хз задача командиров, препод

\ рищества

13 ноября 1945 г., вторник. №

—— г

266. (2141)

Дружба и товарищество

(Из практики работы комсомольских организаций
военно-морских училищ)

Бескорыстная дружба, готовность по-
тибнуть, но выручить товарища, чъст-
ность и правдивость всегда являлись мо-
ральными качествами русских воинов. В
тоды советокой власти эти качества раз-
визались еще больше, стали чертой ха-
рактера большинства бойцов и офицеров.

д авателей, пар-
тииных и комсомольских организаций
учебных заведений всемерно развивать
эти черты характера, помогать молодежи
отличать настоящую дружбу от пани-
‚ ралотва, настоящее взаимное уважение
и’ подхалимства, взаимную выручку от
круговой поруки.

3а последние годы комсомольские ор-
танизации военно-морских училищ про-
делали в этой области значительную ра-
боту, и она благоприятно отразилась на
формировании характеров будущих офи-
церов, помогла поднять качество подго-
товки командных кадров yaa флота.
Комеорги и активисты © помощью пар-
тийных организаций, реализуя указания
Главного политического управления
ВМФ, успешно  ислользовали ряд инте-
рееных форм и методов работы, епособ-
вующих развитию дружбы и товари-
щества среди курсантов.

Многие ротные и классные организа-
ции ВЛЕСМ училища им. Фрунзе, на-
пример, провели в последние месяцы
рад специальных лекций, беседы и соб-
фания на темы; «Подлинная дружба в
классе», «Воспитание дружбы у кур-
савтов класса», ‹0 дружбе и товарище-
стве в курсантоком коллективе», «Роль
офицеров в воспитании дружбы и това-
среди курсантов» ит. д. В
училище было проведено обсуждение
кинокартин «30я», «Парень из нашего
города», «Маленька», произведений пи-
сателей, в частности, книги Островского
«Как закалялась сталь». Во время дис-
куссии комсорги и актив особенно де-
тально анализировали такие вопросы,
как роль школьного коллектива в воспи-
зании Зои, значение боевой дружбы,
как она показана в кинокартинах «Па-
Тень из нашего города», «Машенька»,
«Два друга».

Активная пропаганда настоящей друж-
ix mM товарищества, непримиримая борь-
ба с панибратством, круговой порукой,
частые беседы на эти темы преподава-
телей и актива позволяют сплотить кур-
сантов, мобилизовать их на отличную
учебу и крепкую дисциплину.

Курсанты Дмитраш и Предит систе-
матически нарушали дисциплину,  отета-
зали в учебе, Поведение обоих курсан-
тов было решено обсудить на комсомоль-
ском бюро. На заседании присутствовали
ве активисты-комсомольцы. Они резко
критиковали нарушителей дисциплины,
угазывали, что они своим поведением
нозорлт весь класс. В итоге обществен-
ного воздействия и помощи коллектива
Лиитраш и Предит начали учиться. зна-
чительно лучше.

Воспитание дружбы и топарищества
BO многом зависит от уровня развития
сзуого комсорга класса и от того, ках

у помогают командир роты и препо-

Гдавалели. Одно время класе, где комсор-
том был т. Зайцев, считался одним из
самых отстающих по учебным показа-
\лям и дисциплине. Подлинная дружба

подменялась панибратством, иногда и
круговой порукой. Новый руководитель
гомсомольской организации т. Авдеев

внимательно побеседовал с курсантами,
хногих членов ВЛЕСМ привлек к союз-
и6й работе, организовал ряд собраний и

ед, на которых были затронуты жи-
вотрепещущие вопросы учебы, поведе-
ия курсантов, быта. Собрания прошли
на высоком уровне. Курсанты векрыли
иуеющиеся элементы круговой поруки,
критиковали отдельных  комюомольцев.
Одновременно т. Авдеев организовал взаи-
уопомощь внутри класса. Все это спо-
‹оботвовало развитию настоящей друл:-
бы, в следовательно—и улучшению уче-
бы. В итоге совместных усилий комсор-
11, преподавателей и командира. роты
хужанты на зачетах показали высокие
знания. Класс из отстающих стал пере-
дОВЫМ,

