у -

Командирская учеба на мостике

-{От. нашего специального корреспондента)

В прошлом году этот миноносец имел
печальную славу на фаоте. Kora он
подходил к стенке и ему надо было стать
рядом © другями кораблями, то Ha них
выбрасывали за борт кранцы. На шгвартов-
ку уходило два-три часа, и все это время
над кораблем стоял неимоверный там и
шум, Дюди бегали по палубе, без чт
суетились.

— Стыдно вепоминать 06 этом! — го-
ворит командир БЧ-П т. Бурчаков. — Мы
не раз с завистью смотрели, Kak друтие
миноносцы быстро и ловко занимали ука-
занное место. Только ли при швартовке
так было? А на походе? Я на этом корабле
за всю пропую кампанию ни разу не при-
тронулея к машинному телеграфу. Счита-
лось, что вахтенный командир ве’ обязан
знать, как пользоваться Мань челе-
графом.

Вахтенные командиры по сути дела ни-
чето на мостике не делали. Они смотрели,
чтобы шаюпка была в готовности, наблю-
дали за горизонтом, за тем, что делается
вокруг. Настунало время — зажитали хо-
ховые ‘огни. Управление же кораблем, уме-
ние быстро принять решение, если ко-
раблю грозит опасность, — Bee это не ка-
салось вахтенного команлира. Этим зани-
Malad сам командир корабля, который нело-
оценивал значение повышения слециаль-
‘ных званий своих подчиненных.

° Командиром миноносца был назначен
капитан-лейтенант т. Письменный, Он зна,
`комилея со своими полчиненными, рас

шивал их © состоянии дела в полразделе-
ниях. Отвечали охотно, & в тлазах свети-
‘лось недоверие. Тов. Писыменный замечал
это, но молчал.

Наступил день первого. похода © новым

комалдироз. Погода выцалась неудачная,’

так по крайней Mepe думали многие на
миноноеце. Навальный ветер угрожал раз-
вернуть корабль наперекор воле командира.
Надо вызывать буксиры, пусть выводят из
тавани.

— Отставить буксиры! — приказал ка-
питан-лейтенант.——Выйдем самостоятельно.

Тов. Письменный сообщил вахтенному
командиру время выхода и приказал все
приготовить. Когда были прогреты маши-
ны и на сигнальной вышке подняли «До-
бро», корабль снялся со швартовых и <а-
мостоятельно, наперекор ветру, вышел из
гавани.  Вазтенныее ‹ командиром стоял
т Бурчаков, . Он с, удиваением и уваже-
нием наблюдал за ‘действиями команцира
корабля. Вдруг эн услыхал приказание:

— Передайте в машину: ere ход
на четыре узла!

Тов. `Бурчаков повторил приказание и
нерелтительно взялся за ручку телеграфа.
Воманлир корабля заметил уарОНиЫО

‚ действия т; Бурчакова.

—- Почему вы емотрите на фиксатор? —
спросил он.-— Движение руки должно быть
автоматическим, резким. Вот так! Иначе
ведь в машине мотут подумать, что теле-
граф рассогласовалея.

— H первый раз взялея за телеграф, —
смущенно ответил вахтенный командир.

Капитан-лейтенант т. Письменный вни-
мательно посмотрел на, него и ничего не от-

ветил. Он думал. Думал о том, что нало

многому учить командиров, и не только в
кают-компании, но и злесь, на мостике, в
походе. Нало учить людей управлять ко-
раблем, добиться четких, уверенных дей-
‚ствий вахтенных командиров, воспитывать
смелых, волевых полчиненных, умеющих
сочетать разумный риск ¢ продуманным
математическим расчетом. И начинать на-
до с мелочей, хотя бы и с телеграфа.

— Товарищ  Бурчаков! — обратился
т. Письменный к вахтенному командиру. —
Передайте в машину: уменьшить ход Ha
четыре узла!

— Езть уменьшить ход Ha четыре
узла! — ответил т. Бурчаков и подошел
в телеграфу. Но т. Письменный добавил:
Телеграф рассотласован!

Бурчакюв опентил. Он несколько секунт
что-то соображал и, очевидно, вопомнив,
бросилея к телефону.

