Вахлстое звено
боевой подготовки

На рабочем столе начальника штаба
стоит небольшая бронзовая скульптура,
украшенная красным флажком. Это пе-
реходящий приз М-ской военно-морской
базы за общее первенство по лыжам. Им
сейчас по праву владеет соединение тор-
педных катеров,

В течение минувшей зимы Bech SKM
катеров, начиная от командиров и кончая
радистами, научилея не только хорошо
ходить на лыжах по ровному месту, но и
преодолевать препятствия, переползать с
лыжами, метать с них гранату. Болышин-
ство личного состава, сдало лыжные нормы
комплекса ГТО 2-й ступени.

Перед общебазовой зимней спартакиадой,
на которой был завоеван ‘переходящий
приз, в соединении прошла своя спарта-
киада, & ей в свою очередь предшествова-
ли отборочные соревнования в подразделе-
ниях. В их программу входили; бег на
20 ки, военизированный переход на 10 км,
бег из 5 км для жёнщин. Начальствующий
состав после  десятикилометрового  пере-
хода соревновалея в стрельбе из личного
оружия.

Инструктор физической подготовки ка-

питан Головня сумел подобрать в помощь.

себе актив из подлинных энтузиастов лыж-
ного спорта. Лейтенант Ущев, главный
старшина» Лебедев, старигины 1-Й статьи
Копылов и Пульнов, краснофлотец ЁВрас-
HOB проводили занятия по физподготовке в
подразделениях.

Спортивная жизнь не замерла с окон-
чанием лыжного сезона. Вак только со-
пел снег, капитан Головня организовал
первые кроесы. С наступлением весны на
утренней физзарядке стали отрабатывать-
ся гимнастические упражнения комплекса
ITO 2-й ступени. На зарядку стал еже-
дневно выходить оркестр. Командование
об’явило конкурс на лучшее выполнение
утренних физических упражнений, уста-
новив премии для подразделений и руко-
водителей зарядки. Досуг катерников стал
заполняться спортивными играми, сорев-
нованиями по перетягиванию каната и
бросанию конца. Нод руководством ин-
структор» физподготовки катерные боцма-
ны заботливо оснастили спортивный го-
POIOK шкентелями, кольцами и другим
физкультурным «такелажем».

Капитан Головня служит в соединении
катеров недавно. Ему еще не вполне зна-
кома специфика работы личного состава
этих маленьких быстроходных кораблей.
Однако инструктор физподготовки делает
вое возможное, чтобы изучить эту специ-
фику и подчинить физкультурную работу,
конкретным условиям боевой подготовки
калерников.

Мотористы катеров, работающие в’ TeC-
ном, неудобком помещении, при сильной
тряске, нуждаются, например, прежде все-

‚на значок ГТО 2-й ступени.

Неблагополучно и co снабжением спорт-

то в укреплении мышц ног (служалтих Kan
бы естественными амортизаторами) и мыши
живота. Этому способствуют упражнения
со штангой, перетягивание каната. Боп-
манам, да и всем катерникам, очень нуж-
на цепкость. Это качество развиваетея за-
нятиями на кольцах и турнике. Равнове-
сие, не менее необходимое любому бойцу
‘из команды катера, укрепляется хожде-
нием по буму на Тазличной высоте.

В тесном содружестве с военврачом 3-го
ранта т. Никитиным капитан Головня раз-
рабатывают новые упражнения, которые
должны, не перегружая организм катерни-
ка, облегчить ему выполнение боевой за-
дачи в море. В программу физической под-
готовки вводятся имитационные упражне-
ния © закрытыми тлазами, специальные
упражнения е вращением гири на палке.

Массовому охвату краснофлотцев раз-
личными формами физкультурной работы
весьма способствует личный пример
командного состава. Могли ли бойцы не
стремиться всеми силами сдать нормы по
лыжам, если, например, 43-летний тюлит-
работник ‘т. Ароеньев показал  хоро-
шее время в десятикилометровом пробеге
‘и метнул тряме в окоп вое три гранаты?
Враснофлотцы знают, что командир соеди-
нения—хороший пловец, штангист и зани-
мается французской борьбой, & начальник
штаба отличный бегун и волейболист.
Большое. значение это имеет и для ин-
структора физполготовки. Ему легко орга-
низовать любое физкультурное мероприя-
тие и не приходится жаловатьея на недо-
статок внимания к своей работе со `сто-
роны командования.

