we

„= тренировке, выработке назыков
` ния и швартовки в сложных условиях,

[7 ноября `1945 г.; суббота. № 270 (2145)

06 управлении маневрами
катера

В ходе Отечественной войны катера
нашего флота выполняли самые разнооб-
разные задачи. Им приходилось вести
борьбу с подводными лодками, высажи-
вать десанты, поддерживать их огнем
артиллерии, снабжать войска проховоль-
ствиох и боеприпасами. Особенности
боевого‘ применения катеров, необходи-

` мость плавания в сложных метеороло-
гических ши чавигационных условиях
пред’явили повышенные требования и к
управлению маневрами этих кораблей.
Вэзникла потребность в специальной.
плава-

В боевой и повседневной деятельно»
eT командиру катера приходится чаще
всего выполнять следующие маневры:
щлартовка в базе и в море к борту дру-
гого корабля, уклонение от артиллерий-
ского огня и атак с воздуха, маневри-
рование при постановке, уборке и oun-
стке тралов. Чтобы успешно управлять
маневрами, командир должен прежде все-
го отлично изучить  тактико-техничес-
кие данные своего корабля, ero инер-
цию, циркуляцию, поворотливоеть, на-
память знать время, необходимое для
нерехода с одного режима работы мо-
торов ча другой, для производства ре-
версов и т.д. Все это, вместо с ‘умением
оценить влияние ветра, течения и дру-
  их. гидрометеоротогических зквлений, и
‚позволяет быстро и точно совершаль лю-
ok маневр.

’`На опыте налнего подразделения мне
хочется высказать несколько советов
(молодым командирам катеров. При под-
ходе в месту швартовки никогда не
следует увлекаться скоростями. «Стоп»
нужно давать с таким расчетом, чтобы
катер по инерции дошел до расчетной
чочки, Естественно, сразу такие навыки
ще приходят. Их надо развивать, наблю-
MAI а ходом шивартовки других кораб-
лей, систематически упражняться в раз-
зитии  глазомера, постоянно изучать
‘овойства своего’ катера, :

Однако только этих качеетв еще не-
достаточно для безукоризненного. управ-
ления, Командир и каждый офицер кате-
pa обязаны большое внимание ‘уделять.
оттанизации службы на мостике. Преж-
до всего офицер должен научить руле-
вых © полуслова понимать командира,
быстро фепетоваль и исполнять его при-
казания. Мне кажется, что четкая ра-
бота на мостике невозможна, если ‹ на
Hey присутетвуют посторонние лица. Во
‚время пгвартовки на мостике необходи-
‘мо поддерживать строжайтую mena.
ну и допускать сюда лить тех, кто вы-
полняет какие-то обязанности по рас-
«Писанию. aiid

В практике иногда бывает, что расчет
*мвартовки из-за привходящих моментов

оказывается неточным. Офицер, управ-

ляющий катером, в этом случае не дол-
жен опрометчиво принимать новое ре-
шение. Как показывает практика, = это

может привести к еще более серьезным

ошибкам. Нужно учитывать, что неуда-

ча сказывается Ha личном составе’
Обычно при ‘опрометчивом решения у Ту-
левого и моториста уже теряется уве-
ренность в действиях. Поэтому при вто-
ричной попытке пришвартоваться луч»
ше всего трезво оценить обстановку и
затем без горячки, отдавая минимум ири-
казаний, осуществить ювое решение.

Катер старшего лейтенанта П. подхо-
дил к стенке. Его инерция была слиш-
ком велика, Офицер, неправильно опре-
делив дистанцию, резко перевел ручку
телеграфа на задний ход. По ето лицу
можно было безотнибочно отределить,
что он растерялся. Поэтому он поздно
подал и вторую команду — «етом», Ка-
тер отскочил. слишком далеко. Нача-
лась «утюжка» гавани. Командир кате-
ра, отдавая приказания в машину, 3a-

