КРАСНЫЙ ФЛОТ .

ОБ ОПЫТЕ ВОЙНЫ И МЕТОДАХ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Неустанно соверменствовать

знания _

В связи со статьей капитана 2 ранга
Любовича и капитана 3 ранга Филимо-
нова ‘нам, катерникам, хочется `ска-
зать несколько горьких и, К сожалению,
забытых истин. р

Известно, что Отечественная война
поставила торпедные катера в фазрял
оперативных средетв флота. В ходе вой-
ны трудно, а порой и невозможно было
перед выходом в море как следует под-
готовить ‘молодой экипаж торпедного
катера. Обстановка нередко  заставаяла
давать ® короткий срок экипаж, обучен-
ный ‘прежде всего умению использоваль
свое оружие. Совершенствование прихо-
дило в. боях. к

Экипаж, вобщитанный на войне, 65й-
час, в мирный период, неминуемо отета-
нет, если не будет оттачивать мастерство
в постоянной неустанной учебе в море
и ‘на берегу.

Е сожалению, есть еще офицеры, по

своей недальновидности думающие, что
они все познали и теперь им нечему
учиться. Вот, например, боевые офицеры
старший лейтенант Устинов, етарний
лейтенант Паламарчук,  лейтенавт ilon-
ков, капитан-лейтенант › Холодный. Bee
они неоднократно участвовали в ториед-
ных атаках, топили корабли, отмечены
многими наградами, Но офицеры эти не
поняли Соетоятельной необходимости
большой работы над с0б0й и, естествен-
но, начинают отставаль.
Тель ® такие офицеры, которые н\
войнь были командирами торпедных ка-
теров и стали командирами отрядов. и
дивизионов, успешно pemagu боегые за“
дачи, & сейчае оказались неспособными
руководить боевой подготовкой. В чем
причина?

Основная причина в том, Что такие
руководители не прошли предвоенной
школы методического обучения в систе-
ме боевой подготовки. В лучшем случае
их учили, как командиров катеров, но
эни сами не учили офицеров и поэтому
навыков не приобрели. И теперь, вынуж-
ленкые заниматься этим долэ\, столик”
зулись © трудностями. Из ряда приме-
ров приведу лишь один.

Капитан-лейтенант Афамчасьев вышел
в море на корабле-цели для приема ва-
четной залачи по торпедной стрельбе у

вомандира звена старшего лейтенанта
Временского. Командир соедичечия Top-
педных калеров был уверен, что столь

простая задача принимающему и непол-
нителю совершенно ясна. В ‘действитель-
ности оказалось не так. Маневр. выхода
в атаку, взаимодействие с парным кате-
ром были выполнены неудоваотворитель-
wo. В хонолнение ко весму выпущенная
практическая торфцеда была потеряиз,
Капитан-лейтенант Афанаеьев не лод-
тотовил учения. Он видел ‘несуразноеть в
действиях командиров торпедных Rave
ров, видел ошибки и понимал их, но не
вмешалея, не приостановил учения И
вообще вел себя пассивно.
При разборе этого факта было выяв-
лено, что капитан-лейтенант Афанасьев
излишне понадеялел на боевой опыт

старшего лейтенанта Кременского и
старшего лейтенанты Демишенко.

Оказалось, что  кашитан-лейтенант
Афанасьев впервые находилея на кораб-
ле-цели, все было для него ново и необыч-
но — вот чем собственно и об’зеняет-
ся его бездействие. Он сам, как фуково-
дитель, ® имея навыков, оказался не-
подготовленным к приему  зачетвой за-
дачи. -

Совершенно другая картина у коман-
дира части Героя Советского Союза гвар-
лии капитана 2 ранга Осипова. Тов.
Осипов вступил в войну уже зрелым
офицером. Он прошел нормальную шко“
лу боевой подготовки в мирное время и
сам до войны зыступал в роли воспита-
теля офицеров торпехных катеров. Про-
явив в Отечественной войне блестящее
мастерство, т. Осипов после ее оконча-
ния тотчас ке включилоя в боевую под-
готовку.

