eS SS eee ee Oe

6 mont 1947 г. № 131

Вопросов

«фоевая подготовка экинака, корабля»—

—

ns MSNBC тем». политииформации,
  ифую проводил 24 мая политрук т. Ko.
  дов. Интересный 4 безусловно нужный

эле. Почему же бойцы так безучастно

ayer политрука?
Претат причина: Te же’ слова, те же
4910 BOOM извостные истины они слышали

г мера, и сотодня, и педелю, и месяц
зи, и на подитинформациях, и на со-
  ших. 3
— Калдый боец должен зщаить свою
авдиальность! о
ЯДено, что должен знать, & как же ина-
gl 97а мысль пи для кото ие была но-
ТЬЮ. у
— ли, например, рулевой неточно
(yet выполнять свои обязанности, это
ит сорвать расчеты комапдира,
I oro попа. Люди на’ корабле слу-

ии не первый день, и что-что, & такие
55 они давным-давно усвоили,

Пример» яркого, жизненного, правхиво-
п, пучителыьного примера жаждали уелы-
ie хуаонофлогцы... Но нет, читает по-
Imys 1 конощекту свою политинформа-
1, и кажется, что выятисала она, из’ пло-

и: ‘обратить 060б0е внимание», «особое
уимание обратить». 20 милут политрук,

у творится, переливал ‘из пустого в по-
posed, 21-й минуте он перешел. к
оным. фактам».

— Мы имеви, товарищи, неплохие по-
yar. Еличев, Тышкевич, Баранов, Не-
  ив, Петухов, Гапеев, Стенющкин, Еме-
1-0 наши отличники, передовики
(enol UM политической подготовки.

йцы зашевелилиеь. Но напрасно:
(иыше 06 отличниках политрук не (обмюл-
ася пи вдиным словом,

— Но-продолжал он,—есть у нас и
yyrm люди. Вот, скажем, Жердев и Рез-
5й. 06% они имеют грубейшие проступки.
jo, откровенно говоря, бойцы они хороние
(). Технику они знают хорошо. Однако у
их бывает пекоторая нетверхость, неуве-
Митость в отвогах па вопросы, От этого
щих  пострадать боевая подготовка ко-
мля...

— Или вот Дербичев,— занимается тем,
то бросает из окна записки знакомым де-
sya, Это никуда но годится, С этим
10 раз навсегда покончить. Очередная
зича-изжить нарушения дисциплины...

— Лродупреждаю, увольнять на берег
(уех только достойных людей. Я понимаю,
царушиетолям, конечно, ‘придется тяжело.
  № 90 же поделаелть,.. Правда, для этих
умрищей мы будем устраивать в’ подвы-
хной и Выходной дни культпоходы в те-
wpa или музеи. В следующий раз пусть
№ нарушают дисциплину...

М№нцовка политинформации
воршенно ‘неожиданной:

— И последнее, товарищи! ‚Я хочу 9б-
ретить внимание личного состава на, весь-
\: тревожный факт. Я заметил, что вот уже
сколько дней некоторые ‘бойцы перед
фом по моют руки. Иредупреждаю, что-
ta om больше ное повторялось. ‘Перех
901, правоучительным тоном  заключих
минтрук,— всегда надо мыть руки.

Этими словами и закончилась политин-
{фрмация о боевой подготовке экипажа ко-
plat, Вопросов никто ‘не задал. Да и о
чу, собственно, спрашивать? Попробуйте
разобраться в этом наборе слов, уяснить
cele, 0 чем, собственно, хотел рассказать
т, №Ющубов, к чему он призывал личный
098? Напрасный труд!

Вобще же политрук относится к своим
Мязанностям довольно странно. Полатает-
и ва политинформацию 30 минут. Надо

оказалась

их чем-то заполнить? Надо.
HIT OH HX изложением давно известных

тает. Недавно, например,

просто

и рзолюции © декларативными  призьыва-

(785)

не было...

