маиау
приходится два (а иногда и более) повреж-
денных самолета. Слабая организация 10д6-
вото ремонта. самолетов и разрушение гер-
манскими бомбарлировщиками французских
стационарных ремонтных мастерских в 3н3-
чительной мере отразились нз боеслособно-
сти французской авиации. По ханным гер-
манокой печати, вк моменту капитуляция
Франции на ее аородромах было уничтоже-
Но около 2.000 самолетов. Значительная
часть машин, повидимому, имела толь
повреждения. Однако из-за неналаженео-
сти полевого ремонта, эти самолеты не были
введены в строй.

ейчас, как сообщает иностранная пе
чать, авиачаети обслуживаются на полевых
аэродромах подвижными ремонтными брита-
дами. Каждая бригада имеет автобус, тру-
зовик-мастерокую и неоколько малпин для
транспортировки материалов и ззазоных
частей к самолетам. В грузовике-иаотер-
ской есть все оборудование, необходимое
для производетва, токарных работ, клетки и
сварки деталей. Каждый рабочий снабжен
специальной сумкой с набором инструмен-
тов.

Болышую трудность в условиях полевом
базирования авиачастей представляет м-
теорологическое обслуживание полетов, в
чаклности ‘прогнозы погодьв В период в0ен-
ных действий сведения о погоде с террят-
рик противника отсутствуют. Для изучения
метеорологической обстановки  терманское
комалдование ‘ежедневно проводит усилен-
ные мотеорологические наблюдения на са-
мих аэродромах, использует налводные и
подводные корабли, находящиеся в MOPS,
обязывая их сообщать по радио в опреде
ленные пункты 0 состоянии потоды. №р0%
того информацию о погоде дают экипажи,
вернувигиеся из боевого полета, и специ
альные самолеты-разведчики погоды,

Опыт войны показал, что фоль тыла
непрерывню возрастает, От ero пибкости,
оперативности, организационной структуры
зависит во многих случаях успех деятель
ности военно-воздушных сил,

Подполковнин. Л, БЕЛИК,

третья -—— использованиек