-сло огромную пользу,

Освоение новой техники

(От нашего специального корреспондента)

В самый разгар ходовых  испыта-
ний сюда дошел призыв комсомольцев ми-
ноносца «Гордый» 0б освоении новой тех-
ники. Обращение обсуждали из, собраниях
личного состава во всех боевых частях.
Оно налило’ на новом корабле самый горя-
чий отклик, особенно в пятой боевой ча-
сти, которой руководит ‘инженер-капитан
3-го ранга т. Тахтай.

Обеуждая призыв комсомольцев «Гордо-
го», бойцы и командиры подводили первые
итоги проделанной рабогы,  суммировали
замечательные результаты упорного освое-
ния новой корабельной техники.

Люди пришли на корабль в то время,
когда На нем заводекие мастера, устанав-
ливали механизмы и приборы. День 3a
днем корабль оснащалея новой сложной
техникой. Надо было, не теряя времени,
приступать к изучению ее, к накоплению
экеплоатационных навыков. Расчет был
взят такой: задолго до вступления нового
корабля в строй вся матерйальная часть
должна быть освоена и проверена. В этом
и заключается огромная значимость овла-
дения новой техникой еще в период до-
стройки корабля на плаву. Только успеш-
HO репгив эту задачу, можно после пол’ема
военно-морского флага быстро и уверенно
отработать остальные задачи боевой подго-
товки и занять место среди передовых ко-
раблей.

° Учеба личного состава пятой боевой ча-
сти по специальностям начиналась с изу-
чения чертежей и описаний. Бойцы на-
стойчиво разбирались по чертежам в кон-
струкции каждой детали, выясняли взам-
модействие механизмов. Потом вся эта ло-
кументация откладывалаеь в сторону, лю-
ди шли к механизмам и на месте практи-
ческими наблюдениями  закрепляли свои
теоретические знания.

Мало было убедитьея в том, что та или
другая матистраль идет в отсеке именно

так. как это сказано в описании, и на ней

стоят те клапаны, которые обозначены на
чертежах. Нет, люди не только собствен-
ными руками и глазами убеждалиеь в
этом. они непосредственно у механизмов
делали с натуры эскизы, схемы. И то,
что порой казалось сложным и неясным
при рассмотрении чертежа, становилось со-

вершенно простым и понятным при изу-

чении механизмов в отсеках. Так теория
подкреплялась практикой.

Правда, эта практика заключалась не
только в вычерчивании эскизов. Дострой-
ка корабля на плаву дает экипажу бога-
тейшую возможность заглянуть, так ска-
затв, внутрь. механизмов. Этой возможно-
сетью воспользовались полностью. Бойцы
принимали самое акливное участие в мон-
таже агрегатов, систем и устройств. Уча-
ствуя в монтаже вместе с рабочими, бу-
дущие хозяева новой техники настойчиво
расспраппивали заводских инженеров и Ma-
стеров о конструкции механизмов, 00 oco-
бенностях их работы. Специалисты пред-
приятия охотно отвечали на все вопросы.

Такое общение личного состава боевой ча-  .

ети с коллективом завода-строителя прине-
H оботатило бойцов,
дало им обиирные знания по конструкции
механизмов и приборов, а также практи-
ческие навыки в их разборке и сборке.
Люди учились перобираль и притираль
клалань, набивать и поджимать сальники,
шабрить подшипники, регулировать их и
производить немало других работ. Это уме-
ние потом полностью пригодится во время
планово-предупредительных ремонтов.
Накануне швартовых испытаний в 60-
евой части были проведены зачеты. Onn
показали, что бойцы в основном неплохо
изучили свои будущие заведывания. Те
краснофлотцы, которые наиболее успешно
сдали зачеты, были допущены к несению
вахты у механизмов. Швартовые испыта-
ния пропали успешно. Предетояло провести
еще ходовые испытания -— один из наибо-
лее ответственных периодов постройки ко-
рабля. Личный состав к этому времени на

столько знал корабельную ‘технику, что
явилась возможность наполовину сократит
штат занятых нь корабле рабочих, A

Корабль вышел в море. Механизмы ра-
ботали нё предельных режимах. Люди ис-
пытывали их, выжимали все, что они мог-
ли дать. Здесь требовались болыное внима-
ние и умение. Бойцы вместе © рабочими
успешно несли первые ходовые вахты.