Ну и запол-

истин. На’ большее его, очевидно, нехва-

политинформация
была посвящена такой актуальной теме—
«Зарождение и развитие магнитного ком-

паса». Чувствуя сложность такого вопро-
са, полигрук поручил провести эту полит-

информацию лейтенанту т. Демичеву. И
и хорошо, a главное-— никакого
беспокойства: самому не надо готовиться!
Только 6 мая политрук рассказал на
политинформации о событиях в Ираке. С
того дня вопросы международного положе-

ния на политинформащиях—и не только на
HUX——He ставились. И здесь есть причина:
не любит политрук читать газеты. Ровной,

нетронутой стопкой, мертвым капиталом
лежат они на столе. 06 осведомленности
политрука ‘можно судить по таким ето от-
ветам; ;

— Сирия принадлежит Франции. Но в
Бейруте базируется английский флот. Си-
рийские аэродромы также находятся в ру-
ках англичан.

бомбят

—- Англичано
Крит.

— 0 терцоге Аоста ничего не слыхал.
Кажется, он имеет какое-то отношение к
американским промышленникам. Но утвер-
ждать не стану. Чего не знаю, того не
знаю...

— Амба-Алага?... Эль-Фалуджа?... Ге-
раклион?... Хаббания?... Что-то в газетах
я но встречал названий этих городов...

— Современные английские линкоры
вооружены двадцатидюймовыми пушками...

С точки зрения военно-морских опера-
ций, как он утверждает, «ничего суще-
ственного ка Средиземном море за послед:
нее время не произошло».

Политрук Кошубов не повышает своей
военно-морской выучки, своего общеобра-
зователыьного уровня, не читает книг. И хо-

периодически

тя выитисываег немало журналов, но отра-.

ничивается большей частью тем, что скла-
дывает их в ящик письменного стола. От-
сюда, у политрука и такая окудость мыю-
лей, и такой ремееленнический подход в
работе, и такие штампованнъые, всем она-
MOORE выражения:

Нет, он ‘не избегаег общения с личным
составом. Наоборот, ето почти каждый день
можно застать в: кубрике. Что же он там

делает? Ведег задупевные беседы с бой-

amu? Раз’ясняет приказы народного ко-
миссара?  Передает опыт отличников?
Раз’ясняет бойцам сущность международ-
ных и внутренних событий? ‘

Ни первого, ни второго, ни третьего...

В кубрике политрук... играет с бойцами
в шашки. Справедливость требует отметить,
что как шаптист (и только как шалист!)
политрук пользуется на корабле извест-
ным авторитетом.

Кажется т. Кощубову, что он в курсе
‘всех дел личного состава, ‘что вникает в
малейптие детали; Что же это за детали?

—= Мне,— товорит отличник  тлавный
старшина т. Еличев,-—-политрук как-то
сделал замечание, что мои пуговицы па
кителе недостаточно блестят. Я за это не
в обиде. Но ни разу политрук не поинте-
ресовался, как живут и учатся подчинен-
ные мне люди, каковы их показатели в
боевой подготовке, ни разу. не присутетво-
Ball B моей труппе на боевых учениях...

Й так по верхам скользит во всех во-
просах политрук т. Вощубов. Не знает он
по-настоящему залросов бойцов,. не чув-
ствует их настроений, не знает, какие у
каждого отрицательные и положительные
качества.

Младший политрук А. МАЦЕВИЧ.

Почему ‘снизилась успеваемость?

(KIMI на политических занятиях и  Не увязывает он изучаемых тем с COBDE-

MMe: WOI присутствуют на них Te
2, трупповоды в большинстве своем ста-
1%, но почему так снизилась успевае-
115? Почему ног активного обсуждения
пучаемой темы?

ушювох т. Попов ставит о ющенку
«10хо» только тому, кто не имеет кон-
‘пет и вообще но отвечает ни на один
прое, Коли же боец не ответит на во-
Пи, но имеет конепект, то получит
щенку  «удовлетворительно». Завышен-
пить оценок — первая причина слабой

` умеваемости,

Свой рассказ т. Попов преподносит сухо,
ва в букву, так, как написано в «Врат-
и курсе истории ВКП(б)». Он не исполь-
зу  художественной литературы, натляд-
1x пособий и теографической карты.

менными событиями в стране, с межлуна-
родной обстановкой, © задачами флота,
части, подразделения.