Зато капитан Головня имеет все оено-
вания. пожаловаться на некоторые «внеш-
ние», не зависящие от своего командова-
ния помехи. Еще в прошлом году 70 бой-
‘цовои командиров зажончили’ сдачу корм
Охнако,
‘несмотря на своевременную OTCLIIKy в
штаб флота всей документации, получение
значков, по совершенно непонятным при-
чинам, задержалось на несколько месяцев:

‚В прошлом году третья боевая часть на-
шего корабля успешно выполнила все тор-

мест нё Черноморском флоте. Тичный: со-
став нажопил большой сть борьбы за, жи-
вучесть и непотопляемость торпеды, ухода
за ней и подготовки ее к выстрелу. Я хочу
рассказать о работе свосто отделения.

В прошлом году в мое отделение прибыл
молодой краснофлотец т. Цибаков. Вначале
ему было непонятно, почему, например,

инвентарем. Так, например, волейболь-
ные мячи, которыми снабжает соединение
порт, на самом деле для волейбола не 19-

КРАСНЫЙ ФЛОТ

По. боевой тревоге. (Краснознаменный Балтийский флот).

Из опыта ухода за торпедой

‘педные стрельбы, заняв одно’ из первых

дятея—они слишком тяжелы. А футболь-
ный мяч, ешитый из кусочков, едва вы-
держивает несколько тренировок, Но .особен-

но ненормально положение со. шлюпочной

принадлежностью. В прошлом. году соеди-
нение не могло’ одновременно ‘выпустить
даже пару шлюпок, так как весел хвата-
ло только на одну. Почти такое же поло-
жение и в этом году. А. между тем гребля
и парусный спорт должны занималь боль-
шое место в летней физической. подготовке
катерников, как и всех моряков.
Н. ЛАНИН.

Обучение котельных машинистов

Котельная установка современного ко-
рабля представляет сложный комплекс ме-
ханизмов, требующих весьма квалифициро-
ванного обслуживания. Пропыо время, ког-
ды от «кочегара» не требовалось почти ни-
чего, кроме здоровья и физической силы.
Теперешний котельный машинист должен
обладать большими знаниями. Это должен

быть развитый, хоропю натренированный..

Находчивый боец, умеющий обслуживать
свое заведывание в самых различных ус-
ловиях. ; 3
Котельные машинисты, приходящие Ha
корабли из школ Учебного отряда, к сожа-
лению, еще. не всегда имеют достаточную
подготовку. В особенности слабо развиты у

‚них практические навыки. Это обязывает

хоропю организовать обучение молодых
краснофлотцев на корабле, где они в ко-
роткий ерок должны стать полноценными
специалистами.

Основную роль в одиночной подготовке
играет млалший командир. Он обязан изу-
чить своих новых подчиненных, чтобы
иметь ясное представление об уровне под-
тотовки и о слабых местах каждого’ бойца.

Примером млалшего командира, хорото
организующего обучение котельных маани-
нистов, может служить старшин» 1-Й
статьи т. Ломако, отделение которого до-
билось отличных результатов в боевой под-
тотовке.

Обучение краенофлотцев он начинает с
изучения устройства механизмов. Когда ма-
териальная часть освоена, бойцами, коман-
дир отделения переходит к правилам экс-
плоатации технических средств. Чтобы сде-
лать занятия более  содержательными,
т. Ломако заранее подготавливает практи-
ческие примеры, помогающие бойцам усво-
ить разбираемый вопрос. Изучение инстру-
кций он проводит непосредственно у” меха-
низмов, практически показывая — все
действия.

