ел ль шаль

8 кюга 1941 г, № 133 (787)

Повторяются ошибки

‚В позледием пункте майского илана, ра-
ты партийного бюро знали

лосв: «Прове-
ить вытолнение решений отчетно-выбор-
ном собрания»,

КМнчилея месяц. Можно уже
первые итоги.

Член: бюро т. Воспитаниьей oro Aen, To
(в общем весь план выполнен».

подвести

— Плал, соботвенно говоря, выражает

бой паметку реализации репений хтчет-
ко-выбюрчого  собрания,—залвил другой
щен бюро, т. Петик.—-И песколько хва-
иливо заключил: — В юспозном читал выс
полнен ‘ваюлне ‘удовлетворидезгыно.

Охазываются все же, что это далеко но
мк. ПШрооматризая план, секретарь пао-
тийного бюро т. Борисов наствитьвают по-
доче количество повыполнентых
ПНВ.

«Заслущать на бюро т. ПШулекинао том,
к оп боретея за налаживание дистишиеи-
ны в похразделетии. Cpor—S мая».

№тали, © т. Шудекине. В решении от-
четно-выбортого собрания  полчерюнуто:
«У коммуниста  Шулоюина  отеутотвует
чубтво партийной ответетвенноети за не-
леталки в боевой подготовке и лисцилии-
joo. O TeX пор в боевой чаюти Шулекина,
положению ничуть не изменилось,

Жоличестю. о дисциплинарных  взыска-
ний отпюдь не уменьшилось. Краснофяот-
цы Болров и Цепляев юоверигили трубей-
шие проступки,

так, хороию, очень хорошо, что 61000
решило доскональню выяснить причины
такого явления, Но... 8-го числа заседание
о состоялось. Прошло порядочно времени.
16 мая, кода у т. Шулекина, до заетми-
ления Wa вахту остались считанные мину-
ты, его неожиданно вызвал секретарь падут-
бюро.

— Вот что,-—сказал он, восемнаяца-
о-— заседание бюро. Будем слушать вас.
Молтотовыесь как следует.

Подробности выяюнять некогда Obi,

(мнако м 18 мая т. Шулекина we вы-
звали на бюро. В этот день в’ его боевой
части ироизолихо ° очередное ‘нарушение
дипиплины. На этот раз боверитил грубей-
mat проступок Комсомолец Пашаев.

Может быть, члены бюро вмесл заюеда-
ния нопосредетвенно пошли в полразделе-
ние Шулекина и помогли ему в работе?
Нет, ниче подобного не случилось. Празв-
№, т. Борисов «утвал» несколько минут
ля беседы © младшим командиром этого
пиразхеления коммунистом Дутиным, при-
WM разговор до того характерен, что стоит
о привести полностью;

— Tax вы боретесь ва первенетвю B
боевой и политической подтотовке?-—тро-
им т. Бориеюв.

— Пак борюсь? —переютросял
тин-— Обыкновенно, как и все!

Видимо, ответ совершенно удовлетворил
т. Борисова. таз как, на этом ‘беседа и.за-
кончихаюь. С друдими коммунистами боевой
чути-—младишими командирами тт, Утоль-
ковым и Бекряшевым и краснофлотцем
т, Демиловью--—члены бюро вообще не бе-
CONOBAIH,

Не говоря © существе самого вотроса,
который должен был обсуждаться на ©юро,
ум факт наглядно дает прелставление
6 том, как не надо тотовить заседания
BPO.) 07) И Ц
о Дальше в плане сказано: «Заелущать на
бюро секретаря комсомольского президиума
ВЧ-У т. Кухоткина о том, как презихиум
хобилизует. комоомольцев на укрелление
диециалины. Срок-—26 мая».

Я этот пункт оказался вевъолненным.

Остался па бумате и пунют, который
масим «Провести совещание = кандидатов,
партии 1ю обмену опытом’ работы з% ме-
мп. Срок-—22 мал»,

Парторгавизация по своей численности
большая: кандидатов партий 22, у 19 из
цих просрочен стаж. По инициативе бюро
шести капдидатам было поручено изучить
DAL статей из журналов «Болыневик» и
«Партийное строительство». Но ведь это
крайне мало в сравнении с тем, что могут
в дойствительноети сделать члены бюро
для воспитания молодых коммунистов.

