тия
нии яд ae

Полготовка

’ расчета

Подготовка орудийного раечета склады-
ваелоя ‘из трех основных элементов: изу-
чения ‘иатеряальной части, организащии я
тренировки. Начинать надо © рассказа об
устройстве ‚того механизма,, который. боец

‚ обслуживает ‘повседневно, чтобы он на-
„ Уучилея работать на боевом посту, знал
правила ухода з& своим  заведыванием,
сбережения его. Изучая   одновременно
боевую организацию. подразделения — б06-
‚вые инструкции и способы борьбы. за.
„живучесть, знакомясь . с, условиями работы
в собедних подразделениях, краснофлотец
‚ включается в общий ритм жизни и. 696-
вой учебы всей части, начинает. пони-
мать свою роль и место в огневом. рас-
Чете. ne

Наиболее. ответственный вих подготов-
ви — тренировка на механизмах. В’ это
время бойпы: учатся владеть’ арпиллерий-
ским ‘оружием. Выполнение ‹ нормативов,
устранение задержек, замена‘ «выбываю-
щих из строя» товарищей — все это п00-
изводитея на практике у механизмов.

дир вынужден будет перебросить одного
или нескольких бойцов из одного орудий-
ного расчета в другой. Действуя у другой
пушки, боец но должен теряться. Он 0бя-
зан сразу войти в темп работы расчета.
Чтобы достигнуть этого, командиры под-
`разделений обязаны постоянно контроли-
` ровать, как младшие командиры велут 3a-
нятия, насколько строго соблюдается по-
„ следовательность обучения, добиваться,
” Чтобы каждая тема проходилась в соответ-
`ствии с общим планом огневой подготовкя

и едиными методами. Наилучшим мето-

дом изучения материальной части надо
считать практический показ © одновре-
` менным рассказом по схемам и чертежам
26’ взаимодействии частей механизма. 3За-
моБ можно изучать таким образом: разо-
брать и собрать ето несколько раз Ha
глазах У бойцов, & затем заставить кого-
либо из них проделать то же. Преодолев
`` небольшие затруднения, все бойцы научал-
ся разбирать и собирать замок. Но добъет-
Ch ли таким путем руководитель, чтобы
бойцы как следует изучили замок? Нет.
`Без чертежа трудно раз’яснить взаимолей-
` ствие всох его частей, х не зная взаимо-
тействия, боец не научится правильно
‚устранять задержки — то, что особенно
важно в ‘бою.

Во время одной стрельбы пушка, не на-
катилась до конца. ‘Это могло произойти
ИзЗ-3а, онижения давления в накатнике, из-
за того, что застыла жидкость в коутрес-
соре; или‘ потому; что на трущиеся части
тела орудия попал посторонний предмет,
КБомендор т. Быков решил, что причина
вроетея в Компрессоре;: и попросил разре-
шения у младшего командира спустить
часть жидкости. Однако младший коман-
хир разрешения не дал. Он заставил
своего’ подчиненного проверить ‘накатних,
поставить орудие на «ноль» и дать дав-

зо жение, в-Бомпрессор.- м а

Это решение было правильно. Делая
искусственный откат перед стрельбой, opy-
дие действовало исправно. Излишка жид-
кости в компрессоре He чувствовалось.
Значит, причина. крылась не в этом.
Осмотрев накатник, комендор т..Быков за-
метил лопнузшую пружину, из-за чего
пушка и не накатилаюь до. конца.

Чтобы так: быстро найти причину 3a-
держки, ‘надо ‘отлично знать свою боевую
технику, четко. предетавлять
ствие всех частей и деталей, уметь: логи-
чески мыслить. Воманлир орудия. рассуж-.
лал так: чтобы созлать больнее давление,
потребуется полминуты, зато в это же
время можно точно определить, есть
‘ли механическое заедание на ‘скользящей
части ствола. В том случае, если орулиь
начинает резко откатываться, неисправен
накатник. Таким образом, в один прием’ он
сразу решал первую часть’ задачи: точно
устанавливат причину задержки. Ha
«ноль» командир поставил орудие для то-
го, чтобы оно «не село» при подкачке

т 1 ять замка, затем пошел в стеллажу,
В 6б0ю возможны случаи, когда коман-

замок в последние минуты, лейтенант. сра.

‘пыль. При выстреле смазка сторела, a
‘пыль ецепилась с металлом. В этом и за-

`томатизм. Занятия надо проводить вдум-

взаимодей-.

