Me

2 апреля 1944 г., № 79 (1646)

Огонь корректирует
BbIHOCHOM NOCT

Перед экипажем корабля была по-
ставлена задача— огнем главного калибра
разгромить ряд опорных. пучитов  про-
тивника,

До начала операции мы развернули в
непосредетвенной близости OT Hella
тельских позиций два наблюдательно-
хорректировочных поста.

Услех корректировки зависит от того,
насколько изучена местность и располо-
женные на ней цели. В течение продол-
жительного времени артиллеристы осваи-
вали по карте, планшету и непосредствен-
но на местности систему вражеской обо-
рены. Непрерывное наблюдение позволило
полностью разведать оборону немцев,
выявить дислокацию опорных пунктов,
батарей и огневых точек.

Когда противник стрелял, мы засека-
ли ето батареи, уточняля позиции. B
остальное время внимательно следили за
передвижением живой силы и техники,
34 новыми сооружениями в полосе 0б0-
роны, Е началу наступления мы под-
ностью знали систему обороны врага на
данном участке,

Предварительная разведка вельсь при
помощи сети наблюдательных постов.
Й втоследетвии эта сеть оказалась
необходимой — она обеспечивала жи-
вучесть корректировки огня. Ko-
гда до начала операции противник ap-
тиллермйским отнем сбил наш оснозной
наблюдательный пункт, ‘наблюдение про-
должалось с запаеных, и на корабль по-
прежнему регулярно посылались  доне-
вения. 4

Радисты подготовили несколько  ва-
риантов расстановки аппаратуры, ‚Врбме
радио, каждый из наблюдолельных пунк-
тов был овязан с постом донесений He-
‹колькими телефовными линиями. проо-
зенными отдельно друг от друга. В’ про-
песее артиллерийского боя телефонисты
научились хорошо и быетро исправлять
цовреждения на линии.

Главное внимание разведчиков обра-
щалось на знание местности и располо-
жения. целей, на умение быстро и точно
определять цель на местности и на план-
mete, Кроме общих ориентиров, развед-

чики в процессе подготовки в операция.

отыскивали новые. Когда противник He-
задолго. до нашего артиллерийского Ha-
ступления стал уничтожать в своем рао-
положении все ориентиры, разведчики
не фастерялись,. так как имели в
запасе ‘много дополнительных, Например,
немцы взорвали заводскую трубу. Но
это не отразилось на быстроте и точности
стрельбы корабля. ‘
ре артиллерийского частупления
требовал, чтобы особенно важные цели
были пристреляны заблаговременно, В хо-

де операции большое количество разрывов
енарядов самых разнообразных батарей
могло  дезориентировать наблюдателей.
Во избежание ошибок до операции
было уделено много внимания работе с
секундомером. Нолучив сигнал © корабля
о залие, разведчики засекали время и,
зная продолжительность полета снаряда
до цели, устанавливали точное отклоне-
ние,

Кораблю предстояло переносить огонь
с одной цели на другую, вести стрельбу
по нескольким  об’ектам одновременно.
Предвидя это, мы заранее готовили раз-
ведчиков, вырабатывали умение быстро
и точно работать на планшете.

В процессе стрельбы было выявлено
много новых об’ектов, и если бы He
тредварительная тренировка, частые we-

реносы сорвали бы действительноеть ог-

ня. Нам удалось осуществить почти
одновременную пристрелку по несколь-
RUM целям. Мы имели паановую таблицу
и знали о каждом переносе огня. При
очередном приказании с корабля
общить отклоление  стереотруба наво-
дилась непосредственно на новую цель, &
наблюдение за пристреяянной не пре-
кращалось. Например, пристреляв onop-
ный пункт противника на. высоте
112,0, мы начали пристрелку  железно-
дорожной станции. Так пак стереотруба
была занята, то за высотой в это время
наблюдали в бинокль. A

Хочется сделать несколько замечаний
0 деталях организации поста, влияющих
на успех.