Бойцы и командиры боевой части
не формально, & творчески осваивали но-
вую технику, В подразделении были заве-
дены специальные тетради, куда каждый
краснофлотец заносил все свой наблюдения
за работой механизмов, обнаруженные де-
фекты, свои пожелания. Такую тетрадь
имело каждое отделение. Командир боевой
Части вместе со сдаточным  инженер-меха-
ником регулярно просматривал эти тетра-
ди. Лучшие предложения принимались и
проводились в жизнь. Личный состав вно-
сил необходимые поправки в расположе-
ние клапанов матистрали, в монтаж меха-
низмов, в систему вентиляции, добивался,
чтобъ все рабочие места были оборутова-
HED в максимальными улобствами. Главный
старшина т. Артюх, старший краснофлотец
т. Ручкин и другие были премированы
командованием за свои ценные рационали-
затерекие предложения.

В процессе освоения новой техники вы-
‚растали замечательные специалисты, ма-

стера своего дела. Старший краснофлотец

т. Коршунов пришел на корабль прямо из
Учебного отряда. Работая сперва, учеником,
он упорно изучал котельные механизмы,
не считаясь с временем, разбирался во
всех тонкостях работы котельного агрега-
та. Сейчас т. Коршунов имеет квалифика-
цию старшего специалиста, отлично несет
вахту у горения котла, обеспечивая кораб-
лю бездымное плавание.

Подобный путь прошел и старший крас-
нофлотец т. Чура. Он безукоризненно знает
все трюмное хозяйство. На, ходовых испы-
таниях он стоял одну из самых OTBeT-
ственных вахт = у трюмно-пожарного на,
coca. Здесь требуется большое умение, 0со-
бенно при перемене хода, & таких перемен
во время испытаний было немало,

Во время похода внезапно остановился
электромотор рулевого привода. Стоявший
ходовую вахту старший специалист т. Бур-
жинский не растерялся. Он быстро обна-
ружил неисправность и сразу же устра-
нил ее. Номогло отличное знание своего
заведывания, сказалась огромная настойчи-
вость в учебе.

Младшие командиры тт. Орлов, Толети-
ков, Воронов, Артюх, бойцы всех специ-
альностей показали на ходовых испытани-
ях высокую выучку. Благодаря отличной
работе личного состава сроки ходовых ис-
пытаний были намного сокращены. Сда-
точный инженер-механик дал отличную
оценку вахтам бойцов. За это время уда-
лось сэкономить немало топлива, и матери-
альных ресуреов. Нятая боевая часть 3a-
няла первое место в соревновании пятых
боевых частей своего соединения,

Такими замечательными успехами встре-
THI личный состав призыв комсомольцев
«Горхого». Ha очередь вотали другие, но-
вые вопросы, связанные с освоением тех-
ники. В обязательстве, принятом личным
составом по этому поводу, уделяется боль-
шое внимание дальнейшему совершенство-
ванию своих‘ епециальных знаний. Люди
здесь понимают, что еще недостаточно от-
лично освоить новую технику, — надо на-
учиться культурно обслуживать и исполь-
зовать ее. И обязательство направлено на
бережливый уход за механизмами, на эко-

номию топлива, на тщательное выполне-  .

ние инструкций, н% дальнейшее повьине-
ние сввих знаний путем проведения техни-

‚ческих конференций, которые и раныне

проходили эдёесь с болышим успехом и
пользой,

Старший инженер-лейтенант
Г. ПАДАЛНА,

КРАСНЫ

В походе. Передача
(Черноморский флот),

приказания с наблюдательного мостика

MW ФЛОТ

дальномерщикам.
Фото Б. Шейнина.

Стабилизация зенитных

установок

(По иностранным данным)

Бачка ухудшает наводку любого ору-
дия, установленного Ha корабле, однако.
зенитная артиллерия страдает от нее боль-
I Berd, Tak Kak Oa ведет отонь при
больших углах возвышения, Особенно ве-
лико влияние качки при углах возвышие-
ния, близких к 90°.