‘орулдийного

жидкости. В результате уменьшения дав-
ления ‘после осмотра накатнику было’ лег-
че докатить орудие “на место.

Большое значение при изучении мате-
риальной части и правильной ее экеплоа-
тадии’ имеет опыт стрельб. Важдый . руко-
‘водитель обязан ва занятиях приводить
‘поучительные“ примеры задержек, вовры-
вая их причины, анализируя действия
расчета. Таких примеров можно найти
немало. Во время одной из стрельб после
выстрела не открывался замок. Как обна-
ружить нейсправность? Замочный т. Фир-
сов бросился за ‘хомутовым ключом, ©0-
бираясь ‘сделать ‘половинную разборку,
развернуть поршень. Но хомутовый ключ
не ‘помог. Тогда командир орудия решил,
что заело поршень. Он доложил yupan-
ляющему ‘огнем ‘о’ ’пропуске’ Последовал’
приказ устранить задержку.

Не имея достаточного опыта и знаний,

командир орудия растерялея, не знал, что
делать. На помощь прибежал ‘командир
подразделения. Лейтенант потрогал руко-
где
лежали снаряды. Выявив, Kak действовал

зу нашел причину. Гильзы были смазаны
слишком тусто, на них попала несочная.

включалась причина задержки. Короткими.
толчками чуть-чуть сдвинули гильзу, и
замок открылся. j
Твердое знание инструкций — основное
требование, которое нужно предх’являть в
бойцам © первого же занятия. ет
Улачный метод изучения инструкций
применяет командир отделения младший
сержант т. Баранов. Сам он отлично знает
инструкции. Это позволяет ему одновре-
менно © рассказом о работе на, механизме
производить нужные движения. Младший
сержант не торопится, ‹ стремясь, чтобы
краснофлотцы. твердо и надолго усвоили
каждый отдельный момент инструкции.
Закончив один раздел, он спраптивает, по-
нятны ли его лействия, если нужно, пов-
торяет енова. Потом боец читает инструк-
цию и следит, как младнтий сержант вы-
‘полняет ее на практике. На следующем за-
нятии роли меняются, Боец рассказывает,
что он будет делать, и тут же действует,
8 командир отделения. поправляет его, если
тот допускает ошибки. После тажого заня-
тия выучить инструкцию наизусть уже
не составляет большого труда.
Значительное место в подготовке огне-
вого расчета должны занять тренировки
на станках заряжания. Здесь отрабаты-
вается взаимодействие бойцов и одновре-
менно воспитываются выносливость и ав-

чиво. Следует особенно внимательно сле-
INTh — Это одна из-оеновных задач млал-
шего командира, чтобы   Goen’ не“ допу-
скал ошибок, не повторял их, иначе по-
TOM ero ошибки трудно будет исправить.
Црибойничий т. Светлов путал порядок
хосылки снаряда. В олном случаю он Тол-
кал прибойник левой рукой, в другом ==
правой. В свое время ему не указали на
этот недостаток. В результате при подго-
товительной , стрельбе он. сделал олну до-
сылку левой рукой, заметил снаряхного,
И тот; оступивитиеь, выбил из рук заря-
жающего ‘патрон: ’ Ns
‚ Как правило, наводчики и установщи-
ки занимаются в отлельных группах.
Охнажо для отработки воего огневого pac-
чета необходимо раз в неделю привлекать
их к. совместной тренировке. Это. необхо-
димо потому, что, тренируясь совместно
© группой заряжания,  наводчики будут
«чувствовать». орудие, ‘своевременно уп-
реждать ‘отклонение креста нитей от. це-
ли. Хорошо обученный расчет спокойно
и легко работает во. время ‚стрельб. Чем
больше вводных. и ‘усложнений приме-
няется на тренировках, тем четче дей-
ствует расчет у. пушек во время
стрельбы. © ) к
spas ’ Капитан M. WEPEMETbEB.

‚при. видимости хо! 200

КРАСНЫЙ ФЛОТ

нова по ремонту материальной части. (Черноморский флот).

Старший `инженер-лейтенант Г. Барабанов консультирует мичмана А. Сухомли-

Фото Б, Шейнина,

“Знать и учитывать

метеообстановку ©

Успех летной работы во многом зависит
от знания, метеорологии. Практика показа-
ла, что при одной‘и той же синоптической
обстановке экипажи, хорошо  овладевшие
метеорологией, принимают правильные ре-
шения и обычно четко выполняют задания,
‘Экипаж, пренеброгающий метеоподготовкой,
‚в сложных ‘уеловиях погоды теряется и
уходит с маршрута, не вымолнив задания.