Успеху работы комсомольских органи-
заций по воспитанию дружбы  с1особ-
‘твовала деятельная помощь офицеров.
Калитая 1 ранга Зарин, калитан 2 ран-
18 Зюзенков, инженер-калитан 1 ранга
Шалошников по просьбе комсоргов про-
‚зюдили беседы с курсантами, подеказы-
RUM, как лучше подготовить и провести
‘собрание, чтобы оно было действенным,
приняли активное участие в проведении
собтания,

‚ В сожалению, такая тесная совмест-
тая работа над воспитанием и развитием
дружбы еще не стала правилом на всех

Kypeax, Отдельные преподаватели и
командиры рот и сейчас еще стоят в
сторюне от воспитательной работы в

Вурсаниожюй среде.

Вогречаются и комсофги, `которые
годчае не решаются резко поставить
прое там, где это требуется. В классе.
Tie комсоргом т. Цыганов, был такой
‘лучай.  Проходила зачетная сессия:
Kypeanr Anraxos к зачетам подготовил-
я плохо. Вместо того, чтобы попро-
, CIT товарищей помочь ему ликвидиро-
`зать пробелы в знаниях, OH уговорил
момсохольца Бокова сдать ва него за-

ПО СТРАНИЦАМ КРАСНОФЛОТСКИХ ГАЗЕТ -

% Член Военного совета Тихоокеанско-
” a генерал-лейтенант береговой
  ‘лужбы Захаров вручил на-днях орден
Красно Знамени краснофлотцу Петру
ихайлову,  совериииицему героический
поступок,
“Во время погрузки за борт упала глу-
„бинная бомба, которая была приготовлена
Уже к действию. Положение. создалось
Хритичекое: малейшее промедление угро-
Жало взрывом, а от детонации могли взо-
Рааткя бомбы на стоямших поблизости
кораблях.

Моторист Петр Михайлов быстро иалел
тегководолазный костюм и скрылся пот
водой, Вскоре он увидел корпус упавшей
бомбы, Михайлов осторожно извлек взры-
втель и обезвоедил бомбу. Так моряк-
Комсомолец ликвидировал опасность `взры-
в. («Боевая вахта»).

% Исполком Корабельного района г. Се-
астополя получил от рабочих одного из

могла недавно

чет. Боков из ложно понятого чувства,
товарищества согласился и сделал это.
Komeopr axe постарался «не выносить
COPD из избы».

Медленно пока выполняются указания
Политуправления о воспитании дружбы и
товарищества, честности и правдивости
многими комсомольскими организациями
Бакинского подготовительного училища.
9ти вопросы еще ре
ке дня комеомольских собраний, мало
на эти темы проводится бесед, лекций.

Между тем организации ВЛКСМ этого
училища обязаны особенно настойчиво
работать над воспитанием и развитием
дружбы среди курсантов. Здесь до сих
гор ость еще факты неправильных взаи-
моотношений между курсантами, ложно-
го понимания дружбы,

Недостаточно борется  комоомольская
организация © панибратством, особенно
во взаимоотношениях старшин классов
< курсантами. Например, — старшина
класса комсомолец Якубов долгое время
<не замечал», что комсомолец Лямин си-
стематически нарушает дисциплину.
Уверенный в безнаказанности, Лямин
дошех до того, что во время экзаменов
отказался выполнить приказание crap-
шины. Лишь тогда было созвано собра-
ние, на котором разбирался этот случай.

Медленно распространяется хороший
стыт. А такой в училище есть.

Натример, комсомольская организа -
ция первой роты второго курса хоропю

дко стоят в повесг-

Краснознаменный Балтийский ‘флот.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Корабли, ` которыми ‘командует Герой

Ф. Е. Пахольчук, выходят на боевое траление.

подготовила и провела собрание на тему
© дружбе. В результале доклада раввер-
нулись оживленные прения. Комеомоль-
цы подвергли критике «дружбу» кур-
сантов Гришина и Маркова, основой ко-
торой стали совместные нарушения дис-
циплины. Значительную фоль в воспита-
нии и развитии подлинной, настоящей
дружбы в классе сыграли разбор п 0б-
суждение художественных произветлений

«Как закалялась сталь», «Иван Нику-
лин —— русский матрос», «Морская ду-
а», кинофильма «Зоя».

