* af

=

верфи

б ноября 1945 г., вторник. № 262 (2137)

в
Я 5 о
Араснознаменный крейсер „Аврора“

В черные двм блокады Ленинграда, кот-

да любой поход шо Морскому каналу в
Еровиитадт сопровождалея  артиллерий-
ким обстрелом с берегов, захваченных
немцами, всякий раз; едва, взоры моряков
обращались ® Ораниенбаумокому «пятал-
ку» напротив Кронштадта, глаз видел в
туманной дымке высокие тонкие трубы
над причалами военного порта и угады-
вал очертания корабля, известного всему
миру,
, + «Аврора», — говорил кто-нибудь
зелух, показывая в сторону Ораниенбау-
ив. Удивительно, что цела, но факт не-
опровержимый...

Действительно, факт был достоин удив-
ления, ибо в течение двух лет блокады
немцы не оставляли   в покое,
хотя разоруженный крейсер, еще до вой-
ны превращенный в учебный корабль, не
являлея боевым 0б’ектом в системе нашей
обороны. На ето борту не осталось даже
зенитных установок для самозащиты, Вее
пушки были сняты на берег; большинство
установлено на сухопутных позициях у
Пулковоких высот, & знаменитое баковое
орудие, из которого раздался выстрел то
Зимнёму дворцу, защищало горох Ленина
в площадки бронемоезла «Балтиец». Тем
не менее фашисты предпринимали Bee,
чтобы уничтожить ненавистный им ко-
рабль. Дело было в символическом зна-
чении «Авроры», Врат отлично знал роль

ейсера в исторические дни 1917 года.

тому фашистокие пилоты сбросили на
«Аврору» не одну тонну бомб. Ноэтому
гитлерововме артиллеристы не раз вели
обстрел корабля. Немцы пытались сделать
Bee, чтобы превратить крейсер в груду
обломков, полагая, что тем самым изме-
нят ход истории. Что же, история стори-
цей отплатила им... Черепа и кости гитле-
ровцев слинули в приневских болотах, не-
мецкие осадные пупгки заняли бесславную
позицию на выставке трофеев в Ленин-
граде, но крейсер «Аврора» — символ
нашей свободы, победы и независимо-
и — попрежнему возвышается над
транитными ‘наборежными Васильевского
острова. Весь корабль в тысячах рыжих
MATHER — это следы осколочных про-
боин. Впрочем, скоро искусные руки су-
доремонтников залатают,  затттажтютют,
зарубцуют раны, нанесенные «Авроре»
врагами, и она займет ‘уготованное ей ме-
сто одного из главных ‘окелонатов вол-
нующего сознание современников ан-
самбля, который будет напоминать поко-
лениям советоких людей 0б исторических
днях 1917 года. Тогда на борт корабия
поднимутся сотни юных ‘моряков. кото-
Тым отныне принадлежит корабль, шере-
данный нахимовскому училищу. И седой
катитан 1 ранга, долгие годы командо-
вавший <«Авророй», расскажет будущим
водителям советских кораблей о боевой
истории легендарного крейсера.

‘Вот что ‘услышат они...

kkk

.

Флотские традиции ‘узаконили право
присваивать новым кораблям имена -тех
предшественниююов, какие умножили славу
нашего ath. Заложенный на стапелях

ового Адмиралтейства в Санкт-
Петербурге 23 мая 1897 года 28-пушеч-

ный трехвинтовый крейсер лервого ран-

га был назван. <Авророй» в честь про-
славленного фрегата, который героически
защитил Петропавловок-на-Камчатке в
1855 году от нападения нетриятельской
эскадры, впятеро превышавишей силы
русских моряков.