В дальнейшем обучении большое место
отводится борьбе за живучесть котельной
установки. Здесь прежде всего изучаются
возможные неисправности в работе техни-
ческих средств, & затем методы устране-
ния наиболее характерных повреждений,
слюсобы ремонта трубопроводов, борьбы с
паром, с водой, с огнем. Чтобы сделать
тренировки болеё эффективными, практи-
куется фактический вывох отдельных ме-
ханизмов. В котельное отделение пускают-
ся пар, вода, выключается свет. Бойцы:
приученные действовать в таких услови-
ях, не растерялись и быстро исправили
повреждение, когда на боевом посту фак-
тически вырвало пробку в магистрали еве-
жего пара.

Инженер-капитан 2-го ранга М. КОРОЛЕВ.

необходимо ежедневно проворачивать греб-
ные винты и главные машины торпеды.
Я подробно раз’яснил ему эти вопросы и
потребовал точного соблюдения инструкц
по уходу за торпедой.
Если винты проворачивать, не ежеднев-
HO, TO поршни в цилиндрах не будут ме-
нять ‘своего положения. При этом, особен-
не в летнее время, смазка очень быстро
высохнет не только снаружи торпеды, HO
и внутри. 9то может повлиять на работу

золотников и поршней в. ‘цилиндрах.
У мокрых торпед это может. приве-
сти к нежелательным последствиям:

цилиндры внутри окислятся, образуются
коррозийные пятна, выступы. При очеред-
нем проворачивании главных машин эти
выступы счистятся и между поршнями и
внутренней поверхностью цилиндров обра-
зуются зазоры, в которые могут проник-
нуть рабочие газы. Когда же главная ма-
шина будет потреблять излишнее количе-
ство этих газов, они булут противодейство-
вать работе порииней. Значит; торпеда пой-
дет нес той скоростью, с какой она лолж-
на пройти заданную дистанцию.

При проворачивалии главных машин я
обралцаю внимание бойцов на прибор рас-
стояния. Бывают. случаи, когда‘ диск
фрикционной муфты из-за перэсыхания
масла, попадалощего частично в нижнюю
часть прибора, склинивается с шестерен-
кой. Из-за этого возможны поломка или
зкручивание длинного штока, и, несмотря
на то, что индекс прибора, ‘будет на нуле,
клапаны мапинного крана перекроют до-
ступ воздуха к машине, и она прекратит
работу. Поэтому перед установкой прибора
на какое-нибудь деление необходимо сверху
п» штоку слегка ударить, чтобы раокли-
нить диск от шестерни. Это всегда делает
старший краснофлотец т. Семенов.

Чтобы индеке пришел ‘на ноль, в маслен-
ку четвертного крана заливается масло.
Тов. Нибаков вначале переливал масло че-
рез верх. Оно попадалю на резиновую диа-
фратму тилростатического диска. Я раз’яс-

нил бойцу, что масло, попадая на резиновую

Впервые статы заграждения были
и hale He 1914—1918 rr. Onn
прикрывали Венецию, Лонхон, Париж и
другие города. Это новое’ средство проти-
вовоздушной обороны оказалось достаточ-
но эффективным. Только на итальянских
зэросталах, прикрывавших Венецию, по-
гибло за два налета около десятка само-
летов. Нало полагать, что еще больше по-
терь несла авиация  на заграждениях, при-
крывавших об’екты Англии, Германии и
Франции. К 1918 г. в каждой воюющей
стране находилось в етрою по 100—200
аэросталных точек, а у Антлии — около
2 тысяч.

Тактико-технические данные аэростатов
заграждения того периода, были следующие:
высота-— 1.800 — 3.000 метров, 0б’ем —
1.000 кубометров, диаметр привязного тро-
$4-3—5 мм, Прочность троса. и конетрук-
ция аэростатов допускали их под’ем при ве-
тре до 15 метров в секунду. В результате
большой. научно-экопериментальной работы
к началу текущей войны тактико-техниче-
ские данные аэростатов затраждения зна-
чительно повысились. Сейчас их потолок
достигает 5.000—5.500 метров и пох’ем
возможен при ветре ло 20—22 метров в
секунду. Путем введения в привязной
трос специального инерционного  эвена,
аэростатной мины и паратпотов англича-
не, например, значительно повысили 3p-
фоктивноеть своих затраждений. При ула-
ре самолета о привязной трос заэростата
мгновенно срабатывает инерционное зве-
но и срезает трос. № обоим концам от-
резанного троса на специальных зажимах
крепятся аэротатные мины и парашюты,
Вытяжная веревка верхнего паралиюта кре-
питея к зажиму нижнего, х вытяжная ве-
ревк» нижнего — к зажиму. верхнего па-
рашюта. Такое крепление обеспечивает
раскрытие парашютов при ударе самолета
в любой участок привязного троса. Conpo-
тивление парашютов заставляет самолет
потерять скорость, и одновременно пара-
шотьы взволят мину в боевое положение,
плавно подволят ее и ударяют о самолет.

