Обучение нс боевых

мы, готовя их в действию. Вюманлир отде-
ления старшина 2-й статьи т. Зарожевокий
наблюдал за’ работой своих подчиненных.

— Краснофлотец т. Опоцкий! Вы уже
закончили осмотр своего заведывания? —
спросил т. Зарожевский бойца, который
стоял в стороне и не спеша, вытарал ве-
тошью руки: -

— Так точно! Дело несложное: трюи—
не Е или какой-нибудь на-
COC.

— Пойдемте . проверим, — прервал ero
уладший командир и по пути добавил: —
Следить. за трюмом — дело, конечно, ме-
166 сложное, чем стоять у котельных фор-
CYHOK, HO He менее важное, Командир
труппы не раз обращал на это каше вни-
уание.

При проверке заведызания т. Опоцкого
старшина 2-й статьи т. Зарожевский 0об-
варужил под площадками трюма следы
нефти и воды.

— Что вы лолкны делать BO время
оемотра и проворачивания механизмов? —
спросил комантир отделения.

Векрывать площадки и. вмотреть,
ЧИСТЫЙ ли, трюм; если требуется, то сва-
тить его.

— Почему вы сегодня не сделали это-
го, а только смазали площадки сверху?

— Я считал, что трюм чистый...

Этот случай небрежного отношения бой-
ца Е своим обязанностям стал известен
всёзму отлелению т. Зарожевекого. Собрав
краснофлотцев, командир отдёления  рас-
сказал им о случившемся и подчеркнул,
что трюмы необходимо так me беречь, как
и механизмы.

— Нефть в трюме — говорил т. 3a-
рожевский,— может привести к пожару,
трязь — в преждевременному износу вто-
pero дна и набора корпуса. Не только во-
да, но даже сильное отпотерание уменьша-
ет срок службы металла.

Младигий командир т. Зарожевский не
терпит формального отношения к осмотру
материальной части. Следуя указаниям ко-
мандира котельной группы т. Галкова, он
требует, чтобы бойпы не только следили

—

3a внешней чистотой своих заволываний,

но и подлерживали в исправности. каждую
‚ деталь.

Командир отделения обучает бойцов

непосредственно у механизмов во время
работы и при планово-прехупредительном
ремонте. b °

Недавно отделение закончило очередной
планово-предупредительный ремонт.  №0-

в нему. Был разработан точный план,
прелусматривающий очередноеть и способы
проведения работ. Этот план составлялся
на основе эксплоатационного опыта, кото-
рый злесь тщательно собирается.
Например, было обнафужено, что тур-
бонефтяной насос ‘во
дает необычный шум. Ботельные машини-
сты предположили, что поврежлен рабо-
чий диск. Так и охазаловь, когла меха-
низм был вскрыт. Этот случай подтверж-
дает, что бойцы знают механизмы не толь-

ИЕ Santee ©
“молодых -

В часть прибыла ‘труппа молодых. ‚лет-
чиков. Перед командованием встала. зала-
ча ——в короткий ерок. полготовить. из них
метких возлушных стрелков, смельк, от-
важных истребителей. До того; как; выпу-
стить молодых летчиков в воздух на вы-
полнение упражнений по стрельбе, коман-
дование части организовало регулярную
тренировку в составлении расчетов Ha
стрельбу, определении силы и направления
ветра, сноса. В учебном тире почти веетда
многолюдно. Молодые летчики тг. Никифо-
ров, Яхненко, Борисов и другие настойчи-
во овладевали   теорией  стрельбы, учились
производить заходы Ha цель, выполнять
все необходимые маневры: . :

Большое внимание уделялось изучению
сигналов, которыми пользуютея на поли-
тоне. Только после Toro, Kak летчики 34-
помнили их наламять, им разрешили вы-
полнить 3—4 полета Hal подигоном.
Командиры помогли ‘летчикам  отилифо-
вать технику ввода и ‘выхода’ из. пике,
овладеть искусством выдерживания, угла
пикирования. Мололой летчик т. Никифоров
слишком далеко заходил на цель, не: умел
учесть ветра и взять на него поправку,
атаковал цель с малого угла пикирования.
Совместные полеты. © командиром. помогли
ему быстро ликвидировать эти ошибки.

