КР

АСНЫЙ ФЛОТ

13 ноября 1945 г., вторник. № 266

(2141)

о
Речь Димитрова на торжественном

собрании

СОФИЯ, 7 коября. (ТАСС).

прежде всего поблагодарил за оказанный
ему дружественный прием.

22 года прошло с тех пор, как я не был
на болгарской земле, — сказал Г. М. Ди-
митров.—Вы не должны сомневаться, если я
скажу, что за все это время, где бы я ни на-
ходился и чем бы ни занимался, никогда, ни
на один момент я не переставал мыслить и
паботать для болгарского народа, для его
будущего, для его счастья и благоденст-
вия».

Г. М. Димитров напомнил слушателям,
что во время лейпцитского процесса тогдаш-
ние правители Болгарии. не пожелали при-
знать за Димитровым прав болгарского
гражданина, чтобы открыть ему дверь ро
дины после того, как гитлеровский суд не
смог расправиться с ним. Тем самым бол-
гарские правители выдавали его в зверские
руки гитлеровских властей. Г. М. Димитров.
был спасен советским правительством и
И. В. Сталиным, «который в Великой Оте-
чественной войне обеспечил победу Совет-
скому Союзу и помог многим народам, в том
числе и нашему, освободиться от немецко-
фашистского ига».

«Дело Отечественного фронта, — продол-
жал Г. М. Димитров; — является историче-
ским делом, правительство Отечественно-
го фронта выполняет в этот момент истори-
ческую роль. И тот болгарин и болгарка, ко-
торые препятствуют, подрывают единство
Отечественного фронта, патриотическое
единство болгарского народа, они либо за-
блуждаются, либо являются врагами свобо-
‚ды и независимости нашего народа: Мы хо-
тим как болгары устраивать свои внутрен-
ние дела самостоятельно. Мы хотим иметь
патриотическое единство нашего народа, ко-
торое необходимо для разрешения наших
внутренних и международных задач».

«Предстоят законодательные выборы, =—
сказал Г. М. Димитров. — Они должны про-
изойти и произойдут 18 ноября. Народ дол-
жен сказать свое слово и сказать его сво-
бодно. Выборы должны закрепить и закрепят
основы нашей болгарской демократин. Это’
не советская, социалистическая демокра-
тия, но она и не фальшивая, ложная демокра-
тия Мушанова. Она должна быть и будет
истинно народной демократией Отечествен-
ного фронта». Отметив, что в Отечествен-
ном фронте сгруппированы члены, сторон-
ники, последователи пяти партий, Г. М. Ди-
митров сказал:

«Вы знаете, что эти партии в прошлом
враждовали между собой. Они расходят-
ся по некоторым принципиальным вопро-
сам. Но эти партии являются патриотиче-
скими партиями, они об’единены общей
демократической платформой. Внутренние
недоразумения между ними из-за кметов,
из-за околийских начальников являются
делами, которые эти партии’ разрешат меж-
ду собой, опираясь на народное доверие и
поддержку, на доверие и поддержку pado-
чих и работниц, крестьян и крестьянок,
патриотических торговцев и промышленни-
ков. Не всегда легко разрешать эти недо-
разумения. Покажите мне семейство, где
все идет гладко. В самом лучшем семей-
стве могут быть недоразумения. В Отече-
ственный. фронт входят пять партий, они
могут спорить и спорят, могут иметь раз-
ногласия и имеют, но эти споры и разно-
гласия преодолимы, так как эти партии
исходят из общих интересов всего бол-
гарского народа, болгарской нации, бол-
гарской родины».

На торжест-
венном вечере в Софии, посвященном 28-й
годовщине Октября, Г. М. Димитров обра-
тился к присутствующим с речью, в которой

в Софии

Характеризуя оппозиционеров = против-
ников Отечественного фровта, оратор ука-
зал, что они не имеют «конструктивной
созидательной  пропраммы — они имеют
только  разрушительную отрицательную
программу. Если бы им дали власть, что
никогда не будет и нё может быть, так
как девяносто. процентов болгарского Ha-
рода, как мы это знаем, при всех заблуж-
дениях и колебаниях в прошлом научились
настолько, что никогда не допустят этого,
но говорю, если допустим недопуетимое—
если бы им дали власть, то на второй же
день они бы вцепились друг другу в во-
лосы и выцарапали бы друг другу гла-
за».

«Злостной легендой и клеветой, — заме-
тил Г. М. Димитров, — является утверж-
дение, что коммунисты якобы. хотели
захватить всю власть или якобы взяли
всю власть, что они управляли повсюду.
Неверно, что. коммунисты хотели иметь
сднопартийное управление».