Прежде всего. о связи. Некоторые свя-
зисты, обеспечивая пост апларатурой, не
думают, на какое расстояние он’ будет
удален от корабля и сколько времени ему
придется работать. В результате бывали
случай, когда рации нь постах
не обеспечивали связи с. кораблем
из-за дальней дистанции. В других слу-

чаях не было достаточного запаса авку-

муляторных батарей.

Перед организацией поста надо 1п02-
ностью информировать радистов об 05-
новных и запасных волнах и готовить
их для работы на них. Радиета, плохо
знающего таблицы условных сигналов и
не умеющего отличать позывные ради-
стов. своего корабля от других, нельзя
считать годным. Очень важно быстро и
четко работать на ключе,

‘Что касается оптики, №0 на копректи-
ровочном посту достаточно иметь  олну
стереотрубу и несколько биноклей -— mo
числу артиллерийских наблюдателей.
Всякий лишний предмет ^ обременяет
пост и затрудняет его маневренность. ‚

Старший лейтенант М, НОСКОВ.

Краснознаменный Балтийский флот.

Боевой счет авиаполка

ЕРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 31 марта. (По телеграфу от наш.
корр,); 28 марта командир звена лейтв-
Haut Пошенков в паре с ведомым младшим
лейтенантом Мелешко обил вражеский
самолет, доведя аким ‘образом боевой

счет энского Краснознаменного истреби--
тельного полка до 150 уничтоженных не-

мецких машин,
Однако этот счет держался недолго. На

другой день етаригий лейтенант Ткачев и,
жейтенант Стручатин вышли на поиск KO--

раблей противника в Финском заливе. Вы-
полнив задание, летчики возвращались. на
авродром. Неожиданно из

‘эчербдей. Стручалин,

облаков 1п0-’

явился «Фокке-Вульф-190». Войдя в пи-
ке. он устремился на самолет Стручатаяна
й дал несколько  пушечно-пулеметных
шедший бреющим
полетом на большой скорости, немедаен-
но сделал горку и увернулся от удара.
Между истребителями завязался бой на
зиражах. амолеты почти касались
крыльями поверхности воды. Зайдя на
одном из виражей в хвост немецкому са-
молету, Стручалин с дистанции 25—50
метров дал очередь из всех своих огневых
средств. «Фокке-Вульф» упал в воду п
затонул. Боевой счет полка увеличился
еще на один сбитый вражеский самолет.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ УСПЕХ ШАХТЕРА АФОНИНА

СТАЛИНО, 1 апреля. (ТАСС). Горлов-
ский забойшик шахты № 75 треста «Артем-
уголь» Михаил Афонин, вступив в социа-
листическое соревнование со знатным неф-
тяником Баку Героем Социалистического
Труда Рустамом Рустамовым изо дня в

ЕЖА

добычи

ВАХТЕННЫЙ ОФИЦЕР

день увеличивает выработку. За два месяца
т, Афонин завершил годовую программу
тонлива. В счет второй годовой
нормы мастер горного промысла уже нару-
бал более трех вагонов угля.

ПОЛВОЛНОЙ ЛОЛКИ

Паанировать службу на походе  прз-
Вильнев Так; чтобы малоопытные. офице-
ры стояли вахту в светлое время суток.
Инем в перископ вражеское судно заметить
легче, чем ночью © мостика. Дистанция
обнаружения в светлое время обычно
бывает настолько велика, что командир
‘корабля вполне успеет выйти в цент
ральный пост для производства манев-
рирования. Да и сам вахтенный офицер
MOET иметь достаточно времени’ дая
принятия решения 10  предваряющим
атаку маневрам. Так и было, когда. на
вахте стоял старший лейтенант Вуз-
нецов. Увидев силуэт корабля против“
ника, он подал команду для сближения
в целью. Ночью же дистанция  ветречи
была бы другой, и на его долю, возможно,
пришлось бы производетво всего манев-
ра, включая и зали,

