[Чочная миннся постановка

С приближением: ночи на море опусти-
лась легкая дымка тумана. На небе ни
звездочки. Корабль, раскачиваяеь на мерт-
вой зыби, стоял на рейде.

В кубриках царило оживление, В одном
из них разместилось отделение старшины
2-й статьи т. Елькина. Краснофлотцы
активно обсуждали” итоти работы и боевой
‘учебы за день. Социалистическое соревно-
вание помогло этому отделению стать пе-
Тедовым на корабле. ^^”

Внезапно поступило приказание снять-
ся с якоря, итти в квадрат № для ноч-
ной минной постановки» Bee ‘на своих

местах, каждый выполняет свои обязан-

ности по авралу.

Развивая хол, корабль выходит в откры-
тов море.

В каюте, склонимиись над картой,
Бомсомолец командир третьей боевой части
т. Бухтарев производит расчеты минното
затражления. Нужно учесть Bee odcros-
тельства, которые могут. повлиять н
успешность постановки. Наконен все. го-
тво, но командир епю и еще раз внима-
тельно смотрит на карту,

Мичуан . Бухтарев — выпускник
Тихоокеанского высшего военно-морского
училища — замещает командира боевой
части. Его работа показывает, что знания
и навыки, приобретенные в училище,
пополненные опытом практики плавания,
позволяют выполнять сложные и ответ-
ственные обязанности томандира. Наестой-
чивый и энергичный  мичизис добился
успехов. Проведенные им минные поста-
новки в дневных и ночных условиях полу-
чили отличную оценку.

— Запальным командам построиться на
правом тикафуте!

Командир боевой части раз’яеняет зала-
чу краснофлотцам и млалшим командирам.
Он обращает 060б0е внимание на фбдитель-
ность и осторожность при работе, так как.
ночь темная, видимость плохая. ‘

Задача ясна. Поступает очередное при-
казание.

Командиры запальных команд комму-
нист старшина 2-й статьи т. Елькин и
‘комсомолец старший краснофлотец т, Про-
HHH, повторив приказание, разводят бой-
пов в минам для окончательного притотов-
ления. :

Строго соблюдая инструкции и наставле-
ния, краснофлотцы работают ‘уверенно и
четко. Темнота никото не смущает. Сказы-
ваются натренированность, привычка, зна-
ние оружия. о

Проверяется вее до малейшего вин-
тика, вставляются * запальные стаканы.
Первый номер по боевому расписанию
краснофлотец т. Сазыкин убеждается в
правильном положении мины нз якоте,
з натяжении стронок, осматривает минный
корпус, производит проверку элевтроцепи.

После полного приготовления мины, убе-
Дивишиеь, что все в порядке, оп доклады-
вает командиру запальной команды:

— Первый номер свои обязанности вы-
полнил полностью, замечаний нет.

—- Есть!

Следующая мина также тщательно при-
тотовляелся и осматривается. Четко, сла-
женно, без суеты работают младшие
командиры и браснофлотцы. Старшина
2-й статьи т. Елькин проверяет приго-
товление мин. Он обращает внимание на
самые на первый взгляд незначительные
мелочи, от которых полчае зависит уепех
минной постановки, строго требует от под-
чиненных не упускать ничего из BHI.
Улостоверившись в полном притотовлении

мин, OH докладывает 00 этом командиру.

боевой части,

ев. Бухталев сам тщательно проверяет
приготовленные мины. Он быстро двигает-
ся в темноте от одной мины к друтой.
Вругом типтина, только едышатся ровнах
работа ‘турбин да всплески волы за бор-
том.

Ha сигнальном мостике бдительно несут
вахту сигналвщики, Прильнув к наушни-
Бам, радисты ловят в эфире радиограимы,
Каждый на своем босвом пюсту, сосредото-
чив внимание, пристально следит за ра
ботой механизмов, приборов, вкладывает
все внималие в несетие холовых вахт.

Корабль прибыл в заданную точку. Ти-
шину ночи нарушают фезкие сигналы
тревоги.

Привычныюси и знакомыми путями м0-
ментально разбегаются по боевым местам
командиры и краснофлотцы, Тов. Бухтарев
проверяет прибытие личного ‹остава Ha
свои места, потом кокладывает на главный
командный пункт; :

— Готов ставить мины,

С мостика доносится знакомый толос
командира корабля: «Начать  поста-
новку!».

