Родной и любимый наш, Иосиф Висса-
рионович!

13 ноября этого года исполняется. два-
дцать пять лет со дня провозглашения
Вами на с’езде народов Дагестана в городе
Темир-Хан-Шуре декларации о советской
автономии Дагестана.

В день всенародного праздника примите
от горцев и горянок— рабочих и работ-
ниц, колхозников, колхозниц и интелли-
тенции Дагестана глубочайшую, искрен-
нюю, идущую от самого сердца, благо-
дарность 8a Boe то, что сделали партия
большевиков, Советская власть и Вы
лично, товарищ Сталин, для нашей стра-
ны и для нашего народа.

В знаменательный, радостный день рож-
дения нашей республики мы ‘выражаем
тлубокую аюбовь-и беспредельную пре-
данность Вам, маш великий вождь, учи-
тель и отец.

История народов Дагестана за время
существования советской власти в нашей
республике является поучительным приме-
ром торжества ленинско-сталинской наци-
ональной политики, свидетельством того,
какую огромную роль в жизни малых наро-
дов, входящих в Советский Союз, сыграл
великий русекий народ.

Нет в мире страны, которая сочетала бы
в себе етоль сложные и многообразные
условия, как те, которые исторически сло-
жились в Дагестане. На территории Дагес-
тана живут народы и племена, говорящие
на 32-х языках и наречиях. Горы и ущелья
Дагестана, казалось, создали здесь свое-
образный заповедник древней культуры,
свидетелями которой являютея прослав-
ленные ‘златокузнецы из аула Кубачи,
амузгинские оружейники, гончары из аула
Балхар, дереворезчики из аула Унцукуль,
ковроткачихи Южного, Дагестана, непрев-
зойденные пехлеваны, канатоходцы и ак-
робаты высокогорного аула Цовкра. _

Загнанные в каменный мешок, гор, на-
роды и нлемена Дагестана. вынуждены бы-
ли на’протяжении столетий вести тяжелую
и упорную ‚борьбу за свое существование,

История поставила горцев Дагестана на
географическом пути движения и столкно-
вений народов. Племена; Дагестана испы-
тали на себе ужасы походов Чингиз-Хана
и Тамерлана, вторжение арабов, войны
сельджуков, кровавые нашествия иранских
шахов и турецких султанов, опустошав-
ших страну гор, чскусственаю тормовив-
ших развитие хозяйства и культуры Ha-
родов Дагестана.

Земля, таившая неисчислимые богал-
ства, обеспечивала горцев хлебом всего нё
3—4 месяца в году. Сотни тысяч овец и
роскошные сады принадлежали небольшой
горстке беков и ханов, а народ был бес-
правен и ваачил нищенское существование.
Превратив Дагестан в ©вою колонию, ца-
ризм обрек горцев на двойной, феодально-
колониальный гнет, на голод, нищету и вы-
мирание.

Только совместная с великим русским
народом борьба горцев против царизма из-
бавила их от этой участи. Шамиль, истреб-
лявший дагестанских феодалов, вел упор-
ную борьбу против царизма. Но Шамиль Be
понимал. что эта борьба могло принести
победу только в союзе с великим русским
народом и только под его руководством.
Это понимание общноети задач народов Да-
гестана и русского народа прингло в горы
только в начале этого века, в результате
работы большевиков, звозглавлявшихея
Дениным и Вами, товарищ Сталин.

Пох Вашим руководетвом из среды гор-
цев Дагестана выдвинулиеь большевики-
организаторы Кази-Магомед Агасиев. Мух-
тадыр Айдинбеков и другие. Под Вашим
руководетвом, товаришг Сталин, оформи-
лась при Бакинском комитете первая даге-
станская большевиетокая организация
«Фарук» и начался, таким образом, новый
период в истории развития племен и на-

KPACHHDB

От трудящихся Дагестанской АССР

родов Дагестана —— период
6 великим русским народом и народами
Закавказья борьбы против царизма.

Эта упорная, длительная борьба, завер-
шившаяся Великой Октябрьской Социали-
стической революцией, решила историче-
ские судьбы народов Дагестана и вывела
их на путь свободного национального раз-,
BUTHA.

