1.5 7 mona 1941 г. № 132 (786)

Х

О партийных заланиях
‚ командирам-коммунистам

foots MONO слыипать ‘рассуждения oO   вахных
oy, 10 Y комащтира-комыну ниста нехвалта,
PCL для вышюлнения партийных за-

тыловых учреждений. В службе
м один. из способнейших руково-
ий, В счастью, таких вагляцов прицер- Eh eee ae и миа
уитея одиницы, и, каб правило, их нуты не бывает без lak Ree ни ee
мЗываЮт КА ТАЗ то товарити, вото-   ния можно оказать, что в этом учрездении
jg 0 MOTYT ПОХРатиться своим активным   нельзя найти командира, который был бы
дуем в партийной работе. Пралииль-   тах сильно загружен работой ‘ках он

ь , 2 .

get того утверждения показасти оп“четно- Однако, несмотря на многообразную и
збрные партийные собрания, напряженную деятельность. т. М ЖИ

ши бюро парторганизации итгаба од- охин из наиболее активных’ членов ВКЛ(б)
gu единения т. Жнязев пытался дока-   До отчетно-выборного партийного собрания
uth 14 собралти, что пельзя, дескать,   он выполнял в парторганизации обязанно-
диваять. стропих требований к комам-  сти члена бюро. Сейчас его вновь избрали
пих-—членам партийного бюро, так как   в партбюро, а последнее избрало сго векре-
ци загружены работой по своей должжо-   тарем.

ig, № же мысль, о в менео откровенной С самого начала новый секретарь т. Му-
и, проокальзываль и в отчете секре-   наев рабогает с болыпевистской етра-
пи партбюро т. Богомолова, 06& эти вы-   стностью и инициативой. Начав с упоря-
(vient в полной мере подтвердили то   дочения ‘планированеля партийной работы
уиако, Которое существовало у партийлев   он много внимания уделяет WELL WB HY AI
‚ибо тт, Князева и Богомолова. И ком-   ным боселам с коммунистами, работе ¢ кан-
ушеты правильно оценили wx: тт. Вня-   дидатами партии и комеомюльцами,

ив х Богомолова они не выбрали в новый   Недостатка в подобных фактах нет.
(ив TLapTOIOPO. Можно еще назвать военинженера 3-го pan-
’ так смотрит а свой партийные 0бя-   го Авласенок, старшего лейтенанта, Мари-
уоти подавлятотцее большинство коман-   нушкина, вооптехника 1-го ранга Михай-
  иив-коммунистов. У ‘них находится доста-   лова и многих других, которые также умо-
шо времени и для выполнения своих   ло сочетают свои должностные обязанности
цувебных дел и для того, чтобы аютив- с партийной работой. Все они-отличные
в уаствовать в жизни падупийной орга-   специалисты своего дела и активные чле-
црации своего корабля, чаюти. Команхир-   ны партии,

(MLCT в роли секретадя падугийной ор- Из скаванцого следует, что разговоры or-
влации, члена бюро, агитатора, пропа-   дельных командиров-коммунистов о невоз-
пашоть и т, д, притом. хорюшо  выпол-  можности нести служебные обязанности и
мющий свои функции, — далеко не ред-  быть одновременню активным ‘участником
ить. Командир, даже очень занятый   партийной жизни -— разговоры  neceppes-
ими служебными делами, но созналельно   ные. Причина этих суждений кроется ли-
шоящийя к партийным поручениям,   05 в неуменик организовать свой рабочий
RI выкроит время ддя их выполнения.   день, либо, что еще хуже, они служат

% примерами не нужно далеко ходить.   ширмой, за которой кое-кто непрочь спря-
питан-лейтеналига т. Прохорова все знают   тать свою пасоивнюсть и нестособность по-
 } м соединении. Это волевой, реши-   нять ту простую вещь, что высокая лар-
виный и требовательный командир. Вме-   тийность в работе — непременное условие
с тем он и хороший воспитатель под-   успешной служебной деятельности коман-
чиненных. Недавно за выполнение  спе-   дира-коммуниета.