Капитан 1 panra
А. КУЗЬМИН

<

Именто. личное руководетво гвардии
капитана 2 ранга Осипова боерой подго-
товкой притело к тому, что в его части
хорошо используют опыт войны, улуч”

‚ шают приемы взаимодействия с авиа-

цией в целой серии тактических учений,
успешно выполняют торпедные стрельбы
ит.

Тавим образом, одно из решающих
условий выполнения плана боевой под-
готовки — это личное, ‹ непосредственное
руководство командиром ‘° подразделения
проведением задач. Это условие обяза-
тельно для каждого офицера и даже
старшины. ‘

Kype боевой подготовки торпедных
катеров, созданный в 1944 году, upereH-
дует на то, ‘что он основан на опыте
войны. Ё сожалению, это не совсем так.
Помимо того, что он апробировал ряд
устаревших тактических приемов,
поставил в ватруднительное положение
катерников, так как задачи we обеспе-
чены малериальной базой, Это особенно
чувствуют соединения, удаленные OF
тлавной базы флота.

Основное в подготовке — совешенст-
вование приемов взаимодействия 6 над-
водными кораблями и авиацией. Поэтому
выполнение ряда звеньевых и почти
всех отрядных задач надо обеспечиваль
самолетами, как средотвом разведки, на-
ведения, прикрытия, нападения ит. д.,
и надводными кораблями, как средотвом
навигационного лидирования,’ артилле-
рийской поддержки, а также корабль-
буконровлитк, корабль-цель и т. д.

Высшая форма воспитания офицерско-
To состава катеров — это тактическое
учение в море. По вашему мнению,
здесь должны быть применены синтези-
рованные тактические приемы войны
рождены новые,  обогащены  «устойчи-
вые», уже проверенные формы.

Bee эти прекрасные замыслы будут
иметь цену только тогда, когда они ма-

териальною подкреплены, сожалению,
этого в действительности нет. Офицеры

торпелных катеров встречаются © нетю-
нятным нежеланием некоторых  рукова-
дящих офицеров ‘из военно-воздушных
сил Балтики отрабатывать взаимодейст-
вие. Нередко зыделяют недостаточные
средства авиации, чтобы решить курсо-
вые задачи и тем более выдержать об’ем
тактических учений. Взаимодействие ©
надводными кораблями в лучшем случаю
сводится кв встречам с другими предстал
вителями катерного флота, и только. В
качестве корабля-цели при маневриро-
вании обычно выделяютея о малотоннаж-
ные. тихоходные тральшики,

Уместно привеети пример, ‘полтвер-
ждающий, насколько важна  предвари-
тельная подготовка экипажей катеров,

Bo время войны на’ одном из флотов
было создано соединение’ торпедных ка-
repos. Молодым экипажам  предетоя-
ло’ познавать сви калера, изучать
тактические приемы, & кое-кому и
впервые  вотретиться е морем. Учеба
происхохила иногда под воздействием
противника и совмещалаеь с боевыми
действиями на коммуникациях. Отраба-
тывалось взаимодействие < авиацией и
надводными кораблями, При этом по-
орялась инициатива томандиров, им
предоставлялась свобода маневра,  мак-
симально иопользовалея элемент внезаи-
ности. :

Вопоминается характерный эпизод на
тавтическом ‘учении соединения.  Удар-
ной труппой торпедных катеров коман-
овал капитан 2 ранга Коршунович. Он
пришел на видимость «конвоя», & удар-
ная авиация и самолеты-дьтизавесчики
из-за низкой облачности  опаздывали,

Коршунович, находясь на небольнюй ди- ветствии © современными требованиями.

УЕ Е Ев

Звезда героя

Пензенский врач Владимир  Тернов-
ский, провожая старшего сына в’ военно-
морское училище, говорил:

У каждого WHOM CBO opera.
Морская дорога — самая трудная, Пере-
чить не буду. Избрал — иди!

„Георгий уехал в училище.

Прошли долгие годы учебы, годы труд-
ной курсантокой жизни, и BOT перед
молодым лейтенантом во всей своей дев-
ственной красоте предетало чудесное ©у-
ровое море. И в первый же день, когда
он уходил на катера, вепомнил слова от-
ца: «У каждого своя дорога».