Единого взгляда на использование аэро-
статов пока не выработано. Каждый из
применяемых в текущей войне вариантов
использования аэростатов заграждения име-
 ет свои положительные и отрицательные
стороны. Чаще всего аэростаты использу-
ются ночью, в облачную погоду и плохую
видимость, Недостаток этого варианта в

Фото И. Драныша.

диафратму, раз’едает ее, веледствие чего
нарушается укупорка гидростатической ко-
робки. Поэтому в первоначальный момент
движения торпеды вода заполнит гидроста-
тическую коробку. Это приведет к непра-
вильной работе гидростата, маятника и го-
ризонтальных рулей. Торпеда, пройдя не-
сколько сот метров, неизбежно утонет.

При подготовке торпеды к выстрелу я
обращаю внимание на соединение масля-
мого золотника с замедлителем опускания
этого золотника. Практическое значение

этого дела исключительно велико. С мо-
мента открывания курка и вылета, торпеды

из трубы аппарата до падения в воду

(время 2—3 сек.) машина развивает маж-
симальное число оборотов. Известно, что
такие обороты. без нагрузки чрезвычайно
вредны для машины. Кюгла торпеда, падает
в воду, мощность главной малины резко
меняется, &х также значительно сокралцает-
ся число оборотов винтов. Такая перемена
режима работы механизма может после
двух-трех выстрелов вызвать необходи-
мость разборки и регулировки передалоч-
ного и распределительного механизмов.

‘Серьезное внимание я обращаю Ha при-
бор Обри, как на один из ответственных
и чрезвычайно важных в торпеде. Перед
постановкой его в торпеду я проверяю,
как раксоединяется ось воляка жироскопа
с осью турбинки, и отновременно убеж-
далюсь в соединении рычажной системы
с отсекательным золотничком. После этого
обязательно продуваю’ воздухопровод, ‘иду-
щий на кронштейн прибора, чтобы He
оставить в нем. воду. Вапли воды, попадая
на жироскопическую часть прибора, сразу
же вызовут окисление. Если выстрел будет
не сразу, & через час и более после при-
готовления торпедь, то это повлияет на
работу прибора Обри, и он поведет торпелу
в сторону ст цели. После енятия прибора
я облуваю его возлухом, обтираю чистой
ветошью и слегка смазываю специальным
маслом.

Прививать бойцам. любовь к своему ору-
жию, научить правильно использовать его.
ий ухаживать 3& ним мне помогли старши-
на похразделения т. Терлецкий и командир
БЧ-Ш лейтенант т. Милосерлов. В прош-
лом году мое отделение отлично сдало все
задачи по торпедным стрельбам. Но мы
не успокаиваемея на достигнутом и тща-
тельно готовимея в предстоящим торпедным
етрельбам.. р

Старшина 2-й` статьи Д. ЛЕСНИЧЕНКО.

Черноморекий флот.

том, что время боевой работы и коэфи-
циент истюльзования затражления значи-
тельно снижаются. Только ночные заграж-
дения ставятся лишь там, тде авиазенит-
ная оборона полностью обеспечивает днев-
ное охранение об’екта.

