14 ноября 1945 г., среда № 267 (2142

Победа любви

В начале 1942 года в Москве ` была
выставка фашистских зверств, Ее эмбле-

мой было дитя в лапах гитлеровцев.

Меркли рядом с этой выставкой музеи
Незачем

пыток Варшавы и Нюрнберга.
напоминать о ней, — каленым железом

выжжены все эти события в нашей па-
мяти. Чтобы отометить за неописуемые

страдания детей, наши войска прошли
от Сталинграда до Берлина, наши ко-
рабли пересекали все моря мира.

Мы берегли наших детей, как никто
в мире. Дитя священно под всеми ши-
ротами. Литература всего мира чтит ре-
бенка. Даже иронический Свифт только
принцу-потомству  предоставаял право
судить свои вещи. Но только у нас на
деле вео лучшее было предоставлено ма-
ленькому хозяину будущего, только у
нас лучшие умы государства были 03a60-
чены каждой деталью его существования,

Поэтому и в войну все было сделано
пля спасения детей.

Сейчас торжественные дни — возвра-
щаются с фронта бойцы и командиры ар-
мии и флота. Вот они в Москве. Цветы
и речи на вокзалах, народная любовь.
Но многие озабочены. Прямо с вокзалов
мчатся они на Пироговскую, в Хомутов-
ский тупик или в Пушкино, Мамонтов-
ку, Малаховку. Там детские дома. Это
маленькие мирные острова, где Родина
за время военных бурь сохранила для
отцов п матерей самое дорогое — их ма-
тюток.

Гле-нибудь в Белоруссии, на Украине
или в Смоленщине остались  обгорелые
трупы на пепелище под виселицами. Дю-
ди годами жили и сражались, думая о
своих детях. ой

‚И вдруг, неожиланно, странными пу-
тями обнаруживалось, что жива дочь или
сын, иногда несколько летей сразу. В
армию прилетали белые треугольнички 5
детскими  каракульками или сердечные
письма педагогов. Розыски шли непре-
рывно. настойчиво. Можно писать прик-
люченческие романы о всех путях и ме-
тодах, какими они осуществлялиеь.

И вот первая ветреча. Бурные об’ятия
ребенка. растерянность отцов. «Так вот
ты какой!» Четыре года в детской жиз-
НИ—это Почти полвека в жизни взросло-
то. Оставлен розовый комочек в пелен-

ках — встречает карапуз в матроске.
была пятилетняя крошка —— выходит
большая девочка в бантах. Готовились

увидете замученных — встречают здеро-
зых, веселых. счастливых. Они ралы вер-
нуться в семью, но со слезами расстазот-
ся с теми, кто все эти годы заменял им
семью. : AN.

Отны, —& часто и ‚матери — наша
победа куплена и женщиной, — уводят
детей потрясенные, благодарные.

Им есть за что благодарить. То, что
сделано для детей, соперничает ¢ воен-
ными подвигами и достойно такой же
славы. Родина с гордостью отчитывается
в этом.

Война за ребенка началась вместе с
большой войной. Эшелоны с малютками
пошли на восток со второго, & кое-где
и с первого дня войны. Специальные па-
рохолы пропускались по ночам без оста-
новок и вне очереди, подобно военным
грузам. И это в самом деле были грузы
0е0бого назначения—это было наше бу-
дуттее, принц-потометво..

Шла война, чю дети учились. Даже в
пути под Казанью им фассказывали 0
Грозном, под Ульяновском Ленине,
в устье Камы — о Репине. Триста  ма-
леньких ленингралеких балерин, которые
ппи Гитлере лолжны были бы стать ра-
бынями или проститутками, поодолжали
заниматься в гор. Молотове. На берегу
Камы учились дети московеких писате-
лей и летчиков. Дети моряков, рабочих
 и шахтеров кончали  десятилетку на
Yo me, :

Но увезли не всех. Десятки тысяч
малюток остались мертвыми на paccTpe-
лянных дорогах, под развалинами  до-
MOB.

«Детей не жалеть», таков был при-
каз фаптиетекого командования.

Достоевский отвергал фай, если он
куплен детскими ‘страданиями. Но разве
он мог бы себе представить такие стра-
дания! И это не «было ‚случайностью
войны. Это. входило. в план. уничтожения
20 мизлионов славян. Воистину фашизм
освободил себя от. гуманитарных  пред-
рассудков. 250 малюток, зарытых в Бер-
зи. Тысячи детей—в гетто. _

Месть уже обрушилась на фапгистов за
этих детей. Подобно буре было возмез-
лие, которое несла с с0бой Красная Ар-
мия. Но она не только мотила — она же
и спакала. Рыцари «Катюши» отогрева-
ли под полой шинели маленьких живых
Катюш. Они кормили‘ детей в’ походных
кухнях. лечили в тоспиталях, увозили.
на санитарных самолетах в тыл, где при-
нимала UX B свои об’ятия большая мать-
Родина. Это была целая лавина— дети из
освобожденных мест. м

Уже © января 1945 тода было реше-
ние правительства © детях, лишившихея
семьи. <У нас нет сирот» и «ни одного

‘лечили,

: copie ‘детские дома.
У многих из родителей все погибло.

