р

12 июня 1941 г., № 136 (790)

КОММЮНИКЕ
0 ПАРАФИРОВАНИИ ПРОЕКТА ТОРГОВОГО СОГЛАШЕНИЯ И СОГЛАШЕНИЯ
_ 0 ТОВАРООБОРОТЕ И ПЛАТЕЖАХ МЕЖДУ СССР И ЯПОНИЕЙ,

В целях заключения Торгового Согла-   г-ном „Татекава велись переговоры, кото-
щения, а также Соглашения о товарооборо-   рые благополучно протекали в духе goamy.
те и платежах между Союзом СОР и Япо-   цой уступчивости. 11 mona с. г. от
нией, с 17 февраля с. г. между Народным

КРАСНЫЙ

—ы——
—

ФЛОТ

Летняя практика курсантов.

Тетняя практика курсантов военно-мор-
ских учебных заведений — важнейшее
звено в общей системе подготовки команд-
ных кадров флота, один из ответственней-
ших периодов всего учебного процесса.
Практика курсантов и слушателей на ко-

Военно-морским учебным заведениям
приданы учебные корабли, Как показал
опыт, это значительно облегчает разреше-
ние организационных и учебных вопросов,
обеспечивает наибольшую эффективность
практики. Но лля этого учебные корабли

. зан оказывать

раблях и в частях неразрывно связана с
их занятиями в училищах, на курсах, в
академиях. На основе теоретических зна-
ний она должна привить курсантам и елу-
шателям навыки в использовании боевых
и технических средств, в руководетве под-
разделениями, в проведении боевой и по-
Литической подготовки личного состава.
Практика должна дать людям морскую за-
калку, воспитать в них любовь к морю,
к жизни и службе на Корабле, развить
выдержку, смелость, инициативу, твердую
волю, находчивость, умение подчинять с6-
бе морскую стихию.

Залача военно-морских учебных заведе-
ний — обучить и воспитать решительных
командиров-моряков, пламенных патриотов
нашей социалистической родины. На ко-
рабле, в походной обстановке, в условиях
свежих тормовых погод лучше всего вос-
питываются отвага и бесстрашие. Кадры
начальствующего состава, командиры всех
специальностей, инженеры,  гидрографы,
артиллеристы береговой обороны, хозяй-
ственники, врачи могут только тогда счи-
таться полноценными командирами, когда
их высокие теоретические знания сочета-
ются с умением мастерски владеть своим
боевым оружием, уверенно использовать
боевую технику, успешно обучать и вос-
питываль своих подчиненных.

Во время летней практики слушатели и
курсанты вырабатывают такие навыки,
которые нельзя приобрести в стенах учи-
лища. Они учатся применять свои знания
непосредственно на» корабле, у действую-
щих приборов и механизмов, получают ши-
рокие возможности познакомиться с мор-
CKHMA театрами и портами, с несением
службы на корабле, в частях береговой
обороны и авиации.

Корабельная практика, являющаяся
непосредственный продолжением занятий в
училище, требует такого же четкого, про-
думанного плана, должна быть так же
организационно и методически образцово
построен» и материально обеспечена, как.
и всякий другой этап учебной подготовки.
Тишь тогла она будет продуктивной и даст:
желаемый эффект. Начальники училищ,
флагманские и старшие руководители дол-
жны заранее продумать и согласовать со’
штабами флотов, с командирами соедине-
ний и кораблей все вопросы, связанные
с выполнением учебного плана и програм-
мы практики, © назначением слупталелей и}
курсантов для несения службы и работ на.
корабле, с размещением и бытовым обелу.
живанием. : я

Следует напомнить, что командиры ко-
раблей и частей наравне с училищными
руководителями несут ответственность за
успешное обучение, слушалелей и курсан-
тов во время летней практики. Началь-
ствующий состав-корабля или части обя-
курсантам повседневную
помощь в практических занятиях, перела-
вать им накопленный опыт и знания,
внедрять воинскую дисциплину и разви-

вать у них любовь к Флоту и военно-мор-  .

ской службе.