— Отставить! Электрический телеграф

рассоглаеоваяея, но у вас есть еще меха-
нический. Вели бы и он вышел из строя,
`тода уж следовало бы переходить на те-
лефон. Не знаете инструкции, товарищ
Бурчажов. Вахтенный команлир молчал.

Командир корабля пересмотрел инструк-
цию вахтенному командиру по передаче
приказаний в машину, уточнил ев и при-
казал всем командирам, несущим вахтен-
ные обязанности, переписать ее и носить
при себе, пока она не будет пунктуально
усвоена. Тов. Письменный обратил внима-
ние всех товарищей на, то, что телеграфом
нельзя перелать о необходимости плавно
изменить хм. Надо пользоваться BBOHKO-
вой связью, которая позволяет перелавать
приказания 09 изменении хола на полови-
ну и четверть узла, не срабатывать без
нужлы телеграф и не вносить нервозность
в работу машинной вахты.

Преимущества такого управления маши-
нами сказались в ближайшем походе. Ми-
неносец шел в строю других кораблей. На
_ море еще плавал лед. Ворабль не только

О справочнике для

Вопрое о составлении справочника для
плавающего ебстава инженер-механиков,
поднятый инженер-капитаном 3-го ранга
т. Ярынич и инженер-механиком т. Хры-
повым («Красный Флот» от 9’ мая 1941 г.),
поставлен вполне своевременно.

Надо полагать, что кажлый, даже опыт-
ный, инженер-механик в своей практиче-
ской деятельности не раз истытывел 3a-
труднения, когда приходилось, затрачивая
много времени, отыскивать необхолимые
справки в несистемализированной литера-
туре.

При составлении ремонтных ведомостей,
для заказа той или иной детали часто
требуетея указать ‘качество материала,
иногда можно найти подходящий замени-
тель дорогостоящего или лефицитного мз-
териала. Но откуда взять такие сведения?

В тех случаях, когда требуется в ко-
роткий срок произвести расчет (механиче-
ский или теплотехнический), приходится
- ействовать, что называется, «на-глазок»,
Когда возникает необходимость проверить
себя, снова нужно дол и зачастую без-
успешно рыться в ‘литературе. Будь же

безукоризненно держалея з общем строю,
во и легко обхотил крупные льдины, ма-
неврируя рулем и изменяя скорость.
Немало бъло сделано т, Писъменным Jaa
того, чтобы миноносец безукоризненно
швартовался. В эти моменты действиями на
юте руководил лейтенант т. Киченок. Тов.

на ют старшего лейтенаита т, Филиппова,
‘который более умело руководил действия-

и четкую работу на швартовке. Здесь го-

положить стичечную коробку, т. Писъмен-
ный коснется ео кораблем и нь фазлавит,
такова точность подхода к стенке.
Умению мастерски ‘иивартоваться капи-
тан-лейтенант обучает вовх  вахтенных
командиров. «Секрет» заключается в том,
что т. Письменный отлично знает овой  ми-

натравление ветра, что он уверен в людях.
Полный учет воёх этих и других  оботоя-
„тельств и дает возможность швартоваться
лучив, чем это делалот другие. корабли.

Каждый поход миноносна — отличная

школа для командиров. Иснользуютея BCE
возможности для повышения их знаний,

обогащения их опыта новыми важными,

навыками. Ватитан-лейтенант т. Письмен-
ный заранее продумывает вопросы, кото-
рые он предложиг командирам на мостике.
Для каждого он составляет две записки,
солержалцие по лва вопроса. Перед пехо-
JOM записки вручаютея  сигналышикам,
причем первый и третий вопросы ‘попадалюот

рой и se к ситнальщих” Ha! 10-
BOM mal}

Таких образом, вводную лает не коман-
дир корабля, а сигналыцик. Этим подчер-
кивается реальность вводной. Так будет и
в бою. Вахтенный командир обязан Opt
стро опенить обстановку ‘и принять необ-
холимое решение. Он фактически играет
боевую тревогу, дает сигналы, маневри-
рует кораблем. Ничего условного во его
‘действиях не лопуекдется.