Г. М. Дамитров указал, что болгарское
правительство «не состоит из отдельных
правительств — правительства внутренних
дел, правительства иностранных дел, пра-
вительства военного. Оно является  пра-
вительством Отечественного фронта. Пре-
мьер-министр, будучи членом партии «Зве-
но», не является премьер-мичистром своей
партии, он является премьером - Болгарии
Отечественного фронта. Если министр ино-
странных дел — очекь важное  министер-
ство — является членом партии «Звено»,

‚то он не является министром иностранных

дел партии «Звено», он является минист-
ром иностранных дел Болгарии Отечест-
венного фронта, всего народа. Если воен-
ный министр —тоже очень важное мини-
стерство — также член партии «Звено»,
то он является военным министром Bosra-
рии, членом кабинета Отечественного
фронта, военное министерство не является
правительством в правительстве. Если ми-
вистр ‘внутренних дел коммунист, то он
также не министр внутренних дел рабочей
партии, он министр внутренних дел, Болга-
рии Отечественного фронта. Правитель-
ство. Отечественного фронта состоит из
представителей отдельных партий, кото-
рые составляют Отечественный фронт. `Но
все министры и правительство в целом
являются правительством Отечественного
фронта». _

Останавливаясь на роли враждебных
Отечественному фронту элементов в Бол-
гарии, Г. М. Димитров заявил: «Оппози-
нии дана свобода, ей дана полная BOS-.
можность иметь свои партии, даны ей га-
зеты, чтобы’ писали и ругались, но эти
люди злоупотребляют этой. свободой. Не-
которые ни ‘слова не произносили при фа-
шистской диктатуре, когда партизаны гиб-
ли в борьбе прстив фашизма. Сегодня же
они широко раскрыли рты ‘и льют кроко-
диловы слезы об отсутствии свободы 1
домократических гарантий в Болгарии.
Они совсем распоясались. Поэтому необ-
ходима блестящая победа Отечественного
фронта ‘на выборах, необходимо народное
собрание, чтобы положить конец  беспо-
рядкам, бесхозяйственности в нашей стра-
не и легкомыслию.

Это не будет советская власть, не бу-
дет строительство социализма, но это.
будет порядок, законность, режим SKOHO-
мии, средств и сил народа, строительство,
восстановление вашей страны и обеспече-
ние нашей национальной независимости и
нашего государственного суверенитета».

В заключение Г. М. Димитров высказал
уверенность в победе Отечественного фрон-
та на предстоящих выборах.

События в Индонезии

ЛОНДОН, Ш воября. (ТАСС). В пере-
данном вчера вечером сообщении лондон-
ского радио говорится, что в Сурабайе
(остров Ява) происходят бои между ан-
глийскими войсками и индонезийцами. Ча-
сти 5-Й индийской дивизии английской ар-
мии начали продвигаться в Сурабайю из
района’ доков. (Сначала они встречали
только разрозненный огонь снайперов, но
затем сопротивление  индонезийцев усили-
лось. В официальном ссобщении говорит-
ся, что ввиду потерь, которые начали
нести английские и индийские войска,
командующий английскими войсками в Су-

В Германи льют надоелливые  осенвие
дожди. Блестит асфальт автострад, pa3-
бежавшихся во все концы страны. Вот и
восточные пригороды, немецкой столицы.
Сколькс прошло здесь танков, аетомашин,
пушек, солдат. Гитлер выпускал их отсю-
да с напутствием: «Вперед! На штурм во-
сточных пространств». М мчалась эта ад-
ская машина на восток, к границам нашей
Отчизны, в наши деревни и города...

С востока пришло в Германию возмез-
дне. Вот с этих пригородов, сквозь огонь,
наши люди рвались к рейхстагу...

В непогожий серый день мы посетали
недавно воздвигнутый памятник в одном
из центральных районов Берлина—Целен-
дорфе. На высоком постаментё из белого
мрамора — могучий корпус боевого танка
«Иосиф Сталич». Здесь похоронены совет-
ские танкисты, погибшие в боях за Бер-
лин.

К подножию памятника подошла гэуппа
военных моряков. Они принесли на могилу
боевых друзей венок. ‹ Обнажив головы,
молча. стояли русские моряки.  Почтив: на-
мять погибших, мы разошлись в. разные
стороны. Моими спутниками оказались два
морских офицера, начинавших войну род
Ленинградом. То ли потому, что осень—
пора воспоминаний, или потому, что всем
нам довелось первый военный Октябрь
встречать в городе, к которым связано
возникновение новой эры человечества, —
разговор зашел о Ленинграде.