Дисциплина, организованность,
должны быть здесь безупречны,

раблях.

заны показывать образцы
службы корабельных нарядов,

участвуя в жизни личного состава,

работают четкий командный язык.

технических данных в море,

ТИКИ.

Обучение плаванию, ° хождению

и руководителей практики. Хождение на

один из лучших методов воспитания моря-
ка. Это развивает у курсанта вкус к мо-
рю, умение быстро ориентироваться в
сложной обстановке и четко командовать.
Необходимо предоставлять курсантам боль-
ше самостоятельности при хождении на
шлюпках. Создавая соответствующее обе-
спечение, нало приучать курсантов на па-
русных учениях не бояться ветра и
волны
Во время практики нужно настойчиво
добиваться  пунктуального ‚ выполнения
уставов и наставлений каждым курсантом.
Высокая требовательность, образцовая дис-
циплина, хорошая организованность и
дружная совместная работа начальствую-
щего состава кораблей и военно-морских
учебных заведений обеспечат образцовое
провеление летней практики, воспитание
высококвалифицированных, отличных
командиров-моряков.
Контр-адмирал
К. САМОЙЛОВ.

Первые

В начале учебного года, командно-препо-
давательский состав школы связи Учебного.
отряха Краснознаменного Балтийского фло-
Ta поставил перед собой задачу коренным
образом перестроить всю систему обучения
и воспитания личного состава» в свете
новых требований.

Основной упор был взят на привитие
навыков четкого’ и уверенного управления
механизмами, на умение находить различ-
ные неисправности. ITO дало хорошие
результаты, : :

Если в прошлом году на выпускных
экзаменах только 72 проц. учеников полу-
чили отличные и хорошие оценки, To B
нынешнем году эта цифра возросла до. 84.

9 4

_Вовые средства связи и наблюдения

Никогда в истории войн средства свя-
зи, разведки и наблюдения He имели Та-
кого важного значения; как в условиях
современной войны. Эти средства в `боль-
шинотве представляют colo весьма co-
вершенные приборы, создание которых
возможно лишь на базе высокоразвитой
промышленности точного приборостроения.

В иностранной пресое часто появляют-
си сообщения о различных усовершенетво-
BhHUAX и изобретениях в области воен-
ной техники.

Атентство Ассошиэйтед Пресс, на-
пример, сообщает, что военное и морское
министерства США ежедневно получают
большое количество всевозможных проек-
тов, предложений и планов, посвященных
военной тематике. ‘Видное место занима-
ют предложения по усовершенствованию
старых и разработке новых средств на-
блюдения и боевой разведки. Большое
внимание, в частности, улеляетея дально-
иерам и высотомерам, автоматизации их
работья.

В США, например, одним из пунктов
программы работ по реконструкции бере-
говой артиллерии предусматривается уста-
новка новейших автоматических дально-
меров, работа которых, так же как и пз-
редача данных на орудия, в значительной
мере автоматизирована.

В Англии недавно принят на вооруже-
ние новый высотомер. Для сокращения
времени на определение координат цели
и для удобства обслуживания этот при-
бор оборудован электроприводом.

Весьма актуальной проблемой для воен-
HO-MOPCKHX сил яваяется вопрос об обна-
ружении подводных лодок противника. Во
«Франс Милитер» сообщалось, что в США
ведутся испытания нового прибора, прел-
назначенного для этой цели. Как указы-
вается в сообщении, прибор дает возмож-
ность уловить шум работы моторов и вин-
тов подводной лодки Ha значительном
расстоянии, превышающем все известные
6 сих пор рекорды дальности в области
гидроакустической разведки. В 1940 ro-
ду испытания прибора подходили к кон-
цу, и морское министерство США уже
имеле значительное количество отзывов о
качествах этого прибора,

успехи

Перед экзаменами краенофлотцы ворев-
новались на лучшую подготовку к ним, на
слачу их с высокими показателями. Само-
стоятельная проработка материала прохо-
ила не только по учебникам, но и прах-
тически, у боевых механизмов. Большую
помощь в организации учебного процесса
оказали партийная и комсомольская opra-
низации, которые своевременно реагиро-
вали на каждый недостаток в обучении,
популяризовали опыт отличников.