Качество политической учебы зависит
от подготовки групповодов к занятиям.
В труппе т. Дорофеева хотя и не у всех
враснофлотцев имеются учебники, HO

успеваемость в ней значительно выше, чем.

в труппе т. Попова. Тов. Дорофеев тща-
тельно тотовится к занятиям, использует
весь имеющийся в его распоряжения на-
тлядный материал. и

Основная обязанность трупповода — не
просто сделать рассказ по теме, но довести
ее содержание при помощи простых и яр-
ких примеров до сознания каждого бойца.
Этого и нехватает трупповоду т. Попову.

В. ВАСИЛЬЕВ.

—

КРАСНЫЙ ФЛОТ

На миноносце «Карл Маркс» члены
и И. Тычино за выпуском «Боевог

редколлегии краснофлотцы И. Топанин (слева)
о листка»,

«Фото ТАСС.

Личный

пример

заместителя командира

Петра Марьина, отличника  военно-
политических: курсов, списали ое курсов
и назначили на подводную лодку замести-
телем командира по политической части.

С первых дней пребывания на боевом
корабле молодой политработник стал на-
стойчиво осваивать новую технику.

До‘ курсов Марьин служил в авиа-
части. Воздушная стихия была ему бли-
Же, чем морокие просторы. Он имел
небольшой опыт. партийно-политической
работы. Трудности усложнялиеь еще тем,
что командир на этом корабле также был
новым человеком: он получил назначение
почти в олно время с Марьиным и тоже
не вошел еще в курс дела. К тому же
партийно-политическая работа нь была
тут в почете, личный состав не отличал-
ся высокой дисциплинированностью. Тре-
бовалась кропотливая работа, чтобы на-
веети большевистекий порядок на кораб-
ле.

— Первый месяц, — вопоминает т. Ма-
рьин,— туговато пришлось. Хотелось все
сделать сразу, & возьмешься за одно —
глядишь, упустил xpyroe. Бывало, за ne-
лый день Tak набегаешься по отсекам,
что ночью сон бежит of тебя; дело же
двигаз6сь вперед медленно. Дошло до то-
го, что однажды подводная лодка вышла
в море и не выполнила ответетвенного
задания. Виновных, конечно, нажазали,
HO И нам с командиром попало от коман-
дующего.

Но молодой политработник не отступил

перед трудностями, HO иепуталея первых.

неудач. Упорно и наетойчиво вникал он
во все детали жизни личного состава ко-
рабля, глубоко изучал военно-морское ле-
ло. По вечерам вместо © командиром они
обсуждали итоги припедшего дня, ста-
раясь не упустить ни одной мелочи, ко-
торая могла бы повлиять на успешное
выполнение. задач боевой подготовки. Вме-
сте с коммунистами и  комеомольцами —
отличниками учебы т. Марьин неустанно
вырабатывал Y личного состава смелость,
отвагу, способность переносить вое лише-
ния и невзтоды,-— качества, необхолимые
каждому похводнику,. Я
Прошел год. Экипаж корабля стал не-
узнаваем. Уверенно становилась пюдвох-

ная лодка в ряды передовых кораблей!

соединения. За успешное выполнение

плана боевой и политической подготовки

Военный совет флота об’явил приказом

благодарность командованию корабля,
ee E

Экипаж подводной лодки ‘после ремонта
готовился к длительному походу. Стоял
морозный: декабрь. Люди знали, что на-
родный комиссар Военно-Морекого Флота
адмирал тов. Н. Г. Кузнецов требует пла-.
вать крутлый год. Отправляяеь в далекий
путь, подводники запаслись воем необхо-
димым для плавания в зимних условиях.

Началась будничная ‘жизнь. полная
испытаний. Старший политрук т. Марвин
часто. беседовал с новичками, которые
впервые шли в ответственный поход.

Подводную лодку, выделенную для вы-
полнения ответственного задания, однаж-
ды в море застиг жестокий шторм. Но ни
свирепый ветер, ни громадные волны не
сломили воли личного состава, — корабль
держал заданный курс. Выполнив зада-
ние, лодка стала готовиться к погруже-
нию. Но весь её корпус был покрыт тол-
тым слоем льда...

—— Сколоть лед! — скомандовал коман-
дир.

