КР

АСНЫЙ ФЛОТ

7 ноября 1945 г. среда. № 263 (2138)

— Продолжение доклада В. М. Молотова

ны Советского Союза и других миролюбивых госу-
дарств не должна ослабевать.

Восстановление мира во всем мире отнюдь не при-
вело и не могло привести к восстановлению довоенно-
то положения в отношениях между странами. На ка-
кой-то срок Германия, Италия и Япония вышли из
состава великих держав, дающих тон международной
жизни в целом. Следовательно; это правильно на Тот
период, пока в’ отношении их действует со стороны
‚ союзников об’единенный контроль, направленный. про-
тив возрождения агрессивности этих стран, но He
мешающий, вместе с тем, развитию и под’ему этих
стран в качестве демократических миролюбивых госу-
дарств. Немалое значение для будущего Европы име-
ети тот факт, что ряд фашистских и полуфашистских
государств повернули на демократический путь и
стремятся теперь установить дружественные отноше-
ния с союзными государствами. Кажется ясно, что не
только не следует мешать, а необходимо содейство-
вать укреплению демократических начал в этих госу-
 ларствах.

Нельзя не заметить, что и в лагере союзных стран
война привела к немалым переменам. Как правило,
реакционные силы здесь в значительной мере оттесне-
ны с прежних позиций, очистив дорогу для старых и
новых демократических партий. В ряде евролейских
стран проведены такие коренные социальные реформы, .
как ликвидация отжившего свой век помещичьего
землевладения с передачей земли малоимущим  кре-
стьянам, что подрывает былую ‘опору реакционно-фа-
зпистских сил и стимулирует под’ем демократического
и социалистического движения в этих странах. В не-
которых государствах теперь поставлены в порядок
дня такие важные экономические реформы, как нацио-
нализация крупной промышленности, 8-часовой ра-
‘бочий день и др., что вносит новый дух и уверенность
в растущие`ряды демократического движения в Ев-
ропе и за пределами Европы. Некоторые органы реак-
ционной печати делают попытки приписать проведе-
ние этих смелых демократических реформ, главным юб-
разом; Чвозросшему влиянию Советского Союза. He-
состоятельность подобных аргументов очевидна, п0-
скольку всем известно, что проблемы ‘такого рода’ в
передовых странах Европы решались © успехом уже и
раньше. ‘ :

Это не значит, что силы ‘фашизма окончательно
ликвидированы и с ними можно больше не’ считаться,
Вы все читали Крымскую Декларацию трех держав
06 освобожденкой Европе, где говорится: .«Установ-
ление порядка в Европе и переустройство националь-
но-экономической жизни должно.быть достигнуто. та-
ким путем, который позволит освобожденным Hapo-
дам уничтожить последние следы нацизма и фашизма,
и создать демократические учреждения по их соб-
ственному выбору». Надо еще не мало сделать, чтобы
обеспечить правильное выполнение Крымской Декла-
рации. Однако нет сомнения, что при всех отрица-
тельных последствиях, война с фашизмом, закончив-
шись победой, во многих отношениях способствовала
тому, чтобы очистить политический. воздух в Европе и
открыть новые пути для возрождения и развития ан-
тифашибтских сил, как никогда в прошлом. Такое, по-
ложение, несомненно, соответствует интересам. миро*
любивых государств, и следует пожелать, чтобы в на-
родах Европы еще больше укрепилось сознание не-
обходимости «уничтожить последние следы нацизма и
‘фашизма». ИЕ

Советскяй Союз всегда был верен политике укреп-
ления нормальных отношений между всеми миролю-
‘бивыми государствами. За годы войны Советский
Союз установил дружественные отношения с Велико-
британией ‘и Соединенными Штатами, с Францией и
Китаем, с Польшей, Чехословакией и Югославией, —
и почти со всеми этими странами имеет теперь долго-
летние договоры о союзе и взаимопомоши против
возможной новой агрессии со стороны. тех государств,
которые`были главными агрессорами в последней ми-
ровой войне. С нашей стороны делается все для того,
чтобы нормализовать и установить хорошие отноше-

`шуюся ‘совершен-

‘KO

‚ния также с другими странами, которые порвали с

политикой вражды и недоверия к Советскому Союзу.
Этому служит и развитие торгово-экономических от-
ношений нашей страны-со все болышим кругом  ино-
странных’ государств. Усиливается и культурная
связь сними.