Сейчас школа отправляет на боевые
корабли грамотных, отлично знающих и
любящих свое дело краснофлотцев-епециз-
листов,

Воентехник` 2-го ‘ранга ШМАЛИЙ.

<_>
ПО ИНОСТРАННОЙ ПЕЧАТИ
>

Наиболее распространенным средством
для обнаружения подводных лодок хо по-
следнего времени являлись гидроакуети-
ческие пгумопеленгаторы. С помощью этих
приборов по шуму моторов и гребных
ВИНТОВ ПОЛВОЛНОЙ ЛОДКИ МОЖНО достаточно
точно определить ее местонахождение. Но
Как найти «затаившуюся», лежащую,
‘предположим, на грунте подводную лодку?

Эта, задача является темой работ боль-
ото числа отдельных изобреталелей‘ и на-
Учных учреждений Запада, США и Япо-
нии. Имеетея не только значительное ко-
личество проектов ее решения, но даже и
соответствующая аппаратура. “Все эти ре-
шения и устройства по принципу работы
можно подразделить на следующие: магни-
тометрические, акустические, метод ‘сопро-
тивления, весы Юза, метод интенсивности,
индукционные, метод естественного поля
и токов ит. д.

В одном из журналов майор американ-
ской службы Унстрем приводит возмож-
ный, по его мнению, способ обнаруже-
ния лежащей нд грунте подводной лодки.
Способ основан на различии магнитной
проницаемости разных веществ и заклю-
чается в следующем,

С помощью особых устройств, устанав-
ливаемых на двух спаренных сторожевых
судах, между ними создается магнитное
поле. На третьем же судне, построенном
из немагнитных материалов, имеются
сверхчувствительные приборы для измере-
ния магнитного поля. Суда крейсируют в
районе предполагаемого местонахождения
полводной лодки и производят измерения
магнитного. поля.

Известно, что внесение в магнитное
поле тел, состоящих из вещества © боль-
Mo магнитной проницаемостью, очень
сильно искажаот картину магнитного по-
ля. Вблизи подводной лодки и в особен-
ности нах нею благодаря ее высокой маг-
нитной проницаемости это изменение от-

должны быть образцом морской культуры.
порядок

До прихода курсантов на корабли и в
части остались буквально считанные дни.
Начальствующий и преподавательский со-
став училищ, командный состав учебных
кораблей должен за это короткое время за-
вершгить все мероприятия, которые позво-
лили бы слушателям и курсантам с пер-
вого же дня приступить к практическим
занятиям и продуктивно использовать ка-
ждую минуту своего пребывания на ко-

Весь распорядок дня курсантов на ко-
рабле лолжен быть подчинен  общекора-
бельному режиму. Питомцы училищ обя-
соблюдения
уставов. Выполняя судовые работы, неся
активно
OHH
приобретут навыки выкокой организован-
ности и распорялительности, будут близко
чувствовать пульс корабельной жизни, от-

В летней практике недопустимы ‘малей-
шие элементы «академизма,». Надо ренги-
тельно пресекать возможные попытки Не-
которых начальников кафедр, следуя пло-
хому примеру прошлых лет, организовать
на кораблях прохождение теоретических
вопросов. Летом корабли будут много пла-
вать, и курсантам следует находиться на
мостике, у механизмов и приборов, рабо-
тать в инструментами, знакомиться с но-
вейшими, наиболее совершенными образца-
ми техники. Изучение современных бое-
вых и технических средств и их тактико-
в плава-
нии — одна из главнейших задач прак-

на
шлюпках на веслах и под парусами, об-
щее физическое развитие и закалка слу-
шателей и курсантов должны быть пред-’
метом особой заботы командиров кораблей