Воображению юноши рисовались экзо-
тические картины разбущевавиегося мо-
pa. Огромные волны одна за другой об-
дают рубку катера; переваливаясь с бор-
та на борт, он, послушный рулевому и
ему — командиру, идет зиеред.  Где-
то вдали едва приметно витыхивают при-
ветливые огни маяка, и усталому экипа-
RY B серой дымке представляется земля
такой близкой и родной. Ради этого мо-
ря, ради этой земли и пошел на катера
Георгий Терновский.

Ничего не скажешь плохого © наших
калерах. Настоящие боевые корабли. Но
юношу влекла техника, и вокоре он выд-
вигаетея, как способный артиллерист, на
должность флагманского специалиста.

Его уважали не за то, что он был «на
ты» © катерниками, его уважали 3a то,
что он умел одинаково просто и легко
найти заветную тропу и к сердцу офице-
ра и к сердцу краснофлотца. Со многими
из них Тернозский не раз выходил в мо-
ре и после возвращения, обсуждая pe-
зультаты, умел подмечать самые мелкие
летали. И это давало право даже более
опытным артиллеристам говорить © нем,
Kak о человеке вдумчивом, любящем ору-
жие, умеющем заглядывать вперед.

Наступила война.

Разбросанные по ‘многочисленным ба-
зам Черного моря, катера первыми вету-
пили в’борыбу с минами, е подводными
лодками противника, его авиацией.

Трудно было флагмансвому артиллери-
сту капитан-лейтенанту Терновокому. Ва-
терь действовали в различных районах,
88 сотни миль друг от друга. Для того
чтобы восстановить картину боя и пред-
ставить себе отчетливо каждое событие,
нужно былю затратить не дни, ® недели.
А юобытия мелькали, как в калейдоскопе.
За ними нужно было следить, улавливать
все новое, делать выводы, собирать дра-
гоценные крупицы . опыта,

Перед молодым артиллеристом  ветали
десятки больших и малых проблем, его

совета ждали не только офицеры, но и
старшины, и краснофлотцы. ‘
Один из морских охотников был

атакован чегырьмя немецкими самолета-
ми. На верхней палубе стоял. шум, ненре-
рывно бухали орудия, захлебываясь,
строчили пулеметы. Командир вынужден
был голосом подавать команды, но ору-
дийные расчеты не слышали ето, и ‘каж-
дый действовал так, как ему казалось
лучше.
Этот случай заставил  калитан-лейте-’
нанта Терновекого призадуматься, Вогда
беседы и записи были закончены, он
сравнил их и пришел к заключению, что
командир калера не может одновременно
и управлять маневрами и подавать коман-
ды орудийным расчетам, В этом он был
уверен, ‘но хотелоюь, чтобы кто-то эту
уверенность поддержал. Требювалась по-
мощь опытного и авторитетного офицера.
Терновский пошел в Сипятину, к Лед-
неву и другим. Вее они в один голое нод-
твердили правильность его выводов.
Кочуя © катера на катер, наблюдая за
ходом боев, флагманский  артиллерист
упростил таблицы, стрельбы, сделав их
менее громоздкими, более удобными для
старшин. Но таблицы оказались He ca-
мым главным. За ними неожиданно
воплыли новые вопросы. Таблицами дол-
жен был пользовалься командир. расчета.
Но он попутно выполняет и обязанности
заряжающего. Его руки находятся по-
стоянно в движении, & глаза следят за

курс.

[D> С

станции от «противника», совершил
грубую ошибку, отказавшись от атаки.

Руководителю учений пришлось вме-
шальея и заставить довести до конца
раз начатый маневр. Позднее; три бое-
вых столкновениях ото полностью под-
твердилось.

Так было на Севере. & сожалению, не
так было © обеспечением боевой дея-.
тельности торпедных катеров в ходе
войны и оеобенно в послевоенный  пе-
риод на Балтике. Эго относитеял главным
обравом х отработке взаимодействия с
авиацией. .

