2; основе всеобщего,

И; „ФИ С В 359

] ноября 1945 г., воскресенье. № 265 (2140)

Прямые

Указом Президиума Верховного Cone-:
та СССР на 10 февраля 1946 г. назна-
чены выборы в Верховный Совет СССР.
Выборы депутатов в Верховный Совет
СССР, равно как и в Верховные Советы
союзных и автономных республик и во все
нижеотоящие Советы депутатов  трудя-
щихся, производятся избиралелями на
равного и прямого
избирательного права ‘при тайном голо-
совании. В СССР не существует. никаких
ограничений демократического принципа
зыборов.. Наоборот, всестороннее осуще-
вление на деле указанных выше прин-
цицов ‘избирательного  празь является
одной из отличительных особенностей
советокой демотралии.

Согласно статье 139  Конотитуции!
(ССР выборы депутатов во все Советы
депутатов трудящихся, начиная от сель-
ского и городского Советы  депуталов
трудящихел вплоть до Верховного Co-
веть СССР, являются прямыми. Прямы-
ми они называются потому, что каждый
избиратель сам голосует ‘прямо и непо-
оредственно за кандидата в депутаты в
любой Совет  допутатов трудящихся
вплоть до Верховного Совета СССР. сах
выбирает кандидата по данному избира-
тельному округу того, кого он считает
наиболее достойным высокого  зва-
ния народного избранника, — Демо-
кратический характер такого торядка
зыборов заключается в том, что в» изби-
arouse обеспечена фактическая воз-
можность оказывать непосредственное
влияние па избираемого ими депутата,
Избранным в депутаты по данному из-

Ч бирательному округу сочитается тот из
кандидатов в детутаты, который получил
абсолютное большинство голосов, то-есть
больше половины всех голосов, подан-
ных по округу и признанных  действи-
тельными,

Как производямя прямые выборы в
Верховный Совет С06Р?

Верховный Совет СССР— выещтий орган
государственной власти Советского Сою-
з—состоит из двух равноправных палат:
Совет» Союза и Совета  Национально-
стей. Совет Союза призван предетавлять
общие интересы всех трудящихся СССР,
независимо от их национальности (Совет
Национальноетей имеет, своей задачей
отражать особые, специфические шате-
Pech, связанные © национальными 069-
бенностями народов ССОР. Так как Bep-
ховный Совет СССР состоит из двух па-
лат, то выборы депутатов в каждую из
пала  производятся раздельно. Согласно
Конетитуции ССОР и «Положению о вы-
борах в Верховный Coser CCCP»,
утвержденному Указом Президиума Вер-
ховного Совета  СОСР or 11. on-
тября 1945 года, Совет Союза изби-
рается гражданами СССР по избиралель-
ным округам, образуемым по норме:
300000 населения на округ, и эт
каждого округа избираетея один депу-
тат, Совет Национальнослей избирается
гражданами CCCP несколько иначе —
ло союзным и автономным республикам,
автономным  облаютям и национальным

‘ округам, В каждой союзной республике,
° везависимо от толичества ее населения,
избирается в Совет Национальностей 25
депутатов, в азтономной республике —
11 депутатов, в автономной области —
5 депутатов, в нациотальном округе
1 депутат. Соответственно с этим в казж-

Ответы на вопросы

выборы

>

В редакцию поступают письма чита-
телей с просьбой ответить на отдель-
ные вопросы, касающиеся избиратель-
ной системы в СССР. Сегодня мы пе-
чатаем ответ на вопрос — что такое
прямые выборы в СССР.

<>

Aol союзной республике образуется 25
избирательных округов по выборам в Со-
вет Национальностей, в каждой автоном-
ной республике —11 избирательных ок-
ругов, в автономной  области— 5, в на-
циональном  округе—1 избирательный
округ.

Таким образом, каждый избиратель
одновременно голосует за двух депу-
татов в Верховный Совет COCP — no
избирательному округу в Совет Союза
за одного депутата ‘и по избиратель-
ному округу в Coser Национально-
стей — 8 другого своего  допутата.
Избиратель же проживающий в авто-
номной республике, автономной области
ли национальном округе, голосует и з&
третьего своего ‘депутата — по  избира-
тельному округу в Совет  Национально-
стей от автономной республики, либо
автономной области, дибо от националь-
ного округа. Так отражается в советской
избирательной системе один из важней-
ших принципов советской демокралии—
подлинное равноправие всех наций, наое-

ляющих Советский Союз.
Как бу избирать депуталов в Вер-
ховный Ber COC военнослужащие

КРАСНЫЙ ФЛОТ

в СССР.