шлюпке, в особенноети под парусами, —

Личный состав нескольких подводных

произвести текущий ремонт главных дви-

средств и оборудования, 5
Командиры и краснофлотцы горячо взя-
лись за выполнение столь почетной зада-
чи. С целью лучшей организации дела
прежде ‚всего был составлен подробный
план — перечень работ и испытаний, ко-
торью падо произвести в процессе ремон-
та. Такой перечень. был роздан воем
командирам пятых боевых. частей лодок:
На основе имеющегося опыта было нод-
считано вгемя, необходимое для выполне-
ния каждого пункта плана. 06. этом опэ-
вестили весь личный состав подводных ло-
док. Одновременно бойцам была постав-
лень и раз’яснена задача производства,
скоростного ремонта, намечены мероприя-
тия по оказанию помощи группам, в ко-
торых нехватало специалистов. Были за-

соревнование между группами, кораблями.

беновной -об’ект. ремонта — переборка
дизелей. Ей было уделено самое серьезное
внимание,

Важдый командир БЧ-У составил na
большом листе бумаги для своего корабля
и для моторной группы график ремонта.
Назлонная прямая этого графика показы-
кала в осях координат наглядную связь
общего количества человеко-часов с кален-
ларными сутками. В переборочным работам
на кораблях приступили одновременно.

Группа ‘мотористов. главного старшины
т. Давыдова лучше других подготовила.
инструмент, притирочные материалы и
развернула работы. Эта группа была по-
полнена людьми других подразделений
лодки. Две бригады работали в две смены
круглосуточно. Во время работы одной
бригады в дизельном отсеке другая отды-.
хала в кубрике базы, ‘Каждая бригада.
производила ремонт одного дизеля по ут-
воржденному ранее перечню. ; Ted

Развернутое сопиалистическое соревно--
вание между бригадами и самая идея
круглосуточного ремонта в две смены дз-
вали возможность точно судить о качестве
и 0б’еме’ выполненных работ. Главный
старшина т. Давыдов, мотористы-отлични-
ки тт. Федюнин. Старых -и.Богов ожеднев=
но выполняли нормы на 150—200 проц.

a главного старшины т. Бовриженко.

мечзется показаниями приборов, и таким
образом лодка оказывается обнаруженной.

По принцину своего действия этот спо-
с0б может дать очень высокую точность, `
указывая, где, находитея лодка. Олнако;
судя ‘по описанию устройства, оно отли-
чаетея тгромоздкостью, & на разведку трез
буется длительное время.

В силу указанных недостатков подоб-

‘ное устройство врял ли еможет быть ис-

пользовано во всех случаях боевой елуж-
бы на флоте. ‘

Следующее срелство ‘для поисков пол:
водных лодок — это устройство, ‘работаю-
щее по принципу эхолота. Работа ‘такого
устройства заключается в том, что при по-
мощи устанавливаемых на судне генера-
торов ультразвуковой частоты по направ-
лению ко дну посылаются короткие им-
пульсы. Импульсы эти, отражаясь от дна,
попадают на мембраны гидроакустических
приемников, и на их зажимах возникает
электродвижущая сила,

Подобный прибор ‘вычерчивает rpadu-
ческую трассу морского дна, отмечая ме-
стонахождение полводных скал, рифов и
других возвышенностей. Сулно, оборузо-
ванное таким прибором, проходя несколь-
ко раз в разных направлениях по прел-
полатаемому району нахождения полвод-
ной лодки и обпаружив на дне подозри-
тельную возвышенность, может забросать
это место глубинными бомбами. При та-
Ком ©1060бе разведки возможны, конечно,
ошибки. Можно, папример, принять 3a
лодку обломки подводных скал. Однако
процент уничтоженных ‘подводных лодок
при одном и том же количестве сброшен-
ных глубинных бомб будет значительно
выше, чем при отсутствии приборов пот-
водной развелки. Такие приборы могут в
успехом применяться для работы Ha боль-
итих скоростях: Например, еше в 1925—
1926 гг. при’ испытании эхолота ‘была
отмечена лостаточно ‘надежная его работа
на скоростях до 22 узлов.