цильных заданий правительства, т. Прохю- Партийные залания-—прекраюная тикюла
№ был натражден медалью «За отвагу».   для выработки большевистских качеств У
№ рабочий день как командира корабля   команлира-коммутиста. Поэтому руководи-
  с быком задтолнен с раннего утрь и до  тель парторганизалии лолжен расценивать
  узо вечера многочисленными хлолю-   партийные поручения как большое и от-
  шит и заботами по кораблю. И все-таки он   ветотвениое дело. Не может быть шаблона
‘tak разумно организует время, что имеет   в распределении партийных задапий ком-
‚ юхожность вести большую партийную ра-   муниотам-командирам. В отдельные момен-
вит, ты боевой подготовки или ин деятель-

Ти. Прохоров-—аккуратный и исполни-   ности кораблей и частей руководитель
IML WH партийной комиссии соеди-   паргорганизации может и должен, еели ‘это
peut, Он не только регулярно присут-  пужно, сократить количество партийных
ут на заседаниях. По заданию парт-  поручений тому или иному команкиру-
пусти он обелеховал, например, в мае   коммуниету или дать ему поручение ¢
уме парторганизаций кораблей состояние   учетом выполняемой им в данный момент
  боты с камдидатами в члены В№б).   работы по своей должитости.

ме того в Мае же т, Прохоров сделал   Давая поручения командиру-коммуниету,
клады па собраниях партийной и комсо-   необходимо учитывать ‘их количество и ха-
ульской организаций своего корабля «0   рактер, № сожалению, так делается далеко
  8 боевой подготовки и задачах партий-   не везде. На корабле М старшина-химиет
ый и комсомольской организажий», Нако-  младиий командир Савченко выполнял
и, ожедневню ом ведет еще ‘индивииуаль-   обязанности и рехаютора стенной газеты и
0 работу 6 командирами и бойцами сво-   соокретаря комеомольской организации. Вро-
и корабля: ув этого ему поручали и другие задания.

№ может показаться на первый взгляд,   В итоге этой «мнотогранности» он начал
  такая интенсивная загрузка рабочего   плохо выполнять свои служебные обязан-
и отражается на качестве работы т. Шро-   ности, Ha М-ской батарее командир
цива как. командира тюрабля. Her, его   взвода т. Горбенко. являетя и секре-
зыьзя упреюнуть в этом. Корабль, которым   тафем первичной партийной организации
ммандует т. Прохоров, уже сейчае эначи- и трупповодом политических занятий. Pa-
 №льно Marky витеред в. боевом, соверщиен-   зумеетоя, т. Горбанко. поставлен в тяжэ-
иовании лю сравнению © прошлым подом   лое положение — часть его работы: неиз-
( лузет много шансов Ha TO, чтобы замять  ‘бежно булет стралаль. }
мущее место сфеди других кораблей coe-  flemo, что при распределении партийных
нения. № словам самого т. Прохорова,   заданий нужно соблюдать индивидуальный
и только выитрывает от своей тесной свя-   подход. Тут следует обязательно исходить
{с партийной организацией, так как при   из служебной и общественной деятельности
ведении намеченных им мероприятий командира-коммуниета. Руководитель mapr-
цухуниоты оказывают ему огромную 19-   оргалтизащии должен также быть в этом де-
HOM. лю чутким и гибким: не перегружать

hoa т. Прохорова слросили: «Вах вы командира, но и не давать ему возможно-

—=„/{{ ‚

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Порочный стиль руководства
политзанятиями

Накануне дня политзанятий начальник
агитиропчаюти отдела политической про-
паганды батальонный комиссар т. Эдель-
штейн <озвал срочное совещание работни-
ков ОНИ, Дома’ Военно-Морского Флота,
Дома партийной пропатанды и редакции
многотиражной газеты,

— Есть срочное задание: проверить,
как ‘проводятся ‘политзанятия. Каждый
проверяющий должен побывать в юпреде-
ленной части и доложить о ‘недостатках, —
предложил собравиимея т. Элельышитейн,

Что же случилоеь? Оказывается, посту
пили сообщения 60 неудовлетворительном
холе политзанятий.

Правда, до последнего времени из сводок
ыло видно, что занятия проводились 06-
разцово. А так как в отделе политиче-
ской пропаганды“ привыкли судить 000
всем тлавным образом по’ сводкам -— уст-
ным и письменным, то ‘редко кто из
инструкторов заходил в Части.