Представим ‹ебе, что орудие, которому
придан такой угол, наклонилось вместе ©
кораблем на 5” вправо, Для того чтобы
навести в данный момент орудие в преж-
Нюю точку, потребовалось бы повернуть
его влево на 180° и уменьшить угол
возвышения до 85°. Если бы на это была
затрачена только секунда, то и тогда на
горизонтальном наведении пришлось бы
развить скорость, равную 180 градусам
в секунду, что практически ни для одной
артиллерийской установки недопустимо.
Но назодка должна выполняться мгновен-
HO, значит, потребные скорости должны
быть еще выше. На меньших углах воз-
вышения скорости наводки меньше. Для
кораблей с малым периодом качки (траль-
щики, эсминцы) дополнительные скорости
наводки всегда выше, чем для кораблей,
имеющих большой период качки {крейсе-

ра, линкоры). Кроме того дополнительные
скорости горизонтальной наводки приобре-
тают наибольшее значение при острых
курговых углах стрельбы. Из этого сле-
дует, что в условиях воздушной атаки
корабль должен стремиться занять такое
положение относительно самолета, чтобы
обеспечить зенитной артиллерии курсовые
угль, близкие к 90° ^ _

` Дополнительные скорости вертикальной
наводки, вызываемые качкой корабля, ни-
‘когда не превышают максимальной скоро-
сти качки (8—12 трад/ек.) и наиболь-
ae значение имеют при куреовом утле

Из вышеизложенного видно, какое боль-
Шюе влияние оказывает качка на стрельбу
зенитных установок, так как дополнитель-
ные. скорости наведения часто превышают
скорости, необходимые для наблюдения с
неподвижной платформы. В силу этого су-
ществующие н& кораблях обычные зенит-
ные установки (исключая пулеметы) не
могут полностью ‘обеспечить точную на-
водку в условиях качки.

Эту задачу могут решить лишь те зе-
нитные установки, у которых. платформа
или 0Ch цапф в течение веей стрельбы
остаются горизонтальными. Такие yera-

‚Новки получили наименование «стабилизи-

рованных установок»,

Стабилизация артиллерийских устано-
вок на качко может осуществляться тремя
епособами. Первый — полная стабилиза-
ция, осуществляемая отновременно в двух
плоскостях корабля: во дизметральной —
для выбора килевой качки и в плоскости
MUanroyToR — для выбора бортовой. При-
мером такого способа может служить си-
стема, подвешенная своим основанием на

карданном подвесе, оси которого растоло-
жены в двух плоскостях корабля, Данные
00 отклонении от горизонта в каждый мо-
мент можно получать от обычной кора-
бельной гировертикали. Указанный спо0е0б
наиболее полно решает задачу стабилиза-
ции, однако установка при’ этом получает-
ся сложной и тромоздкой. Bea

Второй с10е0б — это частичная стаби-
лизация установки в одной плоскости ко-
рабля — в плоскости шпангоутов, для BEI
бора, только одной бортовой качки. В этом
случае неподвижное основание будет за-
креплено на продольной оси, расположен-
ной в диаметральной плоскости корабля.
Вращая ‘установку вокруг оси, можно вы-
брать наклон от бортовой качки. Данные
отклонения от горизонта в плоскости
шпангоутов могут быть получены, как и
в первом случае, от корабельной гировер-
тикали. При этом способе влияние киле-
вой качки остается в полной мере, но дан-
НЫЙ ©1060б_ имеет ту практическую пеле-
сообразность, что для любого корабля
углы килевой качки при увеличенном пе-
риоде качания всегда меньше углов Oop-
товой примерно в 3 раза. Благодаря этому
основное влияние качки будет нейтрали-
зовано. Второй способ позволяет‘ осуще:
‚ствлять стабилизацию и открытых и ба-
шенных установок. f

Третий ©1060б стабилизации заключает-
ся в том, что уравновешивается только
верхний станок в плоскости и mand.
Если эту ось удерживать на качке в го-
ризонтальном положении, то создаются
условия, подобные наведению © горизон-
тальной плалформы. При этом способе

‚крен в плоскости стрельбы выбирается

механизмом вертикального наведения, ко-
торе, как указывалось выше, не пре-
восходит скорости качки. Данные 06 от-
‘клонении оси adh от торизонта могут
быть получены либо от индивидуального
тироскопа, установленного на станке ору-
дия.и вращающегося вместе с ним по кур-

совому углу, либо от стабилизированного

поста наводки. )

Последний ©10с0б стабилизации приго-
ден только для открытых и щитовых
‚зенитных установок. Стабилизация башен-
ных систем по’ этому способу чрезвычайно
затруднительна.

