—
ee

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Набеговые операции торпедных катеров.
на порты Северной Кореи.

Мощное наступление частей Ерасной
Армии; систематическое воздействие на-
шей бомбардировочной авиации создали
невыносимые условия базирования W0-
раблей противника и его сухопутных ча-
стей в портах Северной Вореи. В портах
Юкки, Расин и Сейсин нарейдах и у при-
чалов cromusoch большое количество
транспортов.  Обетановка  благоприят-
ствовала нанесению ряда мощных по-
следовательных торпедных ударов по ко-
раблям противника.

Но показаниям пленных, захваченных
при выполнении разведывательной опе-
рации группой торпедных катеров под
командованием капитан-лейтенанта Мар-
ROBCROTO, — противокатерных = препят-
ствий при зходах в порты не было. On-
Hako, разрабатывая операции, штаб с0е-
динения в этим показаниям подошел
критически: были предусмотрены ва-
фианты преодоления фазличных препят-
ствий, если они будут вотречены.

Боевым приказом капитана второго
ранга Бухта. командиру подразделения,
ныне Герою Советского Союза капитану
3 ранга Казачинокому, была поставаена
задача: в ночь на десятое августа груп-

пой торпедных катеров самостоятельно
произвести набог. на порт Расин. Метео-
рологическая обстановка — ветер зюйл-

ост 2 балла, море 1 балл, видимость до
3 кабельтовых.
В 02.25 при проходе порта Юкки
офицеры катеров наблюдатя зарево пожа-
ров и слышали взрывы большой силы;
порт был освещен бомбами нашей авиа-
ции. В 04.00 на подходе к порту Расия
катера по приказанию командира группы
сбавили ход и стали незаметно  втяги-
ваться в бухту. Нредполагая, что
противник все же поставил боны. хораб-
ти входили «толчками». Однако бонов He
сказалось. Порт горел. При зареве по-
жаров были ясно видны корабли, стоя-
щие у стенок и на рейде. В 04.34 каши-
тан 3 ранга Казачинский дал приказа-
ние атаковать. Нолучив сигнал, торпед-
ные катера развернулись и вышли в ата-
ку. Мичман Сивявский с короткой ди-
станции атаковал транспорт водоизме-
шением 8000 тонн и потопил его. Эви-
паж катера наблюдал взрыв транспорта.
В это время противник открыл беспо-
рядочный пулеметно-пушечный огонь ©
кораблей м берега. Посльштались тревож-
ные гудки в порту. С мыса Вокко и Ро-
хионова батареи отьрыли стрельбу в 3е-
нит, прожекторы также светили в зенит.
Вероятно, японцы предполагали воздунг-
ный налет,
Воспользовавшись замотательством
врага, катерники продолжали громить ето
транспорты. Мичман Кузнецов атаковал
олной торпедой транспорт водоизмеще-
нием десять тысяч тонн и потопил его.
После отхода он второй торпедой атако-
вал танкер водоизмещением десять TH-

На дне черноморских бухт

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 13 ноября.
‘(По телеграфу от корр. «Красного Фло-
та»). Над широкими бухтами Черномор-
окого побережья давно затих гул ораже-
ний. Деловито пыхтят у пристаней бук-
сиры, снуют многочисленные ялики и
сейнеры, скрипят лебедками грузовые
‘суда. ;

Кипит жизнь, полнокровная и радост-
ная.

А под гладью воды весе еще продол-

жается война -—— скрытая, тяжелая и
полная неожиданностей.
Мужественные люди в  сжафандрах

метр з& метром обеледуют глубь, осмат-
ривают каждый выступ, каждый ибкаре-
женный взрывами кусок металла. Они
закладывают  аммонал, чтобы подорвать
He голные к использованию затонувшие
суда. Гремят взрывы, и краны выни-
мают из воды многотонные  металличе-

Использование

сяч тони и повредил его, — танкер осел
кормовой частью. Видя, что атакованный
Кузнецовым танкер не тонет, старший
лейтенант Николаев добил ero торпе-
дой, танкер был потоплен. На отходе
Николаев атаковал транспорт зодоизме-
щением восемь тысяч тонн и также по-
топил ето. :

_ Во время атак личный состав наблю-
дал взрывы и гибель кораблей, тротив-

‚ника. В 04.45 торпедные катера без по-

терь вышли из порта.