Ноябрь 1941 года. Заснеженные прямые
проспекты родного Питера стали порогами
войны, Баррикады у застав.  Надолбы.
Бетон. Броня. Низкое, сумрачное небо
Ленинграда то и дело озаряется разрывами
снарядов. Кровь на Невском, кровь на Ли-
тейном. От центра города ‘до переднего
края обороны можно было дойти, не то-
ропясь, за 39—40 минут. Блокада стала
сказываться — голод входил з город. И
вспомнилась ночь на 7 ноября. Отборные
дивизии Гитлера пробивались к Москве,
сни подползли к столице. Берлин’ — этот
город-спрут, державший к тому  време-
ни в цепких лапах Францию, Бельгию,
Голландию, Балканскую и Скандинавскую
Европу. — угрожал Москве. Берлинское ра-
дио вешало на весь мир, что 7 ноября

рабайе решил вызвать артиллерию и авиа-
цию. Четыре самолета ‘°«Сандерболт» и
сдин «Москито» атаковали опорные пунк-
ты индонезийцев, в частности, почтамт и

другие  правительственные учреждения.
Согласно голландскому ‘сообщению, перед
бомбардировкой с воздуха — английские
военные ‘корабли в течение пяти минут

обстреливали город. Командующий англий-
скими войсками в Сурабайе направил ин-
довезийским отрядам требование о сдаче
сружия всеми, кто не имеет разрешения
на его ношение. ь

бежами родной земли

(Письмо из Германии) \
=

фюрер будет принимать на Красной пло-
щадиа парад своих армий.

В ту памятную ночь Берлин бросил на
Ленинград сотни самолетов с большим гру-
зом бомб. Грохот разрывов, вой син,
залпы зениток сотрясали воздух, оглуша-
ли. Но они He в <илах были заглушить
родной голосе Москвы. Люди собирались
у репродукторов. Через тьму ночи, через
кольцо блокады доносилось до них исто-
рическое выступление Сталина 8  кануз
24-й годовщины Октября.

В это время в небе Ленинграда шел же-
стокий воздушный бой. Младший _ лейте-
начт Севастьянов устремился на таран —
перзый ночной таран. Немецк“й самолет
упал в Таврический сад...

В ту ночь в окопах города-фронта и на
кораблях Балтфлота, стиснув зубы от гве-
ва, люди произносили клятву. Быть мо-
жет, никто не проронил тогда зловешего
<лова — Берлин. Но точно’ так же, как ве-
рила ленинпрадцы в то, что не ходить
немцам по Невскому, так верили они, что
доберутся до столицы Германии.

Вера в будущее — одна из самых силь-
PAX черт советских’ людей. Ленин и
Сталин учили смотреть нас вперед. В ca-
мые тяжелые годы реакции и самодержа-
вия из застенков казематов и далекой си-
бирской ссылки они предсказывали сегод-
няшнее величие страны Советов. В кхо-
мешной тьме они видели сияние электри-
ческих огней, ‘тракторы и комбайны на ни-
вах русских  землепапщев.

„Осень в Берлине. Этот огромный не-
приветливый и. мрачный город многие го-
ды терзал душу Европы. Он принес че-
ловечеству столько бед, что едва ли CMO-
жет их искупить в течение века. Стоит
вэглянуть только на карту, чтобы предста-
вить себе путь, пройленный нами до Бер-
лина. Однако география не в состояния
рассказать о том, каким был этот путь
в неметчину от Волги и Терека, из-под
стен Ленинграда и с полей Подмосковья.
Как много печального пришлось увидеть
советскому человеку, дошедшему до серд-

Провокационное выступление
реакционеров в Бухаресте

БУХАРЕСТ, 8 ноября. (ТАСС). Сегодия
на Королевской площади произошла орга-
низованная сторонниками Маниу и Братиану
антиправительственная демонстрация, в ко-
торой участвовало около 2 тысяч легионе-
ров. Поводом для демонстрации послужили
-именины короля. В то время как в соборе
происходило торжественное богослужение,
на котором присутствовали члены прави-
тельства на дворцовую площадь начали
стекафься группки легиоверсв, которые
останавливались у дворца и выходящего на
площадь отеля «Атеней палас», где живут
главным образом англо-американские пред-
ставители. .

Фашистский сброд, который явился. де-
монстрировать свою преданность Маниу и
Братиану < железными трубами, избивал пю-
падавшихся рабочих.