Из этих трех способов ‘стабилизации
второй и третий наиболее просты < точки
зрения конструкции.

`Как иностранные флоты внедряют ета-
билизированные установки на своих ко-
раблях? Стабилизация артиллерийских 3e-
нитных систем в большинстве стран до
настоящего: времени не получила должного
разрешения. Только очень немногие ввели
на вооружение такие установки. При этох
наибольшее распространение получила ста-
билизащия OCH Man,
Военияженер 1-го ранга
С. ЮРЧЕННО.

вязывании войны.

14 пюня 1941 г, № 138 (79) =

Сообщение ТАСС

Eme до приезда английского посла в
г. ВБришпоз в Лондон, особенно же
после его присэда, в английской и вообще
в иностранной’ печати стали муссироваться
слухи © «близости войны межлу ОСОР и
Германией». По этим слухам: 1) Германия
будто бы пред’явила. СССР тензии тер-
риториального и экономического характера
и теперь идут переговоры межиу Германией
и СССР о заключении нового, более тес-
ного соглашения между ними; 2) ОССР
будто бы отклонил эти претензии, в связи
с чем Германия стала соередоточивать свои
войска, у границ СССР с нелью нападения
на ОСОР; 3) Советский Союз, в свою оче-
редь, стал будто бы усиленно готовиться к
войне с Германией и сосрехоточивает вой-
ок» у границ послелней.
. Несмотря на очевилную бессмысленность
этих слухов, ответственные крупя в Москве
вее же сочли необходимым ввиду упорното
мусоирования этих слухов, Ууполномочить
ТАСС заявить, что эти слухи ‘являются
неуклюже состряпанной пропагандой враж-
дебных СССР и Германии еил, заинтересо-
ванных в дальнейшем расширении ‘и раз-

ТАСС заявляет, что: 1) Германия
‚не пред’являла CCCP никаких претензий и
не предлагает какого-либо нового, более

тесного соглашения, ввиду чего и Topp.
товоры и» этот предмет не могли иметь
места; 2) по данным ОССР, Германия так.
же неуклонно соблюдает условия совету.
терманокого пакта о ненападении, хак я
Советский Союз, ввиду чего, по мнению со.
ветских кругов, слухи о намерании Гера,
нии порвать пакт и предпринять manage.
ние на СОСР, лишены ‹ всякой почвы, 3
происходящая в последнее время неребук-
ка германских войск, освободивигихся op
опералий на Балканах, в восточные и се.
веро-восточные районы Германии связана,
надо полагать, © другими мотивами, не иуе.
ющими касательства, к советско-германеких
отношениям; 3) ССР, как это вытекаи
‚ из его мирной политики, соблюдал и наме.
рен соблюдать ‘условия советско-германсхо.
го пакта © неналадении, ввиду чего слух
о том, что СОСР потовитея к войне с Га.
манией являются лживыми и провокацион-
ными; 4) проводимые сейчас лелитие сборы
залаеных Красной Армии и предетоящие
маневры имеют своей пелью He чт ино,
как обучение запасных и проверку работы
железнодорожного алтпарата, осуществляе-

‘  мые, каж известно, каждый год, ввиту чем

изображать эти мероприятия Ёрасной Ау.
мии, как враждебные Германии, по мень-
шей мере, нелен.

[Заглядный метод
преподовсния

`Болыше трех месяцев кафедр» матери-
альной части артиллерии работает по-но-
вому. Наглядный метод преподавания 3a-
воевал прочное место в системе учебного
процесса. Сейчас работа лаборатории мате-
риальной части артиллерии оживилахь,
выросла посещаемость консультаций. 00-
бенно хорошо организовано изучение ар-
тиллерийской техники курсантами 4-го
курса подразделения капитана т. Сабуро-
ва. В часы самостоятельной подготовки в
лаборатории нет ни одного свободного ме-
ста, ежедневно ее посещает более ста, кур-
сантов. А еще три месяца; назад в лабора-
тории бывали единицы.

Почему произошел такой резкий пово-
рот? Откуда, возник такой интерес? Дело в
том, что сейчас преподавание материаль-
ной части основано на, методе показа, соз-
даны лучшие условия для подготовки бу-
дущих командиров. Они могут приобретать
практические навыки. в работе`с механиз-
мами. В распоряжение курсанта, предостав-
лена действующая, обеслеченная воздухом,
ключами и инструментами материальная
часть: Каждый может выполнять  необхо-
димые практические работы.