Бдительность вахтенного, в ночное
время должна быть особенно высока еще и
потому, что. противник усилил противо’
лодочную оборону на нашем театре. И
малейшая задержка с погружением MO-
wer привести к обстрелу корабля или
бомбежке глубинными бомбами. В прак-
зике нашего соединения был однажды
«лучай, когда молодой и неопытный
вахленный офицер, пытаясь распознать

обнаруженный катер, задержал срочное
погружение. В результате подводная
лодка была обстреляна, с

Мне вспоминается, как перед одним
пз походов состав вахтенных офице- i
в был укомплектован несколь-   Ау ДлЯ
цими молодыми командирами, не имею-
щими достаточного опыта плавания.
Лейтенант Сергеев, получив впервые

назначение на подводную лодку, уже че-
фез несколько дней ушел с нами в море.

ное погружение.
jaa на глубину. После этого я сразу же
указал Муратову на его недостатки. Он
  нерешительно подавал команду и забыл

о

Наиболее характерные требования, ко-
торые командир подводной лодки пред’-
являет к вахтенному офицеру, заключа-
ются в том, чтобы последний во-время
подал команду о срочном погружении,
Организация самого погружения настоль-
ко отработана экипажем, что дальнейших
приказаний уже неё требуетея. Нужно,
чтобы сам вахтенный офицер по отдаче
такого приказания мгновенно убрал вах’

igy и задраил за собой люк. Это элемен-

тарные истины, но, как показывает
жизнь, молодой офицер не всегда обла-
дает достаточной сноровкой, чтобы срочно
подать нужные команды и быстро  за-
драить аюк. Качества, которые решают
успех маневра, приходят лишь по
мере накопления практического ‘опыта.
Поэтому, желая, чтобы наша молодежь
имела побольше практики, мы чспользо-
вали каждое погружение для тренировки
вахтенных офицеров. Вак только надо
было погружаться, я намеренно уходил с
мостика и предоставлял вахтенному офи-
церу возможноеть самостоятельно произ-
водить погружение, давая ему вводные:

В один из дней перед рассветом на
вахте был старший лейтенант Муратов.
Я не уходил с мостика, ибо Муратов в
то время еще не был допущен к само-
стоятельному несению ходовой вахты.
Когда надо было погружаться, л дал ему
вводную: «Катер противника», и CaM
быстро ушел вниз. Муратов подал комал-
` уклонения и произвел сроч-
Подводная лодка уш-

указать боцману глубину „погружения.
Это пришлось сделать мне. Такую прак-

c=

КРАСНЫЙ ФЛОТ

В освобожденном Николаеве. Один из

разрушенных судостроительных заводов.

Фото В. Малышева (TACO),

` ГВАРДЕЙСКИЙ КРАСНОЗНАМЕННЫЙ

той. Кругом громоздились камни,
санные временем. ветром. водой. Далеко
внизу лучи полярного солнца освещали
сквозь слой кристально чистой воды
каждый камешек на дне бухты. У борта
плавбззы стояли катера-охотники, при-
чудливо разрисованные  маскировщиком.

— Ну, как вам нравится наш дом? —
cupocua старший лейтенант Рябухин. —
Хорошее пристанище для наших «охот-
ников» -— сопки прикрывают и от вет-
ров и от немцев.

— А самолеты вас тут не беспокоят?

— Злесь не очень, а в море с ними не
рав приходилось  возжречаться. Да вот,
несколько дней тому назад нам е Макко-
веевым пришлось изрядно повозиться в
«Мессершмиттами» и «Фокке-Вульфа-
МИ».

Рябухин рассказал о последнем походе,
  когда два североморских катера в течение

‚ нескольких часов отражали атаки левят-,

надцати немецких самолетов, не допус-
  кал их к охраняемому транспорту. Таки
  улетели немцы не солоно хлебавиги, Уле-
  ream He все: два «Мессершмитта», сра-
женные огнем артиллеристов и пудемет-

морекое дно.