Знание и. учет метеорологических эле-
‚ментов имеют 060бое значение для экипа-
Weil, летающих в различных. районах
‘юбережья Балтийского моря. Особая фор-
ма водоема и окружающей ero суши выво-
дит эти районы из общего синоптического

шаблона в предсказании погоды. Чтобы

правильно оценивать положение, летному
составу, работающему в этих районах, кро-
ме общей синоптической обстановки необ-
холимо зналь мёстные факторы, влияющие
на изменение мотеоусловий, и делать из
них соответствующие выводы.

Наши экипажи могут вотретиться с по-
годой, связанной е прохождением так на-

зываемого ныряющего циклона, В прак-

тике №М-ской части ‘были случаи, когда, лет-
чикам приходилось производить посадку
метров и сильном
снегопаде. Нередко в. возлухо летчики
встречаются и с ‘особым внутримассовым
туманом. Определить ето довольно легко.
С. самолета он представляется в виле низкой
кучевой облачности, быстро движущейся
по направлению к суше. Заметив приближе-
ние к аэродрому такого тумана, экипаж
лопжен обойти ето и’ соверитить ‘посадку
на запасной площахке.

Готовясь к полетам в облаках или встре-
тив их на маршруте, экинаж должен 060-
бенно тщательно изучать район выхода
ИЗ-за. облаков. Если на маршруте ветре-
чаетея район трозовой: леятельности, эки-
паж должен прежде всего оценить проис-
хожление такой облачности, ее характер
и линть после этого принимать решение: об-
ходить 66 ‘или пробивать, При этом надо

учесть, что ‘пересечение облачности при
фронтальных грозах — весьма рискованное
мероприятие.

Для улучшения метеополготовки летного
состава проводятся дежурства на метео-
станции. Эти дежурства позволяют летчи-
кам закрепить энания, полученные в клас-
се, приобрести навыки в ориентировке и

правильной оценке синоптической обста-

новки. В М-ской части летчики настойчиво
Учалея оценивать синоптическую обетанов-
ку, давать прогнозы, по барическому рель-
ефу и аэрологическим данным выбирать
наилучшую высоту полета, исходя из рас-
прелеления ветровых потоков по высотам.

Вомандир полразделения старший лей-
тенант т. Арефин отлично сдает упражне-

ния по курсу метеорологии, хорошо разби-

рается в синоптической обстановке. Попа-
дая в сложные условия, т. Арефин умеет
быстро найти правильное решение. В одном
из полетов он заметил быстрое приближе-
ние теплого. фронта, Оценив” обстановку,

старший лейтенант прекратил полет и

произвел посалку. Его предположения о
резком изменении погоды оправлались.
Вскоре после посалки вилимость упала хо
200 м, начался сильный снегопал.

Так же настойчиво изучают метеороло-
гию подчиненные т. Арефина, и многие хру-
тие летчики №М-ской части. Они осваивают
метеорологические особенности своего. теал-
ра и практически используют в полете

свои теоротичесвие знания. Самолеты стар-

шего лейтенанта, т. Тургенев» и лейтенанта
1. Макеева, выполняя задание во время
учения, встретили на маршруте. низкую
облачность местного” характера с неболь-
шим вертикальным строением. Летчики ре-
шили пройти ‘нал облачностью, Решение
было грамотным. Экипажи подошли к це-
ли и хорошо выполнили залание по раз-
ведке. А такой туман раньше нередко
заставлял экипажи возвращаться.

Старший лейтенант А; ГРОМАКОВСКИЙ,
Младший ‚воентехник: К, САЧКОВ.