Но и. сейчас отдельные товарищи не
HCHOAb3Y OT этих возможностей, продолжая
учиться по учебникам и чертежам. Такие
курсанты знают только теоретическую сто-
рону и плохо владеют механизмами. Вот
несколько примеров. Тов. Буценко но су-
мел произвести искусственный откат ору-
дия. Долго, вяло и неуверенно определял
он давление в накадниках, хотя для боль-
шинства курсантов эти вопросы элемен-
тарны. Bee дело в том, что т. Буценко
продолжает изучать материальную часть в
отрыве от практики, мало работает ненпо-
средственно на пушке. Курсант‘ т. Шалаев
при разборке затвора действовал неуверен-
но потому, что только один раз занимался
разборкой и сборкой затвора.

Чтобы материальная часть работала
безотказно, она должна быть всегда
исправна и отрегулироювана. Научитьея же
ео регулировать можно только в том еслу-
чае, если знаешь механизмы до винтиков
и He раз собетвенноручно их согпласовы-
вал,

Большинство курсантов это хорошо по-
нимает и в своей практической работе до-
бивается только отличных энаний. Тт. Та-
раненко, Ошкуков, Обухов и десятки дру-
гих практически произвели подготовку
орудия в стрельбе. При проверке эти това-
рищи показали отличные знания и навые
ки, Курсант т. Сухорук на государотвен-
ных экзаменах отвечал отлично. Это. мож-
но было предсказать и раньше: он за три
месяца занимался в лаборатории не мень-

ше дваддали ‘раз. Дяя него не было тлаз-
вых и неглавных частей. Его правило—
все надо зналь, и обязательно в деталях,
Член комиссии, выслушав ответы, сказал:
«Ответ четкий, глубокий, претензий xo
имею». Такую же оценку получили гур-
caHTH тт. Звонок, Шмелев и другие, Тов,
Кольцов на экзамене решил рял трудных
практических работ по подготовке орудия
в стрельбе.

Изучение материальной части на само-
подготовке практикуется группами в
двух-трех курсантов. Опыт показал, что
курсанты, рассказывая друг другу од уст-
ройстве того или иного механизма, тлубжь
усваивают тему. Они таким путем прове-
ряют себя, повторяя названия ‘чзотей,
принцил их взаимодействия.

процессе изучения механизмов нал
чалце себя проверять. Это лучиие делаль
вдвоем. В прошлом полутодии невоторью
курсанты дотускали болышулю опгибху, 32-
учивая механически, напамять трудные те-
мы. Понятно, что заученное таким образох
быстро забывалось. *

С целью повышения качествах прешола-
вания в училище регулярно проводятся
методические занятия — семинары. Препо-
даватель, например, читавт лекцию ки
проводит урок с препохавателями так хе,
как с курсантами. Затем слулнатели — пе-
датюги—высказывают свое мнение, подчер-
кивают положительные и отрицательные
моменты. На кафедре материальной части
В течение последнего месяца уже проведо-
но три таких занятия.

На семинаре преподаватель, докладьвая
на определенную тему, учится, как надо
доходчиво, понятно излатать её содержа-
ние. Семинары себя оправдали, Но в них
есть и недостатки. До. сих пор, например,
не проведено ни одной показательной лек-
ции лучшего преподавателя-методиста. При
разборе занятия выпадает организационная
сторона учебного процесса. Так, занятие ло
взрывалелям проводилось без чертежей,
были только образцы.

В изучении материальной части  артид-
лерии также есть недочеты. В течение не-
скольких лет курсантьз» изучают главный
калибр без учебников, лишь по лекциях
прегнмавателя. Издание краткого описания
установки крайне затянулось.

Нет стабильных учебников или конелек-
тов и 10 основаниям устройства, материаль-
ной части. Вурсанту приходится ол
ствоваться конслектами, составленныхи из
лекции или по нескольким различным
учебникал.

Преподаватель ВМУБО им. ЛКСМУ
А. ШАПОВАЛОВ,

Пути повышения надежности радиосвязи

В name газете (№ 116 or 20. maa
1941 г.) была напечатана, статья т. Бо-
родина «Новое в американской радиотех-
нике». Эта статья вызвала большой ин-
терес среди налпих командиров-связистов.

