ой

‚хозяина, Всюду господство гитлеризма

За ношу Советскую Родину!

C4

Bers

OT

у

ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР

№ 263 (2138)

28-я годовщина Великой “Октябрьской Социалистической революции

- Доклад.

среда ЦЕНА 20 КОП,

олотова

на торжественном заседании Московского Совета.

Товарищи, после нескольких лет тяжелой
мы празднуем сегодня 28-ю годовщину Великой Ок-
тябрьской социалистической революции в условиях
мира и славной победы над фашизмом. (Аплодисменты).

Позади. остались четыре года`войны с гитлеровской
Терманией, терзавшей нашу страну и всю Европу, а
также война на востоке—с агрессивной Японией, в
которую мы должны были вступить осенью этого. го-
да, В героической борьбе, где COBETCKOMY народу при-
надлежит решающее место, завоеван мир для наро-

дов всего. мира, ликвидированы главные очаги миро-.

6-го ноября 1945 г.

войны   вого фашизма и мировой агрессии — на западе’ и на’

востоке. Теперь мы получили ‘возможность вернуться
“к мирному труду, чтобы ‘закрепить нашу победу.

Как сказал тсзариш Сталин:

«Наш советский народ не жалел сил и труда во имя
победы. Мы пережили тяжелые годы. Но’ теперь
каждый из нас может сказать: мы победили. Отныне
мы можем считать нашу отчизну избавленной от угро-
зы. немецкого ‘нашествия на западе и японского на-

‚ шествия на востоке. Наступил долгожданный мир для
народов всего мира».

и.
Вторая мировая война и Советский Союз

Немцы вторглись в нашу страну, рассчитывая, что
неожиданность их разбойничьего нападения обеспе-
чит им успех. Не только °в. Германии, но ив других
странах многие считали, что. Советский Союз. долго
не продержится, что уже через несколько недель—и
уж, во всяком случае, через несколько. месяцев —
Германия разгромит СССР и Гитлер будет торже-
ствовать победу. После сравнительно легких успехов
гитлеровцев в Западной Европе многим это казалось
неизбежным. К таким выводам‘ приходили, прежде
всего, те, кто вообще не признавал «законности» Ок-
тябрьской’ революции ‘в России, а`также те, кто юка-
зался неспособным понять, подлинно народный харак-
тер’ созданного нашей революцией советского госу-
дарства. Германское нашествие на Советский Союз
было великим испытанием и для наших зарубежных
друзей, с замиранием сердца следивших за теми ‘ис-
ключительными трудностями, которые переживала
наша страна в первый период. войны. Е.

Советский Союз устоял на ногах, несмотря. на. вне-
запность нападения. Материальный урон и глубокие
раны, назесенные ему в первые годы войны, не‘подор-
вали его физической и духовной мощи. Красная Ар:
мия сумела перестроиться М оправиться OT ‘первых

ударов. Советский народ напряг свои. силы и обеспе-.

чил сокрушительный отпор врагу. Все помнят то.вре-
мя, когда наша армия перешла от обороны в наступ-
ление сперва на отдельных участках фронта; а за=
тем — по всему фронту.

Интересы ‘самозащиты ` ‘продиктовали  нёобходи-
мость образования единого антигитлеровского фрон-
та больших и малых демократических государств.
Всем ‘известно, что англо-советско-американская коа-
лиция успешно `выполнила ‘свою историческую   задачу
в организации общей борьбы демократических стран
против гитлеризма.   Известно также, что ‘открытие
второго’ фронта ‘в Западной Европе, когда Германия
оказалась в тисках ‘между двумя фронтами, сделало
положение германского фашизма безнадежным.
Вместе с тем, нельзя забывать, что коренной перелом
в положении ма’ советско-германском фронте насту-
пил еще за‘год до открытия второго фронта, когда
гитлеровские войска с позором покатились ‘назад под
могучим и все нараставшим напором Красной Армии.
(Продолжительные аплодисменты). .

Так, ‘государство, созданное Октябрьской револю-
цией, сумело не только защитить себя от фашистско-
го нападения, но и перейти в наступление, чтобы по-
кончить с главным очагсм фашизма и агрессии. Тогда
всем стало видно, что советская власть не похожа на
одряхлевшую власть царизма времен прошлой мирс-
вой ВОЙНЫ. ris
` Итак, стало очевидным, что советское государство
может < честью постоять за себя и способно выдер-
жать самые трудные испытания, какие только ‘были в
истории страны. (Аплодисменты). oe

Гитлеровская Германия угрожала не только  совет-
скому государству. Еще до нападения на СССР гер-
манские фашисты завладели Норвегией, Бельгией,
Голландией, Францией, Грецией, Югославией. Немцы