Люди, уставшие от многочасовой борь-
бы со стихией, поднялиеь наверх Заме-

привязав. себя тросом, первым вступил на
обледеневшую палубу. Его примеру после-
дорали другие. Приказ командира был вы-
полнен,

В этом неболыном эпизоде сказался ха-
рактер старшего политрука т. Марьина.
Прежде всего оН лично показывает, что
для выполнения приказа не может быть
препятствий. Заместитель командира в
наиболее трудные минуты всегда нахо-

езным словом, то шуткой.

Суровые зимние условия закалили лю-
лей. От длительного пребывания в море
и лишений походной жизни, когда люди
по 2—3 дня He раздевались, никто из
экипажа не’ пострадал, никто не’ болел.
И не только боевая учеба проводилась по
строго разработанному плану—— не зами-
рала ни на.один миг и партийно-полити-
ческая работа.

Политинформации, беседы, партийные и
комсомольские собрания, выпуек «Боевых
листков» — вое регулярно проводилось в
походе. Личный состав. был в’ курсе со-
бытий международной и внутренней жиз-
ни страны, хотя в отлельные периоды
связь < внышним миром осуществлялась
только по радио. ;

И в это время т. Марьин показал обра-
зе ‘организованности, умения рациональ-
НО Использовать каждый час для повытие-
‘HHA своего теоретического уровня, Он
изучил весь «Кралкий курсе истории
ВКП(б)». Сейчас ему разрешено прини-
мать зачеты 07’ других командиров. Сам
же он продолжает упорно работать над
первоисточниками  марксиома-ленинизма.

Недавно личный состав подводной лод-
‘Ки проводил артиллерийскую и. торпедную
стрельбы, Бойпы снова получили выкокую
оценку. Командир отделения Комендоров
т. Колдобин был в это время болен, но
все же руководил действиями своих под-
чиненных. .

— Илите  отдыхать,— заявил ему
т. Марьин. — Нельзя так утруждать себя,

— Мы равняемся по вашим действиям,
товарищ старший политрук,

В этом ответе младшего командира нет
никакого преувеличения. Чтобы выполнить
задание, бойцы действительно во многом
равняются по заместителю команлира по
политической части, не считаясь ни с
временем, ни © отдыхом.

Пояитрук Г. АФАНАСЬЕВ.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Безрамотное издание“

Кронштадтекий военно-морской. госпи-
ть выпустил в 1941 г. книгу «Трулы
опиадтекого военно-морского госпита-
м». Профессор Поленов освещает в этои
ваше вопросы нейрохирургии в Военно-
Уорском Флоте, тт. Меркулов, Медведева и
Букевич  подытоживают ‹ деятельность
иуеновокого кабинета, т. Обухов pac-
иазываот 0 травуах, специфичных для
Ваонно-Морекого Флота, и т. д.

Врачи госпиталя, накопившие большой
опыт практической работы, попытались
8 обобщить и сделать некоторые научные
выводы. Начинание очень ценное и CBOe-
зрехениое. В книге напечатаны материалы
№ 17 темам.

При беглом ознакомлении «Труды»
дуют, но как только углубляешься в
чтение, первоначальное хорошее внечатле-
WM от книги сменяется досадой.

Издано поражает  неряшливостью,
Петри  грамматическими и синтакоиче-
(ими ошибками. .

Конечно, не приходится рассчитывать,

WGK редажюр всесторонне знал все

17 тем, no от книги, претенлующей на.

научность, надо требовать грамотного из-
жения, доступного рядовому корабельно-
\У врачу,

Ошибки начинаются © первых же стра
нии. В кратком историческом очерке
У. Гуртов, например, пишет:

———

* «Труды Кронштадтского военно-мор-
ского госпиталя». Издание Военно-морской
Медицинской академии. Ленинград, 1941 Г.,
188 стр, ц. 10 руб.

«Ни Азовское, ни Каспийское, пи Черное
моря не могли открыть прямого’ проезда
в Европу...». Но вель всем хоропю извест-
Ho, 910 не только Петр Г, но и многочис-
ленные мореплаватели ходили по морям, а
не ездили.