— Начать постановку! — репетует.
приказание командир боевой части.

Коммуниет старшина 2-й статьи т. Ка-
чур и комсомолеи т. Сазыкин проворно
вынимают прелохранительные чеки. Ком-
Фомольцы тт, Лесных и Мальцев, соблюдая
осторожность, сталкивают мину 3a борт.
Одна за друтой следуют команды: «Пра-
вая!», «Левая!». За кормой слышатся глу-
хие вопдески воды...

Отбой. Учебная ночная постановка мин
прошла успешно, без 0с0бых замечаний.
Этому спюсобетвовали хорошая  ортаниза-
ция, натренированность личного состава,
четкие приказания, быстрое их выполне-
нию =

этой минной постановке,
‚ Политрук П. ЕРЕМЕНКО.

Опыт оборудования лабораторий

В хорошо оборудованнох кабинете или
лаборатории курсанты Военно-морского
училища имеют возможность получить хо-
ропгие практические навыки управления
приборами и механизмами. В училище
им. Фрунзе учебным кабинетам и лабора-
ториям уделяется большое внимание,

Гирокомиае, например, здесь. установлен
  Ha обычной девиационной платформе. Этим
достигается ‘наглядность работы его при
повороте корабля. Вся установка гироком-
паса (станция, преобразователи, репиторы,
вурсограф, мотор-генератор) сделана на
одной подставке и может быть легко пере-
несена из помещения в помещение. Это
обеспечивает  летальное изучение мате-
финальной части гирокомпаса.

Эхолот здесь сделан так, что вибратор-
приемник можно переносить на легкой под-
ставке, показывая «изменение глубины».
При изучении теории гирокомпаеа учащим-
ся бывает трудно усвоить незатухалющие и
затухающие колебания оси тирокомпаса.
Отариий лейтенант т. Попеко построил
простенькую модель по чертежу учебника
Михайлова «Электронавигационные прибо-
ры», являющуюся ценным пособием при
изучении этого разлела. А в Ираенознамен-
ном Учебном отряде подводного плавания

`рудованию лабораторий самих

им, Вирова слелали даже гирокомпае, со-
вершающий затухающие колебания с очень
малым периодом, Этим достигнута полная
наглядность изучения предмета, Главный
старшина т. Городничев сделал модель
синхронной передачи на переменном токе,
& затем совместно с главным старшиной
т. Соловъевым смонтировал модель электро-
магнитного  дутья, используя для этото
обычные весы из лаборатории физики.

Чтобы дать вурсанту в училище прак-
тику применения правила полюсов, на
стальном тросе подвешена камера с ротором
от гирокомпаса. Питание подается от бли-
жайшего мотор-генератора.

Таков далеко не полный перечень при-.
способлений и моделей, которые с большой
пользой применяются для обучения кур-
сантов, для привития им практических на-
выков. Преподаватели и лаборанты, олна-
KO, не должны ‘на этом успокаиваться. Что-
бы будущие командиры в совершенстве
владели военно-морской техникой, Haro
сделать еще больше: направить изобрета-
тельскую мыель, больше привлекать к 0бо-
курсантов.
Хоропю оборудованная лаборатория лучше
и посещается.

Старший лейтенант А. НАЗАРОВ.

Командование дало отличную оценку

кл

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Улучшить подготовку
боевого санитара

Роль боевого санитара в общей системе
лечебно-эвакуащионной помощи на корабле
чрезвычайно велика. Грамотный, волевой
краснофлотец, назначенный из расчета,
боевого 0б’екта и обученный по особой
программе, будет неоценимым помощником
врача на корабле и батарее,

Но всегда человек, пораженный в бою.
может быть доставлен на ‘пост медищин-
свой помощи. В этих случаях боевой ‘сани-
тар, снабженный аптечкой, сумкой или
ящиком © необходимым запасом мелика»
ментов, перевязочных материалов; инливи-
дуальных и коллестивных противохимиче-
ских пакетов’ и т, п., целиком отвечает. за
оказание первой помощи, Ири легких ра-
нениях, позволяющих продолжать боевую
работу, он окажет цервую помошь на ме-
сте, не отрывая специалиста от действий
на боевых механизмах.