Кучка фашистских бамдитов осадила на-
ходяшееся в соседнем переулке. здание Ге-
перальной Конфедерации Труда, при чем в
скна дома летели камни, а здание было. об:
стреляно из пистолетов. }

Активное участие в организации фашист:
ского выступления принимал редактор га-
зеты «Ардялул» Марешану, поместивший в
своей газете птизыз участвовать в антилта-

вительственной демонстрации. Появившись
на балконе гостиницы «Атеней палас», он
подстрекал к избиению демократов.

БУХАРЕСТ, 8 ноября. (ТАСС). О. под-
готовке состоявшейся кегодня антиправи-
тельственной демонстрации правительство
знало еще несколько дней назад,

7 ноября минястр внутренних дел Тео-
хари Жоржеску вызвал к себе генераль-
ных секретарей национал-царанистской и
национал-либеральной партий Пенеску и
Константина Братиачу и предупредил их о
том, что они несут ответственность за ма-
кифестацаю, которой неизбежно восполь-
зуется все реакционное охвостье. Прави-
тельство разрешило демонстрацию. Haxo-
дившиеся на площади на грузовиках’ ра-
‹бочие имели задачей охрану порядка,

\

\ Во время нападения на грузовики убиты
секретарь организации коммунистической
партии На заводе Малакса Томеску, рабо-
зие-трамвайщики Хирсу, Бею, Флоераш.
Несколько человек ранено. Нападением на
грузовики и их поджогом ‘руководил сер-
жант Арвереску, который арестован. Име-
ются убитые и раненые и среди нападав-
ших. 5

Коммюнике румынского министерства внутренних дел

БУХАРЕСТ, 9 ноября. (ТАСС). Газеты
опубликовали сегодня следующее коммю-
нике министерства внутренних дел:

«В течение последних недель национал-
царанистская партия под руководством
Маниу и национал-либеральная — под ру-
ководством Братиану развернули движе-
ние, направленное на создание беспоряд-
ков с политическими целями. Мобилизовав

вокруг себя фашистско-реакционные  эле-
менты, включая и недавно енных
из лагерей, они под маской  монархиче-

ской манифестации, используя в первую
счередь учеников лицеев и студентов,
подготовили анархические выступления не
только против. правительства, но и против
государственного порядка и общественно-
го спокойствия. dl

Вооружившить, они предприняли xyan-
ганские” и фашистокие акты, Подверглись
нападению общественные институты: Уби-

ты солдаты и защитники общественного
спокойствия. Подверглись избиениям н
убиты мирные граждане. р

Констатируя, что это движение было

преднамеренным и заранее подготовленным
руководством этих двух партий, собрав-
шим и подстрекавшим все фашистские ос”
татки в стране, министерство внутренних
дел решило перейти к самым юрочным и
суровым мерам по поддержанию порядка’
и ‹ осуществлению  пражданских свобод.
Производится расследование по выявленаю
всех лиц ответственных за беспорядки».

_ ВЫБОРЫ В`ЮГОСЛАВИИ ` on

БЕЛГРАД, 12 ноября. (ТАСС). Как пе-
редает белградсксе радио, Ш ноября —
день выборов в,Учредителыное собрание—
был подлинным праздником югославского
народа. Более 8 миллионов граждан новой
демократической Югославии, победивших
в борьбе против чужеземных захватчиков
и завоевавитих свои права, впервые вполне
свободно получили право решить в этот
день свою <удьбу, судьбу своего государ-
ства, своего будущего, своей конституции.

11 ноября было праздником сербов и
хорватов, словенцев и македонцев, . черно-
горцев и всех национальных меньшинств
демократической федеративной Югославии.

`Фашистская провокация в Триесте

БЕЛГРАД, 10 ноября. (ТАСС): Югослав-
ские газеты сообщают подробности фаши-
стской провокации в Триесте, приведшей
к кровавым столкновениям. Сильные по-
лицейские кордоны пропускали на цент-
Ральную площадь только фашистов, при-
бывавших на площадь. под охраной воору-
женной полиции. Несмотря на это, много-
численным группам антифацтистов удалось
прорваться на нлощадь. Вокруг площади
начали скапливаться все новые и новые
колонны антифашистов. ‹ Полиция начала
теснить антифашистов с площади, избивая
их резиновыми - дубинками и арестовывая
сопротивляющихся.

Собравшиеся на’ центральной площади

С утра Белград был празднично укра-
шен:

‚ Избиратели были празднично одеты, ли-
ца их были серьезны и выражали полное
сознание важности момента.