2.” УСПЕШНО СДАЮТ ЭКЗАМЕНЫ

ЛЕНИНГРАД, 9 июня, Вурсанты учи-
ища им. Дзержинокого успешно выполня-
ют свои обязательства. по социазлистиче-
скому соревнованию ‘к экзаменационной
сессии. В сменах ‘электротехнического фа-
культет» сдано уже no’ 2—3 экзамена.
Оталинские стипендиаты курсанты тт.
Миккау и Сулоев, коммунисты тт. Петров,
Бислюк, Горбатов’ едают экзамены только
на «отлично». В первой. смене первого
курса лишь нять ‘человек имеют поередет-

венные оценки, остальные-——только отлич-

ные и хорошие. Среди отличников — ком-
сомольты тт. Афонин, Кузнецов, Паокевич
и другие. Неудовлетворительных оценок в
этой смене нёт вовсе;
‚ Вс первой ^ смене четвертого курса
56,6 проц. курсантов показали отличные
и хорошие успехи. Среди них тт, Затруд-
ский, Лазарев, Жуленев и другие.
Вурсанты электротехническото’ факуль-
тета, стремятся достигнуть таких же ‘успе-
хов, каких добился кораблестроительный
факультет — передовой в училище.

Обслуживание механизмов
прм полнь

Умение хорошо обслужить механизмы
при полных ходах корабля — весыма трух-
ная задача для личного состава электро
механической части. Если корабль в Ко-
роткое время развил полный ход и. улер-
живает его на протяжении всего времени,
необходимого для выполнения той или
другой опералии,—значит,
освоили материальную часть, умеют пра-
Вильно использовать ве машинные ресур-
сы. движения корабля.

Не отрицая важности обеспечения пол-
‘ных ходов, нельзя выделять эту задачу в
разряд 06060 сложных, относить ее вы-
полнение нз конец года и тем самым сни-
жать повседневную боеготовность  ко-
рабля. а

Выполнение задачи следует разбить на
два этапа: обслуживание, механизмов, во-
обще работающих на полную мощность, и

‚оболуживание механизмов при полных хо-

дах корабля. Успех дела в обоих случаях
зависит от того, насколько корабельные
специалисты приучены’ обслуживать тех-
нику в любых условиях, от TOTO, Kak
старшины и командиры групп, командиры
боевой части руководят своими подчинен-
ными, насколько сработались подразделе-

‚ НИЯ.

Обеспечение полных ходов. в обычных
условиях, без помех и залержек -—— очень
простая - задача, и. по ее выполнению
нельзя еще судить 0’ высокой готовности
алектромеханической части. Пятую боевую
часть следует считать тотовой к полным
ходам лишь св, Тоу, случае, если оши обес-
печены при наличии помех, условно вве-
ленных скисаний, залержек, если‘ личный

‚состав быстро; “ЕВ меняя режима, сумеет

выйти из создавегося положения и 06е5-
печит заланный ход,

Поэтому слелует начинать обучение ‘лю-
дей ‘е изучения ими описательной  чаети
своего заведывания и механизмов, евязан-
ных конструктивно или энергетически с
этим  заведыванием. Каждый боец лолжен
зналь возможные неисправности механиз-

‚ма, уметь быстро их обнаружить и устра-

Нить, Этот весьма важный вопрос не сле-
дует забывать на протяжении ‘всей подго-

товки, так как длительные поиски при-

чины того или иного лефекта, — несомнен-
ный минус в специальной выучке личного
состава. Боец лолжен как бы чувствовать
работу Механизма и’ своевременно преду-
преждаль ‘неисправность.

Обелуживающему составу должны быть
известны наивыголнейшие режимы работы
механизмов, потому что от этого во многом
зависит получение максимальных режимов.
Нередко два однотитных корабля при рав-
HOM состояния техники лают различные
хода лишь потому, что их механизмы 0б-
служиваютея по-разному.

Приведем несколько примеров. Если ма-
зут или котельная ‘вода не будут пологре-
TH до нормы, то это. снизит коэфициент
полезного действия всей котельной yera-
новки. Большой избыток воздуха в. топке

‘влечет за собой излишний pacxol mapa Ha

работу’ котельных вентиляторов и врелное
переохлаждение топок котла, а слелова-

тельно, потерю драгоценного, тепла... кото-.}

poe можно было бы использовать на полу-
чение полного хода корабля. Если цирку-
ляционный 24506 булет работать © боль-
шим переохлаждением, как это иногда де-
лается якобы с целью предохранить хо-

10 июня 1941 г., № 134 (788)

люди о хорошо.

ie,
—

x ходах

лодильник OT перегрева, то произойни

также большая потеря тепла и нех

водительный расход пара.

Можно было бы привести немало прише.
ров, подтверждающих, Kak важно обучить
бойцов соблюдению выгодноге режима py.
боты механизмов, когда коэфициент их
лезного действия наиболее высок.