Сошлюсь на два примера, очень по-
казательных. Первый случай: учение
подразделелия торпедных катеров, про-
воливних дневной совместный удар ©
авиацией по отряду кораблей  против-
ника. Е г
Отрабатываются основные этапы: воз-
душная доразведка истребительной. ави-
ацией, прикрытие на переходе, наведе-
ние, обеспечение боевого  оближения
предварительными ударами штурмовой
и ударной авиации, прикрытие перехода
торпедных катеров на дистанцию залпа,
постановка дымовых завее и, наконец,
совместный главный удар е торпедоное-.
цами.

Boe эти элементы дневного боя были

осуществлены, HO B простейших ycxo-
виях и шаблонно. По существу опыт
i ов не  оботатилея, наоборот,
ени ототали от уже достигнутого в 60е-
вой практике. Дю on что ‘участие
авиации было только обозначено, коли-
чество ‘самолетов настолько снижено,
что в сущности ни авиация, ни катера
не могли по-настоящему постичь учеб-
ных целей.
_ Второй случай. Опыт войны показал
эффективность ночного поиска самоле-
том кораблей противника, © тоследую-
щим наведением на них ударной группы
торпедных катеров и затем освещения
пели для облегчения атаки.

В течение трех месяцев шла перепие-
ка между штабами о выделении хотя бы
одного бамолета-ночниюа ‘для отработки
этого тактического приема. В юередине
октября был прислан самолет. Катерни-
ки обрадовались, затеяли проигрыш, HO,
просмотрев  полетный лист, убедились,
что экипаж самолета к ночным. полетам
He подготовлен и может леталь только
в яеный солнечный донь при высокой
облачности.

Эти два примера показывают, что не-.
которые представители военно-воздуш-
ных сил флота на Балтике не заинтере-
сованы и ‘че понимают необходимости
взаимодействия с торпедными катерами.

Задача состоит в. том, чтобы в по-
вседневном ‘неутомимом и частойчивом
труде повышать боевую. силу соединений
лорпедных катеров. Для этого нужно
полностью, всесторонне и глубоко me-
пользовать богатейший опыт о войны,
сделав его основой’ дальнейшего 0буче-
ния и воспитания офицеров, старшин’ и
‘краснофаотцев.

Нужно постоянно учитывать, что’ не-
которые офицеры,  выдвинувшиеся ча’
командные посты во время войны, He
имеют еще достаточного опыта и методи-
‚ческих навыков в организации юистема-
лической ‘учебы с подчиненными. Сле-
ловательно, штабы и отарные офицеры
теперь, больше чем когда-либо раньше,.
обязаны повседневно практически pyko-
водить учебой, обучением в море.

Цеоценимую ‘услугу окажут показа-
тельные учения и тщательный разбор,

атизуемые наиболее подготовленными.
офицерами.

Основное в ‘работе штабов — обеепе-
чить части, подразделения и корабли
четкими программами занятий, сплани-
роваль. совместные учения © другима
классами кораблей, авиацией и помочь
оборудованию ‘учебных классов в ©00т-

орудием. Два таких ответственных дела
перехаль в одни руви нельзя.

_ Правильнее будет, решил Терновокий,
вели обязанности командира орудия Ha
хатере будет выполнять установщик при-
цела. Он будет рассчитывать исходные
данные и следить за результатами каждо-
го. выстрела.

Доложив обстоятельно свои выводы
командиру соединения Фадееву и зару-
чившись его согласием, Георгий Влади-
мирович собрал командиров катеров.

Вместе с ними он детально разобрал

несколько характерных боевых стрельб
по самолетам противника, А нужно ска-
зать, что в то время немецкая авиация
была для катеров самым опасным про-
ТИВНИКоМ.