‚Учитывая роль боевых санитаров, мно-
гие корабли образцово офганизовали их
специальную подготовву. Но инспекторские
проверки показали, что в подготовке
боевых санитаров ков-где есть существен-
ные педочеты. В части, гл начальником
санелужбы воепврач 2-го’ ранта т. Дашков,
боевые санитары умеют. рассказать, как
надо оказывать первую помощь, но на
пражтике, даже в обычной обстановке,
многие из них теряются, не умеют быстро
и правильно наложить повязку, остановить
кровотечение, сделать искусственное ды-
хание. В подразделении, где врачом рабо-
табт т. Пряхин, боевые санитары научи-
лись оказывать первую помощь, но стоило
только перейти на боевой об’ект, где фак-
тически придется работать боевому сани-
тару, как некоторые люди терялись, дей-
ствовали торопливо и непоследовательно.
На одном из кораблей во время отра-
ботки залачи по сигналу «человек за бор-
том» быстро спустили шлюпку, лосалили
команду, и через несколько минут «уто-
пающий» был на борту. Но боевого сани-
тара в шлюпке He оказалось, и пока
пилка шла до корабля, «спасенному»
‘никто первой помощи не оказал. Четкость
и натренированность команды корабля по
сигналу «человек за, бортом» не дала, кон-
кретных результатов, так как в учении не
участвовали боевые санитары,

Задача, состоит в том, чтобы после pac-
сказа и практического показа» вею трени-
ровку перенести непосредственно на 6б0е-
вые 0б’ектьы, обеспечив их учебным Mare-
реалом, Врач корабля или ча обязан
Bee время усложнять условия работы,

учить бойтов действовать в противогазе,
HOWbIO, лежа, во время шторма, на морозе
м т. п, Для этого вало использовать уче-
ния, боевые тревоти, походы в сложных
условиях. у

Один. из крупных недочетов в пюдтотов-
ке боевых санитаров — это злоупотребле-
ние жгутом. Каждую вводную © кровотече-
нии в области конечностей боевой санитар
в большинстве случаев решает нажиже-
нием жгута, не считаясь © необходимостью
и целесообразностью. Многие забывают,
что жгут для тканей конечностей не без-
различен, и сроки пребывания под жгутом
етрого ограничены. Существуют указания,
которые: предлагают не применять жгут
там, тде можно обойтись индивидуальным
пакетом, наложением простой или давящей
повязки, SN

В части, тле начальником санелужбы
военврач 3-го ранга т. Белимович, боевые
санитары неправильно используют индиви-
дуальный противохимический пакет. Вме-
сто того чтобы тщательно обработать
пораженные ткани марлевым шариком,
его несколько раз и лишь слегка приклз-
дывают к телу. Вановен в этом медищин-
ский состав, который слепо следовал уста-
ревшему т0собию для санитарной полго-
товки краснофлотца, выпущенному Мед-
тизом еще в 1938 г,, хотя в наставаении
в учебному противохимическому пакету
даются точные и правильные указания.

На некоторых кораблях и в частях
есть еще тенденция перенести обучение
боевых санитаров по программе на конец
тода. «Мы еще успеем, время есть», —
заявляет, например, военврач 3-го, ранга
т. Ковалев. Необходимые знания и нракти-
ческие ’навыши надо давать  санитару
< первых же дней, постепенно ‘усложняя
условия. Вместе с ростом боевой подтотов-

ки 0б’екта должна совершенотвоватьея и

подготовка боевого санитара,

Первая помощь при ранениях на месте
боя определяет дальнейший хол лечения.
Подготовку боевых санитаров, которые ока-
зывают эту помощь, надо решительно
улучшить. Нрактическую тренировку. сле-
дует сразу перенести. в условия работы
их об’еклов, Очень важно ликвидировать
текучесть среди боевых санитаров, выле-
лить их заместителей и тем самым обеспе-
чить нормальные условия для учебы.
Надо учить боевого санитара тому, что
потребуется от него на войне.