Векоре ‚все. молодые летчики освоили
ОТАН при ведении огня, и олин

за другим ах а на боевую
стрельбу. “a

Выполняя индивилузльные стрельбы,
летчики одновременно. отрабатывали груп-
повую слетанность. Такой метод комплеке-
ного обучения _ позволил значительно
быстрее перейти к выполнению огневых
задач в составе звена.

Особое
обращали на выработку кобрдинации дей-’
ствий во время выполнения маневра.
Это необходимо потому, ‘что молодые
летчики иногда задерживаются при’ выходе
из маневра. Стремясь исправить ошибку;
летчик спешит открыть огонь, & это’ зна-
чительно понижает точность стрельбы.
Отрабатывая находчивость, быстроту. реак-
ции, командиры звеньев добились неплохих
результатов. В недавних полетах большин-
ство молодых летчиков выполнило стрель-
быона «хорошо» и «отлично», Особенно
метко вел огонь младний лейтенант т. Ни-
кифоров, недавно еще отстававший в огне-
вой подготовке. ды

По грушювым  стрельбам лучших ре-
зультатов лобилась группа, которой руко-
водил: лейтенант т. Абрамов. Он всегла

ity т.
Вогдь это было сделано, команлир спова.}

бойцов.

Гхорошие результаты.
‚ этобы механизмуы; вверенные этому отде-.
лению, отказали в работе. Знания краено-

время работы ‘из-

‚ командиров зашел на цель так,

вниманиь командиры звеньев)

постах

Котельные машинисты . осматривали и   ко по чертежам, но и умеют находить при
проворачивали вопомогательные механиз- чины неполалок в их работе.

Планово-предупредительный ремонт’ пре-
дусматривал, помимо устранения замечен-
вых дефектов, вскрытие мбханизмов в по-
рядке профилактики. Младший «командир

т. Зарожевский хороше использовал эту  .
работу для повышения знаний бойцов. При

разборке механизмов он не только обучал
своих подчиненных   правилам ‚ремонта,

HO также знакомил с возможными неис-
правностями той или иной детали и ме-

рами их предупреждения,

Разбирая турбовентилятор, т. Зарожев-
ский обнаружил, что опорный подшипния
сработалея. Командир отделения указал на
этот дефект бойцам и поручил. краснофлот-
Ерхаку  подшабрить ^ подшипник.

еабрал бойцов ‘и показал, как нало уста-
новить подшипник на место, как и иа-
сколько поджать его,
нормальную работу турбовентилятора.
Тов. Зарожевский добивается, чтобь во-
Еруг механизуов. была образцовая чисто-

Ta, чтобы в подшипники заливалось исто

масло. Каждому бойцу отделения известно,
что вели в маело попадет хоть песчинка,

можно расплавить помнианик и вывести

Механизм из строя.

Бомандир отделения умеет полиечать WI]

учитывать личные качества каждого бой-

ца. Он вил, что ‘краснофлотец т. ]
новалов ‘очень тщательно начищает Bee}
‚летали своего завелывания: медяшка у йе-

ге ослепительно сияет, & ка трубках ва-
ведены красивые. узоры. Это было по-
хвально. Но т. Зарожевский замечал, что

де внимание т. Коновалова сосредоточено
ла внешнем состоянии механизма, & за

исправностью его деталей этот краено-

флотец следит меньше. Проверив однаж-
ABE заведывание у. Коновалова, младитий
командир обнаружил, что OlHa из Taek
поджата неплотно и, вели. не обратить
на нее внимания, может отдаться COBCEM.

Этот, казалось бы, незначительный слу-

чай также был доведен ло сведения всех
Тов. Зарожевский подчеркнул,
что образповая чистота, — только один из
элементов культурного обслуживания ме-
ханизуов и что уход за ними нельзя ©во-
ДЕТЬ К ЧИСТКе иеляшки. ^

‚ Умзлов обучекие котельных машинистов
млалшим комантиром т. Зарожевеким дает
‘Не было случая,

флотцев по специальности непрерывно ра

стут. `Прежле отетававигие бойцы’ стано-
тельные машинисты тщательно готовились

BATCH надежными ити коман-

дира, отделения.

Сейчас на этом корабле охвачен при-
зыв комеомольцев миноноена «Горлый».
Бойцы отделения т. Зарожевекого обяза-
лись в совершенстве ‘освоить материаль-
ную часть и уметь использовать меха-

-низмы в любых ‚УСЛОВИЯХ,

Старший инменер- лейтенант
Г. ПАДАЛКА.
° Политрук В. АНАНЬИН.