был 06 обязанности руководить руле-

вым, и последний действовал по съосму
усмотрению,

Некоторые офицеры катеров до сих
пор не уделяют внимания отработке дей-
ствий баковой и ютовой групи. При вы-
садке же десантов, когда катерам при-
ходитея подходить к необорудованному
берегу в темное время при накатной
волне, выучка этих групп имеет решаю-
mee значение. Особенностя швартовхи.
® берегу требуют от офицер»  внима-
тельного наблюдения за глубинами. (ео-

бенно тщалельно нужно следить за тем,

чтобы волна и ветер не поставилч Ko-
рабль лагом. Для этого необходимо ра-
ботой машин и перекладкой  руля ‘все

‘время удерживать катер в положения,

перпендикулярном к берегу или отмели.
Этим самым винты и руль будут сохра-
нены от поломки. В нашем подразделе-
нии чаюто практиковалея следующий ме-
тод удержания корабля в нужном поао-
жении. Несколько краснофлотцев с от-
порными крюками становятся на корму
и, упираясь крюками в грунт, не дают

волне “забросить кофму в сторону бе-

pera,

Большинство офицеров катеров в пе-
риод Отечественной войны показало се-
бя отличными моряками. В многочис-
ленных операциях они накопили боль-
шой опыт управления маневрами кораб-
ля. Сейчас эти навыки необходимо все-
ми методами закрепить и усовершен-
ствовать. Систематические выходы в м0-
ре, специальные тренировки © последу-
ющим разбором. действий каждого офи-
цера позволят. это сделать. № сожалению,
такие разборы проводятся еще редко.

Старший лейтенант И. ЕЛЬКОВ.

te ee

Новые картины ленинградских художников
о моряках-артиллеристах

ЛЕНИНГРАД, 16 ноября. (По теле-.
фону от корр. «Красного Флота»). Цен-
тральный военно-морской музей ^приоб-
Тех ряд новых работ ленинградских ху-
дожников, посвященных действиям ар-
тиллеристов Краснознаменного Baaruit-
ского флота в годы Великой Отечествен-
HOH войны.

Среди них -—— картина известного ба-
чалиста Владимирова  «Железнодорож-
ная батарея ведет огонь по немецко-фа-
шистеким захватчикам в момент проры-
Ba блокады Ленинграда». Большой ин-

`леристов

терес представляют рисунки и автоли-
тографии художника Титова «Линейный
корабль «Октябрьская революция» на
Петергофеком рейде в сентябре 1941 го-
да», «Линейный корабль  «Петропав-
ловок» ведет огонь», «Морской охотник

‚ведет бой с противником» и другие.

Ряд художников работает над карти-
нами, посвященными действиям  артил-
Краснознаменной  Ладложекой
флотилии и участию морских артиллери-
стов в боях под Сталинградом и на Ду-
нае.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Краснознаменный Балтийский флот. Тральщики идут. в район. Е,
: < Фото. В, ‚Федотова,

‹

Воспитание на боевых традициях

Из. опыта работы‘ комсомольской` организации

В краснознаменный
вовника — Кирьянова прибыло
oe тополнение летчиков, ‘штурма-
HOB,  стрелков-радистов, механиков и
мотористов. ‘Командир поставил в9-
дачу в * кратчайший ср до-
биться, чтобы молодежь овладела слож-
ной боевой техникой. Комсомольсвие op-
ганизации полка и авиаоскадрилий уеи-
ленно помогали командиру решать эту
одну из главных задач,

Знакомясь с вновь прибывигими офи-
церами и сержантами, комоорг полка
т. Протасов узнал, что никовеу из них не
довелось участвовать в Великой Отече-
ственной войне и что них из них не
знаком с боевыми традициями  красно-
знаменыого полка.  Комоомольское бюро
решило провести открытое комеомольское
собрание © повесткой дня «Боевые тра-
лиции полка». т

Поеле содержательного доклада вете-
рана полка штурмана старлтего лейтенан-
та Гриши выступали комсомольцы. Член
ВЛЕСМ Колупев рассказал 0 том, Kak
полк воевал во время обороны Севасто-
поля, ках бомбил врага ныне Герой Со-
ъетекого Союза полковник  Корзунов, в
каких трудных условиях приходилось pa-
ботать техникам и летчикам на Херсо-
несском аэродроме под обетрелом 12
вражеских батарей. Комсомолец Лубин-
ский рассказал о первых бомбовых ула-
рах по румынским портам и Чернавод-
скому мосту эскадрильи Героя Советеко-
го Союза майора. Пурцумия. Летчик его
эскадрильи Большаков после Goa ¢ Bpa-
жоскими ‘истребителями пришел на
аэродром с 220 проболзами. Комеомо-
лец Кулешов рассказал о боевых подви-
гах Героя Советското ‚ Союза капитана
Конхрашина.