—- Вероятно, не одному из вас, — го-
ворил Терновский, обращаясь к команди-
рам катеров, пришлось задуматься над
боем, который принял офицер В.? Поче-
му он не сумел отразить атаку? Правда,
девять самолетов против одного катера —
это немало. Но ведь они нападали не сра-
37. В этом была ошибка немцев и в этом
был плюс для В. И все-таки он He сумел
отразить налет. Потода и море благо-
приятетвовали стрельбе, продолжал
флагманский артизлерист. — Для меня,
например, совершенно ясно, что B., yu-
равляя маневрами калера, вмешивалея в
действия командиров орудий больше, чем
требовала обстановка. Он сковывал, да,
сковывал их инициативу и просто физи-
чески не устевал претворять в жизнь два
дела сразу. А ведь, если поглубже та-
зобраться, то его обязанности сводились
х работе рядового табличного: он указы-
вал скорость, высоту, передавал коман-
ды... Не так ли?

Офицеры молчали,

Я хочу вам предложить новые таб-
лицы. Я обучу командиров орудий поль-
зоваться ими и уверен, что вы сами по-
чувствуете в первом же бою облегчение.
Вы сможете больше заняться вопросами
маневрирования, сосредоточите евое вни-
мание на тлавном -— на выполнении по-
ставленной задачи,

Следующие бои натолкнули Терновеко-
го на мысль отработки стрельбы группы

15 ноября 1945 г., четверг. № 268 (2143) _

В Высшее военно-морское ордена Ленина Краснознаменное училище имени Фрун-
зе вернулись для окончания своего образования участники Великой  Отечествен-

ной войны. На снимке: занятия в классе торпедвого оружия. ле
лейтенант В. А. Бабошин, Герой Советского Союза младший лейтенант И,

Иванов, трижды срденоносец старший
деноносец В. А. Горбатюк.

Слева направо:
С.
лейтенант В. Г. Медведез и дважды Op-
Г Фото Н. Янова (ТАСС)

Без плана и нонспекта...

Стрелка часов подходит к цифре 15.
По корабельному расписанию, аккуратно
напечатанному Ha пишущей машинке,
сейчас должны начаться занятия по ©пе-
циальности. Старшина группы комендо-
pos Кондаков опрашивает командира
рудия тлавнюго калибра  отаршину
1 отатьй Наумова: .

— Что у нас по плану?
`— Не знаю. Ведь вчера не об’явлизи.

Минуту помолчав, Наумов добавил:

—+ Чем-нибудь займемся.

Стрелка часов показывает ровно 15.
Однако никто и не думает праступать ®
занятиям. Краснофлотцы оживленно Se-
седуют между собой. Прошло четверть
часа. Наконец Наумов собрал навожчи-
ROB,

— Ну, с чего начнем? Накатник что
ли попробуем?

Наступило молчание. Никто из моло-
дых краснофлотцев не решался ответить
на вопрос старшины. Наконец красно-
флотец Осокин произнес:

— Что ж, накалник, тав накатник.

Наумов достал инструкцию, разложил
на небольшом’ складном столике  черте-
жи. Конспекта у старшины не оказалось,
да. и не мог он его составить, ибо не
знал, чем будет заниматься.

Едва старшина задал первый вопрос,
как в кубрик опустилось еще несколько
краснофлотцев.

— Что, будем заниматься? — empa-
пивали они; Им никто не ответил. Тогда
краснофлотцы вневь поднялись Ha па-
тубу. Затем появился рассыльный.

= Выделенным чистить онег на стен-
RY, — об’явил он.

В кубрике` поднялся шум. Выделенные
начали собиральея на’работу. Дежуря-
щий по кораблю лейтенант Потапов не
позаботился заблаговременно вызвать на
палубу краснофлотцев, назначенных на
работу.

Наконец наступила относительная ти-

шина. Наумов‘ решил хоть как-нибудь‘

——

использовать оставшееся до перерыва
время,

— Юсожин, расскажите, как правиль-
но поджать диски трения.

— Нужно поджать Эти...
ну... риски...

— Какие риски? — перебил
цраснофлотец Смирнов.

— Ну, не риски, & эта самые...