Краснознаменный Балтийский флот.

летчиков

учитывает положение своих веломых, при

переходе в пике держит меньшую’ cKO

рость. Это лает’ большую устойчивость
самолету, уменьшает снос .и обеспечивает
ведомым лучшее маневрирование.

Обучая летчиков стрельбе е пикирова-

ния, командир всегда должен, учитывать
осадку малтины, запаздывание  реагирова-

ния ведомых. Ноэтому ему надо начинать
выход из пике © таким расчетом, чтобы
ero лействия своевременно были воспри-
няты  мололыми: летчиками. Нарушение
этого принципа’ обычно. приводи? к ениже-.
нию результатов стрельбы. Один из
зто, лет-
чик BO избежание столкновения с другой
машиной вынужден был отвернуть в сто-
pony, Естественно, что результат, стрельбы.
резко ‘понизилея. Неправильный выход
об`ясняется тем, что ведущий иногда недо-
статочно точно определяет элементы нели и
торопится при производстве маневра. Сей-
чае большинство «етарых» летчиков стало
уделять большое внимание разведке целей,
выбору характерных ориентиров, для на-
чала. маневра. Это; позволило успешно
выполнять упражнения с любым заходом.

Tak же вниматёлью в нашей части.
готовились и к стрельбам по воздушным
целям. Прежде всего командиры ‘подразде-
лений научили летчиков производить рас-
четы, определять дистанции. На. опреде-
ленном расстоянии мы вывешивали конус,
оптическому прицелу придавали крен, Ео-
торый бывает при действительной етрель-
бе. Систематической тренировкой летчики
приучались ‘быстро определять дистанции,
запоминая расстояние до цели. Такая на-
земная  полготовка, практический показ
в воздухе — как надо выполнять маневр,
какой создаваль крен и брать угол —
позволили е первых же стрельб добиться
высоких результатов. Типичный для м0-
лодого летчика нелостаток — боязнь «на-
лезть» на цель, И3-3& чего он открывает
отонь © слишком большой дистанции —
допускали очень немногие.

Оеваивая опыт старших, настойчиво
тренируясь на’ земле и в воздухе, молодые
летчики нашей части тт. Яхненко, Бори-
сов, Никифоров и многие другие научилиеь
соблюлаль  последовательность. маневра,
ъести меткий огонь по наземным и возлуш-

‚ пым целям, с пикирования, при полете

в олиночку и груцпой. За короткое время
‘ни выполнили pal упражнений по
стрельбе с отличными результатами.

Старший лейтенант
А. ХОЛЩЕВНИНОВ.

ЦЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

При изучении материальной о части и
механизмов болыпую роль играет четкий и
хоропю выполненный демонстрационный
чертеж. Если же занятие проводится В
большой аудитории, то имеет значение и
величина чертежей. Нужен такой размер,
чтобы ‘ясно вилны были детали. Изготов-
ление таких чертежей обычно занимает
много времени и обходится лорого.

Старший лейтенант т. Орлов предложил
весьма простой способ демонстрации чер-
тежей. Заводские чертежи фотографируют-
вл, & затем прямо 6 негативов с помощью

проекционного фонаря их изображение
дается на экран. Получается темное поле,
на котором резкими белыми линиями вы-
деляется леталь. Смена чертежей завимает
всего несколько секунд.

Недавно на кафелре материальной части
‘артиллерии закончено изучение сложной
системы, причем было использовано пред-
ложение т. Орлова. Но отзывам всех слу-
шателей, мотод себя блестяще оправлал и
значительно облегчил. освоение системы.

Капитан-лейтенант

Н. УСПЕНСНИЙ.

чтобы ‘обоепечить“

Передовой командир: старний лейтенант”
Н. Недовесов (Амурская Краснознамен-
‚ная флотилия). „Фото Г. Солодкова.