Короче говоря, т. Элельнитейн об’явих,
что ‘в некоторых частях занятия прово-
дятея оторванно от жизни, не контролиз
руются заместителями командиров по по-
литической части, что групповоды не го-
товятея и есть случаи срыва политзаня-
ТИЙ.

Проверяющие разошлись по частям. По-
литрук т. Бондарчук явился к групповолу
т. Воитик. Здесь он выявил, что помош-
ник грушвода т. Шевченко пришел на
занятие по истории CCCP  неподготов-
ленным, © плохо составленным конепек-
том. Он говорило скучно, вяло, и крас-
пофлотцы  ничего не поняли. Тов. Шев-
ченко, допустив ряд неточноетей, к концу
совсем запутался в своем конепеклте и стал
заглядывать в учебник. 06 этом т. Бон-
дарчук доложил т. Эдельштейну.
Отарший политрук т. Полещук и млад-
птий политрук т. Горбенко проверили труп-
поводов тт. Вротова и Исакова. Их труппы
проходили ТУ главу «Кратко курса
истории ВЕП(б)». Тт. Полещук и Горбенко
ничего дельного He ‘узнали и результат
своей проверки изложили общей фразой:
«Туманно раз’ясняют краснофлотцам непо-
пятные термины, слаба Ha политзанятиях
дисциплина...»

В пяти минутах ходьбы от кабинета
т. Эдельштейна находится ленинская ком-
ната, тде занимается по ucropun CCCP
группа краснофлотцев, руководимая т. Бе-
лобровым. Проверяющий Шалимов расска-
зал Элельштейну, что трупповоду Белобро-
ву никто не доложил о количестве при-
сутотвующих, что слушалели были одеты
He по форме, при ответах не’ вставали. с
мест. После того как политгрупповох  об’-

пыскивасте время для выполнения  пар-
ных залатий?», он ответил: «Hea
\узадир правильно’ оргавизует свой рабо-
И день, то он успеет и по службе, и в
plore nar coool, m партийные обязанно-
ик не пострадают».

9% безусловно верно. И me подлежит
унтению, что многие успехи в работе
1. Прохорова ‘и ето заслуженный авторитет
  Уюмандиров и краснофлотцев— именно ре-
упьтат умелого сочетания своих служеб-
ых функций с большой и активной пар-
Иной работой.
  Авот другой партиец, военинихенер 3-го

и т. Мунаев. Он руководит одним из

БИБЛИО

сти отрываться от партийной жизни.
Не может быть двух мнений относитель-
но того, что самое плохое для командира
коммуниста—это ето отрыв. от партийной
жизни своего корабля, части. И этого ни-
как допустить нельзя.
И если некоторые руководители партий-
ных организаций боятся «перегружать»
комантира-комиуниета и отремятея при
всех условиях «освобождать» ео от пар-
тайных заданий, то этим самым они oka-
зывают ему мелвежью услугу.

Бригадный комиссар
В. БЕЛЕННОВ.

ГРАФИЯ

«Морские рассказь»”“

Тртья книг» «Морских рассказов»
ТИ. Отанюковича так же, как и две
Мувые, показывает современному читате-
  № жизнь русского военного флота в пе-

№ную эпоху’ от парусных к паровым

раблям. Моряк по образованию, K.
звюкович, ‘ходивнтий в‘ кругосветное
  мавание, хорошо изучил быт и нравы
\троеов. С присущей писателю наблю-
Итольностью он удачно подмечал мель-.
Уйшие детали, характеризовающие его ге-

№, Станюкович заставляет читателя ра-
  Мватья их удачам, переживать их пе-
  ЧАИ,

A»

В время плаваний и тяжелых испые
ий экипаж корабля предотавлял собой
`ужный коллектив, отстаивавший честь
го корабля за границей, терпеливо пе-
Miers все ‘невзгоды.

Тиберальные настроения шестидесятых
лов проникли и в среду военных моря-
Кв. Появились командиры, задолго до от-
‘CHM телесных наказаний’ запрегивигие
Применять их на своих судах. Офицерам и
®щианам запретцалоеь бить матросов.

В 1е тоды корабли русского флота ча-
10 ходили в кругосветные плавания. ITH
ты воспитывали моряков, приучали
IX быть постоянно на-чеку, преодолевать
ТЯХИЮ.