Публикуемая ниже статья капитана
2-го ранга т. Архипова, дает ответы на
запросы читателей и одновременно разби-

‘рает некоторые утверждения т. Бородина,

которые, по мнению т. Архипова, имеют
слорный характер. ‹ *
хх

Надежность радиосвязи в значительной
мере зависит от внешних условий. Oco-
бенное значение в этом отношений имеют
радиопомехи. Можно сказать без преуве-
личения, что радиопомехи — это бич pa-
дносвязи, Е

Есть помехи атмосферные и намерен-
ные, создаваемые радиостанциями против-
ника. При быстродействующей радиосвязи
наличие радиопомех приводит к «емазы-
ванию» сигналов, записываемых на, ленте.
При буквопечатании помехи могут вызы-
вать появление новых знаков, приводя-
щих иногда к полному искажению отдель-
ных букв. Слуховой прием в менышей сте:
пени подвержен нарушению из-за помех.
Однако и в этом случае зналительные
радиопомехи, в обобенноети при связи на
больших расстояниях (при слабой слыши-
мости), могут привести к нарушению при-
ема. 7

Особенно сильно сказываются радиопо-
мохи на телефонной связи: Наличие близ-
KO расположенных ло частоте радиостан-
ций может привести к помехам за счет
интерференции колебаний передатчиков,
работающих на смежных волнах. Сильные
алмосферные разряды могут полноетью на-
рушить радиотелефонную связь.

Вполне естественны, в, связи © этим,
попытки решить задачу. повышения на-
дежности радиосвязи путем усовершен-
етвования методов и злпаратуры радио-
связи. 4

В радяотолеграфии Удалось добиться
известных успехов сравнительно простых
технически путем, В частности, повыше-
ние стабильности частоты передатчиков
и приемников и появление приемников,
обладающих узкой полосой пропускания,

значительно повысили помехоустойчивость
этого вида связи при слуховом обмене.

Ири  быстродействующей радиосвязи
борьба с помехами ведется главным обра-
30M по линии повышения скорости пере-
дачи и повторения текста. (Современные
быстродействующие аппараты дают в03-
можность работать со скоростью до 800—
500 слов в минуту). Полностью избавить-
ся таким путем от помех при телеграф-
ном обмене не удается.

В буквопечатающей радиосвязи полу-
чевы большие успехи. В 1931 году поя-
вилась аппаратура, предложенная фран-
цузоким инженером Верданом и предетав-
ляющая 6000й обычные алиараты Бодо и
Сименс, приспособленные для работы по
радио в условиях атмосферных помех и
фэдингов (замираний). Эта аппаратура,
однако, не дает полной гарантии неиска-
женного приема и, что особенно неприят-
но, требует посылки по радио коррекци-
онных импульсов. Последнее  обетоятель-
ство, обнаруживая работу станции во врё-
мя пахз, препятетвует широкому раепро-
странению этих аппаратов на линиях свя-
зи подвижных радиостанций.

Буквопечатающий аппарат системы
Сименс-Хелл, появившийся в Германии в
1936 году, болес совершенен. Он чрезвы-
чайно прост по конструкции, надежен в
эксплоатации и обладают исключительно
высокой  помехоустойчивоетью, Скорость
передачи этим аппаратом при ручной рабо-
те достигает 30 слов в минуту, & при
автоматической (помощью перфорированной
ленты) — 60 слов в минуту.
-.Радиотелефонная связь долгое время
оставалась без изменений. Лишь за тослед-
nue 4—5 лет наметились новые пути,
позволяющие повысить  помехоуетойчи-
BOCTh и этого вида связи. Особенный ин-
трее представляет получившая  распро-
странение за границей в послелнее время
радиотелефонная связь при помоши ча-
CTOTHOH модуляции.

Частотная модуляция, т. е. передача ра-
диограмм при помощи изменения частоты,
известна, давно. Ho ona долгое время He
находила применения в силу ряда причин.
Главная 13 Hux — большая полоса частог,
создаваемая в эфире при этого рода пе-
редаче. Только с 1936; года, когдь в Аме-

puke инженер Армстронг предложил но-
вую схему радиопередающего и радио-
приемного устройств, и когда он и дру-
гие работники (ЕКросеби, Ван-лер-Поль и
др.) показали преимущества данного вида,
связи в отношении большей ее ` помехо-
устойчивости по сравнению © амплитуд-
ной модуляцией, частотная модуляция за-
няла  подобающее ей место. В Америке,
например, к середине 1939 года имелось
уже 12 действующих  ралиовещательных
станций, использующих принцип частот-
Ной модуляции. В настоящее время число
их сильно возросло.