_ Экономить
топливо

‚ За последнее время наш корабль сэконо-
мил десятки тонн тоблива и значительное
количество смазочных масел. Это результат

грамотного обслуживания механизмов и
добросовестного отношения людей к своим

обязанностязь.
Соревнующиеся между собой. группы
котельных машинистов и машинистов

главных машин обязались хобитьея макси-
мальной экономии горючего и других ма-

`териалов. Вместе со старшиной машинной

группы т. бирсановым мы обсудили прак-
тические мероприятия по осуществлению
наших обязательств. Предварительно. пам
пришлось заглянуть в специальные учеб-

ники. План намеченных мероприятий был

доведен до каждого краснофлотца. Ежеднев-
ко мы подводили итоги соревнования за

эЭкопомию горючего, организуя на кралких
деловых совещаниях обмен мнениями и

опытом. Всей этой работой руководил стар-
ций инженер-лейтенант т. Романенков.

Я стал обращать ocodce внимание на то,
чтобы натревательная поверхность котла
всегда была чиста и чтобы котельные ма:

HIMBACTHE после каждого похода очищали,

пространетво между о и
ми от налета сажи.

Известно, что етруя мазута, выходящая

из форсунки, должна распыляться соответ-
ственно конусообразному отверстию топки,

‘  He цепляясь, однако, за, стенки отверстия.

Если диаметр струи меньше конуса, топки,
то получается избыток воздуха, влекущий
за собой потерю тенла в топке. Все это
уы учли и подогнали конусы точно по
форме распыления, струи мазута. Блатода-
ря этому удалось сократить обороты ея
Бентилятора.
Главный старшина А. Tee:

—o—
Не соблюдают
форму’ ‘одежды

На некоторых кораблях Каспийской фло-.

тилии ношение формы олежлы нарушается
до сих пор. Иноглаь по внешнему виду от-
дельных бойцов и командиров трудно опре-
делить, какая же форм» олежлы об’явлена
на данный день. На улицах можно ветре-
тить олиночек в неглаженых кителях, 4
некоторых ат рабочем o6-
мундировании.

Нарушается форма охожлы и в. выходные
дни. Возьмем для примера день 1 июня.
Ha верхней палубе канонерской лолки №
ни один из сидевнгих здесь командиров; 34
исключением командира‘ корабля; неё надел:
паралной форхы. В кителях с потускнев-
шими пуговицами силели старший инже-
нер-лейтенант т. Нерубенко, главный стар-
muna т. Середин и другие.
` На канонерской лодке «Бакинский рабо-
чий» все командиры были одеть по форме.
По их внешнему виду сразу можно было
определить, что сегодня день отдыха. То же
относитея и к бойцам.

Нь следующий день Новы обхолим ко-
рабли. На верхней палубе одного из них
производится чистка орудий. Старшина 2-й
статьи т. Володин дает указалия, проверя-
ет, показывает. Дело свое он знает пре-
красно. В работе т. Володин аккуротен и
исполнителен, но он не следит за формой
одежды бойцов. Краснофлотны тт. Савчен-
во и Беда в рабочем костюме, но без тель-
няшки. Не надел ее и сам т. Володин.

Пох парусиковым тентом за столом кто-
то пишет. [о форме олежлы трудно узнать,
кто 310-—краонофлотен или о млалший
командир. На нех потурасстетяутый синий
комбинезон без пуговиц, никаких номеров
и наптивок нет. Оказывается, это етаригина,
2-й статьи т. Стреляев,

Электрик-прожекторист т. ° Некрасов
осмапривает завелывание. На нем трязное
обмунлирование, он не’ побриг.

— Не усел побриться,— оправлывает-
ea т: Hexpaconi—a обуундирование сти-
рал в холодной воде, поэтому и грязное. ,

Мы спросили у лейтенанта т. Сухоу\ли-
нова, почему здесь такая пестрота в одеж-
Ke. .

—. Вилите ли, наступили жаркие дни,
ноэтому трудно ‘соблюсти единообразие —
пояснил лейтенант после некоторого раз-
VME.

Не мог хать ясного ответа и помошник
командира корабля. ,

Ну соседнем же корабле веё красно-
флотцы и младигие командиры были одеты
по форме. Здесь командиры строго ‚еледят
3a соблюдением формы обмундирования.

Уместен вопрос, когда же ин» Каспий-
ской флотилии будут соблюдать об`яваен-
ную форху одежды?

Пелитрук Я. ШАИРНО.