Bh, этих людях и рассказывает писз-

Cb,

Центральное место в ‘третьей книге за-
Mawr два произведения — «Веепокой-
wh адиирал» и «Берёг и море». В пер-
Мм из них писатель дал образ одного из
начальников Тихоокеанской эскадры ——
нтр-адхирала Кбрнева, который был из-
“тен в уорских кругах под прозвищем
«Веспокойный алмирал». Лихой моряк, в06-
MAMAN лазаревской школы, он требовал
ее

* К, Станюкович. «Морские рассказы»,
Юта третья, Роенмориадат, 1941 г.
Яр, 504, ц, 9 р. 50 коп.

от своих подчиненных таких качеств, ко-
торыми должны бъыми обладать настоящие
моряки. Он учил их быть тотовыми ко
всяким случайностям.

В 1863 году отношения между Россией,
© одной стороны, и Англией и Францией,
с другой, сильно обострились, Русская
эскадра нахолилась в Тихом океане,

Векоре из морского министерства по-
ступило предписание,  предлатавиее . co-
брать эскадру и немедленно итти в Нико-
лаевок-на-Амуре, где и находиться В
зопасноети на случай войны, —

Но боевой дух русских моряков не
выносил безделья, пе мог допустить от-
ступления перед врагом. Корнев решил не
уводить корабли, а предупредил, что, «по-
лучив по телеграфу извещение 0 войне,
отправит вое свои суда в крейсоротво для
ловли английских купеческих кораблей и
для внезатных нападений на английские
колонии. Вот что он намерен сделать вуе-

ето того, чтобы позорно запереться в Ни-

колаевеке-на-Амуре».

`Под фамилией «Корнев» К. М. Отаню-
кович изобразил контр-адмирала А. А,
Попова, известного в русском флоте мо-
ряка, впоследствии принимавего хеятель-
ное участие в новом военном кораблестрое-
‘нии. Построенные по его проекту круглыю
броненосцы вошли в историю русского
флота под названием «поповок».

Но вот адмирала, полного сил, и энер-
тии, отстранили..,

«Явился пресловутый ценз... По мере
того как ‘увеличивалось количество ги-
тантов-броненосцев и торжествовал «культ
тропа» обезличивались люди и исчезал
тот ‘истинно-морской дух, та любовь в
делу и то обычное у прежних морякоз
рыцарство, которые являлись как-бы тра-
диционными и без которых вое эти чу-
деса техники являются лишь бесполезны
ми и дорого стоющиии игрушками», —
пишет №. М. Станюкович.

явил, что «на сегоднятгнем занятии будем
самостоятельно изучать раздел «Россия
ХУШ века — империя помещиков и куп-
цов», поднялся шум: бойцьз беседовали 00
азбуке Морзе и © знаках различия выс-
шего начальствующего состава, краснофло-
тец т. ‘Анкутинов читал газету, красно-
флотец т. Боровиков мирно дремал ит. д.

В директиве Тлавного управления по-
литической пропаганды здесь отнеслись
формально. Сплошь и рядом ветречалотся
прежние недостатки. Занятия и сейчас
проводяжя  неорганизованно, Ha ‘низкои
ихейном уровне.

Директива ‘обязывает всех работников
ОПП проводить лолитзанятия по вопросам
текущей ‘жизни, ‘руковолить постоянно

действующими инструктевными занятиями

трупповодов и помощников. Но злесь этого
не делают. 3a год т. Эдельштейн только
три таза проводил ‘инструктивные заня-
тия. 0 других работниках ОШИ нечего ‘и
говорить.
‚ Шлохой подбор групповолов и неуловле-
творительная их подготовка, слабый кон-
троль приводят к низкому качеству заня-
тий. Что, например, могут дать недоста-
точно подготовленному бойпу такие раз’:
яенения групповолов тт. Исакова и Кро-
това: «Мир един потому, что все. суще-
ствует независимо от нашего сознания»?
Некоторые заместители командиров по
политической части не интересуются под-
готовкой групповодов в занятиям, прове-
дением занятий, но узнают, какая UM
пужна помощь. Политрув т. Иванов
HO знает, как правило, кто, Korda,

и не распространяется. _
Брать же пример есть © кого. Группо-
вод т. Светлов еерьезно готовится к каж-

дому занятию, Он изучает весь рекомен-

дованный материал,
источники,
группового занятия. Тов. Светлов удачно

использует  перво-

исполвзует примеры мз жизни страны и

своей части, не разбрасывается, а cocpe-
доточивает внимание групны на узловых

вопросах темы, обетоятельно раз’яеняет ее

краснофлотцам. Так же хорошо работает
групповод т. Мартыненко.