=>
М. ШКАПСКАЯ
>
ребенка на улице» — вот смысл этого
решения.
На это решение откликнулась вся

страна. Неописуем был народный энтузи-
азм. Юноши и девушки строили детокие
дома, женщины шли в них работать. Bo-
инские части вокапывали им земаю и
проводили электричество. Детьми  зани-
мались все— отделы народного образова-
ния и больницы, школы и железные 10-
роги, от Совнаркома до полярников на
зиморках, коллективы Госбанка.

Но всему Союзу были созданы прием-
ники для детей. Основной был в Москве,
в старинном Даниловоком монастыре.
Его двери не закрывались ни днем, ни
ночью. Это была дверь, которая, как у
Гюго, «не спрашивала, есть ли у тебя
имя, а только—-есть ли у тебя горе».

Горе было у всех. А вот имени часто
не было. Возникла огромная семья неиз-
‚вестных. Это были самые маленькие —
подобранные в лесах, под обломками, на
дорогах. Они были страшны — изранен-
ные, голодные, чесоточные. Их мыли,
распределяли. Кого на восток,
кого в Подмосковье или в Москву —
старших в ремесленные училища, в 0б-
шежития заводов, самых младших — в

Но чесотка и раны были не самое
страшное. Были раненные душевно. Они
разучились смеяться, они не шалили.
Они кричали ночью, но молчали днем.
Им было трудно учиться, —они потеряли
память и разучилиеь говорить после то-
го, как у них на глазах повесили мать
или бросили в колодец братишку.

Они видели такое, после чего нельзя

‘было остаться людьми. А их надо было

сделать людьми, при этом здоровыми И

‚нормальными.

Это сделано. Можно представить ©ебе,
какой ценой. Это было подвижничество.
Это была неустанная работа, в которои

`было продумано все, от книги до джем-

пера, от сказки до игрушки. Все самое
лучшее опять имеют наши дети. Прек-
расные дома в Москве, лучшие подмос-
ковные дачи. Тургеневские дома с льва-

` ми у ворот в фубекой провинции, лвор-

цы в Крыму и сады в солнечном Узбе-
кистане, свои лошади и машины, еже-
годные экскурсии на юг.

Представители четырех держав недав-
Ho посетили один такой детекий дом в
Москве. Они оставили восторженные
записи.

Блистает паркет, золотистые портьеры
смягчают солнечный свет, ослепительно
белые одеяла покрывают нарядные кро-
вати. В мертвый час спят на коврах кук-
лы и мишки. Веселые и счаетливые де-
ти живут такой же полной жизнью, как
и лети в наших семьях. У них те же’
мечты и планы, у них те же возвышен-
ные и прекрасные стремления — соби-
раются ли они бороться со старостью и
смертью, готовятся ли летать в небе илн
плавать в море.

Многие уже выросли, ушли в армию, в
университет, на сцену, ходят юнтами,
стоят у токарных станков,—у каждого
эсть `свое место в жизни.

Были особенно трудные дети — дети-
фронтовики. Они не хотели воевать, HO
дома сгорели, родные убиты, товарищей
угнали. в Германию. Лес стал их ‘домом,
отряд — семьей. Они ходили в разведку,
взрывали эшелоны: 9то не занятие для
детей. Как только появлялась возмозк-
ность — их возвращали в мирную 0б-
становку. Но копать трядки в огороде
они не хотели. Третий класс оказывался
непосильно трудным. Как будто готовил-
CH кризис, но он не состоялся, он был
государственно предусмотрен. Вы хоти-
тс быть командирами? Хоропго, но знай-
Te, что ‘это нелегко, будьте уж тогда
командирами всерьез. Вы должны быть
образованными и дисциплинированными.
Й в 1943 году создаются  суворовекие
училища. В них много детей-героев. но
это не лает им скидки, наоборот. Если
ты ‹умел сохранить боевое знамя — до-
кажи, что это не опизод в твоей жизни,
a система.

Им дано все лучшее, педагоги отозва-
ны из вузов, сняты © фронта, командиры.
Их столы <сервированы, как для банкета,
они элегантны и подтянуты. За несколь-
‘о месяцев они стали неузнаваемы. Ког-
да Георгий Овчаренко пишет:

Иду читать © Прометее
В тени астраханских акаций,

вы невольно ветоминаете 0 пушкин-
ском лицее. Они изучают верховую езду,
языки, битву под Кинбурном, знакомят-
ся с Ганнибалом и Цезарем. Им близки
Суворов и Кутузов. И это диапазоны на-
шей культуры, которую мы противопо-
ставляем фашизму и его мертвящей
муштре.