Такие мероприятия  опособотвовали
повышению воспитательной рожи комсо-
мольских организаций. Актив, члены

бюро почувствовали свою ответотвенность
за воспитание дружбы в классе, за
борьбу с лжетовариществом. Они стали
чаще предотвращать неправильные по-
ступки курсантов.

Серьезнейшим ‘упущением в работе
комсомольских организаций Бакинского
училища и некоторых других учебчых
заведений является то, что они недоста-
точно пропагандируют примеры настоя-
щей дружбы между курсантами. А та-
ких примеров в любом училище много.
В том же Бакинском  подготовительнем
училище есть два комсомольца-—Сжыш-
ников и Буравлев, дружба которых мо-
жет служить образцом для подражания.

Комсомольца  Бурзвлева перевели из
одного класса в другой. Член бюро, от-
личник учебы Омышников узнал, что у
Бураваяева много «хвостов». Он решил
ему помочь. Векоро Смышников и Бу-
равлев стали совместно’ готовиться к
лекциям, в сдаче экзаменов на аттестат
зрелости. Подражая Смьымлникову, Бурав-
лев настойчиво работал надематериалом.
Дружнал совместная работы позволила
0б0им с успехом сдать экзамены и по-
лучить аттестат с золотыми’ медалями.
Так, настоящая, подлинная дружба по-
отстававшему ученику

зыйти в рады лучших.

}

‚сантов. Между прочим на этом семина-

ты.  Парторг

жет значительно улучшить воспитатель-

тщательно UX готовить, привлечь к 0с-
и
вещению вопросов дружоы и говарище-

Для того, чтобы тоснитание дружбы и
товарищества шло еще лучше, нужна
повседневная помощь комсомольеким ор-
ганизациям CO стороны партийных 37-
ганизаций и команлорания. К сожале-
нию, ряд партийных организаций учи-
лища им. Фрунзе и Бакинского училищ
до сих пор редко обсуждают на своих
заседаниях комсомольские вопрозы. Пар-
тийвая организация второго курса Ба-
кинского училища в течение нескольких
месяцев ни разу не обсуждала на свойх
собраниях вопросы комсомольской рабо-
Сенин даже не считал
нужным побеседовать © комсоргами.

Недавно политотдел управления тчеб-
ных заведений провел специальный ce-
минар комсомольских работников, на
котором обсуждались вопросы работы
комсомольских организаций по воспита-
нию дружбы и товарищества среди вур-

векрылось, что не все инотрукторы
политотделов повседневно и конкретно
помогают комсомольским организациям
курсов и классов. На семинаре в ре-
зультале широкого обмена мнениями
был вынесен ряд интересных предлол:е-
ний, проведение в жизнь которых помо-

ре

ную работу комеомольских оргачизапий.
Пррзнано необходимым чаще прозодцгть
собрания, лекции; ‹ беседы о’ дружбе,

ства печатные и стенные газеты, шире
использовать для популяризации нашу
литературу и т. д. Инструкторы полит-
отделов обязаны наладить постоянную
и тесную связь со строевыми офицерами,
преподавателями, помогать им воспиты-
вать подлинную дружоу, товарищество
среди курсантов наших учебных заведе-

в Майор С, ПАВЛОВ.

заводов в Поти бронзовое литье памят-
ника, который будет воздвигнут в районе
хутора Дергач героям-морякам, погибшим

при обороне Севастополя. В’ этом месте
Conse занимала 8-я бригада морской

пехоты. На бронзовом щите, отлитом ра-
бочими Потийского завода, сделана чад-
much: «Вечная слава героям, павшим в
борьбе за Севастополь». («Победа»).