В том же очерке автор пишет: «среди
женшин основными болезнями были тиф
и главным образом желудочно-кишечные,
которым чаще всего подвергались дети»
(стр. 14). Спрашивается: кто же в конце
концов подвергалея больше  желудочно-
кишечным заболеваниям —— женщины или
дети?

На 18-й странице читаем:

«В период бытноети на посту главного
локтора госпиталя Ф. В. Гольбека 1885—
1892, шло дальнейшее усовершенеотвование
порядка  шрюдовольственного снабжения
личного состава флота, как вопрос с10с0ба
посолки мяса, а также и других продук-
тов». Фраза считается законченной, ‘но.
понять ее невозможно.

Удивляет ограниченность ‘лексикона
автора этого очерка. М. Гуртов во многих
предложениях использует такие слова (мы
их выделяем): «Эпоха шестидесятых голов
ХХ столетия ознаменовалась ‘для России
наличием освободительного движения»,

«Тот период времени отмечен в жизни
Балтийского флота наличием частых кру-
тоеветных и дальних‘ плаваний...»

«1904—1905 rr. в жизни Броншетадт-
кого морского госпиталя ознаменовались
наличием больпигх событий»,

«..было отмечено наличием эпидемий
холеры, тифа и др.».

Невольно хочется сказать, что в ието-
рическом очерке «Трулов Иронштадтекого
военно-морского гоститаля» «было отмечено
наличие» большого количества опгибок.

За малым исключением, и остальные
авторы нишут крайне невнятно. Tax,
тт. Соломенская и Меркулов обнаружили
пневмоническую инфильтранию ‘слева в
4-м и 5-м межреберьях и успешно лечили.
ee сульфидином. Тов. Ситлыков, например,
рассказывает: «операция по ‘пюводу кишеч-
ной непроходимости, произведенной без
прерываняя ° беременности  протекавашей
вначале легко, после наступившего само-
произвольного аборта на 5-Й день после
операции сразу резко изменила свое тече-
ние в худшую сторону и закончилея
летально» (стр. 102).

Необходимо отметить, что знаки препи-
нания в «Трулах» вообще не пользуются
особенным уважением, Авторы предпочи-
тают писать «без прерывания», не 3a60-
тясь Jame о соблюдении элементарных
правил грамматики.

Н. М. Тамбовцев начинает статью такой
фразой: «Современная психиатрическая
помошь свеже-заболевигим больным CTDOUT-
ся на принципе приближения этой помоши
к населению и, в настоящее время,
‘душевно-больные хроники все более отле-
ляются от первой труппы»,

Не говоря уже о таких ошибках, как
«лечебнию», которые могли попасть в
статью и не по вине т. Тамбовцева, оста-
повимея на одном из его положений. Он
пишет; «Так например: из 68 пользован-
ных офицеров прогрессивным параличем,
страдало 28 человек».

Нам кажется, что чины здесь ни при
чем, и если не только офицеров, & любых

больных начать пользовать прогрессивным
параличом (!), то страдать будут Bee 6e3
исключения, а He 28 из 68. Далее автор
утверждает, что «в период войны пеихи-
ческие заболевания в армии не будут пре-
вышать 1—2 на 1000, что превьниает
в 2—8 раза по сравнению с мирным вре-
менем». Спрашивается: о ком и 0 чем идет
речь? :

Приведем еще несколько «перлов» из
той же статьи, ‘

Больной «лежит с закрытыми глазами,
при открывании сопротивляется, беспоря-
дочно ворочается в постели». Опять. непо-
нятно: при открывании чего больной на-
чинает ворочатья в постели? Немного
далее: «Больной перестал спать, плохо
вушать». :

И, наконец-то, выясняется, что «при
всех крупных базовых госпиталях, к како-
вым относится и Кронштадтский морской
госпиталь — ортанизация поихиатрических
отлелоний, ликтуемых самой жизнью —
является необходимой» (?).

В «Трудах Вронштадтекого военно-мор-
скоро госпиталя» 138 страниц, и, конечно,
в целом картина получается не такая уж
удручающая. В книге есть статьи, и не
страдающие особенными погрепеноетями по
форме и содержанию (например, статья
т, Титова). :

При желании можно вее же понять, что
хотели сказать авторы статей сборника.
Чувствуется, что многие товарищи потрз-
тили немало труда, чтобы произвести
тлубокий анализ своей работы и деятель-
ности своих прелшественников.