От первого до шоследнего залпа mpo-
шло только 8—4 минуты. В мтоте этой
дерзкой операции было потоплено три
транспорта и один танкер общим водо-
измещением около сорока тысяч тонн.

Аналогичная по замыслу задача была
поставлена ныне Гербю Советского Сою-
за гвардии капитану 3 фанта Малику.
Ему предстояло осуществить набеговую
операцию на порт Сейсин. +

В 03.14 десятого августа группа тор-
пелных катеров (командиры — старший
лейтенант Танцура, старший лейтенант
(Соколов. мичман Якушев, лейтенант Хо-
лин, старший лейтенант Лощилин, дей-
тенант Еременко) втянулаюь на Теих
порта Сейсин. Проникновение катеров в
порт прошло незамеченным, так как про-
тивних, так же как и в Расине, не ожи-
хал их появления. 06 этом овидетель-
ствует опять-таки затоздалое открытие
противником огня. Особенноеть портовых
построек усложняла условия  иИспольво-
вания торпед в порту Сейсин. Завод Ми-
цу с ето ‘многочисленными трубами и
потемными сооружениями, входной

создавал впечатление стоящих у берега
кораблей и тем самым затруднял истин-
вый выбор об’ектов для атак. Несмотря
нь это, в результате набеговой операции
на порт Сейсин труппы катеров под
командованием Героя Советского Союза
гвардии ‘капитана 3 фанта Малика про-
тивник потерял несколько кораблей.

11 и 12 августа характеризуются на-
нееснием ряда дневных ударов по кораб-
лям в порту Расин. В эти дни ватера
под командованием Героев Советского
Союза Казачинекого м Малика потопили
семь транспортов и один танкер общим
водоизмещением около тысяч тонн,

Противник почти произвел эвакуацию
сухопутных частей из порта Расин, сняв
одновременно часть береговых батарей,
очевидно перебросив их на сухопутный
фронт. Поэтому огневое противодействие
при налетах 11 и 12 августа было весь-
ма незначительным, обстрел катеров вел-
ся из глубины порта Расин, от тоселка
Кондонч, района аэродрома. © острова
Масемы и острова Сиюо-то. Narepa, yua-
ствовавшие в набете, потерь в личном
составе и технике не имели. _

Дерзкие набеги торпедных катеров на
порты в светлое и темное время  сутов

ские пластины — осталви мостиков, 606:   долавы  Товстик и Воргун, разбирая

вых рубок, бортов... Люди в cka-
фандрах трудятся у затонувших судов.
и наверх одно за другим поднимаются
буксиры, наливные и сухотрузные бар-
жи, краны, транопорты, сейнеры,, мото-

‘боты. Уже отремонтирован и почти готов

к действию поднятый водолазами стотон-
ный кран. Рядом ¢ ним стоит восстанов-
ленный мощный буксир.

Водолазы аварийно-спасательного от
ряда инженер-майор» Павлова — стар
нина 2 стальи Гриненко, главный стар-
шина Вяткин, старшина 2 стальи Ва
сильев и многие другие показывают
своем деле образцы мужества и отваги;

Сейчас стало известно об окончании
большой и опасной работы, которую ва
протяжении многих месяцев проделали
водолазы инженер-подполковника Мандры-
ха. На глубине одной m3 бухг во-

гидроакустики

на подводных лодках

Быстрое техническое совершенствова-
ние подводного оружия выдвинуло его в
рады одного из главных Фредетв  веде-
ния войны на море. Однако до послед-
него времени подводные лодки имели
один существенный недостаток: невиди-
мая для противника, подводная лодка и
сама обладала небольшим и’ несильным
зрением, Перископ — единственный глаз
подводного корабля позволял просмат-
ривать очень ограниченный район. Про-
тивник 26 © надводного корабля По это-
му глазу порой мог раньше обнаружить
подводную лодку, чем она своего врага.

В результате напряженной работы ин-
женеров и ученых веех морских гобу-
дарств на соврёменных подводных злод-
ках этот недостаток отчасти ^ перекры-
вается тем, что подводная лодка полу
зила тонкий и точный елух. С помощью
специальных гидроакустических  прибо-
ров экипаж имеет возможность слышать,>
310 делается вокруг как на глубине моря,
так и на его поверхности.