В годы гражданской войны в борьбе про-
тив иностранной интервенции и ее агенту-
ры--буржуазных националистов и дени-
кинекой контрреволюции, в борьбе, за,
советскую власть трудящиеся Дагестана
все, как один, силотились вокруг великой
партии Ленина—Сталина.

Три года горцы Дагестана, вели ожесто-
ченную, неослабную ‘борьбу против. вра-
гов советского народа. Этой борьбой ру-
ководили лично Вы, дорогой товарищ
Сталин. Эту борьбу ваправляли верные
сталинцы — С. М. Киров, Серго Орджо-
никидзе, Степан Шаумяни А. И, Микоян.

Героическая борьба Красной Армии и
горцев Дагестана, принесла 25 лет тому на-
зад победу. Она была закреплена в ноябре
1920 года на торжественном с’езде наро-
дов Дагестана, на котором Вы, наш вождь
и учитель, лично. провозгласили советокую
автономию Дагестана.

Выступая 13 ноября 1920 года с трибу-
ны этого с’езда, Вы говорили о рождении
новой России — России рабочих и крееть-
ян, превратившейся «в рычаг освободи-
тельного движения, приводящий в дви-
жение не только народы России, но и вее-
го мира».

Вы, товари Сталин, 06060 подчеркнули,
uro «автономия Дагестана не есть отделе-
ние его от Советской России». Наоборот, —
«Россия и Дагестан должны сохранить
между собою связь, ибо только в этом слу-
чае Дагестан сможет сохранить свою сво-
боду>. 2

Трудящиеся Дагестана встретили декла-
рацию об автономии, как знак величайшего
Вашего доверия. Это доверие мы свято бе-
режем на протяжении 25 лет, истекших со
дня провозглашения автономии Дагестана.

За 25 лет под руководством партии боль-
шевиков и с помощью великого русского
народа наша страна прошла славный путь.
Советекая власть превратила Дагестан из

отсталой, нищенской окраины царизма в

страну развивающейся индустрии, высоко-
развитого колхозного сельского хозяйства
и национальной по форме, социалистиче-
ской по содержанию культуры.

Страна, имевшая до революции веего
только 18 небольших предприятий полу-
кустарного типа и в них полторы тывячи
рабочих, сейчас стала страной развитой
промышленности. В настоящее время 0б-
щее количество рабочих и елужащих, ра-.
ботающих на предприятиях республики,
составляет свыше тысяч человек, в
том числе 17.500 человек из коренных
народностей Дагестана. Наши предпри-
ятия, построенные 3a годы советской
власти, дают, не считая рыбной премыш-
ленности, в 33 раза больше продукции,
чем вся промышленность Дагестана до
революции.

Трудящиеся Дагестана начали широкую
разработку своих природных богатетв.
Большевистекими темпами развернулось в
дни войны освоение богатейших мееторож-
дений нефти и горючих газов. Рыбная и
консервная промышленность Дагестанской
АССР оснащены передовой техникой. По-
строены десятки новых фабрик и заволов
ив их числе гордость Дагестана, — завод-
гигант Двигательстрой, Промышленные
предприятия нашей республики все боль-
ше оснашаются передовой новейшей тех-
HUKOM. Е

За годы советской власти коренным об-
разом преобразилось сельское хозяйство
республики. На смену мотыге и деревянной
сохе пришли самые совершенные сельско-

совместной   хозяйственные машины. В плоскоетных И

предгорных ‘районах 70 процентов всех
сельскохозяйственных работ выполняются
малгинами. В результате широкого. строи-
тельства оросительных каналов у приро-
ды отвоеваны новые и новые тысячи тек-
таров пахотных земель.

Быстрыми.. темпами развивается соци-
алистическое животноводство. Еели до pe-
волюции в Дагестане насчитывалось 1.370
тысяч голов овец; главным ‘образом ‘в`хо-
зяйствах крупных барановодов и. помещи-
ков, то сейчас только  в одних колхозах
имеется до 2 мли. овец и коз, более 200
тысяч голов крупного рогатого, скота и де-

сятки тысяч голов лошадей. Колхозы: име-

ни Оталина, ТГунибокого ‘района, имени
Ленива,. Акушинского  файона, имени
К. Маркса, Докузпаринского района, имени
Гарун Саидова, Кулинского района, и мно-
гие другие имеют на своих фермах по 30
и более тысяч голов овец и- коз, по 2—3

тысячи толов крупного рогатого скота, по.