4% Поздно ‹ вечером моряки заметили
пламя пожара. “Горел дом. По сигналу
тревоги личный ‘состав. подразделения на
автомашинах направился к’ месту пожара.
Путь им преградила река. На подошед-
шем буксире краснофлотцы переправились
через реку. Команд: отделения сверх-
срочник старший краснофлотец Лебедев,
краснофлотцы Тимофеев, Шабаров, Петров
и другие бросились ма борьбу с огнем.
Пламя обжигало лица, руки бойцов, одиа-
ко отважные моряки умело ликвидировали
пожар. («Северная ‚вахта»).

Советского ‘Союза ‘капилан 3 ранга

Фото В. Федотова.

Арктическая навигация.
_ завершена

АРХАНГЕЛЬСЕ, 12 ноября. (По те-
леграфу от норр. «Нрасного Флота»).
На-днях вернулся из плавания флагман
советского ледокольного флота «Иосиф
Сталин». Вернулся также из плавания
ледорез «Литке», проведший в Арктике
две навигации. У причалов порта, онгват-
товатись ледоколы.

Моряки-полярники
успешном завершении первой тюслевоен-
ной навигации. Архангельское арктиче-
ское пароходство перевытолнило навига-
ционный план. Справились с ответетвен-
ными заданиями экипажи ледокольных
пароходов «Дежнев» и «Георгий Седов».
В Архангельский порт пришел транепорт
«Кара», совершивший рейс Северным
морским ‘путем из Владивостока. Несмот-
ря на штормовые условия, команла па-
рохода успешно выполнила задание по
грузоперевозкам, доставив из Игарки
судостроительный лею.

В этом году по Северному морскому
пути с востока на запад прошло многое
транспортов, в том числе «Мироныч»,
«Пинега», «Тунгус» ий другие.

Вернуликь также в порты гидрогра-
фические суда, продолжавитие изучению
‘малоисследованных районов ^
бассейна.

——

Стрелковые соревнования

офицеров
СЕВАСТОПОЛЬ, 12 ноября. (По теле-
графу от корр. «Красного Флота»). В ти-

лись стрелковые соревнования офицерских
команд. В соревнованиях приняли участие
20 команд с кораблей и подразделений
морской пехоты. Борьба’ за первое место
была весьма упорной.

Лучший результат показала  команла
части подполковника интендантской служ-
бы Янова. На втором месте — команда
тыла флота, на третьем-—стрелки остдель-
ного Новороссийзкого ‘пбдразделения’. мор-
KOH пехоты. Личное первенство на раз-
личные дистанции завоевали капитан Ши-

лин, капитан Шарамо и инженер-капитач
Дианов. ТОРА

В пьесе Алексея Толстого «Трудные вре-
мена» есть незабываемая сцена Поместного
Собора. _

`Обращаясь к боярам, ‘опричникам и по-
садоким, Иван Грозный в стоастном слове
призывает их ответить на вопрос-—быть или
не быть войне.

«— В жестоких наездах; — гозорит он
побили мы броняносные войска Ливонского
ордена, томившего под игом русские земли.
по Неве, и Нарове, и Чуди, и Двине, и вы-
вели коней наших на берег Варяжского
моря... у

Короли—недоброхоты мой, негодуя о сла-

ве русской, не,хотят мира, но хотят пролития

крови нашей и оскудевия нашего... Стонет
русская земля... Как быть вам?» ~
В сверхчеловеческой борьбе за создание

крепкого  централизованного государства
вместо разрозненных и враждующих между
собой феодальных княжеств Иван 1\У ог-
ромное значение придавал открытию сво-

бодных и широких путей на Запад, жизнен-

но необходимых для молодого Московского
государства.

Пути эти пролегали через Варяжское, т. е.
Балтийское, море, причем. наиболее трудны-
ми препятствиями для русских мореходцев
были не штормы и неизведанные морские
глубины, но пиратские шайки, действующие
по прямой указке «королей-недоброхотов»:
Эрика Шведского, Сигизмунда Польского и
самого императора’ германского — Ферди-
нанда,

Именно этому славному и драматическому
эпизоду царствования Ивана Грозного, т. е.
борьбе его за Балтийское море, за mperpa-
щение Московского государства в мощную
морскую державу, посвящена повесть
В. И, Костылева «Морская быль» *), являю-
щаяся второй, дополненкой частью его три
логии: «Иван Грозный».