Каспийская флотилия.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

—
и ттт

11 шоня 1941 т, № 135 (789)

Особенности современных

морских набеговыь:

Характерная  особентость набеговых
операций первой. империалистинеской вой-

‚НЫЕ заключалась в том, что они BHMIOIEA-

лись главным образом надводными силами.
Такими операциями, ‘наприхер, были’ ‘на-
беги германских крейсеров для обстрела
английских приморских городов, нападение
англичан, 28 августа 1914 г. на Гельго-
ханд, ночные действия ‘германских мино-
носцев против судов Дуврекого патруля,

Частые набеги итальянских торпедных ка-

теров на корабли аветро-венгерского флота

в базах Адриатического моря ит. л.

На характер таких же операций во вто-
рой империзлистической войне наиболее
существенное влияние оказывает новое
бобвое срелство борьбы ка ‘море--авиация.
Она не только усилила мощь ^ совместного

с надволными силами набегового удара
(Тенуя), но ‚и повазала способность к с4-

‘мостоятельному — решению задачи такой

onepanma (Таранто). Главное же’ ‹ влияние

авизции в подобного pola операциях   co-

стоит в том, что возлушные еилы (031210
реальную возможность более легкого mpo-
никновения в операционную зону против-

‘  шика, обходя узлы главного сопротивления
‘на pole m Ha берегу (люзоры, различного

рода  загражления, артиллерию морского
сезтора), для удар по ценным об’ектам,
расположенным в глубине обороны.

°’ Былое бы грубейшей ошибкой делать
отсюла вывол, что авиация сводит на-нет
роль налволных сил в набеговых опера-
циях. Опыг второй империзлистической
войны показывает, что их роль попрежне-
му весьиа существенна; онн довольно ча-
ето имеют значение главных сил (в хов-
местных с авиацией набеговых действиях)
или даже самостоятельное решают залачу

` набега, если того требует обетановка (на-

падение на германские корабли в Нарвике).
В общем же следует считать, что лучшая
форма для решения задач набеговых опе-

раций — это сочетание ‘усилий всех ро-

дов мореких сил (или части их) в тесном
взаимодействии. Иногда, как показывает
опыт, полезно даже привлекать для реше-

‘ния главной или второстепенной залачи №

сухопутные силы в виде тактических де-
сантов или диверсиоеных трупи.

‚Для того чтобы сделать более конкрет-
ные выводы, необходимо, хотя бы очень
кратко; разобрать наиболее типичные слу-
чаи набеговых операций второй ‚Жинорна-

т войны,

ig Fhe

Нападение англичан Ha германские: ко-
рабли в Нарвике имело целью подготовить
плапдаюм для английского ‘экенедиционного
корпуса, высалка которого и была начата
через два лня после повторного; принес-
шего успех, нападения английских. надвод-
ных сил на Нарвик.

Цели операжии-— устранения германских
эскадренных миноносцев (онв были одной
из существенных помех высадке хесанта)—
англичане лостигли; как известно, двумя
последовательный ударами надволных сил
(10 и 13 апреля 1940 г.). Первое напа-
дение, предпринятое 10 апреля 2-й фло-
тилией эскадренных миноносцев типа
«Н», было отбито. Германским миноносцам,
несмотря на внезапность нападения, ула-
лось потопить три антлийских миноносца.

(из пяти)’ Немцы потеряли один миноно-

cen (43 семи) и несколько транспортое.
В этой операции обращают на себя BER-
мание следующие моменты,

Во-первых, англичане преднриняли на-
бег поспешно, без кадежной разведки:
9 апреля немцы высалили войска в Нар-
вике, а 10-го утром было произведено на-
падение. Эта носпешноеть в сочетании с
плохой видимостью способствовала внезан-
ности удара, но она же в затрулняла его
осуществление, Так как командир 2-й фло-
THINH ‘миноносцев действовал почти
велепую.

Во-вторых, англичане не учли, что нем-
пы имеют возможность рассредоточить свои
уиноносцы по отдельным фьордам. Не при-
HAB соответствующих мер против такой
возможности, английские миноносцы были
фактически окружены немцами.

В-третьих, внезапности удара англичан
значительно способствовало и TO, чт
у немцев на подходах к Нарвику отеут-
ствовал дозор. Это привело к тому, что,
пока немцы успели организовать контр-
‘удар, прорвавшийся в гавань Нарвика ли-
дер английских миноносцев «Нагду» тяже-
Io повредил (по английским данным —
торпедой) стоявший у стенки германский
флагманский миноносец и уничтожил ар-
тиллерийским огнем несколько транспор-
TOB.