имели в числе своих союзников не только фашистскую 1

Италию, но и ряд других европейских сгран, заклю-
чивших военный союз с Германией. Испания и. некото-
рые другие страны оказывали Гитлеру полуоткрытую
поддержку. Угроза гитлеровского нападения нависла
над Англией. Если бы поход в Советский Союз окон-
чился успехом, вся Европа могла бы оказаться под
сапогом Гитлера...   og cape
Гитлеровцы уже на разные лады расписывали «но-
вый порядок», который они установят в Европе. Фа-
WECTCKHE подголоски, вроде всяких квислингов и Ла-
валей, уже впряглись в работу на своего германского
устаназлива-
лось путем уничтожения всяких демократических Уч-
реждений и ликвидации всяких политических праз
трудящихся классов, и, вместе. с тем, гитлеровцы та-
щили и высасывали из порабощенных стран все мате-
риальные ресурсы, чтобы снабжать Hi Bice ee bil
оружать свои разбойничьи фашистские орды. Ph *
Успехи нашествия wa Советский Союз еще‘ болын
вскружили гитлеровцам голову. Они еще и.
‘стали говорить не только о своем господстве м
Европой; но и о своих претензиях на мировое господ:
ство, Для’ всего мира раскрылись их опасные правы в
авантюристические планы господства. ди ae
сы над другими народами Европы, и. не Ин: at
пы, Германско-фашистская теория господства < re
расы» над другими народами, отнесенными кр. ори ty
«низшей расы», ‘стала прямой угрозой существо: о
цивилизации Европы. a ow
  В тех странах, в кото
банды, fo оказался плохо Нов ae
отпора фашистским захватчикам. Ишь т а oun
благодаря усилиям лучших патриотов-д. ee
стали складываться и расти демократические . и
сопротивления захватчикам. Но даже в тех и ,
как в Югославии, где весь народ оказал подд eet
восстанию против захватчиков, нехватало сил, а
сломить военную мощь гитлеризма. имя тя
когда наша армия перешла в наступление и

рглись гитлеровские

‚ческого разгрома фашизма во всей Европе.

поражение за поражением. на
‚ фронте, — с этнх пор был предрешён и исход япон-
ской агрессии на востоке. Выступиз, наконец, против

Европе, но и претензии японского империализма

громить германские войска, сорвав с них ореол непо-
бедимости, открылись широкие возможности для ос-
вобождения народов, порабощенных германским им-
периализмом.. Двигаясь на запад, Красная Армия при-
несла освобождение соседним странам и другим наро-
дам Европы. Советские армии вместе с армиями союз-
ников выступили теперь в роли освободителей стран

Европы, включая и те страны, которые разорвали со. .

юз с Германией и встали в ряды народов, борющихся
за ликвидацию гитлеризма.

Итак, дело освобождения стран Европы от гнета
гитлеризма войдет славной страницей в историю на-
щей победоносной Красной Армии. (Бурные аплодис-
менты).

Фашистская Италия первая выступила на стороне
Германии, развязавшей войну в Европе. К моменту на-
‘падения на СССР правительства Румынии, Венгрим,
Финляндии, заключив военный союз с гитлеровской
Германией, ввергли свои страны в войну против ~ Co-
ветского. Союза, В союзе с Германией оказалась и
Болгария с ‘ее тогдашним правительством ив гитлеров-
ских агентов. Таким образом, если не говорить об ис-
ключениях, европейские страны с фашистским режи-
MOM связали свою судьбу с судьбами гитлеровской
Германаи во’ второй мировой войне. Поражение Герма-

‚  ии означало поэтому не только поражение германско-

го! фашивма. Оно ‘привело к поражению фашизма и в

‚ других европейских странах.

— Следовательно, ‘значение нашей победы ‚следует

‹расематривать не только в свете разгрома германского

фашизма, но и в свете военного и морально-полити-
° (Апло-
дисменты).

` После окончания войны в Европе перед союзными

‚ державами встала задача ликвидации японской агрессяи

на востоке, чтобы ускорить восстановление мира во
всём мире. Советский. Союз не мог остатьсяв ; стороне
от решения этой задачикак в силу взаимных обяза-
тельств, существовавших между СССР и его. союзни-
ками, так и потому, что этого настойчиво требовали
интересы нашей безопасности ‘на. востоке. Мы все

‚ помним, что Япония в пролом не раз’ нападала на
` нашу страну, и на востоке для нашего государства

существовала постоянная угроза японского нашествия.
Всё это, сделало. неизбежным вступление ‘Советского
Союза в войну против Японии. Не трудно убедиться,
что < тех. пор, как германский фаплизм стал териеть
советско-германском

Японии, Советский. Союз ускорил её поражение и ус-.