Военврач 1-го ранга Г. БАБКИН.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ПРОТИВОГАЗОМ

На корабле М регулярно проводятся

практические занятия © противогазами.
Большое внимание химической подготовке
уделяет помощник командира корабля
старший лейтенант т. Смирнов. Многие за-
HATHA происходят непосредетвенно нод ero
руководством. pene

На-днях т. Смирнов провел с младшими
команлирами занятия. Выяснилось, что
младший начальствующий состав БЧ-У
слабо знает противогаз. Отлично и хорошо
отвечали на вопросы младшие командиры
тт. Диденко, Тужилов, Елисеев, Герасимор.

Техник-интендант 1-го ранга
И. МАТВЕЕВ,

Капитан-лейтенант Б. Бобынин руководит судовыми работами, (Черноморский флот).
с Фото Б, Нейнина,

Боевое применение авиации

пр

Вторая империалиестическая война пока-
зала, что эффективное выполнение авиа-
цией боевых заданий на море возможно
лишь в тех случаях, когла летный состав
в совершенстве знает материальную часть
своего оружия, и материальную часть фло-
TA противника, методы боевого примене-
ния своего оружия и методы противодей-
ствия противника и, наконец, kona on
знаком © основами тактики морских сил.
Знание тактики флота командирами нодраз-

делений и работниками штабов совершенно.

необходимо, ибо без этого трудно раечи-
тывать на успех борьбы военно-воздущных
сил к кораблями флота.

В своей статье мы остановимся лишь н&
двух пунктах — знании материальной ча-
сти своего вооружения и методах его 608-
вого применения.

Условия полета над морем, особенно в.

сложной обетановке, не оставляют време-
ни Н& то, чтобы обдумывать, как сбросить
бомбу, как приготовить пушку или пуле-
мет к стрельбе. Действия 0 сбразывате-
лями, люками, дозаряжание пушек и пу-
леметов должны производиться автомати-
чески, От знания материальной части ору-
жия во уногом зависнт успех выполнения
заданий.

До войны составители иностранных
справочников считали, что для потопления
линкора, необхолимо поразить его или сбро-
сить рялом с ним несколько 600 по 1,000
килограммов, к примеру, три бомбы, взры-
вающиеся не лальше $ метров от борта.
Но для того чтобы попасть тремя бомба-
ми в намеченную цель, нужно ебросить их
значительно больше, так как ошибки при
прицеливании настолько велики, что ве-
роятноеть прямого попадания в корабль
очень незначительна.

Глубина, на которую погружаются бом-
бы, зависит от взрывателя и его установ-
хи, Для бомбометания по болыпим кораблям
используются  взрыватели замедленного
действия, установленные” по слециальной

отив кораблей ie

ИЗ ОПЫТА ТЕКУЩЕЙ ВОЙНЫ
oe

шкале. Бомба, пробив броню верхней палу-
бы, пробьет вторую и взорвется внутри
корабля, нанеся тяжелые повреждения. Но
если такая бомба попадет в воду, то опа,
пока взрыватель станет действовать, уйщет
на очень большую тлубину и ве взрыв
лить немного качнет корабль. Поэтому для
поражения  подволной части корабля при-
меняются  взрыватели мгновенного дей-
ствия, когда бомба вэрываетея лишь в не-
скольких метрах от поверхности. Правда,
упав на палубу корабля, бомба, с таким
ззрывалелем не пробъет ее и нанесет повре-
ждения лишь окружающим легким над-
стройкам. Но если взрыв произойдет вблизи
Зртитлерийских установок, он может вы-
звать пожар, заклинение башни и лаже де-
тонировать боеприпасы, приготовленные К
действию. Тажим образом, вытоднее приме-
HATH тяжелые бомбы с взрывателем мино-
венного действия, хотя они в случае попа-
лавия He всегда могут вызвать гибель
крупного кораюля.

Применяя менее тяжелые бомбы —вебом
примерно в 500 кг, авиационная группа
TOTO же состава и той же трузопон’емноети
может добиться значительно большего ко-
личества прямых попаданий, При ебрасы-
вании бомб с большой высоты можно рас-
считывать на то, что они пробъют палубу.
Не даже в этом случае результат взрыва
будет значительно меныше и разрушения
более легкими. Для уничтожения линкора
необхотимы по крайней мере три’ попада-
gua Go) в 1.000 кт. В случае попадания
даже нескольких 500-кг бомб трудно ло-
биться потопления такого корабля, ero
можно только вывести из, строя,

Дальнейшее caumerme калибра. бомб
вообще нецелесообразно, так’ как их про-
бивная способность еще меньше. Даже при
попадали нескольких тажих бомб корабль
может остаться в строю.