Чтобы добитьея всего этого, надо бы-
ло, чтобы все работало для одной цели:
коллектив, товарищи, пионерская орга-

сыновей заменяли их двумя сиротами.

родители

низация, подвижники-педагоги, государ-
ственные заботы, наша литералура, наша
паука, самый воздух нашей страны —
доброта и щедрость.

Поэтому и уводят их отцы или матери
потрясенные и благодарные.

Но есть дети, за которыми родители
не придут. Это дети погибших. И еще
это маленькие Неизвестновы, подобран-
ные в лесах и окопах. Правда, этих
остается все меньше и меньше, даже их
находят родные.

Но и эти, самые, казалось бы, одино-
кие и несчастные, в условиях нашей
жизни становились счастливыми.

Это не парадокс. Загляните в кварти-
ру Кузнецовых на Софийской набереж-
ной, Теплота детекого дыхания, зайчики
на стене, куклы и две девочки, похожие
на кукол. Все — от ленты в локонах до
изящной детской мебели-—обдумано 3a-
ботливыми отцом и матерью. Люси и
Таси никогда не думают о том, что папа
и мама у них не родные.

Таких квартир, таких летей в одной
Москве около 20 тысяч. От скромной
квартиры ‘работницы фабрики «Красный
богатырь» Овчинниковой, которая пер-
вой взяла к своим четырем дочкам пя-
тую, приемную, до квартиры Ильи Эрен-
бурга, которому тоже война дала вторую
дочь. : ;

Началось это тоже с первых дней
войны. На той же московской выставке,
над стэндами с измученными детьми бы-
ла надпись: «Что ты сделал для них?»,

Надпись эта гналась за каждой жен-
шиной. Она не. давала им спать, они
приходили просить мальчика или девоч-
ку. Они не просили красивых, они про-
или несчастных. Но просили, как го-
лодный просит хлеба. «Удостойте меня
делей счастья», «Неужели я He зазлу-
жила ребенка?», «Влянусь” сделаль ero
счастливым». Детей просили жены ге-
пералов и прачки, учительницы и убор-
щицы, инженеры и санитарки. Фронто-
вики собирали для летей деньги, взносы
были шедрыми. Люди готовы были
стать в очередь, только чтобы He
остаться без места на этом празднике
любви. Соревновались города и области,
детей брали коллективы родильных домов.
и авиачасти. Танковый завод имени
Сталина взял сразу 120 детей и столько
же взял колхоз Янги-Юл в Узбеки-
стане. Имеющие восемь детей брали.
девятого. Потерявшие на ‘фронте двух

Детей взять было не так просто. Их
давали с выбором, под строгим контро-
лем. Усыновить можно только круглых
сирот, остальных давали только на оле-
ку нли на патронирование.

В Москве, на улице Станкевича, в Го-
родеком отделе народного образования
маленькая комната всегда, полна людей.
Это здесь «дают детей». Порог этот пе-
реступают © трепетом. Товарищ Орлова,
седая женшина с горящими глазами,
должна знать о вас все: ваш характер:
бюджет, условия жизни — только тогда
вам доверят ребенка, но вама она —
сейф тайн. У них все засекречено, как
на военном об’екте. Это неудивительно:
здесь оберегают покой и счастье малень-
ких Неизвестновых, которые вновь обре-
тают имя и семью.

Вот приходит © фронта отец. Он ищет.
сына, ему дали адрес детекого oma.
Потрясающая встреча. Малыш счастлив,
но он смущен, он плохо помнит. Отец
ему напоминает о мишке, 0 лошалке, о
елке. о каких-то синих пуговках. И ре-
бенок уже вепомнил, он сияет, он едет
‹ папой домой, к маме. И никогда в.
жизни он не узнает, что. его. настоящие
давно умерли. — Впрочем,
может быть, они и живы. В на-
шем потрясенном ‘мире много живет
сейчас тех, которые потеряли детей.
Мы все знаем, что значит потерять ре-
бенка. Это голос, который никогда не
скажет вам «мама», это шаги, которых
вы никогда не услышите в пустом доме.

Но страшнее, чем потерять, это ‘ничего
не зналь. Страшные мысли приходят в
голову. Может быть, они погибли, как
маленькая Клара Виптневецкая, которая
перед смертью написала отцу: «Напочка,
умереть He страшно, страшно, о что на
маленьких жалеют пули и  забапывают
их живыми».