Значение гидроакустики, как показа”
ли операции подводных лодок нашего
флота и флотов союзников. с каждым
тодом войны все время возрастало. В
началу второй мировой войны на фм.
тах имелись приборы, позволяющие об-
варуживать не только корабли на ходу,
но и подводные окалы, затонувшие ко-
рабли ит, д.

Прибор, посылая короткие импульсы
колебательной энергии, принимал отра-
зненное эхо и указывал пеленг ий дистан-
пию до предметоз, находящихся на пу-
ти импульса. Современные гидроакуети-
ческие приборы позволяют  обнаружа-
кать на большом расстоянии и на любой
тлубине надводные и подводные кораб
ли. независимо OT того, находятся ЛИ
они на ходу или без хода, одиночные и.
трупповые мины. С помощью
боров подводная

при-   ку.
лодка может обна- 3 ранга Траввин дал зали: Вскоре под-

ружить и запеленговать на большом
расстоянии надводный корабль по шуму
его винта, поддерживать звуковую связь
между подводными лодками и с налвод-
выми кораблями. При этом вся работа
приборов и управаение ими автомаги
зированы, ;

Работы военных инженеров и ученых
всех стран показывают, что возможности
гидроакустики далеко не исчерпаны. Вее
время создаютея новые приборы, откры-
ваютея новые области практического
использования гидроакустики. Во всяком
случае «механическое ухо» значительно
повысило боеспособность подводных ло-
док. Лнем и ночью, плавая в НАДВОд-
‚ном положении и Ha глубине. находясь
на грунте, экипаж подводной лодки ©
помощью акустических приборов может
следитв 3& горизонтом, точно знать, чт9
делается вокруг в глубинах и на по-
верхности моря. Гидроакустика стала

на подводных кораблях. He случайно,
что большинетво вражеских кораблей
было обнаружено подводникамн нашого
флота ¢ помощью  гидроакустических
приборов. :

Экипаж Н-екой подводной лодки. в
течение олного похола потопил шесть
вражеских транепортов, при этом четы-
те Из них были обнаружены авустиком.
Искусно применяя  гидроакустические
приборы, многие наши команлиры умело
обнаруживали цель, удачно выходили в
атаку и наверняка посылали торпеды,

Пример умелого использования гидро-
акустики ‘повазал командир подводной
лодки Герой Советского Союза капитан
3 ранга Травкин. Его подводная лодка
шла на глубине 20 метров. Векоре аку
стик доложил о шумё винтов большого
транспорта. Командир решил итти в ата-
Через некоторое время капитан

но были

Союза Быкова вел бой

брекватер и пр. в темное время CYTOR ©

Е ЕЕ ee eS

одним из основных средотв наблюдения  .

вынудили японское командование принг-
мать на транспорты воинские чаи у
порта Одецин, южнее Сейсина.

12 августа лейтенант Беликия протз-
водил поиск кораблей противника южнее
Сейсина. Обнаружив стоящий nox depe-
гом танкер водоизмещением пять тысяч
тонн, он потопил его одной торпедой.
Атака была произведена в светлое зре-
ия ‹ут0Б и так внезамно, что протаво-
действие противником оказано не было.

15 августа группа торпедных катеров
Героя Советского Союза старшего дей-
тенанта Быкова при поиске противника
в том же районе ‘обнаружило на рейде
Одецин стоящий на якоре танкер про-
тивника водоизмещением 3-=4 тысячи
тонн. Торпедные катера пошли в ‘атаку,
сами этахованы четырьмя ис-
требителями противника.  Сброшенные
¢ самолетов бомбы рвались в
10—15 метрах от бортов. Ватера от-
крыли пулеметный огонь, в результате
чего один ‘самолет задымил и ушел со
снижением, TPM других отказались от
атаки. Пока катер Тероя  Советекого
с авиацией, ка-
тер Алековева одной торпедой потопил
танкер. Это была последняя атака за пе-
риод войны с Японией, .