Другие командиры присутствуют тут
же, наблюдают 3a действиями. Они по-
своему, про себя, оценивают обстановку и
решиют залачу. Но ни они, ни команлир
корабля не вмешиваются в действия вах-
тенного командира. Никто не полекажет,
Никто пе окажет прежхлевременную, ненуж-
ную помощь. Действуй сам, прояви пол-
ностью свое умение; свои энания, свой
опыт!

Вот на вахте отарший лейтенант т. Вое-
волин. Ситнальщик докладывает:

„— На курсовом... самолет! Дистанция...
высота...

И почти сразу же вторая вводная:
— На курсовом... торпеда! Дистанция...
Тов. Воеводин быстро принимает реше-

`ниь — уклониться от торпель. On лает

нужные приказания в машину, поднимает
сигналы, играет тревогу, производит еще
рял необходимых действий. Следует третья
вводная, четвертая. Командиры внимательно
наблюдают за действиями т. Воеволина.
Следит за старшим лейтенантом и коман-
дир корабля.

`— Какие ошибки вы допустили? —
спрашивает т. Письменный у т. Воеволи-
на после решения последней вводной. Не-
мпого подумав, тот отвечает:

— Задержал. И огня по само-
лету..

—A что зы chamere, товарищи коман-
днры?

—- Нечетко полал команлу о сигналах.
Отонь зениток надо было раныпе от-
KDBITD... :

О главной ошибке говорит сам коман-
дир корабля. Тов. Воеводин не учел, что
«торпеда» во второй вволной была cOpo-
шена «самолетом». который фигурировал в
первой вводной. Торпеда безусловно дол-
жна была итти спиралью, & не прямо, по-
этому уклоняться от нее способом, пред-
ложенным т. Воеволиным, нельзя было.
В этом случае под удар тормеды миноносец
подетавлял весь борт.

—= Ясно? — спрашивает т. Письмен-

Письменный счел необхолимым поставить  ,

ми ютовой команды, обеспечивал быструю

ворят, что бели между стенкой и кораблем.

нонозец, учитывает его инерцию, силу A)

в сигнальцику a правом борту, & вто-

было немало недочетов.

Лейтенант Ф. Филимонов дает указания
шине 2-й статьи отличнику боевой и
Ne RON Spee —e

/ КРАСНЫЙ ФЛОТ

по уходу за И алЬной частью стар-
‘политической подготовки А. Гурьеву.
Фото Б. Григорьева.

Как бороться за бездымность

Половина моего отделения состоит из
краснофлотцев, которые служат на корабле
с момента установки ‘на нем котельных
механизмов. Они вместе с рабочими монти-
ровали эти мехализмы, ee изучая
HOBYH TOXHMKY.

Это была хорошая практическая школа.
Ho Bee же, когда корабль вступил в строй
и начал плаваль, знаний, которые были
приобретены бойцами у заводекой стенки,
оказалось ‘недостаточно, Иришлось еще
больше внимания уделить освоению спе-
циальноети и прежде всего —. изучению

‚правит обслуживалия главной установки и

вспомогательных механизмов в различных
условиях. Даже когда корабль стдит в ре-
монте, мы регулярно проводим с бойцами
занятия по эксплоатации механизмов, на-
поминаем порядок действий при различ-.
ных обстоятельствах, учим экопомить.
топливо. Ys

Во время последнего ремонта командир
малнинно-котельной группы провел инте-
ресное занятие на тему «Топочные про-
цессы». На этом занятии были подробно
разобраны причины появления дыма и
меры борьбы © этим явлением. Проводя
затем занятия о правилах экеплоатации
котла, я снова напоминал бойцам, что
нужно делать, чтобы корабль не дымил.

Однако при первом выходе после ремон-
Та в работе котельных мапгинистов все же’
‚ Молодой  Kpacno-
флотец т. Корнев на своей вахте допускал

неполное сгорание, и над трубой эсминца
появлялся белый дым. Происходило это от
избытка воздуха. Другой молодой боец не
доводил мазут до положенной температуры,
что также вызывало дымление. В первом

случаю дым получался оттого, что красно-

флотец плохо усвоил процесс подачи воз-

‘духа, & во втором — просто по халатности

вахтенного. Приптлось после этого вновь

` показать бойцам, как нужно регулировать

воздух на форсунки. К краснофлотцу,
недобросовестно отнесшемуся к своим обя-
заниостяи, были прех’явлены жесткие тре-
бования.