В июле 1903 года крейсер «Аврора»
поднял военно-морской Paar, a спустя
три месяца начал свой первый поход в
составе отряда, посланного в Порт-Ар-
тур для усиления тихоокеанской оскад-
ры. Предательское ‘нападение ‘японского
флота на русские корабли в Порт-Артуре
изменило план похода. «Аврора» повер-
нула обратно, У острова Лантеланд возле
входа в Большой Бельт присоединилась
в эскадре Рожественского и с ‘тех пор
делила ¢ ней тягости похода к Цусиме.
Воспоминания участников свидетель:
отвуют о безукоризненном поведении мо-
ряков «Авроры» в неравном бою у Цу-
симы, Два крейсера — «Олег» и <Авро-
ра», защищая транспорты, навязали бой
четырем японским крейсерам, а вокоре,.
когда к последним прибыло подкрепле-
ние, были окружены десятью вражескими
кораблями. Несмотря на огромное преи-
мущество противника, «Аврора» и
«Олег» дали транспортам возможность.
уйти, & сажи отбились от японцев и, не
спустяв флага, вышли из боя.

25 октября 1917 года, копда крейсер —
6 командовал «Авророй», перевооружал ее, х
Ten. cee несколькими срдетам:
оводством «Аврор

капатан 1 ранга Лев

кацитан 1 ранга, награжден
ахимовского училища, под. его рук
nepoay “^^” На юимке:

Через год «Аврора» возвратилась ua
Балтику и до возникновения первой ми-
ровой войны совершала дальние учебные
походы © гардемаринами, Если сложить
количество ‘миль, пройденных крейсером
за двенадцать, лет после  Цусимы, оно
равно расстоянию двойного похода в0-
круг света, Воды средиземноморских mop-
тов —Й Бизерты, Суды, Мессины, Туло-
на, тропические бухты Бангкока и Ба-
тавии отражали в себе силуэт высоко-
трубного корабля. Вечная зыбь Индий-
ского и Атлантического океанов омывала
шрамы простреленного в Корейском ипро-
ливе корпуса. Однако началась война, и
пальмовые леса прибрежий Сиамского за-
лива, пышная растительность островов
штилевой полосы у экватора сменились
суровыми. балтийскими . mxepamu, Два
года крейсер провел ка передовых пози-
циях, в дозоре, на стыке Ботнического и
Финского заливов, прежде чем дождался
разрешения вернуться ‘в Кронштадт я
уйти на ремонт к невеким причалам.

Там, в ковше Франко:Руоского завода
(ныне завод имени Марти) застал <«Ав-
рору» февраль 1917 года.

Повседневное общение с питерокими
рабочими способствовало росту револю-
ционных настроений команды о крейсета.
Жандармокие сводки указывали, что «Ав-
рора» поддерживает связь 60 всеми су-
дами Балтийского флота и является цент-
ром революционной подготовки.

Толчком в февральскому, восстанию’ на
послужил внептний повод —

крейсере
арест делегации бастовавших ‘рабочих
Франко-Русского завода и попытка дер-
жать арестованных в корабельном карце-
ре. Возмущение моряков было подавлено

офицерами м вызванной для усмирения’

ротой: семеновекого полка. Два ‘моряка
были убиты, один-тяжело ранен. И вее-
тажи потасить революционную вспышку
не удалось. На рассвете следующего дня,
едва к борту крейсера подошли с крас-
ным флагом и призывными возгласами
бастующие рабочие, моряки снова з0с-
стали. Воманда ‘обезоружила офицеров,
захватила корабль ‘в свои фуки, paccrpe-
ляла ненавистных всему Калинкинскому
району Петрограха командира. крейсера и
старшего офицера и подняла над кораб-
лем красный флаг.

Это произошло на рассвете 26 февра-
ля 1917 года, в канун памятного
котда русский народ навеки покончил с
царским самодержавием.

«Аврора» и ее моряки выдвмнулиеь в
первую шеренгу борцов в& социалисти-
ческую революцию, Тщетно меньшевики
и эсеры пытались обить авроровцев с
толку. Моряки были на стороне больше-
виков, что доказали выборы в судовой
комитет. Его председателем был избран
большевик — машиниет  Белышев,
конца помот авроровцам уяснить слож-
Hoe положение Михаил Иванович
Калинин. Он приехал на крейсер и 05-
стоятельно растолковал команде двуруш-
ническую тактику меньшевиков и эсеров.

Резолюция, принятая. моряками   — старейшие  производетвенни-
: мастера цеха №5 И. С. Алексеев
п А. И. Потухов, проработавшие на за-
воле по 45 лет, токарь-стахановец Ро-
лионов и другие. Всего в отом районе
вчера получили медали 1.200 человек.