Но прекрасная идея и большой труд ока-

заяись скомпрометированными  безответ-
ственной работой редактора Я. В. Колес-
Никова. ,

Воевнврач 2-го ранга
А. ДЛУГОКАНСКИЙ,

ститель командира по политической части,

дилея срели бойцов, ободряя их то серь- .

pee cartcrrereromaen meen
линии чтоли сем

В ЗАРУБЕЖНЫХ ФЛОТАХ

у

Торговый ‚флот и судостроение Японии

Если’ сравнить данные © развитии
торгового флота основных капиталиетиче-
ских морских держав за послелние 25 лет,
TO окажется, что самые высокие темпы
развития принадлежат Японии. В` 1914 т.
ее торговый ‘флот насчитывал 1,7 млн.
тонн, в 1940 г. — 5.63 млн. тонн: робт
больше чем в три раза. В соответствии
‹ намеченными  судостроительными про-
траммами суммарное водоизмещение япон-
ских торговых судов’ должно достигнуть
к 1943 г. 7,5 man. тонн. В настоящее
время японский торовый флот по своему
теннажу занимает 3-е место в мире после
Великобритании и США.

Наряду © количественным ростом на-
блюдаются и качественные сдвиги в япон-
ском судостроении, особенно в отношения
модернизации состава флота и повышения
скорости хола. Так, по английским данным,
японские судостроительные верфи еше в
1937 г. обязались не строить трузовые
суда сю скоростью хода менее 14 узлов.
Этому значительно способствуют прави-
тельственные субсилии и поошрения, вы-
даваемые 32% высокую скорость хода.
В соответствии < принятым 3 года назад
решением особую субсидию получают те

ходовых испытаниях скорость в 20 узлов
и выше.

Особенно интенсивный рост японского
торгового судостроения наблюдается 3a
последние годы. Война в Китае потребова-

18 большого напряжения торгового тон-

нажа. Немалым толчком к усилению тем-
пов и маспгтабов судостроения послужила
вторая империалистическая война. Дело в
том, что 2 1939. г. японские торговые
суда общим водоизмещением в 4 млн. тонн
обслуживали ближние дальневосточные
рейсы, и только № млн. тонн —— океанские
коммуникации. Значительная доля  япон-
ского ввоза через океан осуществлялась на
‚судах пол иностранными флагами. Однако
уже в течение первых 5 месяцев текущей
войны Германия, Англия и ряд нейтраль-
ных государств отозвали с дальневосточ-
ных рейсов пароходы общим водоизмеще-
нием почти в полмиллиона, тонн.

В дальнейшем сулоходетво воюющих и
нейтральных стран в Тихом океане сокра-
тилось еще больше. Япония получила

и япония
Суда до 5 лет 27,5 проц.

>» 010 » 10,6 »

де М 6,6 »

>» gw 20 » 162.»

DRO ee р. a

Свыше 25 лет 16,4 »

Из таблицы видно, что обновление
японского ‘торгового тоннажа началось в
OCHOBHOM 82 последние  месколько лет,
незадолго до возникновения японо-китай-
ской войны. До этого верфи страны

строением.

Значительную долю торгового флота
страны составляют танкеры -— 40 улов
общим водоизмещением в 350 тыс. тонн.
Япония потребляет ежегодно более 5 млн.
тонн нефти, из них 4,5 млн. тонн ввозят-
ся морем. 0б°’ем перевозок ее наливного
флота определяется примерно в. 3,5 млн:
тонн. остальное ввозится на иностранных
судах. Поэтому строительству судов этой
категории уделяется 06060 внимание.
Известно, что по постройке мощных бы-
строходных танкеров, сю екоростью 20 уз-
лов и, болыне Япония занимает одно из
ведущих мест в мире.