Еще недавно при под’еме паров в холод-
ных котлах мы пускали турбовентялятор
только после того, как в котле создастся
давление, необходимое для нормальной ра-
боты вентилятора. Из-за, этого увеличива-
лось время приготовления котла и проис-
ходил лишний расход топлива (веледетвие
того, что воздуха, подаваемого через вход-
ные шахты, было недостаточно). Кроме
того плохой процесс карбюрации приводил
к осаждению мазута Ha moje топочного
пространетва, чем сокращалея срок его
службы. При таком способе разводки паров:

выделяется большое количество густого

черного дыма.

Теперь мы отказались от этого способа
и запускаем  турбовентилятор паром от
вопомогалельного котла при терметически
закрытом котельном отделении. Это позво-
ляет форсировать котёл © первого. же мо-
мента его разводки, в два раза сокращает
время неполного торения топлива и; сле-
довательно, дает экономию его.` Практика
подтвердила преимущество нового метода.

Лучше всего’ обучать бойцов, конечно,
в море. В походе наиболее ярко выявляют-

ся особенности и недостатки каждого ` бе, что и как (огием с побережья или ко-

‘раблей)

краенофлотца. Учитывая ‘их, командир
отделения имеет возможность конкретно
помочь каждому своому подчипенному.

` Старшина 2-й статьи А. КОРОТНОВ.

ee флот:

На торпедных катерах

Зимний ремонт помог оевоить матери-

альную часть, & когда комсомольцы «Гор-
дого» обратилиеь со своим призывом, ка-
терники с еще большей энергией приня-
лись за, изучение. техники.

Еще до поднятия вымпелов несколько

ханизм не ские, моторы работали безотказ-
но, бойцы умело обслуживали технику.
Тлавный старигина т. Назаренко, стар-
шина 2-й стальи т. Иванов, старшина
трупты зотористов т, Воробьев, старшина
2-й статьи т. Ильичев сумели оргапизо-
вать работу бойцов, и нужные скорости.

‚  соотношения,

ПВО, прикрызающей важные пункты про-

катеров под командой старшего лейтенанта
т. Старостина вышили в море на выполие-
ние ответственного задания. Ни ‘один ме-

обеспечивались по первому требованию.
Мичман’ ФРУЛЬ.

ный и витит, что такой урок воем зато-
мнится.— А вели ясно, то пойлем дальше.
Старший лейтенант т. Соколов! Примите
вахту!

Воманлирекая учеба продолжается.

Так капитан-лейтенант т. Письменный
отработал с вахтенными командирами их
действия при различных вилах обороны ко-
рабля на походе, разыграл несколько раз
учение «Человек за бортом» ит. п.

— Олин такой поход, в котором. каж-
дый чае насыщен полноценной учебой,
дает нам больше, чем десять походов без
учебы, когда вахтенный командир смотрел
только за шлюлками ла а т
команлирьь.

Команхирская учеба на мостике приво-
сит огромную пользу, повышает боевую
выучку командиров, увеличивает боевую
готовность корабля. \

Старший инженер-лейтенант

Борьба Ha морских театрах в современ:
ной войне характерна широким. примене-
нием повых образцов оружия и неизве-
стных ранее боевых средетв. Таким новым
боевым средством является, в частности,
мина заграждения с неконтактными взры-
валелями.

Матнитная мина хотя м была известна
со времени, первой империалистической
войны, но вопросам борьбы © ней уделя-
лось мало внимания. Это подтверждает
опыт текущей войны. Массовое примене-
ние матнитных мин Германией застало ее
противников  неподротовленньыми к борьбе
© этим боевым средством. Значительное
количество босвых кораблей, торговых па-
роходов, транепортов и танкеров подорва-

Г. ПАДАЛКА. лось Ha многих магнитных минах. 06-
Mee водоизмещение судов, погибиих от
действия матнтееных мин, чрезвычайно ве-

лико.
инженер - механиков Из сообщений иностранной прессы вид-
no a но, что вопросам обезвреживания  некон-
под рукой справочник, СосТаВленный На   лактных мин и торпед, в частности
основе потребностей флотского специали-  мин магнитных, уделяется в  настоя-
ста, вопрос решилея бы быстро и, тглав-  щее время болышее внимание.  Необ-
woe, правильно.   ходимо, однако, отметить, что  неемо-\