Впервые в истории Югославии женщины
вышли на выборы, отметив это как свой
великий праздник. В голосовании участво-
вали женщины всех без исключения фе-
деральных единиц: работницы свободной!
Македонии, освобожденные  мусульманки
Боснии, боевые женщины Словении. Ге-
роические женшины Черногории прошли
десятки километров пешком, чтобы по-!
пасть ’на избирательный участок.

фашисты под охраной полиции  направи-›
лись к площади Гольдони. Полиция pa-}

ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ДЕПАРТАМЕНТА США ЖУРН

НЬЮ-ЙОРК, 10’ ноября. (ТАСС). `На-
днях представитель государственного Е

партамента заявил журналастам, что
диненные Штаты Америки могут дополни-
тельно обучить и экипировать 19 чунцин-
ских дивизий, сверх ‘уже обученных и
экипированных 20 китайских дивизий, ко-
торые оказались готовыми для боевых опе-
раций лишь к моменту капитуляции япон-
цев.
Представитель добатил, Что, согласно
заявлению президекта ‘Трумэна, сделанно-

АЛИСТАМ

му 20 августа, доставка вооружения 4
боеприпаков по ленд-лизу прекращена &
некоторыми исключениями, В число эт
исключений входит < сохранение пра
командующего вооруженными силами в
данном театре военных действий снабжать
союзника вооружением.

Представитель государственного ena.
тамента отказалкя ‘обсуждать вопрос, в
означает ли данное мероприятие  вмеши:
тельства” Соединенных Штатов ов кита.
скую гражданскую войну:

Е РО eet enter nn no

По страницам зарубежной печати

НОВЫЙ ЛВИГАТЕЛЬ ДЛЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ ШЛЮПОК

По сообщению английского журнала
«Ииштинг уорад», в. Швеции разрабо-
тана новая конструкция двигателя для
спасательных шлюпок. Двигатель отли-
чается тем, что может работать боспере-
бойно в воде и, работая на винт, одно-
временно может быть использован для
осушения шлюпки. Первое достигается
терметичностью двигателя, а второе —

г:

Ha-
чаде нынешнего года закончена построй-

На верфи в Ванкувере (Канада) в

ка около 450 грузовых лихтеров. Они
предназначалиеь для обеспечения фаз-
грузочно-погрузочных работ и для транс-
портировки людей и. техники на близкие

e

расстояния в районе. военных действий.

Особенность лихтеров состоит в TOM,
то они в связи с дефицитом стали в
военное время почти целиком построе-
ны мз фанеры. Грузопод’емность  лихте-
pa — 35 т, скорость хода—9 узлов. Они
выполнены  двухвинтовыми. В качестве
тлавных двигателей установлены два бен-
зиновых мотора фирмы «Грей» или
«Крейслер» мощностью 85 л. с. каждый.
Зорта лихтеров сделаны откидными —
они присоединены на’ шарнирах к ниж-

зогнала большую ‘группу горожан, собрав-  ней части корпуса. Борта поднималотся

шихся на этой площади под
триестских антифашистов.

Во время перечисленных инцидентов по:
лицией арестовано 120 человек. Убат ап-
тифашист Эмилио ‘’Бельтрамини, недавно
вернувшийся тз` концентрационного лагеря!
Дахау. Ранено — 21 человек, из нах 10!
тяжело. 3 :

В ютвет на фаптистокую провокацию на-!
селение Триеста организовало 4 ноября
мощную демонстрацию под лозунгами:
«Довольно фашистских провокаций!»,
«Уничтожим остатки фашизма». i

«Тайме» об авиационных базах в Исландии

ЛОНДОН, 9 ноября. (ТАСС). Диплома-
тический обозреватель «Таймс» пишет, что
сообщения, поступающие из’ Северной Ев-
ропы, почти не оставляют сомнения в том,
что американское правительство подняло
перед правительством Исландии вопрос

© приобретении: авиационных баз и что
ведутся переговоры’ по этому вопросу.
«Общественное мнение `Исландии, как по-
лагают, настроено против предоставления
подобных привилегий в мирное время».

НОВЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ В ФИНСКОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

ХЕЛЬСИНКИ, 12 ноября. (ТАСС). Как! второго вице-председателя

сообщили 10 ноября хельсинкские газеты,
исполняющий в отсутствие президента его
обязанности премьер-министр Паасикиви
назначил 9 ноября министром земледелия

ца Германии! Верно говорят, что от
Сталинграда до рейхстага лежала столбо-
вая дорога побед. Но не цветами она бы-
ла усыпана, ке гразием укатана, не через
благоуханные нивы вела она.