..На широком парусном судне, с затейли-
вой резьбой на ногу и корме, пестро распи-
санном и устланном персидскими коврами,
царь Иван с Марией Темрюковной, малень-
кими сыновьями своими -@ Иваном и Федо-
ром, с дворцовыми и приближенными боя-

рами совершает прогулку по Москва-реке,

спокойно катящей свои тихие ‘воды.
По приказу царя ‘древние белобородые
гусляры и домрачеи завели старинаую пес:

ью о походе князя Олега на `Цареград, че:

рез бурное и опасное Черное море. .

«Морская быль».
издательство  НКВМФ.

*) В. И. Костылев,
Военно-морское
1945 г.

рапортовати об

Полярного:

Тичный состав подразделения катер-
вых тральщиков командира Гущина нд-
мало потрудилея, чтобы  очиетить от
мин морские пути в Баренцовем море.
В сложных условиях Заполярья каждый
катер этого подразделения только за
послевоенный период прошел с тралом
сотни миль и уничтожил по ‘нескольку
десятков мин.

Особенно. отличились экипажи калеров
в последних операциях. ‘С. наблюдалель-
ных постов вообщили, что в районе Н.
появились плавающие мины.  [Гонимые
морским течением, десятки мин фразлич-
ных типов заполняли фарватеры, узко-
cru. Некоторые из них были подбиты
и плавали в полузатопленном состоянии,
часть мин волны выбросили на ‘берег.
Нужно было в предельно коротхий срок
отыскать и Уничтожить их,

В борьбе с этими минами высокую
морскую выучку, инициативу и наход-
чивость проявил командир корабля crap-
ший лейтенант Ряго: Только за три дЕЯ
личный состав его катер» уничтожил
пятьдесят семь мин, Из них сорок де-
вять : обезвредили труппы, возглавляемые
старитивюй 2 статьи Гостюхиным и крас-
нофлотцем Ефимовым, . Они уничтожали
мины, выброшенные ‘на берег.

Прежде чем подойти к’ обнаруженной

мине, морякам нужно было в ледяной

воде обходить заминированные участки,
уничтожать расставленные немцами

«сюрпризы» и` ловушки, Некоторые ми-

.ны находились у самой воды. Волна би-
ре Дома Военно-Морского Флота состоя-  т у

ла их 0 камни, и мины могли в любую
минуту взорваться. Но это не эстанови-
ло отважных моряков. Особенно устелгно
денствовала группа, возглавляемая. стар-
шиной 2 стальи Гостюхиным.

Во время работы, образец отвати по-
казал сам командир труппы.  Обследуя
местность, ‘он в ущелье обнаружил мину.
Скалистые отвесные’ берега по позволя-
ли спуститься вниз, а присносеблений
под ‘рукой не было. Между тем, вокоре
должен был начаться прилив, и; езли
мину во-время не подорвать, ee унесет

nae ЗЕЛЬЯ

ЕЕ ИЗО

«Русь любит море`и не.отстанет никогда
от него», сказали грекам послы князя
Олега. Soy

И слова старой песии волнуют ум и серд-
це царя. Здесь, на корабле; построенном для
забавы, здесь, в тихих водах, сжатых таки-
ми близкими друг к другу, берегами, рож-
дается и крепнет решение. Ивака Грозного
превратить Московское государство в мор-
скую державу-

«— Войны Сенахариба, — Салманассара,
Саргуна’ задолго до Христова ‘рождества
плавали по морям во’славу Асосирийского
царства, а мы сидим на тверди... и ‘не с

места!—говорит он своим приближенным.—

Что бы ныве сказали Олег с князем Свя-
тославом?! Они прокляли‘бы меня, назвали
бы трусом и лентяем... Не’ допустите же
сего позора до своего. царя!».