Тов. Элельштейн считает, что борьба, за
дисциплину ограничивается 100-процент-
Ной явкой бойцов на занятия, Качество и
итоги занятий его мало интересуют,

Работники ОПИ превратились в каких-
То ревизоров. Это и есть олна из причин
плохой постановки политических занятий.

Политрук А. ШАРОВ.

Групповод И. Отеленко проводит политзанятие с краснофлотцами. (Пинская

флотилия). !

В этих словах писатель дал меткую
харажлеристику личного состава русского
флота конца XIX столетия.

На смену Корневым, энергичным моря-
кам, старавшимея привить личному co-
ставу любовь к морю и ©в00й профессии,
флагманами становились  Ратмирчевы
«Придворный суслик», —звали его мичманы
эскадры. Тажие люди шли на флот для
того, чтобы отбыть ценз, а иногда даже
и прямо $ корьютными целями, }

образ тавого «флатмана» Станюко-
BUT дает в другом произведении — «Бе-
рег и море», ae

Вот личность контр-адмирала Пармена
Степановича Трилистникова.

«Ничего 566е,.. Не разносит. Любит
только, чтобы матросы громко и радостно
вотречали, А на ученьях не придирчив,
Й сам небольшюй до них охотник.., Ка-
MOTCA, только и думает, как бы окон-
чить свои два года и вернуться», — так
отзывается командир крейсера «Войн» 06
адиирале, МН

В. М. Станюкович показал многочислен-
ных представителей личного сосФава рус-
ского флота двух периодов —— шестидеся-
тых и девяностых тодов МХ века,

Внимательный читатель сумеет быстро
обнаружить подлияные причины, которые
привели в дальнейшем к разгрому русского
флота в 1905 году. Писатель совершенно
правильно характеризует постепенный
упалох флота в конце прошлого века.
Командному составу, служившему в это
время во флоте, казалось, что морская
профессия пе имела TOTO смысла и той
прелести, о которых говорили моряки дру-
гого поколения, плававшие в пюстидеся-
тых годах.

Дальние плавания, полная опасностей
служба закаляли характер и воспиты-
вали морской дух, который не имел ни-
чего общего с безразличным отбыванием
служебных = обязанностей ради  ценза.
«Артемьев мог вопомнить о своем первом
дальнем плавании, как и большая часть
сослуживцев, как о чем-то тусклом, скуч-
ном и неприятном.

Часто чинили машину броненосца. Тру
вили на переходах. Олнообразны, скучны

Фото ТАСС,

были долгие стоянки на Дальнем Востоке.  .

Плавали редко, ради осторожности каши-
тана, боявшегося и перетратить уголь, и
‘испортить благополучие своих плаваний
и, следовательно, карьеру.

Неуверенный в умении управлять евоим
броненосцем, стоящим” миллионы, он не
любил плавать и недолюбливал море».

Такие моряки насчитывали уже не
етиницами. _ а

Наживу, карьеризм, собственное блато-
толучие они ставили выше интересов
службы, флота, родины,

На морскую службу стали смотреть с
коммерческой точки врения.
ценз убил весь морской дух во флоте.

Ноудивительно, что некоторые коман-
диры броненосцев эскадры Рожественского
были проникнуты «унадочническими» на-
строениями. Это был прямой результат
постепенного разложения, так красочно
обрисованного К. М. Станюковичем.

В рассказе «Дуэль в океане» писатель
останавливается нз ярком. примере. анта-
тонизма, существовавшего между  флот-
скими офицерами и офицерами корпуов-—

флотеких штурманов, инженер-механиков и

морской артиллерии.

Кадры фаотеких офицеров понолнялись
привилегированными лицами из числа, по-
томственных ‘дворян, князей и графов, в
то ‘время как артиллеристом, штурманом
и механиком мог быть всякий.