назначения, как в некоторых других го-

сударствах. В Англии, например, палата
лордов образуется вообще не выборным
путем: члены палаты лордов назначают
ся королем из числа родовой и финансо-
‘ro знати, В CCCP нет и такого поз
жения, когда одна из лалат формирует-
ся путем отказа от прямых выборов H
избираетел 060б0й «коллегией  выбор-
щиков» одного или нескольких  разря-
дов. Так, например, во Франции верх-
няя палата (сенат) избиралась 06000й
«коллегией», состоящей из депутатов
чижней палаты от данного избиратезь-
ного округа, депутатов в высшие  звелья
местного самоуправления и выборщиков
от местного самоуправления городов и
деревень. В итоге принимали учаютие в
выборах в сенат лишь 75.000 избира-
телей, в то время как избирателей в
нижнюю палату насчитывалось 11 мил-
‘лионов. Никаких выборщиков при выбо-
рах в СССР нет, Советский народ са-
мым непосредственным образом, без, кал
ких бы то ни было промежуточных сту-
пеней, избирает свою верховную власть,
что. лучше обеспечивает интересы тру-
дящихея необ’ятного Советокосо rocy-
дарства.

Каково значение прямых выборов для
звязи избирателей ¢ депутатами?

Прямые выборы, осуществленные в
СССР, укрепляют взаимную связь изби-
рателей с депутаталки, связь всех орга-
нов советской власти ¢ широкими на-
родными массами. В СССР связь  изби-
рателей со своими депутатами не нару-
шается и после выборов. Конституция

частей и соединений Крабной Армии и  СССР устанавливает, что каждый депу-
Военно-Морского Флота, находящиеся за тат обязан отчитываться перед мые
0-

пределами CCCP?

Конституция CCCP устанавтивает, что
граждане, состоящие в рядах Красной
Армии и Военно-Морского Флота, поль-
зуются правом избирать м быть избран-
ными наравне ‹0 всеми гражданами
СССР. Военнослужащие частей,  нахо-
дящихея в СССР, участвуют в выборах
на общих основаниях. Военнослужащим
же частей и соединений Красной Армии
и Военно-Морского Флота, находящимея
ныне, в связи с разтромом германского
и японского агресеоров, за пределами
СССР, также дана возможность осущест-
вать предоставленные им Конституцией
СССР избирательные права. Для приня-
тия ими непосредственного и прямого
участия в выборах выешего органа го-
сударственнюй власти СССР Президиум
Верховного Совета СССР постановил об-

разовать в этих частях и соединениях.

особые избирательные округа по норме
100.000 избирателей не iinet м
от каждого такого избирательного окру-
га выбирается по одному депутаху в
Совет Союза и по одному депутату — в
Совет Национальностей. _

Чем отличен порядок прямых выборов
в Верховный Совет CCCP or порядка
выборов в парламенты буржуазно-демо-
кратических государств?   т

Выборы депутатов в 066 палаты Вер-
ховного Советы СССР являются одина-
ково демократичными. У нае нет деле-
ния на «верхнюю» и ‹нижнюю> пала-
ту, как это имеет место в других стра-
нах, и 06% палаты Верховного Совета
СССР равноправны. В СССР нет такото
положения, чтобы одна из палат фороги-
ровалась не путем избрания, & путем

’.“ ТРАЛЬЩИК «МИНА» ОЧИЩАЕТ ФАРВАТЕРЫ

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 10 ноября.
(По телеграфу от корр. «Красного Фло-
та»), Славными делами отметил ХХУШ
годовщину Октябрьской  социалиегиче-
ской революции краснознаменный траль-
щик «Мина». Редко этот корабль можно
увидеть в базе, у пирса. еюяцами OH
находится в море на тралении фарвате-
юз. Экипажу приходилось работать по
двое-трое суток без сна и отдыха: днем
тралили, ночью ремонтировали матери-
альтую часть. Особенно отличатись в

a

М. ЧАРНЫЙ

Весною 1945 гола Андрей Накитюк,

‚ майор, Герой Советского Союза, получил,
) наконец, отпуск и приближался к родной
станице, которую покинул шесть лет тому
назад. Сказать, что он волновался, -—— STO
было бы неточно. Он знал, что дома
  Фавнительню благополучно, хотя  вемцы
добирались до самой сланицы. В его ожи-

данки встречи было нечто такое, что к
обычной тревоге за родных, которых он
так долго не видел, прибавляло насторо-
женнов любопытство, волнующее предчув-
ствие чего-то нозого, которое должно ©оп-
Тределиться тотчас же по приезде. Это OT-
илось прежде всего к встрече с отцом.