нескольку сот голов резвых выносливых
лошадей. ey и
` До революции 95 процентов населения
Дагестана было неграмотным. За годы со-
ветекой власти осуществлено ‹ вееобщее

обязательное начальное обучение, создана

письменность для родных. языков. В 10 раз
выросла сеть школ, В стране, где было до
революции всего 2—3 средних учебных за-
ведения, сейчас имеется 4 вуза, много тех-
никумов, научно-иселедовательских учреж-
дений, музеев, библиотек, национальных
театров, кино. Издаются на семи языках
книги и газеты. Выросли свои националь-
ные кадры научных работников, писателей,
художников, мастеров искусств. Одних
только докторов и кандидатов наук в Да-
гестане 70 человек,

Горцы и горянки Дагестана знают, что
всем этим они обязаны советекой власти,
партии большевиков, ‘великому русскому
народу и лично Вам, любимый нали отец,
учитель и вождь.

Они знают и никогда, не забудут, что да-
ме в тяжелые годы Великой Отечественной
войны Вы не забывали о горцах Дагестана,
всегда оказывали нам всемерную помощь
и проявляли отеческую заботу.

Верность своей клятве, данной Вам, то-
варищ Сталин, в 1920 году, горцы доказа-
ли двадцатипятилетним итогом своей с0зи-
дательной работы. Дружба в великим рус-
ским народом прошла испытание огнем и
кровью в годы Отечественной войны Co-
ветекого Союза против немецко-фашиет-
ских и японских захватчиков.

Десятки тысяч лучших сынов Дагестана
отважно еражались в рядах Красной Армии
за свободу и независимость нашей Родины.
Многие тысячи горцев пошли в Красную
Армию добровольно. Тридцати шести даге-
етанцам присвоено звание Героя Советеко-
го Союза, а прославленному летчику Ах-
медхану Султанову званив Героя Советеко--
го Союза присвоено дважды. Более’ 10 ты-
сяч воинов-дагестанцев за мужество. и
отвагу, проявленные ими в боях за нашу
Родину. награждены боевыми орденами и
медалями Советского Союза.

С честью выполнили свой долг и труже-
ники тыла. В дни. когда Дагестан был от-
резан врагом от Москвы, рабочие и работ-
ницы наших предприятий бесперебойно
обеспечивали Красную Армию вооружени-
ем, боеприпасами, снаряжением. №олхоз-
ники и колхозницы, несмотря на трудно-
сти войны, не только’ не уменьшили, & на-
оборот, ‘увеличили выпуск сельскохозяй-
ственной продукции, развивали колхознов
животководетво, ‘досрочно
свои обязательства перед государством.
Трудящиеся республики проявляли и
проявляют заботу о семьях защитников
Родины и инвалидах Отечественной в0й-

Письмо обсудили на собраниях и подписали

гестанской республики;

Артиллерийское оружие катеров.

0 внедрении опыта войны в товседнев-
ную ‘учебу кораблей и частей Военно-
Морского Флота сейчас на флотах гово-
рится очень много. Но к широкому 0606-

щению и особенно к его оценке и пре-
ломлению в повседневной боевой подго-
товке приступили еще далеко не везде.
Инотда это упирается в недостаточное
материальное обеспечение, иногда в
боязнь некоторой части офицерекого со-.
става смело отмести все не оправдавшее
себя в войне и, выбрав «рациональное
зерно», начать учить тому, что нового
внесла война в использование данного
класса кораблей или оружия.
Многообразная боевая деятельность
мореких охотников в период  Отечеет-
венной войны показала, что наиболее ча-
сто в операциях на море они использо-
вали артиллерию, В силу создавшейся 0б-
становки они были не только калерамя
ПТО, но и сторожевыми катерами. До
войны не было никаких документов, из
которых командир катера мог бы почери-
нуть основные тактические приемы ис-
пользования оружия катеров. Боевая под-
готовка в мирное время не вокрыла и не
могла вокрыть всех возможностей ко-
раблей этого типа. Провотилась учеба в
простейших условиях. № примеру, артил-
лерийские стрельбы по зенитным целям
велись, как правило, в яоную погоду.
Время появления и курс  самолета-
буксировщика были заранее известны,
так же как известны были его скорость
и высота. Метод стрельбы был рассчитан
на пользование таблицами, которые. в
свою очередь требовали постоянства кур-
ca катера, что точно и выполнялось.
Стрельба проводилась на прямом курсе
по рукаву, буксируемому самолетом, куре
которого был в свою очередь рассчитан
на удобство стрельбы с катера.
Стрельбы по морским целям проводи-
лись также в условиях хорошей, штиле-
вой погоды по щиту, медленно буксируе-
моему на прямом курое. Стреляющий ка-
тер ложился на параллельный кур, ий
офицер, управляющий огнем, тщательно
Cooma lan правила артиллерийской