Bor еще «выполненный» пункт. В шла-
не сказано: «Проверить, как коммуниеты.
изучают свою технику и боевые инетрук-
ции». Секретарь партбюро беседовал. по
эму вопросу с коммунистами тт. Ваемы-
ниных и Затребиным-—и только. Между

т, Ду-

тем в решении отчетно-выборного собрания
отмечено: . «Важдый коммунист’ лолжен
активно бороться за, первенство в’ оевоении
техники, экономии, чистоте».

Приведем в связи с этим некоторые вы-
держкми из ‘выступлений коммуниотов Ha
партийном собрании 29 мая,

Командир корабля, По пятой боевой ча-
ети ремонт сделан хоеропю, но кругом мно-
го грязи. Коммунисты проходят мимо этих
фактов и сами не показывают примерню-
сти. Комсомольцы Воеволин, Сычев само-
вольно оставили ответственный пост без
присмотра, Это больше чем  расхлябан-
ность! Конечно, партортанизадия могла, бы
предотвратить подобные случаи...

Кириллюк. Многие краснофлотцы БЧ-У
не знают своих секторов наблюления, не
умеют правильно докладывать.

Фвльгабер. У котельных машинистов не-
редко форсунки бывают нечищенными,
непромытыми. Нет у нас настоящей борь-
бы за бездымноеть, т; е. фахтически им
пе боремея за’ внезапноеть в’ бою, за эко-
номию топлива в мирное время. Вот уже
месяц, как на корабле никто не соревнует-
ся...) ;

И другие выступавшие в прениях при-
водили немало подобных фактов.

Некоторые пункты плана бюро были вы-
полцены, но опять-таки формально. Тах,
т. Петику поручили побеседовать ¢ ком-
мунистом т. Зинченко. Но т. Петик беседо-
вал с ним только один раз; а т. Зинченко
после этой беседы совершил. ‘нарушения
дисциплины,

Очевидно, одной беседы недостаточно.

Проверка исполнения также существует
формально. В конце месяца секретарь бю-
ро спросил т. Петика, выполнил ли он
свои поручения.

— Выполнил,— ответил тот,

Что же конкретно сделал т. Петик, ка-
ковы результаты ‘его работы-—этим т. bo-
рисов не поинтересовался. ‘

Своеобразно осуществляет партийное бю-
ро подготовку в партийному дню.

Вот как выглялит план подготовки пар-
pens собрания, которое состоялось

мая:

«1. Написать об’явление и вывесить на
видном месте (ответств— Матекин).

2. Побеседовать с командиром БЧ-У —
как работали коммунисты на походе (Бо-
риеов).

3. Подготовить выктупления следующих
товарищей:

x 5
a) задачи коммунистов БЧ-У— Найман,
Фельгабер, Омельченко;

6) задачи артиллеристов—Касмынин, За-
гребин;

в) задачи коммунистов БЧ-Ш-—Дутин.
4. Подготовить проект резолюции».

Все, как товорится, разложено To m0-
лочкам. Тов. Борисов подчеркивает, что
каждое собрание готовится вот Tak же
«планово».

— Вов перечисленные товарищи, — 3а-
являет т. Ворисов,— кандидаты BRI).
На них я делаю 0с0бый упор. Я уверен,
что они подготовятся и выступят именно

10° тем вопросам, какие я им указал.

Но т. Борисову, наверно, небезызвестно,
что этот осужденный метод подготовки
коммунистов к собранию не дает хороших
результатов. И всё же, несмотря на это, он
применяет его в своей работе.

И в ‹амом деле, тт. Фельгабер и Каемыг-
HEH выступили на собраний именно «по
тем вопросам». Может быть, поэтому их
выступления продолжались 2-8 минуты.
Когда очередь, согласно заранее ‘намеченно-
му списку, лошыа до т. Дугина, из пре-
зидиума донеслось: т

— Товарищ Дугин, будете выступать?

Ho тот наотрез отказался. У т. Омель-
ченко, видимо, нехватило духу выступить
после того, как его самого резко раскри-
тиковали за неумение обращаться с тех-
никой...

Buecro того чтобы рептительно ликвиди-
роваль все недочеты, вокрытые на отчет-
но-выборном собрании, новые руководите-
ли повторяют ‘ошибки партбюро старого
состава.