Среди военных специалистов воюющих
стран много сторонников круглосуточного
использования аэростатов заграждения, Они
указывают на то, что даже усиленная
охота истребителей противник» не может
привести к значительным потерям аэроста-
тов. В самом деле, примеров массового
уничтожения аэростатов ло сих пор еще
но было. Англия в районе Дувра, Лондона
и других важных об’%ектов ежедневно под-
нимает около 7 тысяч аэростатов, & сбито
за все время войны не больше 100. Прав-
да, противник может впереди основной
авиатрупиы выслать соединение специаль-
ных самолетов для уничтожения аэростат-
ного заграждения, но и этот метод борь-
бы едва ли может обеспечить прорыв: бом-
бардировщиков на об’ект. Истребители аэ-
ростатов, находясь в полосе затраждения,
рискуют сами попасть на трос. Нодвер-

таясь мощному воздействию зенитной ар-

тиллерии и пулеметов, они будут лейство-
вать осторожно. Но если лаже им и удаст-

‘CH проделать «ворота», TO 3a периол, пока

бомбарлировщики полойлут к заграждению,
обороняющаяся сторона может поднять ре-

13 мюня 1941 г, № 137 (79) =——

`` Аэростоты заграждения

зервные аеростаты и вновь  загоролять
путь. Олновременный же подход основной
авиагруппы и истребителей будет едва ак
пелесообраэным, так как быстро сделать
«ворота». почти невозможно.

В этих рассуждениях сторонников круг
лосуточной  аэроотатной обороны узо
справедливого. Опыт войны подтверждает,
что пневная постановка AadPOCTATHOTO 33.
гражления все больше расширяетея. 3.
граждения ставятся не только для Hemp.
средственного охрачения об’екта, но и лая
демонстрании. Самолеты будут ‘вынужде-
ны, если даже они заранее обнаружат за.
траждение, отвернуть в сторону или ва.
брать выюоту, г это скажется Ha точности
бомбометалия. Бдительность для обнару.
жения аоростатов при подходе kK o6 epry
не звсегда может быть высокой, так ках
летчикам придется уклоняться от зенитно-
0 отня или вести бой © самолетами 0б-
роняющейся стороны.

Иностранная печать сообщает; что анг
личане начали все шире практиковать ис-
пользование аэростатов заграждения для
прикрытия CBOHX кораблей от пикиру-
щих бомбарлировщиков. Данных 96 5}.
фективности использования пока. еще нет,
Но, судя мо тому, что и англичане и нем.
пы усиленно развертывают части аэростат-
ного заграждения, можно полагать, что 0%
воюющие стороны придают им больно
значение. a
‚ Много споров вызывает вопрос о Ty,
Kak расположить поднятые днем и ночью
аэростаты заграждения, Ееть сторонники
расположения их по кругу ‘обороняемом
0б’екта, в шахматном порядке или уст -
пом, по нескольку рядов на глубину фрон-
та. При таком расположении зероятность
столкновения самолетов с треами наибе-
лее высока. Но этот вариант требует боль-
шого количества аэростатов.

Другие считают, что целесообразнее рас-
средоточить поднятые аэросталы равношер-
HO по всей площади охраняемого 0б’екта,
Этот вариант наиболее выгоден при защи-
те больших 0б’ектов и населенных цевт-
ров, когда возможен перелет езмолетов зы-
16 затражления .и вероятна, атака с пики:
рования. Распределение же аеростатов по
всей площади охраняемого 0б’екть не по.
зволит пикировщикам точно атаковать пе-
ли. Постановка такого затраждения тре-
бует меньше средств, но практически она
пока мало вероятна, ибо ни зв одном круп-
ном центре нельзя найти достаточного ко
личества площадок для под’еха аэроста-
тов.

Наиболее выгоден метод комбинирова-
ния етих двух вариантов. При таком w-
пользовании залача аэростатов, pacmoro-
женных но кругу, булет заключаться в
TOM, чтебы заставить самолеты протявника
подняться на большую высоту; задача аз.
ростатов внутри охраняемого об’екть —
воспрепятствовать атаке © пикирования.
При этом, если в основной зоне зэростал-
ного заграждения будут использованы &9-
ростаты в системе танлем (тва азростата
на одном тросе) с потолком 5.000—5.500
метров, то внутри об’екта достаточно бут
поднять даже одиночные аоростаты, 0ла-
хающие потолком в 3.000—3.500 метров.
Для под’ема одиночных аэростатов найгя
площадку булет значительно легче,