стрельбы, производил последнюю и пе-
реходил на поражение установленным
crocodom. Никто не задумывалея о вре-
мени, затрачиваемом на подготовку ис-
ходных данных, о том, что условия бое-
вой стрельбы будут намного отличаться
от учебных.

Эти недостатки боевой подготовки
вскрылись в первые же дни войны. Но-
лученные знания не удовлетворяли новым
требованиям. Их пришлось пополнять в
период самых операций, во время отра-
жения атак с воздуха, в борьбе с мор-
вким противником.

И каждый раз, как изменялась тактика
противника, наши офицеры находили
свои контрмеры, приводившие к тому,
что результативность атак с воздуха
была ничтожной.

В 1941 году, когда немцы еще не рас-
познали огневую ‘способность наших ка-
теров и их неизменную причзотноеть ко
всем операциям, враг воздействовал на
них лишь попутно с бомбежкой и
штурмовкой более крупных об’ектов.

С середины июня 1942 тода немцы из-
менили тактику. Они начали широкое на-
ступление против катеров, находящихся
в дозоре и в маневренных базах, изполь-
зуя новейшие типы самолетов. Этот те-
риод характеризуется чрезвычайным на-
пряжением веего личного состава.

Тактика противника сводилась в 0с-
новном к следующему: группы от 3 до 12
самолетов со стороны солнца или из-за
облаков на высотах до 1.500 м подхо-
дили к катерами с пикирования наноси-
ли бомбовый удар. Бомбы сбрасывались
серией до 6—12 штук. После того, как
все самолеты отбомбились, начиналась
штурмовка. С разных направлений, на
разных высотах короткими и длинными
очередями самолеты оботреливали катера.
Возможности для ‘маневрирования были
очень ограничены, тах ках немцы етре-
мились наносить удар со всех направле-
ний, Штурмовка продолжалаеь обычно до
‘тех пор, пока не исоякал боезатас или
один из самолетов не оказывалея сбитым
или поврежденным,

Даже в этих чрезвычайно тяжелых у-
ловиях личный состав катеров находил
в 66бе достаточно силы для уничтожения
атакующего врага.

С рассветом 31 июня на два дозорных
катера под командованием капитан-лей-
тенанта Азеева противник бросил 12 са-
молетов «Ме-109». Несмотря на числен-
ное превосходетво врага, огнем из пуле-
метов катера почти одновременно сбили
два самолета. Лишь после этого штур-
мовка прекратилась. В этот период «ши-
рокого наступления» каждый наш дозор-
ный катер ежесуточно подвергался 10—
12 атакам © воздуха:

Подобной тактики немцы придержива-
лись до конца августа. Затем они приме-
нили новый`метод. Он заключался в сле-
дующем: один или два самолета на боль-
шой высоте заходили из-под солнца или
за облака и, выключив моторы, плани-
ровали на катер. На высоте около 500
метров, при угле места около 20 траду-
вов, сбрасывали одну-две бомбы и в
момент уклонения от них корабля на
развороте, через крыло сбрасывали. остав-
шиеся бомбы. Последние ложились в6е-
ром по куреу, не давая катеру возмож-
ности отвернуть. Если самолет был в па-
ре, то ведомый проделывал этот маневр
в момент уклонения катера от б0мб ве-
дущего.