Теперь происходит испытание ‘прочности англо-со-
ветско-американской антигитлеровской коалиции,
сложившейся во время ‘войны. Окажется ли эта коа-
лиция такой же силызой и способной к совместным
решениям в новых условиях, когда возникают всено-
вые проблемы послевоенного периода? Неудача лон-
донского совещания пяти министров явилась извест-
ным предостережением на этот счет. Но затруднения
в англо-советско-американской коалиции бывали и во
время войны. Однако хотя и не всегда сразу, коали-
ция трех держав умела находить правильное решение
очередной задачи в интересах всей антигитлеровской
коалиции болыших и малых государств, считаясь. так-
же с необходимостью дальнейшего укрепления со-
трудничества великих демократических держав,

`В этом году создана, наконец, новая международ-
ная организация «Об’единенные Нации». Она созда-
валась по инициативе англо-советско-американской
коалиции, которая тем самым взяла на себя главную
ответственность за и
результаты ее бу-
дущей работы. `
Нам ясно, что ор-
ганизация <Об’е-
диненные Нации»
не должна быть
похожа ‘на .Лигу
Нащий, оказав-

но неспособной в
вопросах противо-
действия агрессии
и в организации
сил сопротивления
возникшей ‘апрес-
сии. Новая  opra-
‘низация не долж-
на стать и орудием
какой-либо  вели-
кой державы, так
как претензия на
руководящую роль
какого-либо юдно-
го государства 8,
общих — мировых
делах  несостоя-
тельна в такой же
мере, как‘ и пре-
тензия на мировое
господство. Толь-
совместные
усилия Tex дер-
жав, которые вы-
несли на своих
плечах тяжесть
войны и обеспечи-
ли победу демо-
кратических стран
над фашизмом,
только такое сот-
рудничество  мо-
жет содействовать
успехам работы
новой — междуна-
родной организа-
ции на пользу дли-
тельного мира. Для этого. недостаточно‘ высказы-
вания добрых пожеланий. Нужно еще доказать спо-
собность к такого рода сотрудничеству в интересах
всех миролюбивых государств. Советский Союз был
и будет надежным оплотом в защите мира и безопас-

` НОСТИ народов и готов это доказать не на словах, а.

на деле. (Продолжительные аплодисменты).

Ш.

Дальнейшее укрепление

советского государства

и развитие советской. демократии pi

Четырехлетняя ‘война с Германией была  испыта-
нием всех сил советского государства. Советский
Союз с честью выдержал это испытание. Снова и
снова сбылись слова Великого, бессмертного Ленина:

«Никогда не победят того народа, в котором ра-
бочие и крестьяне в большинстве своём узнали,
почувствовали м увидели, что они отстаивают
свою, Советскую власть — власть трудящихся,
что отстаивают то дело, победа которого им и их
детям обеспечит возможность пользоваться всеми
благами культуры, всеми созданиями человезеско-
го труда». (Аплодисменты).