Энергичное развитие торгового и воен-
ного судостроения за послежние голы при-
вело в резкому увеличению судостроитель-
ных (верфей. Шо данным «Марине
Рундшау», в данное время в Японии
насчитывается око 55 верфей и судо-
‘строительных заводов, в том числе. 4 круп-
ных военных предприятия в Иокосука,
Куре, Сасебо и Майдзуру. Две крупнейшие
частнювладельческие верфи Мицпубжи и
Кавасаки также заняты в основном зоен-
ным кораблестроением. Фирма Мицубиси
в Натасаки имеет дочерние предприятия в
Kote u Xupocuma, a фирма Кавасаки в
Кобе имеет свои ответвления в Дайрене,
Шанхае и Харбине. На верфях этих фиру
строились линкоры «Ниша», «[5е», «Ви

С момента вступления Италии в вой-
ну— пишет английский журнал «Энджи-
нир»,— сведения 0 её военном корабле-

} строении не проникают в заграничную пе-

чать. Тем нео менее можно предположить,
что строительство двух линкоров по
35.000 тонн «Вота» и «Пирего», спу-
щенных на воду соответотвенно в ноябре
1939 г. ив июне 1940 г., значительно
продвинулось Bieped. Ha этих кораблях
установлено по девять‘ 381-мм орудий,
стреляющих на дистанцию около 47.000 м;
кажлый снаряд этого калибра весит
1.000 кт, вес каждой трехорулийной баш-
зи — 1.600 т. Отоимость одного ливкора—
около 1 миллиарща лир.

Все 12 крейсеров типа «Веро]0», зало-
женные в 1939 т. 6 расчетом ввода их в
строй в 1941 г., вряд ли будут закончены
в ближайшее время. Эти корабли водоизме-
щением в 3.362 т каждый имеют мощные
двигатели в 120.000 т. c., поэволяющие

о

ВИДИМОСТЬ ИСТОЧНИКОВ

Американский журнал «Нопюлэр М№-
Кэникс» сообщает, что германские ученые
нелавно произволили опыты, чтобы выяс-
ть, на какое расстояние английские лет-
чики видят различные источники света вэ
время затемнения (светомаскировки) в гер-
манеких городах, подвергающихся бомбар-
дировке.

САМОЛЕТ. БЕЗ МОТОРА

Бак сообщает горманский журнал «Ил-

судовладельцы, суда которых показали на.

были сильно загружены военным корабле-.

возможность почти целиком обелуживать
дальневосточные коммуникации, Отсюда,
как указывала швейцарская «Нейе Цюрхер
Цейтунг»; усиленное и ускоренное торговое
судостроение: з& один только 1939 т. верфи
страны сдали в эксплоатацию 624.000
тонн торговых судов. Кроме того, за этот
же гол там находилось в постройке 63 ели-
ницы общим водоизмещением в 308.849
тонн, не считая довольно значительного
соннажа в ремонте, Надо отметить, что
сула, нахолящиеея в ремонте, в побледние
толы составляют там весьма значительный
процент. Это об’яеняетея ‘тем, что’ сравни-
тельно немногочисленные японские верфи
перегружены военным кораблестроением и
форсированным строительством нового тор-
тового тоннажа. В итоге ремонт произво-
дитея мелленно, что’ ведет к постоянному
выпаданию из ‘экоплоатации нескольких
сот тыбяч тонн судов.

Как уже. было сказано, к началу
1940 г. торговый флот Японии составлял
5.630.000° тонн — 8,1 проц. мирового
тоннажа. Он насчитывал всего 2.337 су-
лов, принадлежащих 77 судохолным компа-
ниям. Более 60 проц. тоннажа находится
в руках 21 компании.

Отличительная черта японского торгово-
го флот» — почти полное отсутствие спе-
циальных пассажирских пароходов, явное
1реобладание грузовых и товаро-пассажир-
ских. В его составе почти нет крупных
быстроходных . пароходов водоизмещением
более 20.000 тонн. Окзанекие фейсы
Токио—Сан-Франциеке и Токио-—порты
Европы обслуживают суда водоизмещением
в 10.000—20.000 тонн. Всего имеется 38
таких пароходов общим водоизмещением
в 488.000 тонн. Основная масса судов
меньшего водоизмещения обслуживает в
первую очередь ближние водные районы. _

Состав торгового флота Японии отли-
чается большой пестротой. Наряду со зна-
чительным количеством новых единиц,
построенных за последние 5 лет, имеетея
много пароходов, находящихся в экоплоа-
тации более ‘четверти века. Германский
журнал «Марине Рундшау» приводит сле-
дующие сравнительные данные © возраст-
ном составе торговых флотов Японии,
Норвегии и Англии.