Мыели молодых летчиков; штурманов,
стрелков-радистов. выразил выстутивиий
комсомолец младший лейтенант Шашкозв-
ский, if

Он заявил:

— Мы слышахи здесь рассказы о бое-
вых заслугах полка, о его лучших о лю-
дях, Мы гордимея, что нас послали в
этот прославленный полк. Я обязуюсь
учиться летать так, чтобы быть достой-
вым боевых заслуг этого полка.

—

(К 10-летию выступления товарища Сталина

на Всесоюзном совещании стахановцев)

Десять лет назад, 17 ноября 193
Тода, на заключительном заседании пер-
вого Всесоюзного совещания стаханов-
цев выступил с речью товарищ Сталин.
_ С памятной августовской ночи; когда.
забойщив шахты. «Центральное Ирмино»
Алексей Стаханов вырубил за смену

тонны. угля, перекрыв установлен-
ную норму в 14 раз, прошло два с по-
товиной месяца. Но на совещании рабо-
чих и работниц —чотахановцев уже при-
Сутетвовало три тысячи  учаютников,
предотавлявттих бурню. раютущее народ
Hoe движение.

Й вот тотда, У ‘истоков этого движе-
ния, прозвучала историческая речь
товарища Сталина, которая вошла в
пдейную — сокровищницу марксизма-
тенинизма величайшим образцом глубо-
кого научного предвидения. Товарищ.
бталин определил всемирно-историческое
значение  зарождавшегося творческого
движения маюс, врокрыл его корни, наме-
тил пути его могучего будущето.
“Десять лет, прошедшие © тех пор,
полностью ‘оправдали гениально-трезо?-
ливое предвидение нашего вождя и учи-
теля. СОтахачовокое движение стало дви-
жением миллионов трудящихся  Совет-
ского Союза. Оно сыграло огромную
роль в развитии произоодительных сил
социатиотического ‘пебгударютва, в усиле-
НИИ ето экономической и оборенной мс-

° Щи, в побеле нашего народа над горман-
CEM фапгизмом и японоким — империа-
лизмом. Оно’ приобротает сейчае исклю-
чительтое значение ® успешном релие-
HEY грандиозных задач мирного ©трои-
тельотва,

Е KK

В речи на первом Веесоюзном сове-
щании стахановцев товарищ Сталин го-
ворил:

«Стахановское движение нельзя рас-
смутривать, ках обычное движение ра-
бочих и работниц. Стахановокое движе-
ние это такое движение рабочих и ра-

` ботниц, кбторое войдет в историю на-
шего социалистического строительства,
‚: Ю® одна из самых олавных ее страниц».

Оглядываясь на прожитые годы, 5о-

торые уже стали историей, мы можем   роических субболников 1919 года к

нынче сказать; да, стахановокое двизже-

‚Бие, в котором воплотились ум и энер-
‘PHA, мечты. и благородотвю нашего ве-
‘ликого народа, это движение — одна из
‘вамых славных отраниц нашего социа-
‘хиотичеюкого строительства,

Искра, брошенная в Донбассе, затыла-
ла могучим огнем по всей советекой

земле, озаряя города и села  невидан-

ным светом творческого под’ема миллио-

‘нов тружеников. И че было такой силы,
которая могла быть епособной погасить

это пламя. Оно освешало могучим про-
жектором наш мирный  созидательный
труд, OHO полыхало в годы войны ги-
гантокими кострами человеческой энет-
гии и напряжения в героическом совет.
оком тылу.