Красная Армия вышла из войны со славой победи-
теля. Она окрепла, как вооружённая сила, и стала
ещё сильнее своим советским боевым духом. Из её
рядов сейчас возвращаются домой, к мирному труду,
миллионы людей, которые так нужны  колхозам,
фабрикам, заводам и всей нашей Родине, приступиз-
шей ныне к осуществлению великих задач нового
под’ёма социалистического строительства. Советский
народ сплочен теперь вокруг своей партии, хак ни-
когда раньше, и организованными рядами идёт впе-
рёд под руководством партии Ленина—Сталина. Это
наше счастье, что в трудные годы войны Красную
Армию и советский народ вёл вперёд мудрый м ис-
пытанный вождь Советского Союза -— Великий
Сталин. (Бурные, долго не смолкающие. аплодисмен-
ты.  Все встают). С именем Генералассимуса Сталина
войдут в историю нашей страны и во всемирную ис-
торию славные победы нашей армии. (Бурные, про-
должительные аплодисменты). Под руководством
Сталина, великого вождя и организатора, мы при-
ступили теперь к мирному строительству, чтобы до-
биться настоящего расцвета сил
общества и оправдать лучшие надежды наших дру-
зей во всем мире. (Продолжительные аплодисменты).

Все знают, как сильно возрос международный ав-
торитет СССР. Это стало возможным благодаря во-
енным, экономическим и политическим успехам нашей
страны. Год тому назад товарищ Сталин выразил это
словами:

«Подобно тому, как Красная Армия в длительной

и тяжелой борьбе один на один одержала военную

победу над фашистскими войсками, труженики со-

ветского тыла в своем единоборстве с гитлеровской

Германией и ее сообщниками одержали  экономиче-

скую победу над врагом».

Товарищ. Сталин сказал также: «В ходе войны гит-
леровцы понесли не только военное, но и морально-
политяческое поражение». Война всем показала, как

социалистического.

выросла и окрепла наша <трана в военно-экономиче-
ском отношении. В неменьшей мере война показала и
то, как сильно вырос Советский Союз в глазах других
народов в морально-политическом отношении,

Мы пережили исключительные экономические труд-
ности в первые годы войны, и все-таки наша страна
оказалась способной обеспечить всем необходимым
нашу героическую армию, в том ‘числе первоклассным
вооружением, превосходившим по качеству ‘оружие
врага. Терпя лишения и невзгоды военного времени,
советские люди работали не покладая рук, и мы долж-
ны отдать должное нашим работникам в тылу, ©со-
бенно самоотверженной советской женщине и безза-
ветно преданной Родине советской молодежи. (Про-
должительные аплодисменты). Благодаря этому нам
удалось поддержать жизненный уровень нашего иа-
рода в трудное военное время.

Миллионы сынов рабочего класса были ‘мобилизо-
ваны и сражались на фронте. Но заводы и фабрики
продолжали работать, пополнившись новыми кадрами,
особенно за счет женщин и молодежи. За годы войны
построено немало новых заводов, электростанций,
шахт, железнодорожных путей, что делалось, глав-
ным образом, в восточных районах страны. Социали-
стическое соревнование и его новые формы поднятия
производительности  труда неизменно’ оставались в
центре заботы передовых рабочих и всего рабочего
класса. Профессиональные союзы и другие рабочие
организации вели. напряженную организаторскую и
воспитательную работу в рабочих массах. Рабочие и
работницы работали больше, чем в довоенное’ время,

В результате этого. многие трудности были преодо--

лены.

Колхозное крестьянство показало в годы войны
свою политическую сознательность и колхозную. орга-
низованность в сельском хозяйстве. Крестьяне и кре-
стьянки хоронпю поняли теперь значение социалисти-
ческого соревнования в колхозах и многое сделали
для того, чтобы восполнить тот огромный урон, кото-
рый был нанесен сельскому хозяйству временным зах-
ватом немецкими оккупантами части территории нашей
страны. Все это дало нам возможность прожить годы
войны с надежными запасами хлеба и обеспечить
сельскохозяйственным сырьем необходимые  @пред-
приятия промышленности. Справиться с этой задачей
было нелегко, особенно если вспомнить, что ряды на-
шей Красной Армии состоят в большей своей части. из
колхозников.