Знанием инструкдий, трактующих 4.
KOHL) обслуживания Механизмов, уч
не заканчивается. Боец’ должен ‘еще пуй
ти тренировки по обслуживанию метан.
ма при различных фежимах, приобрести
практические навыки по уходу 38 матер
альной частью.

Чтобы научить бойцов. оболуживать №
ханизмы на полном ходу, совсем не обяз:
тельно ложилаться юлных ходов. Напрь

‚мер, действия котельных машинистов Tp

восхолно могут быть отработаны при py.
боте отного-лвух котлов, работающих. в
полной, нагрузке при срелних ходах кора.

бля. Для выучки электриков не требуют /

фактические полные холма, ‘для трюмны
мангинистов — также. И неверно делам
те начальники, которые не начинают эта
тренировок, ‘дожидаясь фактических. по
ных ходов. : а
Необходимо при всякой. возможное
тренировать личный состав потому, гу
этим лостигается слаженность, сработан-
несть подразделений, что особенно важно 5

_мемент. развития. полного хода. Кроме том

это позволяет. отработать
электромеханической частью
состояние техники.

Чех отличается режим работы механи
мов при полных ‘ходах’ от, режима их рн
боты на полную натруэку?

``Это отличие заключается трежде воем

в том, что во втором случае работают в
боевые механизмы, комтлеке механизуо,

Управлени
проверить

‚Злесь надо уметь втянутьея в режим,

уметь ‘своевременно и правильно’ привать
нагрузку Ha каждый механизи. Com
только допустить тезкое’ ‘ изменение п
грузки, как режим будет. сорван. Hay
знать, какой по времени норматив имен
механизмы
для установления теплового  разновесия,
Успех ‘дела во многом зависит от’ упраь
ляющего фаботой мапгинной или котель
ной установки. Стоящий на управлениях,
обычно младший командир, должен уметь
развивать ход, соблюдая при 070и BY

‚экеплозтационные . правила.

Увеличивать обороты главных мати
слелует по охной из ведущих и постепев
но прибавлять их. Вспомогательные уела-
низмы должны подстраиваться под работ
главных, с максимальным  коофициенти
полезного. действия. Как только установ
лен необходимый полный ход, следует пре
вести все механизмы к нормальному, п
требному хля поддержания полного хоз
режиму.. Следует помнить, что ‘развить т
следние три узла сложнее, чем 20 первыт
узлов. Ая

:. ^ Таки образом, правильная ‘работа, меха:
низмов при полных ходах зависит от ую \

HA подготовки личного состава и от ©
стояния материальной части. Услехь мох.
но добиться лишь --в TOM елучавучеся

„командиры будут постоянно уделять. вни-
‚мание этому важнейшему вопросу, .

‚’Инженер-капитан` 2-го’ ранга
Б, КРАСИКОВ,

РАЗВЕРТЫВАЕТСЯ СОРЕВНОВАНИЕ

В мастерских и на предприятиях Воен-
ного порта развертывается’ ‘прелпразднич-
ное социалистическое соревнование. Кол-
лектив Мастерской, . которой руководит
т, Кондратьев, еще’ две недели назад ‘до-
срочно выполнил свой полугодовой план.
На первом месте здесь идет бригада т. Три-
зонова, систематически выполняющая нор-
иъБ на 200—225 процентов,

Включившись в соревнование в честь Дня.

Военно-Морского Флота, мастера-етаханон
цы передают свой опыт менее квалифиця-
рованным рабочим.

Достойную встречу Дню Возяно-Морск=
го Флота готовят команды вопомогательньых
судов. Вылеляется буксир калитана т. le
мишева. На нем хоропю организована борь-
ба за экономию горючего и емазочного. уз
териала, борьба за безотказную работу и
ханизуов.

Черноморский флот.

В’ ожесточенной битве‘ за Атлантику, в
‘борьбе на Средиземном, Северном и Нор-
‘вежеском морях ‘все более активное” уча-
етие принимает авиация. о Соединения и
группы самолетов атакуют боевые и торто-
вые. корабли не только в базах, на CTO-
янках, но и в открытом море, ‘на. переходе.

зо“ Три крупных боевых столкновения В’
г Средиземном ‘море == у’ ‘мыеа’ Пунто-Сти-.
ло, южнее Сардинии и в районе к юго-.

„запалу от. острова Крит; & также сраже-
ния в Атлантике и Норвежеком море, даже
на основе ‘скудных, отрывочных. ` сообще-

ний иностранной печати, ‘все же позво+.