Только гению, только народному вож-
дю дано увидеть в искре пламя буду-
шего. Подобно ’ тому. ках В. И. Ленин
‘увихел в первых субботниках 1919 года
ростки  коммунистичеекого ‘труда, так,
‘спуетя 16 лет, товарищ Сташин. пред-
сказал стахановокому движению величай-
mee будущее, В лице инициаторов ста-
хановехого движения и их последова-
телей товарищ Сталин видел. и чуветво-
вал людей новых, особенных, овладев-
их техникой своего дела,  оседлазших
ее м потнавших вперед.

Откуда же взялись эти новые
потобные Стаханову?`

Такие люди, выразители нового отно-
шения ® труду, нового’ мировоззрения,
новой. психики, ‘могли вырасти ^ только
в. нашей стране, в социатистичестком
государстве». созданном , Лениным и
Сталиным, Подобно садовнику, выралщие
вающему цветы, большевистокая партия
бережно и терпеливо растит. учит, воз-
питывает ‘советских лющей. Рекорд Ста-
ханова, новаторство  Гудова, научный
полвиг Папанина не были чудом, сва-
ливитимся с небес. Движение, возник.
шее в авгуете 1935 года, как и многие
другие «чудеса», было подготовлено. пар-
тивй большевиков, создавшей социали-
стический строй, воспитавшей социали-
стическое сознание людей, социалистиче-
ское отношение к труду. От первых ге-

люди,

мощному стахановекому ‘движению — та.
KOB путь, по которому ‘партия вела мил:
лионы трудящихея.

` Фенин и Сталин показали решающее
значение высшей ` производительности
труда для победы нового общественного
строя. Стахановокое движение потому и
оценено товарищем Сталиным ках дви-
жение, призванчое произвести революцию
20 всех отраслях ‘народного хозяйства,
чт оно открыло путь к достижению 60-
л6е высокой, по’сравнению с капитализ-
моем, производительности труда. Это дви-

жение отало ‘одним из реальных фактм-

ров роста социазлистического ‘богатетва
п изобилия, дальнейшего укрепления со-
циалистического строя, ero экокомича-
ской и военной мощи. т
2 ke oe

Товарищ Сталин отметил в своей исто-
рической речи наиболее характерные
черты стахановокого движения. Он пол-
‘черкнул, что. <. стахановокое движение
‘зародилось и’ развернулось ‘как движе-
ние, идущее снизу. И имемно
что. CHO. зародилось самопроизвольно,
именно потому, что оно. идет cxuay.
оно являетея наиболее жизненным и
непреодолимым” движением ‘современно-
ети». iho

Стаханововое движение разнеслось п
всей стране, подобно ‘урагану. Товарищ
Сталин определил причины ‘быютрого ро-
ста стахозорокоро движения. Коренное
улучшение малериального положения тру-
дящихея вызвало неизбежный ‘под’ем в
труде, высокие нормы выработки, роди:
ло героев и героинь труда. Отсутствие
эноплоатации, работа на себя, на свой
кла0е, на 0806 советское общество до-
лают труд делом чести; делом славы.

Jams B таких условиях и могло наро-

диться движение, названное по имени
его зачинателя. Наличие новой техники,
которая стала появляться У нас в изо-
билий, создало предпосылки, облегчило
возможность увеличить нормы выработ-
ки нев 1—2 раза, в десятки раз. Этой
техникой хорошо овладели передовые
люди из рабочих и работниц, которые и

HOI MOMMA

‘потому;

Выполняя решение  комеомольского

MOL0-   собрания, комсомолец Самсонов оформил

плакаты с фотопрафиями знатных людей
почка. ем

Komeopru эскадрилий, тоже молодые
летчики, тт. Чашков и. Житенев органи-
зовали в вечернее время читки историч
полка.

С помощью парторганизации проведе-
ны беседы с молодыми комсомольцами на
темы: «Сталинская авиация в Отечест-
венной войне», «Летчики полка в Кон-
станцекой сотерации», «Боевой путь Te-
роя’Советекого Союза Корзунова». Бе-
веды вели опытные летчики, итурманы,
стрелки-радисты, механики.