Младший политрун А. МАЦЕВИЧ.

Краснофлотцы на досуге. (Краснознаменный Балтийский флот).

КРАСНЫЙ

ФЛОТ

Фото ТАСС,

‚Авторитетный агитатор

Краснофлотец т. Гончаров плохо знал
материальную ‘часть. За это он системати-
чески получал нлохие отметки. Агитатор
Николай Белоног стал расспрашивать
т. Гончарова, почему он не может овла-
деть этим делом. Оказалось, что всему
причиной-—ето слабая общеобразовательная
подготовка. Не долго думая, т. Белоног
начал показывать Гончарову, как нужно
обращаться с механизмами. Помог он ему
и в общеобразовательной подготовке. Tax
продолжалось долго. Атитатор много и
уперно` работал с бойцом. Сейчас т. Гонча-
ров мастерски ‘управляет техникой.

Полностью использовать мощность меха-

пизмов, умело владеть боевой техникой
MOOT только тот, кто хорошо знает их.
А знания даются не сразу, их нужно при-
обретатв систематическим, упорным трудом.
Это и сделал т. Гончаров.

+

Фильм  «Концерт-вальс» вызвал пор
срели бойцов. Олни считали его интерес-
ным, другие, как краснофлотцы Радченко и
Гетманский, находили его бессодержатель-
ным, а потому и малоинтересным.

В разговор вмешалея ‘т, Белоног.

— Вы не правы, — возразил он послед-
ним.-— В картине участвуют лучшие силы
советского театра и эстрады. Вы, может
быть, и не увилите их на сцене. Неужели
вас не интересует мастеретво замечатель-
ных деятелей сцены? Нельзя не любить
искусство — музыку, пение, балет. ;

Краснофлотцы ‘еше ‘раз посмотрели
фильм. Возвратилиеь они из кино с другим
внечатлением. На этот раз фильм’ доставил
им большое удовольствие. Им понравились
игра на скрипке и пение.

Совет т. Белонога помог.

И a eae и

У т. Белонога большой опыт работы,

широкий кругозор. Он правильно понял

функции атитатора и перешел от агитации
в «большой зулитории» к широкому и тес-
ному общению с каждым бойцом в отдель-
ности,

Товарищеским разговором с труппами
краснофлотцев и с отдельными бойцами,
личным примером, участием во всех меро-
приятиях, проводимых командованием,
т. Белоног показывает образец выполнения
партийных обязанностей,

За последнее время он провел © артил-
лериетами башни несколько бесед:
«0 Первом мая», «Роль большевистской

‘партии в создании Военно-Морского. Фло-

та», «0 культуре и моральном облике бой-
ца и командира», «0 международном поло-
жении» и др.

Bee, что ни делает т. Белоног, он делает
увлекательно, интересно. В разговорах 06
увольнении на берег, о быте краснофяот-
цев. т. Белоног принимает живое участие.
Его собственную подтянутость, скромность,
умение подойти к людям, к их сокровен-
ным думам ценят и уважают бойцы поед-
челения. Агитатор много работает над
повьннением культурности `краснофлютцев.

Авторитет атитатора т. Белонога растет.
№ нему всегда обралцаются бойцы, так Rak
они уверены, что получат товарищеский
совет, найдут точный и ясный ответ на
интересующий вопро. .

Чтобы ‘быть во всеоружии в любом во-
просе, нужно много работать над собой,
прекрасно знать свое дело. И т. Белоног
поступает именно так. Отличных резуль-
татов в боевой подготовке он добивается
тем, что систематически читает литературу
по своей специальноети, подробно и акку-
ратно ведет конспект, повторяет пройден-
Hoe.”

Атитатор т. Белоног. всегда делится
в бойцами опытом своей работы.
Мичман Г. КАРАМЗИН.

БЕЗОТВЕТСТВЕННО ОТНОСЯТСЯ К ПАРТИЙНЫМ ОБЯЗАННОСТЯМ,

В партийной организации, где секрета-

‚рем ‘бюро т. Харченко, в конце апреля

проведено отчетно-выборное собрание. Ком-
мунистов тт. Волженцева, Голуба, Вулико-
ва критиковали за то, что они.не изучили
ни одной главы «Кралкого курса истории
BRI(6)>, критиковали за это и бюро.