Кампанию 1943 года- немцы
тактикой выхода в атаку только
няка. Достаточно было катерам,
ружив самолет, дать несколько залпов,
как самолет от атаки отказывалея или
начинал маневрировать для выбора наи-
более удобного момента. Ha этом, 000-
ственно, немцы и закончили поиск форм
и методов ударов mo катерам. Последую-
-щие полеты были лишь различной ком-
бинацией тех, что применялись раньше.

Что же противопоставили команды ка-
теров тактике противника?

Коротко это можно охарактеризовать
так: маневр и артиллерийско-пулеметный
гонЬ,

Основу маневрирования составляли
следующие моменты: обнаружив самолет,

начали
навер-
обна-

выполняли

й ФЛОТ

иссарионовичу СТАЛИГУ

В тяжелые дни, когда враг рвался к гра-
ницам Дагестана, к бакинской нефти и 09-
татетвам Закавказья, к нам прибыл Ваш
верный ученик и соратник Лаврентий Нав-
лович Берия. Под его руководством трудя-
\ щиеся атестана превратили предгорья
Кавказа в невокрушимую крепость 000-
роны.

Десятки тысяч горцев и горянок всу-
ровую зиму, ‘гололедицу и стужу самоот-
зерженно работали на строительстве 000-
ронительных сооружений. у

‚Своими героическими подвигами на
фронтах Отечественной войны и самоот-
зерженным трудом в тылу торцы Даге-
стана оправдали Ваше, товарищ Сталин,
доверие. Они вышолнили священную
клятву, данную Вам двадцать пять лет
тому назад, и навечно скрепили  ©в0ю
неразрывную дружбу с великим русским
народом и другими народами Советского
Союза.

Родной Иосиф Виссарионович!

Народы Cozercxoro Союза вотупили в
период мирного созидательного труда.
Перед трудящимися Дагестана, Kak и
перед всем советоким народом, стоит
задача восстановления и. дальнейшего
раввития ‘народного хозяйства. На этом
пути мы достигли уже первых ‘успехов.
Включивиись в социалистическое сорез-
нование имени 25-летия Советского Да-
тестана, колхозники и колхозницы pec-
публики досрочно, к 1 сентября, на
месяца раньше, чем в прошлом году,
выполнили план поставки хлеба  госу-
даретву. а

На 1 октября план развития животно-
водетва по республике выполнен: по ов-
цам и козам-—на 111,4 проц., по круп-

по лошадям — на 106,1 проц.

тов животноводства.
На 1 ноября эти обязательства вы-

молоку на 127,0 процента, по брынзе на
145,5 процента, по шерети на 97,8 про-

цента. Кроме того в счет поста-
вок 1946 года колхозами республики
сдано  государотву 17,094

мяса.

Мы заверяем Bac, товарищ Сталин,
что в восстановлении разрушений, нане-
сенных врагом советокой стране, в борь-
бе за дальнейший под’ем народного хо-
зяйства и культуры мы будем в ряду
передовых республик, краев и областей
Советского Союза.

Горцы Дагестана честно прошли путь,
начертанный Вами четверть века ‘тому
назад, наш любимый вождь и учитель.
Мы живем радостной, свободной и сча-
отливой жизнью, о которой до
Октябрьской социалистической  револю-
ции не могли даже мечталъ.

Горцы Дагестана полны чувств bessa-
ветной преданности, глубочайшей любви
и благодарности Вам, наш родной и лю-
бимый товарищ Сталин. .

Примите, дорогой Иосиф Виссарионо-
вич, наши искренние пожелания Вам
многих и многих лет жизни и здоровья

полнены: по мясу на 99,5 процента; по и 0

Указ Президиума, Верховного С

13 ноября 1945 г:, вторник. № 266 (2141)

овета РСФСР

0Б УТВЕРЖДЕНИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ НОМИССИИ РСФСР

ПО ВЫБОРАМ В

На осоновании стот. 39, 40 и 41 <
СССР», утвердить: Избирательную комиссию
нальностей в составе следующих предотавителе

обществ трудящихся:

Председатель Избирательной комиссии — Нафта
Профеесионального союза работников высшей школы
Заместитель Председателя Избирательной комиссии ——
колаевич —— 0т Всесоюзного Ленинского Коммуни
Секретарь Избирательной комиссии — Андреев
Профессионального союза работников политико-просвети

Члены Избирательной комиссии:

Андрианов Василий Михайлович — от

низации,

Положения о

СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

выборах в Верховный Совет
РСФСР по выборам в Совет Нацио-
й общественных организаций и

нов Сергей Васильевич — от
и научных ‘учреждений,
Иванов Всеволод Ни-
стического Союза Молодёжи,
Евгений Ермилович — от
тельных учреждений.