Мертвые не возвращаются. Тусть бу-
дет им легка наша милая и добрая co-
ветская земля. А их убийн ждет еще
страшная кара. Но осиротевшлх отцов

и матерей пусть утешает одна мысль:

если только дети живы — они найдутся.
А если и не найлутся, то они счастали-
вы. В этом нет сомнения. В этом пэру-
кой вся наша великая и ‘прекразная
Родина. ¥
Ведь’ только любовью утзерждается
жизть HAL емертью;,  культура-- над
варварством, высокие человеческие чув-
ства — над дикарекими инстинктами фа-
шистеких орд, которые грозили опроки-
нуть основы морали и права во воем
мире.

ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА СОВЕТСКИМ ВОИНАМ,
ЗАМУЧЕННЫМ В БЕЛЬЗЕНСКОМ ЛАГЕРЕ

БЕЛЬЗЕН, 12 ноября. (ТАСС). 9 ноября
близ Бельзена состоялось открытие па-
мятника замученным гитлеровцами в Бель-
зеноком концентрационном лагере совет-
ским  военнопленным; У. большого леса
построена арка, украшенная созетскими
флагами. На арке надпись на русском, ан-
глийском и немецком языках: «Кладбище
советских военнопленных». За аркой, в
лесу — ровные pati заботливо украшен-
ных могил. Перед аркой — закрытый чер-
FLIM полотнищем памятник,

Перед началом ‘церемонии’ открытия
памятника близ него выстроился почетный
караул от частей‘ английской армии. К

памятнику прибыли члены советской воен-
ной миссим по репатриации при английской
армии и английский генерал-майор Эрскин.
Генерал Эрскин выступил с краткой речью.
От имени советской ‘военной миссии по
репатриации при английской армии высту-
пил майор Дроздов, почтивший память за-
мученных титлеровцами пленных советских
BOHHOB.
После речей присутствующие подошли
к арке. Генерал Эрскин снял < памятника
черное полотнище. Был дан орудийный
салют. К подножию памятника были воз-
ложены венки.

ОТСРОЧКА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В АРГЕНТИНЕ

НЬЮ-ЙОРК, 12 ноября.

передает корреспондент агентства Юнайтед   7 апоеля, будут отложены.

Прессе из Буэнос-Айреса,
правительство  <ообщило,

аргентинское
что президент-

Излатель: НАРОДНЫЙ  КОМИССАРИАТ
СССР.

ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
ГМ 203466 © о

(ТАСС). Как] ские выборы, ^ которые были намечены на

Новая дата
выборов об’явлена на’следующей

неделе.

будет

отдел боевых пействий
отлел  информации—поб.

Суд над палачами
из гитлеровского концлагеря
в Бельзене

ЛЮНЕБУРГ, 13 ноября. (ТАСС). На ут-
реннем заседании суда 12 ноября после
окончания речи защитника капитана Филлип-
са выступили защитники Мунро и Бойт. Их
речи были похожи на все предыдущие вы-
ступления их коллег. Они выискивали в по-
казаниях свидетелей незначительные проти-
воречия, оправдывали избиения заключенных
необходимостью «поддержания порядка»’ и
т. д. По словам защитников, во всем винова-
ты будто только сами заключенные, которые
«плохо вели себя» в лагере. Исходя из это-
го, защитники пытались доказать невинов-
ность ‘своих потзащитных. Последним из за-
шитникоз выступил лейтеновя“ ЭнжиоРич,
защищавший 6 подсудимых.

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Сушевская ул., 91, Коммутатор pena
флота—лоб. 29. 35:

отлел аропаганлы-—Л 1-11-45
писем— лоб.

отдел

1-35; отдел

23, пллюстрапионный отдел—доб, 99:

БЕЛГРАД, 12 ноября. (ТАСС). В Бел-
граде ва выборах в Учредительное собра-
ние голосовал 91 процент избирателей. За
кандидатов Народного фронта в Союзную
скутцину было подано в Белграде 81,58
прец. голосов, в урну без списков о опу-
слили шары 18;47 проц. лиц, участвовав-
ших в голосовании. Кандидатам Народного
фронта в Скупщину национальностей от-
дали свои голоса в югославской столице

83,2 проц. избирателей, участвовавших в
голосовании; 16,8 процента избирателей
опустиля избирательные шары в урну

без списков.

БЕЛГРАД, 12 ноября. (ТАСС). Мо’ по-
ступающим сведениям, выборы в Учреди-
тельное собрание повсеместно прошли в
обстановке большо.ю под’ема. Об этом
прежде всего  схидетельствует высокий
процент участия в голосовании. У празд-
‘пично украшенных зеленью и цветамя
зданий узбирательных участков в течение
пелого дня толпились большие группы из-
бирателей. Всюду выборы проходили op-
ганизованно, без всяких эксцессов. Изби-
ратели сами поддерживали порядок 0+
всюду п городах для поставки больных и
престарелых ва избирательные участки
были выделены автомашины. Актив мо-
лодежи, “образовавшийся вокруг избира-
тельных комиссий, по собственной иници-
ативе помогал немошным приезжать на
избирательные пункты и использовать
свое избирательное право. В деревнях на-
родные комитеты выделили для этой цели
подводы. Мы наблюдали, как проходило
голосование в селениях Раковица и Яин-
цы. Улицы были заполнены крестьянами,
олетыми в яркие национальные костюмы.