Мы условились с Рябухиным  вотре-
титься вечером на паавбазе м спустились
в сопки. Но встреча не состоялась, Рябу-
хин-енова ушёл в море. Только

кий корабль был изрядно потрепан. Его
борта, рубка, обвесы мостика были изре-
шечены снарядами. Я не нашел и тое-
Кого Из экипажа «морского охотниках.
Но Рябухин, коренастый, подвижной, ¢

попрежнему цел и невредим.

— Вот. это был: действительно горячий
денек, — ‘сказал он. — никогда еще. не
Buyet  «Фокке-Вульфов» так близко.
Небось, думали, что совсем уж нас под-
ловили. Вывалились из облаков над са-
мой головой и ну строчить мз пушек и
пулеметов, Да не на такого напали. Ка-
тер ведь у меня малейшего поворота
штурвала слушается.  Сманеврировали
Tak, что и бомбы немецкие мимо. легли
и большинетво снарядов только воду за-
мутило. Правда, и нам немного  доста-
och, — Рябухин. помолчал и совсем дру-
тим тоном

—— д

добавил: — Вот жалко не-

скольких матросов задело. Хорошие были
ребята. Сколько походов с ними сделано,
в каких передрягах бывали. Никогда ме-
ЕЯ не подводили... i

ITH последние слова одного из наиб-
лее искусных и смелых офицеров диви-

ит самолета противника. Действия ero
были правильные и энергичные.

Этот случай снова убедил в пользе,
которую приносят систематические еже-
дневные тренировки. Жаль, что многие
командиры не дают вахтенным  офипе-
рам самостоятельно производить погру-
‘щение и веплытие. Меня когда-то чрез-
мерно опекали. и думаетел, что Кузнецо-
BY было легче освоиться со своими
обязанностями, чем в свое время мне,

Конечно, это не означает, что на пле-
чи молодого подводника нужно взвалить
вею ответственность за управление ко-
раблем. Командир должен всегда все
видеть и знать раньше других. Но он
цолжен предоставлять свободу и иници-
аливу молодым офицерам, постоянно
контролируя их действия.

Однажды ночью я спустился, чтобы
дать указания сштурману, и -ocTa-

вил за себя старшего лейтенанта Иво-

чкина, Я не успел сказать штурману и
двух слов, как раздалея сигнал срочного
погружения и подводная лодка, пови-
нуясь Ивочкину, начала уходить на
глубину. Придя в центральный пост,
я получил доклад об обнаружении ка-
пера противника.

Маневр был произведен безупречно,
но меня занимало другое: действитель-

Ho ли полвялея вблизи немецкий катер
  боевого эпизода со всеми его положи-
 тельными сторонами и недостатками по-

могает молодым офицерам освоиться на

или же он был плодом воображения
молодого офицера? С кем не бывают
такие «грехи» в начале самостоятельной
деятельности. Мои сомнения были рас-
сеяны через две-три минуты акустаком,
доложившим, что он елышит шум винтов
катера.

После этого на разборе
что Ивочкин действовал правильно.
Благодаря его бдительности подводная
лодка не была обнаружена м продолжала
искать транспорты на вражеской комму-
никации, 5

Всегда ли надо торопиться с ‘погруже-’
нием при полвлении катера? На этот воп-

мы отметили,

чиков «морских охотников», улеглись 7

санты, совершали

через!
двое суток я попал на его катер. Малень-

j

OLYMeBHIA личный состав катеров, моби-

двумя орденами на потертом кителе, был

менный дивизион

Мы стояли на гранитной вершине соп-   зиона показывают, пожалуй, самую  ха-
1 ки. главенствующей над небольшой бух-  рактерную черту североморских
0бтё-   жевых калеров. Коротко ее можно выра-

сторо-

зить так: экипаж катеров уверен в своем
командире, командир узерен в своем эки-
mame,