Этот рассказ верно характеризует то
высокомерие, с каким относились Флот-
ские офицеры к незаметным труженикам
моря — пегурманам, зртиллеристам и ме-
ханикам — в те времена. }

В остальных произведениях, помещен-
ных в третьей книге, писатель © обыч-
ным для него умением рассказывает” о
русских моряках, не раз останавливаясь
на их мужестве в борьбе со стихией.

Трудно пересказывать о произведения
В. М, Отанюковича, их нужно прочесть
полностью, Они. не потеряли своей све-
жести до сих пор, От них веет настоящих
морем, морской стихией.

С, МОИСЕЕВ,

где
проводит в его части политзанятия. Опыт
лучигих групповодов почти не обобщается

составляет план рассказа и

‘зрачноети воздуха.

Введенный

a

Помошь отстающим

партийным организациям

После отчетно-выборных собраний зада-
ча отдела политической пропаганды наше-
то соединения заключалась в том, чтобы
немедленно оказать помощь отетающим пар-
тийным ортанизациям, быютрее ликвилиро-
вать недостатки, векрытые на, собраниях,
и научить вновь избранных секретарей и
членов бюро руковохить партработой.

Для. этого отдел политической пропатан-
ды провел в мае р Ока Ero
участники прослушали лекции 0} oprann-
зационных принципах большевизма, изу-
чали разделы «Нартия» и «Стиль в pado-
те» из лекций товарища Сталина «06
основах ленинизма», а также директиву
Главного управления политической пропа-
танды Военно-Морского Флота. Внимание

секретарей 0с0бо обращалось на прахтику.

планирования и проверку исполнения.

Секретарь передовой партийной органи-
запии т. Максаков сделал доклад © том,
как коммунисты добились авантардной
‘роли в боевой и политической подготовке,
По отзывам секретарей, опыт этой map-
тийной организации очень . поучителен,
Практике партийного руководства было
отведено на семинаре 13 тем. После семи-
нара секретари получали практическую
помощь,

На корабле, где теперь секретарем
т. Ботатюк, коммунисты редко обсуждали
вопросы, касзлощиеся их передовой роли в
жизни корабля. Соберутся, бывало, они,
чтобы заслушать информацию 0 ходе вы-
полнения зачетных упражнений, а им со-
общают только малоубедительную сводку,
которая, конечно, He вскрывает причин
отдельных недочетов. Ё собраниям зщесь
не готовились. Нередко вопросы, стоявиеие
на повестке дня, становились известными
только после избрания президиума. С пла-
ном дело обстояло так: заместитель коман-
дира, получив план отдела политической
пропатаняьы, переписывал ®го, а секретарь
копировал. Такая копия © копии не отве-
чала насущным задачам корабля. Бывтеий
секретарь т. Чепурный нередко залумы-
валея над тем, как же выделить из та-
` кого ограниченного плана партийные з3-
дания коммунистам. В этой организации
многие коммунисты не выполняли ника’
ких поручений.

На корабль был послан инструктор
отдела политической пропатанль. Он озна-
комилея с состоянием боевой и политиче-
ской подготовки, побеседовал © каждым
коммунистом. Затем вместе ©’ секретарем
составили план, созвали актив. Каждый
получил определенное задание. В присут-
ствии товарища, отвечающего за воспита-
ние кандидатов, инструктор провел беседу
на тему «Чего требует партия от комму-
вистов?» и помог подобрать темы лля оче-
редных занятий с кандидатами, Военко-
ровский актив обсудил задачи низовой пе-
чати и составил тематический план. но-
меров стенной газеты, «Боевых листков».

- Назрела необходимость провести пар-

ое собрание. В повестку дня включи-
ли один вопрос — обсуждение директивы
Тлавного управления политической пропа-
тандьы. Инструктор вместе с секретарем за

педелю до собрания побеседовал в комму- .
нистами, записал их предложения. Во вре-

мя этих бесед намечалиеь и исполнители,

способные справиться е порученным де-

лом, № собранию выпускались специаль-

ные номера стенных газет. Вскоре опять

собрали военкоров, чтобы составить план.
выпуска газет, связанных © реализацией

принятых решений. Так на практике ин-

структор показал коммунистам, как нужно

работать.