Английское адмиралтейство, не удовле-
творенное результатами первого ‘набега,
решило повторить его, но уже применив
более крупные силы. В набеге на Нарвик
13 апреля, как известно, участвовали ли-
нейный корабль « Warspite» и десять мино-
носцев. Перел этим набегом, днем 12 anpe-
ля, на Нафвик был произведен налет девя-
ти английских бомбардировщиков с авиа-
носца. Этот налет небольшого количества
самолетов ставил, вероятно, главным 0бра-
зом разведывательные цели. Во второй опе-
рации англичан, закончившейся для них
успешно, следует отметить следующие по-
ложения.

Операция была организована по прин-
ципу силы. Она осуществлялась в дневное
время, так как только днем можно © успе-
хом реализовать свои преимущества в силе
{ночью линейный корабль мог стать жерт-
вой любой случайной торпелы).

По английских данным, взаимотлействие
сил в этой операции было организовано
следующим образом: участвовавшие в опе-
рации миноносцы обеспечивали линкор OT
мин и олновременно полавляли огонь бера-
гевых батарей; линейный же корабль
уничюжал германекие миноносцы.

Несмотря на подавляющее превосходство
английских сил и прололжительноеть б0е-
вого столкновения (1 ч22 20 мин.). часть
германских миноносцев была  униз-
тожена собственными доуандами, pacerpe-

произволила артиллерийский обстрел фран-

иперации следует отметить плохую орга-

‚море. Ночью 11 ноября 1940 т. антглий-

HBS внимания и зенитного огня  против-

операций

My обетоятельству английских легким cy.
там улалось беспрепятственно пронлкнуть
на 70 миль вверх по проливу Orpanto,

4. Генуя

Такой важнейший об’ект, как, Генуя —
один из лучших портов и крупнейший
центр судостроительной промышленно.
CTH,— оказался совершенно необеспечен-
вым от внезапных нападений прогиьника
пе только © воздуха, но и с моря. Oreyr-
ствие хорошо налаженной оперативной
разведки на театре и хозоров на, нодходат
к Генуе позволило англичанам достигяуть
внезанности нападения.

На полную внезапиость данной onepa-
ции, вероятно, не рассчитывали и сам
англичане, так как даже при хороно нз-
лаженной разведке они могли не знать 0
отсутствии ночяого морского дозора на. тол.
ходах к Генуе, Этим обетоятельством в
известной мере об’ясняется тот факт, что
В состав сил, производивших набег, были
включены один линкор и один линейный
крейсер с 15-дм артиллерией. Включение
в состав эскалры этих двух кораблей обе:
печивало не только относительно `©в0бол-
вый отхол эскалры на случай встречи с
ктальянеким флотом, но и, возможно, вы-
полнение операции в условиях помех co
стороны надводных вил противиика.

Характерная особенность  Тенуззско
операции как раз и заключается в том, что
главный удар по об’екту нападения назо-
сили надводные силы с их мощной аргил-
  ерией, способной в длительному воздей-
ствию на противника. Это вторая причина,
‘о которой в состав эскалры. была велю-
чены крупные корабли. Самолеты, дей.
ствовавшие 6 авианосца, играли в основ.
ном обеспечивающую роль — наносили
улары по аэродромам противника в районе
Пизы, Ливорно и Генуи.

06’ектами  тлавного удара англичан в
Генуе были: завод элевтрооборуловавия и
котлостроительный завод фирмы Ансальли,
главная электростанция порта, сухие дохи,
склады и другие’ портовые сооружения,
цистерны с мазутожти: бензином, железно-
дорожная станция оиг стоявшие” в порту
суда. Из этого перечиедения: об’ектов ви.
но, что англичане преследовали. в. данной
операции довольно значительнию цель —
разрушить одну из важнейших в:
итальянского флота, В какой степени. эта
цель была выполвена, судить трудно.

Набег антлийских ‹ кораблей на Геную

лявшими весь  реза, Этот факт говорит
0 том, что живучесть современных герман-
ских миноносцев очень высока. `Вторая
возможная причина ллительной боевой жи-
вучести терманеких миноносцев — недо-
статочная меткость отня английских ко-
раблей, находившихся под артиллерийским
отнем терманских миноносцев и береговых
батарей и вынужденных часто уклоняться
от торпед. Англичане, действовавшие в
этой операции очень осторожно, потеряли
телько два миноносца.