Чем же об’яснить отставание этих KOM-
мунистов? 3a последнее время проведено
три теоретические конференции, больше 10

докладов и ‘консультаций по истории
ВЕП(б), товарищеские собеседования. Вся

бела в том, что коммуниеты тт. Волжен-

ues, Голуб, Куликов не чувствуют ответ-

ственности 3& партийную учебу и не вы-
полняют Устава ВКП(б). Эти коммунисты
партийные поручения выполняют Плохо,
3 массовой работе не участвуют.

Коммунист Волженцев за срыв полити-
ческих занятий отстранен от обязанностей
трупповода. К занятиям по специальности
он готовитея плохо и проводит их скучно.

Примерно так же ведет себя и комму-
нист Ингман. Недавно партийное бюро
указало ему Ha недиспиплинированность.
Этот коммунист партийных поручений не
выполняет. Историю партии Ингман не

изучает. За время пребывания в паргорга-

низации. он ни разу н6 выступил на
собрании. ;

Пора потребовать от этих коммунистов
He ‘на словах, & на деле оправдывать вы-
сокое звание члена BRII(0)

Е. ИВАНОВ, -

Второй том четвертого издания
сочинений В. И. Ленина

На-днях вышел в свет второй том чет-
вертого издания сочинений В. И. Ленина.
В него входят произведения, налисанные

Владимиром Ильичем за периоде 1895 по

1897 г. Этот период характеризуется то-
стом стачечного движения в России и me-
реходом от пропаганды марксизма среди
отдельных грутиг рабочих к массовой по-
литической агитации. `

В 1895 г. Ленин организовал из мар-
коистоких рабочих ‘кружков Петербурга
«Союз борьбы за освобождение рабочего
класез», который явился зачалком рево-
юционной пролетарской партии в России.
Такого рола союзы и группы начали со-
здаваться и в других городах. России.

В тжмы об’елинения маркеистеких сил,
в процессе соединения социализма © рабо-
чих движением произведения Ленина, в0-

нюдшие во второй том, играли огромную
организующую роль, служили теоретиче-`

еким оружием для складывающихея мат-
коистоких организаций в их борьбе про-
тив врагов рабочего класса» :

+ *

Второй том сочинёний В. И. Ленина от-
‘крывается статьей «Фридрих Энгельс»,
написанной в связи co смертью Энтельса
в 1895 г. Ленин дал глубокую характе-
ристику революционной и научной  дея-
тельности Энтельса, показав ето как мо-
тучего вождя рабочего класса. Характери-
зуя в статье мосто.и роль Энгельса, в ре-
волюционном движении, Ленин. ожновре-
менно показал громадное значение Map-
ксистекой теории для революционной
борьбы пролетариата.

Bo второй том вошли «Пооект и 96’яс-
нение программы  социал-демократической
партии», написанные Лениным в 1895—

1896 тг. В проекле программы сопиал-

демократической партии Ленин дает глубо-
кий анализ развития капитализма, в Рос-
сни и в связи с этим определяет конкрет-
ные залачи классовой борьбы пролетариа-
та. В пробкте программы дана характери-
етика, тех изменений в общественной жиз-
ни России, которые произошли после ре-
формы 1861 г. В результате развития ка-
питализма изменилась вю только экономика
страны, но и классовая структура обще-
ства, Склалывался класс капиталистов,
деревня быстрыми темпами расолаивалась
на бедняков и кулаков. Из разоривштихся
ремесленников, кустарей и крестьян начал
образовываться класс современных тпроле-
тариев. ,

В проекте программы Jenna показал
цели пролетариата: борьба за уничтоже-
ние власти экоплоататорских классов,
уничтожение частной собственности на
средства производства, и построение соци-
алистического общества.

Борьба русских рабочих против катита-
лизма за социализм, подчеркивает Ленин
в проекте программы, имеет на своем пу-
ти‘ главное препятствие в лице самодер-
жавия. Поэтому основной задачей рабоче-
то класса в его борьбе за, власть является
свержение самодержавия. Без свержения
самодержавия, учил Ленин, рабочий
класс не может вести победонослой борь-
бы против своего исконного врага-—калеи-
тализма.