Заканчивая краткий обзор боевой дея-
тельности торпедных катеров Н-окого с06-
динения, необходимо отметить следующее:
сложившаяся на театре оботановка дик-
товаль необходимость посылать катера в
набеговые операции на порты Северной
Кореи ‘мелкими группами, 910  требо-
вало высокой тактической  выучки
офицеров и четкости боевого. управления
со стороны штаба,

Появление советевих торпедных катё-

ров в портах противника в ночь c 9 we
10 автуста оказалось для него неожи-
данным, так как внимание обороны бы-
ло отвлечено от морского ‹ектора сиете-
матическим воздействием нашей авиа-
ции. Время‘ торпедных атак от первого
до последнего залпа (3—4 минуты) не да-
ло возможности противнику реагировать
на внезапное появление катеров и ожа-
зать им мощное противодействие. Да и
противокатерная оборона атакуемых пор-
тов не везде была мощной.
Опыт подсказывает, что при самостоя-
тельном действии катеров в поиске. или
при выполнении чабеговой операции в
светлое. время суток при метебрологиче-
ских условиях, не позволяющих исполь-
зовать авиацию для прикрытия, необхо-
димо быть готовым к высылке ‘авиации
в случае резкого улучшения погоды.

Личный с0бтав катеров капитана
2 ранга Кухта, действовавший вдали от
своих баз, в тяжелых условиях, проявил
доблесть, мужество и волю Ев победе,
вписав еще одну яркую страницу в ис-
торию нашего родного флота.
Капитан-лейтенант П. МАКСИМОВ.

стенку защитного мола, увидели среди
камней провода. Концы их скрывались
на дне бухты. Водолазы сообщили 06
этом главному старшине Задорожному.
Старый моряк опустился на дно. Вместе
в другими водолазами он провел много
часов под. водой, осторожно раскалывая
вокруг проводов ил, камни, водороели.
Тайна проводов векоре была фаскрыта.
Siech  оказаловь целое «гнездо» мин.
Нак выяснилось, немцы, напуганные де-
сантом чёрноморцев в декабре 1941 го-
да, установили в камнях мода адекую
ловушку. Они тотовилиеь  ветретить но-
вый десант взрывом мощной силы. По-
том, убегая под натиском налих войск,

они оставили нетронутыми мины Ha
дне бухты, надёяеь, что хакой-ни-
будь случай вызовет верыв и раз-

рушит порт. Черноморские водолазы
извлекли и обезвредили вое мины,

SS Ee en ee

водвики уельшали взрыв. Его торпеды
попали точно в цель. Транспорт водоиз-
мещением 6.000 тонн уходил на дно.
Иногда командиры наших подводных
лодок успешно использовали метод ком-
бинированного наблюдения, — дополняя
данные, полученные в помощью  гидро-
акустики, визуальными. Н-окая подвод-
ная лодка находилась на глубине, когда
акустик доложил о шуме винтов двух
кораблей. Полводная лодка шла на сбаи-
жение, пользуясь лишь показаниями
гидроакустических приборов. Затем,
когда дистанция сократилась, командир
поднял перископ м обнаружил два Bpa-
жеских корабля. Через некоторое время
подводная лодка вышла в атаку и торие-
дировала транспорт. ь

Значительно усложняется выход Bl
торпедную атаку по данным гидроаку-
етики, когда транспорты идут с проти-
володочным охранением. В этих случаях
необходимо не только поленговать цель,
но и внимательно следить за действия-
ми кораблей охранения. Однако при
тщательной боевой подготовке авустик
может успешно справиться со своей за-
дачей и в такой обстановке.

Олнажлы Н-ская
ва  вогретилась
ским конвоем. — Сблизившиеь
командир поднял
зуально определил

подводная
в больших

лол-
враже-
6 целью,
первой Й ВИ-
‘основные  ланные о
противнике. Вомандир подводной лодки

решил атаковать из состава понвоя са-

дами. Berope по шуму  пелентатора
и сотрясению корпуса подводники опре-
делили, что торпеды нашли свою
цель. Командир поднял периском. Ока-
залось. что торпелы попали в транопор-
пы водоизмещением 8 и 4 тысячи тонн.
Эвипаж этой же подводной лодки в дру-
гой раз успешно атаковал и потопил не-
мецкий эскалренный миноносец. шедший
в большим противололочным охранением.

Правильное ° ибпользование гидроаку-
стических приборов в значительной ете-
пени облегчает действия подводных 1%
док ночью и при малой видимости, Во Bpe-!