Иван Никитюк был рядовой кубанский

) Казак, однако в царской армии выделен,
как ‹инструктор по лошадям», что давало
ему некоторое основание числить. юебя сре-
ди «образованных», После революции Ни-
KUTIOK ‘резко поднялся вверх по хбщест-
венной лестнище, и в войсках Буденного
симался уже ветеринарным  фельдшером.
Все это, в известной степени, об’ясняет,
Почему он, когда гражданская война KOH-
чилась и гарод’ вернулся к мирному тру-
ду, ришил, что теперь ему негоже ковы-
рятькя в земле, м решительно‘ пошел «по
иителлигентской части». Служил в стаг
и кооперации счетоводом, дошел до
ухгал i

A oun суров был казак. Купит, быза-
7%, сыну пару штанов — до износу, боль-
ще ничего не полагается. Не потому, что
ленег нехватало,’ а так — для порядка.
Чтоб не зазнавался. А то ребята эти, зна-
ешь как: оступил, в комсомол и. вышаги-
‘ вает, как фомнбарон, Bora нет, чорта we
$ боится, на отца и то глядит без робости.

Иногда бухгалтер Никитюк непрочь был

ть по поводу некоторых’ нововве-
Temi, но одно приветствовал безогово-
РОЧНО и всей душой: открыта простому че-
овеку‘ лорога в науку. М возмечтал ка-
к © том, чтоб сын у чего был о по-ва-
тояшему образованный, чтоб’ вышел в Ин-
женеры,

Ay Anmeoxet, сына, мечта другая — ©
ошалях, Самые кочюовенные замыслы—
96 вучут, о казллетийской части, о флан-
ТОЗЫХ Удатах, об атаках, как ураган.

походах. старшина 1 статьи Бельков и
командир отделения минеров старшина
2 статьи Саблуков.

Были дни, когда
довольно свежий ветер,
пати и даже шести баллов.

ЕЁ великому празднику тральщик «Ми-
на» прошёл 95 тысяч миль. По фарвате-
рам, проложенным тральщиком, спокойно
идут боевые корзбли ‘и  паюсажирокие
пароходы,

экипаж тралих в
достигающий

телями во своей работе и в работе
вета депутатов трудящихея и может
быть в любое время отозван по решению
большинства избирателей в установлен-
ном законом порядке. Избиратель име-
ет право контролировать ©воего депута-
та, следить за его работой, влиять на
него, и если депутат свернул с правиль-
ной дороги и He выполняет волю наро-
да. то досрочно отозвать ето. В этих
случаях органы товударственной власти
обязаны назначить новые выборы 1
данному избирательному округу. Право
избирателей отозвать депутата относит.
ся к любому представительному органу
власти СССР, вилоть до Верховного Co-
вета СССР.

Глубоко демократичный принцип “Or
зыва депутата являетея одной из харак-

терных особенностей советской демокра-

тии. одно из условий подлинной
демократии. В отличие от буржуазных
государств, в СССР нет таких порядков,
при которых депутаты парламентов не

подотчетны своим избирателям, не OT-

ветственны перед ними, не могут быть

отозваны из парламента и потому чув-

ствуют себя свободными и независимы-
ми от народа.

Последовательно проведенный в жизнь
принципи прямого избирательного права
в СССР, хополненный правом. отзыва
избирателями не оправдавшего их дове-
рия депутата один из яких показа-
телей тлубокой демократичности совет-
ской избирательной системы и веето` со-
ветокого . государственного строя,

Кандидат юридических наук
: С, ОШЕРОВ,

‹ Делегация советской молодежи
возвратилась из Югославии

В Москву возвратилась из поездки в
Югославию делегация советской молоде-
жи, Делегация посетила федеральные еди-
ницы Югославии, Делегация посетила го-
рода: Белград, Загреб, Любляны, Сарае-
во, Цетинье, Скопле и многие другие.
Пребывание делегации в Югославии вы-
лилось в демонстрацию дружбы между
молодежью Югославим и советской моло-
дежью. Делегацию принял маршал Юто-
славии Иосип Броз-Тито. (ТАСС).