Вееы Юза предполагалось использовать
для отыскания подводных мин. В США

й некоторых других государствах весы   исследуют тепловые процессы

Юза применяются для отыекания малых,
неглубоко  залегающих
Tel, как, например,

Передача семафора. (Краснознаменный Балтийский флот).

‘лодок получил задачу. за короткое время
гателей. Было решено все работы произво-

дить своими силами, используя MacTep-
ские береговой базы лишь в отношении

ключены договоры» Ha социалистическсе’

обязательства,
Немного отставала в первые лни груп-   _

Фото Н. Веринчука.

Скоростной ремонт механизмов

расход инструмента, создавало сутолоку

круглосуточную работу. в две смены.

появилась необходимость привлечь к вы-
полнению одной из громоздких работ нпе-
сколько человек из производственного пред-

работы выполнены, не влияя на общий
ход ремонта. Бригада рабочих в составе
тт. Сердюка, Минаева, Чистякова показзла,
образцы быстрой и высококачественной
работы. Умелая организация параллельной
работы силами личного состава и рабочих
показала полную возможность скоростно-
го ремонта дизелей в короткие сроки.
Большую роль в соблюдении графика
сыграли организация рабочего места в от-
секах; четкое” снабжение   необходимым
расходным материалом и запасными ча-
стаями. Например, клапаны крышек ци-
линдров притирались в одном отсеке, пор-
шни перебирались е заменой дефектных

„  деталей в другом. >

Личный состав, работавший на ремонте
вспомогательных механизмов, привлекался
в пужный момент к обеспечению ‘беспе-
ребойного снабжения труппы мотористов,
к выполнению отдельных ремонтных работ
на дизелях. :

Ремонтные работы на всех ‘кораблях
были закончены к намеченному сроку.
Швартовые и ходовые испытания пока-
зали высокое качество работ. Отличники

ремонта были отмечены Военным совотом

флота и награждены.

Скоростной ремонт механизмов одновре-
менно на нескольких подводных лодках
показал ‘высокую выучку подводников,

‘большую’ организованность и четкость.

Личный состав с честью выполнил взя-
THO Ha себя болыние и ответственные

: Инщенер-капитан 3-ro ранга
‚-А, ЕЛИСЕЕВ,

снарядов, мин и т. д. Недостаток весов
Юза — их малая чувствительность.

События текущей войны показывают,
что бомбардировочная авиация воюющих
государств при налетах на крупнейшие
политические и хозяйственные центры
своих противников действует главным об-
разом ночью. Ясно, что ночная оборона в
этом случае имеет огромнейшее значение,
Практика показала, что в системе ПВО
широко используются прожекторы, но их
крупнейший недостаток — невозможность
создания элемента внезапности. ^

Поэтому значительный интерес прел-
ставляют вопросы определения данных для
стрельбы без помощи прожекторов. Таким
простейшим прибором являются звуко-
улавливатели. Они могут помочь обнару-
жить самолет на расстоянии 16—20 ки.
При этом определяются координаты точек
местонахождения самолета по азимуту и
высоте.

Вообще звукометрическим методам раз-
ведки уделяется значительное внимание. во
всех государствах. Эти методы налили тпи-
ков применение и в артиллерийской
инструментальной разведке для засечки,
стреляющих с закрытых позиций батарей
и минометов.

Значительный интересе представляют
сообщения об использовании в боевой раз-
ведке инфракрасных лучей. Дело в том,
что некоторые части летящего самолета,
плущего корабля иолругих машин, имею-
щих. двигатели, излучают значительное
количество энергии. Наибольший процент
© излучается в виде инфракрасных ay-
чей. Источниками излучения тепла яв-
ляются трубы кораблей, & Ha самоле-
Тах — пламя, вырывающееся из патруб-
ков, сами раскаленные патрубки, цилийй-
ры, радиаторы.