положении

ME большой, средний транспорт. Вый-
дя в тотку залпа, он выстрелил торие-
A

За: образцовое вышолнение боевых 3а-
Даний Командования ва фронте борьбы
< японскими империалистами и прояв-

ленные при этом отвагу и геройство
‘Указом Президиума Верховного Сове-.
та СССР от 14 сентября 1945 года
присвоено звание Героя Советского
Союза гвардии капитану 3 ранга Ми-
хаилу Григорьевичу Малику (на СНИМ-
’ ке’‘слева), капитану 3 ранга Льву Ни-
колаевичу Пантелееву (в центые) 4
капитану 8 ранга Константину Василь-
евичу Казачинскому (справа).

a Фото Л. Дубильт

ВОССТАНОВЛЕНИЕ
МУРМАНСКА

В работах по восстановлению фазрушен-
ных во время войны зданий Мурманска
добрую славу заслужили строители части
инженер-подполковника Власова. 3a
1944—1945 гг. они восстановили 9 двух-
этажных  двенадцатиквартирных домов,
Дом Военно-Морского Флота и 4-этажное
пикочьное здание в Ленинском районе
города. .

Пример доблестного отношения в тру-
ду показали штукатуры бригадира Tope-
лых, каменщики орденоносца Фирюлина,
плотники бригадиров Цыплакова, Бафано-
ва и Востыгова, выполнявшие производ-
ственные задания на 160—170 проц.

Ленинский райсовет Мурманска, 0б’явил
благодарность етроителям части, & луч-
ших премировал ценными подарками,

Капитан В. КУПРАШВИЛИ

Аспиранты Арктического
училища

ЛЕНИНГРАД, 13 ноября. (ТАСС). На-
чался первый послевоенный прием в аспа-
рантуру Высшего арктического морского
училища Главсевморпути. Будущие  науч-
ные работники и педагоги будут гото-
виться по различным специальвостям: гид-
рографии, геодезии, метеорологии, океано
логии и астрономии.

Большинство подавших заявления в ас-
пирантуру — гидрографы и геодезисты —
участники арктических экспедиций и эи-
мевок. Среди них много бывших фронто-
БЕКОВ.

Пнтомец ‘Гидропрафического ивститута
В. Калин в течевие семи лет работал в
ряде арктических экспедиций Пять лет
пробыл на Крайнем Севере.питомец Ленин-
градского университета геодезист А. Бло-
хин. Окончивший с отличием Гидрографи-
ческий институт В. Дьяконов в годы Оте-
чественной войны был военным гидрогра-
фом. Он занимался навигационным и гид-
рографическим обеспечением боевых ко-
раблей.

В декабое молодые аспиранты приступа-
ют к занятиям.

мл операций на Балтике подводная лодка
вела ночной поиск. Она пила в надволном
под дизелями. Визуальное
наблюдение показывало, что вблизи про-
тивника Нет, Однако  акустик доложил,
что на курое в охранении нескольких
малых идет большой корабль. Воман-
дир повел подводную лодку на еближе-
ние. Вскоре удалось и визуально обна-
ружить больной корабль. Полволная лод-
ка вышла в атаку и двумя торпедами
потопила его.

Е сожалению, не ‘вое торпелные атаки

с использованием гидреакустических при-

боров были удачны. Об’ясняетея это в
основном недостаточной тренировкой в
определении данных торпедной стрельбы.

Гидроакустические приборы — надеж-
ные ‘редетва, позволяющие  экиажу
цолводной лодки лобиться успеха торпед-
ной атаки и Обеспечить безопасность
своего корабля. Задача состолт в том,
чтобы непрерывно совершенствовать так-
тику и методы использования STOTO эру-
тия. Еще не вое возможности  гидро-
акустических средотв полностью раскрые
ты. Следовательно, сейчас, в период мит-
ной боовой учебы, необходимо этим
вопросам, в частности теоретическим
исследованиям и обобщевияи опыта,
уделять 060б0е внимание.

Это будет показателем глубокого 06-
воения опыта войны, дальнейшим  pas-
витием всего того ценного, что найдено
во время боев.

Гидроакустические приборы  наблюде-
вия и подводной связи позволяют орга-
низовать более широкое и тесное взаи-
модействие подводных лодок между со-
бой и с надводными кораблями. В ходе
боевой подготовки этому, а также даль-
нейшему совершенотвованию  организа-
ции службы, наиболее эффективной эко-
плоатации материальной части гидро-
акустики толжно быть уделено самое
пристальное внимание,

Инженер-капитан 2 ранга
Г. МЯСНИКОВ.