TEU C Bl ff mow

Отец сердился и ругался: что вы, моло-, младшего лейтенанта?» И про себя вор-

кососы, в лошадях понимаете? Тоже... воя-   чал:

Про себя подумывал старик, что играет

«Господи, и чина-то такого в армий
не слыхал...». .
Андрей отвечал спокойно и внушитель-

в мальчугане старое, казачье, во тут же  но: «Папатиа, про роль младшего  лейте-
отгонял эту мысль: какие уж теперь ка-  Нанта я вам скажу так: в уставе внут-

заки, не лю время, не та лихость. На соб-
раниях шуметь — это они мастера, молю-
дые... Пусть книжку окедлает,
будет.

Андрей ‘учился, но, не справившись с
нетерпеньем, вопреки отцу и < помощью
комсомольской организации, подал заявле-
nue в кавалерийское училище. Приехал
сдавать экзамен и в 130 слов загнал 130
ошибок. Так сказать; на сто возможных
сто попаданий. Сейчас Андрей Иваныч
вопомичает об этом с ‘улыбкой: знаете,
язык наш, кубанский, какой: не то укра-
инский, не то русский, в общем — кубан-
ский...

Но тогда это была трагедия. В учили-
ще не приняли, отослали домой. Отец, вы-
ходит, был прав, хоть отчасти: в инжене-
ры или в офицеры — учиться нало.

Пришел долгожданный день, когда Анд-
pes, yoke B порядке общего призыва, взяли
в Красную Армию. Как окончившего се.
милетку, направили в полковую школу.
Никитюк. окончил ез отлично, Здесь ‘уже
могли проявиться ero способности органи-
затора, любителя порядка и дисциплины,
любителя сложного и увлекательного. во-
енного дела. Когда был об’явлен набор в
Севастспольское зенитное училище, он
охотно поступил и туда. Где-то в глубине
казачьей души еше гнездилась тоска по
лошади и кавалерийской шашке, но Ники-
ток уже в полковой школе понял, что
современная организация вооруженных сил
о ет много х воэможностей
и вне кавалерии. Через два года он вы-
шел из школы ‘артиллерчетом-зенитчиком
co зранеем младшего лейтенанта.

Отец издали наблюдал за непокорным
сыном. Что ж поделаешь, не угомонишь
строптивого ремнем, не урезонишь  вож-
жою... Не те времена! Но, попрежнему от-
носясь пренебрежительно к военным стрем-
лениям Андрея, оя писал ему полунасмеш-

ливо: «А какова есть твоя роль такая, как ‘ции инженером по котлостроению в

рерней службы параграф какой-то все опи-
сано, Почитайте, если интересуетесь, бу-

это верней дете знать».

Между тем началась война. Как извест-
ню, фашисты сбросили на Севастополь свои
первые бомбы еще до того, как ‘герман-
ский посол в Москве заявил об об‘явлении
войны. Андрея война застала в Крыму
командиром батареи на непосредственных
подступах к черноморской столице.

Что и говорить —одно дело’ удалая
атака в классе или на учебном полигоне
и другое, когда начинается «в самом `де-
ле». От ошущения этой потрясающей  раз-
чины He избавлен никт”: ый самый  храб-
рый; нч самый умный. Потом Андрей приз-
навалея, вспоминая первые ДНИ   ROWED:
«Прямо скажу —невеселая вешь ‘бомба.
Идет на тебя самолет, вилишь, как бомба
отваливает, ахнет, не успеешь разобраться
где, а коленки y тебя туда-назад ходят.
Хочешь не хочень, а дрожат. Ну, конечно,
кому интерес пропадать, как лягушке под
слугом? Прошло несколько дней. Фашисты
совсем обнахалели. Спустелись и уложи-
ли на наши позиция 15 бомб подряд, как
на гоядке. «Ну, cron! `Амба!№»-— обозлился
я. И краснофлотцы тоже. Коленки ne
дрожат, выходит, мы уже обстрелянные, и
стали бить фашистов, как полагается».