Осокин так и не смог толком  отве-
тить на поставленный вопрос. Он жести-
кулировал, беотомощно водил пальцем по
чертежу, нечленораздельно  произновихл
какие-то слова, хотя на орудии был не
новичком и, казалось бы, обязан лучше
других знать материальную часть,

Старшина Наумов, не получив ответа
на вопрос, принялся
как надо поджимать диски трения. Затем
начал опрашивать, какой вес замка OT-
дельных частей орудия, хотя для крас-
нофлотцев было полезней разобрать ус-
тройство накатника. Многие очень cepb-
езные вопросы Наумов разбирал поверх-
ностно. Упреюнуть его в том, что он He-
достаточно хорошо знает орудие, нельзя.
Но отеутотвие конкретного плана м кон-
спекта мешало’ ему подробно и интересно
провести занятие по специальности.

8a два учебных часа старину
1 статьи Наумов умудрилея рассказать
устройство всего орудия. Он говорил 60
всем понемногу и ни о чем как следует.
Такие занятия, конечно, не обогатили
знаний краснофлотцев. Любопытно от-
метить, что з& эти два часа занятий в
кубрик не ваглянул ни старшина группы
комендоров Лебелкин, ни командир бала-
peu лейтенант Потапов, хотя прямая их
обязанность контролировать, как подчи-
ненные обучают молодых специалистов.

Помощник командира корабля  кати-
тан-лейтенант Куравокий также не счел
вужным проверить, как выполняется
растисание корабельных занятий,

Старший лейтенант Г. БУТИКОВ.

Bak их...

Осскина

Сбор тяжелоатлетов

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 14 ноября. (По
телеграфу). При клубе Краснознаменно-
го ордена Ушакова соединения: подвод-
ных лодок проходит 15-дневный oibme-
флотский chop сильнейших борцов и
mranructos. На тренировочном сборе

\

катеров по воздушной цели одновремен-
но. Бой протекал так: на три наших ка-
тера зо время конвоирования налетехо
три «Мессершиитта-109». Вместо ‘oro.’
чтобы вести сосредоточенный огонь вна-
чале по головному, & потом по следую-
щим самолетам, катера раз’единились и
тем дали возможность противнику атако-
валь себя поодиночке.

`— Держитесь в «кулаке», — доказы-
вал Терновский. — Зачем вам раопылять
свои силы и обетреливать сразу вое ва-
молеты? Надо бить по тому, кто больше
угрожает в данную секунду.

Командиры сотлашалиеь и в следую-
щих боях точно выполняли советы флаг-
манского артиллериста, :

Вскоре наш флот приступил к выпол-
нению десантных операций. Наблюдатель-
ность флагманского артиллериста сказа-
лась м здесь. Ему не раз приходилось за-
‘мечать, каю молодые командиры кате-
ров открывали огонь, на большом ‘фас-
стоянии от берега показывали себя про-
тивнику, тратили боезапас, а успеха не
доститали..

— Зачем открывать отонь ночью при
подходе к берегу, когда катера еще не
обнаружены? — спрашивал Тернов-
ский. — Вы пользуйтесь теми же мето-
дами, какими вы пользуетесь против
авиации. Бейте по точкам, которые непо-
средственно угрожают катеру. Если надо
поддержать первый бросок, подходите на
такую дистанцию, чтобы стрельба была
эффективной, чтобы ни один снаряд не
шропах даром. Вот здесь и должна ска-
затьея организующая роль командира.
Он, как наиболее опытный человек, дол-
жен первый определить, когда открыть
огонь, по каким точкам, когда прекра-
тить стрельбу. А старины свято `вы-
полнят его волю.

Попутно с этим капитан-лейтенант
Терновский отобрал наиболее опытных,
грамотных и смелых комендоров, орга-
низовал из них группы но 5—8 человек,
выделил старшин м. в самые тяжелые дни
войны открыл своеобразный  «артилле-
рийский университет».

Б этому времени на катера стало в
большом количестве поступать автоматя-

присутствуют лучшие спортемены по по тяжелой атаетике,

тяжелой атлетике — Штамбург, Глущен-
ко, Тарасьян, Барсуков, Тюленев.
Спортемены ‘проходят усиленную тре-
нировку, чтобы ватем в своих частях и
на кораблях готовить команды к пред-
ютоящих общефлотским соревнованиям

ческое оружие, Вомендоеры изучали но-
вую технику, освамвали методы стрельбы.