2. Оран и Дакар

3 июля 1940 г. английская эскад-
ра в составе двух линкоров и ли-
нейного. крейсера ,  авизносца,
нескольких крейсеров и значительного
количества миноносцев подошла к Орану-
После отказа’ французского адмирала в
Оране выполнить ультимативные требова-
ния англичан эскадра в течение 10 минут

ЦУЗСких кораблей. После этого воздушные
силы антлийекого флота атаковали фран-
цузсвие корабли с воздуха бомбами и т9р-
педами. В результате этих двух ударов
линейный корабль «Вгеёаоте» был взорван,
aunxoppt «Dunkerque», «Руоуенсе» и лидер
«Могафот» получили повреждения и вы-
бросились на берег. Линейному кораблю
«Strasbourg» H пяти миноноснам. удалось
прорваться мнмо английских кораблей в
море и, пользуясь своей большой‘ ско-
ростью, дойти до Тулона, тде они и укры-
IECh. ;

8 июля англичане произвели анахогич-
ное напаление на Дакар. Однако здесь 0б-
становка для антличан была более сложной.
Если во время нападения на Оран они
безнаказанно расстреливали французские
корабли, то в Дакаре им было оказано. ре-
шительное сопротивление. Еще на подхо1е
в Дакару английский линкор «ВезойИюн»
был успешно атакован французской ^ пол-
волной лолкой, выпустивитей по нему две
терпеды. (В результате последовавшего
взрыва линкор накренилея на правый борт.
(sa 15°) и был вынужден выйти из бея.
Второй линкор, «ВатВаш», получив тяже-
Ibe повреждения от огня французского
линкора «Аювенеи», также выпел из боя
и отошел в открытое море. Французский
же линкор «Richelieu» получил лишь
незначительные повреждения в PesyALTaTe
попалания олного снаряда с линкора «Bar-
ham» (seero mo «Richelieu» быле выпуще-
но 250 снарядов).

С наступлением темноты англичане
продолжали сдобиваться выполнения своей
задачи. С одного из кораблей был послан
в гавань в Дакар моторный катер. Ему
уталось, пройдя незамеченным мимо бено-
вых заграждений, подойти в левой рако-
вине «Вепенеи» и сбросить под его кор-
мой несколько глубинных бомб (с установ-
кой на неболыную глубину). Взрывом этих
бомб у линкора были повреждены винты
н руль. Непосредственно за атакой катера
последовал налет английских торпелонос-
цев. По утверждению антлийекой печати
(«The Navy», 1940 r., № 8), в линкор
попало пать торпед, одкако тавань была
настолько мелкой, что линкор погрузился
всего лишь на несколько футов и сел на
грунт. Во время этого напаления англи-
чанам ‘удалось также уничтожить один
эскадренный миноносец й две подводные
лодки французов.

Признавая, © известной уеловноетью,
эти две операции англичан набеговыми (по
методу их выполнения), мы можем из них
сделать следующие выводы. В Оранекой
операции заслуживает внимания ортализа-
ция удара: сначала была введена в дей-
ствие артиллерия кораблей, & затем по-
следовал налет авиации (это иногда прово-
лится в обратном порядке). В Дакарекой

хи. Олнако мероприятия,
англичанами для обеспечения скрытиоети
и. внезапности операции, заслуживают из-
вестного внимания. Они достаточно просты
и, может быть, потому дали реальные ре-
зультаты. В. еамом деле, соблюдена
скрытности замысла операции для своего
личного состава, маскировочный кух
{вдоль африканского побережья) се выхолох
из базы в светлое время суток, обычный
состав сил и их ‘походный порядок, из-
менение курса с наступлением темноты в
нужном направлении, подход в ©06’6кту на-
падения на рассвете и т. д. — ве эт
моменты хорошо известны: Однако далеко
не все их умело применяют. Неумелое при-
менение маскировочных мероприятий, как
показывает, например, первое нападение
англичан на Нарвик (10 апреля 1940 г.),
может принести больше вреда, чем мользы.

Выводы
Размеры статьи не позволяют разобрать
все набеговые операции второй империали-
  стической войны. Однако и то, что здесь
рассмотрено, дает основание для некоторых
выводов.
Благодаря участию авиации набеговые

` войне стали более мощными, чем в первой
империалистической ‘войне. Роль надвод-
ных вил (прежле всего крупных артнлае-
рийских кораблей) в этих. операциях не
только не уменышилась, HO Jame возросла.
В ряде случаев пели набеговых операций
были достигнуты. именно благодаря уча-
стию в них крупных артиллерийеких ко-
раблей (Нарвик,: Генуя).