Смыел частотной модуляции заключает-

ся в следующем. При амплитулной моду-

ляции передача сигнала производится пу-
тем изменения в соответствии с формой
передаваемого сигнала амплитуды высоко-
частотных колебаний, имеющей поетоян-
ную величину при отбеутетвии сигнала.
При частотной же модуляции амплитуда
колебаний остается во все время переда-
ЧИ постоянной, 4 меняется в соответствии
с формой передаваемого сигнала частота,
Это достигается различными способами.
Принципиально воздействие на, ‚ частоту
высокочастотных колебаний можно произ
водить в задающем каскаде передатчика
при помощи микрофона, включенного па-
раллельно колебательному контуру Нослед-
него, При разговоре перед микрофоном его
емкость меняется по закону, соответетвую-
шему характеру речи. В связи © этих
меняется и емкость контура задающего ге-
нератора, & следовательно, генерируемая
частота. Большинство современных радио-
передатчиков, использующих частотную
модуляцию, работает по более сложной
схеме, чаше всего по схеме, предложен-
ной Армстронгом. ri

В месте приема изменения частоты пое-
образовываются в изменения амплитуды, и
таким путем осуществляется прием. Если
при амплитудной модуляции уменьшение
помех достигается сужением полосы про-
пускания приемника, то при частотной мо-
дуляции, наоборот, помехи приему тем
меньше, чем больше полоса пропускания
частот. Физически это об’яеняетел тем, что
при частотной модуляции коэфициент моду-
ляции может быть зо много раз больше ехи-
ницы, Под коэфициентом модуляции здесь

понимается отношение амплитутното зна-
чения изменения высокой частоты к, часто-
те молуляции. Если изменение высокой ча-
стоты велико, то напряжение на выходе
приемника от полезного сигнала будет так
же велико и может быть эначительно
больше напряжения ог momex. Естественно,
что надежноеть приема при этом повы-
OHTCH.

Таким образом, широкая полоса частот,
занимаемая передатчиком при частотной
модуляции и долгое время считавшаяся
недостатком данного метода связи, исполь-
зуется для повьшнения помехоустойчиво-
©тл телефонной связи.

Улучшение соотношения между сигна-
лом и помехой нь выходе приемника no
сравнению с отношением их на входе по-
следнего, позволяет при частотной модуля-
ции обхолиться для связи на данном pac-
стоянии передатчикаии меньшей мощно-
ети.
Арустронг произвел сравнение качества,
приема в отношении помех от двух пе-
редатчиков: одного, работавшего частот-
цой модуляцией на волне около 7,3 метра
й имевшего мощность 2 квт, и другого—
в амплитудной модуляцией, padorapmero
на средних волнах и имевшего мощноеть
50 квт. Прием ‘от первого передатчика
эказался более надежных. Испытания про-
водились при связи на расстоянии 140
километров.

Выигрыш при использовании частотной
модуляции в отношении борьбы в помеха-
ми получается для различных случаев
примерно от 10 до 1.000 раз. Таким
образом, применение частотной модуляции
позволяет либо уменыпить мощность пе-
редатчика (и следовательно, ero табари-
TH), либо, при той же мощности, увели-
чить дальность надежного приема 60 в
условиях помех. 06» эти обстоятельства
весъма существенные,

Широкая полоса, занимаемая B shape
при частотной модуляции, делает невоз-
можным применение ее на длинных, срел-
них и промежуточных волнах. Целесооб-
разное всего использовать ев на ультра-
коротких волнах, тде можно разместить
иного станций, работающих данным Mero.
дом,

Использование частотной модуляции на
линиях ультракоротковолновой связи по-
зволяет значительно снизить индустриаль-
ные помехи и помехи других станций,

r

Keratu, работа частотной модуляцией воз-
можна и на «нечистых каналах», т. е.
соседние станции могут располагаться так,
что их полосы перекрывают друг друга.