Вторая часть проекта программы посвя-
шена Лениным харахтеристике основных
задач российской социал-лемократической
партии и ee отношения ко веем другим
партиям и политическим течениям.

Третья, последняя, часть программы
излагает практические требования партии
в отношении устройства государственной
власти, улучшения положения рабочего
класса и крестьянства.’

Во второй том вошаз бропюра Ленина
«Залачи русских социал-демократов», сы-
траршая огромную роль в выработке про-
граммно-тактических установок партии. В
этой брошюре Ленин намечает затачи про-
летариата в буржуазно-демократической и

«социалистической революций, Ленин под-

черкивает, что в своей борьбе за социа-
лизм пролетариат имеет против’ себя ка-
питалистов и землевладельцев; полдержку
в этой борьбе пролетариат получает лить
со стороны беднейших слоев населения. В.
борьбе з& демократическую республику
пролетариат получает поддержку со сторо-

ны других классов и групт, оппозиционно
настроенных против збсолютизма.

Своею брошюру Ленин закончил призы
вом об’елинить все социал-демократическио
кружки и труппы в единую социал-демо-
кратическую партию.

В работе «От какого наследства мы от-
казываюмся?» Ленин разоблачает клевету
на марксистов либерального народника
Михайловокого, который утверждал, что
русские марксисты не призпалот идейного
наследетва, просретителей 60-——70-х годов,
отказызалотся от’ него, не хотят устанав-
ливать прееметвенной связи с ним. Денин
показал на практике, что Михайловский
лжет, что. русские марксисты несравненно
больше, чем либеральные наролники, яв-
ляются верными хранителями наследства
русских просветителей 60—70-х годов.

В конце своей работы Ленин заявляет,
‘что русские марксисты отказывалотся OT
наследства народников, но они глубоко
хранят идейное наследство просветителей,
олнако не как архивариусь, a Kak под-
линные революционеры, как борцы за но-
вое, социалистическое общество.

ж+ж O*

Экономические исслелования В. И. Ленина
представлены во втором томе несколькими
‘его работами. Сюла относитея такая вы-
дающаяся работа Ленина, как «В хараж-
теристике экономического романтизма». В
этой работе Ленин подверг критике швей-
парекого  мелкобуржуазного экономиста
Сисмонли и либеральных русеких народ-
‘ников Николая— она (Даниельсона), Во-
ронцова, Эфруси и AP., которые разделяли
‘взгляды Сисмонии, находились под влия-
нием его идей.

Ленин подверг критике ненаучное по-
‘нимание Сисмонди предмета политической
экономии, называвшего политическую эко-
номию «наукой морали». Вмета с тем
Ленин дал научное определение политиче-
ской экономии, показал, что ее прелме-
TOM являются общественные отношения
людей, окладывапощиеся в процессе про-
изводетва,.

В друтой своей замечательной экономи-
ческой работе — «Кустарная перепись
1894/95 тода в Пермской губернии и 6-
щие вопросы «кустарной» промьшаленно-
сти» — Ленин критикует недочеты пере-
писи, вскрывает пробелы в грутиировке и
обработке материалов, субективный под-
ход народников к результатам  нереписи,
их попытки извратить действительное по-
ложение Belle на промыслах путем так
называемых средних данных.

В остальных экономических работах,
вошедигих во второй том, Ленин критикует
народников, разоблачая их реакционные
BSTLABD.
. за

Переход русских марксистов от пропа-
танды марксизма в узких кружках к 3л0-
бодневной политической атитации среди
широких масс, связанной с экономически-
ми требованиями рабочих, вызывает появ-
ление агитационных брошюр и лиетовок.
Ленинские агитационные брошюры и ли-
стовки, являются образцом  марксистокой
агитационной литературы, Во второй том
вошла брошюра Ленина «Об’яснение зако-
на о штрафах, взимаемых с рабочих на
фабриках и заводах». Эта брипюра, на-.
писанная доступным для кажлого рабочего
языком, учила, как нужно бороться
рабочим с фабрикантами и царским пра-
вительством, используя для этой цели ca-
мый закон © штрафах. Ленин укрепляет
веру рабочих в свои силы, заявляя, что
закон © штрафах появился не по доброй
воле царского правительства, & под напо-
ром развивающегося рабочего движения.