Мы справились с задачами фронта и тыла в. военное

подавляющем большинстве интеллигенция
  успетино выполняет свои высокие, обязанности В деле

`бы тех испытаний, через которые мы прошли в ГОДЫ

время также потому, что и советская ‘интеллигенция
выполнила свой долг перед Родиной. Война наглядно
показала, чем стала интеллигенция за годы Советской

власти. Уже не слышно разговоров о старой и новой

интеллигенции. Эта проблема снята самой жизнью. В
честно и

организации хозяйственной работы, в деле воспитания
новых кадров специалистов, в деле охрачы здоровья
и повышения культурного уровня населения. С боль-
шим удовлетворением мы можем теперь сказать, что
советская ‘интеллигенция достойна’ своего народа и
верно служит своей Родине. (Аплодисменты).
Дружба народов Советского Союза юкрепла за
голы войны. Наше многонациональное государство,
с его различиями в языке, быте, культуре и истории,
стало еще более сплочённым, и еще более ‹близи-
лись советские народы друг < другом. Никакое ‘дру-
гое многонациональное государство не выдержало

войны. Только наше государство, где нет места экс-
плоатации человека человеком, где нет противостоя-
щих друг другу классов, а рабочие, крестьяне и H-
теллигенция в качестве равноправных граждан Yil-

‚равляют как местными делами, так и государством, —-

только такое го-
сударство, а OT-.
нюдь не старая
дворянскю-купече-

выдержать наше-
ствие немцев в
трудные — 1941—
1942 годы, раз-
бить своими сила-
ми  зарвавшегося
врага, выбросить
его из пределов
своей ‘территории’
и, кроме того,
сказать могучую
помощь другим Han
родам в деле  их
освобождения от
иноземных порабо-
тителей. В нашей
стране нет теперь’
угнетенных ‘или
неравноправных
народов, которые’
еще недавно, при
режиме’ царизма,
находились на пю-
ложении колоний
и полуколоний. В
советском  госу-
дарстве за всеми
народами признано
право на незави-
симость и свобод-
ное национальное
развитие, ‘все Ha=
роды / воспитыва-
ются в духе друж-
бы ‘и уважения
друг к другу, а так-
же признания. зас-
луг каждого наро-
да в соответствии
с его ‘усилиями в
деле развития сво-
ей национальной
под’ема советского

культуры и в деле дальнейшего
‘государства в целом.

В актавности наших бесчисленных профсоюзных,
производственных, культурных, спортивных и других
‘рабочих организаций, в создании колхозов, ‘об’еди-
няющих ‘многомиллионное советское крестьянство’ на
всей обширной территории Советского Союза, в неук-
лонном росте социалистического соревнования на
фабриках и заводах, в колхозах М совхюзах, в шах-
тах и на железных дорогах, — во всем этом виден:
расцвет подлинно народного демократизма,` которого
мы не знали в старое время и ‘которого не может
быть ни в одном другом государстве, разделенном
на классы угнетателей и угнетенных, с чем уже дав-
‘но покончила Советская ‚власть в нашей стране. В
быстром росте культурной жизни нашей страны и
в том факте, что теперь интеллигенция, как передо-
вая и наиболее культурная часть, слилась со своим
народом, подняв, тем самым, морально-политическое
единство советского общества на ещё более высо-
кую ступень, — во всём этом нельзя не видеть но-
вого под’ема советского демократизма, окрыляюще-
го нас новыми надеждами и уверенностью OTHOCH-
тельно будущего нашей страны. В том, что Советы
обеспечили всем народам неуклонный под’ём чацио-

Наша страна перешла к мирному строительству. Пе-
ред всем народом встали новые великие задачи.

Мы, конечно, уделим необходимое внимание и но-
вым территориям, вошедшим в состав СССР. Как из-
вестно, вторгшийся в нашу страну враг помешал нам
уделить должное внимание устройству Вападной Ук-
раины и Западной Белоруссии, которые до войны на-
ходились в составе Советского Союза совсем не дол-
го. Теперь, по договору ‘с Польшей, установлена новая
советско-польская граница. В результате этого ®окон-
чательно воссоединены все территории, населенные бе-
‚лоруссами, в единую Советскую Белоруссию, которая
может уверенно итти вперед по пути своего овобод-
ного нациюнального развития. Как известно, в силу
договора с` Чехословакией, и. ‘Закарпатская Украина
вошла, наконец, в состав нашего государства, и те-
перь Советская Украина об’единяет полностью все ук-
раинские территории, о чем веками мечтали наци бра-