_ Бомандир и штаб ‘авиагрують AOMURHBI
несколько иначе подходить к выбору boe-
вых средств для атаки авианосцев. Перед

авиацией в этом случае стоят две задачи:

вывести из строя палубу авианосца и этим
превратить вышуск и прием самолетой и
уничтожить самый корабль, Для решения
первой залачи выгодно брать 100—
250-кг бомбы. Прямое попадание 4—5 та-
ких бомб приведет. в нетолность велетную
палубу. Уничтожение же авианоспа воз-
можно лишь‘ при попадании нескольких
1.000-кг бомб.

Опыт войны показывает, что бомбы—
недостаточно действенное оружие в борьбе
с линейными кораблями. Немецкая  авиа-
ция много раз зтаковала английские лин-
коры «Мевоп», «У’атзрНе», «Маауа», ли-
нейный крейсер «Hood» и звизноены
«Atk Royal» a «Illustrious», Xora wmorne
из этих кораблей получили повреждения,
ни один из них потоплен не был,

Значительно более уязвимы крейсера
всех типов, За период войны потоплен та-
кой Kpelicep, kax «Southampton» водоизме-
щением в 10.000 tom и другие  легкию
крейсера. Олнако трудность атаки кораблей
этого класса заключаются в том, что они
обладают хорошей маневренностью и отно-
сительно легко выходят из-нох бомбовых
атак.

От попадатий арнабомб погибло эначи-

тельно больше эсминцев, чем крейсеров и

линкоров. Слабая противовозхущная оборо-
на втих кораблей позвеляет производить

аки © малых высот и более точно ©бра-
сываль бомбы, Наибольшее количество
SOMA ITER было пототлено пикируюнеими
бомбарлировитикамя и при атаках е ма-
ЗЫхХ BbIGOT. Г

Цифры потерь подводных лодок в ре-
зультате бомбовых атак авиации нока не-
велики. Это об’яесняется тем, что застиг-
нуть лодку в цалводном положения чрез-
вычайно трудно, а под водой 66 можно
найти только случайно. Если же самолет
застигнет лодку в надводном положении, то
пряхым попаданием одной 190-кг бомбы
она может быть уничтожена, Бомба такого

веса наносит пибельные разрушения, если
зже упадет рядом с лодкой, y

При атаках коммерческих  парохолов
обычно применяются бомбы калибра 100—
250 кг. Отсутствие брони и вооружения,
малые маневренность и скорость торговых
судов позволяют обрасывать эти бомбы с
высоты 300—400 метров и добиваться
точности попадания. Олна-две таких бомбы
уогут тяжело повредить и даже потопить
крупный коммерческий пароход.

Таким образом, для того чтобы успешно
действовать на море, нужно заранее энать,
какие корабли явятся главными об’ектами
алаки в операции, и в соответствии с этим
подбирать калибр бомб, их взрыватели,
Командир должен веегда конкретно указы-

‚вать летчикам, какое количество потада-

HU необходимо для уничтожения корабля
й как добиться таких попаданий путем
расчета сил и подбора экинажа. По наше-
му мнению, война на море показала, что
самолеты должны брать болев тяжелые
бомбы, ибо они дают макеимальный
эффект.

З3& послелнее полугодие военно-возхуит-
ные силы широко применяют торпеды,
Действенность этого авиационного оружия,
особено при метании с малых высот, зна-
чительно сильнее, чем бомбы. Относитель-
но релкое применение торпехы об’леняетея
тем, что алаки  самолетов-торпедоносцев
всегда связаны с большим риском, так как
корабль действует против вих не только
ee по и противоминной  артилле-
рией,

Опыт показывает, что для  потопления
линкора ‘еобходимо попадание примерно
трех торчед в его похводную чаеть. :

Если линкор или авианосец при попада-
нии трех торпед © олного борт»  тибнет
почти мгновенно, то крейсера и другие
средние корабли тонут уже от попадания
всего двух торпет. Попадание олной торие-
лы наносит тяжелые повреждения, но The
веегла служит причиной гибели. Эеминны
и лругие корабли могут быть уничтожены
одной торпедой, если она попадет в сред-
нюю часть корабля.