Нерушимая традиция краснознаменно-
го полка — высокая воинская дисципли-
на. И комсомольцы в своей пражтиче-
ской деятельности борются за высокую
организованность, образцовый порядок.

Как-то комсомолец младший лейтенант
Семенов: нарушил воийекую  дисциили-
ну. Вомсорг полка Протасов побеседовал
© ним, & затем вызвал’ на заседание ком-
сомольското бюро полка. ‘Семенов был
предупрежден. После этого он стал одним
из примерных офицеров, ` Молодой штур-
ман младигий лейтенант Гавриленко по
невнимательности убрал при посадке
шасси. Бюро ВЛЕСМ эскадрильи пригла-
сило. Гавриленко на. открытое комбомоль-
ское собрание, хотя он и не был членом
ВЛЕСМ. Комсомольцы покритиковали ero
за’ невнимательность. Гавриленко сначала
обиделся на комсорга штурмана Чанткова.
Чаликов по-товарищески поговорил с ним
eme раз. В дальнейшем Гавриленко mo-
дружилея в комсоргом и подал заявление
о’ приеме в комсомол, Сейчас он принят
в ряды ВЛЕСМ, является одним из луч-
‘ших штурманов эскадрильи,

Комсомольское бюро’ эскадрильи, где
комеоргом Чашков, вовлекает всех ком-
‚сомольцев в активную.  комеомольекую
работу, умело воспитывает молодое по-
полнение, хорошо помогает в этом коман-
дованию полка,

Старший лейтенант
А. ВОРОБЬЕВ.

подняли знамя нового, невиданного еще

дотоле движения.

Для всей нашей страны, для всего ¢o-
BETCKROTO народа речь товарища Сталина

явилась боевой программой,  историче-
оким руководящим документом. Стаханов-
ское движение приобретало все более
маюсовый характер. охватывало миллион-
ные ‘армии тружеников. Жажда зна:
ний‘ передовых рабочих породила ста:

нию‘ производительноети труда’ вызвало
в жизни новые формы  отахановекого
движения — многостаночное. и многоаг-
регатное  обелуживание,
ствю ‘профессий. Ежедневно’ появлялись
сотни, тысячи новых имен новаторов,
рекордеменов; революционеров‘ труда.
Стахановокое движение
стране всенародным движением.
ew we

22 июня 1941 года’ мирная, созида-
тезыная жизнь нашей ‘страны была на-
рунене вероломным‘ нападением  титле-
ровской Германии. Нотребовалиеь воэру-

женное сотротивление врагу и быстрая
) перестройтна всего’ хозяйства страны на

военный. лад;

Отахановекое движение в труднейние
‘роенные тоды приобрело особенное зна
чение. Стахановекими темпами ковалось
грозное оружиё, стахановскими ‘темпами
строились целые цехи. целые заводы.
`В. течелие 12 вуток в условиях силь-
ых. морозов были построены два завод-
ких корпуса в  Свердловокой области.

В кратчайшие сооки строились такие
предприятия, как Челябинский металлур-
гический затот, Кузнецкий ферростлав-
ный, завод; Челябинекая ° теплоэлектро-
дентраль с самым мощным зв CCCP тур-
богенератором в’100 тысяч киловатт,
ноуте комеозые батарей в Масяитогореке.
в Нижнем Тагиле, Алтайский тоакторный
завох, мартенювекий цех в Златотете.
прубопрокатный ‘завод на Южном. Урале.
На тепловых электростанциях Советеко-
го Союза в 1943 году. введено на 20
томентов болье мощностей, чем в
1940 и 1941 тг., вместе взятых.