Краснознаменный Балтийский флот.

‘вающих необходимую дальность видимо-

14 ноября

1945 г., среда № 267 (2142)

О точности координирования
тральных галсов

Быстрота враления зависит прежде
всего от точности координирования
тральных галеов. Для того, чтобы 10-
крыть тральными галеами (без «окон» )
район, подлежащий тралению, необходи-
MO произвести расчет таким образом, что-
бы ошибка в определении места была
вдвое меньше ширины перекрытия. Так,
при обеспечении траления инженер-май-
ором Пашенцевым соответствие точности
обсерваций и величины перекрытия вы-
разилось следующей таблицей;

Точность обсерваций Е Перекрытие
B MT. B MT. р
“25 50
20   50

Говоря о точности определения места,
необходимо иметь в виду, что сущест-
вующие ныне методы и средства для
этой цели обеспечивают наиболыную точ-
ность 20—25 метров.

Командирам соединений тральщиков
необходимо учитывать, что большую точ-
ность гидрографы не обеспечат. Поэтому
увеличение ширины тральной полосы
должно итти не ва счет уменьшения ве-
личины перекрытия, а за счет увеличе-
ния числа тральщиков, сохраняя величи-
ну перекрытия применительно к той точ-
ности обсерваций, которую обеспечивают
гидрографы.

В районах, где глубины не позволяют
постановку минных вешек, это особенно
важно.

При расчете точности определений на
галсах нужно учитываль и опвибюу, с ко-
торой определены координаты опорных
пунктов. Обычно ошибка обсерваций на
талсах выводится без учета ошибки оп-
ределения опоры: Между тем эта ошибка,
особенно. есля пункты выставлены Ha
воде (буй, плавающий маяк), дает боль-
шее отклонение в определении места и
зависит от точности определения опорных
пунктов, удаления тральщиков и вели-
чины угла, измеренного между пунктами.

Особую сложноеть для гидрографов и
штурманов представляет  координирова-
ние траления районов вдали от берега.

В практике работы черноморцев при-
менялось несколько способов координиро-
вания трачения. Jae

Определение мест тральщиков на гал-
сах по двум горизонтальным углам, из-
меренным между тремя поднятыми на
берегу аэростатами, — один из сравни-
тельно надежных ©1060бов. Центр аэро-
статного пункта определяется геодезиче-
CKH или используется знак (центр) тря-
ангуляции, Точность удержания  а9ро-
стата над центром колеблется в  преде-
лах 10 метров. i

Этот ст0с0об является достаточно точ-
ным и удобным при тралении вдали от
беретов.

Определение по двум углам, измерен-
HMM между тремя, направленными на
тральщик, прожевторами, — тоже хоро-
ший 610606. Организация этого способа
обеспечения заключается в том, что на
береговых опорных пунктах,  обеспечи-

оти, устаназаиваются прожектора со сте-
реотрубами.

Во время работы тральщиков лучи
прожекторов в помощью стереотруб на-
правляются на ведущий корабль. raul
измеряются по световым точкам. Этот
©10с0б с успехом применялея  старптим
техник-лейтенантом Кандолинцевым. Точ-
ность обсерваций в этом случае будет
включать только ошибку Е:

Говоря о точности обеерваций по двум

лейтенантом

угла за этот счет получится как разность

между поправками @иври двух направае-
ний на опорные пункты © обсервованной \
точки. Величина этой поправки

9т расстояния между обсервованной TO

кой и опорными пунктами, величины Hi
меренного угла и широты места.

Обсерващии по буям или плавающих
маякам токе вполне приемлемый
способ. Организация обеспечения в ITM
случае применялась следующая. В районе

траления выставлялись на воде, в зарак

вамеченных точках, буи. Перед началох

траления к этим буям подходили BLICOK-

бортные катера, игравшие роль плавающих
маяков, м становились на якорь. Месть
плавающих маяков (буев) выбирались о
расчетом, чтобы они были видны 6 берега,
Во время работы тральщиков место пла
вающих маяков определялось с берете _
прямыми засечками с трех пунктов, Ix
координаты передавались по радио 1
ведущий тральщик. Определения прош.
водились каждые 5—10 минут.