Для улавливания энергии радиации мо-
жет быть применен овобый ‘рефлектор, в
фокусе которого помещен приемник тепло-
вых лучей, например, термопара. Подоб-
ные устройства очень чувствительны. ©
их помощью можно отмечать тепловую
энергию, излучаемую горящей спичкой
или свечой, на расстоянии до километра.
Этот принцип” не является новостью. C
помощью таких устройств в астрономии
небесных
тел, находящихея от земли на расстоянии

ферромагнитных   многих миллиардов километров, Для опре-
неразорвавшихся   деления координат самолета или корабля

Злесь пытались только в светлое время
суток производить работы, но одновремен-
но на обоих дизелях и всем личным со-
ставом. Это загружало отсек, увеличивало

В дальнейшем и эта группа перешла на

Командиры пятых боевых частей вели
посуточно учет затраченных человеко-ча-
сов и заносили эти данные в общий гра-
фик работ. Такие цифры давали возмож-
ность патлядно судить, укладывается ли
группа в отведенное время на данные
сутки или не справляется с работой. 0т-
стающей группе оказывали помощь крас-
нофлотцы —— слесаря и мотористы базы.

В процессе ремонта главных двигателей

приятия. Быстро был оформлен заказ и

Комиссарох Внешней Торговли

Боевся

цев и командиров.

рабль снялся с якоря.

Стрельбой управлял начальник

HEM,

O10KIMEB концы,
кнехты. Этот маневр,

вуйте дальше по плану».

становки,
Подходило в концу окончательное пригото-
вление мин.

дир.

Хорошо работали краснофлотцы запаль-
ной команды тт. Романовский, Семкин и
другие. Ве мины стали на заданную глу-
бину. Едва. закончилась учебная. минная
постановка, с бака доложили: 4

— Сектор №... диетанция..., перископ
подлодки.

Вахтенный командир старший лейтенант
т. Ермолаев быстро оценил обстановку.

Прибавив ход, миноносец стремительно
шел на сближение. В этот момент на по-
сту бомбосбрасывания вахту нес старшина
2-й статьи т. Носков. Как только корабль
пришел в точку нахождения подводной
лодки, Носков сбросил глубинную бомбу.

Маневр был выполнен быстро и грамот-
но. Он показал хорошую подготовку вахтен-
ного командира, его умение самостоятель-
но решать сложные задачи, требующие
быстрых и решительных действий.

Сменив курс, миноносец пошел в откры-
тое море. После напряженной работы на-
ступил небольшой перерыв. Можно было
отдохнуть. Но через несколько минут вах-
тенный сигнальщик доложил:

— Правый борт, курсовой... корабль
«противника».

по этому методу устанавливается несколь-

ко таких приборов. Метод обнаружения
самолетов по их тепловому излучению
может явиться единственным средством в
борьбе против авиации © бесшумными мо-
торами. Экспериментальные образцы таких
«бесшумных» самолетов, по сообщениям
иностранной прессь, кое-где’ уже име:
ются.
Использование инфракрасных лучей хля
пелей наблюдения и боевой разведки
ночью и в условиях плохой видимости
широко применяется в ряде иностранных
армий и Ha военно-морских об’ектах. Фо-
тографирование ночью, в туман и сквозь
облака, определение координат ‘летящего
самолета, блокирование участков местно-
сти и т. д. основаны также на ирполь-
зовании инфракрасных лучей.’ Заслужи-
вают внимания сообщения иностранной
прессы о работах по созданию прибора,
позволяющего непосредственно «видеть»
ночью и в тумане. ;

Первые достаточно полные сообщения о
таких приборах появились в 1939 году.
Сущность действия прибора сводится к
улавливанию при помощи специальных
устройств ‘тепловой энергии, излучаемой
отдельными частями об’екта развелки. Неа-
видимое изображение трансформируется в
электронное, & последнее при помощи фото-
элементов и оптических систем переводится
на экран в изображение видимое.

В американском журнале сообщалось,
что. конструкторам США удалось разрабо-
тать прибор, позволяющий во время
сильного тумана видеть так же хорошо,
как и при ясной погоде. Прибор этот, по
сообщению журнала, присповоблен для
установки о на самолетах. Несомненно,
однако, что OH C большим успехем мо-
жет быть использован на боевых кораб-
‘AIX для веления дозорной службы, для
постов наблюдения и в ряде других слу-
чаев.