В составе советских оккупационных
5оЙйсК, находящихся ныне в’ Германии, Во-
евно-Морской Флот. представлен Красно-
знаменной ордена Ушакова 1 степени
Днепровской флотилией. Корабли флотилии
свой победный путь начали от Сталин-
града. Люди, воевавшие на этих кораблях,
отстаивали легендарный город ценой мно-
гих жизней. Своими глазами моряки BH-
дели, что оставили после себя немцы на
том месте, где некогда был волжский
красавец. Они прошались со священными
камнями Сталинграда и пепел его унесли
в своих сердцах на Зэпад.

С Волги корабли перешли на Днепр. У
пднепровских круч, в страшном  Бабъем
Яру, моряки видели месиво человеческих
тел. Днепровцы пропити с боями по рекам
разграбленной и обзорованной Белорусеич,
они воевали в Польше и видели Треб-
линку. Они несли с собой горе народа и
‘беды и тяготы своих семей. Трудно найтч
среди днепровцев человека, к у
немцы не принесли бы личного несчаствя:
У одного погибла жева, у другого. убит
отец, растерзана мать, изнасилована сест.
ра, снесен дом. Но, ворвавшись в Герма-
нию, советские люди не ‘уподобились нем-
цам — они не отплагили им мерой тнеза,
бушевавией в их сердцах. ;

B сечтябре 1943 года, в день освобож-
дения Мариуполя, на улицах горезшего го-
рода я встретил сгорбленную, одетую в
рубле  старенькую русскую женщину
Анастасию Борисовну Фесенко, мать бал-
тийского моряка. Она рассказала, как же-
CTOKO избивали ее немцы, Kak немецкий
солдат хотел её пристрелить, когда она
упала на улице. Два года спустя, в ©к-
тябре 1945 года, в Берлине, ва Парк-
штрассе, мы оказались свидетелями сле-
дующей сценки. Краснофлотец  Степач
Иващенко вел облокотившуюся Ha Hero
старую немку. При’ переходе улицы ее
сшиб немец-велосипедист и скрылся. Она
лежала на мостовой, пока проходивший
мимо моряк 6 помог ей добраться до
пункта медицинской помощи.

i ООВ орон

Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР.

ГМ 203465

отдел информации—доб,

отлел пропаганлы-Д 1-11-45

отдел  писем—аоб.

отдел партийно-комсомольской жизни—поб.
23, иллюстрациовный отдел—поб. 99; начальник издательства Д 1-12-60; бухгалтерия-—доб, 25:

сейма Becte-
ринена и министром путей сообщения и
общественных работ депутата сейма Онни
Пелтонена. Оба министра введены также
в состав государственного совета.

Эпизод, когда краснофлотец. или крас-
ноармеец приходит на помощь нуждающе-
муся в нем человеку, ‚ в наших, советских
условиях казался бы обычным и мог ос-
таться незамеченным... Но здесь, в Берли-
не, в городе, который многие годы cHe-
циализировалея на чудовищных измышле-
ниях о советском человеке, этот факт
обратил на себя внимание ве только не-
скольких офицероз, оказавшихся здесь.

Мы не. знаем ‘имени злодея, избившего
старую женщину в Мариуполе. Может
быть, он окончил Ростокский университет
или читал лекции на’ кафедре лингвистики
в ПЛейпцаге. Может быть, в наш донецкий
город на Азовском море он пришел через
добрый лесяток’ европейских столиц. Мо-
жет быть. этого ублюдка Гитлер выстав-
лял на показ как чистокровного арийца,
с стопроцентным арийским носом и такими
же поступками. Может быть...

Но в те годы мы часто задавали себе
вопрос: откуда’ эти двуногие звери? Где
росли они? Мы узидели теперь, откуда
они, где их холили, где готовили для то-
го, чтобы напасть на нас и уничтожить.
Быть может, тот, который избил мать мо-
ряка в Мариуполе, был братом Бернгарда
Шторца — немецкого летчика, сбросившего
в мае сорох второго. года фугаску в дет-
ский очаг на Васильевском острове в
Ленинбраде? Тогда ‘на весенней траве у
очага осталось 11 делских трупов. Летчи-
ка сбили балтийны: .