Потом началась эпопея, которая теперь
всему миру известна под названием  Сева-
стопольской обороны, и з этой эпопее лю-
ди и пушки Андрея Никитюк ‘занимают
несколько камых славных, камых изуми-
тельных страниц. Большинство личного со-
става батарет состояло ‘из запасных, толь-
ко < началом войны оторванных от своих
миэных занятий. Командир первого орулия
Николай Колесниченко был колхозным
бригадиросм в Полтавщине. Командир  вто-
рого—Алексей Турков—21 июня 1941 года
еще председательствовал в своем колхозе
в Саратовской области. Командир третьего
орудия еврей Митницкий был до мобилиза-
Мариу-

1& собственную тему,

Краснознаменный Балтийский флот. На бое-
BOM тралении.
Фото В. Федотова.

КОНКУРС НА ВОЕННО-МОРСКУЮ
ПЕСНЮ

Главное политическое управление
Военно-Морского Флота об`явило конкурс
Ha лучигую военно-морскую песню, В кон-
курсе могут принять участие поэты, хом-
позиторы, ® также ‘участники  самодея-
тельных коллективов флотов и флоти-
init,

Разработан рекомендательный enmcon
тем; Кроме этого авторы могут писать и
которая  доллюна
отражать жизнь и героику военных мо-
ряков, прославлять мощь Военно-Мор-
ского Флота.

По условиям конкурса текот песни He
должен превышать 4—5 куплетов,

За лучшие текст и музыку устанавли-
ваются три премия: в 15, 10 и 5 тысяч
рублей. Срок представления песен на кон-
курс — до 15 февраля 1946 года,

По следам выступлений
«Красного Флота» re

„К чему приводит формальное
отношение к учебе“

Начальник политотдела соединения
ВВС Краснознаменного Балтийского фло-
та подполковник Фаранов сообщает, что
факты, приведенные в корреспонденции
«ЕВ чему приводит формальное отношение
в -учебе» hie «Красный Флот» № 193),
полностью подтвердились. ^

Корреспонденция обсуждена на сове-.
щании руководителей кандидатских групп,
Политотделом приняты меры по устране-
нию отмеченных в газете недостатков,

ПО СТРАНИЦАМ
КРАСНОФЛОТСКИХ
ГАЗЕТ

¢ Решением Военного совета Черномор-
ского, флота при Доме: Военно-Морского

1 Флота’ организуется вечерняя общеюбразо-

вательная школа. ’ Занятия будут вестись
по программе 5, 6, 7-х классов. Школа
имеет целью повысить общеобразователь-
ный уровень старшин, в первую ` очередь
сверхсрочников. Она рассчитана на 120
человек. Bee учашиеся обеспечиваются
учебными пособиями, книгами и тетрадями.

выпускные и переводные экзамены. («Крас-
ный черноморец»). : ;

4% После длительного похода в ‘базу.
вернулся корабль Н. Корабль о прошел
несколько сот миль, большей частью в штор-
мовую погоду. За время похода экипаж
проделал болыпую  работу. Две несамоход-
ные баржи < горючим были отбуксирова-
ны в другие базы. Во время  похола
моряки. заметили баржу, получивитую ‘про-
боины и севшую на мель. Экипаж корабля
откачал воду, заделал my и отбук-
сировал баржу в базу. («Северная вахтаз).

поле. Разные люди, разных специальностей
н национальностей, но все—<оветские лю:
ди. Их. об’единил под своей командой ку-
банский казак Андрей Никитюк,

То, что Никитюк называет «бить фаши-
стов как полагается», приобрелю за время
Севастопольской обороны бесконечные
формы и виды, совершенно  непредусмот-
ренные ни положением о зенитных бата-
реях, ни прежним представлением © грани-
цах человеческой выносливости и муже-
ства. На. батарею пикировали десятки са-
молетов. Ее засыпала снарядами немецкая
артиллерия. В течение нескольких суток
на позицию батареи упало около. тысячи
бомб, снарядов и мин. Зенитчики выполза-
ли из-под засыпавшей их земли и. продол-
жали сражаться. Немцы двинули на непо-
корную батарею автоматчиков, вражеская
пехота. окружила ее со всех сторон, целые
батальоны шли в атаку на горстку бата-
рейцев,, но они отбили все атаки и кава-
лили вокруг батареи вал из вражеских
трумов,

Тогда к бомбам самолетов, огню арфтил-
лерии и очередям автоматчиков немцы
прибавили танки. Под губительным огнем
выходили ив строя пушки, падали однн за
друтим герои. Остальные продолжали сра-
жаться.