Свердловской коммунистической орга-

Барышникова Екатерина Григорьевна — от рабочих, служащих и REAR Op OR

Первого государственного подшипникового завода, город Москва, ,

Догунков Александр Николаевич — OT рабочих,

Сталинградекого тракторното завода,

служащих и инженеров

Леонов Леонид Максимович — ют Союза советских писателей,
Маркова Антонина Филипповна — от рабочих, служащих и инженеров зазво-

да Электросила

Муратов Зиннят Ибетович — от Татарской

имени С. М. Кирова, город Ленинград,

коммунистической организации,

Полубояров Павел Павлович — от личного состава 4-й гвардейской Канте-
мировекой ордена Ленина Краснознаменной танковой дивизии, :

Султанова Фаина Гареевна — от Башкирской коммунистической организации,

‘Чернявский Михаил Демьянович — от колхозников колхоза имени Кагановича
Брюховецкото района Краснодарского края,

Шмарева. Ксения Прохоровна — от
рического района Омской области.

колхозников колхоза имени Лобкова Таз-

Председатель Президиума’ Верховного Совета РСФСР Н. ШВЕРНИК.

Секретарь Президиума Верховного _

Москва, 11 ноября 1945 года.

Совета РСФСР П. БАХМУРОВ.

Открытие памятников героям-черноморцам

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 12 ноября.

ному рогатому скоту — на 100,5 проц.,   (По телеграфу от корр. «Красного Фло-

та»). Состоялось торжественное открытие

Колхозы республики приняли на себя памятника героям дзота № 11. На откры-
обязательетво к знаменательной дате —   тие памятника прибыли командующий
13 ноября полностью выполнить годо-  Черноморским флотом адмирал Октябрь-
вой план поставок государству продук-  ский, вице-адмирал Фадеев, генерел-май-

ор Конышев, секретарь Севастопольского
горкома партии т. Сарина, красяофлотцы
фицеры.

..Мод звуки траурного марша спадает
полотно. Перед глазами: присутетвую-
щих — белоснежный обелиск. На лице-
вой стороне памятника на массивной чу-

центнера   гунной доске начертаны имена героев. На

другой стороне -— клятва комсомольца
Алексея Калюжного. Сверкают на солнце
изображения ордена Отечественной вой-
ны, медалей «За оборону Севастополя»
и «За победу над Германией в Великой
Отечественной войне 1941—1945 1т.».
_ На митинге выступили полковник, Мор-
двинов, секретарь горкома партии т. Са-
рина, офицер гвардейского крейсера
«Красный Кавказ» гвардии лейтенант
Мирошниченко, старшина 2 статьи Во-
нюхов, С глубоким волнением присут-

Великой Ствовавшие слушали Сыступление един-

ственного из оставшихся в живых героев
дзота № 11 старшины 1 статьи Григория
Доля.

С большой речью  на митинге высту-
пил командующий Черноморским флотом
адмирал Октябрьский. Он рассказат 06

исключительно тяжелой обстановке того
времени. Это был период второго штур-

‚ма Севастополя. На Мекензиевых горах,
этой основной линии обороны, разгоре-.

лись тяжелые бои. Удержание этой ли-
нии обороны имело решающее значение.
Героям дзота было приказано: ни шагу
назад, умереть, но не отходить. И они до
конца выполнили приказ. ,

— Этим памятником, — заявил т. Ок-
тябрьский, —мы отдаем наш боевой дол
и тысячам других героев-моряков, сра-
жавшихся на этих высотах. Они дрались
за светлое будущее нашего народа. Веч-
ная слава героям!

Митинг окончен. Бойцы и трудящиеся
города подходят к памятнику и возла-
гают венки. Широкий постамент памят-
ника утопает в живых цветах. Гремят
залпы салюта. В глубоком молчании ро-
ходят бойцы и трудящиеся мимо памят-
ника.