АНГЛИЯ НОРВЕГИЯ
21,1 проц. 24,6 прот.
106.5 20,7 >
24,2 >> 16:4 9
21,0. » Ort. se
12 > 9.7 7° 3
19,8 » 10,9

*y

sima», «Haruna», авианосец «Васа»; там
же строятся и некоторые” новые японские
военные корабли. Кроме того имеется
8 друтих крупных  частновладельческих
судостроительных верфей в Иокогама,
Банадзава, Кобе, Токио, Осака и Хиро-
сима. : a

За последнее время  хпонекая печаль
вс6 чаше указывает на острый недостаток
морских транспортных судов, чт резко
отражается на вв0зе необходимого сырья и
состоянии производства. Газеты’ требуют
максимального использования для морских
перевозок веего торгового ‘флота, включая
даже старые парусники, подчеркивая при
этом трулности, связанные с. дальнейпим
усилением  ‹удостроения. Так, газета
«Мияко» 23 мая текущего тода ‘писала,
что «в связи с недостатком строительных
материалов и рабочей силы в Япония
строить новые транспортные суда весьма
трудно». ‘

Тревога японской печати становится
понятной, если представить себе затрузку
ее ‘верфей: с 1920 т. по 1939 г. на них
было построено более 2 млн. тонн тортовых
судов и 800.000 тонн военных кораблей,
не считая находящихея в постройке и в
ремонте. 3a последний гол эти масштабы
возросли. Отмечая усиленный рост ©трои-
тельства военных кораблей и торовых
судов. в Японии, терманский журнал
«Марине Рундшау» в марте нынешнего
тола нисал, что ев судостроительная про-
мышленность «загружена ло предела своих
производственных возможностей».

BT

ВОЕННОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ В ИТАЛИИ

развивать скорость в 41 узел; установка,
столь мощных двигателей на, корабле сраз-
нительно малого водоизмещения требует
очень тщательной проверки. Точно так же
проверки требует эффективность 135-мм
‘универсальных орудий, устанавливаемых
на этих кораблях. Журнал подчеркивает,
что универсальньыю орудия такого калибра,
являются новшеством. .

В строительную программу 1939 г. бы-
  ли включены новые крейсера, типа, «Атии-
raglio Costanzo Сало» водоизмещением
в 8.000 тонн, 8 эсминцев типа «Ау/еге» и
4 миноносца. В связи е началом войны
строительство крейсеров, повидимому, отло-
жено; остальные корабли строятся усилен-
ными темпами, точно так же как и быстро-
ходные сторожевью суда, заложенные в
Фиуме на верфях Куарнаро.

3a истекщтий тох вошли в строй 12 пол-
водных лодок; на сташелях находятся еще
16 вхиниц этого класса. (Соб, инф.).

СВЕТА ПРИ ЗАТЕМНЕНИИ

Опыты показали, что свет одной горя-
щей спички виден на ракстоянии полу-
мили. Свет от керосиновой лампы виден
на расстоянии 1,25 мили, а свет из окна
хоропю освещенной комнаты можно раз-
личить на расетоянии 12,5 мили. (Соб.
инф.). “

И ВОЗДУШНЫХ ВИНТОВ.

Бонструвция этого самолета, по словам

люстрирте Техник», итальянский инженер   «Иллюстрирте Техник», устраняет труд-

Вомцини сконструировал самолет’ совер-
шенио нового типа — без мотора и воз-
душных винтов. Подробности новой кон-
струкции не опубликованы, известно толь-
ко, что это пельнометаллический самолет
весом в 4.000 кг, летающий ог действия
разрядов, производимых сжатым газом, т. 6.
его движение в воздухе основано на прин-
циле работы ракетного заряда.

}

ности, < которыми сталкиваются самолеты
существующих типов на болыних выюо-
тах, и представляет поэтому значительный
mar вперед к ‘осуществлению полетов в
стратосфере.

«Иллюстрирт Техник» пишет, чо
итальянским предприятиям Капрони пору-
чено производство новых самолетов, (боб.
инф.).