тря на заявление, еделаннюе видным бри-
таноким деятелем осенью 1940 г. о том,
что Англия справилась с минной опаоно-
стью, военный флот и торговое ` судоход-
ство Антлии и`ее союзников на протяже-
ии нескольких мосяцев после этого заяв-
ления несли потери от матнитных мин,
Очевилиюо. удовлетворательных решений pe-
проса. о метрах борьбы с матнитными ми:
Hawa не имеется до настоящего времени.

Воледотвие ряда особенностей, прису-
щих магнитных. минам, принятые па BO-
оружение флотов общесзвестные средства
протявомянной запить оказались беспо-
мощными. Требуется разработка, специаль-
вых средств и мер борьбы в этим оружием.
Иностранная  просса отмечает несколько
способов защить кораблей от действия
мапнитных мин. Наиболее совершенными
из них считают установку на судах 3a-
щитных поясов и специальные электротра-

На флотах накопилея большой экеплоа-
тационный опыт, который нигде не систе-
матизирован. Иногда, приходится наблюлать
«новые», & в лействительности отеталыю
эксплоатационные приемы, Происходит это
потому, что имеющийся у отдельных спе-
циалистов и проверенный ими более совре-
менный. опыт многим остается неизвесте
ным, Особенно полезным для молодых ин-
женер-механиков был бы отдел справоч-
ника, содержалций монтажные данные.

Считаю, что необходимо созлать иници-
ативную труппу специалистов, которая’
разработала бы проспект такого справоч-
ника. Используя свой опыт и живую связь
с флотами, эти авторы могли бы в сравни-
тельно короткий ерок, с успехом выполнить
такую работу. Мне кажется, Роенно-мор-
сков издательство могло бы организовать
работу над книгой.

Инменер-налитан 1-го ранга
Г. ЛУВАЛЕНСКИЙ,

не приводится, и дать заключение о прак-

предположений,

БОРЬБА С НЕКОНТАКТНЫЮИ МИМАМАИ

тической ценности этих средств и нэдеж-   образом,
ности их работы можно, только исходя из  поле корабля, не может быть признан до-

‘По сообщениям иностралной прессы,
залцитный поясе представляет собой один
или несколько витков кабеля, идущего во-
круг (корпуса судна. По кабелю про-
пускается электрический ток, создающий
электрическое поле. Благодаря этому маг-
HETHOG поле корабля, создаваемое метам-
лом брони, артиллерии и прочих судовых
механизмов, становится весыма малым или
же значительно увеличивается (в. зависи-
мости от направленности поля, создаваемо-
го запуитным устройством). В первом слу-
чае корабль как бы размагничивается, и
при прохождении ето над миной мехализм
взрывателя магнитной мины бездействует.
Bo втором случаю усиленное поле корабля
приводит в действие взрыватель мины на
значительном удалении от судна. Защит-
пый пояс, таким образом, является сред-
ством индивидуальной защиты и может
при благоприятных условиях обеспечить
безопаеное плавание лишь одного будна.

Обеспечивается ли в действительности
обезвреживание  матнитных мин и 023-
опасность плавания применением такого
залциитного устройства?

Рели рассматривать устройство, работа-
ющее на, привщипе усиления магнитного
поля корабля, то ответ должен быть отри-
цательным. В самом деле, стоит отрегули-
ровать взрыватели на различную чуветви-
тельность, например, сдемать некоторые
из них монее чуветвительными, и защит-
ный пояс, еоздалощий поле постоянной на-
пряжониости, не сможет выполнить своего
назначения, При его работе пекоторые ми-
ны действительно взорвутея вдали от ©уд-
на; 10 76 из мин, которы» имеют специ-
ально отрегулированные взрыватели, бу-
дут взрываться при действии на них 0о-
лее сильных полей; т, е. вблизи судов.