° Более точным способом обсерваций в
берега, разработанным старшим техни
Кандолинцевым, является
определение прямыми засечками © берем
ведущего тральщика. В этом слу
большое значение мест организация
связи.

На каждой тводолитной точке должна

быть установлена рация. с достаточно
дальностью действия. Засечки  берумя

теодолитами визуально на ведущий траль-

щик © береговых опорных пунктов по ра
диосигналах и сразу же передаются и
тральщик, где ведется прокладка.

Залача гидрографов заключается в т0\,
чтобы использовать вое способы и сред.
ства для более точного координирования
тральных галеов и этим сокращать ep
ви окончания траления.

Обеспечение соответствующей точное
обсерваций еще не значит получение т4-
кой же точности координирования траль-_
ных галсов, Первая задача — obecuert-
ние точности — решается гидрографами;
вторая — зависит от штурманов и вомелл
диров тральщиков, от того, как они ©]
меют использовать опору м сродоть
координирования.

Штурмана должны хорошо знать нави“
тационную OOCTAHOBKY файона, растюлс-
жение опорных пунктов, их видимость,
гидрологический режим и т. д.

Многое зависит от умения работать в
инструментами — оекстанами, протравто-)
рами. Необходимо систематически пром
водить проверку их.

Вторым, не менее важным процессом.
в Координировании галеов является пн
кладка определений. Прокладка, как пр“
вило, производится либо протрактором,
либо по гониометрической сетке. Пре
трактор может дать хоропгие результаты
в том случае, если им умело пользоваться.

Некоторую особенноеть в коорфдини
вании тральных галеов имеет  траленю
фарватеров. Дело в том, что нёкоторы
фарватеры, имея небольшую шир \
(около 5 кабельтовых). удаляются отб
рега на расстояние до 50—-70 миль.

В практике работы черноморских ги
рографов приходилось обеспечивать
траление таких фарватеров и плавание 1
ним. Постановка ограждения и 0606104
ние в 910м случае производилие»
одновременно тройным пробегом 2
тёра с привязками к береговым пунктах,
Траление выполнялось двумя-тремя пр
дольными талсами, a  координировани
галсов осуществлялось по выставлено
пловучему ограждению. В точности KOO
динирования траления таких фарватер
имеет значение определение подходной й

we

yraam Fa больших расстояниях от отор-   конечной точек, которое выполняет
ных пунклов, следует помнить, что при   обычными способами  гидрографических
работе на картах и планах в Меркатор-   определений,
ской проекции измеренные углы нужно На
_измер } \ питан 3 ранга
исправлять поправкой Живри. Поправка Е АВГУСТОВИЧ
т ИЕ у,
‚ о НАПРЯЖЕННАЯ ВАХТА

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 13 ноября. (По те-
леграфу). В одиннадцать часов дня на
вахту Н-ского поста СНиС, Глё началь-

ником старшина 2 статьи Березовский, за-

ступил краснофлотец Резкус.

Погола не благоприятствовала наблюде-
нию — порывами налетали густые снежные
заряды, дул сильный норловый ветер. Од-
нако зоркий моряк вскоре заметил з 30
кабельтовых черный плавающий предмет.
Это была мина. Ренкус немедленно `‘<соб-
щил в штаб. Через несколько, минут on
угидел еше несколько мин. Всё они дрей-
фовали к берегу, где расположился пост.
Вскоре несколько мин столкнулось. Ог-

ромной силы взрыв потряе скалы, ™
сигнальном мостике от взрывной воли \
задрожали стекла. ‘

Lae weeny вахты бдительный краснофи }
ц обнаружил 26 мин. Приливом оли 0
ли выброшены на’ берег,

a ee когда прибыл корабль, т. Ре
on повел napruio munepog K mecty.
лны BHIGOPO Wn Mune, Bexope cram 9%

паваться взрызы. Это минеры подрыва

выброшенные мины. Всё они. были узи

io Командование  об’явило крас!
отцу Ренкусу благодарность.

Лейтенант Л. ШАХНОВСКИЙ.

завис 7

Че

=

a we SB A oO SG Oe

Шт. 5. whet co

Зои ЗВ

ala i ree