Мощным боевым средством является и
стрелково-пушечное вооружекие самолета.
Наиболее эффективен пулеметно-пушечный
огонь при атажах небронированных жораб-
лей и зенитных установок на верхней па-

НОСТИ

Обучение пулеметчиков
— меткой ‘стрельбе.

Приступая в обучению пулеметчиков,
необходимо з первую очередь ознакомить
их с тактико-техническими данными пу-
лемета. Занятие должно проходить 90я-
зательно с показом на материальной Ча-
сти,

Молодому пулеметчику интересно знать
предельную дальность полета пули, ®©
убойную силу. Наглядные пособия в виде
диаграмм и схем оказывают при этом боль-
шую помощь. Пробивную способность пу-
ли нало показать практически, во время
стрельбы на полигоне.

Так и начинают обучать пулеметчиков
в школе оружия Черноморского флота.

Хорошо велег занятия инетруктор-пре-
подаватель тлавный старина т. Вутотин.

Свой рассказ т. Вутолин совмещает <
практическим разбором частей. пулемета.
В занятиях активно участвуют вюе учени-
ки-пулеметчики. Они производят разборку
и chopKyY пулемета и тотовяр ero Е
стрельбе.

Тов. Вутолин подробно рассказывает 0

нахболее часто встречающихея неисправ-
ностях и задержках и показывает, как их
устранять, какие для этого нужны ин-
струменты. :
” Ма лаких залятиях хорошо усваивается
последовательность разборки и сборки ча-
стей пулемета, яснее обнаруживаются He-
‘хостатюи отдельных учеников.

Тов. Матицкий пыталея вложить замок
`в 50роб, не поставив ето предварительно
на взвод. Вставляя приемник, т. Магицкий
опять допустил ошибку: ползун приемника
он отвел вправо, поэтому пятка коленчато-
го рычать не могла попасть в вырез ле-
вой станины, и приемник не зходил в ко-

рб. Тов, Кутолин ‘собрал учеников и по-
казал, в чем заключались ошибки т. Ма-
THMKOTO.

Только иосле тщательного изучения ма-
териальной части можно переходить к 0бу-
чению техники заряжания. Руковотитель,
показав несколько’ раз прием заряжания,
дает проделать 10 же пулеметчику. При
этом необходимое следить за появлением
возможных засданий и тут же показывать,

‘как их устранять.

На одном практическом занятии пуле-
метчик т. Шульц производил заряжание
учебными патронами. Одновременно с 1о-
дачей рукоятки пулемета вперед он про-
дернул ленту. Получилея перекос патро-
нов. Попробовал снова подать pyHOATKY
вперед для автоматической стрельбы, но
43-38 перекоса патренов она не пошла ни
внерел, ни чазал: :

Руководитель еще раз. показал технику
заряжания AIS одиночной и автоматиче-
ской стрельбы. Он подчеркнул, какое это
имеет значение при стрельбе по воздути-
ным пелям, особенно по штурмовой авиа-

ции.

При обучения правилам наведения нуж-
но указать на огромное значение правиль-
постановки и выверки зенитното
прицела.

Нахо расеказать, что зенитный прицел
обязательно согласовывается е наземным
по удаленной точке на листанцию не бли-
же 1.500 метров. Только уяенив соглаюо-
вание, можно переходить к тренировке. На
первых порах ео надо проводить в. проетой
обстановке. Сначала цель’ должна быть
неподвижной, причем налтразление хвиже-
ния ее должно быть по фронту; затем Tpe-

нировки усложняютея, для этого Henoy.
вижную мишень следует распохагать тот
различными курсовыми углами,

Вотда пулеметчики усвоят правила на-
водки по неподвижной цели, MORO Tepe.
ходить к стрельбе малокалиберным патро-

ном. Стрельба начинается в простой of,

становие по нотодвижной цели. Тут в».
можно появление задержек. Их следует
устранять на виду У Оббучающихся, чу-
бы порядок устранения лучше запоул-
нался.

Вак-то на полигоне пой стрельбе кз

пулемета опустился задний виэир. На по.