Чувствитольноеть регулировки взрыва»
телей может изменяться в широких пре-
делах. Постатовка в одном и том же рай-
ое мин CO взрывателями различлой чув-
ствительности также ничем не ограничена.
Можно быть уверенным, что при этих ус-

лы. Никаких указаний 06 особенностях и! ловиях найдутся взрывалели, которые ера-
техническом выполнения эх устройств

боталот и произведут взрыв мины в непо-
средственной близости or судна. Таким
пояс, усиливающий матнитвюю

статочно надежным средством залить.

8 июня 1941 т, № 133 (187)

Оценка воздушной обстановки

Оргализация,

становки, быетрото использования вобран-
ых, систематизированных. и изложенных
в сводках данных о противнике. С TrOLy-
чением боевой залачи командир обязан в
первую очередь уяснить 06бо общую дель

действий высшего соединения, свою заха-

чу и. связь со с задачами соседей, а потом
уже‘ ‘принять обоснованное решение. ‘Но
для того чтобы принять это фопеение,
надо оценить обстановку. Тех сведений о
противнике, которые командир получит от
своего штаба, часто окажется недостаточ-
mo, Поотому комапдир иногда вынужден
будет организовать специальную дополни-
тельную разведку «на себя», Шаб в лю-
бой операции обязан обеспечить быстроту,
непрерывность сбора и обработки сведений
© противнике, его мороких и воздушных
силах.

Современный бой, особенно Ha море,
чрезвычайно скоротечен, .Обстановжа, вое

время меняется, и собрать. вое данные не

всегда возможно. Поэтому командир  дол-
жен уметь оцевить силы и ожидаемое,
вопротивление противника не только по
полным, HO и по отдельным, отрывочнымь,
a порой и разноречивым данным.

‚ Оценка обстановки слагается из учета
сил, района, продетоящих
‚действий, времени и собственных ресурсов.

Дяя определения соотношения сил‘ необхо-  .

димо в первую очередь составить ‘вебе мне-

менты, встречи в возлухе и т. д.), & так-
жо восполняются. специальной. разведкой
авродромов противника. Bee эти данные
потом. нахо привести в систему, > поз-
воляющую судить о том, какими. родами

авиации располагает противник, еколько у.

него самолетов, каково их качество. При
этоу на опенку качества следует обра-
щать самое серьезное внимание.

В первый период войны особых неожи-
данностей в‘опрелелении качества само.

тов обычно не бывает. (Данные о hoe
‘альной части противника, известны из раз
`пых источников). В ходе же военных  дей-
‚етвий этих данным доверять уже нельзя.

Появляются новыю тины самолетов, и тут
определять ‘их качестве надо’ самим, Ha
основании встреч с противником в возду-
хе; изучения машин, захваченных или
сбитых в 00ю. При оценке соотношения
сил надо сравнить свои самолеты © само-

‘детами противника по’ родам их: бом-.

бардировшики-——е бомбардировациками, ис-
ители — © истребителями ит. д

К определению соотношения сил’ отно-
сится и сравнение средств и ортанизации
противовоздушной обороны. Кроме данных
разведки, которые уже будут в wade ча-
сти © ПВО противника, придется в инте-
ресах своих действий и самим непрерывно
вести разведку. Командир обязан оценить.
силы и возможности как стационарной

тивника, -— операционные военно-морские
базы, ж.-д. узлы и т; д., так и морекой—
ПВО кораблей, транспортов с войсками
итд.

Анализируя ПВО противника, командир
и ero mrad должны ясно представлять Ce-

зацишает противник, какова
действительность ето огня. Очаги зенитной
обороны следует иметь на фотоплане, во
всяком елучае постараться их сфототрафи-
ровать, если это возможно по условиям
времени. Это особенно важно для бомбар-
дировочной авиации. Зная, где расположе-
ны зенитные батареи, обороняющие пункт,
можно организовать налет таким образом,
чтобы батареи были приведены в бездей-
ствие штурмовыми налетами в момент не-
посредетвенной  бомбардировочной атаки
0б’екта. Анализируя ПВО, следует разде-
лить, что прикрывается истребителями,
взаимодействующими с зенитной артилле-
рией, и какие пункты — только огневыки
средствами,

В итоге у командира должно сложиться
ясное представление © более безопасном

Действие залцитного устройства, работа-
ющего на принципе ослабления магнитно-
го поля корабля, зависит от целого ряда
явлений и обстоятельств, учесть которые
при его проектировании ‘и установке чрез-
вычайно трудно. Каковы же эти обетоя-
тельства, и явления?