Труд в военные годы осложнилея еще
ий тем, что взамен значительной части
квалифицированных рабочих, ушедших
на фронт, к станкам встали подростки,
женщины, вернувшиеся на производство
пенсионеры-старики. Ё чести рабочего
класса, эти изменения не снизили его.
боестособности. Сохранившийся костяк
опьтных,  квалифицированных рабочих

личение

хановекие школы. Стремление к повыше:

совместитель -

стало в нашей

Изучение дрейфа корабля

Дрейф корабля, переставший  ‘интере-
совать мореплавателей после перехода от
парусного флота к паровому, сейчас, в
связи с общим развитием кораблестрое-
ния, вновь начинает обращать на себя
внимание,

В самом деле, дрейф парусных корад-
лей был очень велик. Ёго нельзя было пе
учитывать при плавании. Появившиеся на
смену парусникам паровые корабли име-
ли, как правило, отношения площадей над-
водной части к подводной, близкие к еди-
нице, &а иногда и меньше единицы. Но-
нятно, что втичние ветра. из корабль pes-
во уменьшилось.

езначительность ветрового ‘дрейфа
паровых кораблей привела к тому, что о
дрейфе на некоторое времл забыли.  Даль-
нейшее развитие нораблестроения и ко-
раблевождения возродило актуальность
вотроса о ‘дрейфе. И это вполне понятно.
Стремление увеличить тоннаж корабля
приводит к необходимостя увеличить все

размеры его. Но пропорциональное уве-

личение всех размеров оказывается не-
возможным, так как увеличению осадка
корабля прелятетвуют ограниченные глу-
йины каналов и портов. Поэтому дляна,
ширина и высота корабля растут быстрее,
корабль становится мелкосидящим и, ес-
тественно, более подверженным действиям
ветра. К этому же ведет и стремление
увеличить скорость корабля, так как уве-
скорости, кроме увеличения
мощности машин и улучшения обводов
подводной части корабля, требует и
уменьшения ее площади.

Дрейф ‹овременных кораблей стал
‘больше дрейфа первых шаровых _ судов.
Углы дрейфа их, конечно, меныше углов
дрейфа парусных кораблей, но ими уже
нельзя пренебрегать при’ ведении счис-
ления. Учитывать дрейф обязывает  te-
перь и другая причина. Наука о корабле-
вождении далеко шатнула вперед. Разра-
ботанная теория девиации, изобретение
тирокомпаса  и механического лага 3Ha-
чительно повысили точность определе-
ния места по счислению. Различные 01-
тические, акустические и радиометоды
‘определения позволили сделать
‘плавание не только вблизи берегов.

Наряду с этими достижениями, дающи-
ми возможность учитывать вуре корабля
© точностью до одной четвертой градуса
и определять место корабля вблизи бере-
гов с точностью до 1/4 кабельтова нет
©10с0ба, позволяющего даже со значи-
тельно меньшей точностью (1—2 граду-
с&) надежно определить уход корабля ©
курса под действием ветра. А угол дрейфа
1—3°— явление обычное почти для всех
кораблей уже при ветре 4—6 м в сбкун-
ду и при скоростях хода 8—10 узлов.

Обычно для того, чтобы учесть дрейф
при прокладке, пользуютея опытом пла-
вания на данном корабле. Конечно, дол-
голетнее плавание и интуиция командира
корабля или штурмана позволяют им до-
статочно надежно определять поправку на
дрейф. Но это, во-первых, не обеспечено
нА всех кораблях и ше гарантирует от
случайности, а, во-вторых, такой снособ
нельзя считаль совершенным, Несоответ-
ствие точности определения различных
величин (знание которых необходимо для
ведения счисления) ненормально. Оно
значительно снижает результат работы
навигационных приборов и мешает даль-
нейшему развитию кораблевождения.

Нет нужды подробно останавливаться
на том,
точно определять дрейф корабля, чтобы
вести точное счисление в открытом море
или при плавании в тумане вблизи бере-
гов. Ероме безопасности, это диктуется
необходимостью повысить ‚экономичность

плавания. Экономия каждой мили — это

экономия времени и топлива,

-Важность уточнения, счисления тем

‘более очевидна для кораблей Военно-

Е О ТВ

принял на себя всю тяжесть выполнения
военных заказов м обучение новых кад-
pos. Вернувшеиеся на заводы ветераны,
представители етарой рабочей гвардии,
работали рука 0б руку © молодыми, ло-
стахановски. «« the