корил, тем самым, окончание войны на’ востоке.

Япония капитулировала перед союзниками, последо-
вав по пути. гитлеровской Германии. Рухнули не толь-
о планы германского империализма на господство в
на
‘господство в Азии. Между тем, ещё недавно как за-
падные, так и восточные фашисты рассматривали. этя
планы всего лишь как этап к захвату мирового гос-
шодетва, показав: на своём. примере, насколько близо.
рухи и авантюристичны. такого рода агрессивные наме-
рения в наше время. Поражение японского империа-
-лизма, как главного очага фашизма и агрессии на
востоке, и освобождение Китая от японбких захват-
‘чиков имеют громадное положительное значение для
демократического ‘развития. стран’ Азии, и не только
Азии. Закрепить эту победу — в интересах всех де-
мократических ‘стран. Понятно поэтому, что Совег.
ский Союз придаёт. такое ‚большое ‘значение перегово-
рам между союзниками об установлении должного
контроля основных союзных держав над условиями

капитуляции Японии. В этом вопросе ешё не устра-

нены возникшие затруднения. Но Советский Союз вы:
ражает уверенность, что все миролюбивые державы

’ проникнуты сознанием’ необходимости закрепить побе-

ду над агрессивной Японией и создать для этого соот-
ветствующие условия сотрудничества между ‹оюз-
ными державами.  . а

Как Германия, так и Япония должны были безого-
ворочно капитулировать перед союзниками. Таким сб-

‚разом, англо-советско-американская коалиция доби-

лась поставленной ею цели. Люди нашей страны те-
перь с удовлетворением сознают, что в победоносном
завершении второй мировой войны в интересах демо-
кратических стран, и особенно, в ликвидации наибо-
лее опасного очага фашизма и агрессии — гитлеров-
ской Германии решающее место принадлежит Созет-
скому Союзу. Советский ‘народ назвалевою войну про-
тив гитлеровской Германии Великой Отечественной
войной. На примере советского ‘народа патриоты дру-
гих стран учились, как надо бороться за своё отече-
ство, за его свободу и независимость. Известно так-
ке, что советский народ не только освободил свою
страну, но и вёл героическую борьбу за восстановле-
ние мира и свободы во всей Евроне. `

Год тому назад товарищ Сталин говорил:

«Ныне все признают, что советский народ своей
самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от
фашистских погромщиков. В этом великая заслуга
советского народа перед историей человечества».
(Продолжительные аплодисменты).

уличтожения советского государства. Гитлеризм. про-

°_ Да здравствует 28-я годовщина Великой.

‚Октябрьской Социалистической революции!

_ Под знаменем Ленина, под’ водительством
Сталина — вперед к новым успехам.
социапистического строительства!

п ИЛИ ЕО ЕЕ ТЕСЕИ ЕЕ ИЕ ИТЧЕининиртидицистжии

а ы oe

масштабам участия народов в этой войне, а также по
количеству людских ‘жертв`и ‘материального’ ‘ущерба,
причиненных войной. Четыре пятых населения земно-

‚го шара в той или иной мере. участвовало. в последней.

мировой войне. Количество мобилизованных в обоих

воюющих лагерях достигло” свыше 110`миллионов че-
‚ ловек. Почти невозможно назвать’ страну, которая
действительно была бы ‘нейтральной в’эти‘ годы. До-

пустив вторую мировую войну, то-есть’ не’ приняв во-
время ‘мер против агрессивных сил фашизма, развя-
завших эту невиданную. по своим масштабам
человечество заплатило несметную цену человеч
ми жизнями и разорением многих государетв:: *

Война была навязана нашему народу, который об*-

явил Великую Отечественную войну в ответ. на.наиа-
дение. Гитлеровская Германия напала. на Советский
Союз не только в целях захвата нашей территории и

возгласил своей целью истребление русских людей и
вообще славян. Впредь до того момента, ‘когда рус-

ский народ, как и другие народы Советского Союза,

полностью  перестроились по Сталинскому . призыву
«все для войны», и когда они, наконец, сломали хре-
бет германской армии, озверевшие гитлеровцы не ’ос-
танавливались ни перед чем в проведении своих чело-

веконенавистнических целей на захваченных ими тер-

риториях. Забыть об этом — было бы преступлением
перед памятью миллионов ни в чем неповинных по-
гибших людей, передо их. осиротевшими семьями, пе-
ред всем народом. Нельзя забыть и о том, какой or-
ромный материальный ущерб, причинили нам немец-
кие захватчики и их союзники, разбойничавшие на со-
ветской территории в течение многих месяцев; За все
это должны ответить, прежде всего, главные’ пре-
ступники войны. — а