Наконец, есть сторонники постановки
заграждений лишь на наиболее вероятных
секторах напаления самолетов противника.
Этот метох. использования не обеспечивает
эффективной обороны 9б’екта и применяет
ся лишь в том случае, если средств а9ро-
статной обороны недостаточно, или пре
обороне приморских пунктов и районов,
которыю могут служить ориентиром ля
авиации противника при подходе к об’екту,

Военинженер 2-го ранга А. ЕГОРОВ,

АМУРЦЫ ГОТОВЯТСЯ КО ДНЮ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

АМУРСКАЯ КРАСНОЗНАМЕННАЯ ФЛО-
ТИЛИЯ, 12 июня. (ТАСС). На кораблях и
в частях Амурской Краснознаменной фло-
тилии развернулась подготовка ко Дню
Военно-Морского Флота CCCP.

‚В Доме Военно-Морского Флота ведутся
работы тю созданию выставки «Оружие
Военно-Морского Флота». Эта выставка
будет открыта в Хабаровском парке куль-
туры и отдыха. Здесь предполагаетея со-

орудить бассейн с плавающими моделями
боевых кораблей флотилии.

Командиры и краснофлотцы флотилик
тренируются к всефлотекому заплыву. В
ряде частей, несмотря на холодную весну,
уже состоялись первые занятия на в0%е,

В ближайшие дни начнется олимпиада
художественной самодеятельности. Лучшие
коллективы-—участники олимпиады будут
выступать в’ день праздника в театрах,
клубах, парках и садах Хабаровска.

Двенадцать дней

борьбы

Хотя еще нет точной информации о по-
дробностях упорной борьбы за Крит, все же
попытаемся проследить ход событий и под-
вести предварительные итоги,

Крит является ключом, закрывающим
выход из Эгейского в Средиземное море,
морской и авиационной базой, господетву-
ющей над важнейшими коммуникациями
в восточной части Средиземного моря. Для
англичан Крит служил передовой базой в
обороне Египта и левантийского побе-
режья; он играет исключительную роль в
общем ходе борьбы за Средиземное море.
Расположенный в центре важнейших ком-
муникаций, этот остров в сочетании с ан-
тлийскими базами Фаматустой (остров
Кипр) и Александрией преграждал италь-
янскому флоту доступ в восточную часть
Средиземного моря. Используя бухту Cy-
ды на острове Ёрит, английский флот мог
более свободно действовать y североафрн-
канского побережья. Потеря этого острова
значительно усиливает ‘утрозу Суэцкому
каналу.

Остров Крит имеет продолговатую фор-
му, протяженность его — 180 миль и ши-
рина — от 7 до 35 миль. Северное побе-
режье сильно изрезано и имеет много удоб-
ных якорных стоянок для больших и ма-
лых кораблей, лучшая из которых-—бухта
Суды. Кроме того на северном побережье
расположены три воздушные базы: Мале-
ми, Ретимни и Гераклион. Южное побе-
режьъе острова мало изрезано, скалисто и
не обладает сколько-нибудь удобными якор-
ными стоянками.

После занятия Пелопоннесского полуост-
рова германо-итальянские военно-возхутг-
ные силы получили аэродромы, © которых
самолеты смогли наносить удары по ост-
рову Крит, Расстояние от германо-итальян-
ских аэродромов на Пелопоннесе до Вритз,
как известно, очень невелико.

30 апреля германо-итальянские силы

`

за Крит

закончили операции на Балканском полу-
острове. Две греческие ливизии были эва-
куированы на остров Крит. В это же вре-
мя начались события в Ираке. Английское
командование перевело основные силы в
Северную Африку и Ирак, оставив на
острове Крит небольшой сухопутный rap-
низон и нНемногочисленную авиацию. На
Крите, судя по данным иностранной печа-
ти, были сосредоточены кроме двух грече-
ских дивизий одна новозеландекая диви-
зия, одна австралийская дивизия и лишь
некоторое количество английских войск.

Задача обороны острова Врит в оенов-
ном была поручень флоту, сосредоточив-
шему значительные силы в базах восточ-
ной части Средиземного моря.