С самого начала войны  катера-охот-
ники нашли самое широкое применение
на северном театре. Еще в период не-
мецкого наступления, когда немцы надея-
лись захватить наши северные базы, сто-
рожевые катера вместе с миноносцами
поддерживали фланг нашей армич артил-
лерийским огнем с моря. Эеминцы гро-
мили цели, находящиеся ‘в
вражеского расположения. а катера по-
давляли пулеметные гнезда и ближай-
шие огневые точки. И тогда cesepowop-
ский катер одержал первую победу над
немецкой авиацией. «Морской охотник»
под командованием лейтенанта Вротя. вы=
держал схватку с большой группой не-
мецких самолетов. Более двухеот бомб
сбросили на маленький корабль немцы.
Но благодаря умелому маневрированию
и меткому огню катер не только остался
невредимым, но и обил два «Юнкерса».

С тех пор катера-охотники решали са-
мые разнообразные задачи. Они несли ох-
фану базы в составе дозора, искали и то-
пили вражеские подводные лодки, кон-
воировали транспорты, высаживали  де-
набеговые операции.
Непрестанно росло боевое искусство офи-
церов и экипажей катеров, рос ущерб,
принесенный ими врагу. За боевые успе-
хи дивизион был награжден орденом
Красного Знамени. Высокая награда во-

Лизовала их на дальнейшее повышение
активности. Они оправдали эту награду.
В результате дерзких операций коэаб-
лями дивизиона лотоплено шесть тран-
спортов общим водоизмещением 35 ты-
вяч тонн, две подводные ‘лодки ‘и один
миноносец противника, сбито 16 ‹амоле-
тов, уничтожено 17 плавающих мин. Ва-
тера прошли 315 тысяч миль, отконвон-
ровали 258 транспортов и 300 других
судов, провели свыше 60 стрельб по 6е-
регу, уничтожив немало живой силы и
техники немцев. За мужество и отвагу,
проявленные в боях с немецкими за-
хвалчиками, 238 офицеров, старшин и
краснофлотцев дивизиона награждены 07-
денами` и медалями Советского Союза.

За проявленную отвагу в боях ва 0те-
чество ев немецкими захватчиками, 35,
стойкость; мужество, дисциплину и орга-

низованность, за героизм личного соста-

ва 2-й Краснознаменный дивизион преоб-
разован во 2-й Гвардейский Краенозна-
сторожевых катеров.
3. ДАВЫДОВ.

ВЯ

Капитан

anos

С ———
‘ Подводная лодка после долгого mpe-
Зывания под водой всплыла на поверх-
ность. Курильщики сразу же бросились
в рубку. Первые занявшие се «ечаст-
аивчики» уже жадно дымили, А осталь-
ные поторапливали их. Я находилея на
мостике, просматривая горизонт. В
этот момент сигнальщик старшина 2-й
статьи Сурин доложил:

— Прямо по носу три катера про-
ГИВНИКа,

Днем, несколько часов назад, когда
мы находились еще под водой, я видел в
перископ четыре катера противника, явно
произволившие поиск подводной лодки.
Они ходили строем фронта, ‘прослушива-
ди район и изредка бросали гаубинные
бомбы.

Можно было погрузиться, предполо-
жив, что замеченные вечером катера —
те же, 910 и днем. Но у меня возникло по-
лозрение. что противник после дневной
подготовки коммуникации ведет’ теперь
свой караван. ;

Была 0б’явлена боевая тревога. Bee
заняли свои места. Через несколько ми-
HYT наши предположения оправдались:
наблюдатели обнаружиля два больших
транспорта. На этот раз срочное по-
гружение было дано только после того,

как я увидел взрывы торпед, попавших.

B 06a корабля.

Всякий pasdop того или другого

практике с условиями самостоятельного
песения вахты. Не надо откладывать
разбор, а делаль его сразу же на ме-
сте, используя для этого первую же свэ-
болную минуту. Если маневр, который
производил молодой  звахтенный офицер,
не удался, надо, если есть’ возможность,

‘бать повторить его.