А вот послы английской королевы Ели-
заветы преподносят Ивану. «последний об-
разец английского корабля, точно изобража-
юший натуральный корабль». :

С восхищевием рассматривает Иван Ва-
сильевич маленький кораблик, выточенный
из букового дерева, разрисованный краска-
ми, сборудсвачный снастями, парусами, раз-
золоченными пушками’и другими военными
принадлежностями. i

И ло совету Мария Темрюковны царь
приказывает ‘своему иконописцу нарисовать
маленькие вымпелы с гербом Московского
государства и прикрепить их к модели ко-
рабля. Но; любуясь игрушечным  корабли-
ком, гениальный государственный деятель
уже принимает важное решение... Нет, ов не
будет заказывать корабли.в Англии...
«— Нет. Будем делать свои... на студеном
Уоре, в Архангельске. Самим надо Учить-
ся...». i

Вся повесть Костылева’ подчинена труд-
ному, но благородному замыслу — показать
усилия Ивана Грозного, ‹направлелные она
осуществление великой . цели — откоытия
западного морского пути,

Ломая упорное, тутюе. сопротивление pe-
акциовного боярства, видящего в планах ца-
ря лишь желание его «возвеличиться до не-
бес» и растоптать древние права и традиции
боярства, Иван Грозный шаг за шагом при-
ближается к осуществлению заветной цели.
Уже трепещет на’ ветру ‘флаг Московского
государства над Нарвой.

Уже приглашен на царскую службу зна-
менитый корсар—датчанин  Керстен Роде.
Уже приказывает царь купцам MOCKOSCKHM

Отвага и находчивость минеров

снова в море. Держаюь за острые вы-
ступы камней, Гостюхин начал спускать-
ся вниз. С напряженным вниманием на-
блюдали за старшиной краспофлогцы.
Все понимали, что при малейшей не-
осторожности, недостаточно човком или
неточном движении Гостюхин разобьет-
-ся0 камни.

Наконец старшина добрался go ми-
ны. Бругом скользкий и мокрый  ка-
мень. На отвесных скалах нет ни кусти-
ха. А надо заложить подрырной патрон
и успеть XO взрыва подняться наверх.
Bor здесь-то и пригодилась старшине
военно-физкультурная подготовка. Едва
Тостюхин заложил патрон и с ловкостью
альпиниста выбрался наверх, внизу раз-
дался огромной силы взрыв. Мина была
уничтожена. Моряки продолжали поиск,

Преодолевая на каждом mary опас-
ность, самоотверженно работала и вто-
рая группа. Старший краснофлотец Ефи-
мов 60 своими помощниками  Бахтиным
и Быстровым обнаружили и уничтеянаи
одиннадцать мин.

`Пова труппы Гостюхина и Ефимова
действовали на берегу, их товарищи

уничтожали мины в ‘море. Несмотря на
пятибалльный ветер, резкую и сильную
качку, командир орудия  старигана 2
статьи Крючков со своими наводччьами
Фомушкиным и Таргонским без промаха
били по плавающим минарг. ,

Большую опасность представляют по-
лузатопленные мины. На большой волне
и при частых снежных зарядах они еле
заметны. JTO учел’ командир корабля
старший лейтенант Богуславский. Вме-
сто одного он выделил четырех наблю-
дателей. Это позволило обнаружить не-
сколько мин, находящихся в полузатоп-
ленном состоянии.

Дружно и слаженно работал также
личный состав корабля, которым. коман-
дует офицер Ерохин. Только за один
день экипаж обнаружил и уничтожил
шестнадцать мин.

Лейтенант М. АРХИПОВ.

ИЩЕТЕ

грузить товары на корабли и под охраной
Керстена Роде отправляться в далекое пла-
звание из Нарвы, к берегам английской зем-
ли... И наступает долгожданный час... «Ко-
рабли тихо вздропнули, и, копла якоря бы-
ли подняты на палубу, русская флотилия
медленно, с развернутыми парусами, двику-
лась к морю...

страниц повести посвящено рас-
сказу об этом первом большом морском по-
ходе русского флота — сбывшейся мечте
Ивана Грозного...