ляют определить тактику и способы: атах
‚ авиацией кораблей в море, на’ переходе и
В б0ю, a Take приемы и методы противо-
возхушной обороны кораблей, -
Для обеспечения внезапной атаки эска-
дры в море авиации необходима непрерыв-
ная надежная разведка. leper боем в
марте 1941 г. в районе Крита англичане
27 марта обнаружили ‘© помощью авиации
движение итальянской эсжадры от Капо

Поссеро на ост. Получив сообщение воз-!

ушной разведки, англичане своевременно
‚ одготовили свою торпедоносную авиацию:

„ля действий против итальянского флота.

Таким. образом, итальянцы не достигли.
скрытноеги развертывания флота. То же
можно сказать и о недостаточной скрытно-

сти операции антличан, когла итальянская,

разведка обнаружила английские корабли и
навела на них бомбардировщики ‘и торпе-
доноецы, потопившие крейсер «Southamp-.
фо»: uA :
Таким образом, одна из основных про-
Grew ПВО эскадры в море заключается в
соблюдении скрытности, упорной и настой-
чивой борьбе со веёми попытками против-
ника разведать местонахождение эскадры.
Тучиим средетвом борьбы © разведчика-
ми служат истребители, ‚ базирующиеся

либо на авианосце, либо па боевых кораб-

‘MX или даже на азродроме, если эскадра
находится в радиусе действия береговых
истребителей. Если эскадра не имеет
истребительной авиации, борьба с воздуш-

ной разведкой должна быть возложена на!

ворабельные самолеты. А это в свою оче-

_ Противовоздушная оборона.
°_ эскадры

на. пере

По. опыту современной войны
>

редь заставляет повысить требования Е
конструкции корабельных самолетов.

Скрытность движения эскадры обеспе-
чивается, кроме ‘других. мероприятий, борь-
Sof sa абсолютную бездымноеть: ‘и. под-
бором , соответствующей окраски кораблей.
Ночью соблюдение всех правил затемне-
ния эскадры является важнейшим требо-
ванием противовоздушной обороны. (При
этом, закрывая все источники света на
корабле, необходимо 060600 внимание
уделить работе котельной группы. Даже
временное появление факела, или. искры
йз труб поможет авиации, особенно велу-
щей систематическое наблюдение, устано-
вить место и курс эскадры.

Одно из действенных средетв обеспече-
ния скрытности движения — это поста-
новка дымовых завее, Быстро и правильно
поставленная дымовая завеса, значительно
затрудняет действия авиации, препятствует
достижению точности бомбометания:

Опыт боевых лойствий показывает; что
сейчас отработке наблюдения’ за воздухом
надо уделять максимальное ВНИМаНиИ®.
Эскалра. в моро лолжна обеспечиваться
круговым противовозхутным охранением и
наблюдением, которые обычно поручаются
миноносцам, сторожевикам, а иногда и са-
молетам. В борьбе с опасностью внезапного
налета авиации следует использовать все
средства, имеющиеся не только’ на Kopat-
чях эскадры, но и Ha берегу. 0’ кажлом
появлении и движении воздушного про-

‘тивника, береговые посты ВНОС, воздуш-

ные и корабельные дозоры в морских век-
торах 633 должны сообщать эскалре. Это
поможет” кораблям подготовиться к отра-
жению ‘атаки или уклониться от улала.
Такую систему оповещения эскадры, нахо-
хящейся в море,  етедует . отрабатывать
настойчиво и повседневно на каждом те-
атре.

‚Наблюдение за воздухом должно вестись
не только на кораблях охранения, но и на

ходе

кораблях, входящих ‘‘непобредетвенно в\
эскадру. Организация наблюдения Ha эска-
{pe должна ‘быть’ такова; чтобы каждый
ворабль, в особенности крупный, воегла
был. готов обнаружить и‘ отразить авиа:
цию; с какого бы направления она, ни по-
дошла. Как показывает опыт. войны; на-
значение каждому кораблю ответственного
сектора для наблюдения не оправдывает
себя. Баждый крупный  корабль; входящий
в эскадру, обязан вести наблюдение на
360°, а корабли охранения — за всем
сектором, находящимся с наружной сторо-
ны. Ведя наблюдения ‘за воздухом, нало
учить: весь личный состав быстро опреде-
лять кур, выюоту полета, тип самолетов
и т. д. Особенно тщательно следует отра-
батывать оповещение. У командира ко-
рабля и соединения при’ внезапном налете
будет в распоряжении весьма короткий
промежуток времени для открытия огня
или маневрирования. Четко отработанная
система оповещения, быстрота. доклада по-
зволят сэкономить секунды, от ` которых
зачастую будет зависеть судьба корабля.