тья-украинцы. По договору с Румынией Советская

Молдавия также полностью об’единила территории с
населением молдаван, что открывает широкие воз-
можности его дальнейшего национального развития,
Западная граница нашей страны ‘фаздвинулась также
за счет присоединения к Советскому Союзу области
Кенигсберга, что дает нам обладание хорошим неза-
мерзающим портом в Балтийском море. В Прибалтике
восстановлены Советская Литва, Советская Латвия,
Советская Эстония. Таковы очертания теперешней на-
Ie западной границы, что имеет важнейшее  значе-
ние с точки зрения обеспечения безопасности Совет-
ского Союза.

На северо-западе мы восстановили нашу границу ©
Финляндией в соответствии с советско-финским мир-
ным договором 1940 года. Кроме того, на севере Со-

`нуть далеко за рубежи своей

ская Россия, могло

активную заботу © воспитании
растущую дружбу и брат-
равноправными совет
в старой России. и

нальной культуры,
национальных талантов и
скую взаимопомощь ея
9 народами, чего не
ны eve mer в, других. странах ни при режимах мо-
нархии, ни при режимах республики, —— в этом мы
видим всепобеждающую силу советской демократии,
е& великое значение для действительно прогрессив»
азвития народов. т

anode Sen и влохновляющий Ha подвиги
советский ‘патриотизм особенно. сказались в годы
войны. Советские люди счастливы Тем,
ря Октябрьской революции, спасшеи нашу страну от
низведения ее в разряд второстепенных государств,
были освобождены скованные дворянско-буржуазно-
помещичьим режимом силы народов, получавших He-
виданные ранее возможности развития на основе
власти Советов. Вот’ почему в’нашей победе над фаз
пизмоюм мы видим, вместе с тем, великую победу co
ветокой демократии.

В ходе войны ‘советские люди должны
д: страны. Упорное сопроз
тивление фашизма заставило наити войска вступить в
пределы ряда иностранных государств, ближе узнать

жизнь их сел и городов и дойги на западе до таких.

столиц, как Вена, Будапешт, Берлин. Во всех этих

государствах, в том числе и в тех,

щий язык с трудящимися классами и демократичеч
скими кругами. От советских людей нельзя было, коз
нечно, ждать, чтобы они рассматривали, как своих
друзей, вчерашних врагов из лагеря слуг фашизма и
из верхушки общества, поддерживавшейся фашист
ской властью. Конечно, знакомство с бытом других
народов принесет нашим людям свою пользу и рас-
ширит их представления. Интересно, однако, что соч
ветские люди возвращаются домой с еще более горя:
чим чувством преданности своей Родине и советской
власти, (Продолжительные. аплодисменты),