Совершенно очевидно. что значение мах-
нитного поля корабля зависит OT его
класса и тина,
поля зомли и изменение его знамений в
различных точках земной поверхности
также влияют на работу защитного
устройства, ы

Поле корабля зависит также от xapaxk-
тера размещения и работы электромалшин
й прочего электрооборулования. Учесть
влияние веех этих факторов в различных
случаях боевой службы ‘корабля весьма

‚затруднительно. Поэтому вызывает сомне-

ние достоверность приводимого иностран-
ной прессой описания зацитных
устройств.

Вышолненное в виде одного или не-
скольких витков кабеля, ироложениого по
воей длине судна, — такое устройство но
сможет полностью компенеировать о поле
корабля. Режим его работы в подавляю-
щем большинстве случаев пе будет coor-
вететвовать действительным требованиям,
и устройство не сможет выполнить своего
назначения и обеслечить безопасное пла-
вание судна.

Следующим ередством, применяемым
для обезвреживания матнитных мин, яв-
ляются специальные электротралы. Рабо-
талот опи по существу на том же лрин-
цине, что и рассмотренные выше защит-
ные пояса. По сообщениям иностранной
прессы, один M3 вариантов этом трала
представляет собой два спаренных  дере-
вянных судна, идущих параллельными
курсами на некотором расстоянии друг от
друта. Эти суда букеируют за собой ка-
боль, пю которому пропускается ‘электри-
ческий ток. Соодаваюемюе при этом поле
воздействует на механизмы взрывателя, и
мапнитная мина взрываются. Не трудно
видеть, что многие фахлюры, влияющие
на работу индивидуальных защитных
устройств, здесь не имеют места, и. поэто-
му работа тавих тралов должна быть на-
дежнео.

Разработка и введение ma вооружение
флотов акустических взрывателей еще бо-
лее осложнят борьбу с минно-торпедным

‘подготовка и ‘успешное
проведение возлуиной операции немысли-
мы без нопрерывното учета воздушной 0б-

‘ние о силах противника. Данные © них КОМанхир переходит, к оцение эторого таз.

„Нолучаются из.самых разлизныях источни-

‚нейшего. фактора, — времени,
ков (пленные летчики, захваченные доку-  ,

OM, для атаки стоящих в базе бои

‚ре требуют особенно быстрого выполнения

тересующей  самолетостроителей

Непостоянство матиитлого.

паправлении для проникновения в расло
ложение противника. OM сможет поту
точно определить, на каких направления
необходимо будет «проталкивать» свои (а.
молеты © помощью истребителей и еп
условиям выполнения боевой залачи пон.
добится их содействие для борьбы с би.
бардировщиками и. разведчиками porn.
HUKa.

Район предстоящих действий необхо.
мо оценивать не только © точки spony
выполнения своих задач, но и задал, py.
торые может поставить перед своей any.
‚цией противник.’ Сравнение ориентиров лия
дневных и ночных полетов в свои т
неприяжельском расположении, особе
для дальних полетов; позволит сделать ря
обобщений и решать, можно ли пользовать.
ся ‘земными ‘орионтирами или придем
прибегать к аэронавигациончым способу
вождения самолетов.

Район ‘предстоящих действий следу
оценивать © точки’ зрения различных м.
дов боевого использования авиации — hoy.
барлировочной, разведывательной, петуру-
BO ит п., в зависимости от того, вы.
кой морь район —его’ рельеф или Вик
мость Wa море — допускает скрытность
подхода в пели, внезапность атаки, набан-
дение и т. п. Анализ воех условий, в Kor
рых будут протекать ‘полет и боевыю лей.
ствия, создаст у командира ясность пи
выполнении боевой задачи:

Оценив   район предстоящих действий,

Оперативное время рептительным” р.
зом влияетона весь 0б’ем подготовки част
и выполнение се боевой: задачи. При нее
статке времени на подготовку бомбардир.
вочная часть должна, будет вылететь, cra:

кораблей, без предварительной фоторазва.
ки. Это безусловно понизит результатив.
ность бомбометажия.