Атака авиации может быть отражена
или одним зенитным огнем или во взаимо-
действии © истребительной авиажией, Опыт
текущей войные показывает, что наиболее
эффективна противовоздушная оборона. эс-
калры в комбинации. зенитного огня 6
истребительной авиацией. При. этом
истребители обязаны прикрывать эскалру,
не ограничиваясь фалиусом 100—150
миль от берега, & распространяя охрану
кораблей на все: этапы. боёвой  деятельно-
сти эскадры,

В том случзе, если эскадра не имеет в
своем составе авланосцев, противовозтути-
кую оборону кораблей следует организо-
вать с помощью истребителей, поднятых ©
береговых зэролромюв. Этот метод антли-
чана сейчас широко практикуют для
охраны своих морских конвоев на при-
брежных коммуникациях. Для управления
всей системой противовоздушной обороны
создан особый центр — лиспетчерские по-
сты, которые осуществляют целеуказания
и руководят вылетами истребителей. Этот
ко метод применили и итальянцы для
прикрытия своей эскадры, находившейся

‘английские

недалеко oT Geperos,
бомбардировщики, сопровождаемые. истреби-
телями, встретили 5 марта’ 1941 т. серьез-
нов сопротивление итальянской авиаиии.

Следует отметить, что даже небольшое

когда

подразделение истребителей чрезвычайно
затрудняет действия бомбардировщиков. Во
время одной из атак авианосца «ПШ а$101$»
английские истребители;  поднявииеся с
корабля, успешно атаковали второй  эше-
Лон. германских пикирующих бомбардиров-
щиков, пытавигихея напасть на авианосец.

Внезапность и скоротечность нападения
© воздуха заставляют эскадру, находящую-
ся в море, держать в боевой готовности
все средства противовозлушной обороны.
Назначая ту или иную боевую готовность,

командование эскадры лолжно исходить не.

только из общей обетановки на тватре, но
и из метеорологических условий. При низ-
кой облачности, когда опасность внезат-
ного нападения намболее вероятна, готгов-
ность к открытию огня должна быть. не-
медленной, Всю организацию ПВО $cxa-
хры надо отрабатывать так, чтобы He

тратилось время на получение разрешения.

открыть огонь. Каждый командир батарея
должен иметь право самостоятельно откры-
вать огонь по любому самолету, если 3a-

ранео не получено извещение о его под-

ходе к эскадре. Это необходимо потому,
что при отромных высотах и скоростях
очень трудно различить, кому
лежит самолет, тем более что схемы со-
временных машин чрезвычайно похожи.
Отрабатывая ЦВО

тактические приемы выхода авиации в
атаку. В текущей войне торпедоноецы, как
правило, атакуют эскадру с малых высот,

под прикрытием дымовых завес с одного

или ‘нескольких направлений. Пикирую-
щие бомбардировщики производят

в 30—40 секунх. Следовательно, органи-

зация ведения огня должна предусматри-

вать не только возможность сосредоточе-

ния всей моши зенитных орудий на олном

секторе, но и децентрализеванный огонь

одновременно по нескольким направлениям

или нескольким целям. Личный состав
орудий противоминного калибра надо на-
учить действовать по  торпедоноецам и
дыхузавесчикам.

Чрезвычайно сложна организация взаимо-
действия истребителей и зенитной артил-
лерии при отражении налета на эскадру.
Она требует точного соблюдения веех де-

талей` плана совместных действий. Как
правило, вне зоны ®гня зенитной артил-
лерии эскадры истребители действуют са-
мостоятельно.
нападающие самолеты ‘до подхода против-
ника на дистанцию эффективного исполь-
‘зования бомб и торпед. Если самолетькпро-
тивника все же подошли к кораблям и

эскадры, командир истребительной авиа-

принад-.

a   разных ‘направлений и высот. Ожидая. на-
корабля и эскадры,
уже в период обучения следует учитывать

атаку
последовательными волнами с интервалами

Их задача -— уничтожить

вошли в зону огня зенитной артиллерии

ции но всегда прекращает атаки против-
ника. Поэтому зенитная артиллерия эскад-
ры открывает огонь только после его
сигнала. oe