После собрания секретарь уже тверло
знал, кому и какие поручения надо даль,
Залания получили все члены организации,
В выполнению своих общественных 0бя-
занноетей они привлекли беспартийных
краснофлотцев и командиров.

Секретарь т. Богатюк чаще стал про-
верять выполнение заданий коммуниетами,
Практика показала, что если задания про-
верять только один раз— в намеченный
день выполнения, то это нередко приводит
к срыву мероприятий. Повседневная mpo-
верка и напоминания гарантируют выпол-
нение поручения в срок.

В процессе проверки у исполнителя
возникают всевозможные вопросы, затруд-
нения. Секретарь только тогда может во-
время помочь коммуниесту, когла он тиа-
тельно учитывает ето загрузюу, повседнев-
но общается с ним. Действуя именно так,
т. Богатюк добился участия веех комму-
нистов в партийной жизни; у них выра-
батывается чувство ответственности за
выполнение своих обязанностей.

Был в прошлом и такой недостаток —
© нем мно говорили на собраниях. Под-
разделение, боевая часть, боевые юсты

не всегда находились в центре внимания _

партийной организации, все делалось в
масштабе корабля. Из-за, этого снижалось
качество проводимых мероприятий. Взять,
& примеру, вопрос о дисциплине. До сих
пор некоторые коммунисты мирились ©
таким положением, когла в боевой части
беспартийный боец нарушал воинскую лис-
пиплину. Это не вызывало у них тревоги.
Они не понимали, что мало быть самому
дисциплинированным. Личная: диоцинтини-
 рованноеть коммуниста лолжна, быть о не
только образцовой, но и сознательной,
творческой. Поэтому он обязан своевре-
менно предотвращать нарушения ‘дисцип-
лины другими, давая совет, оказывая по-
мощь, а тде нужно, и применяя меры 9б-
щественного воздействия. а

Это мы разяспили партийным органи-
зациям. Отдел политической пропатанды
старалея конкретно ставить задачи перед
коммунистами, чтобы приблизить партий-
ную работу к залачам боевой подготовки,
лучню изучить людей, их способности,
нуждьЕ и запросы, своевременно вскрыть
и устранить нехочеты,

В отстававших ранее партийных орга-
низациях за последнее время работа ожи-
вилась и стала более целеустремленной. В
ближайшее время мы обобщим опыт Tap-
тийных организаций на учениях, на ре-
монте, в походе и ознакомим с ним секре-
тарей.

Батальонный комиссар В. УСОВ.

Г

Новые приборы для

Современные ‘условия морского и воз-
душного боя требуют воестороннего учета,
факторов, могущих в той или иной сте-
пени повлиять на выполнение боевой опе-
рапии флота,

Среди. многочисленных ‘условий, из ко-
торых складывается боевая обстановка,
все большее знамение приобретают данные
гидрометеорологической обстановки. В свя-
зи с этим встает” вопрос: весе ли гидро-
метеорологические элементы определяются
© достаточной для практических целей
точностью?

В сожалению, дать вполне утверлитель-
ный ответ на это нельзя, Например, такой
важный метеорологический элемент с точ-
ки зрения авиации и флота, Kak даль-
ность горизонтальной видимости, на прак-
тяке определяется очень приближенно и
часто на-глаз. Такое измерение видимости
происходит потому, что до сего времени
не было проетого прибора, который полу-
чил бы массовое распространение на KO0-
раблях и в 10 же время обеспечил бы
возможность . достаточно точно измерять
прозрачность воздуха и дальность горизон-

тальной видимости в море.

Необходимо отметить, что caMad  MeTO-
дик» исследования видимости разработана,
тлавным образом применительно к услови-
ям торизонтальной видимости на суше.
Что касается исследования видимости в
море, то здесь сделано еще мало. Послед-
ний год ознаменовался большими yere-
хами в этой области. ° Недавно доцент
Ленинградекого университета В. В. Шаро-
HOB сконструировал и испытал на прак-
тико новый прибор для измерения даль-
ности торизонтальной видимости и 1ро-

прибор «диафоноскоп» — измеритель про-
зрачноети.

Прибор представляет собой монокуляр,
в фокус которого вотавлена фотографиче-
ская пленка: на ней нанесена фотомет-
рическая шкала, состоящая из ряда се-
рых квалратиков последовательно возра-
стающей черноты.