Условия лействий боевых средств нь.

всех подготовительных’ процессов. Время,
нужное на получение данных обстановки,
получение и ‘передачу распоряжений,

‘письменных и’ фотографических донесовий,

на лабораторную фотообработку, MOTOTO-
ку к полету экипажей, на взлет и пом
х 0б’акту. атаки должно строго учитывать
ся, Все эти процессы следует хронометр:
ровать каждый раз, как авиационная
часть попадет в повые условия.

Правильная оценка элемента времен
возможна лишь тогда, ‘когда командир в
Каждый данный момепт может ответить He
вопрос: сколько часов или минут запимит
та’ или иная работа.

Получив боевую задачу, зная условия,
в которых она должна выполняться, нео-
ходимо оценить, насколько эта задача или
‘отдельные задания, находящиеся с ней в
связи, могут быть выполнены имеющими-
ся в наличии экипажами и самолетами,
„Основой для оценки сил является точию
знанию физического состояния части в ц-
лом и каждого экипажа в отдельности,
чтобы, не въыматывая сил летно-техниче-
скопо состава, умелым распределением нз-
трузки и отдыха добиться наибольшего
боевого. эффекта.   )

Вопрос о материальных ресурсах ре
шается в зависимости от количества само:
лето-моторочасов, имеющихея в распоря-
жении командира, средней убыли сахоле:
тов и возможности их пополнения в ч-
сти.

Таким образом план оценки обстановки
можно представить схематически в тако
виде: уяснение задачи; соотношение си
(своих, противника);  противовоздушная
оборона (своя, противника); район пред
стоящих действий; время и ето запас в
подготовку и выполнение боевой залачи,
& также время года, суток и связанные с
ним атмосферные условия; летно-технияе-
ский ресурс. Уяснив все вопросы, коман-
дир может сделаль общий вывод из 00тз-
новки и принять правилыное решение для
выполнения босвой задачи,

Майор А. ПОЧИВАЛОВ.

оружием  неконтактного действия. Дм
обезвреживания ‘акустических мин потре-
буется затлушить шумы, производимые
матинами и винтами корабля.. На прот <
eR многяхолет борьба с шумами яв +!
ляется проблемой, в одиналовой мере ин
и кн
структоров средетв ПВО, кораблестроите
дей и работников городекого трапепорта и
т. д. Однако до сих пор эта проблема yu
влетворительно не решена, и внезапию
массовое. применение  минио-торпедного
оружия с акустическими взрывателями
может дать большой эффект.

С торпедами пеконтактного действия @-
роться значительно сложнее, чем с миа-
ми. В качестве возможных средств бе
бы с торпедами, имеющими Manan
взрывалель, считают применение рассмот-
ренных выше защитных противомжинных
поясов, стрельбу по движущейся на сую
гриеде специальными снарядами и, Wak
нец, мамеврирование атакуемого судна 11
уклонения от встречи с торпедой. Однаю
ви одно из приведенных средетв защиты
1е может считаться достаточно падежных,
В условиях плохой видимости торпеда по
ее следу. может быть обнаружена лишь?
непосредетвенной близости от судна, ком ®
возможноеть маневра исключена. Тем 0+
лее маневр не может служить защит {
против  бесследных торпед, о применений
которых немцами уже появились’ со0бще-
ния в печати. Снаряды специального Ha
зпачения могут быть ислюльзованы толь
против своевременно обнаруженных TO)
пед с видимым следом.

В течение. нескольких месяцев текущей
войны магнитные мины выхвили CBO)
высокую боевую эффективность и получи
ли всеобщее признание как чрезвычайю
мощное средетво борьбы на море. Hapaly
© магнитными минами, иностравная п”
C& отмечаль случаи применения мин 0
акустическими ° взрывателями. Имеют
также сведения © введении па BoOpy ReMi
некоторых зарубежных флотов торе ¢
неконтаиными  взрывателями. Поэту
следует ожидать дальнейшего усовершен“

CTBOBAHHA и еще. более широкого приме-

нения  минно-торпедного оружия  неког `
тактного действия. Вогросы борьбы с этих
оружием заслуживают самого серьезного
изучения и исследования.

Инженер А, ПОПОВ,