Советская власть сильна своей близостью к народу:
В отличие от парламентской демократии, советская
демократия носит действительно народный характер,
Советскому государству, как государству нового ти<
па, присущи поэтому задачи, которые несвойственны
государствам старого типа. Так, в обязанности совет“
ского государства входят задачи политического вос-
питания народа в духе защиты интересов мира во
всем мире, в духе установления дружбы и сотруд-
ничества. между народами, что не только не исклю-
чает, а, наоборот, предполагает необходимость раз-
облачения всяких попыток подготовки новой агрес-
сии и возрождения фашизма, о чем нельзя забывать
и в послевоенные годы. По Советской Конституции
является преступлением проповедь вражды между
расами и нациями, антисемитизм и т. п., как не допу-
скается в нашей печати восхваление убийств, грабе-
жей и насилий над человеком. Такого рода «ограниче-
ниях в условиях советской - демократии столь’ же
естественны, как, к сожалению, естественными яв“
ляются для некоторых государств как ‘раз противо“
положные вещи. В некоторых странах ‘свобода слова
и печати все еще понимается так, что продажным слу-
гам фашизма не приходится даже надевать маски,
чтобы вести разнузданную пропаганду агрессии и
фашизма, хотя народы всех частей света уже запла-
тили колоссальную цену своей кровью‘ и  лишёниями’
за допущенный ранее разгул мировой агрессии и
фашизма. Не каждому государству под силу взять на
себя задачу политического воспитания народа, а ког
да фашистские государства брались за это, то не выхо-
дило ничего другого, кроме насилия над духовной
жизнью, культурой и правами народа. Преимущее
ства советской демократии доказаны особенно наз
глядно Советским Союзом в годы войны. СССР про
шел через огонь военяых испытаний и еще больше ок
реп как подлинно народное государство, Как извест“
но, особая ответственность за ‚дело политического
воспитания народа’в нашей стране лежит на болыне
вистской партии. Успехами в этом деле мы обязаны,
прежде всего, нашей великой партии. Вот почему со-
ветский народ вкладываег глубокий смысл в
слова о вожде большевистской партии, поворя с приз-
нательностью и великой любовью: «Наш учитель, наш
отец, наш вождь — товарищ Сталин», (Бурные, про-
должительные овации. Все встают).

Мы приближаемся к новым выборам в Верховный
Совет СССР, Новые всеобщие выборы будут прохо-
дить после всех испытаний советского государства в
Великой Отечественной войне, Наш народ ° придет к
избирательным урнам с накопленным за эти годы ог
ромным политическим опытом, много передумав о
судьбах своей Родины, о событиях в Европе и во всем
ие. и вместе с широкими
к этим выборам, видя в И оный
  а, них важнейшее проявление

: т и еще одно могучее средетво

сплочения нашего народа и дальнейшего укрепления
советского государства.

IV.
Перэход к мирному строительству и наши задачи

ветскому Союзу возвращена территория района Печен“
ги (Петсамо). :

Наконец, о Дальнем Востоке. Здесь к Советскому
Союзу переходит южная часть Сахалина и Куриль-
ские острова, что имеет важное значение для безопася
ности Советского Союза на востоке. Остается напом:
нить о восстановлении прав нашего государства на же:
лезную дорогу в Маньчжурии, а также о восстановле“
нии наших прав на районы Порт-Артура и Дальнего в
южной части Маньчжурии.

Всем этим районам, а также району нашей военно-
морской базы в Порккала-Удде на территории Фин
ляндии, мы должны уделить ‘должное внимание, и,
поскольку дело идет о новых советских  территори“
ях —к ним потребуется усиленное внимание со сто
роны нашего государства.

Мы должны решить, как можно скорее, неотложные
задачи в отношении тех советских территорий, кото“
рые временно находились под оккупацией вражеских
армий. Немцы оставили после себя много разоренных
городов и тысячи разоренных и ограбленных сел и де:
ревень. Сразу же после изгнания захватчиков здесь
началась повсюду восстановительная работа. Но вы:
полнена пока лишь меньшая часть дела. Усилия всего
советского народа, всех советских республик должны
быть направлены на то, чтобы помочь скорейшему и
полному восстановлению хозяйственной и культурной
жизни этих районов. Восстановление заводов и фабрик,
восстановление колхозов, машинно-тракторных стан“
ции и совхозов, восстановление школ и больниц и
восстановление жилищ, чтобы дать возможность каж+
дому городскому и сельскому жителю этих мест снова

Окончание доклада В. М. Молотова см. на 3-й стр

Мобилизующая сила совет: *

что благода- ›

были ша.

которые вчера были.
на стороне фашизма, советские люди легко нашли 0б- `

Jop

дар
ВЫ
ЧИТ
ТОК
УИ,
Дня
ЖД
nor
  там
poe
Paya
pas)
Hal
ЧИТ
Нух
Gear
  Как
  боль
py)
  трал
  ero
  B
at
  HBIM
И
ах.
Вопр

Dy
ony