‚ Ольга  Кулдымова, работница завода
<«Врасный молот» в Казахстане, в Mo-
лодости была санитаркой в Чапаевской
дивизии. Когда началась война, ее
муж — чешаевец — ушел на защиту
Отчизны, a она пришла, на завод, быетро
овладела специальностью и вскоре ста-
ла выполнять по 3—4 нормы. Андрей
Калитонович Новиков строил самолеты в
продолженив 45 лет. Его ‘руками ‘был
собран в 1911 году биплан, на котором
летал Уточкин. В годы ‘первой мировой
войны он етроил русские «Ньюпоры» и
«Фарманы». Во время Великой Отечест-
венной войны А, К. Новиков готовил
вооружение для мощных советских са-
молетов. as ;

Владимир Орлов незадолго до войны
окончил Киевское ремесленное училище
и всего лишь несколько месяцев прера-
ботал’ слесарем на’ заводе  станков-ав-
томатов. За первые два года войны под-
росток Орлов вырос в опытного слесаря,
стал знатным человеком на заводе, на-
тражден орденом’ Трудового — Красного
Знамени. a ops

Старики, женщины, подростки — все
работали так, что не раз заслужили по-
хвалу ‘товарища Сталина. Их воодушев-
пяла любовь к великой Родине, вена.
висть к врагу, стремление помочь Крас-
ной Армии и Военно-Морскому Флоту
скорее разгромить врага,

Патриотизм советской рабочей моло-
дежи вылился в массовое движение
двухеотников и трехсотников. Советский
народ прозвал двухботников <действую-
щей ‘армией тыла». Подобно воинам, у
которых был личный счет истребленных
немцев, ‘двухсотники‘вели ‘счет  сверх-
плановой продукции для фронта.

Осенью 1941 года на заводах военной
промышленности возникли и очень быет-
ро распространились фронтовые  брига-
ды. К 1943 году на предприятиях од-
ной только Москвы было более трех ты-
сяч фронтовых бригад, Каждый рабочий
такой бригады выполнял не менее по-
лутора—двух норм, никто не покидал
станка, пока задание He было ° выпол-
нено. а
Десять лет назад на всю страну про-

почему мы должны научиться

Морского Флота. Точность знаний мее-
та корабля в боевой обстановке может по-
рой решить успех операция, a ошибка
может привести к гибели корабля и эки-
пажа. Особенно это стало актуальным в
связи с развитием минного оружия.

Когда говорят о ветровом дрейфе, неле-
зя забывать и о сносе корабля течением,
влияние которого пока еще учитывается
недостаточно точно. :

Теоретическое исследование ограничи-
валось шока исследованиями дрейфа на-
русных кораблей. Дрейф же самоходных
кораблей был совершенно ‘не освещен.
Правда, имелись некоторые попьгтки раз-
работать ‹побобы расчета ‘угла дрейфа, во
в основе их не было физического обоено-
вания.

Разработка этой темы была поставлена
в отделении физики моря теоретического
отдела нашего института и велась по трем
направлениям: теоретических изысканий,
лабораторных исследований, ‹ поставлен-
ных в ЦАГИ для определения аэро- и
тидродинамических характеристик  моде-
лей кораблей и экспедиционных иселедо-
ваний в море, проводимых для проверки
получекных результатов м детального
изучения явления дрейфа на практике.
За два с половиной года институтом было
организовано три экспедиции — две Ha
  Васпийское и одна на Белое море. Экепе-
диции работали на боевых, гидрографиче-
ских кораблях и кораблях торгового фло-
та. Институт в ювоих работах по этой те-
ме использовал › богатейший материал
продувок и буксировок моделей различ-
ных кораблей, & также материалы штур-
манеких наблюдений. Особенно ценными
из них оказались наблюдения, обработан-
ные инженер-капитаном — Залесовым
(ТОФ).

нотитут не только выполнял эту рабо-
ту, но и об’единил вокруг себя других

авторов, параллельно работавтих над во-.