Был час, когда против вновь начавших
наступление немецких танков могло дей-
ствовать только одно орудие. У этого
единственного орудия остался только один
Колесниченко, его командир. ‘Остальные
сийцы расчета были убиты или тяжело
ранены, Началось эпическое единоборство
украинского’ колхозника с фашистским чу-
довиипем. Это была не сказка. Быль. Едва
он уничтожал одну голову гилры, то-есть
танк, как немедленно появлялся другой.
Колесниченко метался от места заряжаю-
шего к изводке, к окуляру — подтаскивал
снаряд, наводил, прицеливался, стрелял.
Он срезал одну за другой три головы чу-
довища. Он уничтожил три панка. Атака
была снова отбита.

Во’ время этих боев случилось так, что
у подножья высоты, ва которой нахоли-
лась батарея, расположился штаб кавале-
рийской ливизии, и непрелвиленные прихоти
войны пзивели к: тому, что флотская зенит-
ная аютиллерия стала взаемодействовать ©
кавалерийскими полками. Вот какую шту-

По окончании замятий намечено провесли   `

гс en * `ОЗБААВ: >. 49 2 0,

Подготовка и

обслуживание

главных двигателей дизеля

Перед выходом подвохной лодки на поз
зицию нужно провести проверку и испы-
тания главных двигателей на мерной миле
на полную мощность. Целью проверки яв-
ляются определение скорости корабля и
индикаторная. регулировка  двигалелей,
При этом должны быть проверены сле-
дующие режимы: экономический ход, а
также малый, средний, полный и самый
полный и наивыгоднейший режим «винт-
зарядки»,

Индикаторную регулировку двигателей
на полной мощности следует иметь та-
кой, чтобы на прямом курсе давление
вепышки по цилиндрам было ниже допу-
отимого максимально на 3—4 атмоефе-
ры, а температуру отходящих газов —
ниже максимальной н& 20—30 градусов,
Тогда при экоплоатащим двигателя в ус-
ловиях противолодочного зигзага He Oy-
дет перегружаться та машина, в сторону
которой перекладывается вертикальный
руль. Пренебрежение этим условием мо-
жет привести к тому, что двигатель, от-
регулированный на мерной миле по мак-
симальным параметрам, периодически
будет работать на перегрузочном режи-
ме.

Нельзя забывать, что на подводных
лодках, где установлены хвухтактные дви-
гатели дизеля, при температурах дизель-
ного отсека в 8—10 градусов пуск, двига-
теля затруднен. Поэтому в зимних услови-
‘ях плавания необходимо периодически
прогревать двигатели, чередуя их работу
так, чтобы каждый из них был вее время
готовым к пуску. Командир группы дви-
жения обязан внимательно следить за про-
тревом. Зимой время прогрева значительно
увеличивается. Степень. прогрева следует
определять температурой воды, отходящей
из крышек ‘цилиндров, и температурой
масла <до рамы», доводя до эксплоатади-
онных норм.

Ориентироваться только по времени ра-
боты на прогрев нельзя. Основным пока-
зателем прогрева должна служить темпе-
ратура отходящей воды и подаваемого на
подшипники циркуляционного масла.

Сократить время прогрева можно только
при том условии, если пустить теплую воду
в приемную полость циркуляционного на-
в0са, а также перекрытием охлаждающей
воды на масляный холодильник и включе-
нием специального устройства для подо-
грева маела в циркуляционной систерне.
Нарушение этих правил может привести в

задиру поршней, трещинам в крышке ця-
линдра и донышке поршня,

Вспоминается случай, имевший место
в марте 1943 года на подводной лодке
Героя Советского Союза Лунина. Со сле-
циальным заданием мы пробрались во вра-
жеский фиорд. Метеорологическая обета-
HOBES оказалась такой, что веледствие
большого наката задание выполнить было
нельзя, а сторожевые корабли противника,
охранявшие район, не давали возможно-
сти находиться в надводном положении..

] Пришлось опять лечь на грунт и еще це-.

лый день ждать. Над головой слышались
шумы проходящих вражеских сторожевых
кораблей и катеров. Только на вторые сут-
ки, под самым носом противника, удалось
выполнить дерзкую атаку, которая, котати,
проводилась из позиционного положения
под «благосклонным обеспечением» траль-
щика противника, ходившего мористее пе-
ременными курсами, изредка закрываемого

пеленой снежного заряда.

После веплытия в крейсерское положе-
ние командир дал ход обоим главным ди-
зелям, и мы рванулись в сторону базы
сторожевых кораблей противника для на-
несения торпедного удара.