В Белграде мы побывали, в частвости,
на избирательных участках 7-го рай-
она, где баллотировалась кандидатура
маршала Тито. Голосование зтесь проходи-
‘лс особенно ‘активно. На 43 избиратель-
ном участке к 10 часам утра проголосо-
вало около половины избирателей, a Ha 23
участке в 6 часов вечера, т. е. за час до
окончания выборов, из 500 избирателей
проголосовало 496 человек.

Ночью из Загреба <ообщили, что все
население хорватского села Кумировац —
родины маршала Тито — участвовало в вы-
борах иИ”все избиратели отдали свои го-
лоса кандидату Народного фронта. .

Высокий процент, участия в голосовании
свидетельствует и о банкротстве оппози-
Und, призывавшей бойкотировать выборы.
Оппозиция, озлобленная неудачей, пошла
на недостойные приемы. Так, на одном из
избирательных участков 1-го района в
Белграде какие-то суб’екты иныряли  сре-
ди большой группы избирателей-солдат и
«раз’ясняли», что урна без списка — это...
урна маршала Тито. Но ‘избиратели были
хорошо ознакомлены с порядком выборов,
и попытка’ реакционеров не удалась.
‘Поздно ночью, ‘когда в Белграде. стало
ясно, что’ кандидаты Народного фронта,
выдвинутые в столице, получили абсолют-
ное большинство голосов, в городе сти-
хийно возникли демонстрации. Избиратели
вышли на улицы © поотоетами сэоих кан-
дидатов. Из колонн манифестантов непре-
рывно раздавались. возгласы: «Да здрав-
ствует победа Народного  фронта!», «Да
здравствует народная демократия!».

БЕЛГРАД, 12 ноября. (ТАСС). Здесь. об’-
явлены окончательные результаты выборсв
в Учредительное собрание но некоторым го-
ропам и районам Югославии.

ЛОНДОН, И ноября. (ТАСС). Газета
«Рейнольле ньюс» помешает сообщение
Дэвида Реймонда о выборах в Югославии.
Описав демократические методы. проведе-
ния выборов, Реймонд пишет: «Члены
парламента — лейбористы, либералы и на-
ционал-либералы, которые прибыли сюда,
чтобы присутствовать при выборах, уже
имели возможность убедиться в том, что
выборы проводятся свободно. Они беседо-
вали также с лидером оппозиции Миланом
Грол, который является редактором одной
из.свободно распространяемых оппозицион-
ных газет. Я присутствовал при интервью,
когда Грол не мог привести никакого кон-
кретного довода, подтверждающего его за-
явление, что ‘выборы не являются ‹вобод-
ными или что в Югославии существует
террор. Члены парламента имели‘ также
возможность убедиться, какая искаженная
информация о положении в Югославии до-

‚мавших ° участие в выборах’

Успех Народного фронта
Югославии

избирателей. За кандидатов Народного фроч-
та в Союзную скупщину и в Скупщину на-
цаональностей голосовало 97,1 проц. всех
участвовавших в ` голосовании.

В Загребе в выборах принялю участие
92,6 проц. избирателей За кандидатов Народ
ного фронта в Союзную скупшину голосовало
88,02 проц., в урны без списка опустили ша-
ры 11,98 проц. избирателей. В Скупщину на-
циональностей за список Народного фронта
подали свои голоса 88,2 проц. ‘избирателей,
в урны без списков — 11,8 проц.

В главном городе Далмации—Сплите в
выборах приняли участие 96,1 проц. избира-
телей. За кандидатов Народного фронта в
Союзную скупшину голосовало 96,5 проц. ив
Скупщину национальностей—95,6 проц. из-
бирателей, принявших участие в голосовании.
` В Македовии, в городе и райове Велеса,
участвовало в выборах 97.5 проц, и голосо-
вало за кандидатов Народного фронта
98,7 прок. избитателей. :

БЕЛГРАД, 13 ноября. (ТАСС). Еще не
подведены окончательные итоги выборов
в Учредительное собрание. Однако полу-
ченные уже сведения ясно  свидетель-
ствуют о том, что Народный фронт олер-
жал позсюду крупную победу.