Листовки, написанные Лениным, сыг-
рали огромную роль в об’единении сил

- рабочего класса, в погеме революционно-

то движения. Злободиевные, написанные
на актуальные темы, они помогали рабо-
чим разобраться в обетановке.

Второй том четвертого издания сочине-
ний В. И. Ленина дает налиим многомил-
лионным кадрам новые ленинекие работы,
изучая которые они будут овладевать
ленинским теоретическим наследством.

К, ФЕДОРОВ.

———з—ы—ю—=—————=—=——Щ&МЙШЙИщШшШ—Ш—ыПШ—Ш—шШшДШЫШЙЯШЯШыыызвььывввьвБввннызнььБвььььььь Бы ыззвзвьБьБьБвьвзвьжьыььЗвььвввввБннзннвнвъвънъвъвнъннтнььктрыге

Забота о боевой подготовке _

В фойе клуба соединения, в витри-
пе, тдо выставлены фотографии отлични-
ков бовой и политической подготовки,
ель портрет заместителя ‘командира по
политической части подводной лодки. стар-
мего политрука т. Рацуцкого. За сравни-
тельно небольшой период службы т. Ра-
цуцкий сумел приобрести качества, необ-
ходимые политработнику Воекно-Морокого
Флота. :

Краспофлотцы и командиры любят и
уражают заместителя командира. Автори-
тет т. Рацуцкий: завоевал благодаря тому,
что кропотливо работал, правильно понял
‹овроменные требования, упорно борол-
ся За повышение боеготовности корабля.

Люди. подводного корабля — это друж-
вый, сплоченный коллектив, энергично
работающий над выполнешием поставлен-
ных задач. Корабль получил хорошую
щенку по боовой и политической подго-
TOBKO и занимает одно из первых мест в
соединении, Для достижения этих успехов
мпогов сделал заместитель командира. В
опыте ero работы немало такого, что 626
дует перенять лругим политработникам.

Тов, Рацуцкий прежде веего релтил основ-
НУЮ длЯ себя задачу: быть таким полит-
работником, какой нужен флоту. On упор-
HO п систематически работает над повы-
шелиом своего илейно-теоретичеекого кру-
гозора, глубоко изучил «Краткий курс
истории. ВКИ(б)»>, регулярно читает перио-
дическую печать,  ооновательно изучает
историю международных отношений (сей-
чае он уже заканчивает изучение первого
тома «Истории дипломатии»). Работая нах
расширением своих политических знаний,
т, Рацуцкий систематически повышает BO
епно-морскую грамотность. Командир под-
водной лодки заявляет:

— Мой заместитель по политической
Части служит примером для всего личного
состава в изучении боевой техники корад-
яя, уставов и наставлений, Зачеты по

зоенио-морскому делу ‘он всегда сдают пе

ниже чем па «хорошо». ‘

Немало внимания ‘уделяет т. Рацуцкий
повышению своего культурного кругозора.
Он’ регулярно читает художественную ли-
тературу, посещает театр.  Веесторонняя
работ» над собой дает ему возможность
решать основную задачу коммунистиче-
ского воспитания личного состава.

У нас, к сожалению, еще немало таких
политработников, которые считают, будто
нельзя найти время для работы вал с000й.
У т Рацуцкого, конечно, не меньше ра-
боты, чем у любого заместителя командира
корабля. Но личная дисциплинированность
й организованность позволяют ему не тра-
тить время попусту, ве суетиться, & вы-
бирать главное в работе на месяц, па но-
делю, на день. Основная черта т. Рацуц-
кого —— обязательно доводить начатое дело
до конпа. У него хватает времени. на вое.

Сосредоточенность, ‘умение определить
тлавный Участок,  целеустремленность —
характерные черты т, Рацуцкого. Месяч-
ный план партийно-политической ‘работы
у него полностью направлен на обеспече-
HHO выполнения задач боевой подготовки.
При этом мероприятия, которые намечает
т. Рацуцкий, ке похожи одно на’ другое.
У него нет шаблона. В зависимости or
‘заданий ол применяет такие формы pa-
боты, которые. LaloT наибольший эффект.
Заместитель командира уделяет о много
внимания работе с начальствующим соста-
вом, с партийным и комсомольским. акти-
вом. Личный план работы он составляет
на кажлый день. Кроме атитации и про-
паганль большое место занимает в пла-
не работа © каждым человеком и работа
над собой.