В системе оборудования береговых ук-
реплений и из других военно-морских
об’ектах средства наблюдения, действие
которых. основано на использовании теп-
лорой энергии `0б’екта разведки. также
‘играют значительную роль. Основное на-
значение этих средств — наблюдать C их
помощью за определенными районами
ночью, в туман и вообще в условиях пло-
хой видимости. Значительное количество
постов наблюдения, оборудованных таки-

CCCP
тов. Микояном и Японским Послом в СССР] указанных двух Сотглашений,

В нынешнем году личный состав мино-
носца М проводит в море иаксимальное ко-
личество времени. Сотни часов отработа-
ли турбины. Каждый выход в море на-
сыщен разнообразными. учениями, которые
обогащают знания и навыки краснофлот-

— Полойти к блокшиву, принять ми-
ны! — приказал поверяющий, когда ко-

Но только миноносец стал приближать-
ся в блокшиву, в возлухе появились са-
молеты «противника». Через секунду раз-
дались залты зенитных орудий. Уже пер-
вые облачки разрывов легли накрытием.
службы
снабжения корабля техник-интендант 2-го
ранга т. Соколов. Это уже не первая его
стрельба, которая получила хорошую оцен-
ку поверяющего. Упорная самостоятельная
учеба и помощь специалистов помогли
т. Соколову, не окончившему специального
училища, в совершенстве овладеть ору-

Атака отражена. Корабль быстро подхо-
дит к блокшиву. Когда машины отработа-
ли назад, с носа и кормы были поданы на
их быстро завели на
характеризующий
морскую Подготовку командира, был вы-
полнен отлично. Только три приказания
были переданы в машину, и в полторы
минуты корабль стал ‘у борта блокщива.

Через минуту первая мина была уста-
новлена на рельсах верхней палубы. При-
емкой руководил команлир боевой части
капитан-лейтенант т. Кузьмин. Четко ра-
ботали краснофлотцы и младшие команди-
ры. Вся операция прошла исключительно
организованно и была закончена намного
раныше времени, положенного по нормати-
вам. Миноносец снова отошел от борта
блокшива. Стоявший на мостике поверяю-
щий сказал: «Подход миноносца, приемка
мин и отход произведены хорошо. Дейст-

_ Слегка покачиваясь на небольшой вол-
не, миноносец шел к месту минной mocTa-
новки. Штурман корабля старший лейте-
нант т. Нетужилин определил время  при-
хода в точку и предупредил 0б этом
командира корабля. Командир третьей бо-
евой части произвел расчеты ‘времени по-
интервалов сбрасывания мин:

— Мины ставить! — приказал  коман-

привели к партафированию проекта выпе-

закалке

Волокола громкого боя возвестили foe-
вую тревогу. Старшина 2-й статьи дально-
мерщик т. Бойков взял дистанцию, перш-
дал данные в центральный пост. Стояв.
ший минуту назад на вахте старигий лей-
тенант т. Ермолаев находится уже в цен-
тральном посту и готовит артиллерийские
расчеты. Командир прибавил кораблю хот
и засек время по секундомеру.

—=- Для чего прибавили ход? — спроси:
поверяющий.

— Выбираю выгодные курсовые углы,
вроме того это поможет сбить расчеты
«противника», — ответил командир.

— Орудия правый борт!-— приказывает
управляющий огнем.

Командир поста старшина 2-й статьи
т. Абраменко передает по приборам на ору-
дия расчеты управляющего огнем. Нал мо-
рем прогремели мощные артиллерийские
залпы. Четко работает орудийный расчет
старшины 1-й статьи т. Иванова, показав-
шего сегодня лучшие результаты.

Сегодня противника изображает щит,
который буксируется другим кораблем.
Естественно, «противник» не стреляет, х
его снаряды не падают У борта корабля,
В бою так не бывает. Поэтому создаются
условия, приближенные к тем, в которых
придется действовать, когда корабль
встретится с настоящим“ противником.
«Снарях» противника попал в ходовой мо-
стик. Из строя вышло рулевое управление,

— Перейти на запасной пост! — пря-
казал командир.