Один из лизелей подводной лодки по-

шел сразу же, а другой, хуже отрегулиро-.

ванный, не забрал при низкой температу-
ре дизельного отсека и циркуляционного
масла,

нию штаба дивизии батарея била по скоп-
лению немцев беспокоящим огнем, она на-
крыла их мошным огневым налетом, ист-

значительную часть живой ‘силы
противника н его техники. Никитюк уж
постарался. Он и его люди вложили в этот
бой всю ярость своих сердец, все искусст-
во пытлнвых и ловких советских людей,
которое стремительно нарастало а каждым
Чаком войны.

После боя на батарею примчался коман-
дир кавалерийского полка. Уже по теле-
фону, едва только затихла стрельба, он в
порыве радости и благодарности. пообещал-
ся расцеловать Андрея. Теперь он тор-
жественно и крепко жал руку. флотскому
артиллеристу, затем снял < себя кавале-
рийский клинок.

— Держи, Никитюк! Друг, земляк, ку-

.. Бери на ‘память!

Клинох показалея ‘Андрею удивительно
красивой отделки. Это было действитель-
но торжество. Ha этом’ холме, почти
сплошь изрытом воронками, вблизи врага,
в короткий перерыв между: одним сраже-
кием и другим, Никитюк принимал пола-
рок, который, по не ясным еще самому
причинам, означал для него очень много.

а миг он вспомнил об отце, о станице
и как будто почувствовал над головой
долетающий из исторической о глубины
вихрь казачьей вольницы, несущейся: по
тысячеверстным степям.

Потом в ‘Севастополе говорили, что Ни-
китюк; этот молодой зенитчик, даже Ha
своей батарее не расстается <’ клинком’ и
порами. Верно это было или нет, но Ни-
китюк и его батарея были уже хорошо
известны ие только в Севастополе. Их знал
весь Черноморский флот. ‘Знала и страна.

Все э1о .было так недавно и так давно.
Была трагедия последних июньских дней в

Севастополе 1942 года, было нечеловече-

ское ‘напряжение Сталинграда и стреми-
тельность неслыханного наступления, ког-.
да, казалось, сама земля советская — от
Ледовитого океана до Черного моря—дви-
нулась на Запад, и выстраданное торже-
ство победы.

Отправившись от тяжелого ранения в жи-
вот, Андрей посетил высоту под Севасто-
полем, на которой находилась его батарея.
Он узнал там изуродованный ствол пушки

ку сыгралз о судьба. с кубанским. казаком   Колезниченко, нашел полуистлевший рукав
Анлпеем  Никитюк, который. стал. артилле-   ‘бушлата, полосатый кусок тельняшки-—сле-
ристом Военно-Морского Флота. По зада! ды дорогих друзей, сражавшихся здесь до

тористам пришлось пойти на риск. Они
разобщили заднюю фрикцяонную муфту и
развернули двигатель электромотором,
после чего на ходу включили муфту. Под-
водная лодка получила требуемый ход.
Приказ командира был выполнен. Нов ре-
зультате неухачного пуска двигателя в га-
зоотводе скопилось несгоревшее топливо.
При работе двигателя оно вепыхнуло, об-
разовало огромный факел, который дема-
скировал подводную лодку и выдал ее
местонахождение. Вражеские береговые
посты заметили корабль.

Только находчивость и решительность
командира помогли ввести в заблуждение
береговые посты и подекочить к самой
вражеской базе.

_ Выпущенные торпеды отправили Ha
грунт еще несколько кораблей и катеров
врага. ;

Разбирая причины неудачного пуска
двухтактного двигателя в такой сложной
обстановке, можно сделать некоторые вы-
воды. Прежде всего двигатели должны
быть тщательно отрегулированы, находясь
еще в базе; перед всплытием необходимо
хорошо прокачать топливные насосы, про-
вернуть дизеля и прокачать их маслом;
проверить пусковые клапана на легкость
их открывания, даль полное давление воз
духа в пусковые баллоны; не прокачивать
двигатель забортной водой, что обычно
приводит к еще большему охлаждению.
Следует также одновременно‘ пузнать два
двигателя, но обязательно раздельно, приз
том первым пускать тот двигатель, кото-

„рый лучше отрегулирован; во время раз-

ворачивания двигателя «помогать» ему
включением соответствующего электромо-
тор» для уменьшения нагрузки в момент
пуска; при наличии гидромуфты между
двигателем и электромотором рекомен-
дуется ее выключать.