Непременное правило ‘т. Рацуцкого—
постоянная и крепкая связь 6 массами,
умение беседовать с бойцами и командира-
ии непринужденно и просто, яено раз’-
яенять большие и малые вопросы, отече-
ская забот», о подчиненных. Враснофлогцы
и командиры илут к заместителю коман-
дира за советом, высказывают свои сокро-

венные мысли, наболевишие вопросы, твер-
до зная, что старший политрук посове-
тует, разяюнит, поможет. :
Ни один недочет в дисциплине, в 00е-
вой подготовке, в поведении человека не
проходит мимо зоркого глаза т. Рацуцкого.

Так, заместитель командира заметил, что.

некоторые бойцы модленно выходят по тре-
воге из люка, 4 :

Несмотря на то, что в плане беседа на
тему «Как выходить из люка» не была
предусмотрена, он о провел. Заместитель
командира пришел в кубрик. Через ве-
‘сколько минут завязалась беседа с крас
нобфлотцами, Старший политрук умело свел
ее к вопросу о выходе из люка и сумел
заинтересовать бойцов. Тов. Рацуцкий в
простой, дохолчивой форме рассказал, по-
чему важна быстрота при выходе из люка
во время боевой тревоги, При этом ой
привел интересные примеры быстрых дей-
ствий личного состава из’ опыта боевых
действий подводной. лодки в надволном
положении, когда‘ блатодаря своевременно-
му использованию артиллерии был потоп-
лен транспорт. Люди поняли свою ошиб-
ку, и на повторном учении прежней мел-
лительности уже не замечалось. Главное
довтигнуто — вопрос понят. Теперь дело
за тренировкой. Tos. Рацуцкий широко
практикует эти «неплановые» беседы и пе
другим вопросам боевой подготовки и дис-
ANIMA.

Ведя групповые собеседования, он вс?
же главное внимание уделяет индивидуаль-
ной работе с бойцами. И это совершенно
правильно. Краспофлотен‘ т. Колбасенко
отставал в боевой  подтотовке. Многие
спрашивали, почему он плохо знает спе-
циальность. На это обычно следовал ‘такой
ответ: «Моя голова не приспособлена к
изучению сложной техники подводной лод-

ки», ‘Заместитель командира занялся т. Кол-

басонко; доказал ему, как важна и по-
четиа служба на лодке, почему Heodxe-
имо хорошо знать технику корабля и

Е +
свою специальность. Такие беседы стар- ‘ются технические конференции. В этом!

ший политрук проводил неоднократно.
В результате т. Волбасенко стал хорошо
относиться к своим обязанностям.
Электрик т. Лихолетов болезненно pea-
гировал на замечания товарищей. Посте-
пенно у личного состава сложилось мне-
ние, что настоящего подводника из него
но выйлет. Старший политрук сумел по-
дойти к бойцу, день за днем учил ето
примерности, прививал  большевистские
качества. Плоды его работы сказались. И
личный состав теперь иначе относится Ев
т. Лихолетову.

На подводной! лодке с кажлым днем рэ-.

стут ряды отличников. ° Краснофлотцы
тт. Сосенко, Козлов, Забелин, Черкашин и
многие другие уже стали отличными под-
водниками. Но т. Рацуцкий не забывает
й о них. Он постоянно ведет работу ¢
‘отличниками, распространяет их опыт,
всячески поддерживает их в работе. Заме-
ститель командира практикует посылку
писем родным 0б. отличной службе крас-
нофлотцев. В ответ на одно из таких пи-
сем отеш краснофлотца т. Сосенко пишет:
«Благодарю вас за воспитаяие сына,
очень рад, что мй сын служит честно,
я желаю, чтобы он ‘уделял службе еще
большее внимание».

Тесная овязь с ‘личным составом, широ-
ко практикуемый метод индивидуальной
работы лают т. Рацуцкому возможность
детально знать политико-моральное состоя-
ние личного состава, недочеты в боевой
подготовке и своевременно принимать меры
Е их ликвидации. ;

Велико значение вопроса 06 отличиом
овладении боевой техникой. Общеизвестно,
что недостаточное знание техники влечет
за с000й аварии, поломки. Без. достаточ-
ного злания техники невозможны быстрые,
четкие. автоматические действия бойца и
командира. Особенно важно отличное зна-
ние сложной боевой техники для подвод-
ника. Й это личный состав лодки хорошо
понимает, Он с большой охотой, дружно
осваивает вверснные ‘ему механизмы.