На склоне высоты 103,4, в районе
Дуванкоя, был открыт памятник пяти те-
роям-черноморцам — политруку  Нико-
лаю Фильченкову, краснофлотцам Васи-
лию Цибулько Юрию Паршину, Василию
Красносельскому и Даниилу Одинцову,
ценою своей экизни остановившим атаку
вражеских танков на Севастополь.

На открытии памятника выступил ви-
це-адмират Азаров. Жители Севастотоля
возложили к подножию памятника вен-
ки, увитые траурными лентами.

Служба переливания крови в СССР

ва благо народов Советекого Союза. Вчера, 12 ноября, в Москве открылся
ь -   пленум ученого совета Центрального ор-
Слава нашему старшему брату —   дева Ленина института гематологии и пе-

великому русскому народу!
Слава могучей партии
Сталина!
Да здравотвует
национальная политика нашей партии!

Ленина —

Да  здраветвует дружба
CCCP!
Слава нашему любимому,
Сталину!

катер приводился
чтобы курс его располагался по отноше-
нию к куроу самолета под
до 50 градусов. Затем ход
CH, и ‘тогда немедленно
артиллерийско-пулеметный огонь. Наблю-

в такое положение,   ких дистанциях, где уязвимость

углом от 90  на помощь приходит тот факт, что
увеличивал-   всех флотах снаряды мелкокалиберной
открывался   артиллерии начали снабжаться  трассер-

реливания крови, входящего ныне в си-
ктему учреждений Академии медицинских
наук СССР. Произнесший вступительную
речь академик--секретарь Академии меди-

ленинско-сталинокая   циноких наук СССР В. В. Парин отметил,

что служба переливания крови полностью

народов обеспечила во время войны все нужды

фронта и тыла. .
докладом о переливании крови в го»

Родному   ды войны выступил директор Центрально-

го института
крови, член-корреспондент Академии

гематологии и переливания
ме-

475.890 трудящихся Да-  дицинских наук СССР А. А. Багдасаров.

Он отметил, что советские ученые успеш-

повы-
вопроса
BO

шается. Для разрешения этого

ными устройствами. Это создает возмож-

датели старались уловить момент начала   ность наблюдать ва стрельбой противни-
входа в пикирование или момент отрыва   ка и, обладая высокой маневренностью,

от самолета бомб. Заметив то или дру-
Toe, командир увеличивал ход катера до

производить уклонение.
Маневрирование приводит к тому, что

полного и «нырял» под самолет или ух0-   часто меняется курсовой угол на против-.
дил на ветер. Артиллерийско-пулеметный ника. дистанция и скорость катера. в те-

отонь в этот момент

достигал полной   чение минуты будут несколько раз ме-

скорострельноети. Таков общий принции.   няться, Это в свою очередь приводит к

Каждый командир дополняя ето
опытом. каждый имел свои курсовые
углы. скорость и угол отворота, которые
не выходили из рамок общих  положе-
ний, но дезориентировали противника.
Многочисленные случаи стрельб кате-
ров по самолетам воетда предоставляли
собою сочетание маневра и огня. В этом
особенность зенитных стрельб с ‘катеров,

0б этом говорят и все составленные Ha
опыте войны частные наставления.
Возросшая за последние тоды мощ-

ность так называемой  малокалиберной
артиллерии и пулеметного оружия при-
вела в тому, что на катерах ряда госу-
даретв установлены пушки калибром от
20 до 47 мм м крупнокалиберные пуле-
меты от 12,7 мм и выше.

Все эти факторы привели к тому, что
катера, имеющие незащищенный личный
состав на верхней палубе, не ммеющие
брони, в условиях дневного времени лег-
ко уязвимы, а следовательно, продолжи-
тельное время находиться под огнем про-
тивника не могут. Естественно, что вряд
ли катера станут ставить мины, произво-
дить высадку трупн на побережье про-
тивника, перехватывать конвои и т, д.
днем. Для выполнения этих задач ночь—
лучшее время.

Но в то же время ночные бои неизбеж-
ны на коротких дистанциях, так как,
помимо вообще плохой видимости, часть
света теряется в оптических приборах и
наводчики цели даже на средких дистан-
циях не видят.