По данным иностранной печати, герман-
ское командование, начиная с 12 мая, со-
средоточило крупные силы транспортной и
бомбархировочной авиации на южных аэ-
porpomax Греции. Эта переброска была, с9-
вершена даже за счет ослабления воздуш-
ных сил, действующих против Великобри-
тании. Начиная © 17 мая, германская
авиащия производила бомбардировку aapo-
дромов Крита и кораблей противника, ба-
зировавшихея на остров. Очевидно, алт-
лийское командование располагале данны-
ми © готовящейся немцами’ операции, и
17 мая английская авиация подвергла. ин-
тенсивным ударам аэродромы в Aproce,
Мениди, Молаи, Хабсани, оккупированные
немцами на греческой территории. Кон-
центрация антлийских кораблей в районе
острова Ирит продолжалась. Линия дозор-
ных кораблей к северу “от острова была
усилена. На выходах из Ионического моря
патрулировали тяжелыю крейсера.

19 мая германская авиация бомбарди-
ровала корабли в бухте Суды и причини-
ла значительные повреждения английско-
му крейсеру типа «York», двум эскалрен-
ным миноносцам и транспортным судам,

!

У

О

т
А
Uae

Истребители. уничтожили 7 английских
самолетов на аэродромах.

После ‘ударов терманской авиации по
аэродромам, кораблям и оборонительным
сооружениям в 2 часа 00 мин. 20 мая в
районах, критских аэродромов. был. выбро-
шен паралиютный десант. В 6 час. 30 мин.
20 мая последовала вторая высадка гер-
MaHCKHX парашютистов общей численно-
стью около 1.500 человек. Охновременно
с выброской паралиютных . десантов само-
леты подвергли бомбардировке аэродромы
в районе Кании, Гераклиона и Ретимни.
Вслед за этим началась переброска десан-
та 6 транспортных самолетов и планеров.
Было сброшено около 3.000 паралиюти-
стов, & в течение дня 20 мая, по оценке
английского командования, немцы перебро-
сили на Врит не менее одной воздушной
дивизии численностью в 7.000 человек.
Для переброски такой дивизии обычно
требуется до 250 самолетов,

Следует отметить, что, по утверждению
иностранной печати, транспортировка в03-
душною десанта на планерах была
применена в современной войне впервые.
Каждый планер смог поднять от 16 ло 20
полностью вооруженных людей. Транспорт-
ные самолеты «Ю-52», на которых нахо-
дилось по 17 паралпютистов, буксировали по
два таких планера. В кочное время само-
леты буксировали по нескольку планеров,
которые отпеплялись Ha высоте 3.000—
5.000 метров и самостоятельно совершали

посадку в местах, указанных высаженны-
ми ранбе парантютистами.

Германским десантным войскам, несмо-
тря на потери, все же удалось за-
крепиться-в отдельных пунктах острова.
Они в первую очередь стремились закре-
питьея в районах, прилегающих к побе-
режью, с тем чтобы иметь возможность
прикрыть высадку морского десанта, а
главным образом потому, что валичие в
северной части эотрова аэродромов odec-
печивало высадку не только парашютного,
но и посадочного десанта с транспортных
самолетов.

В ночь на 20 мая английские корабли,
патрулируя к северу-от острова Крит, под-

верглись атаке германских торпедных ка-

Tepos. Утром того ‘же дня.с началом вы-
садки воздушного десанта, на Крит 20 ан-
глийских военных кораблей вошли в Эгей-
ское море, предполатая встретить морской
десант на пути к Криту. В ночь на 21
мая, по английским данным, немцы пыта-
лись произвести выкадку морского десан-
та, но мощный английский патруль не до-
пустил их.

С. рассветом 21 мая терманекие пики-
рующие бомбаллировщики и итальянские
тоопехоновцы начали атаку английских
кораблей, патрулировавших ко северу от
острова Брит, в районе острова. Милое.
Одновременно. небольшая группа транспор-
тов © охранением итальянских эсминцев
пыталась прорваться к берегам острова,
но успеха не имела.