По округам Сербии результаты выборов
з Союзную скупщину представляются ‘в
следующем виде: в округе Крагуевац из
90.986 избирателей, принявших участие з
выборах, голоссгали за кандидатов Народ-
ного а 77.438 человек; в округе
Лесковац из 107.515 избирателей  канди-
датам Н>тоднюго фронта отдаля <Рои го-
лоса 97.487 человек; в округе Чачак, по
неполным  свелечиям, из 37.522 голосов,
поданных на выборах в Союзную скупщи-
Hy, на долю Народного фронта пгишлось
33.804 голоса; в округе Нози Пазар, по
не окончательным еще сведениям, из уча-
ствовавших в выборах 43.434 тобирателей
за кандидатов Народного фронта голосо-
вало 42.794 человека.

В автономной области Косово и Мето-
хия, по неполным данным, участвовало в
выборах свыше 95 проц. избирателей. Из
них за кандидатов Народного фронта го-
лосовало не менее 77 проц. В. автономной
области Воеводина приняло участие в вы-
борах 92,33 проц. избирателей, из них 34
скупшину голосовало 85,46 птиош. и в Скуп-
щину национальностей — 80,65 проц.

В Хофрзатии результаты выборов по ок-
ругам представляются в следующем виде:
в округе Загреб — из 69.341 избирателя
ga кандидатов Народного фронта в Союз-
ную скупшину голосовало 55.019 человек;
в округе Осиек из 73.875 человек, прани-
в Союзную
скупщиму, за кантидатов Народного фрон-
та голосовало 59.946 человек; в с ок-
руге Дарувар из 63.107 избирателей. при
голо`овании в Союзную  скупщину
56.799 человек отдали свои голоса‘ канди-
датам Народного фронта.

Результаты выборов ‘в Союзную. скуп-
щину по 17 городам и районам Македонии
характеризуются следующими данными:
участвовало в выборах 97,3 проц. избира-
телей; из них за кандидатов Народного
фронта голосозало 95,1 проц: Еще боль-
ший процент голосов получил в Македо-
нии список кандидатов Народного. фронта
в Скупщину национальностей.

Маршал Тито, кандидатура которого
баллотировалась` в. 7-м. районе ‘города Бел-
града, получил 17.010 голосов из общего

«РЕЙНОЛЬДС НЬЮС» 0 ВЫБОРАХ В ЮГОСЛАВИИ

стигает Лондона. Местные английские чи-
новники в Загребе сообщили им. об ужас-
ных условиях в тюрьме Озна, и онм не-
медленно направились в эту тюрьму, не
предупредив заранее власти. Им была
предоставлена полная. возможность зада-
вать заключенным вопросы, и они вышли
из тюрьмы, охваченные зеголованием при
мысли о попытках взести их в заблужде-
ние россказнями об ужасах».

Реймонд описывает сзое путешествие ‘па
горам Хорватии и побережью Далмапии,
где он вместе ‘с несколькими членами пар-
ламента посетил  опустощенные деревни.
Крестьяне заявили им, что они являются
сторонниками Тито, потому что считают
его избавителем страны от этих ужасов
и потому, что Национальный фронт и’ пар-
тизаны совершают чудеса области воз-

рождения страны.

В

Похороны жертв фашистской провокации в Бухаресте

BYXAPECT, 13 ноября. (ТАСС). Вче,а
в Бухаресте состоялись похороны 7 жертв
фашистской ‘провокации, имевшей место
8 воября. Похороны превратились в гран-
диозную манифестацию протеста против
фашистского покушения на демократиче-
скую свободу ‹о стороны реакции,  воз-
главляемой Маниу и Братиану. В манифе-
<стации принимало участие более 500 тыс.
жителей столицы. Днем на площади На:
ций, где собрались сотни тысяч рабочих,
интеллигентов, молодежи; речью предсе-
дателя уездного совета национально-демо-
кратического фронта профессора Барбуле--
ку открылся траурный митинг. Выступая
OT нмени социал-демократической  партим,
Барбулеску сказал, что нападение, жерт-
вой которого пали мирные граждане,
представляет ‘собой покушение Ha Hapos,
организованное по гитлеровскому образцу.
Румынский народ не позволит ’ политиче-
ским авантюристам сеять беспорядки и
смерть. Be sc

Выступивший затем Александр  Иоргу-
леску сказал: «Сейчас, когда программа
правительства демократической концентра-
ции находится в разгаре‘ осуществления.
реакция возлагает. свою погледнюю на-
дежду на уничтожение свободы, рассчи-
тывает создать препятствие на пути к но-
вой жизни, которую стремится  <оздать
народ. Но своим покушением реакция ка-
кого не запугает».

Говоря от имени армии и военного’ ми-
нистерства, полкозник Георгиу заявил:
«Подобно тому, ‘как румынская армия за-
щищала страну от ‘фашистских захватчи-
ков, отбросив их за ее пределы, она будет

поддерживать порядок внутри страны,
защищая ее ют реакции».  Выступив-
щий с речью от имени компаотии = JTap-

вулеску призывал румынский народ быть
бдительным и боротжя протиз остатков
фашизма, возглавляемых Manny и Бра-
тиану. о у
Затем с речью выступил представитель

национал-либеральной
Риго, который сказал:

«Мы, представители национал-либераль-
ной партии, пришли ` сюда, чтобы отдать
честь невинным жертвам, которые пали,
защищая чувства, которые мы все разде-
ляем».