просож исследования дрейфа. В сборник
трудов института, посвященный дрейфу

корабля, входят работы: вице-адмирала

Матусевича, Федяевского, Крылова‘ и Гу-
сева. Методы расчета угла дрейфа, пред-

точных   ложенные этими авторами, проверялись

в текущем году на Каспии и дали поло-
жительные результаты.

Для работы на Каспии был выбран
район Баку, изобилующий сильными вет-
рами. Этот район был удобен для наблю-
дений еще и Потому, что здесь можно
было изучить влияние дрейфа в чистом
виде без действия волны от береговых
ветров, исследовать суммарное  воздей-
ствие волны и ветра, работать при ветрах
восточных румбов.

Испытания проводились на мерных ли-
ниях. Ворабль двигался к ветру пох раз-
личными курсовыми углами, полученные
фактические углы дрейфа сопоставаялись
с расчетными. Учет течения в районе ра-
бот обеспечивалея вертушкюй Экманз-

Мерца < катера, стоявшего’ на якоре. Ме-_
тоды расчета углов дрейфа производились.

на переходе Баку — Красноводок на бор-
ту теплохода «Туркменистан».

Работы в море дали возможность
вокрыть и 0б’яснить неравномерное вет-
ровое’ рыскание, приводящее так же, как
ий дрейф, к уходу корабля с курса. (Ре-
зультат этого явления до сих пор прити-
сызалоя также дрейфу). Это значительно
расширило наши звания о дрейфе и ука-
зало на необходимость конструирования
прибора для учета этого явления.

Прибор сконструирован м построен в
институте, в августе— сентябре этого года
прошел испытания на Каопии. Испытания
показали, что прибор можно использовать
не только для учета ухода корабля с кур-

са вследствие дрейфа и зарыскивания, но.

и в качестве стабилизатора курса надвод-
ных и подводных кораблей. т
Кандидат физико-математических _
наук инженер-капитан А, ГУСЕВ.

SSeS ee Se ee ea

гремели имена пионеров стахановского
движения — Алексея Стаханова, Бусы-
гина, Сметанина, Кривоноса, и других.
В годы Великой Отечественной зойны
советский народ выдвинул новых героев.
трудь — Дмитрия Босото; Егора’ Агар-
кова, Екатерину Барышникову,
лия Шалаева, Афанасия ‘Кедя, Ивана
цев военного времени самым достойным

Сталинских премий.
ххх

Советский народ не жалел своих сил
для ускорения разгрома врага. «Социа-
листическое соревнование и его новые
формы — поднятия.
труда неизменно оставались в
заботы передовых рабочих и всего ра-
бочего класса» (Молотов). Благодаря
этому были преодолены многие трудно-
сти военного времени.

Теперь, когда война победоносно за-
вершена, трудящиеся нашей страны. с
небыгалым  воодущевлением и энергией
взялись за решение грандиозных задач
мирного строительства., Никогда еще. не
било таким мотучим ключом  социали-
етическое соревнование, как сейчас, в

активно участвуют миллионы патриотов
социалистического государства, отхаю-
щих свою энергию, инициативу, свое
творчество созидательному труду во имя
‚нового расцвета любимой Отчизны.

С исключительным под’емом встретил
наш народ решение партии и правитель-
етва 0 составлении пятилетнего плана
восстановления и развития народного
хозяйства на 1946—1950 годы. Нарох
верит в реальность этого замечательного
плана, ибо народ знает, что сам являет
ся его творцом. По этому плану в не-
сколько лет будет значительно превзой-
ден довоенный уровень хозяйственного
развития страны и обестечено значи-
тельное повышение жизненного уровня
населения,

В скорейшем и плодотворном вышол-
нении новой, послевоенной пятилетки,
как и во всех предыдущих  сталинеких

‘пятилетках, социалистическое соревно»

вание призвано сыграть  действенную,
решающую роль. В этом соревновании,
вдохновляемом большевистской партией,
великим Сталиным. наш народ добъетоя
новых, славных побед .

Майор А, ПОНЕВЕЖСКИЙ.

Bacu=:
Стадника и других. Из числа стаханов-’

присуждены почетные звания лауреатов”

производительности
центре.

послевоенное время. В этом движении `