вый взгаяд казалось, что задержку можно
устранить просто: поднять визир, вызе-
рить и закрепить винтом; это эзняло бы
несколько секунд. Ho стрелявший 7. Kr-
риенко не нашелея сразу и пе емог бы-
стро исправить повреждение. Только после
вмешательства младшего команлира, кота
прошло еравнительно много времени, за-
держку устранили. Это была простая пе-
исправность, которую можно быстро заме»
тить. Горазло хуже, если прихолится устра-
нять поломки, происходящие внутри пу-
демета. Только большой опыт, безукориз-

ненное знание материальной Части пом:
гут быстро ориентироваться и принять не.

обхолимые решения.

Во время стрельбы ‘у пулеметчиа

т. Одинцова произошла задержка: «излом
боевой. пружины в изтибе замка», В №

зультате поломки рукоятка пулемета ст

‚ла вертикально. Ее нельзя было подать

ни вперед, ни назал, Тов. Одинцов но м
сообразить, в чем дело. Тотда руково.

тель собрал пулеметчиков и, легко пока:
цивая рукоятку, волворил ее на место, (я
раскрыл. причину очень редко звстречаю-
‚ щейся задержки и показал
устранения. ПШулеметчики видели, как №

призм в

дна короба выпало перо боевой пружины

и вся подвижная система пулемета пошаз
вперед.

Таким образом даже в простой обета:

новке встречаются довольно трудные 34:
держки, которые и опытные пулеметчики
не всетда смогут быютро разгадать и устра-
НИТЬ.
Перет стрельбой по рукаву пулеметчи:
кам необходимо поставить задачу и рае.
оказаль организацию. Нреждле веего рун
водитель должен ‘тщательно избрать or
невую позииию.

Стрельбу нахо вести в обстановке, мах:

симально приближенной к боевой. Но 05у-
чение на этом не заканчивается. Ночные
стрельбы, & также стрельбы в противога-
зах, < применением лымов, взрывов, значи-
тельно обогалцают опыт’ пулеметчика и вы:
рабатывают в нем’ ловкость, смелость, 3
самое тлавное -—— слюгойствие при pele
нии огня. :

Успех в обучении зависит от мнотих
причин: безукоризненного знания матери
альной части, правильной методики препо-
давалия, послеловательности перехода 9
простых учений к более сложным (с 0бя-
зательным решением вводных запач 10
устранению неисправностей), от количеству
тренировок в усложненной обстановке. Bee
это ласт замечательный эффект в Ueno
зовании зенитно-пулеметного огня,
руководитель будет строте прилерживатыя
программы обучения,

Старший лейтенант Е. СЕМАШКО,

Торпеды пошли в цель

Перед торпедистами нашего корабля
командование поставило задачу провести

‚стрельбы на «отлично». Борясь за выцол-

нение этой задачи. каждый командир и
краснофлотец еще более настойчиво. изу-
чал боевые инструкции и наставления, бе-
режнее содержал технику. Старшина груп-
пы торцедистов старшина 1-й статьи
т, Лукин и команлир отделения старптина
2-й статьи т. Панькин, отлично владею-
щие техникой, еще раз раз’ясняли бойпам
неяеные вопросы.

Перед выходом корабля в море для тор-
педных стрельб командиры отделений
совместно с командиром боевой части и

старшиной группы вновь провели. занятие

лубе. Особенно действенен пулеметно-пу-
ечный отонь по торпедиьем катерам, сто-
рожевым кораблям и до некоторой степени
эсминцам и коммерчееким судам.

Методы боевого применения авиационно-
го вооружения изменяются в зависимости
от характера целей и обетамовки, в кото-
рой приходится действовать. Целесообраз-
ность выбора того или иного метода зави
сит от ряда причин и в частности (особен:
HO при выборе высоты) от метеорологиче-
ской обстановки. Нужно учитываль, что
полет на высотах более 5 KM не всегда
возможен, так как применение кислорода
и большое переутомление летного состава
снижают способность группы действовать
внезашно и энергично. Такой полет осу-
ществляется только тогда, когда ‘надо прой-
ти район, насыщенный мощной зенитной
артиллерией и истребительной авиацией.
Вюмбометание с этих высот воаможно лишть
по целям больших площадей, имеющих хо-
роптие ориентиры. х

При бомбометании из-под нижней кром-
ки облаков—© высот 2—3 тыс. метров—
учитывается возможность сильного про-
тиводействия зенитной артиллерии и
истребительной авиации, Поэтому атаки с
таких высот  проводячея обычео только
0 средствами обеспечения, © включенеем
в ударную группу  демонстративных и
сковывающих самолетов, а также групп,
предназначенных для борьбы с ПВО, ит. л.
Это надо учитывать и прин обучении лет-
чиков.