Старшина 2-Й статьи рулевой т. Мака-
ровский стремглав бежит на запасной пост
управления рулем. Но и этот пост выве-
ден из строя. Вее приводы руля не рабо-
тают. Руль заклинилея в положения
10° право. Корабль резко уклонился on
куреа на 15°.

— Лечь на прежний курс! — приказы.
вает поверяющий.

Командир корабля переходит на управ-
ление машинами. Малпинный телеграф пе-
редает в пост энергетики олно за друтих
приказания командира. Четко работают
вахтенные машинисты. И корабль скоро
выходит на прежний курс. Маневр выпол-
нен хоро.

Не успел корабль пройти несколько ка-
бельтовых, как поступила очередная ввод-
ная:

— Корабль вошел в минное поле.

И тут же, усложняя обстановку, посту-

пило очередное донесение:

— Слева, листанция 65 кабельтовых,
плавающая мина.
Отдав приказание расстрелять мину,

командир начал кормой выводить корабль
из опасного района, строго придерживаясь
прежней  кильватерной струи.  Вокоре
анкерок, имитирующий плавающую мину,
был разбит.

— Человек за бортом, — снова поету-
пает вводная поверяющего.

3& борт выброшены спасательные кру-
ти. С корабля спущена шлюпка. Вот one
быстро идет к «утопающему», и через не-
сколько минут на ее корме полнят флаг,
означающий, что человек спасен,

Весь этот поход был до предела Hackl
щен учебой. Краснофлотцы и командиры
работали безустали, решали одну босвую
залачу за тругой и получили хорошую
оценку. А когда корабль возвратилея в
базу, он получил новое приказание: «при-
готовиться к ночным минным постанов-
кам».

Снова в море — совершенствовать своя
знания, закаляться в боевой учебе,
 Батальонный комиссар
Н. ДОБУШЕВ,

ми приборами, в самом начало войны бы-
10 установлено англичанами на подступах
5 важнейшим  военно-морским базам, &
также в районах возможной высадки не-
мецких десантов, на случай вторжения
германской армии на Британские острова.
Большого размаха достигли работы по 603
данию‘ приборов управления самолетами
по радио.

Как сообщалось в иностранной прессе,

руководитель американского института те:
левидения Санабриа разработал конструЕ-
цию воздушной торпеды, управляемой №
радио при помощи средств телемеханики.
Новых и интересным в этом изобретения
является то, что благодаря применению
средств телевидения самолет или корабль,
с которых производится управление, №0-
жет находиться от торпеды за несколько
хесятков километров. При этом наблюла-
тель у пульта управления прекрасно ви“
лит всю картину местности пох самолетом:
торпедой.
‚ о сообщениям итальянской прессы,
известный изобретатель в области радио
Ли-де-Форест сообщил, что его новое H30-
бретение — самолет, управляемый по ра-
хио, оборулован еще и телевизорным пе-
редатчиком. Управление производится 10
радио с лругого самолета, находящегося
за несколько десятков километров. Теле-
визорная камера укрепляется в носовой
части самолета и служит «глазами» ма-
ШИНЫ.

Подобньыю машины могут быть отлич-
ными разведчиками, с помощью которых
можно видеть на значительном расетоянии
все, что делается на мостности, занятой
противником, проследить все эволюция
‘его военно-морских сил ит. д. К таким
телеразведчикам относится и изобретение
янженерь Вуллицез, представляющее с9-
бой самолет, управляемый по ралио я
имеющий телевизорную установку, благо-
даря которой можно произвести разведку
местности или привести вамолет точно в
намеченную точку.
  Не поллежит сомнению, что самолеты,
огорудованные  телевизорами-перелатчика-
уи, могут явиться новыми, весьма совер-
шенными средствами боевой  развелки.
Широкий размах работ в этой области и
Участие в них известных о изобретателей
позволяют думать, что разработка практи-
чески пригодных образцов таких развел-
чиков — вопрос ближайшего времени.

Инженер А. ПОПОВ,

ее

ao S  oy

я © ei