Немецко-фашистские оккупазты полностью или ча-
стично разрушили и сожгли 1.710 городов ‘и более
70 тысяч сел и деревень, сожгли и разрушили свыше
6 миллионов зданий и лишили крова около 95 мил-
лионов человек. Среди разрушенных и наиболее по-
страдавших городов имеются крупнейшие ‘промыш-
ленные и культурные центры страны: Сталинград, Се-
вастополь, Ленинград, Киев, Минск, Одесса, Смо-
ленск,  Харьков, Воронеж, Ростов на Дону и многие
другие. Гитлеровцы разрушили и повредили 31.850
промышленных предприятий, на которых было заня-
то около 4 миллионов ‘рабочих и служащих. Гитле-
ровцы разорили и разграбили 98 тысяч колхозов, в
том числе большинство колхозов Украины и Белорус-
сии. Они зарезали, отобрали и угнали в Германию`
7 миллиснюв лошадей, 17 миллионов голов крупного
рогатого скота, десятки, миллионов ‘свиней‘и овец;
Только прямой ущерб, причиненный ‹ народному хо-
зяйству и нашим гражданам, Чрезвычайная Государ-
ственная Комиссия определила в сумме 679 миллиар-
дов рублей (в государственных ценах).

‚.. Установление мира во’ всем’ мире’ Ds
и интересы миролюбивых народов  ’

Вторая мировая война’ отличалась от первой миро-
вой войны во многих отношениях и, прежде всего,. по.

войну,

которой в войне с Японией показало. ee громадную

# &

Мы не можем забыть обо всем этом и должны тре-
‘бовать от страз, развязавших войну, хотя бы частич=
ного возмещения причиненного ущерба. Нельзя ос-
порить справедливость этого желания советского на-

рода, Не следует и проходить мимо того, что решения
Берлинской конференции трех держав о репарациях
‚с.Гермалии. еще. не получили „удовлетворительного =
движения вперед. о

Однако, среди нас нет сторонников политики мести
в отношении побежденных народов. Товарищ, Сталин
не раз указывал на то, ‘что чувство мести, как и чув-

‚ство возмёздия 3a обиды, — плохие советники
‚в политике и в отношениях между народами. Мы
‘должны руководствоваться в отношении побежден-
ных народов не чувствами. мести, а тем, чтобы Затруд-
нить возникновение, новой агресски и чтобы ‚ ВОЗМОЖ-
ный новый агрессор. оказался в положении наиболь-
‚шей изоляции среди народов. Не обиды за прошлое
‚должны руководить, нами, а интересы охраны мира и
безопасности народов в послевоенный период.

- Бесспорно, что интересы обеспечения прочного’ ми-
`ра требуют, чтобы мирслюбивые. народы обладали не-
обходимой вооруженной силой. Это, во всяком случае,
относится к тем странам, которые несут главную ответ-
ственность 3a обеспечение мира. Но интересы охраны
мира не имеют ничего общего с политикой гонки в во-
`оружениях. великих держав, что проповедуют за рубе-
жом некоторые особенно ретивые сторонники полити-
ки империализма, В’ этой связи надо сказать об откры-
тии атомной энергии. и об атомной бомбе, применение

разрушительную силу. Атомная энергия еще не испы-
тана, однако, на предмет предупреждения ‘агрессии
‚или на предмет охраны мира; С другой стороны, в на-
‚ стоящее время не может быть таких технических сек-
ретов болыного. масштаба, которые могли бы остаться
достоянием какой-либо. одной ‘страны или‘ какой-либо
одной узкой группы ‘стран. Поэтому открытие атом-
ной энергии не должно бы поощрять ‘ни ‘увлечений
насчет использования‘ этого открытия во внешнеполи-
‚ тической игре сил, ни беспечности насчет‘ будущего
миролюбивых народов.

Не мало шума идет и вокруг боздания блоков и
группировок государств, как средства охраны опрёде-
ленных внешних интересов. Советский Союз никогда
не участвовал в группировках держав, ‘направленных
против других миролюбивых государств. На западе
же попытки ‘такого рода делались, как известно, не
раз. Антисоветский ‘характер ряда таких группировок
в прошлом также хороню известен. Во всяком случае,
история блоков и группировок западных’ держав сви-
детельствует о том, что они служили ‘не столько делу
обуздания агрессоров, сколько, наоборот, ‘подегрева-
нию агрессии и, прежде всего, со стороны - Германии,
Вот почему бдительность в этом отношении со <сторо-

Продолжение доклада В. М. Молотова ‘см. на 2-й с т

ЕЕ ЗЕ ЗИ ini a a) a te