Костылев вводит читателя и в круг куп-
цов, донельзя напуганных перспективой
встреч с бурями морскими и пиратскими ко-
раблями под. зловещим черпым флагом, и в
среду искусных русских мореходцев, по-
коривших студеное море, и в банду «мор-
ских волков», окружающих Керстена Роде,
чья буйная натура покорена величием 3a-
мысла московского царя и. доверием, ко-
торое оказывается ему—человеку «вне за-
кона»... i

Пльвут, плывут русские корабли < рас-
пущенными в три яруса парусами... Острые
носы могучего «Ивана-Воина», быстрого
«Ястреба», красивой «Державы», «Стрелы»

}и «Голубки», таких послушных ‘руке холмо-

горсках кормчих, режут <вивцовые волны
непризетливого, недавно еще совсем чужого
Варяжского моря. Их незримо  сопровож-
лают неукротимый дух и железная воля че-
ловека, готового принять на свои широкие
плечи и страшный груз войны и тяжесть
жестоких расправ с непокорными или ту-
пыми приближенными — все во имя могу-
щества Русского государства и его даль-
нейшего процветания.

А когда этот первый поход по западной
морской дороге благополучно окончен, ли-
кующий Иван тепло встречает своих KyII-
нов, привезших английские товары, послов,
укрепизших дружбу и делозую связь с анг-
лийским государством,

Известно, что Иваву Васильевичу не уда-
лось утвердиться на Балтийском мофе. По-
слё многих жестоких сражений пала Нарва...

Новые беды обрушились на Московское
государство: нашествие крымских татар, по-
жар Москвы, страшный мор, унесший в мо-
гилу десятки тысяч русских людей. Но че-
рез все эти невзгоды, через все свое трудное
царствование Иван Грозный прочес мечту о
Балтийском море и оставил мечту эту в
накледство будущим поколениям.

В коротком эпилоге повести Костылев,
шагнув. через столетия, вновь открывает пе-
ред читателем панораму Балтийского меря...
Двадцать военных кораблей, во главе с
«Ингерманландией» и «Полтавой», построен-
ных по чертежам царя Петра,‚ вышли из
устья Невы, На «Ингерманландии» — вым-
пел командующего флотом Метра Алек-

Е ИИС

Из писем в редакцию
eevee

05 учебных фильмах
и диапозитивах.

Пропаганда и изучение опыта Вели-
кой Отечественной войны справедливо
занимает сейчас видное место в боевой
подготовке. В этом направлении делается
много полезного: опыту войны носвя-
  щаются доклады, лекции, брошюры, пла
kath и т, д.

Все это, несомненно, важно и дости-
‚тает цели. Но для планомерного, систе-
матизированного изучения боевого опы-
та последних лет в стенах военно-мор-
ских учебных заведений требуется боль-
пьее. Здесь пропаганла опыта войны,
изучение устройства и использования
боевой техники должны быть Поставле-
ны гораздо шире. И одним из средотв
для этого является кино. Учебные ко-
роткометражные фильмы, кстати ‘ска-
зать, получившие широкое фаспростра-
нение в американском и английском
флотах, значительно облегчили бы и за-
дачу преподавателя и освоение опыта

войны учащимися.

В условиях Военно-Морского Флота
можно создать хорошие учебные фильмы,
HO UX до сих пор почему-то нет. Возмож-
но, что их изготовление требует времени.
Но совсем.непонятно, почему ло сих пор
в качестве наглядного пособия по изу-
чению боевой техники не выпущены тез
матизированные комплекты  диапозити-
BOB.

Ведь сейчас, когда преподаватель дол-
жен сделать доклад или прочесть лекцию
на тему, связанную с изучением опыта
войны или 0б устройстве и использо-
вании оружия, ему приходится залфачи-
вать очень много времени на изготовле-
ние схем, чертежей и плакатов. И так

как времени у каждого из нас, как пра-

вило, в 0брез, то поневоле приходится
итти по линии наименьшего сопротивае-
ния, т. е. сокращать количество иллю-
стрированного материала, уменьшать до
предела размеры нужных схем. На лек-
ции такие самодельные наглядные посо-
бия видны только передним рядам елу-
шателей, вернее, тем из. них, кто обла-
дает 06060 хорошим зрением.

Естественно, что это не может He
снижать и качество преподавания и сте-
лень усвояемости.