В иностранной периодической литералу-
ре за последние годы появилось много ста-
тей, расомалривающих с различных сторон
вопрос о частотной модуляции. В наестоя-
Щее время как будто уже нет сомнений
зв преимуществе частотной модуляции пе-
ред амплитудной в смыеле более высокой
помехоустойчивости.

Данных о применении частотной моду-
ляции на подвижных и коммерческих
стационарных станциях пока очень мало.
Однако по тем сведениям, которые появ-
ляются в печати, можно сделать вывод,
Что частотная модуляция постепенно про-
никает и сюда. Имеются, например, ука-
зания на то, что радиомаяки американской
армейской авиации на Аляске в 1940 ro-
ду переоборудовались на частотную моду-
ляцию. Американский радиожурнал «Рэй-
дио-Ньюс» об’ясняет это желанием изба-
виться от атмосферных помех, вызывае-
MBIX северным сиянием. р

В ноябре—декабре 1940 года в амери-
канском журнале «Электроникб» появились
две статьи, описывающие приемо-передаю-
щую радиоустановку, применяющуюся для
обслуживания полицейской службы в пига-
те Коннектикут. Подвижные перодалчики,
установленные на легковых автомобилях
и имеющие мощность порядка 25 ватт на
волне 7,66 метра, поддерживают двусто-
роннюю связь со стационарным 250-валт-
ным передатчиком. Он работает на волне
примерно 7,62 метра и установлен в
центре обелуживаемого им района. Таких
районов в штате 10.`Площаль всего шта-
та—около 145 Х 100 километров. Как
подвижные, так и ‚стационарные  радио-
передатчики указанной службы работают
10 схеме Армстронга,

В ноябрьском номере того же журнала
помещена статья, рассказывающая. 06 ис-
пытании частотно-модулированных колеба-
ний для связи © самолетами, находящимися
в воздухе. Повидимому, и в этой области
‘частотная модуляция вскоре найдет свое
применение. Новизна и недостаточно пол-
ное освещение вопроса © частотной моду-
ляции в литературе приводят иногда к
тому, что ей ошибочно приписывают та-
кие свойства, которыми он» не обладает.
Например, т. Бородин считает, что частот-

ная модуляция обеспечивает полную незз-
висимость от атмосферных помех, что она
в принципе обладают секретностью.

Другие утверждают, будто при пожищи
частотной модуляции можно передать bo-
ле широкий спектр частот, или что 13-
диопередатчики, работающие на принципе
частотной модуляции, значительно проще,
дешевле и требуют меньше энергии, Вов
это не соответствует действительности и
только дезориентирует читателя, жало зна
KOMOTO с этим вопросом.

Нет слов, частотная модуляция обладает
значительными преимуществами по ‹рав-
нению/ © амплитудной. Однако припись-
Зать el Te качества, которыми она не 0б-
дадает, пожалуй, не стоит. Выигрыш в
отношении борьбы с помехами при частот-
ной модуляции получается лишь в TOM
случае, если напряжение сигнала н% вхо-
де приемника в 2 pasa больше напряже-
ния помех. При меньшем соотношениях
между сигналом и помехой ослабления
влияния последней получаются небольшие.
Это легко доказать. ^

В отношении секретности можно ска-
зать, что она мало чем отличаются т
амплитудной. Прием  частотно-модухиро-
ванных колебаний можно производить из
обычный приемник, расстроив его относя-
тельно несущей частоты приходящих ко-
лебаний. Ширина полосы ‘чаетот, переда-
ваемых обоими методами, практически
может быть одинаковой, Наконец, в ©
ношении простоты передающего и приеу-
ного устройств преимущество остается 38
амплитудной модуляцией. Передатчики и
приемники, работающие частотной модуля-
цией, получаются значительно сложнее,
содержат большее число каскадов и, есте-
ственно, потребляют болыше энергии, чех
обычные устройства, использующие ах-
плитудную модуляцию.

Достаточно сказать, что указанный на-
ми выше 25-ваттный американский поли-
цейский передатчик имеет 6 каскадов и
в HOM производится 32-кратное ухно-
жение частоты:

Рассматривая Bompoc 6 возможности
применения частотной модуляции для 16-
лей связи в военно-морском флоте, ©ле-
дует учитывать но только ее добтоинства,
HO также и присущие ей недостатки,

Капитан 2-го ранга
С. АРХИПОВ.