Boe сказанное выше 0 подготовке
вахтенного офицера подводной лодки на
походе имело у нас эффект еще и потому,

глубине.

старшем лейтенанте Вузнецове мы гово-

« старались давать нашим мозо-
рили уже выше, Этот требовательный и 1ИКУ Мы стар д

дым офицерам при каждом удобном

диспитаинированный, офицер и началу то   caytae, Результаты ив зачедаили  ска-
хода не имел опыта А кораблем. трея
Таким образом, помимо боевого зада” : ‘
oe подводная ‘лодка,   На вахте стоял старший лейтенант

ния, которое имела
надо было в этом же походе «ввести в
строй» нескольких вахтенных офицеров,
научить их первоначальному  маневри-
реванию для сближения с противником
и производству срочного погружения,

Бузнецов. Я в это время отдыхал. Под-
‘нял меня н& ноги сигнал срочного по-
гружения. Когда я прибежал в централь-
ный пост, корабль был уже под водой.
Рахтенный доложил мне, что погрузился

0. exHONO: MegOxOF) 1 YTO BPeMA, KOTOPOe MpOReAa MOTOTERB B ba-

офицера ответили  , перед походом, не было потеряно ла-
другие: прежде всего надо
осмотреть, что делается вокруг катера.

c
ояЗательНо о рыли изучены уставы, ‘наставае-

ибо может случиться, что волед за нии

пойдет транспорт.

ния, проведен ряд групповых упражне-
В описанном эпизоде немецкий

в море, они познавали на практике все.

Ка   что они ранее теоретически изучали в
тер искал подводную лодку, но в 346- базе
дующем походе «молодежь» нашего ко“

Капитан-лейтенант Б. ГРЕМЯКО.

рабля снова убедилась на практики, как 1
Действующий флот,

важна бдительность на вахте.

ий е вахтенными офицерами. Находясь

дения об оборудовании, приборах и мате-

% р
Завешание Николая Кокарева

В приморском городе во дворе тюрьмы ,

морекие десантники нашли могилу co-
ветского воина, убитого немцами,

! Случайность помогла узналь ео имя.
В пустой камере остался забрызганный
кровью томик Пушкина. На страницах
книги боец напиеал прощальное письмо
товарищам по оружию — тем, кто осво-
бодит этот город.

«Я прожил всего лишь двадцать пять
лет и доживаю двадцать шестой, Чтож,
умру ведь недаром, а за наше правое
дело. Эх, прощай солнечный свет! Про-
щайте, люди, прощай и ты, земля. Враг
неумолим, пощады не даст, да я и не же-
лаю этой пощады. Я не нищий, чтобы
просить у него жизни. Я советский чело-
век — простой, независимый. Я умираю
за друзей, за землю, за Сталина и за
счастье нашего народа в будущем.

Николай Кокарев».

У него оставалось несколько
жизни, и он дописал:

минут

«Как не хочется умирать — не оттого,
что страшно, а оттого, что мало сделал
для Родины. Но ничего. За меня сделают
товарищи, на свободе. О, мои милые со-

-`отечественники, отомститё за нас, кто
расстрелян в немецких застенках, Наша
смерть ещё раз требует — уничтожайте
беспощадно извергов, которые разоряют

` наши земли и мучают наш народ.

Вот, кажется пришла’моя смерть. Про-
щайте. Через пять-десять минут —ко-
Heil...

Моя могила в тюрьме, во дворе слева,
в углу, где стоит разбитая машина

Отетупая под ударами Врасной Армии
из районов Ленинградекой области, He-
‚ мецкие бандиты все предавали огню и
  данамиту. Они не щадили ничего: ни двор-
‹ цев, ни жилых зданий, ни больниц, ни
` школ и исторических памятников.