В течение всего дня немецкая авиация
беспрерывно наносила удары по антлий-
ским кораблям. В отдельных случаях в
налетах принимало участие до 500 camo-
летов. Переброска войск и вооружения
воздухом, атаки пикирующих бомбардиров-
щиков по сухопутным войскам и оборони-
тельным сооружениям острова Крит. про-
должались.

В ночь с 21 на 22 мая немпы снова
попытались ‘перебросить десант морем. В
23 часа 00 мин. 21 мая английские лег-
кие силы, патрулировавшие к северу от
острова Крит, обнаружили караван около
40 небольших германских судов в охране-
нии ‘итальянских эсминцев. Но и эти
трансперты, как передают английские
источники, также постигла неудача, в0з-
можно, потому, что германекое командование
использовало  большюе количество тихо-
ходных судов с десантом, сформировав
олну громоздкую колонну без достаточного
охранения и прикрытия.

Поеле эвакуации английской истреби-
тельной авиации с аэродромов острова
Крит корабли флота и сухопутные войска
остались без авиационного прикрытия, что
увеличило потери англичан от ударов тер-
манской авиации.

Сосредеточив значительные силы в рай-
опе аэродрома Малеми 25 мая, немцы пе-
решли в наступление, быстро расширяя
плацдарм своих действий на этом участке.

27 мая немцы захватили горох Кания
и бухту Суды — опорную базу авглий-
ских морских сил. Германская авиация в
те же время атаковала антлийские воен-
но-морские силы, подвергшие бомбардиров-
ке важный пункт сосредоточения немцев—
аэродром `Малеми. Во время этих опера-
ций у берегов Крита были потоплены два
английских = крейсера — «Glonster» и
«ЕРШ», эскадренные миноносцы «КеЙу» и
«Казвиит». Два линейных крейсера тюлу-
чили повреждения. Английская бомбархи-
ровочная авиация, действуя © североафри-
канских баз, совершала налеты на <копле-
‘ине терханеких транспортных самолетов на
Врите.

Б концу дня 27 мая на острове Крит
насчитывалось до :26.000{` терманских

войск. 28 мая в восточной ‘части острова

i

высадились итальянские части, начавиие
продвижение на запад для соединения с
немцами. В этот день английское команто-
вание начало эвакуацию своих войск па
боевых и транспортных судах пол ‘ударом
германских воздушных сил.

На следующий день терманские са0ле-
ты продолжали свои атаки по пентрам
эвакуации английских войск: олян крей-
сер получил тяжелые поврежления. № 210-
му времени было эвакуировано 07019
15.000 английских войск.

Точные сведения о потерях в боях 3
Крит будут опубликованы  значителью
позже, однако первоначальные  сведёния
© ходе операций позволяют притти ‘к слеху-
ющим выводам. Английское комантозание
расмлолатало н» острове недостаточнымя
сухопутными и воздушными силами; в 10
же время оно не сумело использовать
флот для быстрой переброски войск в нан-
более угрожаемые пункты Крита. Слабость
английской авиации позволила терман-
ским военно-вюздУШнНым силам наносить
непрерывные удары антло-гроческим вой-
скам. Оборона Крита, в особенности с воз-
духа, была организована исключительно
плохо. Английское командование, видимо,
не учло опыта предыдущих боев, в част-
ности высадки пзрашютных десантов в
Гааге, Роттердаме и других пунктах бель-
гийской, голландской и французской тер-
риторни.

Оборона аэродромов и подходов к них
была не только слабо организована, но х
не быди приняты меры для разрушения
посадочных площадок в тех случаях, ког-
да было очевидно, что английская авиа-
ция HE сможет использовать их. Неудача
английской обороны Крита была предопре-
делена тем, что решительной контратакой
не были в первый же день высадки лик-
вихированы в то время еще слабые грун
пы германских войск.

Опыт боев за Брит показал, что yonem-
ное использование авиации и в частностя
воздушных десантов через голову лаже
крупных сил флота является новым фак-
тором в нынешней войне. ;

Капитан 3-го ранга Н. ЛУЦКИЙ.
‘Капитан. 3-го ранга Г. РИГЕРМАН,