Однако это не значит, что невозможны
одновременные совместные действия. Еели
командующий эскадрой видит, что проти+
водействие истребителей недостаточно эф-
фективно, он: имеет право ввести в дей-
ствие зенитную ‘артиллерию главных сил,
приказать кораблям охранения также со-
срелоточить свой огонь по. самолетам про-
тивника, атакуемым одновременно истреби-
телями. Включение артиллерии кораблей
охранения в общие действия по отраже-
нию атаки воэможно, правда, лишь в. тех
случаях, когда со стороны их ответетвен-
ных секторов не подходят новые. цели.

Оргавизуя противовоздушную оборону
эскадры, командир должен предусматривать
для каждого из ордеров ПВО такое типо-
вое разделение зон действия истребителей.
и зенитной артиллерии, чтобы была воз-
можность отражения атак, выполняемых. с

падения пикирующих бомбардировщиков и
торпедоносцев, следует особенно тщательно
организовать наблюдение на тех направле-
ниях, гдо зенитный отонь слабее. или не
может вестись на малых высотах 13-33
нахождения ‘в секторе стрельбы другого
корабля; Как показывает опыт боевых дей-
ствий, торпелоносцы и пикировщики ие-
пользуют. взаимные помехи одного корабля
другому, особенно для отхода на малых
высотах.

Вроме этих активных средств ПВО
командир эскадры должен уметь так ма-
неврировать, чтобы действенность атак
воздушиого противника была минимальной.
Маневрирование до сих пор является 01-
Ним из важнейших методов ПВО. Итальян-
ские крейсера, атакованные 9 июля
английской авиацией, быстро увеличили
ход хо 32 узлов и, открыв огонь, описы-
вали коордонаты с поворотом в тот или
иной угол. Действенность атаки значитель-
но уменыпилась. :

ной артиллерии уделяется
большее внимание.

Для каждого соединения должны’ быть
разработаны свои эволюционные таблицы
© учетом класса кораблей и типичных
скоростей. хода, принятых ‘для тако
соединения. ` ]

Совершенствование воздушного оружия
заставляет все страньь имеющие флот, 6
лее серьезно заняться. проблемой против
воздушной обороны корабля и соединения,

ироков применение авианосцев в. оперз-
циях, выполняемых вдали от’ берегов, по
казывает, что самолеты-истребители, по
видимому, — более надежное средство’ 58
щиты от торпедоносцев. и’ бомбархировщи“
ков, нежели зенитная артиллерия; ‘Эти
прежде всего и  об’яеняетея, что ином
страны, ‘флот которых будет действовать
вдали от берегов, приступили в усилен
ному строительству авизносцев,

Жроме истребителей, ‘как эскадренном
средства ПВО, все корабли должны’ иметь,
конечно, мощное зенитное’ вборужение.
Опыт показывает; что’ зенитная ‘зртизи
PHA пока является основным средотвх
ПВО. Конструкторы всех стран хобиваютея

уменьшения” времени полета ‘снаряда, уве

личения его разрупкительной. силы. Оли
43 методов ‘решения этого sBoupoca—
укрупнение калибра. Предел этому укруе
нению может положить, правда, требование
скорострельности. Но для калибра 130-
32 мм технически вподне возможно Cl
хранить приемлемую скорострельность. №
нашему мнению, ‘орудия калибра до 100 му
не лолжны теперь’ ставиться на Ropabsd,
исключая, конечно, мелкокалиберные ав“
томаты.

Тактика одновременных налетов авиздия
© различных направлений заставляет серБ-
езно заняться проблемой размещения 3%

‘Нитных пушек на корабле, Нам кажется,

что крупные корабли должны иметь HO
менее. 16—20 зенитных орудий, cocpelt-
точенных в нескольних группах. Для 9т08-
жения атак с малых высот и небольших
пистанций на корабле следует устанавае
вать орудия (мелкокалиберные, много
ствольные автоматы калибра 37—40 вм),
способные допускать большие угловые сЕо-
рости наводки.

Опыт боевых лействий показал большую
живучесть кораблей, ‘залцищенных иль
ной броней. Поэтому увеличению горизоЕ-
тальной брони и броневой защиты зан“
значительно

Полковник В. ШЕЛЯНИ.

данного.‘ корабля, . потребный (