Неутомимо следя 3a использованием
нового оружия на сухопутном фронте,
Терновский попросил разрешения’ уста-
новить такую же технику на своих кале-
рах. Ему выделили для опыта обыкновен-
ную рыбачью шхуну «Скумбрия». Когда
первые расчеты подтвердили празиль-
ность его мысли, было решено истытать
это оружие в Новороссийской десантной
операции.

В темную, непротлядную осеннюю ночь
`Терновский вышел в море. Легкая зыбь
покачивала старую шхуну, а ветер, пу-
таясь в вантах, тянул заунывную  мор-
скую песню. Терновский, переходя от m0-
ста к посту, знакомилея с людьми.

Вскоре «Скумбрию» обогнали катера;
трузно, как тусыня, шхуна едва продви-
галась вшеред, занимая  отневую пози-
ЦИЮ.

— Пора, — шепнул  краснофлотцам
Терновский, и, взяв в руки протянутые
шкерты, в силой дернул их.

С берега немецкие батареи обнаружили
загадочную шхуну и немедленно открыли
артиллерийский и минометный огонь.
Прошло еще несколько минут, и мотор,
выведенный из строя осколками pasop-
вавшейся мины, заглох. Шхуна притих-
ла и бесшумно покачивалась на волне.

Но неожиданно в темноте ночи прямо
по носу показался силуэт катера.

— Шхуна потеряла управление, —
крикнул Терновский на морской охот-
НИЕ.

— Ko rosopur? — передали оттуда.

—- Терновский,

— Юрка!

— Я! Леднев, доротой, бери на бук-

сир.

ae полчаса «Скумбрия» была от-
ведена в безопасный район. Артиллс-
рист Терновский перешел На катер, затем
на другой, еще фаз попал под обстрел не-
мецких минометных и артиллерийских
батарей, тонул, выплыхд и оказалея в
госпитале.

Его вчерашние ученики — старшины
1 статьи Киселев м Bypaxos, старшина
2 статьи Мишин, старший краснофлотец

сам рассказывать,

‘ского тральщика

ЮБИЛЕЙ
ВОЕННО-МОРСКОГО УЧИЛИЩА

BAA TUBOCTOR, 14 ноября.   (По те-
леграфу). `Тихоокеанокое выситее воен-
но-морское училилие ‘отметилю восьмую
годовщину своего существования. В №.
ды Отечественной войны десятки шитом-
цев училища были направлены. на ко-
рабли Действующих флотов, тде покава-
ли блестящее боевое мастерство, отвагу
и стойкость. Правительство высоко ©ще-
нило их заслуги. Воспитанииюам учили-

ща старшим лейтенантам Быкову и Азе-.

личеву присвоено звание Героя › Совет-

ского Союза, многие другие награждены

орденами и ‘медалями СССР.
Выпускники училища, находящиеся на

Тихоокеанском флоте, с честью выдержа-

ти экзамен в лни войны с японскими имте-
риалистами. Имена отважных командиров-
катерников старшего лейтенанта Пита-
рева, лейтенанта Бегун, командиров 606-
вых частей твардии лейтенантов Ampe-
лева и Балакирева, командира твардей-
старшего  лейтенанть
Астахова еталя широко известны Ha
всех флотах. Они участвовали в опера-
циях по взятию портов Юхки, Расин и

Сейсин.
 Капитан В. КРАСИЛЬНИКОВ.

——

Новый
учебно-технический

фильм

На олну m3 наших военно-морских
6a8 противник предпринял авиационный
налет. На сравнительно небольшую пао-
цаль было сброшено около 160 dyrac-
ных 06006 и большое кохичество вазжига-
тельных. В двух хранилищах жидкого
топлива —— одно площадью в 400 ква.
ратных метров и другое в 2.000 — воз.
ник пожар. Густой столб дыма поднялся
над складом, демаскируя его растоло-
жение. Требсвалось ‘немедленно ликвиди-
ровать пожар, в то время как налет
эвиащии продолжался. Весмотря на т,
что пол’езды были повреждены, пожа]-
ная команда базы сумела ‘преодолеть
все трудности и немедленно по прибы-

тии принялась за тушение. Правильно
расставив людей и технику, руководи-
тель команды сумел в очень короткий

срок потушить пожар.