На подводной лодке нередко устраива-

важном деле первенство в соединении при-
надлежит кораблю, тде служит т. Рацуц-
кий. Тематика конференций тесно связана
с планом боевой подготовки. За последнее
время состоялись конференции на такие
темы: «Устройство магистрали воздуха
высокого давления», «Устройство и набор
‘корпуса подводной лодки», «Устройство
водяной магистрали подводной лодки»
MiP а ,

e

На подготовку технической конференняя
отводилось не менее ABYX недель, к ней
тшательно готовилиеь 2—8 докладчика, a
в свободное время—и весь личный состав.
Открывает конференцию обычно сам ко-
мандир подводной лодки, Кроме докладчи-
ков обычно выступает около половины
присутствующих. Но заключению коман-
дира, технические конференции крепко по-
мотают личному составу изучать технику
корабля. Не случайно на этой подводной
лодке ‘все бойцы хорошо знают ее устрой-
ство. i

Вкус к изучению техники прививался
доклалами, беселами о флоте и его техни-
ке. К этому важному делу т. Рацуцкий
сумел привлечь начальствующий состав.
Командир подводной лодки прочитал л0-
клады на темы: «Иетория подводной лод-
ки», «Действие подводных лодок. в совре-
менной войне», «Героическое прошлое pyc-
ского флота». Лейтенант т. Довган прово-
дил беседы на темыь «Бой при Гантуте» и
«Борьба подводных лодок с противолодоч-
ной обороной». Он привел много фактов
из действий кораблей этого класса во вто-
рой империалистической войне. Инженер-
капитан-лейтенант т. Рогожин, боевая
часть которого завоевала первенство на
корабле, подробно ознакомил личный ©0-
став с теорией. остойчивости, борьбой 3
живучесть. Сам т. Рацуцкий проводит co-
держательные беседы, лекции и доклады,
основанные на опыте. второй империали-
стической войны. 0собенно интересной
была его беседа о героях моря, в которой
он ярко показал мужество русских моря-
ков, героически защищавигих родину.

На похводной лодке непримиримо отно-
CATCH K OTCTABAHHIO B изучении техники.
С отстающим краснофлотцем работают до
тех пор, пока он не освоит специальность,

Оказывая помощь ототающием, т. Рацуц-
кий опирается на актив. Так, отличник-
краснофлотец т. Забелин упорно 3a-
нимаетея © краонофлотцем т. Андрусь и до-
бился повышения его знаний. По этому
же принципу была организована помощь
в изучении’ устройства подводной лодки
краснофлотцам тт. Игнатьеву и Глебову.

Социалистическое соревнование в изу-
чении техники конкретно. Важдый сорев-
нуется по определенному командиром об’-
екту. Еженедельно подводятся итоги сорев-
нования, их доводят до сведения каждого
краснофлотца. :

Хорошо поставлена, пропатанда техники
подводной лодки при помощи  натляхной
зтитации, в стенной газете и путем ис-
пользования других форм партийно-поли-
тической работы.
`Организуя борьбу за укрепление воия-
ской дисциплины, 3& высокие темпы в
изучении боевой техники корабля, коман-
дир подводной лодки и егоо заместитель
06060 выделили работу © младшим началь-
ствующим составом; Бошман главный стар-
шина т. Дулкин, мичман т. Лукьянов и
другие выросли в требовательных, дисци-

`плинированных младших командиров, от-

лично знающих технику подводной лодки.
Примерность младшего начальствующего
состава обеспечила ‘успех во всей систе-
ме боевой подготовки и дисциплине.

Командир подводной лодки отзывается о
своем заместителе так:

— Тов. Рацуцкий всесторонне развит,
организован, диспиплинирован, Начатое
дело всегда доводит до конца, заботится
о людях, работает, ве считаяевь © затра-
той времени и сил. Среди личного соста-
ва пользуется большим авторитетом и
уважением, крепко помогает мне в реше-
нии задач, поставленных перед кораблем.

Полковой комиссар
И. МАЙОРОВ.