С речами выступили также  представч-
тель организации Фронтул  Плугарилор
Ион Марин, представительница  женщин-
антифашисто& Елена Ливезяну и предсла-
витель организации прогрессивной моло-
дежи И. Фосу.

Митинг окончился траурным шествием к
площади Виктории, где на высоком поста-
менте были установлены гробы. У гробов
сменялся почетный караул. У ‘подножья
постамента в почетном карауле стоял ол-
ряд румынской гвардейской дивизии. Мит-
рополит Илиеску отслужил пачихиду. На
полножье постамента ‘были возложены
сотни венков. В 6 часов в национальном
парке состоялось погребение. Сотни тысяч
людей заполнили прилегающие к парку
подходы. Десятки тысяч людей окружили
в парке свежегырытую братскую могилу.
На, трибуну поднялись премьер-министр
П. Гроза, вице-премьер Татареску, все
министры и с<уб-секретари, генеральный
секретарь националько-демократического
фронта В. Лука, А. Гузтер, председатель
Генеральной Конфедерации Трула’ (ГКТ)
Апостол. Выступая с речью, Апостол зая-
вил: «Перед открытой могилой клянемся
бороться за. Румынию свободную, сильную
н независимую». а

Член ГКТ Строя огласил приБятую на
мчтинге на площали Наций резолюцик:
«Мы, 500 тысяч граждан столицы,  соб-
равшиеся на похороны жертв фашистской
реакции, требуем роспуска партий Маниу
и ОБратиану, роспуска  фашистско-реакци-
онных организаций и ареста их руководи-
телей. Все ‘на поддержку правительства
П. Гроза в его работе по демократизации
и восстановлению страны!».

партии Андрееску

Решение болгарского совета министров

СОФИЯ, 9 ноября. (ТАСС): 8 ноября
состоялось заседание‘ болгарского совета
министров, ва котором были праняты ре-
щения об отмеке военного положения в
стране; об об’явлении общей гражданской
демобилизации всех мобилазованных и

паргийно-комсомольской
начальник

жизни—а0б
издательства Д

$. иностранный
1-12-60;

Типография «Красное Звамя» вза:вз ШК ВЛКСМ «Молодая Peancune’ Mockus: Сущевская, 2

милитаризованных граждан, ‘учреждений,
предприятий и’ отраслей народного хозяй-
ства вачиная с 20 ноября 1945 гола, а по
мянистерству здравоохранения — с 3]
кабря 1945 г. и др.

де-

ormen—n06 1-22, отдел кульгуры-—поб. 8;

ИЗБРАНИЕ де ГОЛЛЯ
ГЛАВОЙ ФРАНЦУЗСКОГО

ПРАВИТЕЛЬСТВА

ПАРИЖ, 13 ноября. (ТАСС). Агентство
Фране Пресс сообщает, что на заседании
учредительного собрания де Голль избран
председателем временного французского
правительства. За него былю подано 555
голосов при одном воздержавшемся.

Выступление Эттли
в Конгрессе США

ВАШИНГТОН, 13 ноября. (ТАСС). Се.
тодня находящийся в США английский
премьер-министр Эттли выступил на засе-
зания Конгресса США с речью, посвя-
шенной проблемам международного  поло-
жения в послевоенном мире,

ПРЕДСТОЯЩИЙ ВИЗИТ
ЭТТЛИ В ОТТАВУ

ОТТАВА,. 12 ноября. (ТАСС). Испол-
няюшщий обязанности премьер-министра Ка-
нады Илсли об’явил сегодня в парламенте
о том, что на слелующей неделе премьер.
министр Англии Эттли прибудет в Оттаву
и выступит в канадском парламенте.

НОРВЕЖСКАЯ ГАЗЕТА
О ПРЕДСТОЯЩЕМ СУДЕ
НАД ТАННЕРОМ
ОСЛО, 13 ноября. (ТАСС). Известный обо-

‚зреватель по международным вопросам Эль-

стер выступил вчера в газете «Арбейдербла-
дет» со статьей о наказании финских пре-
ступников. войны.

«Правительство Финляндии сообщило,—

пишет автор,—что решено правлечь к ответ-,

ственности ряд лиц, обвиняемых в том, что,
они втянули Финляндию в войну на стороне
Германии. Арестовано 8 человек. Среди них
Таннер. _ г

Для единства финской сюциал-демократи:
ческой партии положение становится все 69-
лее угрожающим. Стремление Таннера и ру-
ководства  социал-демократической партии
помешать окончательному возмездию за по-
литику, проводившуюся во время войны,
упрожает загрязнить политическую атмосфе-
ру Финляндии и привести социал-демокра-

тическую партию к расколу. Эта партия уже

и так потеряла многих из своих лучших лю-
дей. Они. покинули ее ряды.