Умелые и камоотверженные — действия
офицеров и бойцов противопожарной
службы флота “обеспечили сласение мно-
тих ценностей. В наотоящее время
вместо 60 всеми военными моряками
люди противопожарной службы  совер-
шенствуют свое боевое мастеретво. Что-
бы помочь им в этом деле, по заказу
Главной  инолекции противопожарной
службы ВМФ киностудией  «Киевтех-
ильм» изготовлен  учебно-технический
›ильм «Тушение пожаров жидкого тот-
лиза». Офицеры и личный состав флота
получают ценное пособие для изучения
тактики борьбы © отнем и сложной тех-
ники, применяющейся в этом деле,

Картину «Тушение ‘пожаров жидком
топлива» по еценарию Н. Арнольда, ©18-
вил режиссер Н. Грачев, снимал опера
тор М. Балухтин. С’емки производилиюь
ma Краснознаменной Каблтийской флоти-
лии и на Киевской военно-морокой базе.
Главный коноультант. фильма — полков
ник М. Степанов, консультанты — ине.

нор-майор М. Прокофьев п капитан
М. Назаров. -
В настоящее время’ ‘фильм разм

жаетоя, в конце ноября он будет paso-
слан ma флоты и флотилии,

ПОСТРОЕНА
ДОМЕННАЯ ПЕЧЬ

НИЖНИЙ ТАГИЛ; 14 ноября. (ТАСС).
На Алапаевском металлургическом заводе
закончено строительство новой доменцой
печи. Начав стройку в трудных условиях
военного времени, ‹ коллектив ^ треста
Уралмашстрой за короткий юрок закончил
кладку шахты, монтаж оборудюзания, ¢0-
оружение литейного двора, воздуходувки
м других агрегатов.

Новая ‘Уральская домна скоро даст пер
вую плавку.

Попозян — пришли к нему в палату. Ар-
тиллериет, осведомленный © боевых делах
экипажей, сказал после обычного при-
вететвия:

— Спасибо, что навестили. Теперь хо-
телось бы, чтобы кто-нибудь из вас рёс-
сказал, как вы управляли огнем,

— Огонь вели, как учили, — обетоя-
тельно докладывал Мишин. Прежде вое-
го по «опасным» точкам.

— Хорошо, — сказал Терновский,

ek &

Весна в Крыму выдалась поздней, В
конце марта в Севаетополе вышал обить-
ный снег. Стояла ветреная погода, поч-
ти каждое утро над бухтой клубилоя т -
ман, и только к полудню, когда солнце
поднималось к зениту, туман рассеивался,
и открывалаюь чудесная панорама
стопольского рейда. А

В конце марта друзья проводили па:
питан-лейтенанта Терновокого в далекий
вояж. На прощанье выпили по рюме
доброго массандровского вина, спели CTO
Py морскую песню и, пожав руку, по
желали счастливого пути.

Прошло несколько месяцев, и в кони
лета от Терновокого пришло первое пись-
мо. В нем он сообщал, что ив, здоров,
дважды пересек океан и теперь на фре-
гате возвралилея во Владивосток.
Потекли обычные будничные дни. Ра:
бота целиком захватила артиллерийском

офицера. Экипажи фрегатов были уве)

плектованы молодыми, = онергичнымя
людьми. Они жадно изучали технику,
слушали рассказы артиллеристов о м
нувших боях. В памяти Teproperoro 0710
за другим вставали сражения за Оле,
Севастополь, Новороссийск. Вепоминались
имена лучших офицеров, носителей н0-

вых тактических приемов. Иными слова

ми, весь опыт, который был накоплен их
ча черноморском театре в тоды войны,
когда он корректировал огонь под 0дес-
ой, участвовал в схватках с немецкими
катерами, в десантах, пригодился сейчас.
ыла выработана своя система,  надея
ная, проверенная,
ое ЕАО i Ue a ae
Окончание см. на 3-Й стр.

м
ly
т

\ ly
mi)
{ №
  fy
{hp
  Une
  ty
  Ау
  Ung
ly
  li

№