Я помню комнату, где его допрашивали.
Небольшой, худощавый: он сидел с’ежив-
шись, отвечал на вопросы нагло. Коррес-
пондентский блокнот сохранил название
города, где жил этот летчик-злолей. Не-
давно случай привел нас в этот город. На
Андерхольцштрассе, 11, в глубиве двора
стоит тяжелый дом. Папаша, бывший вла-
делец мельницы} при виде русского
офицера расплывается в улыбке, снимает
шляпу, низко. кланяется. Стены увешаны
семейными фотографиями,-—многие из них
запечатлели Бернгарда Шторца: за паютой
в гимназии, в юношеской нацистской ор-
гавизации, летчиком отборной эскадрильм
Этот дом на Андерхольцштрассе, как ты-
сячи других домоз в Германии, напоминал
© том; что здесь. родился и вырос убий-
ца. Дух убийства и насилия витал в этом
доме, как и во всей этой стране.

Краснофлотец Степан Иващенко родился
в селе Фундуклеевка, ка Черниговщине. До
войны даже своего ‘областного центра сн

8; иностранный

отдел—поб

знаменами и опускаются с помощью двух ручных

oberon.

ГРУЗОВЫЕ ФАНЕРНЫЕ ЛИХТЕРЫ

тем, что его маховое колесо снабжен
устройством для вычерпывания воды,
Мощность двигателя—10 л, с. При то.
ловинной мощности он обеспечивает от.
роеть хода шлюшки средних размер
около 5 узлов. Производительность вы-
черпывающего устройства — 150 литр
в минуту при затрате мощности З ль
(Соб. инф.),

Для строительства таких судов был
создана специальная ‘небольшая верфь
площадью около 5.000 кв. м. В военно
время на ней было занято более 20)
человек. Строились лихтеры секционно-
поточным методом. Ежедневно верфь пз-
готовляла по 2 лихтера.

Как сообщает журнал  «Паспфие м-
торбот», суда, несмотря на CROW за.
кость и кажущуюся непрочность, xopo-
шо справлялись © перевозкой и тражк-
портировкой тяжелой военной техники 1
людей на многих театрах военных де
отвий. :

В мирное время они с успехом могу
быть использованы в портах и базах ды
Tex wo целей. (06, инф.),

На фото: грузовой фанерный лихтер в
момент спуска на воду.

«РАДАР» В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Радиолокационное оборудование («ра-
дар») до настоящего времени держалось в
строгом секрете и на самолетах граждан-
ской авиации почти не использовалось.

По сообщению журнала «Арми энд Нэй-
ви реджистер», Управление гражданского
воздушного флота США получило радио-
локационное оборудование для `экспери-

ментирования. Образцы приборов, приме-

нявшихся на военных самолетах армии 1

флота США, и результаты исследователь
ских работ переданы гражданской apna \
ции. Эксперименты производятся Ha ao №
родроме в Индианополисе,

Ф®урнал сообщает также, что скоро наз
нутся работы по установке «радара» и
самолетах гражданокого воздушного фи-
та. (С0б, инф.).

кк

МОРСКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ХРОНИКА

(По сообщениям иностранных радиостанций)

4%» Официально об’явлено, что Норвегия
запросила у Ффранцузокото правительства
компенсацию в размере 55 млн. норвеж-
ских крон за 22 судна, которые были уве-
дены правительством Виши в порты Се-
верной Африки.

4% Английские войска эвакуировали пос-
леднюю базу на западном ‘побережье
о. Мадагаскар.

«а (чик ЗНАНИЕ АР RERANCH

не видел. В селе, где родился, он окончил
четыре класса, ‘а потом стал тракторислюм
и работал’ на’ родных полях. Война moca-
дила его за’руль автомашины, ‘а ‘военная
дорога привела в Берлин. Многое увидел
в годы лихолетья Степан Иващенко
@лезы матерей, плач. сирот, руины там, где
недавно теплилась жизнь. В поступке ря-
дового украинского парня, шагающего
твердой поступью победителя по столице
германского государства, кказались благо-
родетво советского человека, ‘чистота ‘его
души. Наш. воин показал всему миру мо-
ральное превосходство людей; воспитанных
в стране Охтябрьской «оциаластической
революции.

Благородное поведение советского моря-
ка за рубежом вовсе не об’ясняется его
короткой памятью. Нет, нельзя забыть всего,
что пришлось пережить и выстрадать на-
шей Родине за четыре минувших года. Но
разбив Германию на поле брани, ворвав-
щись в нее, мы не начали войну © женши-
нами и детьми. Силу советского народа
Германия изведала в бою, и пусть опа ее
никогда не забывает,

Советский воин узнал теперь. поближе
эту страну. Он увидел ее быт, ее нравы,
ее жиэнь. На домах здесь часто встреча-
ешь вырубленные в камне слова: «Майн
хауз — майн вельт» -—— «мой дом -— мой
мир». Немцы действительно любили свои
дома, доотказа’ набитые; вещами. И когда
война подошла К их стране, они у Франк-
фурта и Темплива защищали свои дома,
свои сундуки, а не страну, не «фатерланд».