Сразу же после изгнания немцев на-
чалось восстановление разрушенных ими
городов и сёл,

В восемнадцати освобожденных райо-

нах Ленингралокой области уже восста-.

HOBACHO более девятиеот колхозов, кото-
рые сейчае деятельно готовятся к пер-
вому после оккупации весеннему севу.
‚ Повсеместно. идёт chop и емонт
  сельскохозяйственного инвентаря, вывоз-
  ка удобрений на поля, засышка семенных
фондов, ремонт парниковых рам, очиет-
ка котлованов под парники. В Волосов-
ском районе начала работать воестанов-
ленная машинно-тракторная станция;
она усиленно ремонтирует тракторы к се-
ву. В Кингисепиеком районе действует не-
сколько колхозных кузниц, которые про-
изводят ремонт  сеаъокохозяйственного
инвентаря. Волхозникам помогают ленин-
градцы. Недавно в районы области
из Менинграда было отправлено десять
вагонов запасных частей для земледель-
ческих машин. .

Е 1 алреля в освобожденных районах
должно открыться около пятисот началь-
ных и средних школ. Многие школы уже

«ГАЗ». Я видел, как копали для меня
яму.

Если кто прочтет, не забудьте найти
семью и передайте сыну — ему уже пять
„лет, что его отец погиб за счастье совет-
ских людей».

Мы можем представить себе, как про-
жил свой последние дни Николай Вока-
‘pes, Ero уводили на допрос, пытали и
окровавленного бросали в камеру. С ним
был томик Пушкина, спрятанный от па-
лачей, Он раскрывал книгу и находил то,
что утешает сильного, что укрепляет
бесстрашното.

Вот страница, которую Кокарев выб-
рал для того, чтобы написать на ней свое
предсмертное. письмо, рядом © пушкин-
скими строками:

и

„Иль мало нас? Или от Перми до
Гавриды,

От фянских хладных скал до пламен-
i ной Колхиды,

От потрясенного lipemas

До стен недвижного Китая,

Стальной щетиною сверкая,

Не встанет русская земля?

Это письмо в книге,  обагренной
кровью, мы читаем, как завещание’ пат-
риота. И миллионы людей, которые смог-
ди выстоять и научились побеждать,
идут на Запад метить за емерть простого
и независимого русского человека Нико-
лая Кокарева, за всех замученных его
братьев.

И. КРАВЦОВ.

Черноморский флот.

eae aS ens

в ОСВОБОЖДЕННЫХ РАЙОНАХ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

работают (з Гатчине, во Мге, в Чудове и
ряде других городов и в селах). Для
MROIDHUROR освобожденных районов из
Тенинграда направляется 125 тысяч
учебников, 100 тысяч тетрадей, чернила,
перья, карандаши, резинки и другие
школьные принадлежности. Шхолы в0с-
останавливаются главным образом сила-
ми родителей, учителей и самих учащих-
ся. Некоторые учителя вернулись к аю-
бимой работе прямо из партизаневих от-
рядов, в составе которых они сражались
против немецких дикарей.

Показателен темп возрождения жизни
в Павловоком районе. Наши войска вош-
ли в Павловск, когда он, подожжённый
немцами, был об’ят огнём пожаров. Мно-
гих жителей Павловска гитлеровцы уг-
нали с еобой. Фамистекие бандиты при-
ложили все старания, чтобы превратить
Павловек в пустыню. Но прошло неё мно-
гим более двух месяцев, и Павловский
район ожил. В районном центре восста-
навтиваются здания районных и город-
ских организаций, выходит газета, mpd-
кладывается — городекая = телефонная
связь, оборулованы бавя, пекарня, рабо-
тают больница, амбулатория, школа, па-
рикмахерская, организованы Дом для
престарелых и Детекий дом. Город очи-
щаетея от лома и мусора. Население
энергично приволит в порядок жилые зда-
ния и улицы.

Ленинград, (Корр. «Красного Флота»).