Тут, казалось бы, возникают противо-
речия: с одной стороны, уязвимость ка-
теров, с другой стороны — бой на корот-

своим тому,

что основным способом стрельбы
для катеров с малых дистанций в темное
время будет являться стрельба на даль-
ностях настильности траектории при уп-
равлении ‘огнем командирами орудий.

Вее эти положения целиком подтверж-
даются опытом боев, проведенных бал-
тийскими катерами. Нет нужды ‘приво-
дить факты, — о них неоднократно с00б-
щалось в печати,

При эпизодических ветречах с против-
ником днем оставалея тот же принцип—
вывести катер из-под огня противника,
так как попадание снаряда может при-
вести к тяжелым последствиям. А раз
начинается маневрирование, то подечи-
тывать каждый раз ВИР и прочие дан-
ные не представляется — возможным,
Вследствие этого катера опять прибе-
гают к той же тактике выхода на дистан-
цию настильности траектории или ведут
стрельбу прямой наводкой, котда высота
траектории не превышает вертикальных
размеров цели. Не было ни одного слу-
чая во время войны. чтобы катер манев-
рировал на прямом курсе или постоянном
угле, а офицер подготавливал исход-
ные данные и проводил стрельбу.

Многочисленные случаи боевых столк-
новений с катерами противника всегда,
представляли собой сочетание маневра м
артиллерийского огня, ведущегося самы-
ми простейшими способами.

Но вот война окончилась.

Что бы следовало сделать для артил-
лерийской подготовки экипажей?

Издать наставление по боевей деятель-
ности катеров на основе приобретенного

но разрешили вопрос о ‘массовой органи
зации и применении переливания крови,
В институте созданы новые кровезамени-
тели (сыворотки, плазмы. солевые раст“
веры, коллоидный инфузин и т. д.). 066:
бый интерес представляет ‘сухая’ сыворот
ка, которая может храниться. месяцами,
Это сделало ее незаменимой в медицин-
ской службе при десантных операциях, в
Всенно-Мороком Флоте и в партизан:
кких отрядах.

Пленум заслушает выступления об опы-
те переливания крози во время войны, 0
проблемах  кровезаменителей, о лечении
различных заболеваний переливанием кро’
ви. Всего будет заслушано 34. доклада,

(ТАСС).

опыта, отказавшись от оглядки Ha эскад-
ренные миноносцы и сторожевые ко-
рабли.

Для катеров в оценку практических
артиллерийских стрельб — ввести оценку
элементов маневрирования, причем 060-
бенно это относится к зенитным стрель-
бам, где это наиболее важно. Wie

План артиллерийских стрельб по мор-
ским целям должен предусматривать в
основном ночные стрельбы, а дневные
только как подготовительные. Буксиров-
щиком при ночных стрельбах ‘может слу:
жить тот же катер, но с целью безопас-
ности он должен быть хорошо виден
стреляющими, для чего иллюминаторы. у
него должны быть отдраены и, освещены
изнутри. На верхней палубе можно так-
же установить дополнительное освеще-
ние. Щит же (облегченный макет кате-
ра) на длинном буксире, не освещенный,
должен ‘обеспечивать буксиревщику 303-
можность маневрирования на больших
ходах.

_ Bo всех артиллерийских стрельбах не-
ооходимо ввести элемент внезатности
появления цели, сделав практическую
стрельбу не как самоцель для выхода ка-
тера, а как эпизод при отработке задач
БИ по другим вопросам.

Распространенный артиллерийский при-
бор для тренировки управляющих отнех
на катерах необходимо сделать He ¢
«воплесками», а © «трассами». Да и пра-
BULA стрельбы нужно продумать в 01-
ношении корректировок по трассам, & не
по воплескам, которых ночью не видно.

На катерах центральной фигурой в уп-
равлении огнем нужно сделать команди-
ров орудии, для чего специально целеуст-
ремить боевую подготовку на привитие
им необходимых знаний и навыков.

Особенно необходимо форсировать раз-
раодотку и принятие на вооружение. авто-
матических прицелов, которые значитель-
но облегчат управление огнем.

Вот далеко не полный список 1х
предложений. которые должны бы лечь в
основу боевой подготовки катеров в 06-

ласти использования ими артиллерийско-
го оружия.

Капитан 3 ранга Н, ПЕЧАТНИКОВ.

>