Новое сродство борьбы на Mopo—
авиация He только’ увеличила мощь
совместного е надводными силами Haden-
вого удара, HO и показала способность
самостоятельного решения задач набеговых
операций (Таранто}. Она создала возхож-
ность более легкого проникновения в 01-
тационную зону противника для удара п
об’ектам, расположенным в глубине 009-
роны. Такими образом, увеличилась тлубнч
на удара в набеговых операциях.

Воздушные силы упростили фразвитиа
успеха той или иной набеговой операции
благодаря возможности быстро и неолно-
кратно повторить удар. Повторность уда
ров может не позволить противнику ликви-

низацию протизолодочной обороны линко-
рев и малую успешность артиллерийского
огня англичан. При этом англичане про-
явили настойчивость в выполнении задачи
и известную ‘тактическую  изобретатель-
ность: воспользовавшись темнотой, силами
одного моторного катера лишили француз-
ский линкор хола и управляемости, а за-
тем, развивая успех, нанесли удар тор-
педоноекой авиацией. :

3. Таранто

Я

Фактическая сторона этой операции уже
достаточно хорошо известна читателю, по-
этому мы отметим здесь лишь ев харах-
терные ‘особенности.

Первая особенность состоит в том, что
цель операция была лоетигнута одним ко-
ротким и маломощных (ве количеству
атаковавших  самолефов) ударом авиации,
Половина итальянского линейного флота
была выведена из строя в течение He-
скольких минут. Решающую роль в этом
ударе сыграла торпедоноеная авиация.

Операция против Таранто сочеталась

& друтой, параллельной ей, операцией   тировать
= 4 после ета,
английских легких сил в Адриатическом He р В ae

В набеговых операциях отмечается не
KOTOpOe снижение роли легких сил. Причи-
нз этого — значительное усиление оборо
ны ‘баз и других береговых об’ектов.

Как и во времена предыдущих войн, во-
просы скрытности и внезапности в набего-
вых. операциях играют существенную
роль. Опасения, что авиамия (воздушная
разведка) значительно затруднит летиже-
ние скрытности операций, не оправдались.

Удельный вес. набеговых операций в ря-
ду прочих операций флота довольно вы-
сок. Цели, достигнутые в этих операциях,
будучи ограниченными, в общей сумме м-
тут оказать существенное влияние на ис-
ход борьбы на море. Опыт набеговых опе-
раций второй империалистической войны
еще раз подчеркивает не только огромное
значение крупных надводных кораблей в
составе флотов, но и. исключительную роль
легких сил, 4ез которых обеспечить без0-
пзеность крупных кораблей в операциях
невозуожно.

Набеговые операции требуют большой

ские легкие силы (легкие крейсера и ми-
ноносцы) вошли в Алриатическое море и у
Валоны успешно атаковали итальянский
военный конвой. Это является второй oco-
бенностью.

Третья особенность — это ‘прикрытие
двух параллельных операций британскими
линейными силами  Средиземноморского
флота. Эта силы были выдвинуты ко вхо-
ay в Отрантский пролив и, в случае необ-
ходимости, ‘могли оказать поддержку или
авиации, действовавшей против Таранто,
или легким силам в проливе,

Простота. замыела, основанного, однако,
на хорошей разведке, быстрота и внезап-
ность действий позволили англичанам ло-
стигнуть желаемого результата на том и
другом направлении. Заслуживает звнима-
ния тактический прием, который был при-
менен англичанами при нападении. на Та-
ранте: сначала удар бомбардировочной п
истребительной авиации © пелью отвлече-

ника, & затем, на низких высотах, улар
торпедоносной авиации.

Уснеху операций в известной мере епо-
собствовали плохая организация противо-
воздушной обороны в Таранто (англичане   оперативной и тактической выучЕн OT
потеряли всего два самолета) и слабо   флота.
организованная хозорная служба в Отрант-   Капитан 3-го ранга
ском проливе, Только благодаря последние.   Н. ЧУЛКОВ.

‹
у

был лля итальянцев неожиданным. В этом.
в значительной мере повинны они ca-
предиринятые

операции во второй империалистической.

<