—-=

Бюллетень „Опыт ремонта артиллерийского
вооружения ВМФ“

Вышел в свет выпуск 3—4-й бюллетеня
Артиллерийского управления Военно-Мор-
ского Флота «Опыт ремонта артиллерий-
ского вооружения ВМФ».

Бюллетень ставит целью обобщение и
распространение опыта. В нем описываются
повреждения артиллерийского вооружения
и способы их устранения, характерные кон-
структорские и технологические решения,
проверенные в боевой обстановке  рацио-
нализаторские предложения.

Выпуск 3—4-й содержит 45 статей, осве-
щающих различные вопросы ремонта мате-
риальной части артиллерии, приборов уп-
равления стрельбой и оптики,

В статье инженер\капитана Морговского
даются практические указания по устране-
нию при ремонте отдельных конструктив-
ных недостатков артсистем Б-13,. Б-24 и
Б-34.

Инженер-подполковник Ломотько осве-
‚щает вопрос о влиянии износа деталей на
‘работу противооткатных устройств, а так-
же приводит данные о характере и величи-
не износов. :

В статье инженер-майора Бирман приво-
дится в обобщенном виде опыт снятия
омеднения в каналах стволов химическим
путем. Автор указывает рецептуры, приспо-
собления, дает практические советы по
производству работ, говорит о мерах предо-
сторожности. :

Ряд статей посвящен описанию харак-
терных ‘случаев ремонта, а также методов

с отдельных неисправностей.
Следует отметить такие из них, как ремонт
ствола артсистемы Б-24-БМ; правку балок-
досылателя артсистемы Б-13; правку де-
  формированного станка  артсистемы Б-13;
  простейшие методы ‘устранения мертвых
  ходов прицелов” и т. д.

В разделе «Приборы управления стрель-
! бой» статья инженеров Грибова и Загород-
  ного дает ряд’ практических сведений и
указаний. связанных с организацией при ба-
зах флотов мастерских По ремонту элек-
  трозлементов ПУС Статья солержиг све-

риалах, а также технологические указания
о пропитке, покрытии лаками и покраске
электроэлементов.. Приводятся рецептура и
описание процесса подготовки лаков.

В статье инженера Скакальского указа-
ны способы повышения надежности работы
дистанционных  контактно-следящих си-
стем.

Статья инженер-капитана Герасимова
описывает опыт изготовления силами  ар-
тиллерийской ремонтной мастерской флота
термоэлементов для приборов схем ПУС.

Техник-лейтенант Шумаков в своей ста-
тье освещает опыт ремонта ПУАЗО-3 в ус-
ловиях войсковых ремонтных мастерских.

В разделе оптики статьи т, Ченакал «Ва-
куумная осушка оптических приборов»,
«Уплотнительные замазки для оптических
приборов» и’«Обезжиривание рук сборщика
при чистке оптических приборов» и т. Не-
чаева «Способ серебрения оптических де-
талей» посвящены описанию технологиче-
ских процессов операций, часто встречаю-
щихся при ремонте оптических приборов.
В этих статьях описаны применяемые уста-
HOBKH и рецептуры материалов.

В ряде статей освещаются случаи ремон-
та и испытания перископов подводных ло-
док,

Статья т. Сушкевич содержит указания
и таблицы ‹ для приближенной проверки
дальномерных приспособлений перископов
при отсутствии специального ‘коллиматара,

Тов. Новицкий описывает абсолютный
метод проверки коллиматоров для дальнс-
меров.

Раздел «Разное» освещает вопросы pe-
монта деревянных деталей стрелкового
оружия, использования ‘отходов шлифо-

вальных кругов, применения отработанного

размелнителя, а также изготовлёния OT-
дельных приспособлений и инструментов,
применяемых ремонтными мастерскими.

В заключение напечатан систематизиро-
ваяный перечень статей, помещенных в вы:
пусках №.№ 1—4 бюллетеня.

Инженер-майор В. ПЕТРИКЕВИЧ,