Наличие учебных фильмов, фильмоте-
ки © тематизированными комплектами.
диашозитивов ‘помогло бы сделать лек-
цию красочнее, насыщеннее и доступ-
нее. Дело это важное, нужное; и им сле.
дует заняться как можно быстрее.

Подполковник М. АНТОШИН.

Школа в Печенге

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 12 ноября. (По те-
леграфу). На берегу бухты стоит’ новень-
кий домик, По утрам сюда приходит не’
большая группа ребятишек. Гостеприимно
открываются двери, и ребята садятся за
парту.

Это — начальная школа детей военно-,
служащих Н-ского ксединения.. Школа.
была открыта в годовщину изгнания не-
мецких оккупантов из Печенгской области.
Сткрыты четыре класса. У каждого мг-
льша есть книги и тетради. В школе
учатся 12 детей— 10 мальчиков и 2 де-

Вочкии,
  Лейтенант Л. ШАХНОВСКИЙ.

Выставка моряков-художников

графу от корр. «Красного Флота»), В Се-
вастополе открылась выставка произведе-
ний краснофлотских художников. В зале
размещено более ста картин, этюдов, ка-
рандашных рисунков. Основная тема вы-

ставленных картин — боевой путь, жизнь
и быт моряков Черноморского флота.
Большое внимание привлекают этюды,

гвардии старшего краснофлотца Педченко,
карандашные фисунки старшего  красно-
флотца Гревеюка.

A

сеевича, за гангутскую победу провозгла-
ненного сенатом вице-адмиралом. В мор:
скую даль всматривается Петр через длин-
ную подзорную трубу...

Да, Русь любит море!.. Эта мысль, рож-
денная. в глубокой древности, мысль, во-
одушевляюшая величайших государственных
деятелей русской земли, отвергавших He-
лепые утверждения многих властителей
Европы, что Россия не может и не  долж-
на быть морской державой, — пронизывает
всю повесть Костылева, делая ее истори
чески правдивой.

«Морская быль» имеет все же ряд су-
щественных недостатков. Кроме самого
Ивана Грозного, пожалуй, только образ Ма-
люты  Скуратоза не только намечен, но и
разработан автором... Остальные охружаю-
щие царя Ивана сподвижники его и враги-—
явные и тайные—представлены во множе-
стве весьма схематично. Читатель невольно
путает боярина Челяднина с князем Обо-
ленским-Овчиной, Григория Грязного с его
братом Василием, мореходца ‘ Беспрозван-
ного с его земляком Окунем. Виной тому —
недостаточно яркий, мало инливидуализиро-
ванный язык персонажей. А между’ тем; в’
архитектонике повести Костылев уделил
много, даже слишком много внимания диа-
логу, очевидно, забывая, что жанр прозаиче-
ского повествования отличен от  драма“ур-
гии. К сожалению, вялость‘и стертость речи
большинства героев повести заставляет
усомниться, что Костылев, так широко
пользуясь диалогом, сделал это на.’ пользу
своей повести, ‘

Хотелось бы также возразить против из-
лишней идеализации автором образа Кер-
стена Роде, взятого на службу Иваном Гроз-
ным. Старый Kopcap вряд’ ли поддался
столь быстрому и чудесному ’перевоспита-
нию. За деньги, которые ему щедро платил
московский царь, он служил честно, ¢c-
гласно «кодексу» морского разбойника, и
храбро отражал удары таких же, как‘и он,
пиратов. Только и всего!.. -

Но на реализацию великой мечты Гроз-
ного открыть морской путь на запал
служба, отвага и даже честность Kepcrens
Роде вряд ли могла повлиять столь сильшо,
как это вытекает из повести Костылева.
Лучшими страницами книги, бесспорно, яз-
ляются те, которые раскрывают мечту Ива-
ва Грозного о море, мечту, принятую и под-
держанную истинными русскими патриота-
Солидно вооруженный знанием историче-
ского материала, тщательно изучивший
эпоху‘ Грозного и‘влюбленный в многогран-
ный образ царя Ивана, В. И. Костылев су:
мел проследить весь путь, который прошла
мечта до того, как стать морской былью.

Владимир ДМИТРЕВСКИЙ.