После всплытия необходимо сразу же
прогреть все двигатели. Подводная лодка
должна всегда иметь возможность дать
полный ход.

В условиях обледенения нужно очитать-
ся с тем обстоятельством, что обмерзают
шахты подачи воздуха к дизелям, причем
это обмерзание происходит не равномерно,
по всей окружности комингса шахты, а

`больше ‹о стороны бортов. Таким обра-

зом, в случае погружения ‚это. может
отать причиной попадания воды в шах-
ту.

На двухтактных двигателях обмерзают
решетки и клапанные коробки приема воз-
‘духа к прохувочным насосам, что умень-
шает количество подаваемого воздуха в
цилиндры и ухудшает продувку. Двигатель
начинает дымить, температура отходящих
газов повышается и начинает перегру-
жаться в тепловом режиме.

Чтобы устранить это явление, нужно пе-
риодически удалять лед с шахты подачи
воздуха к дизелям и решеток продувочных
насосов или воздуходувок.

Ha одной из наших похводных лодок во
время работы дизелей внезапно произо-
шли перебои в подаче топлива трубы за-
мещения. При низком расположении этих
труб они подвергаются действию холод-
ного воздуха, с большой скоростью по-
ступающего в воздуходувкам. Вода заме-
щения, имеющая малую поступательную
скорость, в сильно охлаждаемых трубах
замерзает, Чтобы избежать замерзания
труб замещения, нужно изолировать их
войлоком и обтянуть брезентом в местах
соприкосновения с холодным воздухом.

В условиях зимнего плавания в надвод-
ном положении нужно постоянно. следить
за состоянием неработающих циркуляци-
онных насосов охлаждения двигателей,
главным образом за их «улитками»; что-.
бы не` допустить замерзания, нужно пе-
риодически проворачивать насосы и пе-

реходить с одного насоса на другой.

Инженер-капитан 2 ранга
В. БРАМАН.

последнего вздоха и одновременно с этим
вздохом еше’ посылавших врагу пулю.

Все это уже история. История, свяшен-

ные страницы которой с благоговением
будут перелистывать потомки.
‚ Теперь Андрей в родном доме. Он
улыбкой узнает полотенце < петушком,
вышитое рукой матери, когда он, ‘Андрей,
бегал еще без штанов. Комнаты как буд-
то стали меньше, и вещи, и все ‘вокруг.
Мать постарела, да, конечно, и отец, и
даже у юной сестры Анисьи тяжелая серь-
езность в с‹ерых глазах.

Иван Никитюк глядит на ¢yxoBaToe,
возмужалое лицо сына, на тонкие усики,
которые Андрей часто подкручивает, ис
трудом балансирует между давним етцов-
CKHM тоном  снисходительного ‘покрови-
тельства и чувством глубокой почтитель-
ности, которое пронизывает его’ насквозь

с

1 при виде этого’ прославленного. героя.

Конечно, он слышал о’ севастопольских
и прочих делах сына`— как же, как же—
Иван уже давно ходит по станице с таким
видом, что опытные станичники подмети-
ли новую гордость в его взгляде и всей
осанке.

Теперь отец счел, что в таком обществе
болыне всего приличествует серьезный раз-
говор на военно-стратегические ‘темы. _Но-
этому он резко оборвал аханья ий рассиро-
сы женщин и собравшихся” земляков и. ‘за-
вел’ речь о первой мировой войне ‘и о
гражданской, об операциях, в’ которых. он
сам ‘участвовал. ~ и Se

Сын слушал и коротко определял: пра-
вильно, так и надо было, ‘Или: не годится,
не так воевали, не

Отец кряхтел, ‘но’ не’ смел вступать в
пререканья: р

Несмотря на эти серьезные ‘разговоры о
войне и политике, все-таки шемило отпов-
ское серлие и хотелось старику узнать
поподробнее, как жил и воевал его Андрю-
ха, и что с ним бывало, и как он: бил
гада. отбиваясь от смерти, которая шипит
и визжит кругом. :

Тут беседой опять овладели ‘женшины.
Но Андрею почему-то и рассказывать ‘не
хотелось о том ежедневном и страшном:
которое было там, на севастопольском
холме, и потом зо многих других местах.
О войне трудно рассказывать тем, кто ее
не пережил. А кто пережил, те... сами
знают.

(Окончание см. на 4-й стр.) _