Полет на высотах ниже 1.000 метров
наименее, труден с точки эрения подхода к
цели и бомбометания. Но атака с такой
высоты возмолона только при условии пре-
восходотва в воздухе над районом цели.
Кели этой целью является флот в море, то
предварительно наносят удар по’ авиа-
носцам, чтобы к моменту  приближе-
ния бомбардировщиков противник был
лишен возможности выпускать истребите-
ли; находящиеся же в воздухе машины не
смогут долго действовать из-за ограничен-
ности запаса горючего. Подход к пели и
самая атака производятся с противозенит-
ным маневром, с учетом состояния моря,
так как при волне ‘и качке кораблей дей-
ственность огня зекитной артиллерии зна-
чительно падает. Олин из лучших методов
протизозенитного обеспочения—это стре-

по изучению инструкций о приготовлении
торпед. Выделенные партийной и комо-
мольской организациями атитаторы тт, По.
лянинов, Барзий, Ворлов и Черномур раз
ясняли личному составу предетоящую 34:
дачу.

Сыграли сигнал боевой тревоги. Личный
состав быстро занял свои боевые места,
Управляющий терпедной стрельбой лей
тенант т. Ромадин передает на торпедные
аппараты одну за другой команды. Стар-
шгий краснофлотец т. Полянинов чётко ре
петует и быстро выполняет их.

Торнедные стрельбы корабль провел оч
лично.

Старшина 2-й статьи А. СУХОРЕВ,

MUTCULNOCTS, внезанность атажи,  оргави-
зовенной с нескольких. направлений.

При бомбометанин по кораблям экипах
имеет дело с четырьмя ©коростями, кото-
рые он должен учитывать, — ©0 скоротя-
ми самолета, падения бомбы, хота корабля
и ветра.’ Все векторы имеют определен-
ную величину и направление. При фаючете
прицельных ламных титурман должен WT
но определять вое эти скорости, особенн®
внимание уделяя определению скорости
корабля по справочнику, величине буруз
Y Hota и за кормой. Бомбометание © малых
ВЫСОТ выгодно тем, что весь процесс ата-
ки проиеходтт в минимальное время. №о-
рабли имеют считанные минуты, лая т--
PO чтобы привести в лойствие свои ред
ства 30. Пропивовозтушный маневр да-
же таких кораблей, как эсминцы, не №-
жет помочь избежать поражения.

Нри бомбометании с пикирования 34д9-
чу прицеливания приходится решать гла-
зомерным способом. Много значит умевие
летчанка, определить по направлению дым
направление, тавнолействующей скоростя
корабля и скорости ветра. Блатоларя эф
OH воегла сумеет узнать, как  паправлет
условный ветер, и лействовать соответ-
ствующим образом, Для того чтобы произ-
вести атаку в плоскости ветра, достаточно
напразить самолет точно по направлению
хыма, Если атака намечается по ветру, 38-
MOINT с0 стороны корабля tla дым, едх
протиз вегра-— атакуют со етероны дыма

Меткоеть торпежного выстрела зависит
от дистанции стрёльбы и скоростл движе-
ния торпеды. На большой дистанции ек9-
рость терпеды снижается, и корабль имеет
возможность уклониться от нее. Наиболее
успешны торпедные ‘атаки при o1H0-
временном бомбовом ударе. Успех ночного
торпедного улара англичан по итальянских
кораблям в Тарато об’ясняетея во многох
тем, что они сумели обеспечить внезатвость
нападения и организовать хорошее взаим-
действие торпедоносцев е бомбардировщи-
ками. ,

При атаках флота торпедоносцазии обыч-
не стремялея к максимальной внезапности,
сокращению дистанции торпедного выетре-
ла, четкому взаимодействию — бомбартиро-
вочной, игтурмовой и истребительной зви3-
ции, сковывалющей маневр противника.

Доцент-полковник М. НИКОЛЬСКОЙ.

если

6 пюля 1941 т, № 131 (185) =—