Наблюдения видимости при помотци это-
то прибора состоят в следующем: хиафоно-
CKO направляют wa далекий предмет и
располагалт ero так, чтобы квадратики

Автор’ назвал этот

‚ измерения видимости _

шкалы приходились на фоне неба, у гори-
зонта непосредственно над предметом.
Далее наблюдатель, сравнивая шкалу ©
предметом, находит тот квадрат, который
по яркости больше всего похож на’ 0б’ект.
По номеру этого квадрата, но расетоянию
До об’екта и при помоши приложенной в
ттрибору линейки быетро определяются
дальность горизонтальной вихимости и
коэфициент прозрачности воздуха. Прибор
с Успехом может быть применен не толь-
ко для наблюдения видимости на, суше, но
и Ha море. В этом случае об’евктами на-
блюдений могут служить: отдаленный бе-
per, сооружения на нем, здания, маяки,
лес и т. п. Но расстояние до выбранных
об’ектов ‘должно быть заранее известно
или определено в. момент наблюдения. При
отсутствии видимости берега  об’ектом
‘наблюдения могут служить проходящие
вдали корабли, ‘

Предварительный опыт работы с этии
прибором дает основание предполагать, что
auadonockon Шаронова ¢ ‘услехом мо-
жет быть. применен на флоте. = -

Научно-исследовательская деятельное
в области разработки методов изучения
вертикальной видимости была начата еще
в 1939 году в Военно-морской академии
им. Ворошилова, В 1940 году по заданию
кафедры гидрометеорологии был сконстру-
‘ироваи спепиальный прибор — шаропи-
лотный теодолит-дьикомер. В нем посред-
ством 060бого приспособления измюряется
степень видимости черного пара-тилота,
постепенно похнимающегося вверх.

Произвеленные наблюдения показали,
что прибор дает возможность обнаружить
в атмоефере слои, наиболее богатые содер-
жанием влаги и пыли, т. е. слои $ мак-
симальным помутнением, THe через He-
сколько часов начинают’ образовываться
облака. Это, в свою очередь, дает воз-
можноеть заранее выбрать наиболее выгод-
ную высоту полета для производства в0з-
дупной разведки и аэрофотос’емки.

В настоящее время работа в области.
дальнейшего усовертенствования метода
наблюдений вертикальной видимости и
конструирования новых приборов получила

птирокий размах,
Доцент КРОПОТОВ,

avis ПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛОВ

«Судостроение» № 8

В восымом номере журнала «Судострое:
ние», в разделб «Конструкция и эксилоа-
тация судов», выступают ©0 статьями
инж. М. Б. Масоев — «Экспериментальное
исследование рулей быстроходных  кате-
ров» и инж. А. Б. Варпов — «0 вычиеле-
‚нии орлинаты центра величины судна».
Раздел «Конструкция и эксплоатация суло-
вых механизмов и котлов» содержит ста-
тьи инж. А. А. Нестеренко -— «0б’ испы-
тании однопроточного котла» и инж. В. Н,

Дешкина, — «Пример применения  «{-Н»
диаграммы».
Следующий постоянный раздел журна-

ла — «Технология судостроения» — пред-
ставлен статьями: инж. Г. И. Степанова
и инж. П. М. Осипова, — «Типизация тех-
нологических процессов в механическом це-

хе», инж. Г. В. Войцова -— «Влесные про-
фили для обрешетника» и инж, Р. И.
Клуфман -— «Блестящее цинкование». Bo-
‘пресу испытания  непроницаемости судов
посвящены статьи инж. В. Ф. Безуклаяо-
ва, инж. Г. А. Ревзюк и инж. П. В. Фр-
лова. СОталья ‘инж. Е. М. Обадан говорит.
о маптинизации подечета  производотвен-
ных программ. а
В разделе «Инобтранная техника» даны
материалы © применении сварки при по-
стройке дизелей, о пловучих базах гидро-

‘самолетов и 0 ‘новой компановке судового

водотрубного котла. Напечатаны сведения
® постройке кораблей в Антлии, Голлан-

дий, США, Испании, Франции и xpi, a

также. аннотированный библиографический
указатель специальной литературы.