Мы очень любим свой дом, — пусть по-
рою он тесен и не паркетом, а тесом или
глиной крыт его пол. Но мы любим свой
дом особой, присущей, пожалуй, только нам
любовью. Когда в наш ‘дом ворвался враг,
мы покинули его и, сами поднеся к нему
огонь, пошли защищаль нечто большее,
чем дом, — Родину. Мы отстояли Родину,
а дом, если он лежит сейчас в щебне и пеп-
ле, отстроим. =

Корабли Днепровской’ флотилии стоят na
реках Германии. Кругом чужие города. Но
и сквозь них моряк видит огни Невского,
блеск кремлевских куполов, копры  до-
нецких шахт, сады Диканьки, трубы Ma-
гнитки и Кузнецка. Советские гарнизоны
на чужбине, как бы далеки они-ни были от
родной страны, живут жизнью своего на-
рода. Стоит побывать в ‘любом гарнизо-
He, посмотреть уклад его жизни, узнать
мысли и настроение бойцов, чтобы y6e-

секретарь редакции Д
1-22, отдел культуры—поб. 8;
отдел подписки—Д 1-62-21

1-08-03;

Типография «Красное Знамя» изл-ва ЦК ВЛКСМ «Мололая Гзарлия», Москва, Сушевская, 21

*% По настоянию французского прави
тельства освобождена французская подвод
ная лодка «Ирис», которая была интер
рована Испанией,

*% Из США вышли в Индо-Китай да
транспорта с продовольствием.

%%» Около Ганновера открыт  перзый
английский аэродром в Германии,
РОО

диться в этом. В ночьой час, когда дико
из далекой Москвы произносит; «Передаем
«Последние известия», все собираются }
репродуктора. Радио доносит. радостные №
сти с Родины- строительстве городов, в»
рождении деревень, достижениях ученых,
о новых театральных постановках, Эт
короткие вестис Родины обсуждаются, ко
ментируются, являюлея неисчерпаемой
‚мсй для разговоров.

Не скрыть правды: ‘велика тоска №
Родине. ( Побывайте среди краснофлотце»
собравшихся на перекурку, зайдите в куб?
рик; в час покоя, посетите клуб или по
CTO поговорите с кем-нибудь в одиночку,
О чем бы ни щел разговор — о немецк!
готике, европейских столицах или берли! \
ском метро, неизменно речь сводится *
родной стороне. Москвич Александр Г
шин в кругу друзей ведет рессказ о 3480
«Красный  пролетарий», где начинали
его сознательная жизнь, вдруг он обрыи
рассказ на полуслове, принимает поэтие.
скую позу и а чувством читает стихи;

Вокруг перелески чужие,

Осенних полей красота...
А в сердце Россия, Россия, \
Любовь, и судьба, и мечта.

Особенио  сильно чувствуеть эту нар
ную любозь к советской Родине сей
Очень многие воины, находящиеся ‘Tel
в Германии, впервые будут участвовать !
выборах в Верховный Совет СССР. В *)
сознании выборы связаны со Сталин),
Конституцией, то-есть с тем, что уже
воевано, достигнуто, и во имя чего 9
сражались с врагом, проливали кровъ. НЫ
че им приходится жить вдали от Роди
Сознание этого возвеличивает роль coset
ского человека за ‘рубежом как предем’
вителя социалистического государства.

У советского человека отечество — С
всей его жизни, служение  Родине — вы!)
щая цель. В октябре сорок пефвого гой
Родина приказала своим сынам выстояз
У стен Москвы и Ленинграда. Ее име
клялись. сталинградцы притти в Берли
`Ромина благословляла своих сынов в ДИМЫ \
ний поход. Созетский воин стоит сейча 34
рубежами фодной страны, охоаняя мо Ил
безопасность нашей Родины. Настанет 12%
и с далекой чужбины вернутся воины д*
pot Они поклонятся родной земле и ©

=— Мы оправдали твое доверие, Родин

Капитан Е. КАМЕНЕЦКИЙ
Германия. (Корр. «Красного Флота»),

б

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Сущевская ya., 21, Коммутатор редакцни Д 8-20-90 ло Д 3-20-96. Телефоны: ana справок-—поб, 1-73; отв.

отдел боевых действий ie 29, 36;

Ответственный ‘редактор
П. МУСЬЯКОВ.

a ee re et в и

— 2

{