В торжественной ‘обстановке троисхо-
Aux0 собрание металлургов. завода «Сери
и молот». Медали вручал секретарь Пер-
вомайслого райкома ВЕП (6) тов. Лимно.
роди награжденных — знатные  стаж-
вары столицы, мастера скоростных  шла-
вок чт. Гусев, Артемов, Овчинников,
Чесноков, Петухов, бригадиры молодеж-
ных ‚ бригад формовщиков Герасимов,
Бурмистров, инженерно-технические фа-
ботники. От имени награжденных высгу-
пил директор завода тов. Ильин, заявив-
пай, что металлурги приложат все силы
к тому, чтобы оправдать награду, до-
срочно закончить выполнение годовой
программы по всему металлургическому
циклу.

Вчера были также вручены первые
медали лучшим производотвенникам авто-
завода имени Сталина.

На торжественном собрании, происхо-
дившем в конференц-зале Академии наук
СССР, президент академии С. Вави-
лов вручил медали 34 академикам и 20
членам-корреспондентам. Среди — на-
гражденных — почетный академик Н. Ф.
Гамалея, А. И. Абрикосов, Н. Г. Бруе-
Рич. В. П. Волгин; В. Н. Образцов;
И. И. Бардин, И. 9. Грабарь и другие.
Президент ‘академии С. И. Вавилов по-
здравил награжденных и пожелал им ус-
пешного творческого труда в период мир-
ного строительства,

Вручение медалей происходило

С
«
Ru

Ha

предприятиях Kpacnompecnencroro, Co-
кольнического и других районов. столицы,

x ke *

ЛЕНИНГРАД, 5 ноября. (ТАСС). Вче-
ра в районах города началось вручение
медалей «За доблестный труд в. Беликой
Отечественной войне 1941—1945 гг».

Город-герой, чье знамя украшено ор-
денами Ленина и Ёрасного Знамени, вое .
дни войны неустанно работал для фрон-
та. Возвраливитиеь к мирному труду, он
снова дает стране станки и машины
славной ленинградекой марки. Это сдела-
но руками людей, не знавших страха в
сражениях с врагом, не знавших устали
в труде на благо Родины. В торжествен-
ной обстановке вручаются им ‘медали,

В Выборгском районе секретарь област-
moro и городокого комитетов ВЕЛ (6)
А; А. Кузненов от имени Президиума
Верховного Совета, СССР. вручил медали
более 200 передовым людям; Правитель-
ственные награды получили старая про-
изводетвенница завода «Светлана» Алек-
сеева, член-корреспондент Академии наук
СССР профессор Шалелен, педагог 123-й
школы Н. Т. Воронов, отец славного
полководца. Главного маршала артилле-
рии тов. Воронова и др. Награжденные
горячо благодарили партию и правитель-
ство за высокую оценку их труда.

Секрегарь горкома ВЕП(б) И. М. Ши-
роков вручил медали группе стахановцев,
представителей интеллигенции и руко-
вводящих работников  Петроградокого
района. Одним из первых подошел №
столу знатный каменщик Андрей Бе-
ляев инициатор социалистического ©9-
ревнования строителей города. Затем по-
лучили медали зводопроводчик. Соколов,
поофессор Ланг. учительница Васильева,
кинорежиссер Эрмлер.

Во Дворце культуры имени Гааза вру-
чались награды стахановцам проставлен-
кото. Кировокого завода. Первым полу-
чил медаль начальник сборочного’ цеха
тов. Абрамов. Награды были вручены
также калильщице Беловой, старой pa-
ботнице; самоотверженно потрудившейся
для ©воей  Родины, старейшему работнику
завода кочегару Будину, жестянщику
Ваваеву.

— Много пришлось нам пережить, —
сказал он, —— но не сломил враг ленин-
градеких рабочих. Теперь мы © новыми
силами взялись за труд. Ham родной,
нали вамечательный город станет еще
лучше, еще величественнее и крале,

Рабочий-кировец в этих словах зыра-
зил чувства всех ленинградцев, получаю-
щих почетную награду.