Нет сомнения что влияние Таннера в пра-
вительстве в первые годы сойны было гораз-
до больним, чем его формальная ответствен-
ность. Нельзя сомневаться также в том, что
Таннер принимал активное участие в наду-
вательстве финского народа в вопросах, свя-
занных < положением Финляндии в годы
войны».

————

- ПОЛОЖЕНИЕ В СУРАБАЙЕ
СИДНЕЙ, 1! ноября. (ТАСС). Вечерние
сиднейские газеты опубликовали на’ пер-
вой полосе сообщение < острова Явы о
том, что английские вооруженные силы <
6 час. утра’ 10 ноября ведут артиллерий-
ский обстрел и бомбардировку с воздуха
индонезийских позиций в Сурабайе, Сура:
байя выглядит сейчас, как город, разру-
шенный войной. В городе идут тяжелые
бои между английскими войсками, индий.
ской пятой дивизией и вооруженными си:
лами индонезийцев. Контролируемое индо-
незийцами радио в Сурабайе сообщает, что
зв результате ‘артиллерийского обстрела,
который становится все интенсизнее, уби-
то и ранено много инлонезийцев.
Газета «Сан» сообщает, что инлонезийцы
об’явили призыв к священной войне,

”ДЕЛО ГУННАРА ЛАРСЕНА

КОПЕНГАГЕН, 13 ‚ноября. (ТАСС). Дат-
ский суд второй инсфанции рассмотрел жа:
лобу государственного обвинителя Карла
Мадсена на ‘решение суда первой инстанций,
который вынес оправдательный приговор по
делу «цементного короля» Гуннара Ларсена,
привлеченного к ответственности за сотруд:
ничество с гитлеровскими оккупантами. Су\
второй инстанции постановил держать обет
няемого под стражей, а его дело перелать в
суд первой инстанции для дополнительного
разбирательства.

ДОКЕРЫ ТУНИСА ОТКАЗАЛИСЬ

ГРУЗИТЬ ТОВАРЫ ДЛЯ ОТПРАВКИ
Г В ИСПАНИЮ

БРАЗЗАВИЛЬ, 13 ноября. (ТАСС). Браз-
завильское радио передает, что вчера фран:
цузская :‹ Всеобщая конфедерация труда
(ВКТ) опубликовала следующее коммюнике:

Конфедеральное бюро ВКТ и федерация
докеров ознакомились с решением докеров
Туниса, являющихся членами профсоюза,
прекратить работу в знак протеста против
погрузки на борт франкистского судна «Ка!-
дидат» фосфатов. Конфедеральное бюр
ВКТ. и федерация докеров выражают. свою
солидарность. с докерами Туниса и заявля-
ют, что инциденты: подобного рода будут
повторяться и множиться и впредь, если #
будет положен конец отправкам грузов во
франкистскую Испанию. ВКТ продолжает
требовать разрыва дипломатических и TOP
говых отношений с франкистской Испанией,

—_—_— OO

МОРСКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ
ХРОНИКА

(По сообщениям иностранных
радиостанций)

6,

%> 15 ноября в Копенгагене начнет работу
подготовительная международная техниче:
ская конференция по вопросам мореплавания,

Е

На конференции, которая продлится 3 неде:

ли, будут присутствовать 250 представителей
правительств, судоходных компаний и моря:
ков «20 важнейших морских наций».

% В Сайгон‘ прибыли 10 французских
транспортов.

% В Плимут на крейсере «Cyocexc> ¢
Дальнего Востока прибыли 1000 офицеров

английского флота, подлежащие демобили
зации.

$,
%» Генерал Арнольд заявил, что на воору

жение американского флота введен новый
тиц самолета.

io

% 31 декабря порт Гавр будет передан
американскими властями французской граж-
данской администрации.

—

Приезд в Москву
г-на Марка Этридж

12 ноября из Софии в Москву прябый
г-н Марк Этридж, который по cara
Государетвенного секретаря’ Соедикен-
ных Штатов Америки совершает поездку
по Балканам. На аэродроме г-на Этридж
встречали помощник заведующего про-
товольным отделом НКИД CCCP H. i.
Яцкевич и посол США в СССР г-н А. Гар-
риман. (ТАСС).

Ответственный редактор

6vxrantepun—n06. 25; отдел подписки—Д 1-62-21

——+

sum Д 3-20-90 ло П 3-20-96. Телефоны: пля справок—лоб. 1-73. отв. секретарь релакиий Д 1-08-03: Sah ert